Какие формы дцп выделяют согласно классификации семеновой

Формы ДЦП по К. А. Семеновой

Рекомендованное образовательное учреждение.

Диплегия (Diplegia) паралич, поражающий обе половины тела, причем в большей степени ноги, чем руки.

Спастический (spasmodic) - возникающий во время спазмов или напоминающий по своему проявлению спазм.

Праксис (греч. praxis – действие). Способность производить целенаправленные действия, движения.

Гиперкинезы (греч. hyper- + kinēsis движение) непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.

Астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля.

(gnosis; греч. gnosis познавание, знание) - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения

У 70—80% детей со спастической диплегией отмечают нарушения речи в форме спастико-паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже — моторной алалии. Гиперкинезы артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают речь смазанной толчкообразной.

Нарушены пространственные представления, конструктивный праксис. Память снижена.

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство) . Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами) . Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено.

При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.

Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей. Наиболее часто они проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться в дошкольном или младшем школьном возрасте под воздействием занятий по коррекции нарушений познавательной деятельности. Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести.

Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых людей при сохранном интеллекте и достаточном развитии маницулятивной функции рук.

Интеллект в большинстве случаев заболевания снижен. Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются и отвлекаются. Нарушены пространственные представления, конструктивный праксис. Память снижена. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков.

ГЕМИПЛЕГИЯ (от греч. hemi- — полу- и plege — удар, поражение) полная утрата произвольных движений в руке и ноге с одной стороны, паралич правой или левой половины тела.

(anarthria; ан- + греч. arthroo членораздельно произносить) - утрата членораздельной речи вследствие паралича или пареза мышц, принимающих участие в артикуляции, напр. при бульбарном параличе.

Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается. Самостоятельное передвижение невозможно. Некоторые дети с трудом овладевают навыком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико-ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует либо больной произносит отдельные звуки, слоги или слова). Мышление замедленно, инертно, память ослаблена.

Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90%) отмечается выраженная умственная отсталость. Отсутствие мотивации к деятельности. В большинстве случаев дети с двойной гемиплегией необучаемы. Тяжелый двигательный дефект рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена.

Гемипаретическая форма. - скованность мышц нижней и верхней конечностей с одной стороны (либо слева, либо справа).

Гемипарез (геми + греч. paresis – ослабление). Снижение силы и двигательной активности конечностей с одной стороны тела.

Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез в связи с поражением левого полушария наблюдается значительно чаще, чем левосторонний. В зависимости от локализации поражения при этой форме могут наблюдаться различные нарушения. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи в форме моторной алалии, а также дислексия, дисграфия и нарушение функции счета. Каждое из этих расстройств может быть лишь частичным и проявляться только в трудностях освоения чтения, письма, счета. Поражение височных отделов левого полушария может сопровождаться нарушениями фонематического восприятия. При поражении правого полушария отмечается патология эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности, инертности, эмоциональной уплощенности. В тяжелых случаях одностороннее ограничение спонтанных движений заметно уже в первые месяцы жизни. Патология речи отмечается у 30—40 % детей, чаще по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии.

Степень интеллектуальных нарушений вариабельна от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Причем снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений. Обучаемость и уровень социальной адаптации детей с гемипаретической формой ДЦП во многом определяются не тяжестью двигательных нарушений, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств.

Существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

(гипер + греч. kinesis - движение). Автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

Энцефалопати́я (encephalopathia, анат. encephalon головной мозг + греч. pathos страдание, болезнь; синоним: псевдоэнцефалит, церебропатия, энцефалоз) синдром диффузного поражения головного мозга дистрофического характера, обусловленного различными болезнями и патологическими состояниями.

Гиперкинетическая - это внезапное появление хаотического двигательного возбуждения.

Гипотония (hypotonia; гипо- (Гип-) + греч. tonos напряжение, тонус). 1) (син. гипотонус) — сниженный тонус мышц или мышечного слоя

ДИСТОНИ́Я -и; ж. [от греч. dys - не-, раз- и tonos - напряжение] Мед. Повышенная утомляемость организма, проявляющаяся в мышечной слабости, бессоннице и т.п.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору) , а также кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. Первые проявления гиперкинезов начинают выявляться с 4—6 мес. в мышцах языка, и только к 10—18 мес. появляются в других частях тела, достигая максимального развития к 2—3 годам жизни. В период новорожденное™ отмечается сниженный мышечный тонус, позже гипотония постепенно сменяется дистонией. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень поздно (лишь к 2— 4 годам) начинают держать голову, садиться. Еще более сложно освоить стояние и ходьбу. Чаще всего самостоятельное передвижение становится возможным в 4—7 лет, иногда позже. Походка у детей обычно толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте больным труднее, чем идти. Произвольные движения размашистые, дискоординиро-ванные; затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма.

Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. У части детей (20—25%) имеют место нарушения слуха, особенно часто страдает высокотональный слух; у 10—15% отмечаются судороги. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей

Большинство детей обучается самостоятельно ходить, однако произвольные движения, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения социальной адаптации. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Начальное обучение детей часто осуществляется на дому по массовой, реже по вспомогательной программе. Быстро утомляемы.

В таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму. При письме под диктовку они делают много ошибок. Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

Атонически-астеническая форма - выраженная вялость всех мышечных групп, приводящая к нарушению движения.

Атония(греч. atonia слабость, бессилие; а- + tonos напряжение) - отсутствие тонуса.

АСТЕНИЯ (от греческого astheneia - бессилие, слабость) (астенический синдром>), болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, раздражительной слабостью, частой сменой настроения, вегетативными нарушениями, расстройствами сна.

ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость), широко распространенный недостаток зрения, при котором ближние объекты кажутся размытыми.

Тремор(от лат. tremor - дрожание) - быстрые, ритмические колебательные движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями.

При данной форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений) .

На 1-м году жизни выявляются гипотония и задержка темпов психомоторного развития (затруднены или практически не развиваются контроль над положением головы, функции сидения, стояния и ходьбы) . Функции хватания и манипулирования с предметами формируются в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремором рук и расстройствами координации движений. Сидение формируется к 1 — 2 годам, стояние и ходьба — к 6— 8 годам или позже. Длительное время двигательные функции остаются несовершенными. Ребенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений с целью сохранения равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, несоразмерны, нарушены их синхронность и ритм. Расстройство координации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и овладение навыками рисования и письма. У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии; может иметь место алалия. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, у многих проявляется страх падения; задержано формирование навыков чтения и письма. Если поражение мозжечка сочетается с

поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность.

При атонически-астатической форме ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. При поражении только мозжечка дети малоинициативны. У детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту. Не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.

Согласно классификации детского церебрального паралича, разработанной К.А. Семеновой в 1973 году, а также Международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ-10) выделяют 5 основных форм ДЦП:

1. Спастическая диплегия – нарушение работы мышц рук и ног, при этом в большей степени страдают ноги, и ребенок испытывает проблемы с ходьбой различной степени выраженности. Поражение рук также вариабельно от неловкости при выполнении движений до выраженных ограничений движений. Первые клинические проявления невролог может выявить с 4-6 месяцев, в виде задержки угасания врожденных рефлексов, а также нарастании мышечного тонуса. Речевые нарушения отмечаются в 80% случаев в виде дизартрии, дислалии и т. д., снижение интеллекта в 30-50% случаев. Прогноз: при своевременно начатом и регулярном лечении; самостоятельно ходят до 20-25% детей, с использованием костылей, и других средств - до 40-50% пациентов.

2. Гемиплегическая форма - одностороннее поражение руки и ноги. Клинические проявления в зависимости от степени выраженности становятся заметными в возрасте от нескольких недель до года. Как правило, родители замечают, что их ребенок по-разному использует руки в своей деятельности, либо ближе к году, когда ребенок начинает ходить, что ребенок подволакивает одну ногу. Прогноз при своевременно начатом лечении, как правило, благоприятный. Дети чаще ходят самостоятельно, а инвалидизация зависит от ограничений движений в руке. Речевые нарушения отмечаются у 40% больных, снижение познавательной деятельности - у 40 % больных, судороги – у 30% больных. Это наиболее благоприятная форма для будущего прогноза развития ребенка

3. Двойная гемиплегия (тетрапарез) — самая тяжелая форма ДЦП. Клинические проявления врач может увидеть уже в раннем младенческом возрасте. Поражены все конечности, но чаще руки поражены несколько больше, чем ноги. Интеллектуальный дефицит отмечается более чем у 90% детей, до 50-75% детей имеют микроцефалию, у 40% отмечаются различные поражения черепных нервов: атрофия зрительных нервов, нарушения слуха. Такие дети часто имеют нарушения глотания, жевания, что может приводить к поперхиваниям при принятии пищи и увеличивать риск хронической аспирационной пневмонии (воспаление в ткани легких вокруг вдыхаемых частичек пищи), которая является наиболее тяжелым осложнением, часто приводящим к гибели ребенка. Прогноз неблагоприятный, дети, несмотря на лечение, очень плохо поддаются вертикализации, т. е. выучиваются самостоятельно садится, вставать. Но даже в случае положительной динамики в двигательном развитии ребенка, из-за выраженных интеллектуальных нарушений социализировать (интегрировать в общество) такого ребенка очень сложно.

4. Гиперкинетическая форма (дискинетическая) - возникают различные непроизвольные движения в руках, ногах, лице, туловище, которые мешают поддержанию ровной позы, координированным манипуляциям конечностей. Патологические движения появляются ближе к году. Движения могут быть как медленными и вычурными, так и быстрыми, отрывистыми. До 75% детей могут ходить самостоятельно без поддержки, однако, как правило, не ранее чем с 5-6 лет. Очень часто отмечается нарушение слуха - до 40-50% детей, повышенное слюнотечение, нарушение глотания и артикуляции, а вот снижение интеллекта при данной форме встречается редко. Прогноз развития и социальной адаптации при гиперкинетических формах ДЦП неплохой, многие дети могут обучаться в средних и высших учебных заведениях и работать по специальности.

6. Смешанная форма - это сочетание двух и более форм у ребенка. Прогноз зависит от степени выраженности двигательных, психических нарушений, а также своевременно начатого лечения.

Симптомы церебрального паралича и их выраженность могут варьировать в течение жизни, несмотря на то, что повреждение мозга остается неизменным.

Также, стоит помнить, что ДЦП не является наследственным заболеванием, оно не передается от родителей к детям, однако, от родителей к детям могут передаваться предрасполагающие к церебральному параличу причины (например, семейные нарушения свертываемости крови, приводящие к преждевременным родам).

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы

По классификации Семеновой К.А. выделяют следующие виды ДЦП:

1) спастическая диплегия;

2) двойная гемиплегия;

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей.

3) гемипаретическая форма;

4) гиперкинетическая форма;

арактеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка.

5) атонически-астатическая форма

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

43. Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, четыре группы детей с аутизмом.

Искаженное психическое развитие представлено в частности синдромом раннего детского аутизма, который отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений.

Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, сохраняются предположения о поломке биологических механизмов аффективности, — о первичной слабости инстинктов, — об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, — о недоразвитии внутренней речи, — о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах, — о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации, и многие другие

Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характеризуется следующими признаками:

2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем;

3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.

Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.

захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Причины

Многочисленные медицинские исследования позволили врачам очертить круг провоцирующих факторов для формирования детского церебрального паралича, причинами появления которого у детей могут стать:

  • рентгеновское облучение будущей матери;
  • магнитотерапия;
  • радиационное поражение.

  • хромосомные аномалии.

Механические причины ДЦП:

  • травмы живота будущей матери;
  • родовые повреждения детей.

  • гипоксия плода;
  • фетоплацентарная недостаточность.

  • последствия отравлений;
  • неконтролируемый прием медикаментов;
  • воздействие солей тяжелых металлов на плод.

Инфекционные причины возникновения ДЦП у детей:

  • нейроинфекции;
  • различные формы соматических болезней у будущей матери – к примеру, гепатиты, пиелонефриты.

Поясняя, что же такое детский церебральный паралич, специалисты обязательно среди перечня факторов его появления указывают пагубные привычки родителей, половые инфекции с хронической формой течения, а также тяжелые стрессовые ситуации, проживание в регионе с неблагоприятной экологической обстановкой.

Причины ДЦП

Любое повреждение развивающегося мозга плода и новорожденного может повлиять на его развитие. Вмешательство в сложный процесс развития может как замедлить его, так и привести к частичной или полной остановке развития всего мозга или его отдельных участков — в том числе отвечающих за движение.

Медики классифицирует факторы риска возникновения ДЦП как пренатальные (другими словами — внутриутробные), интранатальные (то есть, возникшие во время родов) и постанатальные (послеродовые, возникшие в первые месяцы жизни новорожденного ребенка).

В медцентре при Марфо-Мариинской обители. Фото диакона Андрея Радкевича

К первым относятся — заболевания матери во время беременности, внутриутробное инфицирование плода, иммунологическая несовместимость матери и ребенка, прием беременными лекарственных препаратов, вредные привычки матери (алкоголь, курение), воздействие химических и физических факторов окружающей среды, стрессовые состояния, многоплодная беременность. Поражение ЦНС могут спровоцировать вирусы краснухи, ветрянки и герпеса, лихорадка или травма.

Интранатальные факторы – это асфиксия в родах, внутричерепная родовая травма. Они могут привезти к развитию ДЦП, но как уже было сказано раньше, акушерские травмы – это лишь 20% случаев , в отличие от 70% — внутриутробных нарушений. Нельзя не учитывать, что родовая травма чаще всего происходит на фоне предшествующего дефекта развития плода, при патологических, а иногда даже при физиологических родах.

10% заболевания ДЦП приходится на постнатальный период – это инфекционные заболевания новорожденного, билирубиновая интоксикация, черепно-мозговая травма.

Всего известно более 400 вредных факторов, нарушающих развитие мозга ребенка.

Говоря о поражении центральной нервной системы, приводящем к ДЦП, нельзя не сказать о важном, но печальном моменте – устранить повреждение мозга нельзя! В настоящее время нет способов, позволяющих удалить из мозга поврежденный участок и заменить его здоровыми нервными клетками. С другой стороны, существует множество способов помочь ребенку с церебральным параличом.

В основе большинства известных классификаций детского церебрального паралича основным критерием, по которому разграничивают виды ДЦП, врачи берут варианты расстройств движения у детей.

Так, наиболее крупной группой поражения является спастический вид. Для него будут характерны преимущественно ригидность мышечных групп конечностей, их неспособность к самостоятельному расслаблению.

Неврологические симптомы другого типа ДЦП у детей – атетонического, проявляются непроизвольными движениями в конечностях. Из-за того, что они хаотичны, дети практически не в состоянии управлять своим телом. Подобные клинические признаки атетоидного, дискинетического типа ДЦП присущи 10–15% больных.

Еще один вид болезни – атаксический. Группа симптомов у детей заключается в неправильной координации освоенных ими произвольных движений, что зачастую становится причиной неустойчивости походки, а также нарушений равновесия тела.

Сложнее классифицировать детей, у которых наблюдаются признаки сразу всех вышеперечисленных видов ДЦП. К описанию их клинического случая специалисты могут добавлять локализацию преобладающих поражений, количества вовлеченных в патологический процесс конечностей – к примеру, гемипарез справа, что подразумевает изменения в правых руке/ноге.

Признаки ДЦП – симптомы недуга

Существует три стадии протекания заболевания:

  1. Ранняя (от 0 до 5 месяцев)
  2. Начальная стадия (с 5 месяцев до 3-х лет).
  3. Поздняя (от 3-х лет и старше).

В результате изучения стадий, выделяют ранние проявления ДЦП и их поздние симптомы. К ранним признакам недуга можно отнести:

  • детские рефлексы, например, хватательный, которые сохраняются после полугода;
  • задержка в развитие, например, ребенок не может ползать, ходить, переворачиваться, сидеть и т.д.;
  • использование только одной руки.

Ранняя симптоматика может быть абсолютно незаметной до определенного возраста, а может быть очень выраженной в зависимости от степени поражения ткани головного мозга. Если ребенок имеет нездоровый мышечный тонус, например, то это может проявляться, либо в чрезмерном расслаблении, либо в сопротивлении. Если тонус расслабленный, т.е. пониженный, конечности болтаются, ребенок не может удерживать позу. Если напряженный – повышенный, то конечности принимают вынужденное, не всегда удобное положение. Вследствие такой патологии тонуса мышц церебральный паралич имеет следующий характер:

  • внезапность движений;
  • медленность и червеобразность;
  • избыточная динамика;
  • бесцельность;
  • неуправляемые двигательные рефлексы.

Все остальные симптомы ДЦП соотносят с поздними. К ним можно отнести:

  • деформация скелета. Пораженная сторона в данном случае имеет укороченную конечность. В последствие при игнорировании проблемы, может развиваться нарушение осанки, сколиоз, искривление костей таза;
  • нарушение слуха. Ребенок не в силах распознать окружающие его звуки, что грозит поздним развитием речевых и прочих навыков;
  • расстройство речевого аппарата. Выражается в невозможности сформировать звуки путем координации губ, гортани и языка. Это возникает в результате повреждения тонуса мышц. При этом речь несвязная и затрудненная;
  • зрительные проблемы. Развивается миопия, дальнозоркость или косоглазие;
  • нарушение глотания. Нет взаимодействия мышц, отвечающих за процесс глотания, что создает большие сложности с процессом приема пищи и питья, слюноотделения;
  • нарушение анатомического строения челюсти – это патологические проблемы в строении зубного ряда, поражением зубов кариесом, слабостью эмали;
  • недержание мочи и дефекация. Когда работа мышц неконтролируемая, выполнение этих процессов становится проблемным;
  • судороги. Данный симптом можно наблюдать сразу после рождения ребенка или спустя некоторое время после развития ДЦП;
  • задержка в мыслительном развитии. Этот симптом проявляется лишь у части больных детей;
  • нарушение координации и мышечного тонуса. Движения и моторика ребенка разболтаны, неуклюжи, дискоординированы. Детский церебральный паралич проявляется такими нарушениями:
  • избыточное перенапряжение мышц;
  • непроизвольное сокращение мышечных тканей;
  • нет реакции на громкий звук;
  • косоглазие, миопатия;
  • не дотягивается рукой до объекта после 4 месяцев;
  • не сидит самостоятельно после 7 месяцев;
  • не может произносить слова после года;
  • пользуется лишь одной из двух верхних конечностей после 12 лет;
  • ходьба на пальчиках, а не на полной стопе;
  • затруднения в походке, тугоподвижность.

Формы

От правильности диагностированной формы ДЦП у детей напрямую зависит, что из современных медикаментов и методов реабилитации будет наиболее эффективным. Важно также как можно раньше обращаться к врачам и выполнять все их рекомендации, чтобы было больше шансов на выздоровление.

Основным формам детского церебрального паралича принято относить:

  • спастическая – напряженность мышечных групп преобладает в ногах, но присутствуют и в руках, с разной степенью выраженности симптоматики, дополнительно страдает речь и интеллект;
  • гемиплегическая – самая легкая форма болезни, ведь негативные изменения в мышечных группах затрагивают преимущественно конечности с одной стороны, прогноз благоприятный при регулярном комплексном лечении;
  • тетрапарез – наиболее тяжелая форма патологии, поскольку поражены все конечности, а также интеллект, что делает прогноз крайне неблагоприятным;
  • гиперкинетическая форма – у детей часто возникают непроизвольные различные движения в конечностях, что не позволяет им сохранять полностью равновесие тела, выполнять сложные манипуляции, но при дискинетической форме ДЦП снижение интеллекта практически не встречается и возможна полная социальная адаптация;
  • атонически-астатическая форма – протекает с общей мышечной ослабленностью детей, поздним началом ходьбы и частым интеллектуальным дефицитом.

Если в семье у людей уже были те или иные формы ДЦП, их характеристику и риск появления у потомства лучше заранее уточнить у специалистов-генетиков.

Эпидемиология, классификация, этиология ДЦП.

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Лекция 1. Общая характеристика заболевания ДЦП.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.