Какие костюмы есть для лечения дцп

Методические рекомендации разработаны коллективом государственного научно-практического учреждения Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Авторы: врач ЛФК высшей категории Куркова Л.Б., кандидат медицинских наук Самойлова С.В., доктор медицинских наук, профессор Коровкин С.А.
Предназначены для специалистов-реабилитологов, врачей и инструкторов ЛФК, родителей при проведении курсов реабилитации и восстановительного лечения больных ДЦП и другими поражениями центральной нервной системы, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Издание осуществлено в рамках проекта Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимися в семьях и интернатных учреждениях за счет средств грантового фонда конкурса Социальное партнерство Окружной ярмарки социальных и культурных проектов Саратов-2001.

1. Определение

Лечебный костюм (ЛК) Адели представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела, и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
Лечебный костюм (ЛК) Гравистат имеет ряд элементов, отсутствующих в ЛК Адели. ЛК Гравистат содержит опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и плечевого пояса – реклинатор, а также фиксаторы поясницы, колена и голеностопного сустава, бандаж стопы и стельки супинаторы. ЛК содержит постановочные элементы, выполненные в виде эластичных пластин, способных фиксироваться к различным деталям костюма. При необходимости удерживать голову в правильном положении, надевается головодержатель.
ЛК Гравистат позволяет создать эластичный фиксирующий каркас (с сохранением функции движения) для тела или отдельных его частей, уменьшив при этом разболтанность суставов (голеностопного и коленного), обеспечить активную деятельность мышц стопы и более правильную ее постановку.
Модульный принцип построения ЛК Гравистат позволяет создать индивидуальный невролого-ортопедический рецепт аппарата, соответствующий определенному больному.
Метод динамической проприоцептивной коррекции (ДИПРОКОР) с использованием ЛК "Адели" и Гравистат предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году с 1996 года успешно используется в Саратовском областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.

2. Механизм действия

Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к восстановлению нарушенных функций мозга, путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК, направляя при этом афферентный поток импульсации, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь.

3. Показания и противопоказания

Лечебные костюмы имеют несколько типоразмеров и применяется у детей и подростков от 3 до 18 лет в условиях стационара, реабилитационного центра и в домашних условиях.
Методика рекомендуется к применению в поздней резидуальной стадии ДЦП при:

  • спастической диплегии;
  • атонически-астатической форме;
  • гемипаретической форме;
  • гиперкинетической форме.

Противопоказания:

  • двойная гемиплегия;
  • судорожные приступы 3-4 раза в месяц, стойкое снижение порога судорожной активности на ЭЭГ;
  • патология поведения и эмоционально-волевых реакций;
  • подвывих и вывих тазобедренных суставов;
  • дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, грыжа Шморля;
  • грыжи (паховые, пахово-мошоночные, пупочные и др.);
  • тяжелые соматические заболевания (пороки сердца, хронические заболевания почек, поджелудочной железы, обострение язвы желудка);
  • выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение АД более 140 и 90 мм.рт.ст), а также гипотония;
  • ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

4. Курсы лечения

Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости).

5. Подготовка к занятиям лечебной гимнастикой

  • При применении ЛК необходимо использовать ортопедические приспособления для исправления порочных положений частей тела (обувь, головодержатель и пр.).
  • Перед надеванием ЛК необходимо одеть ребенка в спортивную хлопчатобумажную форму (футболка и трико).
  • Перед занятием опорожнить мочевой пузырь и кишечник (использовать памперсы для детей с энурезом, применять маску при слюнотечении).
  • При выполнении упражнений не задерживать дыхание, выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
  • Следить за появлением признаков утомления.
  • Занятия начинать не ранее, чем через час после еды.

6. Массаж

Перестройка патологического двигательного стереотипа крайне сложна, и для ускорения этого процесса необходимо как можно более интенсивное первоначальное расслабление спазмированных мышц, и лишь затем - применение устройства, влияющего на их деятельность.
В свою очередь гипотоничные мышцы должны быть стимулированы к деятельности с помощью массажа. Поэтому перед применением ЛК "Адели" и Гравистат проводят подготовительный дифференцированный массаж по методике К. А. Семеновой. Кроме того, возможно применение:

  • сухой гидромассажной ванны;
  • массажа с применением рефлекторно-сегментарных методов;
  • вибромассажа;
  • магнитного одеяла;
  • укладок;
  • массажа с помощью массажных мячей и валиков.


Рис. 1.

1. Применяется для растягивания мышц задней поверхности ног, сгибателей бедра, при спазме приводящих мышц ног и сгибателей голени.


Рис. 2.

2. Применяется при укорочении больших грудных мышц, сгибательно-приводящих контрактур в тазобедренных и сгибательных в коленных суставах.


Рис. 3.

3. Применяется при тенденции к сгибательным и приводящим контрактурам в тазобедренных суставах, при наличии непроизвольных движений.


Рис. 4.

4. Применяется при повышенном тонусе сгибателей локтевого сустава и ограничении супинации, повышенном тонусе приводящих мышц бедра и тенденции к внутренней ротации ног.


Рис. 5.

5. Применяется при повышенном тонусе и наличии непроизвольных сокращений сгибателей и приводящих мышц ног.

Для выполнения укладок применяются ватные подушки разных размеров и плотности, валики, перекидные грузы, утяжелители, мешочки с солью.

8. Принципы обучения движениям в лечебных костюмах

Занятия лечебной гимнастикой в лечебном костюме проводятся по общим принципам (вводная, основная и заключительная часть). Занятие состоит из дыхательных и специальных упражнений. Занятия проводят по 1, 2 и 3 режимам. Продолжительность - от 10 до 40 минут.

  • Формирование правильной схемы тела, навыков прямостояния, сохранения равновесия.
  • Выработка естественной схемы движения конечностей при обучении ходьбе.
  • Обучение синхронным движениям рук и ног при ходьбе.
  • Обучение методам безопасного падения.
  • Обучение правильному перемещению стоп при ходьбе в лечебном костюме
  • (перекат с пятки на носок).
  • Дыхательные упражнения.

9. Лечебная гимнастика на мячах и других надувных предметах в лечебных костюмах

Лечебная гимнастика с применением надувных предметов (мячей, подушек, наклонных плоскостей, цилиндров, мячей-роллов, батутов, сухого бассейна и т. п.) - перспективное направление, успешно используемое в кинезиотерапии (терапия движением) детей. Упражнения можно проводить в любое время дня, спустя 40-60 минут после еды. Необходимо позаботиться о надежной страховке ребенка. Каждое упражнение повторяют 3-4 раза.


Рис. 6

1. Покачивание на мяче в положении на животе, бедра разведены в стороны. Покачиваем мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны по диагонали, по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Похлопать раскрытой кистью по мячу.


Рис. 7

2. Покачивание на мяче в положении на животе с отталкиванием стопами от поверхности пола. Следить, чтобы ребенок наступал на пятку.


Рис. 8

3. Покачивание на 2-х мячах. При покачивании на мяче старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.


Рис. 9

4. Прокатывание на мяче с лишением опоры верхней части туловища, в руках – гимнастическая палочка. Осторожно потягиваем за палочку вперед и вверх.


Рис. 10

5. Прокатывание на физиоролле в положении на животе по коврику со следочками для кистей рук.


Рис. 11

6. Покачивание на мяче в положении на боку.


Рис. 12

7. Покачивание в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движения.


Рис. 13

8. Покачивание на мяче в положении на четвереньках (с лишением равновесия).


Рис. 14

9. Ползание по наклонной плоскости на животе, на спине, перекат "бревнышком".


Рис. 15

10. Упражнение на сопротивление - отталкивание от мяча. Ребенок отталкивает мяч ногами, тренируя опорность стоп.


Рис. 16

11. Покачивание на надувном бревне в положении сидя верхом (следить за тем, чтобы ребенок полностью нагружал стопу).


Рис. 17

12. Прыжки и ходьба по батуту.


Рис. 18

13. Прокатывание в надувном цилиндре.


Рис. 19

14. Упражнения в сухом бассейне (имитация плавания на животе, на спине, повороты туловища, кувырки, прокатывание и вращение на спине и животе).


Рис. 20

15. Упражнения на Чудо-лестнице.


Рис. 21

16. Упражнение на надувном бревне в тренажере Гросса.

10. Формирование навыков самостоятельного стояния и обучение ходьбе

Контроль за положением головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой на полную ступню (у шведской стенки на горизонтальных брусьях). Стоять, сохраняя равновесие.

Исходное положение - стоя с поддержкой (со страховкой) у шведской стенки, держась руками за перекладину на уровне талии.

1. Опора на полную ступню.
2. Перенос тяжести тела с ноги на ногу (фиксируя пятку).
3. Приставные шаги вправо и влево.
4. Поочередно стоять на одной ноге.
5. Поочередное выставление правой и левой ступни на нижнюю планку шведской стенки с постепенным подъемом на следующую планку.
6. Сохранение равновесия у шведской стенки с открытыми и закрытыми глазами поочередно.

Исходное положение - стоя со страховкой:

1. Ходьба на месте.
2. Ходьба по ребристой доске.
3. Ходьба по массажной дорожке.
4. Ходьба с препятствиями, перешагивая через палочки.
5. Ходьба по черте.
6. Ходьба по следочкам (на коврике).
7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности (по мату, батуту).
8. Шаговые движения за управляемой движущейся тележкой, тележкой с подвесным мячом (стремясь наступить на мяч).
9. Отработка более быстрого темпа движений в ходьбе.
10. Самостоятельная ходьба с минимальной страховкой.

Упражнения на тренажерах:

1. Тренажер, имитирующий ходьбу. Следить за осанкой. Страховка.
2. Отработка фаз шага на беговой дорожке. Следить за вертикальной и симметричной позой туловища, положением головы. Перекат с пятки на носок.
3. Велотренажер.

В мягком манеже:

  • легкие толчки за плечи с целью сохранения равновесия.
  • обучение безопасному и безболезненному падению.

При условии устойчивого передвижения в правильной позе - переходят к обучению самостоятельной ходьбе.

11. Обучение ходьбе в лечебном костюме

1. Начинают с исправления осанки.
2. Шаг на месте (перекат с пятки на носок).
3. Ходьба по массажной дорожке (массажному коврику).
4. Работа на тренажерах, имитирующих ходьбу (беговая дорожка механическая и электрическая).
5. Ходьба и прыжки на батуте.
6. Дыхательные упражнения.
7. Ходьба по лестнице.
8. Варианты ходьбы с увеличением скорости и уменьшением страховки, игра "Кто вперед?", "Догони мяч".
9. Ходьба по следочкам, перешагивать через палочки, ходьба с палочками с расширенной опорой (с двумя, с одной).
10. Ходьба в сочетании с движениями рук (вращение кистями, противопоставление большого пальца остальным, разведение пальцев, соединение лопаток, хлопки в ладоши, передача мяча, броски мяча в цель, игра с воздушными шарами).

12. Особенности лечебной гимнастики в зависимости от формы ДЦП

1) При спастической диплегии применяются специальные упражнения для расслабления мышц нижних конечностей, упражнения на мяче.

2) При гемипарезе обучение движениям начинают со здоровой конечности. Применяются специальные упражнения для коррекции движений, увеличения объема движений в пораженных конечностях, упражнения, направленные на стимуляцию роста укороченных конечностей. Особое внимание уделяется нормализации и развитию движений кисти и стопы.

3) При гиперкинетической форме применяется диагональная гимнастика, а также упражнения на расслабление с использованием надувных предметов, батута.

4) При атонически-астатической форме применяются упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, упражнения, корригирующие осанку и походку, упражнения на сопротивление, на равновесие с применением тренажеров и снарядов.

При назначении лечебной гимнастики учитывается степень функциональной готовности к выполнению упражнений, физическое развитие ребенка.

13. Оценка эффективности

Эффективность методики по мнению авторов - около 70%. Степень выраженности положительного эффекта лечебной гимнастики в ЛК "Адели" и Гравистат зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий.

Оценка эффективности производится по объективным и субъективным критериям:

Записаться на прием

Костно-мышечная система космонавтов в условиях длительных перелетов подвержена рискам. Без земного притяжения они лишены возможности опереться всем весом на ноги, выпрямиться и ходить. Поза эмбриона становится привычным положением тела. Чтобы мышцы и навыки активного движения не атрофировались, разработали специальный костюм для космических тренировок. А в скором времени его аналог нашел применение в земных условиях - для лечения моторики и ДЦП, в частности. Это костюм аксиальной нагрузки “Регент”.

  • Нарушения и задержка в развитии моторики;
  • Лечение ДЦП, в том числе лечение дискинетических форм ДЦП и гиперкинетических форм;
  • Коррекция осанки и лечение сколиоза;
  • Приобретённые двигательные нарушения в результате черепно-мозговых травм, инсультов.

Каждый случай, безусловно, уникален, и ответить однозначно бывает сложно. Однако накопленный в НИИ “Дети Индиго” практический опыт позволяет утверждать, что даже тяжелые формы детского церебрального паралича поддаются коррекции.

Три фактора определяют успех и эффективность реабилитации:

  • ранняя диагностика;
  • комплексный всесторонний подход: прямым воздействием на мышцы и суставы, со стороны нервной системы;
  • настойчивость, терпение и любовь.

Однако нам мало восстановить моторику при ДЦП, снять спазмы, гипер- и дискинезы. важно исключить все те последствия,какие несет с собой для мозга ДЦП.


Костюм “Регент” как раз не только обучает двигательным навыкам, но и в значительной степени стимулирует интеллект. Вот почему его успешно применяют и в коррекции гипервозбудимости, и дефиците внимания.

Так возможно ли вылечить ДЦП? Думаю, для себя с ответом на этот вопрос вы уже определились. А мы готовы вам оказать профессиональную современную помощь!


Только намерено включив мышцы в работу с поддержкой извне! Костюм “Регент” как раз служит таким внешним вспомогательным каркасом. Он принудительно включает в слаженную сбалансированную работу все группы мышц одновременно, помогает сбалансировать центр тяжести, удержать позу и сделать первые шаги!


Реабилитация в лечебном костюме “Регент” идет по нескольким направлениям сразу:

  • Нейронный уровень: укрепляется связь между мышцами и мозгом, создаются новые нейронные структуры;
  • Мышечный уровень: восстанавливается здоровый мышечный тонус, включаются в работу деактивированные прежде группы мышц;
  • Улучшается трофика тканей, питание всех мышц и суставов кислородом;
  • Интеллектуальная сфера: стимулируется когнитивная функция мозга;
  • Психика: оказывается мощная поддержка, мотивирующая на успех, ребенок скорее расстается со страхами и активнее пробует новые, до сих пор недоступные навыки и даже сложные двигательные элементы.

Как лечебный костюм помогает включить в работу деактивированные мышцы? В чем усовершенствованная версия превосходит предшествующие костюмы аксиальной нагрузки?


В отличие от предшественника “Регент” имеет заметно больше регулировок и элементов натяжения,что позволяет точнее сформировать позу, прицельнее дать нагрзку на мышцы и в конечном счете скорее научить ребёнка двигаться при ДЦП.

Занятия в “Регенте” помогают снизить медикаментозную нагрузку. Это особенно важно в лечении гиперкинетической формы ДЦП. Без лекарств и спазмолитиков удается снять спастику и нормализовать мышечный тонус.

Таким образом, при диагнозе ДЦП гиперкинетической формы, лечение вместе с “Регентом” дает заметно более выраженный результат, так как работает изнутри. Постепенно нарастает сила деактивированных мышц и они забирают чрезмерную нагрузку с компенсаторных мышц. спазмы исчезают естественным образом.Лечение гиперкинезов, ДЦП и последствий травм проходит быстрее. Дети изнутри ощущают, как это - стоять, сидеть, ходить правильно, что именно нужно сделать, чтобы не упасть без опоры, как приучить неуправляемое тело слушаться.

Сыну поставили диагноз ДЦП, он не мог ходить. Мы обратились в "Дети Индиго" и уже спустя несколько курсов лечения заметили положительный результат!

Эффективность занятий в костюме “Регент” испытана в крупнейших научно-исследовательских институтах и уже имеет подтверждение с уровнем доказательности А.

Доказано: включение занятий в костюме “Регент” в схему назначений ускоряет реабилитацию в 1,5 раза.

Лечение моторики при ДЦП начинается ровно в тот момент, когда на ребёнка надевают костюм. Система внешних эластичных креплений позволяет индивидуально скорректировать схему тела в пространстве, сбалансировать натяжение мышц- антагонистов и вертикализовать и стабилизировать пациента.

В наличии в НИИ “Дети Индиго” существует полная размерная линейка костюмов.

Схема назначений составляется в зависимости от исходного состояния ребенка и его возможностей. Иногда маленькому пациенту достаточно лишь постоять в лечебном костюме какое-то время или поползать по ковру. Это уже огромная польза и бесценный опыт, особенно,если до сих пор с вертикализацией были трудности. Или, если для начала надо восстановить моторику при ДЦП, справиться с дискинезами и гиперкинезами, чтобы начать двигаться правильно. Ребенок впервые сможет опереться на собственные ноги, почувствует, как управлять телом. А мозг получит сигнал с периферии от обездвиженной прежде конечности.


Для начала может оказаться достаточно 7-10 минут. На это время ребенка можно занять рисованием, просмотром видео. Когда этот этап будет преодолен от пассивной нагрузки в костюме переходят к активной. Малыша приглашают ходить и выполнять упражнения под присмотром инструктора.

Занятия могут показаться утомительными, поэтому важно отслеживать состояние ребенка, делать перерывы.

Противопоказаний к занятиям в костюме “Регент” нет! Единственное ограничение - отсутствие естественной вертикализации. Но и с этим ограничением в НИИ “Дети Индиго” с успехом справляются! В сочетании “Регента” со специальными вертикализаторами удается укрепить мышечный корсет настолько, что пациент сможет стоять сначала в костюме,а затем и без него.

биологические науки

  • Ланская Ольга Владимировна , доктор наук, доцент, профессор
  • Рощина Людмила Васильевна , старший преподаватель
  • Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
  • Похожие материалы

    • Влияние лечебной физической культуры на функциональное состояние кардио-респираторной и вегетативной нервной систем женщин во втором триместре беременности
    • Уровень физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
    • Психофизиологические аспекты трудовой деятельности
    • Изучение психофизиологического статуса у представителей различных видов профессиональной деятельности
    • Определение уровня физической работоспособности и вегетативной регуляции у спортсменок-гимнасток и нетренированных девушек с заболеванием позвоночника

    Введение

    С 2006 года Минздравсоцразвитие впервые отметил тенденцию к росту числа больных детским церебральным параличом (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (то есть 1,94 на 1000), что составляет 54 тысячи детей-инвалидов с ДЦП. Разумеется, это цифры весьма приблизительные, так как на 100 тысяч детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и считается, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 760 – 980 тысяч инвалидов с ДЦП, хотя частотность рождения таких детей там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения). В России частотность появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы в 2010 году в особую группу учета включены 4118 детей с ДЦП (а взрослых – 1699) [1].

    Краткий литературный обзор по теме работы

    1. Исправить позу и соотношение частей тела по отношению друг к другу, сохраняя двигательную активность.
    2. Создать продольную осевую нагрузку на пациента.
    3. Затруднить или облегчить отдельные виды движения.
    4. Создать эластичный каркас с сохранением функции движения.
    5. Частично компенсировать отсутствующую функцию мышц.
    6. Способствовать общей физической тренировке.

    Жилет представляет собой выкроенную и сшитую тканевую основу, изготовленную из хлопчатобумажной ткани с капроновым усилением, с окантовкой из хлопчатобумажной ленты по горловине, передним вертикальным кромкам и проймам, покрывающую плечи, грудь и верхнюю часть спины больного.

    Шорты представляют собой выкроенную и сшитую тканевую основу, изготовленную из хлопчатобумажной ткани с капроновым усилением, с окантовкой из хлопчатобумажной ленты по верхней и нижней кромкам, покрывающую поясную, паховую, ягодичную области, область живота и верхнюю часть бедренной области больного. На наружную поверхность тканевой основы шорт нашиты образующие силовые группы усилительные ленты из жесткой синтетической ткани с петлями для крепления основных фиксаторов-регуляторов натяжения. За счет равномерного распределения на поверхности тканевой основы усилительных лент (по горизонтали) и равномерного распределения крепежных петель на каждой из усилительных лент (по вертикали) основные фиксаторы-регуляторы натяжения равномерно распределяются по горизонтали и вертикали на передней и задней поверхностях шорт. Они устанавливаются в петли усилительных лент на фабрике в процессе изготовления костюма. Усилительные ленты с петлями, образующие четыре силовые группы (правая передняя, левая передняя, правая задняя и левая задняя), проходят по поверхности шорт в вертикальном направлении от их передней нижней кромки к передней верхней кромке и от их задней нижней кромки в вертикальном направлении к задней верхней кромке. Ряд передних и задних усилительных лент шорт, по своему местоположению соответствующих аналогичным лентам соединительной системы жилета, свободно поднимаются выше их верхней кромки и предназначены для закрепления в ее пряжках-фиксаторах. По верхней кромке шорт проходит поясок с пряжкой , используемый для их закрепления на теле больного и представляющий собой незакрепленную усилительную ленту, пропущенную в плоские широкие петли нашитых соединительных лент. по боковым наружным поверхностям шорт нашиты петельные ленты, предназначенные для пропускания тесьмы, используемой для их подгонки под фигуру больного, и крепления дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения [11].

    Петельная система для обуви состоит из двух элементов, каждый из которых представляет собой усилительную ленту, на которую по всей ее длине нашита петельная лента, предназначенная для крепления дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения. Каждый из элементов петельной системы закрепляется на одном из элементов обуви больного вдоль периметра подошвы таким образом, чтобы петли петельной ленты находились сверху [10].

    Эластичные тяги различной длины и различного диаметра в своей совокупности представляют собой множество упругих элементов удлиненной формы цилиндрического сечения, каждый из которых способен к созданию, при его растяжении, сил определенной величины, направленных навстречу друг другу от их концов параллельно длинной оси элемента. Каждая из эластичных тяг, представляющая собой активный силовой элемент, выполнена из жесткой резины, способной к многократному значительному растяжению, и имеет наконечники для крепления в фиксаторах-регуляторах натяжения; при этом на одном из концов каждого упругого элемента сформировано кольцо, а на другом его - удлинение, повторяющее форму наконечника стрелы. Эластичные тяги, закрепленные в фиксаторах-регуляторах с помощью наконечников либо за счет фрикционного взаимодействия, образуют основные силовые пары: жилет - шорты, шорты - левый наколенник, шорты - правый наколенник, шорты - левый элемент обуви, шорты - правый элемент обуви, левый наколенник - левый элемент обуви, правый наколенник - правый элемент обуви. При этом каждая из множества точек, расположенных на поверхности основных силовых пар, принадлежащие симметричным силовым группам силовой системы соединяются отдельными эластичными тягами. роме того, с помощью дополнительных фиксаторов-регуляторов, которые могут крепиться практически в любом месте силовой системы, подбираются коррекционные нагрузки и направления их приложения в соответствии с индивидуальными особенностями больного [12].

    Общее количество основных эластичных тяг, используемых для создания лечебной нагрузки, составляет 28, в т.ч.: 4 нагрудных, идущих от жилета к шортам; 4 наспинных, идущих от жилета к шортам; 2 (по одному на каждую ногу) передних набедренных, идущих от шорткнаколеннику; 4 (по две на каждую ногу) задних прямых ножных, идущих от шорт к задней части петельной системы для обуви; 4 (по две на каждую ногу) задних косых ножных, идущих от шорт к наколеннику сбоку по внешней и внутренней поверхностям бедра к боковым частям петельной системы для обуви; 2 (по одному на каждую ногу) передних голенных, идущих от наколенника к передней части петельной системы для обуви; 8 (по четыре на каждую ногу) голенных, идущих от нижнего края наколенника к боковым частям петельной системы для обуви [13].

    Методики "Адели" существенно расширяют возрастной диапазон эффективного применения терапии в области ДЦП - если традиционные методы дают хорошие результаты в возрасте от нескольких недель до двух лет, то методики "Адели" остаются эффективными и на поздних стадиях заболевания, при которых традиционные методики оказывают недостаточное действие или не оказывают его вовсе [15].

    1. Все формы ДЦП, за исключением двойной гемиплегии.
    2. Последствия черепно-мозговых травм в виде парезов, мозжечкового и гиперкинетического синдрома, нарушениях речи.
    3. При отсутствии противопоказаний лечебный костюм можно применять в восстановительном периоде после нарушений мозгового кровообращения.

    1. Судорожные приступы в течение последних 6 месяцев, стойкое снижение порога судорожной активности на электроэнцефалограмме.
    2. Патология поведения и эмоционально-волевых реакций.
    3. Вывих тазобедренных суставов, выраженный подвывих этих суставов.
    4. Грыжи Шморля и другие нарушения позвоночника.
    5. Пороки сердца различной этиологии.
    6. Хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения.
    7. Острые инфекционные заболевания.
    8. Выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром.
    9. Артериальное давление выше 140/90 мм. рт. ст.

    Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3-4 года) - 15 мин, со средней (4-5 лет) -20 мин, со старшей (5-6 лет) - 25 мин, с подготовительной (6-7 лет) - 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально. В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия [16].

    В положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик [9].

    Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие [19].

    Вначале необходимо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую [20].

    Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук.

    Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы [21].

    Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны в ряде трудов [2, 12, 15, 21, 23].

    Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. В занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.) [22].

    ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике сколиоза.

    Для детей с церебральной патологией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинается с самых простых движений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр.) [23].

    Основная функция руки - манипуляция с предметами. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца. Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов [21].

    Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление) [24].

    Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Их используют 3-4 раза в день, длительность пребывания в спецукладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры [25].

    В психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи. Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции, воспитания и обучения детей с церебральным параличом освещены в трудах М.В. Ипполитовой с коллегами [25], Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук [27]; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько [14].

    Организация и методы исследования

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.