Какие психологические особенности детей с дцп вы знаете

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все
зависит от их уровня психического развития.

К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться. Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными. Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.

Диагноз ДЦП

Это заболевание не носит наследственный характер. Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.

Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех
разная степень тяжести
, их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.

Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.

Задержка
в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.

На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей. В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.

К ним относятся:

  • степень тяжести заболевания;
  • степень структурных изменений мозга;
  • ограниченность дееспособности.

У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.

Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет
ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.

В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей. У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.

С
ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится. При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.

С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:

  • постоянная тревожность;
  • агрессия;
  • необоснованные страхи, кошмары.

Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию — психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы, притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу. Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми
лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком
уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.

Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие. У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.

У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей
роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.

Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.

Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик, где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.

Если
к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться.

Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации. Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это — последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения. Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.

Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с
дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.

Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.

Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.

В чём отличие детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?

У детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших, способны выработать стереотип поведения в аналогичной ситуации. Они пытаются понять прочитанное, прибегая при необходимости к повторному чтению. Погрешности в письме, фонетико-фонематическом анализе менее выражены. Помощь учителя в освоении счета более эффективна.

стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом

Какие методы работы используются с детьми, у которых нарушение слуха?

Наблюдения, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников и др.

Какие основные причины возникновения нарушения зрения?

1. структурные нарушения или повреждения частей глаза

2.нарушения рефракции или неспособность глаза четко сфокусировать изображение на сетчатке;

3.нарушения в той части головного мозга, который отвечает за интерпретацию визуальной информации.

Назовите основное отличие слепых от слабовидящих

Отличие заключается в том, что у слабовидящих зрение остаётся основным средством восприятия

III Этнопедагогика

Что изучает этнопедагогика?

•Основные педагогические понятия народов;

•Ребенка как объект и субъект воспитания;

Что является предметом этнопедагогики?

Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода,этносоциума,нации или народности.А также этническое воспитание.

Назовите основные задачи этнопедагогики?

Основные задачи, поставленные перед этнопедагогикой, являются:

- поиск этнической (народной) специфики педагогики в культурах различных наций и этносов;

- поиск развития и становления народной педагогики и педагогической культуры под воздействием разных факторов (политических, экономических, социальных, религиозных и других);

- какие способы отражения этнопедагогики предыдущих поколений можно увидеть в современной практике воспитания и развития личности;

- пути использования прогрессивного этнопедагогического наследия в современной системе образования.

Субъект этноса-это активный носитель,преобразователь и транслятор этносоциальных ценностей в их диалектическом единстве с ценностями различных народов.

Назовите основные принципы этнического воспитания

-принцип культуросообразности (учёт ментальных особенностей личности)

-принцип освоения этносоциальных ролей

Чем, по мнению К.Д. Ушинского порождается система воспитания?

Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой.

Что такое сказка и можно использовать её в воспитательной работе?

Сказка - малый эпический жанр, корни которого уходят в устное народное творчество. В основу сказки положены вымышленные, фантастические или авантюрные события. Концовка является преимущественно оптимистичной.

Сказка помогает детям разобраться в таких категориях как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Причем сказка не дает четких наставлений ребенку, а содержит урок, который дети постепенно усваивают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Перечислите функции детского фольклора, народных игр, народных праздников и обрядов, а также других жанров народного творчества

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем

исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально

передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный

в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и

преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал

представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика),

в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал

и средства его формирования. Она представляет такую же объективную

реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных

педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро,

стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики

как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в

современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная

педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика — наука, не только

изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности

становления традиционных культур воспитания в связи с развитием

экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же

показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-

воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.

Назовите наиболее значимую особенность народной педагогики?

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики-её связь с жизнью.Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

IV Педагогическая антропология

Что является предметом педагогической антропологии?

Предметом педагогической антропологии является объект педагогики –

человек развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в силах

разработать свой предмет – целенаправленные взаимодействия людей, влекущие

за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной,

Выберите книгу со скидкой:


Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"

350 руб. 874.00 руб.


Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

350 руб. 712.00 руб.


Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.


Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

350 руб. 650.00 руб.


Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

350 руб. 750.00 руб.


Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

350 руб. 290.00 руб.


Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

350 руб. 650.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме

350 руб. 790.00 руб.


Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

350 руб. 282.00 руб.


Наука в поисках Бога

350 руб. 750.00 руб.


Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Мешавкина Ольга ЕвгеньевнаНаписать 3829 23.04.2017

Номер материала: ДБ-407653

  • Школьному психологу
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    23.04.2017 712
    23.04.2017 1078
    23.04.2017 1306
    23.04.2017 2152
    23.04.2017 2100
    23.04.2017 1215
    23.04.2017 1995

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от тонкостей его физиологии. В контексте таких особенностей развития, как ДЦП, очень многое зависит от индивидуальных психологических характеристик малыша, которые обуславливаются сложностью и степенью выраженности заболевания. Но главное значение в том, как ребенок будет воспринимать самого себя и относиться к своей уникальности, несет ближайшее окружение.

Психология ДЦП: почему родители могут быть виноваты больше, чем физиология

Факт того, что основные психологические особенности ребенка с ДЦП обусловлены степенью поражения головного мозга не вызывает сомнений. Однако при одном и том же диагнозе выражаться эти тонкости поведения могут по-разному: одни ребята легко возбудимы, суетливы и раздражительны, другие же – с точностью до наоборот: чрезмерно боязливы и застенчивы, абсолютно бесконтактны.

Дети этой категории становятся такими в большинстве случаев из-за внешних, не внутренних, факторов, а именно при чрезмерной жалости, опеке и внимании со стороны окружающих. Подобное отношение блокирует личностный рост и развитие. Эмоционально-волевая сфера малыша остается незрелой, он не может принимать самостоятельные решения, постоянно чувствует себя незащищенным (парадокс: это при регулярной-то родительской заботе!), не умеет критиковать себя и эгоцентрично требует опеки.

Стоит ли говорить, что замкнутость, мнительность и тревожность с годами превратятся в хроническую депрессию, от которой трудно избавиться, ввиду сформированной сверхценности собственных страхов? Опасно и отвержение ребенка социумом: вследствие этого возникает раздражительность, застреваемость в себе, ригидность, склонность к стойким аффектам. Весь психологический фон приобретает спектры агрессивности.

ДЦП-личность: особенности, которые нужно знать

Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений. Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера, которая остается недостаточно сформированной. Этот факт и определяет поведение ребенка в разных жизненных ситуациях – неспособность к содействию в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других.

В большинстве случаев развитие личности происходит по типу психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму. Запущенные состояния подобного рода могут привести к озлобленности и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности.

Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных сферах занимает самооценка, которая у детей ДЦП как бы упрощена и формируется с большими сложностями. Дети со спастической диплегией, как правило, интроверты – ранимые, робкие, излишне подверженные различного рода страхам. При гемипаретической форме заболевания наблюдается обратная картина: беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность.

Как помочь ребенку

Безусловно, в данном случае родители обязаны протянуть руку помощи своему впечатлительному ребенку, но не только в прямом, физическом смысле. А, в первую очередь, постараться раскрыть весь тот природный потенциал, который был заложен в личности первоначально, и максимально приспособить маленького и такого мнительного, легко ранимого, человечка к сложной и, порой, очень жестокой жизни. Ближайшее окружение малыша должны придерживаться следующих принципов:

Подводя итоги, хочу сказать, что не смотря на знание родителями специфики психологии своего ребенка, в сложных случаях стоит обращаться за квалифицированной помощью специалистов психологов. Родители, как бы умны и внимательны они не были, не могут воспринимать своего ребенка объективно и до конца адекватно. Это и понятно — инстинкты мешают.

А я желаю вам вырастить своих детей самостоятельными, с высокой самооценкой и достоинством!

Основные вопросы темы:

1.Нарушения интеллектуальных функций при ДЦП

2.Особенности познавательного и речевого развития

3.Факторы, влияющие на формирование личности и поведения при ДЦП

Нарушения интеллектуальных функций у детей с ДЦП

Современный этап изучения этой проблемы характеризует­ся прогрессивной тенденцией к выявлению и анализу качествен­ных особенностей нарушений психических функций детей и под­ростков с детским церебральным параличом, с учетом которых организуются коррекционные медицинские и психолого-педагогические мероприятия.

Авторы выделяют два варианта интеллектуальной недоста­точности при ДЦП (В.В. Ковалев 1979; Е.М. Мастюкова 1976; ЕЛ. Кириченко 1978; Э.С. Калижнюк 1979).

1. Умственную отсталость, при которой на фоне тотального недоразвития интеллекта выявляются симптомы, свидетельст­вующие о недоразвитии лобных отделов мозга: отсутствие ини­циативы, недостаточность целенаправленности, грубое недораз­витие активного внимания и т.д.

2. Пограничные состояния интеллектуальной недостаточ­ности, характеризующиеся более легкими и в значительной сте­пени обратимыми нарушениями познавательной деятельности.

Эта последняя группа неоднородна как в отношении пато­генетических механизмов, лежащих в основе интеллектуальной недостаточности, так и в отношении проявлений интеллектуаль­ных нарушений и прогноза.

Е.И. Кириченко (1978) на основании общей классификации состояний пограничной интеллектуальной недостаточности детей и подростков (В.В. Ковалев, 1973) выделила две группы погра­ничной интеллектуальной недостаточности у детей с церебраль­ными параличами:

1) дизонтогенетические формы, обусловленные механизмами задержанного или дисгармонического развития;

2) энцефалопатические формы, в основе которых лежит ор­ганическое повреждение мозговых структур на ранних этапах
онтогенеза.

В группе детей с патологией, обусловленной механизмами задержанного развития, эволюционная динамика, связанная с процессами возрастного созревания, более выражена, вплоть до достижения нормального уровня развития. Интеллектуальная не­достаточность у детей во второй группе выражена больше, но интеллектуальные нарушения носят функционально-динамический, более или менее обратимый характер.

Особенности познавательного развития детей с ДЦП

Дети с церебральным параличами с потенциально сохран­ным интеллектом характеризуются сниженным в сравнении со здоровыми сверстниками запасом знаний и представлений. Ряд нарушений характерен для определенных форм ДЦП (Э.С. Калижнюк, 1979;И.Ю. Левченко,1991). У больных спастической диплегией наблюдается дисгармоническое развитие психики с нарушением пространственного гнозиса и праксиса и достаточно сохранным вербальным мышлением. При гемипаретической форме - оптико-пространственная аграфия, иногда нарушение счета и другие элементы синдрома Герстмана. При гиперкинетической форме в связи с дефектами слуха и речи нередко отмечается недостаточ­ность вербального мышления при сохранности конструктивного праксиса. Наиболее ярко прослеживается тесная связь в развитии познавательных процессов ребенка и его способностей осуществлять разнообразные движения, в том числе и движения пальцами рук.

В возрасте 6-7 лет ребенок учится совершать действия с различными предметами и инструментами, овладевая такими видами деятельности, как изобразительная, конструктивная и трудовая. Благодаря этому, с одной стороны, осуществляется совершенствование и развитие моторных навыков, с другой стороны, включение ребенка и его участие в перечисленных видах деятельности способствует формированию его высших психических функций.

Восприятие пространственных отношений служит основой для различения предметов по наиболее существенным признакам – форме, размеру, расположению в пространстве и т. д.

1. 10-15% с трудом передвигаются самостоятельно при помощи костылей и т.д.

2. 50-60% владеют навыками самообслуживания, но эти навыки недостаточно автоматизированы, затруднены тонкие дифференцированные движения рук

3. 25-40% имеют легкую степень поражения конечностей, однако многие движения они выполняют неправильно.

Удержание головы у здоровых детей наблюдается к трем месяцам, у детей с ДЦП – к 2-3 годам и позже, сидение – также к 2-3 годам, ползание и прямостояние – от трех и позже. Рассогласованность в работе зрительных, глазодвигательных и моторных систем приводит к нарушению процесса формирования механизмов активного устойчивого внимания. Захват предметов у здоровых детей наблюдается в 6 месяцев, у детей с ДЦП к году у 17%, к 2-м годам у 46,1%. При активизации ручных действий может ухудшаться речь.

При всех формах ДЦП ведущим является двигательный дефект – нарушение статики, локомоции и произвольных движений туловища и конечностей. Моторика рук – основа для выработки навыков самообслуживания, манипулятивной деятельности, конструирования, рисования, для формирования учебных навыков (чтения, письма). Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. У больных ДЦП при всех формах развитие движений рук нарушено, у 75% - 90% они дефектны, а у 30 – 45% резко ограничены в течение жизни.

Возможности функциональной активности рук различны в зависимости от выраженности двигательного дефекта. Даже при относительно сохранной моторике рук отмечаются дискинезии, затрудняющие тонкие движения пальцев, изолированные движения одной руки от другой, попеременные движения ладонями вверх, вниз, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

В лечебно – педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти, пальцев – формирование опорной функции на открытые пальцы, осуществление произвольного захвата, пальцевой захват, дифференцированные движения пальцев рук. Важно максимальное расширение предметно- практической деятельности. Навыки, приобретенные во время занятий, нужно использовать в области самообслуживания (И.Ю. Левченко).

Особенности личности и поведения у детей с церебральным параличом

В литературе широко обсуждается вопрос о нарушениях поведения с ДЦП детей (О.А.Трифонов, Е.И.Кириченко, 1967; Э.С.Калижнюк, 1989; Е.М.Мастюкова 1997). Исследования показали, что нарушения поведения в этой группе больных встречаются в 10 раз чаще, чем в нормальной популяции.

На­рушения поведения бывают не у всех больных ДЦП. При этом у детей с сохранным интеллектом они реже, чем у умственно отсталых, и у спастиков реже, чем у больных с атетоидным гиперкинезом (гиперкинетическая форма ДЦП).

Авторы отмечают эмоциональную лабильность, раздражи­тельность, беспокойство больных детей, особенно ярко прояв­ляющееся в раннем возрасте. В более позднем возрасте у детей с церебральными параличами обнаруживается неспособность к управлению аффектами, а иногда и агрессивность. У них также наблюдается эгоцентризм, неспособность к планомерной систе­матической деятельности, повышенная возбудимость. Е.И.Кириченко (1971), Э.С.Калижнюк (1982) и др. подчеркивали социальную незрелость этих больных.

A.Strauss, L.Lechtinen (1947), а также H.Nielsen (1967, 1979) считают, что для больных ДЦП характерны все те нарушения поведения, которые отличают группу больных с органическим поражением мозга ("minimal brain damage").

В противоположность этой точке зрения F.Shonell (1956) и M.Oswin (1967) считают некоторые особенности поведения: ро­бость, склонность к страхам и др., свойственными именно боль­ным ДЦП, и связывают их с наличием двигательного дефекта.

Большинство авторов указывают на то, что с возрастом эмоциональная устойчивость и социальная незрелость выражены меньше, но по данным K.Dunsdon (1955) 27% больных ДЦП ос­таются эмоционально неустойчивыми и во взрослом возрасте.

В зарубежной и отечественной литературе высказывается мнение о наличии некоторой корреляции между характером нев­рологических расстройств (формой ДЦП), эмоциональными ха­рактерологическими особенностями больных. В частности, Э.С.Калижнюк (1983, 1989) указывает на то, что дети со спасти­ческими параличами склонны к страхам, робки, пассивны, с тру­дом устанавливают контакты с окружающими, плохо переносят шум, глубоко переживают дефект, а больные с гиперкинетиче­ской формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, имеют много друзей, меньше переживают дефект, в отличие от спастиков легко переходят к гневу и ярости.

Итак, в литературе отражены данные клиницистов, педаго­гов, психологов о нарушениях поведения у больных детским це­ребральным параличом. Эти данные, безусловно, должны учиты­ваться при организации коррекционно-педагогической работы с данным контингентом. Однако, для обеспечения полноценной социальной адаптации детей с этим тяжелым инвалидизирующим заболеванием необходимо учитывать особенности не только по­знавательной деятельности и поведения, но и личности. Совре­менный реабилитационный подход предусматривает обязатель­ную апелляцию к личности больного, учет личностных особенно­стей при составлении любой реабилитационной программы (М.М.Кабанов, В.Н.Мясищев, 1980-1982). Организация системы медицинских и социальных мероприятий, направленных на адап­тацию больного ДЦП в обществе, невозможна без учета таких факторов, как индивидуально-личностные особенности больного, его представление о болезни, механизмы психологической защи­ты, положение больного в семье, возможность получения той или иной профессии.

При заболевании детским церебральным параличом только благоприятные соци­альные условия могут дать удовлетворительную социальную адаптацию. W.Cruickshank (1950), L.Levandovsky, K.PoIak (1975) выдвинули гипотезу, что чем заметнее дефект окружающим, тем сильнее затруднена социальная адаптация. При этом акцентиро­валось внимание на том, что существует связь между внешним обликом и принятием или отвержением обществом. L.Levandovsky, K.Polak (1975) особенно подчеркивали негатив­ное влияние деформаций лица, которые часто встречаются при детском церебральном параличе. что патологические особенности лич­ности у больных с двигательными нарушениями (в том числе у больных ДЦП) имеют в своей основе нарушения представления о своем теле ("body-image").

Ряд зарубежных авторов (Bender, 1944; L.Bender, K.Sielver, 1948; Centers, 1963; R.Widossky, 1965) придавали боль­шое значение нарушению представлений о своем теле ("body-image") в развитии психики больных с физическими недостатка­ми, в частности, становлению школьных навыков (чтения письма и счета). Некоторые авторы (J.Nachover, 1949; Centers, 1963) считали, что именно нарушения представления о своем те­ле лежит в основе нарушений формирования личности. В под­тверждение своего тезиса они широко использовали тест "нарисуй человека" - "DAP-test", который как составная часть входит в ряд современных нейропсихологических методик.

Предложена сле­дующая типология психогенного патологического формирования личности дефицитарного типа у детей и подростков, стра­дающих церебральным параличом:

- невротическое развитие (встречающееся наиболее час-
то) особенно при спастической диплегии);

псевдоаутистическое развитие (формируется в условиях
изоляции). Чаще можно говорить об акцентуирован­ных чертах характера, развивающихся под влиянием психогении (пролонгированной психотравмирующей ситуации). У подрост­ков с церебральными параличами трудно провести четкую грань между органической психопатией и психогенным патологиче­ским формированием личности, но существующие диагностиче­ские критерии - психогенный стержень в психопатологическом синдроме, этапы развития, отсутствие продолжительной дезадап­тации говорят в пользу патологического формирования личности (Э.С.Калижнюк, 1982).

Описаны также некоторые формы "психологической защи­ты" личности больных ДЦП, возникающие из-за переживания неполноценности, связанной с осознанием физического дефекта. Э.С.Калижнюк (1982) описывает компенсаторные фантазии за­мещающего характера детей с церебральными параличами, реже, по-видимому, наблюдается увеличение интеллектуальных инте­ресов. О.Л.Романова (1980, 1983) в своих работах показала еще один механизм психологической защиты больных ДЦП - форми­рование компенсаторной неадекватно завышенной самооценки, обуславливающей иллюзию внутреннего эмоционального ком­форта.

Двигательные и сенсорные нарушения с первых дней жиз­ни больного ребенка создают неблагоприятные условия его раз­вития. Вынужденное положение ребенка в кровати, ограничен­ность или невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной функции рук, дефицит общения, госпитализм приводят к недостаточности и искажению процесса психического развития. В более старшем возрасте эти больные в силу имеющихся двигательных нарушений: невозможности или затруднения в ходьбе, ограничения манипулятивной функции рук, нередко лишены возможности играть, полноценно общаться со сверстниками.

Важное значение имеет и то, что больной детским цереб­ральным параличом с раннего детства нуждается в стационарном лечении. Следствием этого является эмоциональная депривация, выражающаяся в нарушении специфического общения ребенка с матерью из-за того, что ребенок длительное время находится без матери в медицинском учреждении. У детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, описан дезадаптационный синдром, основу которого составляет синдром страха при посту­плении ребенка в больницу, при разлучении его с матерью (К.А. Семенова, Е.И. Мастюкова, М.Я. Смуглин, 1972).

Эмоциональная депривация может возникнуть и тогда, ко­гда ребенок не получает должного внимания и воспитания при отрицательной реакции матери на больного ребенка (В.В. Антонов, 1975).

В настоящее время как в зарубежной (I.V. Memichall, 1971), так и в отечественной (В.А. Вишневский, 1984; В.В. Ткачева, 1993) литературе представлены данные о том, что у матерей, имеющих детей с церебральными параличами, отмеча­ются тяжелые реактивные состояния и формируются специфиче­ские особенности личности, следствием которых может стать не­возможность ухода за больным ребенком или его эмоциональное отвержение (Б.А. Воскресенский, 1975; В.В. Ткачева, 1999)

При ДЦП резко нарушено развитие взаимосвязей между двигательными и сенсорными системами, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. Видимое прогрессирование двигательного дефекта при ДЦП часто связано не с наличием текущего патологического процесса, а с нарастанием декомпенсации в связи со все большим несоответствием между двигательными возможностями и требованиями, предъявляемыми к растущему организму (Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С.). С годами патологические компенсаторные стереотипы закрепляются, это приводит к усилению порочных поз, контрактур, деформации.

Таким образом, основные первичные симптомы при ДЦП связаны с нарушенным нейроонтогенезом двигательных структур мозга. Они включают позитивные, среди которых ведущее значение имеют позотонические рефлексы, и негативные, отражающие задержку созревания двигательных функций. Чем сильнее выражена позитивная симптоматика, тем более проявляются и негативные симптомы, то есть тем сильнее блокировано развитие произвольных движений.

Речевые нарушения при ДЦП.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.

Нарушение дыхания - из-за недостаточной центральной регуляции дыхания.

Нарушение голоса из-за изменений мышечного тонуса и ограничения подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.

Нарушения просодики – мелодико-интонационные расстройства.

Наличие насильственных движений – гиперкинезы и тремор кончика языка.

Анартрия – полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Таким образом, при ДЦП резко нарушено развитие взаимосвязей между двигательными и сенсорными системами, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. Видимое прогрессирование двигательного дефекта при ДЦП часто связано не с наличием текущего патологического процесса, а с нарастанием декомпенсации в связи со все большим несоответствием между двигательными возможностями и требованиями, предъявляемыми к растущему организму (Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С.). С годами патологические компенсаторные стереотипы закрепляются, это приводит к усилению порочных поз, контрактур, деформации.

Основные первичные симптомы при ДЦП связаны с нарушенным нейроонтогенезом двигательных структур мозга. Они включают позитивные, среди которых ведущее значение имеют позотонические рефлексы, и негативные, отражающие задержку созревания двигательных функций. Чем сильнее выражена позитивная симптоматика, тем более проявляются и негативные симптомы, то есть тем сильнее блокировано развитие произвольных движений.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 814 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.