Каким спортом можно заниматься ребенку с дцп

В жизни каждого ребенка с ДЦП рано или поздно наступает период когда на смену или в поддержку ЛФК в реабилитационном процессе приходит СПОРТ. ДЦП и спорт не только совместимы, такой тандем дает очень хорошие результаты.

Мой ребенок свой первый положительный спортивный опыт приобрел в 8 лет в секции кикбоксинга. Да, да я не оговорилась именно кикбоксинга и в условиях отсутствия навыков самостоятельного передвижения, стояния и неустойчивого сидения.

Арчил Абуашвили (Бачо)

Разумеется, боксировать мы не учились, мы занимались вместе с боксерами общей физической подготовкой. Бачо, как спортсмен, очень хорошо знаком с костно-мышечной системой человека, знает, что нужно делать, что бы увереннее стоять, как правильно приседать и подниматься, как тренировать вестибулярный аппарат и т.п. Исходя из этого, он и подбирает комплекс упражнений для ребенка.

Возможно, что не в каждом городе есть такой Бачо, но это не отменяет занятий спортом. Впоследствии мы встретили и тренера по плаванию, который с удовольствием взялся нас тренировать и тренера по спортивному ориентированию. На самом деле отзывчивых и творческих людей много, стоит только поискать.

Я сделала небольшую подборку видов спорта, которыми может заниматься ваш ребенок, несмотря на свои физические особенности. И так — ДЦП и спорт:

  • Конный спорт. Пожалуй, что все родители знакомы с иппотерапией, но не все увидели свое дитя в конном спорте. Напрасно. Я знакома с девушкой с последствиями ДЦП, она колясочница, самостоятельно не передвигается, руки очень скованы, но видели бы вы как уверенно она сидит в седле и как умело, своими спастичными руками, управляет лошадью в такой дисциплине как выездка!
  • Плавание. Так же пример из личного окружения. Юноша, 16 лет, парапарез нижних конечностей, колясочник, самостоятельно не передвигается – участник и чемпион городских, областных и даже российских чемпионатов по плаванью.
  • Спортивное ориентирование. Не только подвижный вид спорта, но и интеллектуальный, я бы так сказала – шахматы на местности. Его разновидность – трейл ориентирование, вполне совместим с ДЦП. Формат даже международных соревнований предполагает наличие сопровождающего у спортсмена паралимпийца, только его подбирают из числа не заинтересованных лиц.
  • Бочча. Спортивная командная игра. Отдаленно напоминает керлинг, но без льда и спортивным снарядом являются шары.
  • Вело спорт на инвалидной коляске и гонки, и фристайл.

Перечень можно долго продолжать. При желании всегда можно найти вид спорта совместимый с особенностями вашего ребенка. Многое зависит от родителей – не запирайте свое дитя в четырех стенах, не делайте из него инвалида в большей степени, чем есть на самом деле. Знаете, инвалиды они такие разные…

В завершении я предлагаю вашему вниманию небольшой видео-сюжет о том, чем может стать спорт в жизни человека с ограниченными возможностями. Особенности Дмитрия, героя сюжета, связаны с травмой, а не с ДЦП, но это не меняет сути.

Спорт – это жизнь без границ!

Практические советы, как укрепить здоровье ребенку-инвалиду



Дети с инвалидностью по поводу ДЦП (детский церебральный паралич) чаще всего страдают от ослабленного иммунитета и слабых мышц спины, следствием которого является сколиоз, а слабые мышцы тазобедренных суставов приводят к вывихам и подвывихам. Как это исправить? Нехитрые мероприятия, проводимые регулярно, способны поддерживать здоровье малыша.

С самого раннего возраста по утрам нужно обтирать ребенка прохладным полотенцем. Не нужно сразу очень холодным, лучше вначале теплым, потом следует постепенно довести до комнатной и чуть ниже комнатной температуры. Хорошо себя зарекомендовал контрастный душ в конце мытья ребенка.

Минимальный обязательный комплекс упражнений включает в себя развитие мышц спины и конечностей. Если заболевание ребенка позволяет, необходимо укреплять мышцы передней брюшной стенки и спины: посадите ребенка на табуретку, зажмите ноги своими ногами, и мягко заставьте его опрокидываться назад и садиться обратно. Вначале всего пять раз в течение недели, потом каждую неделю следует прибавлять по 5 раз. Поднятия корпуса необходимо выполнять и из положения на животе. Максимальное число упражнений за тренировку 30 раз. Но это надо делать регулярно, каждый день. Занятия следует проводить в игровой форме — ребенку должно быть интересно.

Мускулатуру ног нужно развивать путем боковых поднятий и круговых движений, лежа на боку, а также приседаний у шведской стенки. Это нужно делать аккуратно, до 8-10 раз на сеанс. Постепенно можно довести до 15-20 за тренировку, с небольшими паузами через каждые 5-8 раз.

Развивайте правильное дыхание, когда делаете какое-либо упражнение или ходите с ребенком. Он не должен задерживать дыхание во время упражнения. Это приведет к напряжению в мышцах тела. Надо научиться управлять дыханием во время тренировок.

Лучше, если ребенок дошкольного возраста будет осознавать, зачем ему нужны занятия — чтобы быть здоровым и крепким. Но закаливать ребенка можно начинать еще с младенчества — совместно с выполнением специализированных упражнений по рекомендациям невролога и реабилитолога (врача лечебной физической культуры).

Чем могут заниматься дети с разными инвалидизирующими заболеваниями?



Виды параспорта могут быть разные для каждого заболевания. Дети с детским церебральным параличом могут заниматься плаваньем, бегом, велоспортом, конной выездкой, боччи (игра с мячом). Но им не рекомендованы силовые виды спорта, так как это может привести к ассиметричному развитию и искривлению позвоночника, рук и ног. Им нужны занятия на координацию движений, выносливость и концентрацию.

Те детки, у кого от рождения нет руки или ноги, а также перенесшие ампутацию конечности, могут заниматься легкой и тяжелой атлетикой, стрельбой из лука, фехтованием, армрестлингом, плаванием, теннисом (как большим, так и настольным), паравыездкой, следж-хоккеем и скоростным спуском.

Дети с дефицитом зрения и слепорожденные могут бегать, заниматься вольной борьбой, лыжными гонками. В паравыездке также есть специальный уровень для слепых.

Но начинать надо с элементарного. Плаванье, бег каждый день и разминка-зарядка, состоящая из самых простых упражнений. Нагрузку надо давать постепенно. Главное, представлять занятия в игровой форме, чтобы ребенку не наскучило. И, конечно, все следует делать под наблюдением врача лечебной физической культуры и невролога. Когда же ребенок подрастет, он сам выберет спорт, каким захочет заниматься — в этом не следует ему мешать. При том, или ином диагнозе важно не только правильно выбрать вид спорта, но и поддержать ребенка в его выборе, желании этим заниматься. В случае инвалидности спорт может стать делом всей жизни, что зачастую и происходит.

Когда лучше начинать занятия спортом?

— Есть ли ограничения по видам спорта для детей с ОВЗ?

— Практика реабилитации и абилитации (адаптации) людей с инвалидностью, в том числе детей, посредством спорта распространена в большинстве развитых стран. Однако в нашей стране, к сожалению, параспорт начал развиваться сравнительно недавно. Из-за этого еще 5-10 лет назад были нередки случаи, когда приходилось чуть ли ни уговаривать родителей записать своего ребенка-инвалида в спортивную секцию. Сегодня же они приводят их сами. И нередко дети, которые до начала занятий спортом практически не могли ходить, добиваются больших спортивных успехов.

— С какого возраста детям-инвалидам можно заниматься спортом? И какие виды спорта при каких заболеваниях подойдут лучше всего?

Родители детей-инвалидов, не бойтесь отдавать детей в спорт!



Спорт для детей-инвалидов не просто полезен, но и необходим. Постарайтесь не делайте трагедию из инвалидности ребенка, и тем более не ругайте его за это. Найдите ему занятие, в котором он может забыть о своем недуге. Ведь даже дети с ментальными нарушениями раскрываются в спорте и находят себя. И, быть может, именно ваш ребенок станет в будущем Чемпионом Паралимпиады, и вы будете им гордиться. Занятия спортом помогают не только физически, но и обрести душевную гармонию, это факт.

Но нужно на всем протяжении занятий ко всему подходить разумно, не давать ребенку слишком большие нагрузки — иначе можно повредить и без того слабое здоровье, а также усугубить психологический дискомфорт. Нагрузки надо наращивать постепенно, в игре, чтобы ребенку было интересно. И тогда, поверьте, у вас все получится.

Пока это учреждение остается одним из очень немногих в стране, где дети с церебральным параличом от нескольких дней до 18 лет бесплатно получают комплексную помощь и где лечатся пациенты с травмами позвоночника, спинного мозга и другими неврологическими заболеваниями. В больничном холле выстроились в ряд инвалидные коляски: детей с ДЦП сюда везут со всей Москвы и области. Многие из ребят, которые раньше не могли ходить и даже внятно разговаривать, именно здесь делают первые в жизни шаги. Держась за руку родителей, помогая себе ходунками.

- Наши дети каждый день прилагают огромные усилия, чтобы преодолеть тяжелейший недуг, - говорит директор НПЦ и главный детский невролог Москвы Татьяна Батышева. - Нередко родители, узнав о тяжелом диагнозе, просто не знают, что делать. А заниматься с ребенком надо буквально с первых дней после рождения.

Согласно последним исследованиям, начатое сразу лечение устраняет последствия поражений нервной системы у 60 процентов детей. Детский церебральный паралич - не приговор, считают врачи. Главное - вовремя определить, что ребенок нуждается в помощи.

Часть помещений для ЛФК в клинике похожи на обычные школьные спортзалы. Только занимаются там особенные дети: катаются на ортопедических велосипедах, которые можно крутить руками, старательно вышагивают в футуристичных ботинках и комбинезонах, похожих на экипировку космонавтов. И это не видимость: все действительно сделано по космическим технологиям.

9-летний Коля тренируется в синем экзокостюме: весь обтянут резинками-усилителями. С помощью хитрой системы натяжения его мышцы и связки, отвечающие за опорно-двигательный аппарат, получают необходимую нагрузку. С каждым шагом ребенок учится правильно распределять усилие, напрягать нужные мышцы, контролировать свое тело.



Рядом - крохотная девочка. Она идет за руку с мамой в желтом "костюме летчика": сзади в комбинезон встроены трубчатые камеры, наполненные воздухом. И этот "воздушный корсет" помогает ребенку держать правильную осанку, дополнительно не нагружая скелет. Рядом стоят космические ботинки - они подсоединены трубками к компрессору, который то надувает подошву "чудо-обуви", то сдувает ее. Таким образом, дети, которые не могут ходить, чувствуют нагрузку на ступнях. Мышцы напрягаются и посылают в мозг сигналы, как правильно на эту нагрузку реагировать.

В этом году на базе центра заработал проект по подготовке паралимпийцев. Первыми результатами и ребята, и родители очень довольны. Многие малыши начали заниматься плаванием, футболом и горными лыжами. А на очереди - создание групп по конному спорту, рэйс-раннингу и другим видам.

Как говорит Татьяна Батышева, для того, чтобы вырастить из особенных детей рекордсменов мирового уровня, нужно в первую очередь определить способности каждого ребенка.

- Мы мечтаем, чтобы в индивидуальной программе реабилитации каждого малыша стоял вид спорта, которым он будет заниматься. И поэтому очень важным становится "спортивный прогноз" для маленького пациента, - подчеркнула она.

Вторая часть программы - работа с профессиональными тренерами. И третья - сформировавшаяся команда, которая начала тренировки. Здесь уже не тренеры помогают медикам, а, наоборот, врачи сопровождают юных спортсменов на соревнования, участвуют в реабилитации до и после тренировок.

Одно из последних достижений техники стоимостью в несколько миллионов рублей - сенсорная беговая дорожка, которых в России наберется от силы штук 20. Разработчики уверяют: она способна диагностировать нарушения ходьбы, просчитать индивидуальный алгоритм восстановления координации, корректировать длину, частоту, симметричность шага. В общем, фантастика да и только.

Вот на дорожку встает Митя - у него диагноз ДЦП. Он аккуратно держится за перила и начинает делать неуверенные шаги. Звучит музыка, а на дорожке появляются рисунки: ребенок идет уже не по тренажеру для инвалидов, а по лесной тропинке. На пути ему попадаются препятствия - лягушки, которых нужно обходить. Есть и поощрения - если наступить на звездочку, получаешь дополнительные очки.

- Эта дорожка с обратной биологической связью. С помощью игровых моментов она "учит" ребенка правильно ходить. При этом он двигается не на месте, а идет вперед, как в жизни, - рассказывает завотделением лечебной физкультуры НПЦ Елена Ногова. - В Испании, Польше за реабилитацию детей в "космических" костюмах и занятиях на суперсовременных тренажерах родители выкладывают не один десяток тысяч евро. У нас то же самое - бесплатно.

Средний курс лечения - 21 день. Направить ребенка может районный врач-невролог. За ходом реабилитации детей следят неврологи, хирурги, психологи, дефектологи. Одной из самых интересных процедур считается сенсорная комната: успокаивающая музыка, приглушенный свет, водная кровать. Дети расслабляются. Они с головой ныряют в бассейн с шариками, вдыхают приятные запахи, перебирают игрушки с тактильного стенда.

Отдельный предмет гордости врачей - робот-тренажер. Это еще одна беговая дорожка, над которой пациент зависает на ремнях, и к его ногам присоединяются роботы на липучках. Благодаря роботу ребенок, который не ходит вообще, может узнать, как нужно двигаться, какие мышцы включать. И все это в игровой форме: обойти дерево, дойти до холма.

Елена Сивакова, мама:

- Дочка лечится здесь уже четыре года. Каждые полгода реабилитационный курс. Робот-тренажер очень хорошо помогает выработать стереотип в ходьбе. С каждым разом становится все легче ставить ногу ровно и правильно. Кроме того, посещаем школу при НПЦ. В обычные дни на домашнем обучении. А здесь есть возможность не только заниматься с педагогами, но и жить в коллективе. Ребенок очень сильно подтягивается по программе.

Валентина Русецкая, и.о. директора коррекционной школы N 47:

- В каждом классе здесь - по 5-8 человек. В школе работают учителя, которые получили знания по коррекционной педагогике, они могут заниматься с каждым ребенком по индивидуальной траектории, учитывая его особые потребности. У нас нет "двоек". Цель - помочь устранить пробелы в прохождении программы. Поэтому ребята занимаются с удовольствием.

ДЦП - это группа хронических нарушений, вызванных поражениями головного мозга, возникающими до, во время или после родов. 30% новорожденных с патологией перинатального периода выздоравливают, примерно столько же становятся инвалидами. Еще у 40% детей исход заболевания полностью зависит от того, насколько вовремя и адекватно оказана медицинская помощь, насколько правильной была реабилитация.


При рождении маме Ирины Гневышевой врачи сказали: заниматься спортом противопоказано. Сейчас девятилетняя гимнастка из маленького посёлка Суходол Самарской области покоряет пьедесталы всероссийских и международных соревнований и доказывает, что она способна не только победить болезнь, но и побороться за титул сильнейшей в мире спортсменки.


Назло диагнозам

В тренировочном зале звучит зажигательная музыка. Девятилетняя Ирина Гневышева сидит на шпагате и внимательно слушает наставления тренера. Ира только что вернулась с всероссийских соревнований, где заняла первое место. Теперь гимнастка готовится к серьёзным состязаниям международного уровня, которые пройдут в Казани.


За тренировочным процессом гимнастки наблюдает мама Иры. Тренер Анна Ивановна разрешила ей присутствовать на итоговом занятии, потому что знает, Татьяна сможет настроить дочь на победу и обсудить с ней все ошибки в элементах.


За несколько лет постоянных тренировок мама Ирины сама стала разбираться в требованиях к художественной гимнастике и даже помогает тренировать других учениц Анны Ивановны. Она ездит на сборы с юными гимнастками, изучает новые тенденции в этом виде спорта.

Татьяна помнит, сколько пришлось пережить, чтобы вернуть ребёнку здоровье и сформировать в нём характер спортсмена. Рождение младшей дочери Татьяна Гневышева не забудет никогда.
Ирина родилась восьмимесячной. При рождении она не двигалась и не кричала. Врачи сразу предупредили родителей, что у девочки церебральный паралич.



Два тренера для одной победы



Тренер добавляет, что поражена упорством Ирины. Однако, по словам Анны Ивановны, есть у неё и слабые стороны: девочка не может мобилизоваться в стрессовых ситуациях.


С очаровательной улыбкой Ира заканчивает свой танец с обручем и тут же виновато подходит к тренеру. Анна Ивановна просит спортсменку отчитаться за все ошибки в элементах и объяснить их причины.

Мама гимнастки не вмешивается в их разговор. Татьяна Гневышева говорит, что появление в посёлке Суходол профессионального тренера по художественной гимнастике — это настоящий подарок району.


Мама юной гимнастки обращает внимание на растяжку Иры. Говорит, что это всё наработанное.

Спорт помог девочке выздороветь - сейчас диагноз ДЦП снят. Ребенок здоров.


Стать чемпионкой мира


Ирина заканчивает тренировку и идёт в раздевалку. По пути она рассказывает о своём распорядке дня.

Слова маленькой гимнастки слышит мама, улыбается. Татьяна Гневышева говорит, что готова к спортивной карьере дочери и будет ей помогать добиваться высоких результатов. Она не пропустила практически ни одного соревнования Иры, всегда старается быть рядом.


Гимнастка с мамой ждут тренера, они отвезут Анну Ивановну домой. Все вместе они сделали многое: победили диагноз врачей и позволили маленькой спортсменке поверить, что она сможет стать чемпионкой мира.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.