Календарно тематическое планирование по лфк для детей с дцп


Эта программа разработана для детей с ДЦП с которыми учитель занимаеться на дому. Я подобрала комплекс упражнений для ребёнка который самостоятельно не сидит и не стойт.

Скачать:

ВложениеРазмер
dtsp.docx 28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

на педагогическом совете школы

зам. директора по УВР

_________ Шевлякова Е.В.

на заседании ШМО учителей физической культуры, ОБЖ,музыки.

(подпись руководителя МО

Директор МБОУ СОШ №84

средняя общеобразовательная школа №84

по адаптивной физической культуре

для детей с ДЦП 1-4класс

на 2016/2017 уч. год

Программа разработана учителем физической культуры высшей категории НебывайлоГ.Н

Количество часов в неделю 2 , всего в год 70

к рабочей программе по адаптивной физической культуре

Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Для оказания тренирующего и лечебного действия движение должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор физических упражнений в соответствии с задачами лечения больного, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

· Обучение ребенка бытовым умениям;

· Познание больным элементарной трудовой деятельности;

· Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;

2. Отсутствие длительных перерывов;

3. Постепенное увеличение физической нагрузки;

4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;

5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

· Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;

· Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;

· Активизирование ослабленных мышц;

· Борьба с искривлением позвоночного столба;

· Улучшение метаболизма и других процессов обмена;

· Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

1. Для расслабления;

2. Для улучшения динамики;

3. Для стимуляции действий;

4. Упражнения в положении лежа, сидя;

5. Занятия игрового типа и др.

Продолжительность занятий составляет от 20-35 мин основной части, 15-20 заключительной упражнения на расслабление и игровые. Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Комплексы упражнений которые будут использованы в программе:

1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;

2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;

3. Ребёнок ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;

4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;

5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;

6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

1. Ребенок садится на стул с мягкой поверхностью. Его спинку необходимо прижать к спинке стула, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, оказываете ему помощь;

2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;

3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.

2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.

3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.

4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу. Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на:

1. Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;

2. Укрепление спинного мозга, спинных нервов;

3. Укрепление мышц рук и ног.

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется учителем. Инструктор удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Учитель удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;

2. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно.

1. Программа по физической культуре для детей с ДЦП 1-4 классы.- Ротапринтный участок Ученого методического совета при МП СССР,1986.

2.Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(1 – 4 классы)

Пояснительная записка

- Федеральным законом "Об образовании в РФ";

- федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);

- требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №4/15 от 22 декабря 2015г.);

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования (далее ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Межевская СОШ;

- устава МКОУ Межевская СОШ;

Рабочая программа является коррекционной для обучения обучаю щихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивая коррекцию нарушений развития и соци альную адаптацию.

Программа соответствует по отношению к ФГОС АООП.

Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и самосовершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью: обучения является освоение учащимися системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.

В ходе обучения учебному предмету "Лечебная физическая культура" должны решаться следующие основные задачи:

- всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся;

- формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;

- совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;

- воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.

На занятиях лечебной физической культурой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами коррекционной деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления работы по ЛФК:

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц);

- упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы;

Общая характеристика коррекционной подготовки

Занятия ЛФК должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На уроках развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся видеть красивое, эмоционально воспринимать его. На занятиях ЛФК развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные упражнения, игры воспитывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представление о различных явлениях природы.

ЛФК — это вид деятельности, который доступен и детям с ОВЗ, и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка. Занятия ЛФК включают в себя элементы лечебной физкультуры и общей физической подготовки, а также сюжетно-игровые занятия. В программу включены упражнения, помогающие решить часть проблем опорно-двигательного аппарата. Занятия ЛФК способствуют развитию основных психологических функций детей (память, внимание, мышление, речь и воображение) и создают ощущение радости, свободы движения. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, координацию.

Название раздела

в процессе занятий

Специальные упражнения для формирования правильной осанки

Двигательные умения и навыки

Специальные упражнения для правильного формирования стопы

Описание места коррекционной подготовки в учебном плане

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционной подготовки.

осознание себя как гражданина России; формирование чувства г о р д о сти за с в ою Р о д и н у , р о сс и йс к ий н а р о д и ис т о р ию Р о сс и и ;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирова ние и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, н а л и ч ие м о ти в а ци и к т в о р ч е с к о му т р у д у , раб о те на р е з у л ь т а т , б е р е ж н о му отношению к материальным и духовным ценностям.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов рассматривается как повышенный, и не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по дан ному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает мини мального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на ва риант D образовательной программы.

Содержание коррекционной подготовки

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Заозерного

Куратор инклюзивного обучения

21 июня 2017 года

Утверждаю________________

Директор школы Крук И.В.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАНННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

инструктор по лечебной физической культуре

Давыдова Екатерина Сергеевна

I . Пояснительная записка

1.1. Нормативная база

Рабочая программа по лечебной физической культуре при умственной отсталости разработана для детей младшего и среднего школьного возраста на основе Федерального закона утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

1.2. Название учебного предмета и УМК

В состав УМК входит:

1.3. Цели изучения предмета с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса

Цель - улучшение общего состояния детей, обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам , укрепления здоровья, адаптация в социуме.

II . Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. ЛФК представляет собой, прежде всего, терапию регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных компенсаторных и защитных свойств организма пациента для устранения патологических процессов. Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным. Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц

IV . Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

4.1 Личностные результаты

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

4.2 Предметные результаты

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств); освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений; совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое; повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

V . Содержание учебного предмета, коррекционного курса.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к лечебной физической культуре, формирование потребности в систематических занятиях лечебной физической культурой. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

VI . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

VII . Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности

рабочая программа по лечебной физкультуре, тематическое планирование для 1 - 4 классов


государственное казенное общеобразовательное

учреждение Свердловской области

«Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные

Протокол МО №____ от___________

директор Терёхина Н.Г.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

для учащихся 1-4 классов

Орлова Елена Сергеевна

учитель
высшей квалификационной категории

Полевской 2016 г.

Пояснительная записка

Программа по ЛФК направлена на лечение заболеваний, профилактику осложнений, на предупреждение обострений заболеваний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по лечебной физкультуре составлена в соответствии с

Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12ю2014г. № 1599

Примерная АООП общего образования, разработанная на основе ФГОС, для обучающихся с умственной отсталостью

АООП Полевская школа – интернат

В данном курсе реализуются следующие компоненты образовательной программы школы.

Создание условий для сохранения здоровья и формирование у обучающихся мотивации к ведению ЗОЖ.

Путем консультирования родителей по вопросам здоровья детей, организацией и проведением лекций на интересующие родителей темы, проведения совместных уроков.

Целью программы является: Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств ЛФК физических и психических способностей учащихся, имеющих нарушения здоровья, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.

Программа предлагает решение следующих групп задач:

Организационно – педагогические

- Создание оптимальных условий для лечения и оздоровления организма детей, обеспечивающих воспитание гармоничной личности.

- Организация мониторинга физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие), сердечно-сосудистой системы и других.

- Формирование теоретических знаний о здоровом опорно-двигательном аппарате.

- Обучение учащихся основам лечебной физкультуры.

-Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки у детей.

- Обучение необходимым видам дыхательных упражнений.

3. Коррекционно-развивающие

- Замедление процесса прогрессирования заболевания и формирование практических навыков, способствующих:

◀формированию правильной осанки;

◀развитию мышечного корсета;

◀увеличению силовой выносливости мышц;

◀формированию правильного дыхания;

◀развитию мелкой моторики;

◀совершенствование координации движений;

- Укрепление здоровья, профилактика заболеваний и коррекция нарушений физического развития средствами лечебной физической культуры, приобщение к здоровому образу жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Воспитательные

- Воспитание в детях внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.

- Формирование и развитие морально-волевых качеств и мотивации к регулярным занятиям ЛФК, утренней гимнастикой и спорту.

- Создание благоприятных условий для лечение и оздоровления организма.

Методы и приемы образования.

Используются специальные медико-педагогические технологии

Проведение занятий ЛФК, подвижные игры, игры с элементами спорта, аутотренинг, музыкотерапия, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, массаж, цветолечение.

Введется работа по формированию у детей волевых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, решительности, умения работать в команде, помогать товарищам.

В процессе обучения и коррекции нарушений, используются темы, связанные со специфическими особенностями детей с сочетанной патологией. При планировании и проведении занятий учитываются индивидуальные особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическими нагрузками. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Программа предусматривает всестороннее медико-педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.

На протяжении всего курса ЛФК осуществляется межпредметные связи:

с биологией (основы знаний о человеческом организме, основы знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья).

с музыкой (релаксационные техники с использованием классической музыки, аэробика с использованием музыки в стили регги, музыкотерапия с использованием электронной музыки).

с математикой (счет при выполнении упражнений, при построении и перестроении в колонны по 2,3 человека, ориентировка в пространстве верх-низ-право-лево).

Внутрипредметные связи осуществляется при помощи разучивания отдельных элементов и видов движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.) и использования их в дальнейшем в комплексах упражнений, подвижных и спортивных играх.

Наличие требований к ЗНУ в данной программе, способствует использованию двигательного опыта учащихся, как базы для расширения их двигательных возможностей, правильного формирования функциональных возможностей организма, тренировке и повышению адаптационных возможностей организма.

В результате освоения программного материала по лечебной физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны знать:

◀связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

◀ способы изменения направления и скорости передвижения;

◀режимы дня и личной гигиены;

◀правила составления комплексов утренней зарядки;

◀правила проведения на занятиях физической культурой;

◀правила подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

◀выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

◀выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

◀выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

◀выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

◀выполнять комплексы дыхательных упражнений;

◀выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

◀выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

◀выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

◀выполнять строевые упражнения.

Демонстрировать навыки при развитии физических качеств

в следующих контрольных упражнениях:

гибкость – из положения, сидя наклон вперед (касание носков ног);

быстрота – скорость простой реакции (тест падающей линейке, см);

выносливость – ходьба в течение одной минуты, м;

сила – прыжок в длину с места (демонстрировать технику);

координация – передвижение по напольному гимнастическому бревну (скамейке) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.

Учебно-методическое обеспечение.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2009г., под редакцией В.В. Воронковой.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2009г., под редакцией И.М. Бгажноковой.

- Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа; Учебно-методическое пособие для преподавателей; Под общей редакцией С.П. Евсеева – Санкт – Петербург 2003г.

- Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста; Л.Ф.Асачева, О.В. Горбунова - Санкт – Петербург Детство – Пресс 2013г.

- Лечебная физическая культура в детском возрасте; А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур – СПб.: Речь, 2007. – 464с.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Зал ЛФК оснащен следующим оборудованием:

Тренажерами:

Мягким детским модулем Колобок

Доской для пресса

Станком хореографическим переносным

Резиновыми мячами разных размеров;

Оборудование соотвествует требованиями международных стандартов безопасности EN-1176, ГОСТов РФ.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Материал программы преподается по принципу от простого к сложному. Уроки проходят при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. Дозирование физической нагрузки адекватно состоянию здоровья ребенка и его психомоторного развития.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений.

Изучение элементов спортивных игр, упражнений, корригирующих комплексов проходит как серия пяти – семи уроков (часов) т.к. дети с нарушением интеллекта страдают нарушением двигательной памяти, быстро забывают разучиваемый материал, если он не закреплен до автоматизма.

Для инвалидов детства и детей с тяжелой патологией предусмотрены индивидуальные занятия.

Так же реализации индивидуального подхода к обучении, в каждом классе, используются карты индивидуального коррекционного сопровождения с конкретными рекомендациями специалистов (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, преподаватель ЛФК, специалист по развитию психомоторики).

Почасовая сетка прохождения программного материала

Вид программного материала

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

Упражнения для коррекции правильной осанки.

Упражнения для укрепления мышц живота.

Упражнения для устранения моторной неловкости.

Упражнения для коррекции плоскостопия.

Отбор содержания программного материала произведен с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и различного рода заболеваний учащихся, в соответствии с чем, ведется разно уровневый подход в соответствии с имеющейся патологией ребенка. Уроки проводятся с детьми отнесенным по состоянию здоровья к спец. мед. группе. В связи с тем, что в группе занимаются дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями, уроки могут проводиться как по одному основному комплексу упражнений в течение урока, так и с добавлением нескольких комплексов или упражнений, в зависимости от преобладающих заболеваний учащихся.

Кроме этого на каждом уроке в течение 5-7 минут могут проводиться подвижные игры, направленные на решение задач восстановления здоровья. Выбор комплексов, упражнений и игр производит учитель, отмечая данную информацию в календарно-тематическом плане.

Способы контроля знаний.

В начале и в конце учебного года учителем ЛФК проводится вводная диагностика, проверяются показатели двигательных качеств (гибкость, скорость, сила, выносливость, скорость). Проводится тестирование функционального состояния организма. Все полученные результаты заносятся в паспорт здоровья обучающихся. В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Показатели сравниваются, анализируются, выводится прирост двигательных навыков.

Адресат программы

Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов; рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и содержит все необходимые разделы для коррекции и профилактики различных видов нарушений и отклонений в здоровье (осанки, макро и микро моторики, зрения, плоскостопия, координации движений, сенсомоторики и т.д.)

Ожидаемые результаты: комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями.

Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Коррекция и компенсация двигательных нарушений.

Развитие основных видов движений и физических качеств, формировать пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений.

Стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностного).

Критерии определения успешности физической реабилитации учащихся.

Критериями являются качественными и количественные показатели. Качественные показатели – степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др.

Содержание курса

Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочками на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой. Висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдение режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствие, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

Развитие выносливости.

Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

Развитие силы.

Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивание кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

Профилактика плоскостопия.

Комплексы корригирующей гимнастики. (см. Методические разработки).

Развитие координации движений.

Дыхательные упражнения.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).

Проведение контрольных мероприятий.

а) тесты – по плану учителя.

б) медицинский контроль – по плану.

в) педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.