Картины для детей с дцп


На Рождественском подворье Белгородской епархии многолюдно. За столом под навесом на открытом воздухе сидит десяток детишек с мамами. Перед ними — бумага для рисования, краски, кисти, поролоновые валики.

— Любая краска — это восторг! Просто посмотрите повнимательнее, — говорит стоящий у мольберта седоволосый мужчина с собранными в хвост волосами. Это художник Владимир Курдюков.

Сначала может показаться, что проводится творческое занятие для учеников воскресной школы. Но дети, сидящие за столом, — особые. Это воспитанники семейного интеграционно-коррекционного лагеря "Парус мечты". Сюда на неделю со всей России приезжают дети от двух до 16 лет с диагнозом ДЦП и с ограниченными возможностями. В августе проводится уже третья смена. Первая, пробная, прошла летом 2015 года. Нынешняя организована по инициативе Фонда русского абстрактного искусства (Фонд РАИ) при поддержке Белгородской митрополии и руководства области.

Организаторы верят, что творческие занятия помогут детям не только лучше развиваться. Возможно, для кого-то из них рисование станет делом жизни, как когда-то случилось и с сыном Владимира Курдюкова, также имеющим диагноз ДЦП.

Никита

Владимиру Курдюкову 61 год. В молодости успешный художник, которому коллеги прочили блестящую карьеру, и представить не мог, что ему придётся заняться разработкой методики развития детей-инвалидов с помощью живописи. Но всё изменилось, когда у него родился сын Никита.

Историей и опытом художника заинтересовалась учредитель Фонда РАИ Ольга Ускова. По её приглашению Курдюков стал проводить мастер-классы "Цвет как эмоция" в лагере. Метод работы он никогда не формулировал: всё зависит от ситуации. Но подход один — дети должны изображать не конкретные предметы, а свои эмоции по определённой теме. В основном дети рисуют абстракцию. Причём могут выбрать любой способ — те, кто может держать кисть, пишут кистью. Другие же берут поролоновые валики или наносят краски на бумагу пальцами. Занятие длится 40 минут — за это время дети не успевают устать.

— Сейчас я рисую осень, — в качестве примера рассказывает художник на мастер-классе. — Возьму жёлтую краску. Вчера это у нас был пляж, солнце, а сегодня будет осень. Рядом нарисую другим цветом. У всех будут свои формы, разные. Не стоит ничего копировать. Будем по возможности самостоятельно рисовать. Я надеюсь, что у вас получится не только не хуже, но и значительно лучше, чем у меня. От вчерашних художников я был в восхищении!

Организаторы лагеря, как и Владимир Курдюков, прекрасно понимают сложности, с которыми сталкиваются родители детей с особенностями развития. Председатель благотворительного фонда помощи инвалидам "Луч света" Наталья Смолянина тоже воспитывает дочь с диагнозом ДЦП.

— Я знаю, как тяжело детям, родителям, которые практически не бывают в обществе. На протяжении многих лет они находятся в четырёх стенах. К нам они приезжают семьями. Дети раскрепощаются, родители получают эмоциональную подпитку, успокаиваются. К нам приезжают не только с диагнозом ДЦП, в июне была смешанная группа, куда входили аутисты, даунята, дети с различными неврологическими заболеваниями.

На лицах родителей, сопровождающих детей в лагере, можно увидеть самые разные эмоции. Кто-то сосредоточенно помогает своему ребёнку рисовать, кто-то успокаивает раскапризничавшегося сына, который то ли утомился и не хочет держать кисточки и валики в руках, то ли недоволен выбором красок. Среди десятка мамочек выделяется ухоженная женщина с каре, глаза которой сияют от радости. Она водит по бумаге кистью, держа руку 16-летнего сына, и это явно доставляет ей огромное удовольствие.

— Фима, какой выберем цвет?

— Бежевый! — отвечает мальчик и начинает петь песню "Ты моё дыхание" Ады Якушевой. Фима не видит. Но знает названия всех цветов. Благодаря своей маме он буквально рисует музыку. Синяя краска у него ассоциируется с песней "Во Франции неважные дела" Никитиных, а коричневый — с "Атлантами" Александра Городницкого.

— Под определённый цвет он хочет спеть ту или иную песню. Вчера он пел совсем другие почему-то! — удивляется мама Фимы.

Помимо рисования мальчик активно занимается музыкой. Он умеет играть на многих инструментах: на фортепиано, аккордеоне и флейте. Последние два инструмента они взяли с собой в лагерь.

— Трудно сдержать эмоции, когда видишь этих детей — как у них горят глазки! — говорит Ольга Ускова. — Мы все счастливы, мы все находимся в едином эмоциональном свечении. Проходишь во время занятий мимо детей и их родителей — мурашки идут по коже. Ты понимаешь: совершенно всё равно, как ты выглядишь, свободно у тебя пальцы движутся или ручка немножко скована. Потому что ты своё добро, свою любовь, свои эмоции можешь передать разными путями. И если сознание открыто, то человек может быть счастлив.

Ускова уверена, что для любого человека внутренний мир важнее внешнего. И развитие духовного мира создаёт ощущение счастья и формирует дальнейшую судьбу. В своей работе они ориентируются на теорию всеобщей контактности советского учёного и художника Элия Белютина. Он утверждал, что через серьёзное эмоциональное напряжение можно произвести переключение работы человеческого мозга в креативные зоны, что позволит открыть новые способности или усилить существующие.

Из текста этой теории фонд сформировал учебник, который будет представлен в сентябре.

Недалеко от стола, где проходят занятия, есть импровизированная выставка — к натянутой верёвке прищепками прикреплены работы детишек. У одной из девочек рядом с листом бумаги и красками лежит тетрадка, куда она записывает свои стихи.

— Я здесь отдыхаю, учусь и лечусь и получаю удовольствие, — говорит 14-летняя Лада, которая приехала в лагерь уже в третий раз. Её сопровождает мама и любимый питомец — рыжая такса. — Я раньше рисовала, но рисунки у меня плохо получались очень. А вот сейчас у меня вдохновение! Ещё я занимаюсь эстрадным вокалом и пишу стихи, записываю их в тетрадь.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн уверен, что лагерь помогает детям поверить в себя и раскрыть свои творческие возможности, о которых некоторые порой даже не подозревают.

— Мы пытаемся показать детям их будущее, чтобы они могли ответить на вызовы, которые так или иначе в жизни случаются, творчески, с помощью наших специалистов, родителей, — говорит митрополит. — Мы все вместе решаем трудную задачу — не просто вернуть ребёнка в социальное пространство, а помочь ему поверить в себя. Дай бог, чтобы это начинание нашло сторонников. Мы верим, что в России найдётся очень много людей, которые будут помогать детям творчески развиваться и преодолевать все недуги.

















  • Отдельные аспекты внутренней картины болезни у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом

    Е.Ю. Жарова, (К.м.н., Казанский государственный медицинский университет)

    Ключевые слова: Внутренняя картина болезни, детский церебральный паралич, тип отношения к болезни, копинг-стратегии, психологические защиты.

    Д етский церебральный паралич (ДЦП) – это состояние, требующего мультидисциплинарного подхода. В настоящее время его рассматривают как совокупность клинических, психологических и социальных факторов, оказывающих дезадаптирующее влияние на человека и приводящих к ограничению его жизнедеятельности [1].

    Сочетание двигательных, речевых и психических нарушений при ДЦП обусловливает требования к сочетанному проведению комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию указанных нарушений [2]. И, как и в случаях многих других комплексных заболеваний, представители различных медицинских дисциплин стремятся акцентировать внимание родителей пациента на своей стороне проблемы, менее тщательно прорабатывая другие сферы. Зачастую при проведении психолого-педагогической работы с детьми усилия специалиста направляются на моторную, речевую и интеллектуальную деятельность, реже – на эмоциональную сферу [3], при этом из зоны внимания практически полностью выпадает психологическая оценка ребенком картины своего заболевания. В то же время, правильная интерпретация внутренней картины болезни пациента открывает возможность более полного контакта с ним, что повышает комплаенс.

    Безусловно, значительную роль в обеспечении контакта врач-больной играют родители, часто оказывающиеся посредниками в указанной паре [4]. Однако даже с их участием пациент имеет возможность транслировать свое отношение к болезни, что должно быть принято и верно истолковано.

    Классическое определение внутренней картины болезни по Р.А. Лурия – это возникающий у больного целостный образ своего заболевания [5]. Иными словами, это все то, что переживает и испытывает пациент, его ощущения, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах [6]. Пациент оценивает свою болезнь не с клинической позиции, а как совокупный результат личностных реакций, поэтому внутренняя картина болезни не тождественна объективному статусу пациента. Это динамическое образование, все элементы которого обладают значимой для больного эмоциональной окраской и могут быть модифицированы извне под воздействием различной информации. На формирование внутренней картины болезни влияют в равных долях следующие ключевые факторы: осознание пациентом здоровья, болезни и лечения; ситуация вокруг пациента; личность пациента [7,8].

    Для оценки внутренней картины болезни используются различные психометрические методики, что позволяет создать комплексное впечатление и выявить наиболее уязвимые аспекты. Методы проведения психологических исследований в этом случае должны быть адаптированы с учетом возраста и интеллекта пациентов [11]. Специалисту, проводящему психологическое тестирование, следует произвести оценку восприятия у пациента и убедиться, что ребенок способен понять, что от него требуется [12, 13].

    Сложность в идентификации внутренней картины болезни у детей с ДЦП состоит в том, что у них не сформирована концепция здоровья, а без этого невозможно построить концепцию болезни [7]. Ребенок получает информацию о собственном состоянии от родителей, медицинского персонала, из средств массовой информации без возможности сравнения и критики, поэтому у таких детей внутренняя картина болезни и внутренняя картина здоровья тождественны [9].

    Также следует учитывать специфику личности ребенка – для детей с ДЦП в большинстве случаев наблюдаются специфические изменения по типу инфантилизации и склонность к депрессивным реакциям [14]. Ввиду хронического течения заболевания с самого рождения важным моментом психодиагностики является разделение отношения больного к себе и к своему заболеванию, так как они тесно взаимосвязаны. Проблемой интерпретации внутренней картины болезни является также обязательное наличие сопутствующих нарушений: нарушения речи, задержки психического развития, расстройства аутистического спектра, эмоциональная обедненность и трудности в детско-родительских отношениях [2, 4]. Среди механизмов формирования личности в патологических условиях у лиц с физическими дефектами ключевая роль принадлежит реакции ребенка на дефект и осознанию физической неполноценности [7].

    Сложности при проведении диагностики могут создавать нарушения в интеллектуальной сфере. У детей с ДЦП отмечается мозаичность поражения интеллекта: выпадение одних функций при частичном страдании или полной сохранности других. Наиболее часты специфические трудности в приеме и переработке информации, а также расстройства памяти, восприятия, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, что сочетается с общей пассивностью и повышенной утомляемостью [12]. Выраженность интеллектуальных нарушений у детей с ДЦП может быть различна, задержка психологического развития отмечается по разным данным у 19-40%, умственная отсталость – у 13-40% пациентов [7].

    Отдельно следует учитывать отношение к заболеванию родителей (в большей мере обычно матери) ребенка с ДЦП, как значимых взрослых, оказывающих непосредственное влияние на ребенка, что накладывает отпечаток на внутреннюю картину болезни [13]. Многие родители подтверждают неполную способность адекватно реагировать на поведенческие проявления со стороны ребенка. Некомпетентность родителей, неадекватность воспитательных подходов (завышенные требования и ожидания, или, наоборот, потворствование и отсутствие дисциплины) способны усугубить нарушенную интеракцию и препятствовать адекватной оценке собственного состояния ребенком [15].

    Уже в детском возрасте упрощенные методики позволяют описать такую важную составляющую внутренней картины болезни при нарушениях опорно-двигательного аппарата, как схема тела ребенка – степень идентификации ребенком своей личности со своим телом и своими социальными функциями. При ДЦП телесный опыт ребенка достаточно труден, особенно если речь касается моторной и речевой сфер [16]. Наличие физического дефекта увеличивает склонность ребенка к тревоге, депрессии и низкой самооценке [7, 13].

    Важной составляющей внутренней картины болезни являются компенсаторные способности психики ребенка и возможность адекватно реагировать на хроническое пребывание в сложной жизненной ситуации [17]. На физическом дефекте ребенка многократно заостряется внимание при переживании экстраординарных событий: госпитализации, хирургической операции, длительной иммобилизации. Такие моменты для детской психики сопровождаются переживаниями тревоги, страха, беспомощности [18]. Компенсаторным механизмом в этих случаях являются психологические защиты – это система стабилизации личности, разделяющая сознание человека и травмирующие переживания. В результате их задействования нивелируются чувства дискомфорта и тревоги, но в то же время может искажаться исходная информация и изменяться поведение человека, а срыв компенсации становится препятствием для адекватного осознания ситуации [19]. В детской практике психологические защиты исследуется при помощи теста детской апперцепции (САТ) [12, 17].

    Одним из значимых компонентов внутренней картины болезни является локус контроля – свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам. Существуют несколько методик определения этого психического показателя, но исследований для детей с ДЦП непосредственно не проводилось. Тем не менее, в исследованиях Зайцевой Е.С. и Маракушиной И.Г. а также Толкачевой О.Н. есть указания скорее на экстернальный локус контроля у пациентов с ДЦП, то есть результаты какого-либо действия приписываются внешним факторам [20]. С другой стороны, данные М.В. Борисовой указывают скорее на интернальный вариант локуса контроля, когда ребенок считает себя самого ответственным за все происходящее в его жизни [21]. То есть, однозначной характеристики локуса контроля у детей и подростков с ДЦП пока нет.

    По результатам исследования копинг-стратегий у подростков с ДЦП Зайцевой Е.С. и Маракушиной И.Г., такие подростки при совладании прибегают к различным стратегиям. конструктивным стратегиям: планирование решения проблемы и самоконтроль; и неконструктивным – дистанцирование, положительная переоценка и конфронтативный копинг. Важное замечание, что подростки с ДЦП уделяют большее внимание планированию решения, нежели его реализации [20]. Стратегии совладающего поведения в рамках внутренней картины болезни соотносятся с готовностью пациента к активному взаимодействию в лечебном процессе. Тревожными признаками в данном случае будут преобладающие неконструктивные варианты, что выливается в минимизацию усилий, направляемых самим ребенком на лечебные занятия и тренинги.

    Согласно исследованию А.М. Щербаковой и О.Н. Гудилиной в случае с ДЦП у больных преобладают гармоничный, анозогнозический и эргопатический типы отношения к болезни, что признается адаптивной реакцией и указывает на адекватное восприятие своего состояния [14]. Однако обращает на себя внимание высокий вклад в отношение к болезни сенситивного, паранойяльного и эгоцентрического компонентов, являющихся признаками дезадаптации и выливающихся в рентные установки на болезнь [14]. При построении контакта с пациентом необходимо учитывать эти тенденции, особенно высокую сенситивность больных, проявляющуюся в ранимости и необходимости доверительных и честных отношений.

    Также как часть внутренней картины болезни у подростков могут быть оценены фрустрационные реакции при помощи опросника Ф. Розенцвейга. Фрустрация – это форма эмоционального стресса, проявляющаяся как негативное эмоциональное состояние при невозможности достижения поставленной цели. В исследовании Зайцевой Е.С. и Маракушиной И.Г. показано преобладание у подростков с ДЦП экстрапунитивной реакции на фрустрирующие ситуации. Такие подростки предпочитают прибегать к чьей-либо помощи в реализации самостоятельно принятого решения и более склонны перекладывать ответственность на других или искать себе оправдания. Несмотря на то, что к подростковому возрасту школьники с ДЦП осознают свою физическую несостоятельность и адаптированы к жизнедеятельности с наличием физического дефекта, им предоставляется трудным чувствовать себя уверенными среди людей не своего привычного окружения [20].

    Рассмотренные психологические методики позволяют сделать прямые или косвенные выводы, относительно личностного взаимодействия ребенка с его заболеванием, то есть составить впечатление о его внутренней картине болезни. Не каждый контакт с пациентом подразумевает поведение всех перечисленных исследований, специалисту достаточно иметь представление об общих тенденциях и психологических особенностях у всей группы больных и при необходимости ситуационно проводить психометрию у конкретных пациентов. Тем не менее, представление о том, как ребенок воспринимает свое состояние и как он готов с ним работать, позволяет индивидуализировать подход к лечению и реабилитации ребенка [11, 13, 18].


    Он садится на пол, ногами выкладывает краски, альбом и уходит в мир пейзажей. Ильдар – второй ребенок в семье Апчелеевых. Сначала его мама Савия воспитывала сыновей-погодок и не догадывалась, что с младшим что-то не так. Через время забили тревогу. У Ильдара диагностировали ДЦП, были проблемы с ручками, малыш с трудом говорил.


    Ильдар пишет очередную картину, а рядом его новый друг-поэт

    Мама использовала все возможности, чтобы помочь сыну и укрепить мышцы рук. До 18 лет они посещали реабилитационные центры.

    Со временем стало понятно, что быть здоровым, как старший брат, Ильдар не сможет.

    Сильный и целеустремленный подросток научился главному – поддерживать ежедневными тренировками силу в руках, хотя до сих пор ему необходима помощь близких. С ним всегда рядом младший брат, которого мама родила через 19 лет после рождения второго сына. С детства в татарской семье воспитывали уважение друг к другу, потому Ильдар себя одиноким не чувствует.


    Его дар к рисованию открылся рано. Учителя, которые приходили на надомные уроки, не знали, как обучать мальчика, у которого практически не работали ручки. Но он хотел научиться печатать буквы, а потом писать слова, и начал делать это – ногами. В семье радовались успехам сына. Уроки рисования раскрыли его творческое начало. Он охотно рисовал акварельными красками животных, природу, предметы. Потом мама подарила ему гуашь и масляные краски.


    – Сколько себя помню, я рисую. Более серьезно начал относиться к этому в старших классах, а в полной мере стал рисовать через пару лет после окончания школы. С друзьями, которые были немного младше меня, играл в футбол, тогда реже рисовал. Когда они после школы начали разъезжаться, проводил много времени за альбомом.

    Когда нам провели интернет, начал выкладывать первые картины в социальных сетях.

    Люди их оценили. Времени свободного было много, я рисовал, рисовал. Пришли и первые победы. Так все и закрутилось, – рассказывает Ильдар.


    Он садится на полу, ногами выкладывает краски, альбом и уходит в мир пейзажей. Старается многое делать самостоятельно, но знает, что его всегда поддержат родственники.

    – Возле нашего дома озеро и лесок, сын любит прогуливаться там, наблюдать. Стоит, всматриваясь в красоту, а потом дома рисует. Сейчас прохладно, но я помогаю ему собираться на ежедневные прогулки. Это ему очень нравится, – говорит Савия Апчелеева.


    В прошлом году сына пригласили на мероприятие в Новосибирск. Дома решили, что ехать надо, тем более о картинах Ильдара уже тогда знали не только сельчане, но и жители Куйбышевского района.

    – Писать картины очень непросто, особенно с таким диагнозом. Постоянно приходится превозмогать напряжение, также дерганье и непроизвольные движения. А при работе необходима полная концентрация. Для меня это очень непросто. Да, работа помогает в моем непростом жизненном положении. Я получаю немало удовольствия, когда удается выписать красивые детали, когда заканчиваешь хорошую картину, когда видишь положительный результат своих трудов, плоды в виде больших и малых побед, – продолжает Ильдар.


    То, что Ильдар не собирается замыкаться в четырех стенах, он доказал еще в детстве, когда с друзьями гонял футбол. И сейчас – когда удивляет выверенностью линий на картинах и их схожестью с реальной природой. Когда в его жизни появился еще один друг, то Ильдар заговорил рифмами. И практически к каждой картине у него есть небольшое стихотворение.

    – К нашим сельчанам приезжает родственник, молодой человек с ДЦП.

    Передвигается на инвалидной коляске и не может ходить самостоятельно. Они сдружились.

    Вот так Ильдар начал расширять свои таланты и посвятил новому другу стихи:

    «Навестил меня поэт.

    Поболтали мы с ним славно.

    Ему примерно столько ж лет.

    У нас одни и те же травмы…

    Со стороны мы чуть похожи.

    Но очень разные внутри.

    Взгляд на мир и образ жизни,

    Сейчас Ильдар продолжает ежедневные тренировки, и его главная победа – в каждом плавном движении руки и пальцев. А после занятий – рисование. Мама говорит, что сын так уходит в процесс, что может сидеть перед листом несколько часов.

    «Что мы будем рисовать?

    Небо, поле, солнце.

    Разрисуем белый лист,

    Притворяя идеи в жизнь.

    В детских творческих мечтах.

    Изобразим моменты счастья.

    Нарисуем целый мир яркими цветами.

    Мир Ильдара действительно яркий. Только мама переживает, что сын давно не проходил курсы реабилитации, где врачи оценили бы его состояние, пролечили и подобрали новые упражнения. Взрослым инвалидам с ДЦП не дают бесплатные путевки, а самостоятельно приобрести их для Ильдара и сопровождающей его мамы семья не может. А еще Ильдар мечтает побывать на море, чтобы потом его волны перенести на свои полотна.

    Многих будущих родителей при планировании беременности интересует, что такое ДЦП. Это понятие определяет группу синдромов, основными проявлениями которых являются разнообразные нарушения двигательной функции человека вследствие поражения по разным причинам структур головного мозга.

    Общая характеристика заболевания ДЦП

    На полноценное развитие нервной системы плода в перинатальном периоде оказывают воздействие многие факторы.

    В результате возникновения каких-либо заболеваний или патологических состояний у беременной женщины или плода происходит гибель нейронов развивающегося мозга ребенка, что неминуемо проявляется у него после рождения двигательными, координаторными, чувствительными, психическими и другими нарушениями.

    Данные проявления входят в состав симптомокомплекса болезни и обычно обнаруживаются у ребенка непосредственно после рождения.

    Тяжесть симптомов зависит от глубины поражения мозга. Со временем они не прогрессируют. При хорошем уходе адекватное лечение и реабилитация детей с ДЦП позволяет достичь хороших результатов в виде восстановления нарушенных функций, улучшения качества жизни, социализации.

    Причины возникновения ДЦП


    Повреждение головного мозга, приводящее к детскому церебральному параличу, является приобретенным. На вопрос, передается ли ДЦП по наследству, специалисты отвечают отрицательно.

    Оно может быть совершенно разного происхождения и возникать в любой период внутриутробного развития и после родов. Вызывающие ДЦП причины можно разделить на 3 группы по времени их воздействия:

    1. Болезни матери, развивающиеся во время беременности.
    2. Патологии, возникающие во время родов.
    3. Заболевания и патологические состояния у ребенка в период новорожденности.


    К этой группе причин относятся заболевания беременной женщины, приводящие к гипоксии или воспалительному повреждению всех органов и систем плода, в том числе и к ишемическому или инфекционному поражению головного мозга:

    • Внутриутробные инфекции: цитомегаловирусная, герпесная инфекция, заболевание матери краснухой, сифилисом, токсоплазмозом во время беременности.
    • Фетоплацентарная недостаточность.
    • Выраженный резус-конфликт.
    • Отслойка плаценты.
    • Токсикоз у беременной, особенно поздний, сопровождающийся нефропатией, повышением артериального давления, отеками.
    • Заболевания сердца, сосудов у матери: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, декомпенсированные пороки сердца, нарушения сердечного ритма.
    • Заболевания крови у беременной женщины, например тяжелой степени железодефицитная анемия.
    • Болезни органов эндокринной системы (гипофункция щитовидной железы, сахарный диабет).
    • Многоплодная беременность.
    • Многоводие или маловодие.
    • Хромосомные аномалии у плода.
    • Патологии развития пуповины и сосудов в ней.
    • Вредные привычки у женщины во время беременности (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

    К ним относятся осложнения, возникающие во время родов:

    • Неправильное положение плода: тазовое, поперечное.
    • Дискоординированная родовая деятельность, стремительные или наоборот, затяжные роды.
    • Клинически узкий таз.
    • Длительный безводный период.
    • Неверная тактика ведения родов.
    • Применение таких приемов, как наложение акушерских щипцов или вакуум-экстракция плода.
    • Родовая травма.
    • Преждевременные роды.
    • Асфиксия плода из-за тугого обвития пуповиной.

    Чаще всего таким заболеваниям подвержены недоношенные, ослабленные дети:

    • Асфиксия околоплодными водами.
    • Гемолитическая болезнь у новорожденных вследствие резус-конфликта или несовместимости по группе крови с организмом матери.
    • Инфекционные заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, арахноидит и их сочетания), развивающиеся после родов.
    • Аномалии развития сосудов головного мозга (аневризмы, мальформации), приводящие к развитию геморрагического или ишемического инсульта.
    • Токсическое поражение головного мозга ребенка вследствие отравления медикаментами.

    Клиническая картина и особенности развития детей с ДЦП


    Первые признаки ДЦП у ребенка могут быть замечены врачами и родителями сразу после его рождения или в течение первых месяцев жизни. Когда приходит время появления в норме определенных навыков, обнаруживаются отсутствие или выраженная задержка физического, а впоследствии и психического развития.

    Ребенок с данной патологией отличается по развитию от здоровых сверстников. Из-за поражения корковых и подкорковых структур мозга нарушается иннервация скелетной мускулатуры, а также многих органов и систем организма, что определяет особенности детей с ДЦП, приводит к развитию следующих симптомов:

    • Патологический тонус мускулатуры. Может обнаружиться гипертонус, то есть напряженность, повышение тонуса мышц или гипотонус, при котором мышцы вялые, патологически расслабленные. При высоком тонусе конечности согнуты в суставах, их сложно разогнуть, со временем могут развиться контрактуры суставов.

    Движения при этом резкие, асимметричные, дискоординированные. Нередко отмечается ходьба на носочках из-за гипертонуса. При гипотонии мышц конечность висит, сопротивления при воздействии на нее такая конечность не оказывает.

    • При любой форме дистонии сила в мышцах снижена (парез) или совсем отсутствует (паралич) при выраженной стадии ДЦП, что делает невозможным нормальное функционирование конечностей.

    При отсутствии нагрузки на мышцы конечности слабость в них нарастает, мышечные волокна далее не развиваются. Такая конечность со временем начинает выглядеть тоньше, становится короче, чем нормальная, формируются деформации скелета (сколиоз позвоночника, искривления тазовых костей, грудной клетки), в связи с чем затрудняется нормальное функционирование многих внутренних органов.

    • У ребенка позже ослабевают безусловные рефлексы, характерные для новорожденных.
    • При раздражении моторных отделов коры мозга может развиться симптоматическая эпилепсия с генерализованными судорожными приступами.
    • Часто отмечаются нарушения зрения в виде развития косоглазия или близорукости по причине несовершенной иннервации глазных мышц при этом заболевании.
    • Встречаются патологии слуха: тугоухость, глухота.
    • Нарушения работы эндокринной системы в виде ожирения, нарушения темпов роста, гипотиреоза.
    • Нарушение функций тазовых органов: непроизвольное мочеиспускание или дефекация, или задержка этих процессов.
    • Очень часто патологии физического развития сопровождаются задержкой нервно-психического развития: может развиться разной степени выраженности умственная отсталость, нарушения речи в виде дизартрии при ДЦП, патологии восприятия, памяти, поведенческие отклонения (ранимость, сильная привязанность к ухаживающим людям).
    • Иногда отмечаются сложности с глотанием пищи, сосанием груди из-за патологии мышц лица, глотки, гортани.

    По тяжести проявления симптомов заболевания различают 3 степени тяжести ДЦП:

    1. Легкая степень: симптоматика минимальна, ребенок физически развивается с небольшой задержкой, психических отклонений почти нет. В этом случае дети могут обучаться со здоровыми сверстниками, освоить в дальнейшем любую профессию.
    2. Средняя степень тяжести: отмечаются отклонения и в физическом, и в умственном развитии. Больным нужна посторонняя помощь. При адекватном лечении и реабилитации возможна некоторая социализация таких людей.
    3. Тяжелая степень: больные – тяжелые инвалиды, себя обслуживать не способны, нуждаются в постоянном уходе.

    Виды заболевания ДЦП


    В зависимости от локализации патологического очага в головном мозге, заболевание по-разному проявляется. Различают следующие формы ДЦП, основанные на виде моторных нарушений:

    1. Спастическая тетраплегия. Это наиболее тяжелая форма ДЦП. Развивается она при выраженном поражении многих мозговых структур. Проявляется парезами или параличами всех конечностей, нарушениями речи, зрения, слуха, психическими отклонениями, часто выявляется эпилепсия.
    2. Спастическая диплегия. Ее называют еще болезнью Литтля по имени врача, описавшего ее. При этом самом распространенном типе заболевания основное проявление – это слабость мышц ног. Нарушения речи, глотания, нарушения нервно-психического развития при этой форме заболевания также встречаются, но выраженность их меньше. Поэтому такие дети могут обучаться и социализироваться.
    3. Гемиплегическая или гемипаретическая форма ДЦП проявляется односторонним поражением мышц конечностей, то есть – нарушение функций мышц только левой или только правой половины тела. Такие больные имеют характерную походку. Двигательные нарушения сочетаются с эпилепсией, реже – с задержкой нервно-психического развития.
    4. Дискинетическая форма характеризуется развитием у ребенка гиперкинезов, то есть непроизвольных движений в конечностях и других частях тела из-за поражения подкорковых структур.

    Осложнения и продолжительность жизни детей с ДЦП

    Сколько живут дети с ДЦП – зависит напрямую от ухода за ними. При недостаточно хорошем уходе, отсутствии лечения или восстановительных курсов могут развиться или прогрессировать нежелательные спутники детского церебрального паралича, усугубляющие клиническую картину и прогноз для развития и даже жизни ребенка:

    Диагностика ДЦП


    Заподозрить патологию становится возможным сразу после рождения ребенка при оценке его состояния неонатологом, выставляющим менее 5 баллов по шкале Апгар. Такой показатель можно считать положительным тестом на ДЦП.

    Настороженность по данному заболеванию сохраняется в отношении недоношенных, маловесных детей, новорожденных с различными пороками развития, при задержке внутриутробного развития плода, серьезных заболеваниях матери.

    При неврологическом осмотре, оценке неврологического статуса доктор выявляет:

    • нарушения мышечного тонуса;
    • асимметрию развития мышц и нормальных рефлексов с конечностей;
    • наличие патологических рефлексов, клонусов конечностей;
    • отсутствие контакта ребенка с матерью;
    • отсутствие адекватной реакции на тактильные, звуковые и зрительные раздражители.

    Для определения характера, локализации и выраженности поражения головного мозга применяют следующие методы:

    • МРТ или КТ головного мозга позволяет оценить масштаб атрофии коры головного мозга, размер очага поражения, его местонахождение и вид (кровоизлияние, киста, ишемический очаг).
    • Электроэнцефалограмма выявляет нарушения формирования и распространения биопотенциалов головного мозга, определяет наличие эпиактивности.
    • Нейросонография (УЗИ) позволяет выявить смещение срединных структур мозга из-за какого-либо его повреждения.
    • Электромиография – метод исследования нервно-мышечной проводимости, выявления локализации ее поражения.
    • Исследование глазного дна проводится врачом офтальмологом и может выявить атрофию зрительных нервов.


    Клинические проявления заболевания могут напоминать симптомы других болезней. Чтобы правильно поставить диагноз ДЦП, после проведения всех необходимых исследований следует исключить такие патологии, как:

    1. Врожденные болезни обмена аминокислот, например фенилкетонурию, лейциноз.
    2. Наследственные патологии липидного обмена (лейкодистрофия).
    3. Мукополисахаридозы.
    4. Наследственные коллагенопатии (синдром Марфана).
    5. Нейрофиброматозы.
    6. Наследственные мышечные дистрофии (болезнь Штрюмпеля, спинальная амиотрофия).
    7. Врожденная миастения.
    8. Нейроэндокринные нарушения, например гипотиреоз.

    Лечение и реабилитация больных с ДЦП


    Детский церебральный паралич является неизлечимым заболеванием. Но в случае нетяжелого поражения головного мозга, при правильном уходе, своевременное адекватное лечение и реабилитация детей с ДЦП, постоянные занятия с ребенком позволяют достичь хороших результатов в восстановлении моторных, координаторных функций, развить речь, приспособиться к жизни с таким малышом в нормальном обществе, вырастить его самостоятельным, полноценным человеком.

    Основные группы препаратов:

    • Противосудорожные препараты – для лечения эпилепсии.
    • Антиспастики – препараты для устранения патологического мышечного спазма, например баклофен, мидокалм. Изобретено такое приспособление для длительного введения препарата, расслабляющего мышцы при ДЦП, как баклофеновая помпа.
    • Ботулинотерапия при ДЦП. Введение в патологически спазмированные мышцы ботулинического токсина оказывает длительное спазмолитическое действие.
    • Анальгетики, спазмолитики для симптоматического лечения любого вида боли.
    • Сосудистые, метаболические, витаминные, ноотропные препараты – для улучшения питания клеток головного мозга, нормализации передачи нервных импульсов между ними.
    • Иногда требуются антидепрессанты, транквилизаторы.

    Проведение операции может потребоваться при формировании выраженных контрактур: выполняют пластику сухожилий.

    Из физиопроцедур чаще всего назначаются:

    • электрофорез с лекарственными препаратами;
    • электростимуляция пораженных нервов для улучшения проведения нервных импульсов по ним от мозга к мышцам;
    • хвойные, радоновые, йодобромные ванны;
    • оксигенотерапия;
    • грязелечение.

    Такие процедуры направлены на расслабление спазмированных мышц, улучшение общего самочувствия.

    Анималотерапия (дельфино-, иппотерапия для детей с ДЦП) улучшает настроение больного, стимулирует работу структур головного мозга через богатые тактильные ощущения, получаемые ребенком при общении с животными, способствует развитию речи, двигательной сферы. Иппотерапия применяется при лечении ДЦП очень часто


    Основное значение для реабилитации больных ДЦП имеют массаж, лечебная физкультура, применение специальных тренажеров, тейпирование при ДЦП и другие способы:

    • Профессиональный массаж при ДЦП у детей и взрослых, который должны проводиться ежедневно, а также ежедневные занятия лфк при ДЦП. Это позволяет улучшить состояние мышц конечностей и туловища, улучшает кровообращение в пораженных тканях, заставляет мышцы работать: напрягаться и расслабляться.
    • К специальному методу относится авторская методика ЛФК для детей с ДЦП по Д. Сандакову. Это техника выполнения упражнений больным, при которой специалист укладывает или усаживает ребенка определенным образом, затем перемещает центр его тяжести, что вынуждает пациента изменять положение тела, включая в работу разные мышцы, для удержания равновесия.
    • Еще один вид воздействия – это логопедический массаж при ДЦП, помогающий улучшить речь в некоторых случаях.
    • Техники остеопатии также имеет значение при ДЦП.
    • Еще одним необычным способом лечения является аппликационная терапия или точечный массаж при ДЦП. Для улучшения кровотока в поврежденных мышцах конечностей, стимуляции нервных окончаний используются аппликаторы Ляпко. Это резиновые коврики или валики с закрепленными на них мелкими иголками из разных металлов (цинковые, медные, золотые, серебряные и другие).

    • Эффективным способом реабилитации является механотерапия. Это использование разнообразных механических приспособлений для вертикализации неходячих больных (вертикализаторы), для фиксации суставов пораженных конечностей (пневмокомбинезоны). Также изобретены специальные тренажеры для детей с ДЦП.
    • Тейпирование при ДЦП – это методика наложения специальных лент, фиксирующих пораженную мышцу. Метод этот безопасный, не связан с использованием лекарств. Тейпирование при ДЦП должен проводить сертифицированный специалист.
    • Другие способы восстановления и компенсации нарушений двигательных функций: инвалидные коляски, ходунки, костыли, ортезы и другие.
    • В реабилитации используются и специальные игрушки для детей с ДЦП: яркие, крупные с массажной поверхностью, чтобы задействовать сразу многие органы чувств.

    Иглоукалывание, массаж, тейпирование при ДЦП и другие методики воздействия противопоказаны только при наличии повреждений кожи, пролежней, раздражений.

    Социальная адаптация больных ДЦП

    Основная роль в социализации больных принадлежит их родителям и другим близким людям.

    Работа с такими детьми должна проводиться постоянно. Необходимо консультироваться, тесно взаимодействовать с такими специалистами, как реабилитолог, нейропсихолог, логопед.

    Ребенок должен посещать специализированные учебные заведения (детский сад, школа), где проводится обучение детей с ДЦП, уделяется большое внимание особенностям развития таких детей, учитываются их слабые стороны, развиваются сильные. Например для возможности работы на компьютере используется специальная клавиатура для детей с ДЦП.

    В результате своевременной диагностики, правильного подхода к лечению, реабилитации, постоянных занятий с ребенком, удается его социализировать, приспособить к жизни в обществе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.