Когда у ребенка дцп у него недержание мочи

Многие люди, страдающие от детского церебрального паралича, не подвержены дополнительным расстройствам. Однако паралич затрагивает головной мозг, который контролирует многие функции организма, как следствие, это заболевание может вызывать судороги, нарушения интеллектуального развития, оказывать влияние на поведение, слух и зрение пациента. Справиться с такими проявлениями болезни зачастую бывает значительно сложнее, чем бороться с моторными нарушениями, обусловленными ДЦП.

Дополнительные патологические состояния включают в себя:

  • Умственную отсталость. Две трети пациентов, пораженных церебральным параличом, подвержены тем или иным отклонениям от нормального интеллектуального развития. Психические нарушения значительно чаще встречаются у пациентов, страдающих от спастической тетраплегии, чем у больных с иными формами церебрального паралича. Дети с эпилепсией и отклонениями от нормы, отраженными на электроэнцефалограмме или МРТ, также несколько чаще подвержены умственной отсталости;
  • Эпилепсия. Почти половина детей, страдающих церебральным параличом, подвержена судорогам. Судороги могут являться классическими тонико-клоническими конвульсиями или менее очевидными координационными припадками, при которых симптоматическими проявлениями могут являться только спутанность сознания и подергивания мышц;
  • Задержка развития и роста. Синдром недостаточного развития, как правило, наблюдается у детей с умеренными и тяжелыми формами церебрального паралича, особенно у пациентов со спастической тетраплегией. Данный термин является общим для описания детей, существенно отстающих от сверстников в развитии и росте. В младшем возрасте это может быть выражено аномальными затруднениями, а у подростков проявляется как комбинация слабости и отсутствия полового развития. Кроме того, конечности и мышцы, пострадавшие от церебрального паралича, как правило, имеют меньшие размеры в сравнении с нормой. Особенно это заметно у детей, страдающих от спастической гемиплегии, поскольку конечности на пораженной стороне тела растут медленнее, чем на нормальной стороне;
  • Деформации позвоночника. Искривление позвоночника (сколиоз), горб (кифоз) и провислая спина (лордоз) также связаны с церебральным параличом. Деформации позвоночника могут привести к затруднениям при стоянии, сидении и ходьбе, а также вызывают хронические болевые ощущения, локализующиеся в области спины;
  • Нарушения слуха, зрения или речи. Большое количество детей, страдающих от ДЦП, имеют косоглазие – как правило, сходящееся, при котором глаза не выровнены ввиду определённых различий между правыми и левыми мышцами глаз. У взрослых косоглазие вызывает двоение в глазах. У детей мозг адаптируется к анормальным условиям, игнорируя сигналы одного из разрегулированных глаз. Без лечения такое положение вещей может привести к серьёзному ухудшению зрения в одном глазу и может повлиять на способность судить о расстоянии. В некоторых случаях врачи рекомендуют проведение операции, чтобы выровнять мышцы. Дети с гемипарезом могут страдать от гемианопии, которая представляет собой ухудшенное зрение или слепоту в одной половине поля зрения. У лиц, подверженных ДЦП чаще возникают нарушения слуха, нежели чем в общей популяции. Расстройства речи и языка – такие, как сложность построения фраз и неразборчивая речь – присутствуют более чем у трети пациентов, страдающих от церебрального паралича;
  • Слюнотечение. Ряд людей, пораженных церебральным параличом, страдают от слабого контроля мышц горла, полости рта и языка, что приводит к постоянному слюнотечению. Слюна может вызвать сильное раздражение кожи. Поскольку слюнотечение является социально неприемлемым фактором, такие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками;
  • Недержание мочи. Достаточно частое осложнение церебрального паралича, которое обусловлено недостаточным контролем мышц, удерживающих мочевой пузырь закрытым. Недержание мочи может иметь форму ночного недержания, неконтролируемого мочеиспускания в процессе физической деятельности или медленного недержания мочи в течение дня;
  • Аномалии восприятия и ощущений. Ряд детей, страдающих от ДЦП, с трудом чувствуют простые ощущения, такие, например, как прикосновения. Они могут страдать от нарушений стереогноза, что существенно затрудняет восприятие и идентификацию объектов на ощупь. К примеру, ребенку с такими отклонениями очень трудно определить с закрытыми глазами твердый или мягкий шар находится в его руке.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Главное, что вам нужно знать: это, скорее всего, не опасно и скоро пройдёт.

Если ребёнку меньше 5 лет, энуреза у него нет. Да‑да, даже в том случае, если он каждое утро просыпается в мокрой кровати. Вплоть до этого возраста недержание мочи не считается Enuresis in Children нарушением — у детей по вполне естественным причинам ещё не хватает контроля над мочевым пузырём.

Об энурезе говорят, если это проявляется в возрасте старше 5 лет.

Каковы симптомы энуреза у детей

Существует три основных признака, свидетельствующих о нарушениях мочеиспускания:

Каким бывает энурез у детей

К 5 годам большинство детей уже умеют контролировать свой мочевой пузырь. Но некоторые испражняются в постель и в более старшем возрасте.

К 5 годам недержание мочи сохраняется Enuresis in Children у 7% мальчиков и 3% девочек. К 10 годам эти цифры снижаются: до 3% и 2% соответственно.

Различают два вида энуреза:

  • Первичный. Это недержание, которое продолжается с младенчества по сей день, без существенных перерывов.
  • Вторичный. О нём говорят, если ребёнок вроде бы научился контролировать мочевой пузырь и даже несколько месяцев, а то и лет провёл без досадных инцидентов, но затем они вновь возобновились.

У этих видов недержания принципиально разные причины.

Почему возникает первичный энурез у детей и как с ним справиться

Чаще всего первичный энурез вызван одним из следующих факторов Bedwetting Causes :

  • У ребёнка ещё не выработался контроль над мочевым пузырём. В данном случае речь идёт о некоторой задержке развития — чаще всего абсолютно неопасной.
  • Ребёнок слишком крепко спит. И не успевает вовремя проснуться, чтобы сбегать в туалет.
  • Ребёнок ложится спать с переполненным мочевым пузырём. Или же организм излишне активно производит мочу ночью.
  • У ребёнка какие‑то проблемы с дневным мочеиспусканием. Возможно, он стесняется проситься в туалет в садике или школе. Из‑за необходимости терпеть позывы к мочеиспусканию чувствительность притупляется и ночью такие дети попросту теряют контроль над мочевым пузырём.

Ни в коем случае не ругайте. Если речь о задержке развития, то ребёнок в ней не виноват — просто дайте ему время подрасти. Ну а чтобы уменьшить влияние других причин, делайте Enuresis in Children вот что.

Пусть свой вечерний чай или какао ребёнок выпьет не позже чем за полтора часа до сна.

Кофеин обладает лёгким мочегонным эффектом, что при энурезе совершенно не к месту. Поэтому никакой сладкой газировки, поменьше чая, кофейных напитков и шоколада.

Например, усаживайте его на горшок или ведите в туалет каждые два–три часа. Это задаст организму ребёнка режим мочеиспусканий.

Убедитесь, что ребёнку не страшно проситься на горшок в саду или школе. При необходимости переговорите с воспитателем или учителем. Походы в туалет вполне естественное и не стыдное мероприятие, которое не должно вызывать у детей ни тени смущения.

Почему возникает вторичный энурез у детей и как его лечить

А вот с этим видом недержания ситуация серьёзнее. В основе вторичного энуреза, как правило, лежат стресс, эмоциональная травма, а то и какое‑либо заболевание.

Вот несколько наиболее распространённых причин того, что ребёнок снова начал мочиться в постель или штаны:

  • Эмоциональные проблемы. Они могут быть связаны с переходом в новый сад или школу. Или с конфликтной обстановкой внутри семьи. Или, положим, с рождением брата или сестры. Также вторичное недержание мочи бывает у детей, подвергающихся физическому или сексуальному насилию.
  • Неврологические проблемы. Так, недержание нередко бывает связано с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Кроме того, нервная система ребёнка могла пострадать из‑за инфекции или травмы.
  • Инфекции мочевыводящих путей. На начальных стадиях они дают о себе знать учащёнными позывами к мочеиспусканию и невозможностью удержать мочу.
  • Диабет. У людей с диабетом повышен уровень сахара в крови. Чтобы избавиться от лишней глюкозы, организм увеличивает выработку мочи. Поэтому частые походы в туалет и ночное недержание могут быть ранними симптомами этого заболевания.
  • Гормональные проблемы. Речь может идти о недостатке вазопрессина — антидиуретического гормона (АДГ) — во время сна.
  • Индивидуальные физиологические особенности. Например, слишком маленький или гиперактивный мочевой пузырь, нарушения в работе мышц или почек.

Для начала — сверьтесь с симптомами энуреза, которые приведены выше. Один или два случая недержания ещё не повод для беспокойства. Попробуйте применить тот же подход, что и с первичным энурезом: ограничьте жидкость перед сном, кофеинсодержащие напитки и продукты, поднимайте ребёнка ночью.

Если это не помогает и инциденты продолжаются на протяжении как минимум нескольких недель, обратитесь к педиатру.

Врач проведёт медосмотр, расспросит вас об образе жизни ребёнка и атмосфере в семье, детском саду, школе. Возможно, предложит сдать анализы мочи и крови — они необходимы, чтобы обнаружить возможную инфекцию и установить уровень сахара в крови.

В зависимости от результатов педиатр направит вас к более узкому профильному специалисту: невропатологу, эндокринологу, урологу или детскому психотерапевту. Или же посоветует, какие изменения внести в образ жизни:

  • разработает режим дня для ребёнка;
  • подберёт диету;
  • порекомендует родителям, как вести себя с сыном или дочерью, чтобы снизить их стресс.

И как бы то ни было, энурез сегодня успешно лечится — с помощью современных препаратов, коррекции образа жизни, психотерапии. Надо лишь не стесняться обратиться с этой проблемой к врачу.

Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.


Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.

Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.

Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?

Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога

Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.

Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.

Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.

Психологические причины возникновения энуреза

Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.

Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.

Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.

1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию

Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.

В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.

Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.

Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.

Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.

2 Протестует против чрезмерного контроля

Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама. Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.

Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.

3 Страдает без тесного контакта с мамой

Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.

Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.

И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.

Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.

Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.

Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.


Под термином нейрогенный мочевой пузырь предполагаются дисфункции мочеиспускания, связанные с различными поражениями нервной системы.

Нормальное опорожнение мочевого пузыря достаточно сложный процесс, с точки зрения схемы передачи по организму специальных нервных импульсов.

Проходит целая цепочка реакций, чтобы при наполнении органа сократились мышечные ткани, расслабился сфинктер и произошло выведение урины. По аналогии, проходят действия сдерживания мочи, когда пузырь еще не полон. Если в этой схеме некорректно предается импульс в спинной или головной мозг, то происходят различного рода нарушения.

Почему это происходит у детей?

Неконтролируемое мочеиспускание преследует детей в младенчестве, но начиная с 3-4 – х лет, если нет особенных патологий и нарушений, малыш уже должен осознавать, управлять этим процессом. Нервная система к этому возрасту уже адаптирована, способна регулировать резервуарные функции мочевика, а также вентильные, эвакуаторные.

Есть дети, которым не удается наладить мочеиспускание, даже с взрослением проблемы не исчезают. У таких детей со временем диагностируют нейрогенный мочевой пузырь. Причинами этому могут быть следующие:


  • нарушения работы головного мозга, связанные с дисфункциями гипофиза, гипоталамуса;
  • родовые травмы, отразившиеся на нервной системе, мышечных волокнах и на органах малого таза;
  • инсульты, сдавливание сосудов, хирургические вмешательства и другие нарушения целостности тканей;
  • врожденные аномалия в области головного, спинного мозга, позвоночника, в частности термального отдела;
  • ДЦП, ВИЧ;
  • заболевания воспалительного характера мочевика, смежных органов и тканей;
  • онкологические новообразования, грыжи.

Виды патологии

Так как нейрогенный мочевой пузырь имеет различные симптомами, то принято классифицировать патологию по определенным видам. Выделяют следующие типы:

  1. Гипорефлекторный. Нарушения связаны с отсутствием своевременного оттока мочи, хотя само наполнение органа проходит. В связи с этим урина может накапливаться, вытекать неконтролируемо (недержание) или долго задерживаться в мочевом, что провоцирует воспалительные процессы. Такие реакции возможны при дисфункциях нервных окончаний в крестцовой области.
  2. Гиперрефлекторный. При проблемах с нервной системой возможно появление гиперрефлекторного синдрома, когда урина не накапливается в мочевом, а сразу выводиться. В таких случаях позывы к опорожнению наступают очень часто, а выделение мочи минимальное.
  3. Арефлекторный. Характеризуется непроизвольным обильным мочеиспусканием, так как орган не способен качественно сокращаться и передавать сигналы для опорожнения. Урина накапливается, при полном заполнении мочевика просто самопроизвольно изливается. Часто диагностируется при нарушениях центральной нервной системы.

В зависимости от дисфункций нервной системы нарушения работы мочеполовой системы могут варьироваться по интенсивности.

Как проявляется заболевание?

От типа развивающейся патологии у детей будут меняться основные симптомы нейрогенного мочевого пузыря. Отмечается следующая взаимосвязь между видом нейрогенного мочевого пузыря и симптомами:

Для гипорефлекторного типа характерны такие признаки, как:


  • мочеиспускание редкое и обильное, может доходить до 1,5 литров;
  • ощущение переполненности мочевика, даже после опорожнения;
  • болезненность в области низа живота.

Для гиперрефлекторного вида наблюдаются следующая симптоматика:

  • скудное мочеиспускание, но крайне частое и внезапное;
  • недержание как в ночное время, так и в дневное;
  • возможен дискомфорт в виде болезненности.

Арефлекторный или ленивый мочевой пузырь проявляется, как:

  • периодическое изменение структуры мочеиспускания, некоторое время может наблюдать недержание, а в дальнейшем длительное отсутствие выведения урины;
  • болезненность, проявление симптоматики воспалительных заболеваний, так как часто при такой работе мочевого пузыря прогрессируют инфекционные и воспалительные реакции;
  • запоры.

Симптоматика у каждого ребенка может быть индивидуальной, все зависит от степени нарушений нервной системы, возраста и запущенности синдрома. Вся эта информация должна анализироваться специалистами и приниматься своевременные меры для выбора оптимального лечения. Игнорировать жалобы ребенка не нужна, так как самостоятельно синдром нейрогенного мочевого пузыря может и не пройти, что грозит неприятными последствиями.

Возможные осложнения

Отсутствие лечения патологии нейрогенного типа ведет к сопутствующим заболеваниям органов малого таза и всего организма. Например, при постоянном накапливании мочи и длительном ее нахождении есть риск ее поднятия в очки, развития инфекций, перитонит, заражения всего организма.

Дисфункции приводят к циститам, переходящим в хроническую форму и опасные запущенные стадии. Последующие осложнения могут касаться и других органов малого таза, нормальную работоспособность которых восстановить будет сложно.

Другая сторона нейрогенного мочевого пузыря – психологическое состояние ребенка. Если для малышей такие проблемы не вызывают особый эмоциональный дискомфорт, то для взрослеющих детей недержание и частые походы в туалет могут вызвать депрессию, развитие комплексов.

Основные методы диагностики

Для определения причин патологических процессов и дисфункций мочевого пузыря, в том числе нейрогенного типа, ребенку проводится комплексное обследование. К учету принимаются жалобы маленького пациента, комментарии родителей, наличие уже существующих заболеваний. Используются исследования биологических материалов, проводятся различные аппаратные процедуры, консультации узких специалистов и другие мероприятия.

Так как исследования будут комплексные, необходимо морально подготовить ребенка к необходимости всех процедур, так как их будет много. К основным можно отнести:


  • общий и биохимический анализа крови;
  • анализ мочи, включающий общий, на наличие бактерий, при необходимости по Зимницкому и Ничепоренко;
  • УЗИ мочевого пузыря, почек, а также малого таза, что чаще практикуется у девочек;
  • уретроцистография или контрастное рентгеновское исследование обычного и микционного типа;
  • цистоскопия или визуальная оценка тканей мочевого пузыря;
  • МРТ и КТ при явных подозрениях на нарушения нервный системы пациента.

Кроме вышеперечисленных диагностических мероприятий, могут назначаться специфические урологические исследования, например, урофлуометрия, сфинктерометрия, а также профилометрия уретры.

Для каждого отдельного случая на основании осмотра и симптоматики назначаются свои диагностические процедуры.

Лечение заболевания и его виды

После выявления причины патологических нарушений назначается лечение, которое практически всегда комплексное. Оно включает не только прямой медицинское воздействие на проблемные зоны, но и консервативные меры. Условно все виды возможного лечение можно подразделить на такие позиции, как:


  1. Образ жизни и питание. Для растущего организма важно сбалансированное и правильное питания, с потреблением достаточного количества жидкости. Обязательно должен соблюдаться режим, своевременный сон, исключаются стрессовые ситуации для ребенка, так как заболевание может обостриться. Осуществляется контроль за мочеиспусканием, организуются прогулки, умеренные физические нагрузки.
  2. Лечебная гимнастика. Упражнения подбираются исключительно врачом, например, по программе Кегеля, а также согласовывается со специалистом целесообразность лечебной гимнастики. Действия направлены на тренировку мышц малого таза, мочевика. При некоторых заболеваниях она рекомендована только при существенных улучшениях, нормализации мочеиспускания.
  3. Физиотерапия. Прямые воздействия на мочевой пузырь станут вспомогательными мерами для успешного лечения. Может быть назначен электрофорез, включая лекарственный, манипуляции с лазером, ультразвуком, диадинамотерапия, лечение теплом, электростимуляция.
  4. Медикаментозное лечение. Препараты выбираются врачом на основании первопричин расстройства и типа патологии, являются приоритетными. Вспомогательными считаются витаминные комплексы с компонентами группы В, РР, Е. Рекомендованы успокоительные препараты, но не сильного действия, например, настойка пустырника, глицин и так далее.
  5. Хирургическое вмешательство. Изначально все усилия направлены на консервативное решение проблемы, но при отсутствии результата приходиться выполнять хирургическое вмешательство. Преимущественно это применение трансуретральной резекции шейки мочевого пузыря, увеличение объема органа, имплантации коллагена в устье мочеточника, а также операция на операции на ганглиях.

При нейрогенном мочевом пузыре большое влияние оказывает состояние нервной системы. Помочь уравновесить психологическую ситуацию смогут некоторые народные средства. Хорошие результаты показывают и некоторые сборы для мочегонного и противовоспалительного эффекта.

Рецептов таких средств достаточно много, в их составе может присутствовать ромашка, зверобой, ягоды и листья брусники, черники, а также другие растительные ингредиенты.

При использовании народных средств важно понимать, что их нужно согласовывать с врачом, особенно при лечении ребенка, они не являются основными лечебными препаратами.

Что говорит доктор Комаровский?

Многие молодые родители прислушиваются к мнению известного педиатра Комаровского, который не является сторонником употребления излишнего количества лекарственных средств для детей. Лучше уделять внимание продолжительным прогулкам, правильному питанию, тренировке мочевого пузыря. До 6 лет, если в этом нет острой необходимости, желательно воздержаться от сильных препаратов.

Родителям нужно пробовать мотивировать малыша к регулярному мочеиспусканию, дисциплине туалета, так как часть детей просто в силу характера и развития игнорируют своевременное посещение уборной. Есть программы по мочеиспусканию по времени, что помогает ребенку учиться контролировать позывы к опорожнению мочевика. Если у ребенка преимущественно ночное недержание, то можно давать меньше выпивать жидкости вечером и перед сном.

Для более детального изучения мнения о нейрогенном мочевом пузыре и энурезе у детей можно просмотреть видео от известного доктора Комаровского.

Профилактика и прогнозы

Если дисфункции мочевого пузыря уже наблюдаются, то необходимо незамедлительно провести качественную диагностику комплексного типа. При своевременном определении причины заболевания, принятии адекватных мер повышаются шансы успешного лечения без негативных последствий.

Не нужно сразу воспитывать ребенка при обнаружении недержания, особенно в осознанном возрасте, следует деликатно расспросить ребенка о симптомах и одновременно понаблюдать за его поведением.

Профилактика нейрогенного мочевого пузыря заключается в своевременной диагностике и лечении заболеваний, способных спровоцировать сбои в работе мочевыводящих органов. Исключается самолечение, так как симптомы могут свидетельствовать как о развитии начальной стадии цистита, так и о серьезных патологиях, включая проблемы с нервной системой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.