Комплекс упражнений йоги при дцп

В этой статье представлены простые и очень эффективные методы применения йогатерапии при ДЦП (детском церебральном параличе)

Под ДЦП понимается целая группа хронических заболеваний, которые характеризуются нарушением двигательных функций и в 30% случаев — и интеллекта.

Причина любого паралича — патологии в коре, подкорке, в капсуле и стволе головного мозга.

В России принята классификация по К.А. Семеновой от G80.0 Спастическая тетраплегия до G80.9 Неуточнённая форма.

Причинами могут быть целый ряд факторов: наличие внутриутробной инфекции, хроническая гипоксия плода, нарушение развитие мозга, недоношенность, травматические поражения мозга, и некоторые другие.

К основным методам лечения относятся: лечебный массаж, лечебная гимнастика, работа с логопедом, психологом, медицинские препараты по показаниям, санаторно-курортное лечение — плавание, анималотерапия (общение с животными — лошадьми, дельфинами).

Составной частью йогатерапии является Аюрведа, которая рассматривает заболевания человека с точки зрения нарушения базовых элементов тела и сознания, которые называются Доши.

Доши (или архетипы) составлены попарно из двух базовых первоэлементов:

  • Доша Вата = Воздух + Эфир
  • Доша Питта = Огонь + Вода
  • Доша Капха = Земля + Вода

Каждая из дош определяет не только особенности функционирования организма, но и заболевания, которые вызывает дисбаланс Доши.

Дисбаланс дош - основная причина болезней

Поэтому основной задачей в Йогатерапии ДЦП является балансировка Ваты, а в более широком смысле — активизация движения Праны по энергетическим каналам — нади.

Прежде чем приступать к йогатерапии ДЦП, необходимо собрать тщательный анамнез (изучить историю рождения, жизни и болезни пациента), чтобы понять, какие методы йогатерапии подойдут для лечения вашего пациента, а какие — нет.

Также, важно получить направление от лечащего невропатолога, что пациенту показаны занятия ЛФК!

На видео внизу, йогатерапевт Елена Прокунина проводит дистанционное исследование, на предмет возможности применения йогатерапии с конкретным пациентом. В беседе, при сборе анамнеза, проясняется вопрос, что в данном конкретном случае ДЦП сопровождается редкими приступами эпилепсии до 4х раз в год.

Поэтому необходимо было выяснить — провоцируют ли физические нагрузки эпилептические приступы у ребенка или нет. Что именно провоцирует приступы (в данном случае провоцирующим фактором является повышенная температура, например, при ОРВИ).

Благодарим пациентов за согласие выложить наше занятие в открытый доступ.

На видео внизу Елена Прокунина показывает, как выполнять правильно пранаяму и вьяямы.

Полезны все методы, которые направлены на усиление праны и ее балансировку в теле и в уме. Наиболее действенным здесь являются массаж.

Массаж, мощно задействует тактильные рецепторы. За тактильные ощущения отвечает первоэлемент воздуха, который является носителем праны.

Поэтому, воздействуя тактильно на пациента, вы усиливаете движение праны в его теле у уме.

Что и требовалось, не так ли?

Теперь послушайте внимательно!

В отличие от обычного лечебного массажа, который сам по себе хорош, есть специальный марма-массаж, который задействует особые энергетические точки — мармы (вармы).

Правильно прорабатывая определенные точки-мармы вы стимулируете движение праны по тонким каналам, которые способствуют восстановлению более плотных структур — нервных клеток, и нервных сплетений.

Поэтому, смотрим видео, где Николай Прокунин проводит мастер-класс по марма-терапии при ДЦП

Термины и определения

Детская реабилитационная аэро йога – это система движений и поз, использующихся в аэройоге, в основе которой лежит принцип гравитации для облегчения выполнения упражнений и асан ребенком с индивидуальными особенностями движения. Основными инструментами реабилитации являются нейропсихологические и телесно-ориентированные методы и технологии. Особенность детской реабилитационной йоги – это обучение йоге детей с учетом их двигательных особенностей и приобщению ребенка к здоровому образу жизни.
Тьютор – сопровождающий ребенка родитель или опекун, в особых случаях – специалист реабилитации.
Поддержка – полная или частичная физическая страховка ребенка при выполнении упражнений и асан.
Помощь – установка ребенка в опорное положение, физические и речевые подсказки, укладка ребенка в гамаке, помощь при выполнении упражнений и асан.
Опорное положение – исходное положение для детей с двигательными нарушениями.
Организованные движения – движения, развивающие целенаправленность движений, так называемую осмысленность движений.
Нестабильная опора – гамак.

Программа тренировок состоит из первичной и динамической (промежуточной) диагностики и двух практических курсов:
— подготовительный – предназначен для освоения основных движений и асан и взаимодействия ребенка с нестабильной опорой и действиями тьютора;
— основной – направлен на освоение ребенком полноценной структуры занятий и формировании тренировочного алгоритма с учетом его индивидуальных особенностей.

Развитие взаимодействия между частями тела ребенка с двигательными нарушениями.

Задачи:
1. Формирование/коррекция двигательных навыков взаимодействия ребенка с нестабильной опорой;
2. Формирование/коррекция центра тяжести и развитие координации у ребенка;
3. Растяжение мышечно-связочного аппарата и увеличение амплитуды движений в крупных суставах ребенка.

Тайминг
Диагностический этап проводится индивидуально ребенок и сопровождающий, включающий в себя 1 занятие 30 минут. Диагностируются особенности двигательных возможностей ребенка и инструктаж сопровождающего. Формируется группа из 5 детей примерно равных возможностей и составляется программа тренировок.
Подготовительный этап состоит из групповых занятий, направленных на освоение работы с нестабильной опорой тьюторами, сначала самостоятельно, затем с ребенком. В зависимости от состояния ребенка:
— осваиваются возможные ОП;
— формируется взаимодействие тьютора и ребенка в работе с гамаком;
— осваивается техника выполнения упражнений и полетов, их последовательность:
— инструктор знакомит с особенностями движений детей и мерами безопасности.

Тренировки проходят по 45 минут.

Основной этап состоит из групповых занятий полностью соответствующих структуре тренировки. Целью тренировок основного этапа является формирование индивидуальной системы упражнений и полетов, освоенных на подготовительном этапе. Тренировки проходят по 45 минут.

Все упражнения проводятся в постоянном движении гамака. Амплитуда раскачки небольшая. Помощь тьютора.

Разминка — 15 минут

ОП лежа в гамаке
— расслабляющие массажные поглаживания передней и задней поверхностей тела;
— простые движения конечностей (сгибание/разгибание, отведение/приведение, подъем/опускание);
— движения головой (повороты влево/вправо, сгибание/разгибание);
— перевороты спина/живот/спина.

Дыхательные упражнения — 10 минут

Проводятся в ОП лежа в гамаке
— дыхательные упражнения, направленные на увеличение жизненного объема легких (ЖОЛ), стремимся к формированию полного йоговского дыхания.

Основная часть 20 минут

ОП лежа на спине/животе в гамаке
— формирование усложненных двигательных навыков конечностей (поочередное, одновременное, в двух/трех плоскостях);
— формирование усложненных движений (диагональное движение конечностей левая рука/правая нога, синхронное движение, поочередное движение).

ОП сидя в гамаке
— формирование навыка сидеть в гамаке;
— работа с руками вперед/назад, влево/вправо, по кругу;
— движения с ногами поочередно сгибание вперед/назад, отведение/приведение.

Расслабление
— ОП полеты лежа на спине в гамаке;
— ОП полеты лежа на животе в гамаке.

Тренировочные режимы
Статический и статодинамический

Принцип компенсации нагрузки присутствует в чередовании движений и пауз между упражнениями.

Примечание: компенсировать нагрузку расслаблением других частей тела не представляется возможным по причине сильных мышечных спазмов, тугоподвижностью суставов и недостаточно свободным управлением частями тела.

Построение тренировки
Позы или упражнения – компенсация

Инструменты — упражнения, полеты

Все упражнения проводятся в постоянном движении гамака. Амплитуда раскачки небольшая. Помощь тьютора.

Разминка 15 минут

ОП лежа на спине в гамаке
— простые движения конечностей (сгибание/разгибание, отведение/приведение, подъем/опускание);
— движения головой (повороты влево/вправо, сгибание/разгибание вперед/назад);
— перевороты спина/живот/спина.

Дыхание 10 минут

Проводятся в ОП лежа в гамаке
— дыхательные упражнения, направленные на увеличение жизненного объема легких (ЖОЛ), при возможности стремимся к формированию полного йоговского дыхания.

Основная часть 20 минут
ОП лежа на спине/животе в гамаке
— формирование усложненных двигательных навыков конечностей (поочередное, одновременное, в двух/трех плоскостях);
— формирование усложненных движений (диагональное движение конечностей левая рука/правая нога, синхронное движение, поочередное движение).

ОП сидя в гамаке
— полеты в гамаке вперед/назад, влево/вправо с согнутыми ногами, с выпрямленными ногами;

ОП стоя
— качание стоя с опорой на гамак под руки (подмышки) вперед/назад, влево/вправо, по кругу.

Расслабление
— ОП лежа на спине в гамаке полеты;
— ОП лежа на животе в гамаке полеты.

Тренировочные режимы
Статический и статодинамический

Принцип компенсации нагрузки присутствует в чередовании движений и пауз между упражнениями и асанами.

Построение тренировки
Блоки – упражнения в ОП.

Инструменты — упражнения и полеты.

Автор статьи Эдуард Тен



  • Профессиональный массажист, специальный психолог, психолог-консультант по телесно-ориентированной психотерапии
  • Специалист нейродинамики и массажа Республиканского реабилитационого центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Якутск
  • Практикует antigravity yoga с 2018 г.
  • Прошел обучение по методике aeroyogafit Александра Арабаджи
  • Стал профессиональным инструктором в 2019 г.
  • Состоит в Международной ассоциации фитйоги
  • На базе методики aeroyogafit Александра Арабаджи разработал технологию йоги в гамаках для детей с особенностями движения (синдром двигательных нарушений, ДЦП, миотонический синдром, посттравматические и постинсультные нарушения)
  • В настоящее время занимается открытием студии аэройоги и аэрофитнеса для детей с особенностями развития в г. Якутске

Коллеги!
Приглашаю к дискуссии и обмену опытом!

Найдите инструктора по йоге в своем городе:


Существует целый ряд йогических программ, разработанных специально для детей. В такие программы входят несложные позы и дыхательные упражнения из разных видов йоги. Занятия йогой помогают ребенку обрести уверенность в себе и поэтому особенно полезны робким и зажатым детям.

Что может йога дать ребенку?

Йога для детей полезна во многих отношениях: она укрепляет телесное и психическое здоровье и помогает в лечении некоторых заболеваний. Основная польза от йоги — это здоровый организм и крепкий иммунитет. Учтите, что йога для детей противопоказана при некоторых заболеваниях и пороках развития.

Влияние на общее состояние

Естественно, что йогические упражнения так же полезны, как и любые другие, но польза от йоги этим не ограничивается. Дети, занимающиеся облегченной йогой для детей, становятся более выносливыми, спокойными и уравновешенными. Йога укрепляет мускулатуру, растягивает позвоночник и вырабатывает правильную осанку. Кроме того, йога помогает вывести из организма токсины, улучшает пищеварение и кровообращение.

Йога полезна при таких заболеваниях и патологиях, как:

Синдром Дауна


Дети с синдромом Дауна рождаются с частотностью один из семисот. Типичные признаки этого заболевания — маленький рост, кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели (эпикантус), косоглазие и сниженный мышечный тонус (гипотония). У детей с синдромом Дауна замедлено развитие моторики, и они начинают ходить не к а к Кроме того, у таких детей проявляется задержка умственного и речевого развития.

Йогические позы (асаны) полезны детям с синдромом Дауна, так как повышают гибкость и мышечный тонус и укрепляют весь организм. Кроме того, асаны положительно влияют на внутренние органы и нормализуют работу желез внутренней секреции. Взрослея, многие дети с синдромом Дауна набирают лишний вес, а йога помогает им оставаться стройными и гибкими.

В сочетании с дыхательными упражнениями, которые оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, йога-терапия для детей способствует развитию восприятия собственного тела, концентрации и памяти, что просто необходимо детям с задержкой в развитии.

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это комплекс двигательных нарушений, вызванных повреждением двигательных зон коры головного мозга. ДЦП может выражаться как нарушение мышечного тонуса или неспособность контролировать свои движения и позу. В большинстве случаев травма головного мозга происходит во время беременности или в течение первых недель жизни ребенка. В некоторых случаях к ДЦП могут привести травматическое повреждение мозга или менингит и другие инфекционные заболевания.

Йога может помочь детям, страдающим ДЦП. Комплекс йогических поз и заключительное глубокое расслабление снижают повышенный мышечный тонус, типичный для детей с ДЦП. Расслабляющая растяжка мышц и сухожилий во время выполнения асан помогает снять напряжение в мышцах и скованность в суставах.
Йогические позы не только помогают ребенку расслабиться, но и оказывают достаточную нагрузку и тренируют области тела с пониженным мышечным тонусом. Таким образом, асаны помогают решить проблемы как со сниженным , так и с повышенным мышечным тонусом. Для детей с ДЦП особенно ценно, что асаны растягивают позвоночник и придают ему правильную форму.

Выполняя асаны, ребенок сгибает позвоночник во всех направлениях. Последовательность прогибов вперед, назад и в обе стороны специально разработана, чтобы увеличить пространство между позвонками и снизить давление на позвоночные диски и нервы. Такие позы развивают подвижность и координацию движений, благодаря чему ребенок обретает большую самостоятельность.

Аутизм

Аутизм — это нарушение развития, которое обычно проявляется в первые три года жизни ребенка. Детям с таким диагнозом тяжело вербально и невербально выражать свои потребности, общаться с людьми и взаимодействовать с внешним миром.

Занятия йогой помогают детям-аутистам, создавая эмоциональную связь между учителем и учеником. Когда между ними возникает доверие и симпатия, учитель постепенно вводит йогические позы и дыхательные упражнения, которые помогают ребенку выйти из своей скорлупы. Йога помогает таким детям легче находить общий язык с людьми. Комплекс поз, дыхательных упражнений и упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние и развивает восприятие тела и концентрацию. В результате общее качество жизни таких детей повышается.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это поведенческое расстройство, проявляющееся в дефиците внимания, плохо управляемой импульсивности и неспособности соблюдать правила. Синдром начинается в раннем детстве. Для детей с СДВГ типичны гиперактивность, плохие организационные способности, беспокойность, нетерпеливость, забывчивость, низкая самооценка и слабо развитые навыки общения.

Они часто говорят и делают прежде, чем думают, им тяжело следовать инструкциям. Дети с СДВГ всегда торопятся и ничего не могут с собой поделать, даже когда стараются. Иногда они так суетятся, что кажутся неуклюжими и неорганизованными. Из-за неспособности концентрироваться у них часто возникают трудности с учебой.

Дыхание тесно связано с эмоциями, поэтому работу с такими детьми лучше всего начать с йогического дыхания. Прежде чем освоить с ребенком полный комплекс йоги, учитель показывает ему несколько дыхательных упражнений и поз. После этих упражнений ребенок достаточно успокаивается, чтобы воспринимать инструкции. Особенно полезно таким детям попеременное дыхание через правую и левую ноздрю: оно успокаивает ум.

Правильное дыхание — важная составляющая йогической практики для детей с СДВГ. Регулярные занятия йогой помогут развить у детей с синдромом дефицита внимания восприятие тела, эмоциональную уравновешенность и способность концентрироваться, что пригодится им и в школе, и в играх с другими детьми, а также поможет повысить самооценку.

Психическое и эмоциональное здоровье

Йога для детей хорошо сказывается не только на физическом самочувствии, но и на психическом и эмоциональном здоровье ребенка. Замечено, что дети, занимающиеся йогой, становятся гораздо спокойнее и менее склонны к негативному поведению. Йога развивает память, силу воли, правильное дыхание и способность концентрироваться.

Может ли йога причинить ребенку вред?

Нет никаких свидетельств, что йога для детей может причинить ребенку вред, если осваивать ее правильно и под руководством опытного преподавателя. Лучше заниматься в маленькой группе, где учитель может уделить каждому ребенку достаточно внимания. Некоторые специалисты считают, что детям нельзя выполнять сложные упражнения, потому что их нервная и эндокринная системы не до конца развиты, и чрезмерные нагрузки могут помешать естественному росту. Однако медитацию, простые позы и дыхательные упражнения без задержки дыхания можно выполнять без всяких опасений.

Что говорят о йоге сами дети?

Йога для детей все больше входит в моду, и занятия йогой начинают проводить даже в некоторых школах. Дети говорят, что занятия йогой помогают им расслабиться и лучше сосредоточиться на учебе. Так как дети, практикующие йогу, становятся спокойнее и увереннее, им легче находить общий язык с другими детьми.


Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Виктория Занкина рассказала нам про особенность занятий йогой с детьми, и как йога может помочь детям с нестандартным развитием.

— Вика, с какими детскими проблемами тебе приходится сталкиваться?

— За пять лет преподавания йоги детям я имела возможность (и огромную радость!) познакомиться с ребятами с синдромом Дауна, детским церебральным параличом (ДЦП), разными формами аутизма и некоторыми другими особенностями. Главное, что становится очевидным, что любой ребёнок с любым диагнозом — это обычный ребёнок, со своей удивительной картиной мира, своими мечтами, своими талантами. Также мне абсолютно ясно, что практика йоги полезна любому ребёнку и есть масса интересных способов донести её до ребят.

— Как йога может помочь таким детишкам?


— У каждого ребёнка свои сложности, а значит и свои задачи, в решении которых им может помочь йога. Ребята с синдромом Дауна часто имеют слабые мышцы и сложности с координацией движений, поэтому им полезны силовые и балансовые асаны. Многие ребята с ДЦП живут в состоянии повышенного или, наоборот, сниженного мышечного тонуса, от чего сокращаются их возможности передвижения в пространстве вплоть до полной обездвиженности. Таким ребятам полезна укрепляющая и/или расслабляющая практика с использованием асан, мантр. Одно из проявлений аутизма — постоянный стресс из-за специфической работы органов чувств: многие дети гипер- или гипочувствительны к звукам, цветам, прикосновениям. Этим ребятам нужно учиться осознанному расслаблению. Всем детям без исключению необходимы дыхательные практики, многим они важнее, чем асаны.

— Как меняются дети в процессе занятий?

— Девочка, с которой мы начали заниматься, когда ей было 4 года, с трудом могла оторвать ладошки от пола в бхуджангасане (позы кобры), не умела прыгать. После года индивидуальных занятий она еще два или три года занималась в группе. Сейчас танцует в одном из известных московских детских коллективов, в том числе и на крупнейших сценах Москвы. Девочка прекрасна как Солнце, у неё синдром Дауна. Мальчик, которому скоро 9 лет, сидит в падмасане с идеально прямой спиной, занимается в классе с обычными ребятами и очень старается, хотя и сложно ему. Два года назад он практически не принимал участие в занятии — лежал на полу и бегал по залу. У парня аутизм. Не так давно он начал произносить свои первые слова.

— Сколько времени нужно заниматься, чтобы появились значительные результаты?

— Как ты подбираешь упражнения для детей?

— Упражнения подбираются в результате наблюдения за ребёнком: что умеет делать, чему нужно/хочется научить? Йогический арсенал техник колоссален и на каждую задачу можно найти не один, а десятки способов её решения — ведь многие дети так любят разнообразие!

— Наверное нужно параллельно заниматься с родителями?

— Это наилучший вариант! В моём недавно открытом спецклассе для ребят с ДЦП я стараюсь уделять как минимум 30% занятия мамам. Ведь если мама или папа хорошо себя чувствуют, у них больше внутренних ресурсов помогать своим ребятам. На мой взгляд, наиболее актуальна для особых родителей мягкая практика, способная снять накопившееся мышечное и эмоциональное напряжение.

— Как помочь своему ребенку, если нет возможности заниматься йогой с хорошим преподавателем?

— Опыт особых родителей показывает, что, когда поблизости нет специалистов, родители либо сетуют на их отсутствие и тратят время на поиски, либо сами становятся специалистами! И если особый ребёнок станет стимулом для родителей начать практиковать йогу, то это здорово, так как польза будет двойной — родитель сможет не только помочь своему ребёнку, но и себе, и своим близким!

Целевая аудитория - мамы детей с ДЦП, преподаватели (йоги и не только), люди с ДЦП.

Цель семинара привлечь внимание людей, столкнувшихся с ДЦП, к йоге как способу реабилитации.

1. Что такое ДЦП и что такое йога?
Показать полностью…

а. ДЦП - спектр, пути заболевания
б. Йога - что это такое, почему так важно заниматься именно ей при ДЦП.

- Из чего состоит йога
- Цели "физической" йоги, совпадающие с условиями, в которые поставлен человек с ДЦП.

2. Йога для детей и взрослых - сходства и различия.
- как сделать йогу интересной для детей, учитывая их особенности.
- "взрослые с ДЦП - как заинтересовать их и дать им стимул.

3. Что обязательно должно входиь в практику йоги при ДЦП.
- пранаямы
- асаны
- "медитации"
- шаввасана

4. Психологический аспект

Преподаватель: Майя Сажнева

даты проведения: 4 января
стоимость:
15.12.15- 2500 руб.
26.12.15- 3000 руб.
03.01.16 - 3500 руб.
в день мероприятия 4000 руб.

  • Все записи
  • Новости организаторов
  • Поиск

О СТАТИКЕ И ДИНАМИКЕ

При различных формах дцп телу трудно как делать любые движения, так и находиться в статике долгое время. Причины при каждой форме дцп свои, однако результат один - тело плохо справляется со своими задачами. Асаны помогают растянуть мышцы, расслабить и укрепить их, улучшить равновесие и так далее. Однако сами движения могут быть почувствованы только в динамике.
Динамика в йоге - это не только комплексы последовательно меняющихся асан, как Сурья намаскар, Чандра намаскар и подобные им, но таже любая смена двух-трех асан, например несколько раз сменить Вирабхадрасану 1 на Вирабхадрасану 2 и обратно. При этом осознавая свое тело в каждой точке изменения - тоже очень сложная задача для большинства людей с ДЦП (для меня тоже).
Можно брать любую последовательность для начала не слишком сложную, без балансов на одной ноге или слишком сложных на равновесие. Важна осознанность и плавность движений.

Об одном "простом" упражнении

На своих занятиях я очень много времени посвящаю обучению своих подопечных, во-первых, соединять пальцы (и пальчики) с большим последовательно от указательного к мезинцу и обратно. Это получается не у всех и не сразу. Я вот пока не могу соединить безымянный и мезнец с большим, оставив все остальные прямыми. Однако это только первый этап.
Показать полностью…
Как я уже писала, трудно переоценить важность дыхания в йоге и вообще в жизни. Так вот, с помощью этого упражнения можно поставить руки "под контроль", выработав зависимость дыхание-расслабление.
Вдох-соединяем пальцы, выдох - разъединяем. Сначала длительность вдоха-выдоха регулируем под движение пальцев. Пальцы сомкнулись - конец вдоха. даже если это заняло 5 секунд и движение было судорожным. Пальцы полностью распрямились - выдох остановился. Зная свои особенности, можно рассчитывать воздух. Например, если возможно, что пальцы сомкнутся быстро, делать активный вдох, а если они будут "блуждать" - то наоборот, рассчитывать на долгое дыхание. Тут все индивидуально.
Потом, добившись (возможно, прошло 2-3 месяца), что движение пальцев и вдохи-выдохи скоординированы, начинаем модулировать скорость движения пальцев, колоссально помогая себе вдохом и выдохом. Хотим сделать движение подольше - делаем долгий вдох(выдох), и пальцы автоматом, по привычке, следуют за дыханием, не торопясь, Если наоборот, хочется их быстро и четко сомкнуть - делаем короткий сильный вдох, разомкнуть-выдох.
Теперь уже дыхание ведет наши движения, а не наоборот.
Только вначале надо не спеша добиться четкого соответствия дыхания и движений.

– Начнем с начала: почему вы выбрали именно йогу?

– И что же вы там нашли: философскую основу жизни, религию, систему упражнений…

– Прежде всего, систему упражнений для поддержания тела в более-менее хорошем состоянии. Хотя в своих занятиях я затрагиваю, например, дыхательные практики, которые позволяют усилить контроль над телом со стороны сознания. К примеру, дыхательные упражнения помогают сосредотачивать внимание на жизни своего тела.


– На мой взгляд, именно вниманием к реакциям собственного тела йога выгодно отличается от других систем физического оздоровления. Даже на уровне гимнастики в йоге очень сильна составляющая самоконтроля, самоограничения. Это так?

– Совершенно верно. Любая асана (то есть поза) – это, помимо всего прочего, диалог с собственным телом. Отрабатывая ее, прежде всего, нужно постоянно спрашивать себя: что тебе в ней удается, что мешает, в какую сторону идти дальше? В идеале, медитируя, йог мысленно контролирует положение каждой части тела, работу каждой активной мышцы. Кроме того, каждая асана имеет, как минимум, три варианта выполнения – стандартный, упрощенный и вариант для продвинутых. Сама я в основном делаю упрощенные варианты, их же предлагаю другим людям с ДЦП. Но иногда и он бывает для человека сложен. Тогда начинаешь еще упрощать позу, разлагать ее на элементы… Это и есть – наш путь.

– А вы сразу вышли на него или сначала пытались идти по общей дороге?

– А почему вы не хотите работать с детьми? Ведь дети более пластичны, там результаты могут быть быстрее…

– И довольно заметные.


Майя ведет занятие

– Благо, для этого есть все технические возможности.

– Ну, да. Это очень удобно… А если серьезно, в йоге, как и во всем, главное – мера. Если вы с первого раза захотите встать на голову, у вас это вряд ли получится. Хороший инструктор всегда предупреждает ученика о том, в какие позы ему не следует вставать. Например, людям, перенесшим черепно-мозговую травму (а это – практически 100 % ДЦПшников), нельзя запрокидывать голову назад. И если ученик, несмотря на предупреждение, упорно пытается сделать по-своему, это может закончиться очень плохо.

В йоге есть еще одно примечательное правило – наставник не может навязывать ученику свою волю. Это значит, что очень большая доля ответственности за последствия ложится на плечи ученика. Он должен, прежде всего, научиться очень внимательно слушать свое тело. Кстати, отчасти еще и поэтому я практически не работаю с детьми, имеющими последствия ДЦП…

– А что лично вам дала йога?

– Когда меня спрашивают об этом, я беру полную кружку воды и прохожу с ней круг. Как вы понимаете, для человека с гиперкинезами это – не самое простое задание. Тем не менее, сейчас, через три с лишним года после начала занятий, для меня это – не проблема. Улучшилось равновесие, стало легче ходить. Разумеется, ДЦП никуда не делся, но, согласитесь, и то, что я назвала – немало. А еще (тут Майя смутилась), благодаря йоге, я познакомилась со своим мужем…

– Вот это, пожалуй, – самый важный результат!

– Согласна, – улыбается Майя. – У меня была одна ученица из Киева, Антон был школьным другом ее мужа. Так мы и познакомились…

– А как вообще становятся преподавателями йоги?

– Если честно, такой подход мне кажется более честным, чем, к примеру, практика академий физкультуры, которые дают дипломы инструкторов по адаптивной физкультуре всем выпускникам, в том числе – людям с довольно тяжелыми последствиями ДЦП, которые заведомо не смогут физически помочь ученику в выполнении того или иного упражнения. А потом инвалиды удивляются, почему их не берут на работу в отделения реабилитации…

– Еще немного о себе: где вы учились, как росли?

– Я училась не просто в обычной, а в элитной школе. В первый класс пошла в 1992 году – в самый разгар экспериментов с различными формами образования, попыток реставрации дореволюционных гимназий и лицеев. Как раз в этом году открылась гимназия 1514, которая располагается во Дворце пионеров на Воробьевых горах, и родители отдали меня туда. Там я проучилась вплоть до 8 класса. А потом пошла в специализированный гуманитарный класс лицея 1525, который находится там же.

– Проблем с одноклассниками не было?

– Почему? Были… Как везде, люди разные. Были те, кто понимал, что у меня есть определенные особенности, и относился ко мне хорошо. С ними я дружила. А были те, кто не понимал этого. Иногда доводили до слез, я даже хотела перейти в другую школу. Но это была не система, а отдельные моменты. Помню только одну девочку Ксюшу, которая очень меня не любила и не могла пройти мимо, чтобы не толкнуть. Но это был единственный пример такой стойкой неприязни. И потом, тех, которые понимали, было гораздо больше…

– Они вам помогали?

– Я особо не нуждалась в помощи. Другое дело, что, как все ученики, я иногда списывала, и в этом помощь (точнее, тетрадка), естественно, была нужна… Единственная проблема в школе была с письмом. Я категорически не успевала писать диктанты…

– Но это, скорее, – проблема не ваша, а преподавателей.

– Да, им было непросто в этой ситуации. Впрочем, поблажек мне не делали – просто оставляли дописывать после уроков.

– То есть, при желании, эту проблему вполне можно решить.

– Конечно! А когда я перешла в 8 класс, моей персоной неожиданно заинтересовались старшеклассники. Им нравилось со мной общаться. Глядя на них, многие одноклассники тоже постарались со мной сблизиться, даже стали уважать. После этого, разумеется, жизнь стала другой. Изменилась и моя самооценка. А после школы я поступила на историческое отделение историко-филологического факультета РГГУ и окончила его – правда, с синим дипломом. Потом пошла в аспирантуру, однако ее не окончила.

– А в чем сложность?

– Кандидатский минимум я сдала, а вот найти научного руководителя под свою тему мне не удалось. Поэтому и диссертацию я не написала…

– Интересная ситуация…

– В том, чтобы я шла в аспирантуру, меня очень поддержал один мой преподаватель, с которым я до сих пор поддерживаю отношения. В дипломе, не без его помощи, хотя он и не был моим руководителем, я разработала новый метод работы со средневековыми хрониками. Но в аспирантуре не нашлось человека, который хотел бы взяться за эту тему…

– А он сам?

– Это невозможно: я – специалист по средневековой Европе, он – по России XIX века…

– И чем вы занимаетесь сегодня, помимо йоги и семьи?

– Несколько месяцев назад я устроилась на работу в библиотеку имени Достоевского на Чистых прудах. Это – новый, интересный опыт, тем более что наша библиотека оснащена по последнему слову техники: есть wi-fi, отлично оборудованные залы. Недавно к нам зашла француженка, и у меня появилась возможность применить свои знания языка. Дама была приятно удивлена…

– Вы производите впечатление абсолютно успешного человека. Или вы себя таковой не считаете?

– Хотелось бы побольше учеников по йоге. Причем дело даже не в заработке. Я не думаю о том, чтобы уйти из библиотеки и зарабатывать йогой. Можете верить, можете нет, но я действительно хочу помочь людям стать лучше…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.