Комплекс упражнений на расслабление для детей с дцп

Ирина Котлярова
Дыхательные и расслабляющие упражнения для детей с лёгкой и средней степенью ДЦП

Одними из основных задач в развитии детей с легкой и средней степенью ДЦП являются:

• снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости у них;

• увеличение объема активных движений у данных детей;

• развитие и укрепление голоса;

• повышение у них самоконтроля и уровня произвольности.

Для этого с детьми данной категории проводятся дыхательные и расслабляющие упражнения.

Продолжительность дыхательных упражнений не должна превышать 3-5 минут. При повышенном тонусе работу с детьми следует начинать с расслабляющих дыхательных, физических упражнений и расслабляющего массажа, при пониженном следует активизировать мышечный тонус.

С помощью одноразовых трубочек ребенку предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1-2 минут. При совместном выполнении данного упражнениявозможно введение соревновательного элемента: выигрывает тот, чей пузырь окажется большего размера, дольше других не лопается и т. д.

Упражнения для расслабления кистей рук

1. Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую и левую руки ребенка от плеча).

2.Имитационные движения для кистей рук:

3. Массаж и пассивные упражнениядля кистей и пальцев рук:

o поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

o разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

o поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

o поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

o движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) — пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);

o поочередное сгибание пальцев рук;

o щеточный массаж кистей и пальцев рук (используются щетки разной степени жесткости) и т. д.

Активизирующие пассивноактивные и активные упражнения при сниженном мышечном тонусе.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

• массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;

• сжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами;

• катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами;

• поочередное сжимание мягкого поролонового мячика большими и указательными пальцами рук (большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами);

• прокатывание пружинного металлического колечка для Су-Джока поочередно по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно;

• рисование геометрических фигур поочередно каждым пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины;

• замешивание крутого соленого теста, разминание его ладонями и поочередно каждым пальцем, лепка объемных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции.

Все описанные упражнения могут быть использованы родителями, а также включены в работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога учреждений, оказывающих помощь детям с ДЦП.

Дыхательные игры-упражнения Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский.

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения в парах 1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу. 2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и.

Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие и дыхательные упражнения Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического.

Профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях в первом классе с лёгкой степенью умственной отсталости 1 класс 2 часа в неделю – профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях. №/№ Тема. Цели. Коррекционная работа.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Релаксационные упражнения для детей с ДЦП.
1. Осенний лист.
Лист на веточке красивый, крепкий, ровный. (Спина прямая, руки в стороны.) Наступила осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю. (Расслабление.) Но вот ветер подул с другой стороны, лист взлетел над землей. (Спина снова прямая, руки в стороны.) Упражнение выполняется несколько раз.
2. Дерево.
Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.
3. Вешалка.
В шкафу висит много одежды. Давайте наведем порядок. Повесим одежду на вешалки. (Дети изображают одежду на вешалке, плечи неподвижны, руки расслаблены.)

4. Мыльные пузыри.
Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами). Дуем медленно в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают (мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова поднята кверху, смотрим на руки.) Ой, лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (мышцы расслабились)
5. Кулачки.
Дети сидят на стульчиках, руки на коленях. Но вот кулачки сжимаются с силой, еще сильнее. Попробуем разжать пальчики, пошевелим ими, подуем. Вот какими легкими стали пальчики! Выполняется несколько раз.
6. Лимон.
Опустить руки, представить себе, что в правой руке у нас лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Сок выжат, расслабить руку, бросить лимон. Повторить упражнение левой рукой (напряжение – расслабление) .
7. Олени.
В лесах много разных красивых животных, а вот и олени. Покажите, какие крепкие у оленя рога (пальцы растопырены, напряжены). Но вот послышался шум, шея и тело оленя напряглось, он слушает, откуда доносятся звуки. Кругом всё тихо, олени успокоились и отдыхают.
8. Игра с песком.
Представьте, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза) .

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Некоторые авторы советуют предварительно перед расслаблением выработать у больного ощущение максимальной напряженности мышц. По их мнению, только сравнительное восприятие диаметрально противоположных состояний мышц способствует более быстрому ощущению произвольного расслабления. Для стимулирования нормальной двигательной деятельности в определенных условиях используют отдельные примитивные рефлексы.

С. А. Бортфельд и Н. В. Головинская (1962) начинают обучение произвольному расслаблению с наименее пораженных или здоровых мышц, фиксируя на этом внимание ребенка. Наш опыт работы показал высокую эффективность этой методики, особенно после бальнеопроцедуры. Обязательным условием для выполнения этих упражнений является создание прочной опоры для вышележащих отделов конечности. После того как больной почувствует тяжесть удерживаемой части конечности, ему предлагают уронить часть конечности, т. е. расслабить мышцы.

Вначале целесообразно научить больного слегка уменьшить напряжение мышц, что сопровождается ослаблением импульсов, идущих от мышцы в кору большого мозга (афферентных), и тем самым обусловливает ослабление импульсов, направленных из центра к мышцам (эфферентных). В результате процессы возбуждения ослабевают и уменьшается напряжение.

Повысить эффективность обучения расслаблению спастически сокращенных мышц, а также увеличить амплитуду произвольных сокращений отдельных мышечных групп, можно и с помощью электромиофонии (В. Г. Катков, 1976), т. е. прослушивания трансформированных в звуковые сигналы биотоков мышц. Это дает возможность получать дополнительную информацию о дифференцированном включении мышечных волокон в двигательный акт и может быть использовано для тренировки выполнения определенного движения, исключающего сокращение антагонистов. Наш опыт работы показал, что электромиофония эффективна при гемипаретической и атонически-астатической формах заболевания. При гиперкинетической форме возникает монотонный шум, различный по интенсивности, не дающий возможности больному фиксировать внимание на звуке и связывать его с силой движения. Портативный аппарат Д. Д. Таривердиева позволяет проводить электромиофонию у постели больного. Электрофонию полезно начинать со здоровой или менее пораженной конечности, чтобы ребенок имел представление о звуке, к получению которого он должен стремиться.

Эффективно предварительно провести упражнения для здоровой или менее пораженной конечности, особенно при спастической диплегии, атонически-астатической и гемипаретической формах заболевания.

Расслабления повышенного тонуса мышц можно достичь интрамускулярной спирт-новокаиновой блокадой, после которой особенно важно обучить ребенка умению расслаблять мышцы. Нами (А. Е. Штеренгерц, 1957) выработаны специальные комплексы ЛФК, в которые разрешается включать упражнения с сопротивлением. Иногда приходится блокаду повторять. Наш опыт работы и данные других авторов (А. Ф. Мизина, 1959; Л. М. Смирная, 1966; В. Я. Ковалева, 1970) показали целесообразность в ряде случаев проводить спирт-новокаиновую блокаду на бальнеогрязевом курорте, особенно при резко выраженном напряжении мышц.

После серии упражнений дыхательной гимнастики и на расслабление мышц можно переходить к подготовительным упражнениям.

Подготовительными принято считать простые упражнения, которые подготавливают организм к более сложным упражнениям, к повышенной физической нагрузке. Они могут быть для мышц верхней и нижней конечности, туловища. Нужно помнить, что упражнения для мышц рук выполняются легче, если конечность согнута.

Порядковые упражнения, как и подготовительные, проводят в начале или в конце процедуры ЛГ. Они способствуют дисциплине больных, концентрируют их внимание. Назначают их в начале и в конце процедуры ЛФК, при проведении игр. Полезно проводить их с пением песен, доступных больному.

К порядковым упражнениям относится ходьба, построение в шеренге, круг и т. п. Во время ходьбы необходимо следить за осанкой детей и за их шагом, чтобы ноги не перекрещивались, стопы были в правильной установке и т. д. Полезна ходьба по следовым дорожкам. Расстояние между шагами на следовой дорожке изменяют в зависимости от роста ребенка, формы и степени заболевания. Ходьбу можно выполнять на месте, передвигаясь в стороны, назад. После дозированного купания в море ребенок выполняет шаговые движения легче и ходьба его лучше. Ни в коем случае нельзя предлагать больному ходьбу сразу после грязелечения или термальных ванн.

Должны использоваться различные виды построения: вдоль стенки, по кругу, четырехугольником, повороты направо, налево, кругом, перестройки, слияние 2—3 шеренг. Поворот направо (на 90°) выполняется на правой пятке и левом носке, налево — наоборот.

Поэтому для каждого ребенка в зависимости от локализации поражения подбирают тренировку поворота в определенную сторону. Поворот кругом выполняют через левое плечо, на левой пятке и на правом носке и назначается детям только при легкой степени поражения и отсутствии скрещивания ног.

При выполнении ходьбы, построений больному можно предложить повернуть голову в определенную сторону, поднять руки, выполнять задание с закрытыми глазами. Эти упражнения способствуют развитию и адекватной деятельности трех анализаторов: двигательно-кинестетического, зрительного и вестибулярного.

Ходьбу, перестройку следует проводить по кругу, прямоугольнику (следить, чтобы соблюдались углы), треугольнику и т. д., обращая при этом внимание ребенка на образовавшуюся фигуру. Освоение слов, понятий, имеющих определенное значение, с одновременным показом аналогичной построению фигуры способствует познанию пространства, развитию предметной деятельности, а, следовательно, связано и с деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, называемого И. М. Сеченовым дробным анализатором пространства.

Упражнения в ходьбе могут быть затруднены тем, что у ребенка, даже при отсутствии контрактур, патологических установок конечностей нарушена вертикальная установка тела, он не удерживает равновесия стоя или даже сидя. Поэтому необходимо обучить ребенка сохранять равновесие как в покое, так и при передвижении.

Упражнения в равновесии не только улучшают равновесие, но и развивают координацию движений, способствуют выработке правильной ходьбы. Лучше всего эти упражнения проводить из и. п. стоя. Однако тренировку равновесия можно и нужно выполнять и из и. п. лежа на боку, стоя на четвереньках и др.

Упражнения в равновесии можно выполнять на месте и при передвижении. Упражнения на месте и при передвижении (ходьба) выполняют с мячами, гимнастическими палками, булавами. Упражнения усложняются за счет выключения зрительного анализатора, т. е. их выполняют с закрытыми глазами, изменением ритма с одновременным движением конечностями в разные стороны, уменьшая площадь опоры, поднимая руки на пояс, затылок, вдоль головы. Чем выше положение рук, тем сложнее сделать упражнение.

Полезно ребенка, особенно младшего возраста, согласно методике К. и Б. Бобатов, выводить из положения равновесия, слегка подталкивая из и. п. стоя, стоя на коленях, на четвереньках, лежа. Другой важной особенностью обучения равновесию является сохранение принятой позы. Более сложную позу, например, стоя на коленях можно назначать только после того, как ребенок научился хорошо сохранять равновесие в более легкой позе стоя на четвереньках.

Упражнения в равновесии можно усложнить. Например, ходьба по двум параллельно начерченным линиям, расстояние между которыми изменяется. Весьма эффективна ходьба по следовым дорожкам. Тренировку равновесия во время ходьбы можно усложнять применением предметов, изменением положения тела по отношению к направлению движения (ходьба лицом, спиной вперед, боком), введением высоты (ходьба по рейке, гимнастической скамейке, по буму).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.