Конспект дефектологических занятий для детей с дцп


Ниже представлены конспекты работы с детьми 4 -5 лет с ДЦП со зрительными нарушениями с использованием разных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект ДЦП со зрительными нарушениями 14.42 КБ
конспект ДЦП со зрительными нарушениями 16.08 КБ
конспект ДЦП со зрительными нарушениями 13.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №23 Красносельского района

для детей 4 -5 лет с ДЦП и зрительными нарушениями и их родителей

(с использованием элементов музыкотерапии, изотерапии и релаксации)

Верещагина Наталья Валентиновна

(с использованием элементов музыкотерапии, изотерапии и релаксации)

Цель: снятие \ снижение психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

  1. Образовательные:

- научить родителей использовать цвет и музыку в повседневном общении с ребенком,

- расширить репертуар работы с красками у детей и взрослых,

- упражнять детей и взрослых в расслаблении тела под музыкальное сопровождение.

- развивать зрительное восприятие детей,

- способствовать развитию эмпатии у детей и взрослых,

- создавать условия для самопознания родителей себя и ребенка,

- обратить внимание родителей на необходимость регулярного снятия эмоционального напряжения у взрослых и детей.

Участники: мама \ папа с ребенком \ детьми.

Продолжительность: около 20 минут.

Дети и взрослые сидят в кругу на полу вместе с ведущим – Педагогом. Педагог предлагает познакомиться, передавая друг другу мяч и кратко рассказывая о себе (как зовут, что любит делать, что любит кушать)

Родители и дети садятся за столы. Перед ними лежит бумага разных цветов и размеров, различные краски, стаканчики с водой. Педагог предлагает попробовать рисовать пальчиками. Взрослые и дети пробуют рисовать пальчиками в течение 5 минут.

Далее Педагог предлагает попробовать рисовать другой рукой.

Далее включаются музыкальные композиции разных жанров, предлагается рисовать под музыку (можно пользоваться кисточками).

Далее предлагается рисовать пальчиками , закрыв глаза, под музыкальные композиции (спокойная музыка).

Родители и дети попадают в заколдованные лес. По сигналу превращаются в бабочек , лягушек, зайцев, змей (двигаются в соответствии с образом).

Родителям и детям предлагается лечь на спину, закрыть глаза, под музыкальную композицию ровно дышать.

В конце занятия Педагог предлагает родителям и детям крепко обняться.

Предварительный просмотр:

ГБДОУ ЦРР детский сад №23 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога

с детьми 4 - 5 лет с ДЦП в сочетании с нарушениями зрения

Верещагина Наталья Валентиновна

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога

с детьми 4 - 5 лет с ДЦП в сочетании с нарушениями зрения

Вид занятия : игровое, подгрупповое, закрепляющее.

Продолжительность – не более 20 минут.

Цель : закрепить представление детей о сходствах и различиях диких и домашних животных (на примере медведя и кошки).

  1. Коррекционно – развивающие:

- продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,

- упражнять детей отгадывать описательные загадки,

- продолжать учить детей сравнивать, находить сходства и различия в объектах (на примере Медведя и Кошки).

- развивать произвольное внимание и зрительную память детей,

- развивать зрительное восприятие детей,

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение слушать сверстника, отвечать на вопросы взрослого в свою очередь.

Дети вместе с учителем –дефектологом сидят на ковре.

(Учитель – дефектолог достает мнемотаблицу Медведь, читает загадку.)

Мед и малину предпочтет.

Учитель – дефектолог : «Правильно, это Медведь. ( Выставляется игрушка Медведь.) А как Вы угадали? Ответы детей. Вот он какой - большой, лохматый. Потрогайте, дети, какие у него сильные толстые лапы. Сколько лап у медведя? Ответ детей. Сколько носов\ глаз\ ушей\ спин\ хвостов\ животов у медведя? Ответы детей. Молодцы, все правильно ответили. Но это первый гость. А кто же второй? (Учитель – дефектолог достает мнемотаблицу Кошка, читает загадку.)

Имитация под музыку движений медведя и кошки (на четвереньках, смена характера движений по хлопку и по характеру музыки).

Рассказы детей по мнемотаблице:

Кто это? Части тела. Чем покрыто тело? Где живет? Чем питается? Повадки.

Учитель – дефектолог : «Молодцы, ребята, очень хорошо рассказали. А теперь подумаем, отличаются Медведь и Кошка? Ответы детей. Чем похожи Медведь и Кошка? Ответы детей. (При необходимости взрослый помогает найти сходства и различия с опорой на мнемотаблицу).

Учитель-дефектолог: «Молодцы, ребята. Наши гости – Медведь и Кошка – теперь знают, чем похожи и чем отличаются. Им пора уходить. Давайте попрощаемся. Дети прощаются. (Игрушки прячутся.) Глазки наши устали. Закрыли глазки, открыли глазки. Посмотрите , по какой дорожке ушли наши гости. (На дальней стене изображение животных и извилистой дорожки. Дети следят глазами за яркой точкой.)

Предварительный просмотр:

Программное содержание:
• закреплять умение определять пространственное расположение предметов,
• развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет игрушек;
• развивать мелкую моторику;
• продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объемными игрушками.

I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
(Н.Воронина)
1. Подбери изображение
- Ребята, посмотрите внимательно, что находится на полочках? (ответы детей).
(Педагог предлагает рассмотреть игрушки на полке, ответить, где стоят игрушки, стараясь называть точное местоположение).
Педагог раздает детям объемные игрушки разной величины
(машина, пирамида, мяч).
- Назовите цвет (форму, величину) вашей игрушки. (Ответы детей).
- А теперь подберите к ней изображение.
Дети подбирают изображение и объясняют, почему именно это изображение подходит к данной игрушке.
- Молодцы, а теперь проходите на свои места.

3. Зрительная гимнастика.
- Мы с вами так долго играли в художников, что наши глазки устали, давайте отдохнем.

Мой веселый звонкий мяч,
(посмотреть влево - вправо
повторить 2 раза)
Ты куда помчался вскачь?
(посмотреть вниз – вверх,
посмотреть влево - вправо)
Красный, синий, голубой
(круговые движения глазами:
налево – вверх – направо – вниз
вправо – вверх – влево – вниз)
Не угнаться за тобой.
(зажмурить глаза, поморгать).

III. Рефлексия.
- Давайте вспомним,
чем мы сегодня занимались? Что понравилось вам больше всего? Что было самым легким (трудным) для вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Даннй конспект совместной деятельности с дошкольниками представляет собой пример сочетания разных педагогических технологий и интеграция разных образовательных областей в отработке одной темы. В данно.

Обучение ориентировке в пространстве , использование детьми схем.

В соответствие с ФГОС нового поколения необходимо искать новые формы проведения коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями - это совместная деятельность специалистов. Пр.

Готовая картотека по здоровьесберегающим технологиям, на готовых карточках.

Данная методическая разработка предлагает план мероприятий для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по приобщению к ЗОЖ.

В статье раскрывается суть метода динамической электронейростимуляции (ДЭНС) - уникальный инструмент в логопедии. Помогает восстановить речь у детей и взрослых аппаратным лечением, по системе Су Джок .

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Дыханова Светлана Васильевна, воспитатель отделения дневного пребывания

Цель проведения занятия: Развитие двигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, вызвать эмоциональный отклик, желание заниматься, принимать помощь взрослого, стимулировать у детей произношение звуков.

Задачи занятия:

• Развитие двигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

• вызвать эмоциональный отклик, желание заниматься;

• принимать помощь взрослого, стимулировать у детей произношение звуков.

Оборудование для проведения занятия: Мяч фитбол, таз с крупой, велосипед-тренажер, игрушечная морковь, корзинка, кубики, теремок, музыка, магнитофон, шапочка героев из сказки или медальки.

Форма проведения: игра.

Слайдовая презентация, с использованием текстового и музыкального сопровождения.

1 часть: Вступительная

Дети в коррекционной группе с множественными нарушениями имеют серьезные речевые проблемы и двигательные ограничения в движениях, у этих детей слабо развиты навыки владения собственным телом, координация движений, тонкая моторика рук, и они полностью зависят от ближайшего окружения.

Поэтому я, как воспитатель, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования двигательных функций, и я выбрала наиболее доступную форму занятий по развитию движений, а именно через проигрывание знакомых детьми сказок на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка.

Сегодня, я представляю свою методическую идею, как можно провести индивидуальные занятия по развитию движений в игровой форме через знакомую сказку с помощью взрослого, с детьми с ДЦП с использованием средств технической реабилитации.

2 часть: основная

Я приветствую коллег,

Говорю я вам привет!

У меня полно идей,

Поделюсь сейчас я ей.

Дети любят ласку,

Доброту и сказку,

И на слух приятна.

Через сказку Теремок,

Ход занятия.

(Педагог выбирает ребенка, надевает на головку шапочку мышки и проводит индивидуальное занятие, показывает теремок и начинает рассказывать сказку)

Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок,

(ребенок с помощью взрослого опускает и поднимает ручки)

Мышка к дому подошла,

Мышка домик обошла.

(ходьба с помощью взрослого)

Ах, она трусишка.

Вправо влево поглядела,

И от радости запела

(повороты головы вправо и влево)

Никого там не нашла,

В теремок она вошла.

Стала мышка в доме жить,

Песни петь и не тужить.

(воспитатель ставит в теремок игрушку мышки и меняет ребенку шапочку лягушки)

Вот лягушка попрыгушка,

Мышкина она подружка,

С мячиком она играла,

И на мячике скакала.

(на мяче фитболе, с поддержкой взрослого прыжки на мяче)

Захотела в доме жить,

С мышкой весело дружить.

Пол лягушка подметала

И крупу перебирала.

(упражнение для мелкой моторики, перебирание крупы в емкости, воспитатель меняет шапочку ребенка на шапочку зайчика)

Зайчик, в поле все скакал,

И пожить он попросился.

(с помощью взрослого подскоки)

Рано утром он вставал,

По хозяйству помогал,

Овощи он поливал,

И морковку собирал,

(наклоны вперед, ребенок собирает морковку, и складывает в корзинку воспитатель, меняет шапочку ребенка на шапочку лисички)

Вот уже краса – лисица,

На велосипеде мчится,

Видит лиска теремок.

Ах, пожить бы здесь разок.

(езда на велосипеде, с поддержкой взрослого)

И хозяев в домике,

Это кто кусты ломает,

Быстро к домику шагает,

Через кочки перейдет,

К домику он попадет.

(Перешагивание через препятствия с помощью взрослого)

Добрый Мишенька медведь,

Домик не ломает,

Всех кто в теремке живет.

Все теперь одна семья,

Очень верные друзья,

Дружно весело живут,

И нас в гости, к себе ждут.

(звучит плясовая музыка, педагог с ребенком пляшут)







Формы и методы развития двигательных навыков у детей раннего возраста Двигательная активность является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Движения – это органическая потребность ребёнка,.

Формирование двигательных умений и навыков в рисовании. Ум ребенка- на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. Рисование является од ним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического.

Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи Использование знаково-графичесиких схем, как средство развития речи у детей с ОНР. Применение технологии знаково-графичесиких схем, в процессе.

Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка 4–5 лет с задержкой психического развития Цель: пробуждение познавательной и творческой активности ребенка. Задачи: -закрепить знания о диких животных. -формировать умение соотносить.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя.

Конспект занятия для коррекционно-развивающей программы для детей с детский церебральным параличом

Войтова Юлия Юрьевна

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального

Цель занятия: развитие познавательной сферы и двигательной активности детей с ДЦП.

Развитие речевой активности;

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие устойчивости и концентрации внимания;

Развитие мелкой и крупной моторики рук;

Снятие гипертонуса мышц;

Развитие двигательных навыков;

Развитие конструктивного праксиса;

Формирование графических навыков;

Развитие творческих способностей, навыков рисования.

Вариант 1. (для детей 3-4 лет)

Ход занятия

Приветствие

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

Основная часть

Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).

Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.

Глазами мы видим,

Ушами мы слышим,

А носом курносым

Мы нюхаем, дышим.

Нам губы даны

Для улыбки широкой,

А вот для чего нам

Румяные щеки.

Ребенку предлагается дорисовать нос и волосы там, где их не достает.

Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.

Этап 2. Показать, где у него живот, ноги, руки и др.

Ребенку предлагается лечь животом на большой шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.

Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).

Вот носок, а это пятка (встать на носочки).

Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),

Как на пятках устоять (встать на пятки)?

Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –

И правая, и левая!

И могут ласковыми быть (погладить по голове) –

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –

И с правою, и с левою!

Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –

И правая, и левая!

Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.

Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)

И немножечко устали, (вытираем лоб)

Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)

Нам домой пора идти. (помахать рукой)

Вариант 2. (для детей 5-6 лет)

Ход занятия

Приветствие

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

Основная часть

Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).

Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.

Глазами мы видим,

Ушами мы слышим,

А носом курносым

Мы нюхаем, дышим.

Нам губы даны

Для улыбки широкой,

А вот для чего нам

Румяные щеки.

А знакомы вам слова:

Плечи, шея, голова?

Плечи – это не пустяк,

Я на них ношу рюкзак.

Головою вертит шея

И тем лучше, чем длиннее.

В голове же у меня

Много мыслей: про коня,

Про собаку и про школу,

Мыслей грустных и веселых.

Ребенку предлагается дорисовать вторую часть картинки человека.

Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.

Этап 2. Назвать части тела игрушки.

Ребенку предлагается лечь животом на большой шар, лечь на бок на шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.

Ребенку предлагается найти ошибки, допущенные художником.

Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).

Вот носок, а это пятка (встать на носочки).

Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),

Как на пятках устоять (встать на пятки)?

Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –

И правая, и левая!

И могут ласковыми быть (погладить по голове) –

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –

И с правою, и с левою!

Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –

И правая, и левая!

Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.

Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)

И немножечко устали, (вытираем лоб)

Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)

Нам домой пора идти. (помахать рукой)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Нина Сергеевна, Шуляк Наталья Андреевна, Ларина Елена Анатольевна

Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич ( ДЦП ). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП . Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2( ), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ефремова Нина Сергеевна, Шуляк Наталья Андреевна, Ларина Елена Анатольевна

OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP

Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction of speech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account all features of child’s speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) of preschool education for children with disabilities. Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment. Results. Work’s results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists and for students of special (defectological) education to make proper and spot correction work. Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

DOI: 10.12731/2658-4034-2019-1-6-17 УДК 1174

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ, ИМЕЮЩИМ ДЦП

Ефремова Н.С., Шуляк Н.А., Ларина Е.А.

Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич (ДЦП). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП. Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2(), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.

Ключевые слова: ДЦП; коррекция; развитие; конспект.

OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP

Efremova N.S., Shuliak N.A., Larina E.A.

Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction ofspeech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account allfeatures of child's speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) ofpreschool education for children with disabilities.

Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment.

Results. Work's results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists andfor students of special (defectological) education to make proper and spot correction work.

Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.

Keywords: cerebral palsy; correction; development; outline.

Данный конспект логопедического занятия подготовлен в рамках организации коррекционно-развивающего подхода для ребёнка 5 лет, имеющего ДЦП, который обучается по образовательному варианту

6.2 (обучающийся, с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку) [5].

Далее представлено логопедическое заключение, составленное послекомплексного обследования.

Объективно на данный момент времени при обследовании фонематической стороны речи выявился шипящий парасигматизм; ламбдацизм, ротацизм, дефект смягчения, дефект озвончения. Фонематический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдается нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза. Слоговая структура слова недостаточно сформирована, а именно наблюдается искажение структуры мало употребляемых, многосложных слов. Словарный запас меньше нормы, качественно неполноценен, преимущественно употребляет существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушение словообразования. Грамматический строй речи недоразвит. Типы употребляемых предложений (простые, чаще - односложные); отсутствуют сложные синтаксические конструкции; в речи

аграмматизмы. Фразовая речь искажена. Отмечаются сложности в понимании причинно-следственных связей. Темп речи нормальный. Голос модулированный. Дыхание диафрагмально-реберное, ритмичное, достаточное по глубине. Речь выразительная. Темпо-ритмическая сторона речи нарушена. Девочка с трудом запоминает стихи. Артикуляционная моторика развита слабо. При выполнении артикуляционных упражнений отмечается тонус мышц; невнятность речи. Мелкая моторика и пространственная ориентация сохранны. Общие моторные нарушения: ДЦП, гемиплегическая форма (правосторонний гемипарез) - поза Вернике-Манна (мышечный тонус патологически повышается в сгибателях верхних конечностей и разгибателях нижних. Это определяет типичную позу больного: рука приведена к туловищу, согнута в локте и кисти; нога разогнута в колене и при ходьбе описывает полукруг) [2].

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи II уровня. ДЦП, гемиплегическая форма, дизартрия (по заключению невролога).

Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. Мышечный тонус в руке выше, она согнута во всех суставах, приведена к туловищу, кисть у детей раннего возраста сжата в кулачок [1].

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

Представим конспект логопедического занятия с дошкольником, имеющего ДЦП.

ФИО Амира М. Возраст 5 лет

Тип занятия: индивидуальное занятие для ребёнка с ДЦП Вид занятия: лексико-грамматическое занятие Методы: словесный, наглядный, игровой.

1. Обобщить знания по теме зима;

2. Обогатить словарный запас. Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

2. Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие.

3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

4. Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух.

6. Развивать произвольное внимание.

7. Учить образовывать существительные родительного и винительного падежа.

1. Воспитывать активность и внимательность.

2. Следить за правильной осанкой. Здоровьесберегающие:

1. Обращать внимание на осанку.

2. Организовать смену видов деятельности.

№ Задачи Содержание Организация Результат

1. Вводная часть

Привлечь внимание ребёнка к теме занятия Объявление темы занятия Отгадывание загадки Удалось привлечь внимание ребёнка

2. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

1.1 Развивать артикуляционный аппарат Артикуляционная гимнастика по подражанию. Упражнения: окошко, улыбка, щёчки, дудочка, чистим зубки, чашечка, блинчик, иголочка (сосулька), горочка. Все упражнения выполняются в статике и динамике несколько раз. Ребенок повторяет за логопедом упражнения. Ребёнок всё повторил за логопедом

Обобщить знания по теме зима

Ребёнок отвечает на вопрос логопеда, какая, по его мнению, зима и чем ребята любят заниматься зимой. После ребёнку логопед показывает картинку с признаками зимы. Ребенок с помощью логопеда называет все признаки зимы.

Ребенок назвал все признаки зимы

Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопросы. Сколько картинок изображено, что на них изображено и какая картинка лишняя?

Ребёнок ответил на все вопросы, справился полностью с заданием

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные

Ребёнку предлагают сыграть в игру. Ребёнку объясняются правила игры. Логопед называет слово и кидает ребёнку мяч. Ребёнок ловит, и заданное слово называет ласково и кидает мяч обратно учителю. Речевой материал: снег - снежок; сосулька - сосулечка; мороз - морозец; дерево - деревце; ветер - ветерок; горка - горочка; лёд - ледок; холод -холодок; зима - зимушка; санки -саночки.

Ребёнок играет в игру и все правильно называет

Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух, развивать мелкую моторику

1. Логопед просит ребёнка, послушать сколько раз он простучит и выложить счётными палочками ритмический рисунок. Затем логопед напоминает ребёнку, что такое пауза и даёт новый ритмический рисунок.

2. Затем, логопед даёт новый ритм, но уже просит повторить (простучать) его за логопедом.

Счётные палочки, карандаш

Ребёнок выполняет ритмическую гимнастику

Образовывать родственные слова со словом «снег

«Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -С красной грудкой. (Снегири.)

Ребёнок внимательно слушает логопеда и выполняет задание

Ребёнок правильно заканчивает каждую строчку стихотворения

1. Arkhipova E.F. Korrektsionnaya rabota s det'mi s tserebral'nympara-lichom [Correctional work with children with cerebral palsy]. M.: 1999. 95 p.

2. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Detskie tserebral'nyepara-lichi [Cerebral palsy]. M., 2002. 139 p.

3. Belyakova L.I., Voloskova N.N. Logopediya. Dizartriya [Speech therapy. Dysarthria]. M.: Gumanitar, izd. Tsentr VLADOS, 2016. 287 p.

4. Verenich S.V. Nervnaya sistema v norme ipatologii [Nervous system in health and disease]. Mn.: BGPU, 2005. 76 p.

5. Federal'nyy Gosudarstvennyy obrazovatel'nyystandartnachal'nogo ob-shchego obrazovaniya obuchayushchikhsya, s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2015, №35847 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Moskva: 2015 [Federal State Educational Standard of Primary General Education of Students with Disabilities: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 3, 2015, No. 35847 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2015].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тихоокеанский государственный университет ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035, Российская Федерация nina. efremova15@yandex.ru

Тихоокеанский государственный университет

ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,

Ларина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Тихоокеанский государственный университет

ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,

DATA ABOUT THE AUTHORS Efremova Nina Sergeevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Shulyak Natalya Andreevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Larina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Teacher-Speech Therapist of the Highest Qualification Category

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.