Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с дцп


Данное занятие направлено на развитие и коррекцию нарушенных функций у ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич в форме двойная гемиплегия в сочетании с умеренной умственной отсталостью.

Государственное казенное стационарное учреждение

социального обслуживания Свердловской области

Логопед Липатова Лариса Валерьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Характеристика ребенка, участвовавшего на занятии.

Занятие проводилось с ребенком с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Детский церебральный паралич в форме двойная гемиплегия. Умеренная умственная отсталость. Также отмечаются сопутствующие заболевания.

Мальчик самостоятельно не сидит, не ползает, ногами не передвигает. В руках отмечается сильная спастика, вследствие этого руки всегда напряжены, что затрудняет производить захват игрушек и предметов. Мимическая и артикуляторная мускулатура спастичная. Дыхание поверхностное, неритмичное. Ротовая и носовая дифференциация нарушена. Голос у ребенка истощающийся, сдавленный, напряженный. Речь фразовая. Фраза простая, аграмматичная, но понятна для близкого окружения. Все занятия с данным ребенком проводятся в сенсорной комнате. В ней находятся мягкие модули, которые принимают форму тела ребенка, вследствие чего он может находиться в вертикальном положении, а также сухой бассейн, благодаря которому происходит мягкий массаж всего тела и тело расслабляется.

Коррекционно-образовательные задачи

Формирование пространственных представлений у дошкольника с ДЦП.

Коррекционно-развивающие задачи

1. Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка.

2. Развитие представления предметов в пространстве: высоко-низко.

3. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

- расширение поля зрения.

4. Развитие слухового восприятия:

5. Закрепление умения правильно называть цвета

5. Развитие моторных функций посредством расслабляющего массажа.

7. Развитие переключаемости с одного вида деятельности на другой.

Коррекционно-воспитательные задачи

1. Повышать интерес к занятиям через вызывание положительных эмоций.

2. Воспитание выносливости на занятии.

Оборудование. Ребристая дорожка, кочки с наполнителями, колечко Су Джок, мыльные пузыри, дудка, барабан, погремушка, колокольчик, ширма, волшебный коврик и материал на липучках: цветы, трава, солнышко, зайчик, птичка, бабочка, тучка; сухой бассейн, диск с пением птиц, вкладыши с транспортом.

Ход занятия

Шарик в руки я беру,

Ой, боюсь не удержу.

Ты скорей его возьми,

Свое имя назови.

Ребенок берет шарик с помощью логопеда и называет свое имя.


Общая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать.

По дорожке топаем – топ, топ, топ.

И по кочкам прыгаем – прыг, скок, прыг, скок.

Логопед ведет ребенка по ребристой дорожке и по мешочкам с наполнителями.

Общий массаж рук

Руки смирно так лежат

И пока что тихо спят.

А теперь одна проснулась,

И тихонько потянулась.

Ручки наши растираем,

Ручки наши расслабляем.

Логопед делает расслабляющий массаж рук: поглаживание, мягкое пощипывание в замедленном темпе.

Пальчиковая гимнастика

Катя, Паша, Ваня, я

Вместе дружная семья.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть.

(Мягкие медленные движения каждого пальчика массажным кольцом Су Джок с постепенным увеличением силы давления на кольцо)

Массаж лица и шеи


(круговые движения вокруг глаз)

(мягкое пощипывание щечек)

(разглаживающие движения от центра к вискам)

(мягкие поглаживающие движения ушных раковин вверх и вниз)

(поглаживающие движения сверху вниз)

(логопед за локти потряхивает руки ребенка)

(логопед помогает ребенку поднять руки вверх)

Мимическая гимнастика

Мы умеем улыбаться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем удивляться.

(Если у ребенка не получается выполнить упражнение, логопед помогает ребенку).

Дыхательная гимнастика

1,2,3,4,5 – будем пузыри пускать.

Ребенок надувает мыльные пузыри.

Логопед показывает музыкальные инструменты: дудка, барабан, погремушка, колокольчик. Ребенок называет их, выполняет с ними действия с помощью логопеда. Затем логопед убирает за ширму эти инструменты и играет на них. Ребенок должен узнать, какой инструмент играет.

Объявление темы (нацеливание)

Светит солнышко в окошко,

Тучки по небу плывут,

Цветочки выросли на травке,

Птички песенки поют.

Ребенок. Наверху: потолок, лампы, шар светящийся, солнышко, небо, тучки, птички летают, бабочки.

Логопед. Паша, а мы можем достать рукой то, что наверху? Правильно, не можем, потому что они высоко! А что у нас внизу?

Ребенок. Внизу: пол, игрушки, бассейн, кресло мягкое, дорожка, стол, рыбки, цветы, травка, зайчик, ковер.

Логопед. А мы можем предметы, которые находятся внизу потрогать рукой? Конечно, можем. Потому, что они низко! Молодец, Паша.

Логопед. У меня для тебя есть волшебный коврик. Мы с тобой сейчас его украсим. У нас есть предметы на липучках (цветы, трава, солнышко, зайчик,


птичка, бабочка, тучка). Ты будешь говорить, где находится

предмет, а я помогу тебе их приклеить на волшебный коврик.

Ребенок говорит, где находится предмет, какого он цвета и

прицепляет его на коврик.

Логопед. Посмотри, какая красивая картинка у нас получилась.


Пауза релаксации

Логопед предлагает ребенку полежать в бассейне

и послушать, как поют птички.

Закрепление материала

Наталия Леонтьева
Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш

Программное содержание:

- научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.

- совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;

- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках;

- учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки звукослогового анализа: учить определять наличие звука в слове, деление слова на слоги;

- учить пользоваться различной громкостью голоса;

- способствовать развитию речевого дыхания;

- способствовать формированию грамматического строя речи;

- способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

Оборудование:

- карточки со звуками С и Ш (вода и змея);

- массажная дорожка (со следами камушки, крупа, крышки, шишки и т. д.)

- игрушки или картинки (санки и машинка);

- пособие для мелкой моторики (крышки, прищепки);

- пособие для нетрадиционной артикуляционной гимнастики (шарик, ложечки);

- картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

1. Организационный момент.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь тебе и гостям, а ты улыбнись мне и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(делается вдох выдох три раза)

- Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

- Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы научить его правильно произносить эти звуки нужно размять губки, щёчки и язычок.

Проводиться нетрадиционная артикуляционная гимнастика при помощи шарика:

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

При помощи чайной ложечки:

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

- Сначала поиграем в игру. Я буду произносить разные слова, а ты мне сигналить, а помогут нам змея и водичка. Покажи пальцами, как змея шипит, как водичка бежит.

(звук [Ш], показать змею – большой палец правой руки соединить с указательным и средним. Все пальцы прижаты друг к другу.

4. Упражнения для развития мимики.

- Степашка хочет пойти в лес к друзьям.


- Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. (Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С).

Ш-С-ШШ-СС-Ш-С (Произносить громко, тихо, умеренно)

- Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова:

Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог:

шва – сва – сва, шас – шос – шус

- Ой! Что же здесь случилось? Степашка придумал для тебя слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Степашке вернуть звуки на место. (Ребенок должен назвать слово и определить место положение звука в слове (в начале, в середине, в конце) и разделить на слоги)


- Степашка вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил. Помоги ему их собрать.

Подбирает недостающие части.

- А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так:

Считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

11. Логоритмическое упражнение. (на каждую чистоговорку ребёнок наступает в тазик с камушками, на следующую чистоговорку с пластиковыми резаными бутылками, на следующую в тазик с крышами от воды и ещё раз)

- А давай попробуем развеселить Степашку, поиграем с ним, а то он очень расстроился из-за разбитых кувшинов:

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Ребёнок дует через соломинку в пластиковую бутылку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

13. Игра на развитие фонематического слуха.

- Ох, сколько же снежинок надула. А снежинки волшебные, с картинками. Тебе нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани:

А теперь давай, и мы Степашку поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.

16. Итог.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Нина Сергеевна, Шуляк Наталья Андреевна, Ларина Елена Анатольевна

Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич ( ДЦП ). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП . Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2( ), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ефремова Нина Сергеевна, Шуляк Наталья Андреевна, Ларина Елена Анатольевна

OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP

Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction of speech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account all features of child’s speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) of preschool education for children with disabilities. Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment. Results. Work’s results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists and for students of special (defectological) education to make proper and spot correction work. Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

DOI: 10.12731/2658-4034-2019-1-6-17 УДК 1174

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ, ИМЕЮЩИМ ДЦП

Ефремова Н.С., Шуляк Н.А., Ларина Е.А.

Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич (ДЦП). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП. Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2(), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.

Ключевые слова: ДЦП; коррекция; развитие; конспект.

OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP

Efremova N.S., Shuliak N.A., Larina E.A.

Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction ofspeech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account allfeatures of child's speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) ofpreschool education for children with disabilities.

Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment.

Results. Work's results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists andfor students of special (defectological) education to make proper and spot correction work.

Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.

Keywords: cerebral palsy; correction; development; outline.

Данный конспект логопедического занятия подготовлен в рамках организации коррекционно-развивающего подхода для ребёнка 5 лет, имеющего ДЦП, который обучается по образовательному варианту

6.2 (обучающийся, с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку) [5].

Далее представлено логопедическое заключение, составленное послекомплексного обследования.

Объективно на данный момент времени при обследовании фонематической стороны речи выявился шипящий парасигматизм; ламбдацизм, ротацизм, дефект смягчения, дефект озвончения. Фонематический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдается нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза. Слоговая структура слова недостаточно сформирована, а именно наблюдается искажение структуры мало употребляемых, многосложных слов. Словарный запас меньше нормы, качественно неполноценен, преимущественно употребляет существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушение словообразования. Грамматический строй речи недоразвит. Типы употребляемых предложений (простые, чаще - односложные); отсутствуют сложные синтаксические конструкции; в речи

аграмматизмы. Фразовая речь искажена. Отмечаются сложности в понимании причинно-следственных связей. Темп речи нормальный. Голос модулированный. Дыхание диафрагмально-реберное, ритмичное, достаточное по глубине. Речь выразительная. Темпо-ритмическая сторона речи нарушена. Девочка с трудом запоминает стихи. Артикуляционная моторика развита слабо. При выполнении артикуляционных упражнений отмечается тонус мышц; невнятность речи. Мелкая моторика и пространственная ориентация сохранны. Общие моторные нарушения: ДЦП, гемиплегическая форма (правосторонний гемипарез) - поза Вернике-Манна (мышечный тонус патологически повышается в сгибателях верхних конечностей и разгибателях нижних. Это определяет типичную позу больного: рука приведена к туловищу, согнута в локте и кисти; нога разогнута в колене и при ходьбе описывает полукруг) [2].

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи II уровня. ДЦП, гемиплегическая форма, дизартрия (по заключению невролога).

Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. Мышечный тонус в руке выше, она согнута во всех суставах, приведена к туловищу, кисть у детей раннего возраста сжата в кулачок [1].

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

Представим конспект логопедического занятия с дошкольником, имеющего ДЦП.

ФИО Амира М. Возраст 5 лет

Тип занятия: индивидуальное занятие для ребёнка с ДЦП Вид занятия: лексико-грамматическое занятие Методы: словесный, наглядный, игровой.

1. Обобщить знания по теме зима;

2. Обогатить словарный запас. Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

2. Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие.

3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

4. Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух.

6. Развивать произвольное внимание.

7. Учить образовывать существительные родительного и винительного падежа.

1. Воспитывать активность и внимательность.

2. Следить за правильной осанкой. Здоровьесберегающие:

1. Обращать внимание на осанку.

2. Организовать смену видов деятельности.

№ Задачи Содержание Организация Результат

1. Вводная часть

Привлечь внимание ребёнка к теме занятия Объявление темы занятия Отгадывание загадки Удалось привлечь внимание ребёнка

2. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

1.1 Развивать артикуляционный аппарат Артикуляционная гимнастика по подражанию. Упражнения: окошко, улыбка, щёчки, дудочка, чистим зубки, чашечка, блинчик, иголочка (сосулька), горочка. Все упражнения выполняются в статике и динамике несколько раз. Ребенок повторяет за логопедом упражнения. Ребёнок всё повторил за логопедом

Обобщить знания по теме зима

Ребёнок отвечает на вопрос логопеда, какая, по его мнению, зима и чем ребята любят заниматься зимой. После ребёнку логопед показывает картинку с признаками зимы. Ребенок с помощью логопеда называет все признаки зимы.

Ребенок назвал все признаки зимы

Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопросы. Сколько картинок изображено, что на них изображено и какая картинка лишняя?

Ребёнок ответил на все вопросы, справился полностью с заданием

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные

Ребёнку предлагают сыграть в игру. Ребёнку объясняются правила игры. Логопед называет слово и кидает ребёнку мяч. Ребёнок ловит, и заданное слово называет ласково и кидает мяч обратно учителю. Речевой материал: снег - снежок; сосулька - сосулечка; мороз - морозец; дерево - деревце; ветер - ветерок; горка - горочка; лёд - ледок; холод -холодок; зима - зимушка; санки -саночки.

Ребёнок играет в игру и все правильно называет

Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух, развивать мелкую моторику

1. Логопед просит ребёнка, послушать сколько раз он простучит и выложить счётными палочками ритмический рисунок. Затем логопед напоминает ребёнку, что такое пауза и даёт новый ритмический рисунок.

2. Затем, логопед даёт новый ритм, но уже просит повторить (простучать) его за логопедом.

Счётные палочки, карандаш

Ребёнок выполняет ритмическую гимнастику

Образовывать родственные слова со словом «снег

«Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -С красной грудкой. (Снегири.)

Ребёнок внимательно слушает логопеда и выполняет задание

Ребёнок правильно заканчивает каждую строчку стихотворения

1. Arkhipova E.F. Korrektsionnaya rabota s det'mi s tserebral'nympara-lichom [Correctional work with children with cerebral palsy]. M.: 1999. 95 p.

2. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Detskie tserebral'nyepara-lichi [Cerebral palsy]. M., 2002. 139 p.

3. Belyakova L.I., Voloskova N.N. Logopediya. Dizartriya [Speech therapy. Dysarthria]. M.: Gumanitar, izd. Tsentr VLADOS, 2016. 287 p.

4. Verenich S.V. Nervnaya sistema v norme ipatologii [Nervous system in health and disease]. Mn.: BGPU, 2005. 76 p.

5. Federal'nyy Gosudarstvennyy obrazovatel'nyystandartnachal'nogo ob-shchego obrazovaniya obuchayushchikhsya, s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2015, №35847 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Moskva: 2015 [Federal State Educational Standard of Primary General Education of Students with Disabilities: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 3, 2015, No. 35847 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2015].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тихоокеанский государственный университет ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035, Российская Федерация nina. efremova15@yandex.ru

Тихоокеанский государственный университет

ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,

Ларина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Тихоокеанский государственный университет

ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,

DATA ABOUT THE AUTHORS Efremova Nina Sergeevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Shulyak Natalya Andreevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Larina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Teacher-Speech Therapist of the Highest Qualification Category

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,


В прошлый раз мы говорили о методах коррекции церебрального паралича у детей. Одним из них являются регулярные логопедические занятия для детей с ДЦП, которые помогают улучшить речевые навыки. Они начинаются с 3-х лет, когда можно реально оценить степень нарушений, определить основные дефекты.


Почему возникают проблемы с речью при ДЦП

Логопедическая помощь детям с ДЦП – важная часть реабилитации заболевания. Но работа логопеда-дефектолога требует особенного подхода, который зависит от причины патологии. Она может быть врожденной или приобретенной:

• внутриутробные аномалии развития долей головного мозга, отвечающих за речь и мышление человека;
• гипоксия плода, при которой страдают нейроны и клетки мозгового вещества;
• родовые травмы с повреждением мозга при удушье.

Особенности коррекционно-логопедической работы при ДЦП напрямую зависят от формы болезни. Наиболее тяжелые нарушения встречаются при эмбриональных нарушениях.

Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве психолога, невропатолога и сурдолога. Каждый из врачей помогает подобрать эффективные препараты и методики.


Основные направления работы логопеда


Для построения правильного плана лечения необходима логопедическая характеристика на ребенка с ДЦП. Она включает в себя полную информацию о диагнозе и причинах. Чаще всего диагностируется дизартрия, связанная с патологиями подкорковых областей головного мозга. Проблема характеризуется следующими признаками:

• речь нечеткая и невнятная;
• обильное выделение слюны;
• проблемы с пережевыванием и глотанием еды;
• повышенный тонус языка.

Для определения всех проблем обязательно проводится логопедическое обследование при ДЦП. Кроме традиционного визуального осмотра и ряда тестов в тяжелых случаях предусмотрено МРТ мозга, энцефалограмма. Сурдолог проверяет особенности слуха.


Направления работы логопеда-дефектолога при ДЦП
Логопедические занятия для детей с ДЦП, которые относятся к категории неговорящих, включают в себя следующие направления:

• нормализация мышечного тонуса;
• развитие мелкой моторики;
• выработка способности концентрировать внимание и слух;
• восстановление зрительной фиксации в одной точке.

Хороший эффект дает логопедический массаж мышц лица при ДЦП. В зависимости от диагноза он может быть точечным, зондовым или рефлекторным, проводится с помощью пальцев или специального прибора.

Это стимулирует природную артикуляцию, расслабляет мышцы щеки подбородка, укрепляет ослабленные участки. Для улучшения моторики используется методика сенсорного обследования предметов рукой, которая пострадала от пареза.


В большинстве случаев на начальном этапе рекомендуется несколько курсов классического логопедического массажа для детей с ДЦП, подготавливающего мышцы речевого аппарата. На второй стадии включается активная или пассивная артикуляционная гимнастика, в которой задействованы губы, язык и щеки ребенка.

После нескольких месяцев изнурительных занятий малыш начинает осваивать простейшие движения: улыбается, высовывает язык, дует через губы, сложенные трубочкой.


Особенности логопедической работы при тяжелой форме ДЦП связаны с необходимостью налаживать контакт с маленьким пациентом. Без доверия практически невозможно заставить малыша выполнять простые упражнения, мотивировать его на новые успехи.

Большое значение имеет взаимодействие и помощь родителей. В домашних условиях они должны продолжать упражнения, выполнять все предписания врачей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.