Коррекционная работа с дошкольниками с детским церебральным параличом

Анна Ерохина
Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными,но и сочетанными нарушениями: интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями и, естественно, предполагает комплексное реабилитационное воздействие, направленное на быстрое и максимально полное восстановление физического, психологического и социального статуса ребенка.

Работа педагогического персонала с детьми в условиях детского дошкольного учреждения направлена на компенсирование или частичное компенсирование имеющегося у них неврологического дефицита, на адекватную социальную адаптацию и на улучшение качества жизни в целом. Для осуществления данной цели педагогами ДОУ применяется комплексный подход,который включает в себя три направления: медицинское, педагогическое и социальное.

Эффективность комплексной реабилитации зависит от следующих факторов:

раннего выявления и раннего начала целенаправленной медицинской, коррекционно-педагогической работы и социальной помощи;

своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;

содержания и методов коррекционного психолого-педагогического обучения и воспитания;

правильных форм комплексного взаимодействия разных специалистов (невропатолога, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя);

своевременности, взаимосвязанности, непрерывности и согласованности оказываемых услуг.

Основной целью педагогической работы в детском дошкольном учреждении является оказание детям психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обучение навыкам самообслуживания и бытовой адаптации, обеспечение максимально полной и ранней социализации.

Наиболее остро проблемы детей с ДЦП проявляются в ограничении самообслуживания и передвижения, в дефиците общения с окружающим миром, в отсутствии психолого-педагогической помощи, в социальной и правовой дискриминации. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы все специальные условия для обеспечения чувства защищенности детей с ДЦП. Таким образом, деятельность педагогов дошкольного учреждениядолжна быть направлена: на поддержание психологического комфорта в группе, на формирование навыков адаптивного поведения в новых социальных условиях, на развитие возрастных психологических новообразований, на коррекцию первичных и предупреждение вторичных отклонений ребенка.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Для этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а так же предупреждение и коррекции их нарушений.

Коррекционная работа специалистов представляет собой формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения – зрительного восприятии, пространственных представлений, звуковосприятия, звуковоспроизведения, программирования и контроля, управления кинетическими и кинестетическим процессами.

Нарушение психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях в дошкольном учреждении необходимо стимулировать игровую деятельность, поскольку для дошкольного возраста она является ведущей.

Логопедическая работа с детьми с ДЦП своей целью имеет терапию дефектов речи, развитие способностей к общению. На основе этого программа коррекции речи включает оценку развития данной функции, развитие способностей к вербальному общению. Кроме классических методов работы с дефектами речи детям с ДЦП следующие виды работы: логоритмику, зондовый массаж, криотерапию.

Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию, диагностику нарушений способностей к обучению. Цель работы психолога с детьми с ДЦП представляет собой определение способности и потребности, помощь в решении индивидуальных и психологических проблем. Наиболее эффективными способами работы с такими детьми психологи считают музыкотерапия, игротерапия, артерапия и сказкотерапия.

Таким образом, одним из важных аспектов решения актуальной проблемы обучения и воспитания детей с ДЦП является обеспечение комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Формирование двигательных умений у детей 3–4 лет с детским церебральным параличом с помощью нейро-ортопедического костюма Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют около 10% от всех детей-инвалидов. Среди всех нарушений, связанных с нарушением.

Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние.

Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. С-Петербург Коррекционная работа.

Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Подготовила учитель-логопед Еловикова.

Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытные и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.


Коррекционная работа с детьми с ДЦП в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsionnaya_rabota_s_detmi_s_detskim_tserebralnym_paralichom_v_usloviyah_detskogo_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx 18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными, но и сочетанными нарушениями: интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями и, естественно, предполагает комплексное реабилитационное воздействие, направленное на быстрое и максимально полное восстановление физического, психологического и социального статуса ребенка.

Работа педагогического персонала с детьми в условиях детского дошкольного учреждения направлена на компенсирование или частичное компенсирование имеющегося у них неврологического дефицита, на адекватную социальную адаптацию и на улучшение качества жизни в целом. Для осуществления данной цели педагогами ДОУ применяется комплексный подход, который включает в себя три направления: медицинское, педагогическое и социальное.

Эффективность комплексной реабилитации зависит от следующих факторов:

  • раннего выявления и раннего начала целенаправленной медицинской, коррекционно-педагогической работы и социальной помощи;
  • своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • содержания и методов коррекционного психолого-педагогического обучения и воспитания;
  • правильных форм комплексного взаимодействия разных специалистов (невропатолога, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя);
  • своевременности, взаимосвязанности, непрерывности и согласованности оказываемых услуг.

Основной целью педагогической работы в детском дошкольном учреждении является оказание детям психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обучение навыкам самообслуживания и бытовой адаптации, обеспечение максимально полной и ранней социализации.

Наиболее остро проблемы детей с ДЦП проявляются в ограничении самообслуживания и передвижения, в дефиците общения с окружающим миром, в отсутствии психолого-педагогической помощи, в социальной и правовой дискриминации. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы все специальные условия для обеспечения чувства защищенности детей с ДЦП. Таким образом, деятельность педагогов дошкольного учреждения должна быть направлена: на поддержание психологического комфорта в группе, на формирование навыков адаптивного поведения в новых социальных условиях, на развитие возрастных психологических новообразований, на коррекцию первичных и предупреждение вторичных отклонений ребенка.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Для этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а так же предупреждение и коррекции их нарушений.

Коррекционная работа специалистов представляет собой формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения – зрительного восприятии, пространственных представлений, звуковосприятия, звуковоспроизведения, программирования и контроля, управления кинетическими и кинестетическим процессами.

Нарушение психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях в дошкольном учреждении необходимо стимулировать игровую деятельность, поскольку для дошкольного возраста она является ведущей.

Логопедическая работа с детьми с ДЦП своей целью имеет терапию дефектов речи, развитие способностей к общению. На основе этого программа коррекции речи включает оценку развития данной функции, развитие способностей к вербальному общению. Кроме классических методов работы с дефектами речи детям с ДЦП следующие виды работы: логоритмику, зондовый массаж, криотерапию.

Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию, диагностику нарушений способностей к обучению. Цель работы психолога с детьми с ДЦП представляет собой определение способности и потребности, помощь в решении индивидуальных и психологических проблем. Наиболее эффективными способами работы с такими детьми психологи считают музыкотерапия, игротерапия, артерапия и сказкотерапия.

Таким образом, одним из важных аспектов решения актуальной проблемы обучения и воспитания детей с ДЦП является обеспечение комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к.

СодержаниеΙ. Целевой раздел. 1.Пояснительная записка ………………………………………………………. 31.1.Цели и задачи программы …………………. 131.2.Особенности образовательног.

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП.

СТАТЬЯ: Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО".

Организация: ГБУ ГППЦ ДОгМ

Населенный пункт: г. Москва

ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП возникает в результате четырех факторов, которые приводят к повреждению головного мозга:

  • кислородная недостаточность из-за удушья, разрыва или закупоривания кровеносных сосудов в период кормления или рождения;
  • инфекции или внешние факторы, которые разрушают защитную миелиновую оболочку развивающихся клеток-нейронов;
  • нарушение процесса перемещения клеток мозга в процессе развития плода.
  • послеродовая травма или инфекции, которые приводят к нарушению связей между нейронами.

Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить. Нарушения речевой и слуховой функций, когнитивные расстройства и эпилепсия также являются основными симптомами данного заболевания.

У детей с тяжелой степенью ДЦП часто наблюдаются проблемы с осанкой, а их мышечный тонус (напряжение мышц) часто бывает повышен. Наиболее часто признаки ДЦП проявляются, когда ребенку исполняется 6-9 месяцев. В данный период пациенты начинают совершать осознанные движения и у них становятся заметны отклонения в развитии - больше движений в одной из конечностей, неравномерное развитие конечностей и задержка психофизического развития.

Особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем - общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:

  • Системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
  • Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
  • Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
  • Наблюдение за динамикой психоречевого развития.
  • Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
  • Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стационара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются ( по О.Г.Приходько):

- Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

-Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

- Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).

- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

- Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).

- Формирование движений руки и действий с предметами.

- Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

- Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

- Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

- Развитие элементарных представлений об окружающем.

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие
зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных
действий).

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой, Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

- Развитие игровой деятельности.

- Развитие речевого общения с окружающими.

- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического).

- Формирование математических представлений.

- Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.

О.Г.Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

- развитие речевого дыхания и голоса.

- нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.

- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

- развитие функций кистей и пальцев рук.

- развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания

Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида.

Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.

Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

В специализированных школах-интернатах обучаются 60—70% детей с церебральным параличом.

Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4-5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года) Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.

В первый класс принимаются, как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта; уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей; подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями; трудовая подготовка; профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает:

  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
  • целенаправленное формирование высших психических функций;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации.

Одной и форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигателыюго аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой, имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа; нерегулярность домашних уроков; изоляция ученика от общества сверстников; отсутствие возможности профориентации.

В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.

Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.

Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

Список литературы:

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессио­нального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность ле-

чебно-педагогических мероприятий определяется своевременнос­тью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воз­действия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая пози­ция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и ло­гопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебраль­ного паралича включаются: медикаментозные средства, различ­ные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической рабо­ты предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигатель­ных, речевых и психических нарушений в динамике продолжаю­щегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздей­ствия, опирающегося на сохранные функции.

В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагно­стика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию доречевого развития и нарушения ориенти­ровочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и, в частности, логопедическая работа с детьми нередко начи­нается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздей­ствие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ран­ней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой фун­кциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом тогоэ на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в зна­чительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом дея-

тельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических ме­роприятиях стимулируется основной для данного возраста вид де­ятельности:

младенческий возраст (от рождения до 1 года). Ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым;

ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Ведущий вид деятельности —-предметная;

дошкольный возраст (3—7 лет). Ведущий вид деятельности -— игровая.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося пси­
хоречевого развития,

5. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-
педагогической работы.

6. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ре­
бенка.

сто в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Ни в коем случае родители не дол­жны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдить­ся своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются:

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефек­тов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атак­сии, тонических нарушений управления типа ригидности). Разви­тие подвижности органов артикуляции.

Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активнос­ти (недифференцированной голосовой активности, гуления, ле­пета и лепетных слов).

Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуля­ция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес), подавление оральных автоматизмов (после 3 месяцев).

Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, уве­личение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмич­ности дыхания и движений ребенка).

Формирование движений руки и действий с предметами (нор­мализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для фор­мирования зрительно-моторной координации; развитие хвататель­ной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспеци­фических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениямикоррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

Формирование предметной деятельности (использование пред­метов по их функциональному назначению), способности произ­вольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-дей­ственного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собствен-

ной речевой активности; формирование всех форм безречевой ком­муникации — мимики, жеста и интонации).

Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобща­ющей функцией слова).

Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия). Тренировка всех форм узнавания предметов.

Формирование функциональных возможностей кистей и паль­цев рук. Развитие зрительно-моторной координации (путем фор­мирования пассивных и активных действий).

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

Развитие игровой деятельности.

Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного за­паса, формирование связной речи. Развитие и коррекция наруше­ний лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Формирование математических представлений.

Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению пись­мом.

Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции.Ее основная цель —- раз­витие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивос­ти речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Задачи логопедической работы: а) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции. (В более тяжелых случаях — уменьшение сте­пени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спас­тического пареза, гиперкинезов, атаксии; б) развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, уп­равляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; в) нормализация просодической стороны речи; г) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Коррекция нарушений звукопроизношения; д) развитие функций кистей и пальцев рук; е) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом

расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алали-ческой патологией речи, или при задержке речевого развития).

Традиционно используются следующие методы логопедического воздействия: 1) дифференцированный логопедический массаж. В за­висимости от состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии) с целью активизации мышечного тонуса; 2) точечный массаж; 3) зондовый и пальцевой массаж языка; 4) пассивная артикуляционная гимнастика (логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции); 5) актив­ная артикуляционная гимнастика; 6) дыхательные и голосовые упражнения.

Для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание системы помощи, при кото­рой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематичес­кой лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими це­ребральным параличом. В основе такой системы лежит раннее вы­явление среди новорожденных — еще в родильном доме или детс­кой поликлинике — всех детей с церебральной патологией и ока­зание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специ­ализированных учреждений Министерства здравоохранения, про­свещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психо-неврологические больницы, специализирован­ные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нару­шениями опорно-двигательного аппарата, Дома ребенка, интер­наты (Министерства социальной защиты) и различные реабили­тационные центры. В этих учреждениях в течение длительного вре­мени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психоло­гов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной дея­тельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреж­дения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлини­ки врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологи­ческую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных усло­виях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психо-неврологических больницах) или санатории.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребы­вание в специализированных детских садах, в которых осуществ­ляется коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к

школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ре­бенка в соответствии с его возможностями.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возра­ста наиболее полно осуществляется в специализированных шко­лах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.