Коррекционная ритмика с детьми дцп

Преподавание коррекционной ритмики имеет большое значение для детей с ДЦП. Специфические средства воздействий, свойственные коррекционной ритмике, способствуют общему разностороннему развитию ребёнка и основываются на взаимодействии движения, музыки, речи. У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме.
Рассмотрим первый компонент – движение. При ДЦП нарушение двигательных функций первично и представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей становления двигательных навыков, а значит, сказывается на выполнении самых элементарных упражнений.
Второй компонент – музыка. С одной стороны, она формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения. С другой – важнейшими выразительными средствами музыки служат ритм и темп, соблюдение которых затруднительно для детей с ДЦП. Различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, регидность, гипотония, дистония), наличие гиперкинезов, тремора, синкинезии не дают возможности выполнять движения в заданных ритме и темпе.
Третий компонент – речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются разнообразные речевые нарушения (дизартрии, анартрия, заикание). Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в виде как обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и более стойких системных расстройств (ОНР). Поэтому задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными.
Суть коррекционной ритмики для детей с ДЦП состоит в целесообразном использовании каждого из вышеуказанных компонентов по индивидуально проработанной программе, что благотворно влияет на психическое и физическое развитие ребёнка.



Уважаемые родители, ознакомтесь с этой информацией перед первым посещением нашего Центра.

Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем.


Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.

Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой.

Тихонова Оксана
Развитие общей моторики и речи у детей с ДЦП посредством специальных игр и упражнений с элементами логоритмики

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. У одних ребят поражены руки, у других – ноги (парапарезы). Есть дети с поражением обеих рук и обеих ног (тетрапарезы). Кроме того, нарушения движения могут иметь односторонний характер (гемипарезы). У многих детей недостаточное развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при выполнении определенных практических действий. Дети плохо ходят, часто падают, некоторые передвигаются только с помощью ходунков, иногда только в 5-6 лет делая первые самостоятельные шаги. Им сложно наклоняться, приседать, удерживать различные предметы в руках. У некоторых детей отмечаются непроизвольные движения (гиперкинезы). Почти у всех нарушена речь, есть дети с полным ее отсутствием. У многих наблюдаются психические расстройства.

Наряду с главной целью педагогической деятельности по развитию речевой и двигательной активности детей, ставится задача преодоления у каждого из них проблемы личностной ущербности через развитие разнообразных навыков и умений: от различения музыкальных фраз, темпа, ритма, игры на музыкальных инструментах до способности выражать свои мысли, чувства, с наименьшим напряжением выходить из стрессовых ситуаций. Основным принципом коррекционной работы при этом выступает органическая взаимосвязь музыки, речи, мышления и движения.

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом отличаются большим разнообразием. Многочисленную группу составляют дети, имеющие нарушения произносительной стороны речи в связи с дизартрией, различной по форме и степени тяжести.

Развитие речи осуществляется посредством музыкального восприятия. Элементы логопедической ритмики используются для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, увеличение словарного запаса.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с двигательными нарушениями, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает логопед.

Утром солнышко встает-

Вечером оно заходит-

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

Дети выходят на ковер.

Мы с тобой пойдем по ругу,

И расскажем мы друг другу, Дети ходят по кругу

Маша – растеряша. Поворачивают туловища, руки на поясе.

Выполняют наклоны в стороны.

И по стулом нет, Наклон вперед, касаются пола.

На кровати нет, Руки вверх тянутся.

Под кроватью нет, Наклон, руки вперед.

И на полке нет, Руки вытягивают перед собой.

И под полкой нет, Приседают.

И на столике, Встают.

И под столиком. Снова приседают и встают.

Маша – растеряша. Выполняют повороты туловища.

Дети выходят на ковер.

Наклоняются вперед. Громко

Разводят руки в стороны. Долго.

Соединяют руки с хлопками. Коротко.

Чтобы не погасло. Идут по кругу взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу

Прилетели сто грачей Взмахивают руками

А сугробы тают, тают. Медленно приседают

А цветочки подрастают. Тянутся вверх, поднимают руки.

Воробей с березы

На дорогу – прыг! Ритмично прыгают.

Больше нет мороза,

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек, Бегут по кругу, взявшись за руки.

И не зябнут лапки –

Прыг, прыг, прыг! Ритмично прыгают по кругу.

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.




Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с ДЦП

Для успешной реализации поставленных задач поддерживается тесный контакт с дефектологом, с музыкальным руководителем и воспитателями.

Коррекционная работа по нормализации двигательной активности и речи осуществляется на всех занятиях. Поэтому коррекционно-развивающие игры под музыку включают в себя все виды обучения: развитие речи, математических действий, трудовых умений, развитие музыкальных способностей, логического мышления, двигательной активности и самостоятельности.

Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только различные нарушения движения и речи, но и снимают возбудимость, нервозность, раздражительность, суетливость и страх.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так, как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к занятиям, способствует к развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Они начинают петь, четче воспроизводят ритм.

Коррекционные упражнения с музыкальными инструментами способствуют развитию подвижности пальцев, умение ощущать и напряжение, и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Инструменты помогают снизить двигательные нарушения, развить мышечную силу пальцев рук, преодолеть скованность и вялость, развить точность движений, необходимую при овладении навыками письма.

Мы хотим, чтобы дети научились радоваться вместе с нами первой исполненной песне под аккомпанемент, пусть пока с нашей помощью, пусть не совсем внятно, пусть движения под музыку еще робки, нет четкости, ритмичности, уверенности.

Литература

Бартош Н. Т, Савинская С. П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. – СПб. : Детство – пресс 2013

Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2008

Кононова Н. Г Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008

Лопухина И. С. Логопедия. Ритм, речь, движение. - СПб. : Корона - век 2012

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И Детский церебральный паралич. – М., 2001


Игры на развитие речевого дыхания дошкольников Дыхание - важнейший физиологический процесс. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое.

Природная опасность — клещевой энцефалит… Природная опасность-клещевой энцефалит… На протяжении 15-20 лет показатели заболеваемости клещевым энцефалитом имели устойчивую тенденцию.

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Цели Стандарта:

1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования.

2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС ДО и нового Закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением интеллекта;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.

Обязательное условие развития детей с ОВЗ — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП:

1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала.

2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.

3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.

4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.

5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка-инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов:

1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ.

2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала.

3. Принцип линейности и концентричности.

4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности.

1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей.

2. Взаимодействие с учителем-логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения.

3. Подготовка к образовательной совместной деятельности:

- подбор наглядного материала;

- подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала;

- подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка.

4. Проведение музыкально-дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала.

5. Анализ проведенных утренников, праздников.

6. Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности.

Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи:

1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребёнок с ДЦП.

Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно-двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении.

ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта.

Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад во II младшую группу осенью 2014 года. Воспитывается в неполной семье. Воспитанием её занимается бабушка, которая очень любит её и старается сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в младшей группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Благодаря проведённой операции, осенью 2015 года она пошла! Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2016 года с помощью воспитателя танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: “А как же я. Вы, что, забыли про меня?” , , , , .

Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и “Рабочей программе музыкального руководителя”.

В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как работать с такими детьми?

Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь.

Первый компонент основы – движение.

Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы – музыка.

С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП.

Третий компонент основы – речь.

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду снарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи. Впервые на осеннем празднике сыграла одну из главных ролей. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.).

Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, “День здоровья”). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. , , .

Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы.

В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнастика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. , .

В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова (“Фонопедический метод развития голоса” - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.

Работа с педагогами.

Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер-классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.

Работа с родителями (законными представителями).

Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).

Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. .


Результат моей работы:

1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция.

4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.

Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее:

- НОД провожу в игровой и занимательной форме,

- создаю атмосферу успеха,

- развиваю музыкальность каждого ребёнка,

- обучаю детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,

- воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку,

- развиваю художественно-творческие способности.

Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Список литературы.

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.