Коррекция развития рук при дцп нейрокинезитерапия а смолянинова

Рука - мощный источник информации для головного мозга, а так же важнейший стимул для его развития.

Авторы уделяют особое внимание правильному развитию большого пальца руки, так как он играет огромную роль в мелкой моторике ребенка. Именно развитию навыков управления большим пальцем нужно уделить повышенное внимание.

Если ребенок с ДЦП не научится правильно противопоставлять большой палец остальным, то сформируется патологический навык, который будет закрепляться все сильней и сильней.

Далее описывается простая методика о том, как правильно скорректировать навык управления большим пальцем. Как правильно развивать пояс верхних конечностей. Приводится схема упражнений для правильного развития навыка.

Особенно большое внимание уделяется реабилитации при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма ДЦП одна из самых непростых для качественной реабилитации. Обычные способы: иглоукалывание, массаж, лонгет, операции, медикаментозное лечения и подобные процедуры, могут рассматриваться в данном случае лишь как вспомогательные манипуляции.

В качестве примера рассматривается яркий пример эволюционного развития ребенка.

Основным этапом перед вертикализацией является укрепление пояса верхних конечностей. Для успеха вертикализации ребенка требуется добиться уверенной опоры на руки!

Это - важная идея, которая помогает в реабилитации ребенка с ДЦП. Развитие рук и плечевого пояса у ребенка запускает и развитие мышц спины. Невозможно заниматься вертикализацией ребенка ДЦП при недостаточно развитых мышцах спины и шейного отдела. Путь к развитию этих мышц лежит через развитие мышц верхних конечностей.

Так же рассматривается влияние развития рук на речь и дыхание.

В силу того, что плечевой пояс не развит, у ребенка с ДЦП возникает поверхностное дыхание, приводящее к постоянному кислородному голоданию.

Неокрепшие мышцы плечевого пояса не способны поддерживать дыхание на нормальном уровне, в результате у ребенка развивается поверхностное дыхание и, как следствие, заторможенность в развитии и неспособность говорить долгое время.

Как правильно замечено в книге, перед тем как приступать к развитию мелкой моторики, нужно, прежде всего, подумать о приобретении навыков работы с крупными предметами, и о развитии мышц плечевого пояса, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее в своих движениях.

Но уверенность ребенка в себе будет возможно только при многократном повторении одного и того же действия! Именно так закрепляется новый навык.

Как описано выше, эти причины есть:

  • слабое развитие мышц плечевого пояса
  • слабое развитие мышц спины
  • плохая функциональность большого пальца руки.

Основная роль в программе реабилитации детей с ДЦП отводится специфическим методам лечения ДЦП. Стоит больше уделять внимания и сил, и средств именно этим специфическим методам лечения, профилактики и реабилитации при ДЦП.

Помните, что Ваше терпение не безгранично, а резервы организма ребенка с ДЦП не так велики, и их нужно тратить с умом, с таким расчетом, чтобы они восстанавливались, а Ваше терпение вознаграждалось успехами Вашего ребенка!

Зачастую родители и врачи сталкиваются с повышенным тонусом мышц у деток с ДЦП. Однако стремление его понизить не дает однозначного результата. Более важной задачей является выравнивание мышечного тонуса.

Этот результат достигается подбором правильных упражнений в особых условиях и при особом алгоритме действия! Таким эффектом обладают упражнения, выполняемые в условиях замкнутой кинематической цепи.

Пример работы Доктора Анатолия Смолянинова:

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Знание в помощь / База данных
  • В помощь детям с ДЦП
  • Развитие рук у ребенка. Коррекция развития при ДЦП и нейрокинезитерапия

1 А. Смолянинов Европейская нейропсихопедагогическая лаборатория КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ РУК ПРИ ДЦП НЕЙРОКИНЕЗИТЕРАПИЯ Пособие для родителей Киев

6 Коррекция развития рук при ДЦП Если же обучать ребенка на фоне патологически приведенного первого пальца, то этот дефект неизбежно закрепляется в головном мозге уже в виде двигательного стереотипа. Складывается довольно нелогичная ситуация: ребенка нужно учить, но чем усерднее будет такое обучение, тем быстрее сформируется дефект и сильнее закрепится патологический стереотип движения в головном мозге. В итоге ребенок еще дальше окажется от линии обычного развития. Этот пример является убедительной демонстрацией зависимости развития психических процессов от качества движений. Обучение для ребенка весьма важная часть жизни, однако, стоит серьезно задуматься, что при планировании коррекционных мероприятий поставить впереди лошадь или телегу? НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, обеспечивающие полноценное функционирование мелкой моторики. Попробуйте проделать несложный эксперимент со своей собственной рукой. Приложите (как на фото) палец одной руки к запястью другой и отведите первый палец. При этом вы почувствуете напряжение сухожилий-разгибателей запястья в месте приложения своего пальца. 6

8 Коррекция развития рук при ДЦП Таким образом, с точки зрения нейродинамики, для нормального функционирования мелкой моторики, прежде всего, необходимо обеспечить опору на руки. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, обеспечивающие полноценное функционирование мелкой моторики. Для мышц, выполняющих роль мышц-стабилизаторов кисти, в свою очередь необходима опора. Эту опору данные мышцы находят в вышележащих отделах. Такая цепь включается вплоть до пояса верхних конечностей, который, как известно, состоит из лопатки и ключицы, представляя собой конструкцию в виде разомкнутого, а значит нестабильного круга. Стабильность же этой конструкции придает напряжение мышц пояса верхних конечностей, прежде всего ромбовидных, как бы замыкающих этот условный круг. Работа этой группы мышц видна хорошо на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи (сравните с фото, на котором демонстративен результат их функциональной недостаточности). 8

15 А. Смолянинов На таком фоне усилия логопеда, сосредоточенные в области ротовой полости и артикуляционной мускулатуры без готовности мышц производить речевое дыхание, являются примером нерациональной траты сил и времени. В представленной (на фото) позиции растягивается грудная клетка и стимулируется работа дыхательных мышц, в том числе диафрагмы. Здесь хорошо видна роль мышц плечевого пояса, создающих биомеханической опору для растяжения грудной клетки. Такое динамическое действие невозможно заменить ни одним видом массажа. ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ Наиболее убедительным свойством, отличающим Homo sapiens от животных, является способность познания самого себя. Животное, например собака, может гоняться за собственным хвостом, никогда не осознав того, что это ее часть тела. Ребенок же с приходом определенного возраста берет свою ногу в руку и даже 15

18 Коррекция развития рук при ДЦП РУКИ И БЫТОВЫЕ НАВЫКИ Никого не нужно убеждать в том, что самостоятельность ребенка в быту зависит от функциональных возможностей рук ребенка. От этого зависит его будущее, а также определенная свобода родителей. Тренировка бытовых навыков у ребенка осуществляется через различные игры, в которых должны присутствовать движения, укрепляющие разгибатели запястья и стимулирующие отведение большого пальца. Подобными свойствами, например, обладают предметы, имеющие относительно крупные размеры. Часто практикуются тренировки мелкой моторики с помощью мелких предметов (спички, зернышки и т. д.). Увлечение такой тренировкой при клинике ДЦП ведет к закреплению основного дефекта. Для оценки возможностей руки ребенка достаточно протянуть ему свою руку для приветствия. В ответной реакции ребенок демонстрирует все дефекты, призывающие к немедленной работе по их исправлению. 18

32 Коррекция развития рук при ДЦП Науково-популярне видання Під редакцією А. Смолянінова КОРЕКЦІЯ РОЗВИТКУ РУК ПРИ ДЦП. НЕЙРОКІНЕЗІТЕРАПІЯ Посібник для батьків (Російською мовою) Підписано до друку р. Формат 60х84/16. Гарнітура Helios. Друк офсетний. Умовн. друк. арк. 1,86. Наклад 1000 прим. Замовлення Підготовлено та віддруковано ТОВ Рема-принт 32

На семинаре представлены новые подходы в реабилитации при мозговых и спинальных дисфункциях, первопричиной которых являются поражения, связанные с родами.

  • Обучение
  • Дневное
  • Заочное
  • Семинары

Миллионы новорожденных в мире имеют антенатальные или интранатальные неврологические нарушения. Они порой определяют всю последующую жизнь ребенка, его умственные и физические возможности и даже многие из его последующих заболеваний. Однако имеющиеся у него неврологические симптомы в подавляющем большинстве случаев оказываются незамеченными, нераспознанными или расцениваются неверно. В результате упускаются драгоценные дни и недели, когда ситуацию можно изменить.


Множество детей в процессе обычных родов получают повреждения, на первых порах негрубые. Позднее, под влиянием тех или иных провокаций, прежние минимальные симптомы становятся выраженными и оказывают влияние на здоровье ребенка, а, впоследствии, и уже взрослого человека.

К отдаленным последствиям родовых травм относится большое число заболеваний, таких как:

- минимальная мозговая дисфункция
- гиперреактивность ребенка
- плоскостопие
- сколиозы
- нарушения мышечного тонуса
- детский церебральный паралич и др.

Они не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы, поэтому симптоматическая терапия не дает эффекта.

Важно понимать, что необоснованное применение лечебных методов, неправильный подбор упражнений могут привести к развитию осложнений.

Необходимо знать, что незначительные на первый взгляд повреждения в дальнейшем оказывают влияние на развитие движений, внимания, речи, формирование осанки, успеваемость и успешность человека, являются предпосылкой развития ряда заболеваний у взрослых (головные боли, СВД, остеохондроз и пр.).

В коррекции развития ребенка с органическими поражениями ЦНС, при работе с взрослыми пациентами, у которых имеются отдаленные последствия родовых травм, важен качественный комплексный подход. Использование знаний прикладной кинезиологии, кинезиологической остеопрактики, кинезиофитнеса, а также метода НМД (нейродинамического моделирования движений) позволяет индивидуально подходить к работе с каждым пациентом и добиваться значительных результатов, восстанавливая эволюционно закрепленный порядок развития человека и формирования движений от простого к более сложному.

На семинаре будет дано как теоретическое обоснование проблемы и методов коррекции данного рода нарушений, так и практические наработки (в том числе авторские), использование которых позволяет добиваться видимых результатов, как у детей, так и взрослых.

НА СЕМИНАРЕ БУДУТ РАССМОТРЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

Теоретическая часть нацелена на теоретическое обоснование рекомендуемых практических средств профилактики и коррекции неврологических нарушений.

Симутина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук
Образование медицинское, педагогическое, физкультурное
Направления работы: нейрокинезитерапия, кинезиофитнес, кинезиологическая остеопсихопрактика, педиатрия, ЛФК, АФК
Мастер спорта РФ по легкой атлетике
Посол мира ЮНЕСКО

Предцикловая подготовка:
мануальное мышечное тестирование, прикладная кинезиология, травмы новорожденных.
Литература:

  • Ратнер А.Ю. Патология новорожденных
  • Васильева ЛФ. Прикладная кинезиология

Удовлетворенность женщины процессом рождения ребенка и качеством жизни после родов приобретают все большее значение в современной акушерской помощи.
Роды – сложный физиологический акт, как для плода, так и для матери. Поэтому после появления ребенка на свет специалисты нередко констатируют наличие различных родовых травм и послеродовых нарушений у роженицы и новорожденного. По данным А.Ю. Ратнера, грубые неврологические симптомы церебральной и спинальной патологии в первые дни жизни новорожденных обнаруживаются у 8-10% всех детей. Еще у 23-25% всех новорожденных неврологическая симптоматика также не вызывает сомнений, но она менее грубо выражена.
Для профилактики и коррекции данного рода нарушений важна качественная подготовка женщины к родам и создание новорожденному оптимальных условий для развития.
Знание особенностей развития ребенка и его правильной последовательности необходимо и для работы со здоровыми детьми, и для работы с детьми и взрослыми, имеющими разного рода нарушения.

Здоровая мама – здоровый малыш. Подготовка женщины к рождению ребенка. Применение физических упражнений при беременности, в родах, в послеродовом периоде. Общие рекомендации женщинам в период беременности и после родов.

Развитие детей раннего возраста. Мюнхенская система диагностики. Уровни развития ребенка по Г. и Дж.Доман. Физический интеллект.

Значение движения в жизни ребенка. Применение физических упражнений в педиатрии: значение, особенности. Их использование в раннем возрасте (гимнастика для детей первого года жизни). Особенности занятий при нарушениях в развитии ребенка.

Миллионы новорожденных в мире имеют антенатальные или интранатальные неврологические нарушения. Они порой определяют всю последующую жизнь ребенка, его умственные и физические возможности и даже многие из его последующих заболеваний. Однако имеющиеся у него неврологические симптомы в подавляющем большинстве случаев оказываются незамеченными, нераспознанными или расцениваются неверно. В результате упускаются драгоценные дни и недели, когда ситуацию можно изменить.
Множество детей в процессе обычных родов получают повреждения, на первых порах негрубые. Позднее, под влиянием тех или иных провокаций, прежние минимальные симптомы становятся выраженными.
В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному.
Необходимо в каждом случае знать, чем обусловлена обнаруженная неврологическая патология у новорожденных, где локализуется повреждение, каковы возможности воздействия на этот очаг.

Уровни построения движений. Развитие моторных паттернов, которые формируются совместно с созреванием ЦНС, что заставляет человека контролировать позу относительно гравитационной составляющей. Генетическая предопределенность некоторых моторных функций новорожденного. Проявление зрелости ЦНС в развитии и реализации оптимальных двигательных стереотипов.
Законы формирования движений. Понятие двигательного стереотипа. Двигательный стереотип первого порядка. Примитивные рефлексы (значение, нарушения, коррекция).

Динамика неврологических нарушений, выявленных у новорожденных. Поздние осложнения родовых повреждений НС, в т.ч.:

  • неврологические нарушения и врожденные вывихи бедра;
  • натальная травма и нарушения осанки, сколиозы;
  • нейрогенное происхождение косолапости;
  • особенности неврологии недоношенных детей и детей, родившихся с повышенной массой тела.

В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному. Требуют особого внимания поздние осложнения родовых повреждений нервной системы, в том числе связанные с неврологическими нарушениями, так называемые, врожденные вывихи бедра, нарушения осанки, сколиозы, нейрогенное происхождение косолапости, особенности неврологии недоношенных детей и детей, родившихся с повышенной массой тела, родившихся посредством Кесарева сечения, с использованием устаревших методов родовспоможения, дети ЭКО, нежеланные дети.
При работе с такого рода пациентами недостаточно простой симтоматической коррекции (которая чаще всего и осуществляется в рамках традиционного лечения и реабилитации).
Комплексный подход к работе с пациентом любого возраста с учетом уровня и характера поражения позволяет достичь значительных результатов даже при работе с отдаленными последствиями родовой травмы. Использование интеграции кинезиологической остеопрактики, метода нейродинамического моделирования движений (основа которого – уровни построения движений), коррекция патологической активности примитивных рефлексов, кинезиофитнеса (в частности активация нейрососудистых и нейролимфатических точек гипотоничных мышц, различные способы включения их в двигательную деятельность).
Данные подходы являются этиологически и патогенетически обоснованными, максимально экологичными для организма.

Восстановление оптимальности моторного и постурального стереотипа. Мышечно-фасциальные цепи (понятие, формирование, значение, взаимодействие между цепями, восстановление и координация работы МФЦ).

Критические периоды в развитии нервной системы. Сенсорная интеграция, ее уровни. Нарушения сенсорной интеграции. Диспраксия и восстановление праксиса. Краткая характеристика современных направлений двигательной терапии.

Подготовила: учитель-логопед Васнецова Полина Юрьевна

Всем известно широкое представительство руки в головном мозге Homo

sapiens, причем особое место принадлежит первому (большому) пальцу. Вспомним, что только одно существо в мире способно сознательно противопоставить и соединить первый палец со всеми остальными. Только человек способен к орудийному захвату и в этом ему помогает способность отводить большой палец руки.

Если это движение ребенок сделать не может, то невозможно и равномерное становление психических процессов.

Все мы знаем, как важна роль развития мелкой моторики для ребенка. Однако любое такое движение выполнимо, если обеспечивается оппозицией большого пальца.

У детей с ДЦП из-за спастичности мышц рук, отведение большого пальца невозможно (или затруднено) и мы наблюдаем картинупатологически приведенного первого пальца. Если мы будем развивать тонкие движения пальцев рук у детей с ДЦП на фоне такого патологического дефекта, мы только сильнее закрепим патологический стереотип движения в головном мозге. В итоге ребенок еще дальше окажется от линии нормального развития.

При патологическом приведении большого пальца руки категорически недопустимо развивать мелкую моторику при клинике ДЦП.

В коррекционные занятия логопеда (дефектолога, психолога, воспитателя, инструктора по ЛФК), необходимо включать упражнения на коррекцию рук через развитие, в первую очередь, крупной моторики.

Наше дошкольное учреждение посещают 8 детей с ДЦП. У 6 детей при диагностике выявлено патологическое приведение большого пальца на одной или обеих руках. Из всех детей с ДЦП, 7-о имеют заключение психиатра: задержка психического развития и рекомендацию из ПМПК по реализации АООП для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизиологических особенностей детей с ЗПР.

Анализируя эту статистику можно предположить, что патологическое привидение большого пальца так же поспособствовало дефектному становлению психического развития этих детей.

Приведенный и малоподвижный первый палец словно говорит нам о том, что может происходить в связи с этим в головном мозге.

В своей методической разработке мы хотим поделиться вариантами упражнений и игровых приемов для коррекции движений рук при ДЦП и уберечь педагогов и родителей от ложных шагов, сосредоточить их внимание на верный путь исправления.

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Цель: стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог производит растирание в основании большого пальца.

Цель: стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог делает прокатывание в области ногтевых лож;

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Ребенку предлагается брать по одному кубику и переносить в коробку. Размер кубика подбирается таким образом, чтобы ребенок мог обхватить его всей ладонью и отвести большой палец.

Реализация дополнительных задач: развитие цветового восприятия – предлагаем положить все кубики по цвету, развитие конструктивного праксиса - предлагаем построить домик, башню, мостик как у педагога.

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Ребенку предлагается ловить руками по одному шару из воды и переносить в пустой таз. Размер шара подбирается таким образом, чтобы ребенок мог обхватить его всей ладонью и отвести большой палец.

Реализация дополнительных задач: развитие цветового восприятия – предлагаем положить все шары по цвету.

Цель:развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог предлагает ребенку помочь маме сделать уборку, вытереть пыль со стола. Ребенок распрыскивает воду из бутылки, кладет раскрытую ладонь на тряпочку и водить ей по поверхности стола.

Цель:развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог предлагает ребенку закрутить крышечки на бутылках. Одной рукой ребенок держит бутылку, другой закручивает крышку.

Цель:развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог предлагает ребенку положить продукты в продуктовую корзину. Ребенок берет продукты и кладет их в корзину.

Размер продуктов подбирается таким образом, чтобы ребенок мог обхватить их всей ладонью и отвести большой палец.

Цель:развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог предлагает ребенку сжимать-разжимать эспандер средней жесткости.

Размер эспандера подбирается таким образом, чтобы ребенок мог обхватить его всей ладонью и отвести большой палец.

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Ребенок набирает в стакан воду из таза и выливает её в другой таз.

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог дает ребенку небольшой веник со средней ручкой. Предлагает ребенку подмести мусор.

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог просит ребенка дать ему кегли. При подаче кегли контролируем у ребенка орудийный захват. Взрослый расставляет кегли в ряд, а ребенок сбивает их шарами (мячами). Размер шаров подбирается таким образом, чтобы ребенок мог обхватить шар всей ладонью и отвести большой палец.

Цель: развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог предлагает ребенку бросить шар и попасть в ведро.

Размер шаров подбирается таким образом, чтобы ребенок мог обхватить их всей ладонью и отвести большой палец.

Расстояние от шара до ведра 0,5-1 метр.

Цель:развитие лучезапястного сустава, стимулирование отведения большого пальца

Описание: Педагог предлагает ребенку сжимать обеими руками игольчатый резиновый мячик среднего размера ( D =10-14 см)

В процессе всех выше описанных коррекционных мероприятий педагог (родитель) следит за правильным выполнением игрового приема: помогает пассивно отводить большой палец (если это движение затруднено) при захвате крупных предметов, тем самым воспитывая физиологически правильные движения.

Коррекция развития рук при ДЦП. Нейрокинезитерапия. Пособие для родителей. Под редакцией А. Смолянинова

Вот что у меня есть

Лечение по методу доктора Смолянинова приводит к следующим положительным изменениям: коррекции тонуса мышц, осанки, увеличению объема движений, исчезновению контрактур.

В Москве вот работают по его методике

Я думаю, то же что и он - "движение это жизнь и лучшее лекарство" ))

Теорию я знаю на 4, но практики у меня не было. Стараюсь применять - по мере возможности.

Оль,
я нашла отзыв - а не мои голословности. Реальный отзыв адекватных людей.

Метод кинезитерапии Смолянинова.
Этот врач находится в Киеве.И там лечит.Курсы обычно 3 раза в год в Киеве и один раз в Ялте вместе с дельфинотерапией.Бывает наездами в Москве по 3 дня(мы из Москвы),но это конечно не лечение.Метод заключается в гимнастике,которую дома делают родители каждый день.Подход отличается от принятой ЛФК.Дает три упражнения,которые надо делать до 3000раз в день.это дома между курсами,а в Киеве занимается сам где-то 5-6 раз в день.Его манипуляции похожи на сочетание мануалки,точечного массажа и растяжку.Мы занимаемся год.Ребенок начал работать руками сам.То есть в какой-то момент мы увидели,что он потянулся к предметам и стал их брать.Это происходит без обучения.Дело в том,что основное упражнение "корзинка" посылает импульсы в мозг и этим лечит мозг.Увеличилась концентрация внимания.Раньше он у нас сам вообще не играл,теперь я могу его оставить одного,дать что-нибудь и он играет.Научился доставать предметы из коробочек и складывать,ему это очень нравится.Но мы тяжелые,у детишек поменьше и полегче результаты значительнее.У моей знакомой девочка 2,5года за год работы у него полностью восстановила руки,поползла,хотя пришли к нему с кулаками,ребенок мог только подцепить игрушку.У самых тяжелых деток есть результаты,тоже не быстрые,но ,если дома выполнять упражнения,результаты обязательно будут

+ к Скорбуну выпишем теперь этого:))

Этот отзыв с 7и я читала. Света, меня тоже очень заинтересовало, это же ЛФК очень качественное, которе можно домаа делать

Конечно. Сделай-ка 3000 раз упражнение-потом такой автоматизм будет! Важно,чтобы сказали,какие именно упражнения.
А когда он в ялте,неизвестно?

список желающих на тренинг в Смолянинову в конце октября - начале ноября 2007 г.

1.Амаранта
2.vessnadi
3.LarNek
4.Fortezia
5.vladmaksim
6.filena
7.Рита
8.Клавдия
9. AnnaGN
10.Faery
11.микутелька
12.mamaKatushki
13.Лилька

Добавлю свои 5 строчек. Оля, привет!

В свое время, когда Оле было годика полтора (сейчас 3,5), я переписывалась с мамой из Москвы. У нее у девочки - Олиной ровесницы - был на тот момент тетрапарез. Они несколько курсов ездили к Смолянинову в Киев, и заказывали его приезд в Москву.
У девочки "отошли" ручки. И были видны значительные улучшения.
Я пыталась узнать, что же это за "корзиночка". Но мама говорила мне, что лучше, если первый курс хотя бы пройти у Смолянинова, чтобы он все показал. А потом уже - дома.
Еще там же были - "часики" согнутыми ногами в стороны. Тоже он советует делать очень много раз.

В октябре-ноябре мы с витаминкой в комарово. Давайте в конце ноября? Саш,напишешь письмо?

вы в платный собираетесь?

Ну, господа желающие, мы получили официальный ответ. Очень доброжелательный - вообщето их было 2 - этот более конкретный.
Конец октября - начало ноября.
Думаем вслух.

Сколько детей нужно,чтобы провести у нас такой семинар? Я считаю,что сам Бог велел,раз они согласны,да ещё и первый семинар бесплатно. Лично нам конец октября-начало ноября не очень удобно из-за Комарово,но если бы это были пятница+выходные,мы бы отпросились.
Пункт 4 я бы сократила,3ий оставила на конец для желающих,а вот остальные ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ!


Материал разработан для воспитателей. Описана работа по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП 30.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и его речь и психику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Каким образом происходит развитие мелкой моторики?

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путѐм на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребѐнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребѐнок всѐ чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

В последнее время много внимания уделяется вопросам инклюзивного образования в нашей стране, это направление сейчас активно развивается. Таким образом, многие дети из специальных коррекционных школ попадают в массовые дошкольные учреждения, где педагоги сталкиваются с трудностями, как работать с этими детьми?

Сегодня, я бы хотела рассказать о работе с детьми с ДЦП, а именно развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей данной категории.

Детский церебральный паралич – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон головного мозга, а также нервных проводящих путей. Дети с ДЦП – это особая категория детей, помимо основного диагноза многие из них несут на себе бремя сопутствующих нарушений зрения, слуха , речи и др.

Педагогу важно помнить, что у детей с церебральным параличом не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.
Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания у детей, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с церебральным параличом, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Воспитание двигательных навыков у детей с церебральным параличом должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Развитие ручных навыков надо вести постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигательные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.
Для развития двигательных умений воспитателю хорошо использовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков - разные движения), открывать и закрывать краны, крутить телефонный диск, поднимать трубку. При помощи имитации обучать таким действиям, как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т.д. Такие занятия ребенку очень интересны, а при наличии заинтересованности ребенок быстрее овладевает тем или иным действием.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются ее функции (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности.
Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно. Движения могут выполняться ребенком не только в положении сидя за столом, но и лежа, стоя.
Формировать целенаправленные движения руками можно начинать с простейших игр "Ладушки", "Сорока-белобока", "Колечки", "Щелчки" с выполнением общепринятых жестов: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой ("до свидания"), погладить рукой по голове ребенка, куклу ("хороший", "хорошая"), постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем (привлечь внимание к себе), по очереди несколькими пальцами ("игра на пианино", "дождь идет" и т.д.). Можно использовать имитационные движения ("петушок машет крыльями", "у мельницы крутятся крылья", "дровосек колет дрова", "плотник стучит молотком".).

Перед школой особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно лишь повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха.

Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно выполнять их.

Полезно включать в занятия, а также рекомендовать родителям для выполнения дома с детьми следующие виды упражнений:

  • разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;
  • постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
  • повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой;
  • руки полусогнуты, опора на локти - встряхивание по очереди кистями ("звонок");
  • руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);
  • фиксировать левой рукой правое запястье - поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т.п.
    Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев рук, особенно правой:
  • соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик");
  • соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести ("корзиночка").

Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются.


Для этого рекомендуется применять следующие задания:

  • сжать пальцы правой руки в кулак - выпрямить;
  • согнуть пальцы одновременно и поочередно;
  • противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;
  • постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, один-два-три";
  • отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием ("кошка выпустила коготки");
  • многократно сгибать и разгибать пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных ("сыпать зерно для птиц").

Важно сформировать у ребенка различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко мешают предметной деятельности и письму; поэтому педагог должен прививать детям правильные способы захвата, начиная с игрушек и двигательных действий с ними. Например, совком можно взять и пересыпать песок, помешивать его, приглаживать. Много целесообразных движений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.
Не менее значимыми для развития движений и интересными могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Объяснить, что бумагу можно резать, склеивать, делать аппликации и различные поделки. Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.
Часто у ребенка наблюдается вялость пальцев при удержании карандаша, ручки или, наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний пальцы, можно предложить следующие упражнения (эти упражнения полезны и всем другим детям):

  • руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребенок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10-12 см над столом, а затем опустить;
  • перед ребенком на столе ставится открытая коробочка со счетными палочками (спичками и другими мелкими предметами). Ребенок должен брать палочки из коробочки и складывать их под рукой (рука лежит близко к коробочке), стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, и так же сложить все обратно;
  • тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки "скачущая лягушка", вызывая ее передвижение. Маленькие дети часто с силой сгибают пальцы, напрягают мышцы всей руки, на лице появляется гримаса. Поэтому им нужно объяснить, как надо выполнять движения, показать, как сделать правильно, повторить несколько раз перед зеркалом, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять эти движения, соблюдая требования взрослого;
  • такие же движения пальцами с маленьким детским пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их таким образом по поверхности стола;
  • раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди комочки пластилина; раскатывать на весу комочек пластилина большим и указательным пальцами (большим и средним, большим, указательным и средним);
  • крепко удерживать спичку в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно указательным и средним пальцами правой руки подтягивать ее к себе;
  • прокатывать, вращать спичку (карандаш) между большим и указательным; большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки;
  • взрослый натягивает между указательным и средним пальцами тонкую круглую резинку, которая обычно используется для упаковки аптечных товаров. Ребенок перебирает ее указательным и средним пальцами, как струны гитары; подтягивает ее к себе, сгибая указательный и средний пальцы; захватывает ее тремя (указательным, средним и большим) пальцами.

В подготовительных упражнениях с карандашом можно использовать ряд упражнений, которые следует выполнять вначале с неотточенными карандашами в определенной последовательности. На столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой поверхностью. Педагог садится справа от ребенка, показывает, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, воспитатель поправляет руку и пальцы; затем заданная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко удерживает его пальцами ("Так крепко, чтобы я не мог его вытащить"), воспитатель тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево, с одного и другого конца.
Отрабатываются движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребенок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить его поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребенка вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление.

На занятиях детям рисовать и писать рекомендуется только с помощью педагога в следующей последовательности:

  • Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.
  • Уметь правильно располагать на столе альбом (тетрадь).
  • Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).
  • Вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш (красный); при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.
  • Выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма.
  • Поставить несколько точек на листе бумаги с помощью движений пальцев, не сдвигая руки, не напрягаясь.
  • Провести черту сверху вниз (к себе) на то расстояние, на которое возможно сделать это без движения кисти.
  • Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.

Все задания повторяются несколько раз в той же последовательности, взрослый меняет только карандаш по цвету или ручки с другими стержнями (зеленый, синий, желтый). Всякий раз надо тщательно проверять правильное выполнение всех перечисленных заданий.
Начав с расстановки на бумаге на различном расстоянии точек, проведения вертикальных, горизонтальных, косых линий, упражнения постепенно можно усложнять. Ребенку полезно рисовать различные фигуры: овалы, круги, полукруги контрастных размеров, так как в движение будут включаться предплечье, кисть, пальцы.

Ребенок должен уяснить, что линии чертятся движениями пальцев сверху вниз (к себе), снизу вверх (от себя); ломаные линии, полукруги, зигзаги - движениями пальцев, кисти, предплечья; дуги, овалы больших размеров, "улитки" - движениями пальцев, кисти, предплечья. Для развития координации движений предплечья, кисти и пальцев целесообразно предлагать детям рисовать разноцветные квадраты один в другом от большого до точки, разноцветные круги один в другом до точки, цветки с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. Рисунки должны быть небольшими, так чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев.
Педагог должен помнить, что формирование представлений и понятий у детей с церебральным параличом может происходить в замедленном темпе, в процессе большего числа занятий и с большей помощью со стороны взрослого.

Целенаправленная работа педагога в группе является одним из условий интеграции ребенка с церебральным параличом в среду здоровых сверстников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.