Коррекция сердечно сосудистой системы при дцп

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-11 лет в период процесса реабилитации. В результате проведенного исследования выявлено, что эти виды воздействия вызывают гипотензивные реакции, сопровождающиеся нормализующим эффектом артериального давления.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бруйков Алексей Александрович, Гулин Александр Владимирович

FUNCTIONAL CONDITION OF CARDIO-VASCULAR SYSTEM OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY DURING REHABILITATION PROCESS

For the first time the influence of classical massage with medical gymnastics and fixing massage with ontogenetic gymnastics on a functional condition of cardiovascular system of cerebral palsy children at the age of 8-11 years during rehabilitation was investigated. The result of investigation showed that these kinds of influence cause the hypotensive reactions accompanied by normalizing effect of arterial pressure.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ключевые слова: фиксационный массаж; онтогенетическая гимнастика; детский церебральный паралич.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей с детским церебральным параличом в возрасте 8-11 лет в период процесса реабилитации. В результате проведенного исследования выявлено, что эти виды воздействия вызывают гипотензивные реакции, сопровождающиеся нормализующим эффектом артериального давления.

Знание особенностей функционирования и адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) к мышечным нагрузкам необходимы для организации научно обоснованной системы физической подготовки детей с детским церебральным параличом (ДЦП) с целью их реабилитации и подготовки к самостоятельной жизни. Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющих формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки [1]. В настоящее время одними из перспективных средств реабилитации детей с ДЦП являются фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика. При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента, кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или послемассажной гимнастике [2]. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека [3].

Целью настоящей работы явилось определение эффективности применения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на функциональное состояние ССС у детей с ДЦП.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 40 детей обоих полов в возрасте 8-11 лет с диагнозом: ДЦП, спастический тетрапарез. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа № 1) - средний возраст составил 10,9±1,2 лет, и экспериментальную (группа № 2) -средний возраст составил 10,7±1,4 лет. Было проведено 2 курса восстановительных мероприятий, каждый продолжительностью 15 процедур. Перерыв между курсами составил 1 месяц. У детей из первой группы (контрольная) реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж и лечебную гимнастику. У детей из второй группы (основная) занятия включали фикса-

ционный массаж и онтогенетическую гимнастику. В каждой группе обследование детей с ДЦП проводили дважды: первый раз - до проведения курса реабилитационных мероприятий (начальное обследование), и второй раз - после проведения двух курсов (конечное обследование).

Приемы и техника массажа для детей с ДЦП существенно отличаются от тех, которые проводятся со здоровыми детьми [3].

Применяются следующие приемы массажа, в порядке возрастания силовых усилий массажиста: поглаживание, растирание, разминание. Эти способы применяются нежно, в медленном темпе и непрерывном режиме, что оказывает успокаивающее действие на нервную систему ребенка и повышает эффективность массажа. Излишне интенсивный массаж может усугубить патологическое состояние мышц и отрицательно повлиять на нормализацию соотношений тонуса синерги-стов и антагонистов. Это связано с тем, что многие дети с ДЦП даже на малейшее болевое ощущение реагируют усилением спастичности мышц и синкинезиями.

Массаж проводили в следующем порядке: лицо, голова, более здоровые плечо, кисть и пальцы; менее здоровые кисть и пальцы; живот; более здоровые бедро, голень и часть стопы; менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы; спина и ягодицы. При этом для рук и ног проводили массаж, в т. ч. и точечный, только разгибательных мышц, выполняя его по направлению сокращения разгибательных мышц, это стимулирует их функцию и вызывает одновременно расслабление анта-гонистов-сгибателей. Для закрепления результата массажа после него проводили пассивную, пассивноактивную и активную гимнастику помассированных мышц. Непосредственно перед проведением массажа укладывали ребенка с ДЦП на спину, в физиологически правильное положение. С помощью отягощающих мешочков с речным песком придавали конечностям ребенка определенное положение, положив мешки с песком на его предплечья, кисти и голени.

Такую фиксацию частей тела ребенка сохраняли в процессе всего массажа и сопровождающей его гимнастики, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергался массажу

Динамика показателей АД после физической нагрузки у детей с диагнозом: ДЦП, спастический тетрапарез в возрасте 8-11 лет (п = 20)

Минуты Виды воздействия

восстановления группа № 1 группа № 2

До воздействия 117,4±4,3 79,6±2,9 118,9±4,8 78,7±3,1

Первая 137,8±3,2 93,8±3,0 145±3,0 95,8±3,7

Вторая 134±2,5 90±2,3 139,6±2,6 91,6±2,2

Третья 129,6±2,6 132,4±2,3*

Восстановление к третьей 5,9 88

Примечание. * - по сравнению с первой минутой; в числителе показатели СД, в знаменателе - ДД (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До нагрузки 94,2 ±3,4 95,3±3,8

Первая 140±2,5 143,2 ±3,0

Вторая 137,2 ±2,3 138,6±3,4

Третья 132±2,5* 131,4+2,6*

Восстановление к третьей минуте, % 5,7 8,2

Примечание. * — по сравнению с первой минутой (р


Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

Методы реабилитации детского церебрального паралича (дцп) включают в себя большое разнообразие процедур и методик. Также существует разделение направлений и подходов лечения ДЦП, как в России, так и за рубежом. Также для получения подробной информации о центре Вы можете позвонить по номеру +7 (351) 727-87-47

Статистика на 2019 год показывает, что за последние 6 лет число детей-инвалидов в РФ увеличилось на 15,5 %.

Среди болезней, связанных с нарушением нервной системы и ведущих к инвалидности, церебральный паралич занимает первое место в России.

Понятие ДЦП объединяет группу расстройств, возникающих в перинатальном периоде из-за повреждения структур мозга. Диагноз включает моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологии мышечного тонуса, гиперкинезы, дефекты речи, шаткую походку, частые падения. В ряде случаев наблюдается снижение интеллекта, эпилепсия, слабое зрение или слух.

Методы лечения детей с ДЦП

Цель упражнений – развить координацию, расширить объем движений, улучшить моторные функции, укрепить мышцы. Инструкторы учат детей держать голову, ползать, стоять на коленях, делать первые шаги, переворачиваться, садиться. При этом важно предотвратить неправильные позы.


Комплекс процедур: закаливание, массаж, поэтапная растяжка, фиксирование рук и ног в правильном положении, их плавное сгибание и разгибание. Процедуры улучшают кровообращение и убирают спазмы.

Занятия по АФК и ЛФК помогают ребенку стать самостоятельнее и выносливее. Программа подбирается индивидуально, в зависимости от формы заболевания. Так, при мышечной атонии упор идет на удержание равновесия, а спастическая диплегия требует непрерывных движений.

Фиксирующие туторы, ходунки-опоры, мягкие и жесткие ортезы СВОШ, деротационные манжеты и специальные костюмы позволяют выработать верный двигательный стереотип. Эти средства активируют компенсаторные механизмы нервной системы, что ведет к освоению новых движений.

Для детей с ДЦП разработаны велосипеды со страховочными ремнями, фиксирующими элементами и двумя тормозами: стояночным и ручным. У велосипеда можно регулировать высоту спинки, седла и боковой поддержки.

Чтобы зафиксировать скелет в нужном положении, хирурги прибегают к удлинению костей или пересадке сухожилий. В случае грубой мышечной спастичности, ведущей к образованию контрактур и постоянной боли, необходимо прервать патологический импульс, идущий из спинного мозга. Тогда пациенту назначается спинальная ризотомия.

Направлено на купирование конкретного симптома. Так, при сочетании ДЦП с эпилепсией врач назначает антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса — антиспастические средства, при хронических болях – спазмолитические препараты. Медикаментозная терапия может включать ноотропы, метаболические лекарства (глицин, АТФ, аминокислоты), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Все препараты принимаются строго по рецепту врача.

Самые известные методы – электростимуляция нервов и мышц, лечебный электрофорез, грязе- и водолечение, тепловые процедуры. Погружение в теплую воду расслабляет мышцы, снимает боль, снижает выраженность гиперкинезов. Врачи часто назначают, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные ванны, фитованны с хвоей или валерианой.

Восстановление через контакт с животными. Самые распространенные способы – иппотерапия, канистерапия и дельфинотерапия. Сеанс проводят два специалиста: инструктор и психотерапевт. Тактильные ощущения стимулируют мозговые структуры. Так у пациента расширяется спектр речевых и двигательных навыков. Важна и психологическая составляющая: позитивные эмоции, которые ребенок получает на занятиях с лошадьми, собаками или дельфинами.


Речевые расстройства наблюдаются как минимум у 65% детей с диагнозом ДЦП. Дизартрия – нарушение произношения из-за дефектов речевого аппарата. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Дизартрия встречается наиболее часто. Алалия сложна для диагностики и коррекции.

Педагоги корректируют речь, помогают развить дыхание, голос и дикцию, учат детей понимать слова, мимику и жесты.

Логопед-дефектолог начинает занятие начинают с расслабления мышц лица и артикуляционного аппарата. Дальше идет артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие голоса, работа над произношением звуков. Следующий этап – расширение словарного запаса.


На сеансах проводятся упражнения на внимание и память, восприятие объектов, различение цветов, развитие мелкой моторики. Сюжетно-ролевые игры позволяют контролировать эмоции, формировать представления об отношениях людей.

Психологи помогают детям проработать эмоциональные травмы, принять свой физический дефект, научиться себя любить и уважать.


Включает рисование, лепку из глины или теста, музыку, танцы. Выплеск эмоций, снятие напряжения и концентрация на процессе – всё это снижает чувство тревоги, улучшает память и мышление.

Все эти методы лечения ДЦП должны применяться одновременно и регулярно.


Профилактика ДЦП

Возможные причины диагноза:

  • инфекции в период беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, хламидиоз, грипп);
  • нарушения в иммунной системе беременной;
  • токсикоз;
  • возраст матери младше 16 и старше 35 лет;
  • хронические соматические заболевания (сахарный диабет, хронический пиелонефрит, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы);
  • эпилепсия;
  • предыдущие выкидыши, мертворождение, наличие детей с патологиями развития;
  • механическая черепно-мозговая травма плода;
  • акушерская патология (узкий таз у матери при большом весе новорожденного);
  • несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;
  • умственная отсталость у родителей;
  • алкоголизм и наркомания родителей.

Планируя беременность, нужно укрепить иммунитет, пролечить имеющиеся соматические болезни, предупредить инфекции. Хроническая гипоксия плода встречается очень часто. Её профилактику нужно начинать с первых недель беременности. В первую очередь это касается женщин с резус-конфликтной беременностью.

Зависят от формы ДЦП, своевременности, последовательности и длительности реабилитации. К сожалению, о полном снятии симптомов речь не идет. А вот восстановление или улучшение определенных навыков – дело возможное. При диагнозе ДЦП интеллект ребенка страдает не всегда. У особенных детей есть шанс догнать сверстников в учебе, закончить школу, поступить в колледж или вуз. Шанс на полноценную жизнь есть, но терапия трудной и непрерывной. Чем раньше Вы начнете, тем лучше будет результат. Посещать курсы реабилитации в клинике недостаточно. Нужно каждый день заниматься дома.

ООО РЦ "Сакура" работает с 2011 года. Мы специализируемся на лечении ДЦП. Также помогаем детям с РАС, синдромом Дауна. В нашем штате – российские и китайские врачи. Принимаем заявки по всей стране. К нам едут пациенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы, Казани и других городов.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Журавлева, Наталья Владимировна. Реакции сердечно-сосудистой системы и их коррекция средствами физической реабилитации у больных детским церебральным параличом в хронической резидуальной стадии : автореферат дис. . кандидата медицинских наук : 14.00.06.- Москва, 1998.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Изучение проблемы детского церебрального паралича (ДЦП) не потеряло своей актуальности и по сей день. Об этом говорит значительная распространенность данного заболевания, тяжесть клинических проявлений, приводящих к ранней инвалидизации больных, сложность реабилитационных мероприятий. Частота заболевания ДЦП неуклонно растет, составляя по данным разных авторов от 1,8 до 8,9 на 1000 (Е.Г.Сологуб, 1992, Скворцов, 1993, Р.З.Мухаметзянов, 1995).

Большинство исследователей уделяют внимание лишь двигательно-неврологическому аспекту данного заболевания, практически не рассматривая состояния соматического здоровья данного контингента больных, особенно сердечно-сосудистой системы (Б.Е.Болотина,1971, И.В.Галина, 1985, А.И.Жаров 1988, В.А.Исанова, 1996). Вместе с тем у больных ДЦП наблюдается своеобразный порочный круг: нарушения в двигательной сфере пагубно отражаются на состоянии сердечно-сосудистой системы, а патология органов кровообращения ограничивает "потенциальные" двигательные резервы больных. Кроме того именно сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на патологические изменения и принимает активное участие в процессе адаптации и компенсации организма больного. Встречаемые в единичных публикациях сведения о состоянии сердечно-сосудистой системы у больных ДЦП носят, как правило, описательный характер (Г.С.Тайчер, 1970,1972, Габбасова Р.Е.,1977, Л.М.Бабина с соавт.,1979, Е.И.Знаменская с соавт.,1981, Т.Н.Ельникова,1982): отсутствуют четкие данные о характере сердечно-сосудистых расстройств в зависимости от возраста и формы заболевания, нет сведений об оценке физической работоспособности у больных ДЦП и на какие гемодинамические показатели следует ориентироваться при невозможности проведения пробы с физической нагрузкой.

Тщательная оценка состояния сердечно-сосудистой системы необходима для определения объема физической нагрузки, дозировки и подбора средств физической реабилитации, назначаемых в комплексной терапии больных ДЦП с стойкими нарушениями двигательной сферы. Практически отсутствуют сведения о средствах коррекции изменений сердечно-сосудистой системы. Вместе с тем, дифференцированный подход к назначению средств физической реабилитации как с лечебной, так и с профилактической целью, позволит улучшить функциональное состояние больных ДЦП в хронической резидуальной стадии и ,

соответственно, активизирует процесс интеграции данной категории больных в социальную среду.

Все выше изложенное послужило основанием для выполнения настоящего исследования, целью которого явилось изучение состояния сердечно-сосудистой системы больных ДЦП в хроническом резидуальном периоде при разных клинических формах и в различных возрастных группах, и подбор средств физической реабилитации, позволяющих скорректировать выявленные нарушения.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

1. Выявить особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у
больных ДЦП в хронической резидуальной стадии при различных клинических
формах и в разных возрастных группах.

2. Определить влияние фармакологических проб на особенности
функционирования сердечно-сосудистой системы у наблюдаемых больных.

3. Разработать методику лечебной физкультуры и других средств
реабилитации в зависимости от характера, выявленных нарушений со стороны
сердечно-сосудистой системы, с определением объема, характера и вида
физических нагрузок.

4. Разработать критерии эффективности разработанного метода физической
реабилитации у больных ДЦП в хронической резидуальной стадии.

Научная новизна. Детально изучено состояние сердечно-сосудистой системы у больных ДЦП при различных клинических формах и в разных возрастных группах. Установлены достоверные различия выявленных нарушений сердечнососудистой системы у больных с различными клиническими формами с существенным преобладанием их у лиц со спастической формой. Показана выраженность вегетативного дисбаланса у больных ДЦП. Предпринята попытка оценки физической работоспособности у больных ДЦП в хронической резидуальной стадии. Проанализировано влияние обзидановой пробы на гемодинамические параметры у больных ДЦП с различными клиническими формами в разных возрастных группах, что позволило оценить функциональные резервы физической активности и использовать их в реабилитационном процессе.

На основании выявленных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы были определены критерии, руководствуясь которыми все больные были распределены на клинико-функциональные группы, для которых рекомендованы

конкретные средства физической реабилитации, объем, вид и характер физической нагрузки.

На базе методики ЛФК, применяемой у больных ДЦП с целью коррекции двигательно-неврологических нарушений, разработан дифференцированный подход применения средств физической реабилитации на стационарном этапе реабилитации. Для больных ДЦП в хронической резидуальной стадии были определены показания и противопоказания для занятий оздоровительной физкультурой и спортом.

В качестве одного из средств физической реабилитации, направленных на коррекцию и профилактику нарушений сердечно-сосудистой системы была применена транскраниальная электротерапия (мезодиэнцефальная модуляция) у данного контингента больных. Разработана и апробирована на больных ДЦП в позднем резидуальном периоде схема лечения данным методам, выявленной патологии в зависимости от исходного вегетативного тонуса.

Клинические наблюдения и данные инструментального обследования свидетельствовали об адекватности применения данной методики у больных ДЦП в хроническом резидуальном периоде с разными клиническими формами и в разных возрастных группах с цель коррекции выявленных нарушений и в качестве профилактического мероприятия.

Практическая ценность. Доказана необходимость тщательного обследования и динамического контроля в течении длительного времени состояния сердечнососудистой системы у больных ДЦП с разными клиническими формами и в различных возрастных группах и обязательность коррекции выявленных нарушений. Путем скринингового отбора определен набор клинико-функциональных методов необходимых для проведения успешного реабилитационного процесса.

Оценка текущего состояния сердечно-сосудистой системы у больных ДЦП с различными клиническими формами и в разных возрастных группах позволяет определить объем физической нагрузки, дозировку и выбор средств физической реабилитации, показания к занятиям оздоровительной физкультурой и спортом. Одно из средств физической реабилитации мезодиэнцефальная модуляция может быть использована как профилактическое средство, так и лечебное, позволяющее скоррегировать выявленные нарушения.

Внедрение в практику: разработанная методика обследования сердечнососудистой системы больных ДЦП и коррекция выявленных нарушений методом

МДМ-терапии внедрена в практику работы Республиканского объединения по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов в Горках Ленинских, Московского института-интерната для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, используются в учебном процессе на кафедре физической реабилитации и спортивной медицины ММСИ, получено положительное решение №14/98112527 от 30.06.98 МКИ: А61 № 1/18 на способ лечения методом мезодиэнцефальной модуляции .

Апробация работы: результаты исследований доложены на 2-м Всероссийском Межведомственном семинаре-выставке (г.Москва, 1997), на совместных межвузовских заседаниях кафедр физической реабилитации и спортивной медицины (г.Москва, 1996).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе получено положительное решение №14/98112527 от 30.06.98 МКИ: А61 № 1/18 на способ лечения методом мезодиэнцефальной модуляции .

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, обсуждения результатов, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 192 отечественных и 112 зарубежных источников, приложений. Диссертация иллюстрирована 10 рисунками, 44 таблицами.


Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по статистическим данным, весьма впечатляет.

В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка, особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела, что приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению мышечного тонуса, а также развитию интеллектуальных и речевых нарушений.

Основой клинической картины при ДЦП являются разной степени двигательные нарушения — гемипарезы, тетрапарезы, парапарезы (спастическая диплегия), гиперкинезы, атаксия. Практически во всех случаях нарушение двигательной функции сопровождается различными речевыми нарушениями — моторная афазия, алалия, дизартрия, а также, в большей или меньшей степени , задержкой психического развития.

У детей, страдающих различными формами ДЦП, как правило, имеются несколько симптомов :

— ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;

— нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.

— появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;

— нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

— нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий).

Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц.


Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Лечение ДЦП — многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно.

ЛФК и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса.

Эффект действия ЛФК проходит несколько стадий:

Рекомпенсации (уровень компенсации и ее устойчивость)

Реадаптации (к физическим нагрузкам бытового характера)

Реабилитации (возможность трудовой деятельности).

При выполнении физических упражнений в ЦНС поступают сигналы от мышц, сухожилий, связок, суставов и других органов и систем, обеспечивающих двигательный акт, что приводит к созданию новых очагов возбуждения, вытесняющих патологические (болезненные)рефлексы, а также способствует выработке новых компенсаторных движений и механизмов. Физические упражнения в ЛФК активируют деятельность всех функций организма, улучшая все уровни регуляции и саморегуляции органов, оказывая общетонизирующее, компенсаторное действие и ускоряя восстановление тонуса сосудов.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее. Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.

I.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

1.Укрепление общего здоровья ребенка

2.Улучшение эмоционального состояния ребенка.

3.Нормализация основных нервных процессов в организме.

4.Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5.Укрепление дыхательной мускулатуры.

6.Улучшение физического развития.

7.Активизация общих и местных обменных процессов.

II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛФК.

1.Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

2.Улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);

3.Нормализация тонуса мышц (коррекция позо-тонических реакций);

4.Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений;

5.Формирований компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

6.Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

7.Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций; равновесия и ориентировки в пространстве;

8.Формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация организма и отдельных его конечностей и др.

9.Формирование правильной осанки.

10.Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

11.Предупреждение формирования порочного вторичного двигательного стереотипа.

разработанную программу коррекционной работы направили на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, Специалистами МЦ CORTEX были подобраны специально-корригирующие упражнения для детей группы ДЦП:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся нагрузка на сопротивление для развития мышечной силы.

Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности, которые есть или возникают у пациента после или во время основного патогенетического лечения. Специально-разработанная в МЦ CORTEX программа лечебной физкультуры для детей с церебральным параличом обеспечит возможность развития физической силы и моторики ребёнка.


Одним из препятствий нормального физического развития у детей, страдающих ДЦП, является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении в результате наличия двигательного дефицита. Если ребенок самостоятельно не сидит, не стоит и не передвигается, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативная, сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или они сопровождаются множеством ошибок, то развитие двигательных навыков у него происходит неправильно либо не происходит вообще.

Для пациентов с ДЦП акцент в тренировках делается на умение ходить, совершать повороты, начинать и останавливать движение, уменьшить неустойчивость при ходьбе, формирование физиологического двигательного стереотипа.

Костюм выполнен в виде плотно облегающего комбинезона, в котором имеются натяжные устройства — надуваемые насосом трубчатые камеры, расположенные вдоль конечностей и туловища по ходу мышц-антагонистов. Наполненные воздухом, камеры натягивают оболочку костюма, создают посегментарное обжатие мышц туловища и конечностей, что активизирует проприорецепторы, усиливается афферентация, мощный поток импульсов активизирует ЦНС, что обеспечивает нейрофизиологические условия для удержания позы, с последующей перестройкой систем супраспинального двигательного контроля на более близкое к норме физиологическое состояние. Достигнутый таким способом корсет обеспечивает удержание вертикальной позы, корригируется правильная осанка, формируется физиологический изгиб позвоночника, осуществляется физиологическое ортезирование конечностей. У больного появляются способности к передвижению, удержанию позы, улучшаются дифференцированные движения, опосредованно восстанавливается иннервация артикуляционного аппарата, и речь при дизартрии, оральной апраксии, дислалии, дисфонии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.