Коррекция внимания у детей с дцп


в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_vnimaniya_detey_s.docx 19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания детей с

ограниченными возможностями здоровья

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно – психических функций. Это связано с тем, что движения являются одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и всей его важнейшие функции – дыхание, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.

Особое значение в психическом развитии имеют произвольные движения, направленные на достижение определенной цели. Им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека. Таким образом, кроме двигательных нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства внимания, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающим миром. Детский церебральный паралич - не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Нарушения движения отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в психическом развитии

При любой патологии развития и особенно в случаях повреж дающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наи более чувствительными к экзогенным вредностям оказываются фи логенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в он тогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Имен но этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психиче ского недоразвития и низкими показателями психофизиологиче ских реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недо развитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.

Характерной особенностью детей с детским церебральным параличом является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания, недостатки которого отрицательно влияют на всю деятельность. Дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Внимание детей с церебральным параличом обладает меньшей по сравнению с нормой устойчивостью, возникают различного рода трудности и при распределении внимания между несколькими объектами или видами деятельности.

Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и повышенная утомляемость. Важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких качеств как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.

Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с церебральным параличом является его недостаточная концентрация на существенный признак. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушение внимания особенно видно при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышен ная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная ра ботоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча ется многими исследователями. Трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии це ленаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмеча ется слабость активного произвольного внимания. При нарушени ях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Для детей с церебральным параличом свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на блюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие ста новятся вялыми и пассивными.

Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви тием волевых качеств у детей с церебральным параличом. Для них харак терна также неспособность распределения внимания между раз личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.

С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз вивающимся сверстникам.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается форми рование избирательности, устойчивости, концентрации, переклю чения, распределения внимания.. Отмечаются также труд ности в переключении внимания, застревание на отдельных эле ментах, что связано с инертностью психической деятельности.

Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной пато логией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение вни мания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и не однократная стимуляция). Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие, нарушена избирательность, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания.

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функ ционировании всей познавательной системы в целом.

Можно выделить ряд патологических особенностей внимания детей с церебральным параличом:

  1. Высокая психологическая истощаемость.
  2. Трудности в сосредоточении на задании.
  3. Вялость, раздражительность.
  4. Утомляемость
  5. Пониженная ра ботоспособность.

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования




Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением ОПД и ДЦП

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

Дроздова Ольга Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №93
Калининского района Санкт-Петербурга

У детей с нарушением опорно сочетанием различных -двигательного аппарата и ДЦП отмечается смешанный характер заболевания с двигательных расстройств. При ДЦП, кроме двигательных нарушений, встречаются нарушения слуха и зрения, наблюдаются расстройства речи и особенности психической деятельности. Нашим детям свойственно слабое внимание, отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности, рассеянность внимания и его плохая переключаемость.

Для детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом могут сосредоточить внимание на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания.

Дети в раннем возрасте приобретают ориентировочные действия в виде восприятия и мышления, которые в дошкольном возрасте становятся более сложными. Внимание длительное время не приобретает самостоятельности. Дети не могут на чём-либо сосредоточиться, плохо запоминают информацию.

Нашей задачей является формирование личности, свободной от комплексов неполноценности, способной найти свое место в жизни вопреки тем проблемам, которые возникают в связи с заболеванием ребенка.

Роль внимания в развитии ребенка велика: овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек, усвоение знаний об окружающем мире.

1. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Успехи детей в учебной деятельности зависят от уровня развития такого познавательного процесса, как внимание. Для дошкольного возраста свойственно непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание характерно для познавательной деятельности дошкольников. Дети запоминают все яркое и эмоциональное.

Произвольное внимание требует от дошкольников волевых усилий в ходе игры и совместной деятельности с взрослыми. Дети начинают делать то, что необходимо.

Из множества сигналов, доступных восприятию, внимание выделяет определенный предмет или мысль и начинает занимать сознание детей.

В старшей и подготовительной группе детского сада для формирования устойчивых навыков учебной деятельности дошкольникам необходим хороший уровень произвольного внимания. Для того, чтобы они справились с заданием, необходимо развитие свойств внимания: устойчивости, объема, переключения и распределения. То есть дошкольники должны уметь держать в памяти несколько объектов, длительное время должны быть сосредоточены на объектах, одновременно выполнять несколько видов деятельности, быстро переключаться с одного объекта на другой. В возрасте 6-7 лет у детей слабо развито произвольное внимание. В данном возрасте преобладает непроизвольное внимание, так как оно базируется на новых и интересных объектах. Поэтому в работе с детьми необходимо использовать наглядный материал. Из-за слабой устойчивости произвольного внимания дети плохо сосредотачиваются на задании, поэтому занятие должно продолжаться не более 25 минут. Иначе у ребят пропадет интерес к данному виду деятельности.

Причиной неудач дошкольников является недостаточная активность произвольного внимания, которое формируется в общении ребенка с окружающими его взрослыми. Когда воспитатель выделяет и называет рассматриваемый предмет, происходит перестройка внимания. Оно начинает подчиняться речи взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание направляется на торможение ненужных движений.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания приводит к осуществлению поставленных взрослыми целей, а потом уже целей, которые ставятся детьми самостоятельно.

К подготовительной группе возрастает устойчивость внимания. В этом возрасте дети могут играть в одну и ту же игру до 2 часов. Они с интересом рассматривают различные предметы и явления, учатся наблюдать. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности. Таким же образом развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Хорошим средством организации внимания является речь. Вначале взрослые организуют внимание ребёнка с помощью словесных указаний. Затем ребёнок сам называет те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

Выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Речь способствует формированию произвольного внимания.

В подготовительном возрасте дети начинают овладевать произвольным вниманием, но им тяжело сосредоточиться на определенном виде деятельности длительное время. Поэтому в совместной деятельности с детьми необходимо использовать игровые моменты, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением для развития общей моторики, продуктивные виды деятельности. Чередование форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. В противном случае наступает утомление детей. Чтобы избежать этого, взрослым необходимо следить за соблюдением режима дня, стараться не перегружать ребенка в выходные дни.

Свойства внимания необходимо развивать. Ребёнок должен понимать, почему нужно быть внимательным. Для этого его необходимо научить быть внимательным.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование следующих умений:

Ребёнок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребёнку нужно помнить и проговаривать инструкцию в выполнении задания.

Ребёнок должен приобрести навыки самоконтроля.

Развитие внимания у дошкольников – процесс сложный. И чтобы внимание грамотно развивалось, ведущие педагоги и психологи рекомендуют проводить с детьми различные игры и упражнения.

2. Упражнения и игры на развитие внимания.

На развитие внимания направлены нижеследующие упражнения:

Задание 1: Развитие концентрации внимания.

Взрослый вместе с ребёнком должен разучить какое-нибудь стихотворение при включённом радио или телевизоре. Первое четверостишие надо учить при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличить громкость. Последнее четверостишие – разучивать при достаточно громком звуке.

Задание 2: Тренировка переключения и распределения внимания.

Ребёнку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку ( круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т.д. Даётся задание:

одну фигуру зачёркивать вертикальной чертой, а другую фигуру подчёркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Для лучшей организации внимания необходимо между упражнениями проводить развивающие игры

Задание 3: Развитие внимания.

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

Участники игры располагаются в кругу.

Ведущий сообщает детям, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок – начинаем петь. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок – снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.

Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игру можно проводить с группой ребят. Можно играть и с одним ребенком. Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

Для развития внимания детей можно использовать следующие задания:

1.Сравни 2 картинки между собой и назови отличия. Найди 5 отличий.

2.Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий.

Развивает внимание и зрительную память ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку. Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

1.убрать ящички на более длительное время.

2.спрятать 2, а затем и 3 игрушки.

Взрослые часто восхищаются тем, как быстро дошкольники запоминают сказки, загадки, считалки и стихи. Ребёнок запоминает всё, что привлекает его внимание. И происходит это непроизвольно.

В подготовительном возрасте перед детьми ставятся сложные задачи, при решении которых необходимо сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал. Ребенок перенимает от взрослых способы решения задач. Все это приводит к развитию произвольного внимания.

В дошкольном возрасте ведущим остается непроизвольное внимание и оно значительно продуктивнее, чем произвольное внимание.


Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

— обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций; — развитие константности, предметности и обобщенности

восприятия; — развитие скорости восприятия объектов.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.

Занятия с детьми по конструктивному модели-

рованию с использованием методики А.Р. Лурия предполагают решение следующих задач(развитие сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов):

— обучение детей самостоятельным способам обследования образцов;

— обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач;

— обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции;

— обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недораз витием отличается недостаточностью объема запоминания,трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания обуслов лена трудностями смысловой организации запоминаемого материала.

Направления психокоррекции памяти:

— увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции | является развитие наглядно-действенного и наглядно-образюго мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

— обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;— обучение использованию вспомогательных предметов(орудийные действия);

— формирование наглядно-образного мышления в процесконструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психолога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности. У детей с церебральным параличом наблюдаются варианты задержанного р а з в и т и я. Для них характерно недоразвитие мышления, а именно: внимания, памяти, , пространственного гнозиса. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей

следует учитывать форму и степень задержки психического развития. Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР при церебральном параличе целесообразно выделить три ее основных блока: мотивационный, операционно-регуляторный и блок контроля (табл. 3). Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Из опыта работы врача-невропатолога в реабилитационном центре.

Советы педагогу для развития познавательной деятельности и формирования концентрации внимания у детей с ДЦП

Работа педагога-дефектолога занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по реабилитации детей с поражением нервной системы. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание. В процессе занятий развивается праксис и совершенствуются речевые функции. При проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальным возможностями.

Большое значение имеет коррекция задержек психического развития у детей с церебральными параличами. Тренировка внимания и наблюдательности – важные условия развития интеллекта. Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо чаще вовлекать детей в различные виды деятельности.

Проводя медико-психолого- педагогическую диагностику детей, страдающих детским церебральным параличом, можно выявить функциональные нарушения. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться с учетом их заболевания и с учетом функциональных нарушений.

Так отклонения и нарушения при:

1.спастической диплегии – это несоответствие между уровнем словесным и практическим. Нарушены и остальные виды восприятия. Несформированы пространственные восприятия: зрительное, предметное, цветовое. Страдает развитие графических навыков.Таким детям тяжело работать со схемами, контурными картами, атласами.

2. при гиперкинетической форме – страдает связь кора- подкорка. Наблюдаются эмоционально-волевые расстройства, нарушения речи ( в форме дизартрий), нарушения слухового восприятия. Плохо понимают словесные инструкции, и это усиливается при общении с незнакомым человеком, волнении, эмоциональном стрессе. Нарушены графические навыки. Сложность при обучении связана с неустойчивым вниманием.

3.При гемипарезе – страдает волевая сфера: личностный дефект влечет неустойчивость поведения. Нет привычки к труду. При правостороннем гемипарезе страдает восприятие( пространственное, временное), нарушается письмо, присутствуют элементы зеркального письма, страдают графические навыки. При левостороннем гемипарезе могут наблюдаться эмоционально-волевые расстройства и психопатоподобное поведение. Такие дети не выполняют домашнего задания, часто отвлекаются на уроках, очень восприимчивы, когда затрагивают их личностные качества.

4.При атонически-астатической форме наблюдаются нарушение зрительно-пространственного восприятия. Задержка формирования графических навыков ( например, на глаз определить величину).

5.при поражении лобного отдела – это чаще всего умственно- отсталые дети. Нарушается внимание, наблюдаются трудности в сосредоточении и удержании внимания. Страдает объем внимания, работоспособность. Такие дети учатся во вспомогательной школе, по специальной программе.

При всех формах ДЦП возникают:

-снижение объёма механической памяти

-общая психическая истощаемость

-снижение умственной работоспособности

-ригидность учебного процесса, трудность переключения о одной деятельности к другой

-нарушение способности к концентрации внимания.

Все это необходимо учитывать педагогу в своей деятельности.

Уровень концентрации определяется многими факторами, возрастом, подготовленностью и тренировкой, умение сузить поле внимания и другими. На степень сосредоточенности оказывают влияние гормональная деятельность и уровень гормонов в организме, степень утомления, но прежде всего интерес к делу или предмету, на которое направлено внимание.

Интерес к делу обеспечивает целенаправленность внимания.

Не секрет, что дети часто отвлекаются на внешние раздражители (птички за окном, дождь, снег, скрип и т.д.). Чтобы сосредоточить их внимание на уроке можно применять специальные игры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.