Куда пойти учиться инвалиду дцп после 9 класса


Инвалидность — сложное понятие, у которого есть медицинский, социальный и юридический аспекты. Она может быть врождённой или приобретённой — из-за тяжёлой травмы или несчастного случая, временной или постоянной. Согласно одному из определений, инвалид — человек, чьи возможности ограничены из-за физических, сенсорных, умственных или психических нарушений.

Сейчас в Москве живут около 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество инвалидов, состоящих на диспансерном учёте, составляет 878 774 человека, из них трудоспособного возраста — 852 690, детей — 26 084.

Часто инвалидность становится барьером между человеком и обществом. Речь идёт не только о физическом препятствии, не менее страшны психологические, экономические и другие преграды. У человека сужается круг общения, становится меньше способностей для учёбы, работы, путешествий — всего, что доступно другим людям.

При этом у каждого из нас есть способности или таланты, которые зачастую не зависят от наших физических способностей. Чтобы их развить, нужны лишь подходящие условия.

Таким образом, инвалидность — проблема не только для самого человека, но и для общества. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и принимает меры по её реализации. Её основная цель — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.


Право на труд и чемпионат профмастерства

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, многие могут и хотят работать. Помогает в этом служба занятости населения. За 10 месяцев этого года сюда обратились более 2200 москвичей с инвалидностью, более половины из них получили работу. Также для них проходят занятия по профориентации, обучающие курсы, консультации психологов и лекции, где можно узнать, как открыть собственное дело.

В ноябре в банке вакансий службы занятости было около 900 предложений для инвалидов. Средняя зарплата по рабочим профессиям составляет почти 30 тысяч рублей, для служащих — около 40 тысяч рублей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не только следит за трудоустройством инвалидов, но и контролирует предприятия, выделяющие соответствующие рабочие места.


Куда пойти учиться?

В Москве работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где созданы благоприятные условия для обучения и воспитания граждан с ограниченными возможностями здоровья. Их основная аудитория — дети от трёх лет и молодёжь, но есть и специальные проекты для людей среднего возраста (до 45 лет). Сейчас в них обучаются более двух тысяч детей-инвалидов, в том числе более 300 — по программам профессиональной подготовки.

Кроме того, внедряются методики раннего вмешательства: детям от одного года, у которых выявлены отклонения в развитии, оказывают всестороннюю помощь, чтобы предотвратить инвалидность или минимизировать возможные последствия для здоровья. Активными участниками программ становятся родители и близкие родственники.

Научно-практический реабилитационный центр также проводит обучение по популярным творческим и техническим специальностям — живописи, дизайну, ландшафтному строительству, издательскому делу, документообороту, экономике, праву и так далее. В этом году здесь учатся более 300 человек.


Все виды помощи: отдых и лечение, спорт и обучение

На основе действующих учреждений создаются многопрофильные комплексы, в которых используются современные программы и методики. Один из таких центров планируется открыть в следующем году в Бутове (улица Поляны, дом 42): в помещении проводится ремонт, идёт закупка необходимого оборудования и обучение персонала.

Кроме того, применяются уникальные методики, например иппотерапия — лечебная верховая езда— и канистерапия, когда положительный эффект достигается благодаря общению со специально обученными собаками.

Развивается программа по реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в здравницах Подмосковья, средней полосы России, Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Только для детей-инвалидов Департамент труда и соцзащиты закупил в 2016 году порядка 14 тысяч путёвок в лучшие отечественные санатории.


Фестивали, выставки и мастер-классы

В ноябре — декабре в Москве пройдёт около 300 концертов, мастер-классов, экскурсий, квестов, выставок, ярмарок, творческих вечеров и других мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Организаторы ожидают, что в них примут участие более 29 тысяч инвалидов, но на самом деле количество гостей в несколько раз превысит эту цифру. Во-первых, многие придут с сопровождающими. Во-вторых, большинство мероприятий открыто для всех желающих, так как их главная цель — преодолеть психологические и коммуникативные барьеры, показать возможности и таланты особенных людей.

Рекомендации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ от 19.07.2005 года № 10-11/09-808

Высшие учебные заведения, принимающие на учебу инвалидов

Примечание (категории принимаемых инвалидов)

Государственный специализированный институт искусств
121151, Москва, Резервный проезд, 10/12. тел. (095)249-4387, 249-0693

Театральный, музыкальный, изобразительного искусства

Инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями

Московский заочный народный университет искусств
101026, Москва, Армянский пер., дом 13. тел.(095) 923-1622

изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный

Платное дистанционное индивидуальное обучение

Московский государственный гуманитарный институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы
107150, Москва, Лосиноостровская ул., 49; тел. (095)160-32-33 , 160-92-00

юриспруденция, прикладная математика и информатика, издательское дело и редактирование, экономика труда, перевод и переводоведение

Инвалиды с нарушениями опорно- двигательного аппарата до 30 лет

Московский областной государственный институт физической культуры (заочное отделение)140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33. Тел. 558-7969

Спорт инвалидов - адаптивная физическая культура

Инвалиды с физическими нарушениями кроме имеющих ампутацию обеих конечностей на любом уровне

Инвалиды по слуху

Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при Московском государственном техническом университете им. Баумана, 107005, Москва, 2-я Бауманская ул., дом 5, тел.(095) 263-6657

Машиностроительные технологии, информатика и системы управления

Инвалиды по слуху

Челябинский государственный университет Минобразования РФТел.(3512) 41-9121, 42-1202, Факс: 41-7766, 42-09-25

математика, физический, физиологический, исторический, экономический, психологический, юридический

Инвалиды с физическими и опорно-двигательными нарушениями

Московский государственный педагогический университет 117334, Москва, пр. Вернадского, 88, тел. (095)932-6123

СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИИ, по которым ведется подготовка специалистов и квалифицированных рабочих в техникумах-интернатах, московском политехникуме, профессионально-технических училищах и профтехучилищах-интернатах

Ивановский радиотехнический техникум-интернат, 153043, г . Иваново, ул. Музыкальная, 4 тел. 37-07-02; 37-01-18

радиосвязь, радиовещание, телевидение

Калачевский техникум интернат бухгалтеров, 404520 Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2. тел. (84472)3-11-10; 3-34-01

экономика, бухгалтерский учет и контроль, банковское дело, портной легкой женской и детской одежды

1. Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи"

2. Программирование в компьютерных системах

Кунгурский техникум-интернат, тел.(34271) 3-50-87;
617401, Пермская обл., г. Кунгур, п/о Садоягодное

экономика, бухгалтерский учет и контроль

Курское музыкальное училище-интернат для слепых,
тел.(0712) 2-40-84; 305004, г . Курск, ул. Карла Маркса, 23

инструментальное исполнительство, пение, хоровое дирижирование

Принимаются инвалиды по зрению, имеющие начальную музыкальную подготовку

Михайловский экономический колледж-интернат, тел.(09130) 2-1562; 391710, Рязанская обл., г. Михайлов, ул. Новая, д.6

экономика и бухгалтерский учет, менеджмент, программное обеспечение вычислительной техники и АС

Новочеркасский технологический техникум-интернат, тел. (86352)2-31-72; 391710, Ростовская обл., г. Новочеркасск, пр. Платова, д.116

швейное производство, производство изделий из кожи, программное обеспечение вычислительной техники и АС

Оренбургский техникум-интернат, тел. (3532)33-13-58; 460021, Оренбург, проспект Гагарина, 9

экономика, бухгалтерский учет и контроль, менеджмент, финансы

Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха,
тел.(812) 470-6413; 189623, г . Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Коммунаров, 18

право и организация соцзащиты, организация социально-реабилитационной работы с глухими, дизайн, соц.-культурная деятельность и худ. творчество, переплетчик

Инвалиды по слуху

Сиверский техникум-интернат бухгалтеров, тел. 92-041; 188230, Ленинградская обл., Гатчинский раон, пос. Сиверский, Республиканский пр., 72

экономика, бухгалтерский учет и контроль

Инвалиды с патологией опорно-двигательной системы

Армавирское профессионально-техническое училище-интернат, тел.(86137) 5-4328; 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, 55

портной, закройщик, обувщик (широкого профиля), вышивальщица

Архангельское профессионально-техническое училище-интернат,
тел. (08744)41-2579; 163015,
г. Архангельск, ул. Дачная, 57

Димитровградское профессионально-техническое училище-интернат, тел. (84235)2-7273; 433510, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Куйбышева, 329

портной, закройщик, оператор вязально-швейного оборудования

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

Ессентукское профессионально-техническое училище-интернат, тел. (87934)6-11-86; 35-76-00, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Чкалова, 10

слесарь-ремонтник (бытовых машин и приборов), слесарь (слесарь-ремонтник эл. машин), радиомеханик ( по ремонту радиоэл. оборудования), портной, изготовитель худ. изделий из дерева

Ивановское профессионально-техническое училище-интернат, тел. 30-0105; 153001, г . Иваново, ул. Московская, 50/1.

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

Иркутское профессионально-техническое училище-интернат, тел. (3952)27-30-16; 664011, г . Иркутск, ул. Володарского, 1

портной, обувщик, художник по дереву, пользователь ЭВМ

Советское профессиональное училище-интернат, тел. 7-69-45; 238700, Калининградская обл., (83375) г. Советск, ул. Кировоградская, 6

радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры и вычислительной техники

Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов, тел.(08422) 2-2339; 248011, г . Калуга, ул. Тарутинская, 171а

обувщик (широкого профиля), портной, изготовитель художественных изделий из лозы, вязальщица, худ. роспись по дереву

Камышовское профессионально-техническое училище-интернат, тел. (34375)2-4632; 623530, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Урицкого, 13

Курское профессиональное училище-интернат, тел. (0712) 2-5008; 305000, г . Курск. ул. Дзержинского, 17

портной, обувщик (широкого профиля), швея

Куртамышское профессиональное училище-интернат, тел.()9-1324; 641430, Курганская обл., г. Куртамыш, ул. Правды, 12

портной, обувщик (широкого профиля), швея, слесарь по ремонту швейного оборудования

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

часовщик-ремонтник, радиомеханик, изготовитель худ. изделий из металла, художник

Реабилитационный центр для инвалидов (техникум), тел. (095)400-1010, 400-0074; 127572, Москва, ул. Абрамцевская, 35

экономика, архивоведение, делопроизводство, дизайн, прикладное искусство, народные промыслы, издательское дело

Старорусский муниципальный социальный колледж, тел. (81652)3-2895; 175200, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Володарского, 34

экономика, бухгалтерский учет и контроль, портной, моделирование и конструирование одежды

Новоизборское профессиональное училище-интернат, тел. 9-7294; 181520, Псковская обл., Печорский р-н, г. Новый Изборск, ул. Первомайская, 23

оператор швейного оборудования,, мастер растениеводства, мастер животноводства (широкого профиля)

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

Новокузнецкое профессиональное училище-интернат, тел.(3843) 37-9614, 37-6814; 654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Малая, 9

менеджмент, автоматизированные сист. обработки инф. и управление, слесарь-инструментальщик, художник по дереву, часовщик, агент по рекламе

Новосибирское профессионально-техническое училище-интернат, тел. (3832)52-4764; 630048, г . Новосибирск, ул. Немировича - Данченко, 100

портной, закройщик, часовщик- ремонтник, обувщик, слесарь-электрик по ремонту, оператор швейного оборудования, переплетчик

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

Рекшинское профессионально-техническое училище-интернат, тел. 2-2556; 606470, Нижегородская обл., г. Бор, п/о Ситникик, д. Рекшино

портной, наладчик машин и оборудования, мастер растениеводства

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

Саратовский учебный комплекс для инвалидов, тел. (8452)2-45-76; 410053, г . Саратов, ул. Зайцева, 13

портной, бухгалтерский учет и контроль, радиомеханик по обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры

Саратовское профессионально -техническое училище-интернат для инвалидов, тел.(8452) 52-6069; 410053, г . Саратов, ул. им. Героя Советского Союза Клочкова, 82

обувщик по индивидуальному пошиву обуви, швея, радиомеханик по ремонту и обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры

Сергиево-Посадское профессионально-техническое училище-интернат, тел.(09654) 4-58-97; 141300, Московкая обл., г. Сергиев Посад 12, пос. им. Каляева

портной, оператор ЭВМ (3 года), оператор ЭВМ (2 года), оператор-программист (4 года)

Тульское профессионально-техническое училище №1, тел. (0872)77-00-80; 300044, г . Тула, ул. Заварная, 11

радиомеханик по обслуживанию и ремонту аппаратуры, слесарь-ремонтник швейного производства, портной

Тульское профессионально-техническое училище-интернат №2, тел.(0872) 77-5135; 300002, г . Тула, ул. Демидовская, 47

слесарь-сборщик, токарь - фрезеровщик, обувщик, швея, оператор швейного оборудования

Инвалиды с дефектами в умственном развитии

Ухоловское профессионально-техническое училище-интернат, тел. 5-1790; 391920, Рязанская обл., раб пос. Ухолово, ул. Революции, 93

портной, закройщик, слесарь-ремонтник (швейного оборудования)

Челябинское профессионально-техническое училище-интернат №1, тел. (3512)29-84-39; 454047, г . Челябинск, ул. Лазурная

обувщик по индивидуальному пошиву, закройщик, портной, обувщик по ремонту, сборщик обуви, слесарь-ремонтник, закройщик женского и детского платья, швея

Челябинское профессионально-техническое училище-интернат №2, тел. (3512)77-26-76; 454085, г . Челябинск, ул. Марченко, 31

токарь-универсал, слесарь- механосборочных работ, фрезеровщик-универсал, слесарь-ремонтник (промышленное оборудование)

Инвалиды по слуху

Реабилитационный центр для инвалидов (училище), тел.(095) 400-00-47, 909-44-92; 127572, Москва, ул. Абрамцевская, 35

озеленитель, цветоводство, декоративное садоводтво

Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов, тел.(8312) 55-10-49; 603024, Нижний Новгород, ул. Героя Попова, 12а

Санкт-Петербургский учебный комплекс для инвалидов, тел. (812)166-2877; 192007, г . Санкт-Петербург, ул. Растанная, 20

портной мужской верхней одежды, портной легкой женской одежды, закройщик, швея, обувщик по ремонту, вышивальщица, переплетчик, изготовитель худ. изделий из лозы, машинистка, оператор ЭВМ, технолог, бухгалтер


Учебное заведение включает в себя сразу пять структурных подразделений, которые располагаются в разных городах региона. В каждом из них обучение могут проходить люди как полностью здоровые, так и с ограниченными возможностями.

– Наши корпуса расположены в Реутове, Балашихе, Ногинске, Старой Купавне и Электроуглях. В каждом из них реализуются программы инклюзивного образования. На сегодняшний день в общей сложности у нас числятся более 130 студентов-инвалидов и учащихся с ОВЗ, – рассказывает педагог учреждения Ольга Исаева.

Для студентов с инвалидностью здесь предусмотрено около 40 специальных программ обучения. При этом лекции и практики они посещают наравне со всеми. Исключения есть для инвалидов с ментальными расстройствами, например с диагнозом F70 (умственная отсталость. – Прим. ред.).

– Такие студенты обучаются по специальностям повар и оператор ЭВМ в отдельных группах. Программа для них рассчитана на 1,5 года. По окончании обучения они получают не диплом, а специальное свидетельство, – добавляет Исаева.

Можайский техникум, Можайск


Еще одно учреждение, где активно реализуются инклюзивные программы профессионального обучения. Сегодня здесь обучаются 11 инвалидов. Они могут освоить профессии плотника, швеи или ветеринара. Принимают слабовидящих, полностью слепых, глухонемых и тех, у кого имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Практически за каждым студентом в колледже закреплен тьютор, который не только сопровождает его на протяжении обучения, но и помогает с дальнейшим трудоустройством.

Сергиево-Посадский социально-экономический техникум, Хотьково


Можно сказать, что в этом списке учреждение в Сергиевом Посаде самое уникальное, ведь поступают учиться сюда исключительно люди с ограниченными возможностями здоровья.

– Сейчас у нас обучаются 134 человека, в группах по 12 студентов максимум. При этом около 95% студентов – это люди с инвалидностью, – поясняет методист учреждения Николай Краев. – Оставшиеся 5% – это те, кто со временем утратил статус инвалида, но продолжил учиться у нас.

Основные специальности, по которым можно пройти обучение: обеспечение управления и архивоведение, социальная работа, сетевое и системное администрирование, экономика и бухучет, а также мастер по обработке цифровой информации, швея, специалист по ремонту обуви.

Стоит отметить, что у колледжа в Хотьково отличные показатели по трудоустройству студентов. К этому вопросу здесь подключают даже психологов.

Дмитровский техникум, Дмитров


Здесь реализуются специальные программы для инвалидов с ментальными расстройствами. Они могут отучиться на операторов ЭВМ, швей, маляров, слесарей-ремонтников и поваров.

– Еще одна специальная программа в нашем учреждении для людей с ментальной инвалидностью – это художник по дереву, – рассказывает социальный педагог Оксана Большакова. – Она особенно популярна среди ребят. Ведь большинство подростков с таким недугом обожают рисовать.

Обучаются студенты в колледже небольшими группами, по 12 человек. На сегодняшний день техникум успешно сотрудничает с местным центром занятости. Студенты регулярно проходят практику на производствах и легко трудоустраиваются. Например, выпускников-маляров с удовольствием принимают на работу в городские управляющие компании.

Подольский колледж имени А.В. Никулина, Подольск


Как рассказала заместитель директора колледжа Наталья Ольхова, нет в учреждении и проблем с дальнейшим трудоустройством студентов.

– Они проходят производственную практику на швейном производстве и в компаниях по благоустройству и озеленению города, где многие в дальнейшем и начинают свою карьеру, – рассказывает Наталья Ольхова.

Мнения

Софья, студентка 3-го курса, Можайский техникум:

Валерия, студентка 1-го курса, Дмитровский техникум:

– По словам врачей, у меня небольшая умственная отсталость. Но, учась здесь, я этого совсем не замечаю. В техникуме я получаю профессию повара. Пока только осваиваю азы, но в будущем планирую устроиться в какой-нибудь ресторан, где буду работать поваром. Возможно, даже не в Дмитрове, а в каком-то другом городе.

Кстати

Адаптивные программы обучения для студентов с ОВЗ, действующие в Подмосковье в 2019 году:

Швея, плотник – Можайский техникум

Художник по дереву – Дмитровский техникум

Оператор швейного оборудования – Жуковский техникум

Филология – Московский государственный областной университет

Педагогическое образование – Государственный социально-гуманитарный университет

Поварское и кондитерское дело – Балашихинский техникум

Гостиничный сервис – Наро-Фоминский техникум

Повар, кондитер – Павлово-Посадский техникум

Овощевод защищенного грунта – Подольский колледж имени А.В. Никулина

Технология металлообрабатывающего производства – Ступинский техникум им. А.Т. Туманова

Факт

Выбрать будущую профессию и ВУЗ бывает порой нелегко. А каково же приходиться людям с ограниченными возможностями? Им, к сожалению, выбирать не приходиться. Большинство ВУЗов предоставляют скромный перечень специальностей для выпускников с ограниченными возможностями, так как по причине отклонений в здоровье таким людям проблематично проходить, например, практику в полевых условиях или прилагать физические усилия. А потому такие факультеты, как геологический, географический, биологический и факультеты почвоведения/биоинженерии закрыты для абитуриентов-инвалидов. Так куда пойти учиться инвалиду? Как выбрать профессию в соответствии со своими желаниями и возможностями?

По сути, поступить в любой ВУЗ страны человеку с ограниченными возможностями достаточно просто: инвалиды детства и инвалиды 1-ой и 2-ой групп могут поступить в любой ВУЗ страны вне конкурса. Для этого следует подать все необходимые для поступления документы и сдать внутренний экзамен на положительную оценку (в том числе и 3-ку). Кстати, в иногородние ВУЗы можно отправить документы по почте. Для тех инвалидов, кто по каким-то причинам не сдал ЕГЭ в школе, могут сделать это в том же университете.

Однако как бы легко не было поступление для людей с ограниченными возможностями, вопрос, куда пойти учиться инвалиду, осложняется весьма узким выбором специальности. Как мы уже говорили, факультеты, в курс которых входят практические занятия в полевых условиях и физические нагрузки, недоступны для инвалидов. Кроме того абитуриента, имеющего проблемы с печенью и органами дыхания, не пропустят на те факультеты, которые предполагают потенциально вредные для здоровья условия обучения и работы в дальнейшем – физический и химический факультеты. Но, с другой стороны, пойти учиться инвалид может на юридический, философский или механико-математический факультет – сюда могут принять даже абитуриентов с очень плохим зрением. Неплохим вариантом станет для инвалида специальность программиста: в таком случае появляется возможность не только обучаться, но и работать дистанционно, получая при этом неплохие деньги.
Среди других положительных сторон вопроса, куда пойти учиться инвалиду, нельзя не выделить социальные льготы, которые будут предоставляться студенту-инвалиду в течение всего обучения. Во-первых – это социальная стипендия, которая значительно выше стипендии обычного студента. Во-вторых – ребята с ограниченными возможностями освобождаются от занятий физкультурой. А в некоторых ВУЗах (например, в МГУ) существуют и реабилитационные программы для инвалидов, включающий в себя лечебную физкультуру и отдых в лечебном санатории.

Казалось бы – все хорошо и возможность пойти учиться инвалиду в ВУЗ существует. Однако и здесь есть подводные камни. На многочисленных форумах и специализированных сайтах, можно прочитать немало отрицательных отзывов инвалидов об обучении в ВУЗе. По их словам, главная сложность – это отсутствие удобств для людей с ограниченными возможностями. Во многих ВУЗах страны отсутствуют лифты и специальные бортики для подъема инвалидных колясок.

По данным отчета Минобрнауки, в 2016–2017 году в российских вузах обучались 19,5 тысячи людей с ограниченными возможностями. Они составляют менее 1 % от общего числа всех студентов. К сожалению, не все граждане владеют полной информацией о своих правах и льготах. Но мы исправим эту ситуацию. Сегодня мы подробно расскажем о том, как абитуриенту с инвалидностью поступить в вуз.


Не все знают о своих правах и льготах

Интересный факт! Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, потерял в детстве сначала зрение, а чуть позже слух. Но это не помешало ему стать автором большого числа научных работ, а также разработать несколько уникальных методик по работе со слепоглухими людьми.

Кто имеет право на льготы и привилегии

Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:

  • инвалидность I и II группы;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.

Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.

Особенности сдачи ЕГЭ

Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:

  • копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
  • справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.

Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.

На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

  • Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
  • Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
  • Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.

  • Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
  • Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
  • Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.

Для глухих и слабослышащих:

  • Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
  • Предоставляются услуги сурдопереводчика.

Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.

Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.

Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.


На экзаменах людям с инвалидностью могут помогать ассистенты

Какие есть льготы при поступлении

Для вас установлены следующие виды льгот:

  • Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
  • Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
  • Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.

Правительство изменило правила поступления людей с инвалидностью в вузы


Выпускники школ с инвалидностью смогут подавать документы в несколько вузов. Теперь для них открыто больше возможностей при поступлении.

Как выбрать вуз

Интересный факт! Около 25 % космических разработок создано глухонемыми инженерами, выпускниками Бауманки.


У образовательных учреждений должен быть паспорт доступности

В здании вуза должны быть:

  • Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
  • В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
  • Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.

Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны компьютеры, оборудованные:

  • специальной клавиатурой (виртуальной; с большими кнопками и накладками, разделяющими клавиши; сенсорной);
  • головной или ножной мышью;
  • выносными кнопками;
  • джойстиком или роллером.

Для слабовидящих и незрячих:

  • компьютерная техника и учебники с системой Брайля (точечно-рельефный шрифт);
  • звуковое воспроизведение материалов;
  • программа экранного увеличения.

  • звукоусиливающая аппаратура;
  • беспроводные технологии передачи звука (FM-системы);
  • мультимедийный проектор или телевизор;
  • электронная доска;
  • документ-камера.


В штате вуза должны быть сотрудники, которые будут работать с особенными студентами

Возможность дистанционного обучения

Если вы относитесь к маломобильной группе инвалидов, то можете выбрать обучение-онлайн. Доступно оно не во всех вузах.

При дистанционном обучении составляется индивидуальный план обучения, предоставляются все необходимые материалы. Вы сможете получать консультации от преподавателей в онлайн-режиме, общаться с другими студентами с помощью чата. Онлайн-обучение – платная услуга, но большинство вузов предоставляют людям с инвалидностью скидки. Например, МОСИ дает скидку в 40 %.

Какие документы нужно собрать при поступлении в вуз

На льготных основаниях вы можете подавать документы на бюджет в пять вузов и на три специальности в каждом.

Для поступления вам нужно предоставить:

  • паспорт и копии первых страниц и места регистрации, стр. 13 при наличии воинской обязанности;
  • аттестат;
  • 2 фотографии 3 x 4;
  • военный билет (для военнообязанных);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • документ, подтверждающий ограничения по здоровью, справку об инвалидности.

Обратите внимание, с 2018 года предоставление заключения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения не требуется (ФЗ № 93 от 01.05.2017). Требование вузами таких справок незаконно.


Дистанционное образование можно получать не выходя из дома

Не бойтесь заявлять о своих правах. Верьте в себя и получайте профессию своей мечты.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.