Левченко что такое дцп

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов способны оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т.е. в период, когда интенсивно закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

· инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности;

· сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

· физические травмы, ушибы плода;

· несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;.

· физические факторы (перегревание или переохлаждение; действие вибрации; облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

· некоторые лекарственные препараты;

Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии).

У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, недостаточность защитных и адаптационных механизмов определяет большую возможность для возникновения родовой травмы, которая в свою очередь усугубляет изменения, возникшие внутриутробно. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой - она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях - кровоизлияние в мозг. Причинами родовой травмы могут быть узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, преждевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, неправильное предлежание плода.

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности). У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП. Недоношенный плод имеет повышенную склонность к асфиксии и родовой травме.

В настоящее время асфиксия и родовая травма часто рассматриваются как следствие действия уже имеющейся внутриутробной патологии. Реже причиной возникновения ДЦП может быть механическая родовая травма (применение щипцов, вакуум-экстрактора).

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы, как осложнение после прививок на первом году жизни.

Итак, ДЦП - это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие.


Левченко Ирина Юрьевна - заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии, доктор психологических наук, профессор.

Результатом многолетних научно-практических исследований стала зашита в 2001 году докторской диссертации, в которой раскрыты организационные аспекты и содержание системы психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации.

И.Ю. Левченко - автор многочисленных трудов по проблемам изучения, обучения, воспитания, социальной реабилитации и адаптации лиц с нарушениями развития, автор программ по актуальным и принципиально новым для педагогического вуза специальностям, учебников для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.

Книги (5)

Соавторы: Медведева Е.А., Добровольская Т.А.

В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовании. Книга предназначена для дефектологов и педагогов, работающих с детьми с проблемами в развитии; может быть полезна родителям.

Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Соавтор: Ткачева В.В.

Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.

Методическое пособие адресовано в первую очередь психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии.

Соавторы: Забрамная С.Д., Добровольская Т.А.

В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.

Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Показаны организация и содержание деятельности психодиагностической службы в специальном образовании, а также работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях.

Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

  1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1962.
  2. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.
  3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.
  4. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
  5. Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - Л.: ЛМУ, 1964.
  6. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1.
  7. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.
  8. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.
  9. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
  10. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.
  11. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
  12. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.
  13. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.
  14. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982.
  15. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.
  16. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982.
  17. Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3.
  18. Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9.
  19. Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965.
  20. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.
  21. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.
  22. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
  23. Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1988. - № 8.
  24. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия. 2001.
  25. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.
  26. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.
  27. Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6.
  28. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4.
  29. Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10.
  30. Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983.
  31. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3.
  32. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
  33. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4.
  34. Мастюкова Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология. - 1985. - № 5.
  35. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1975. - № 6.
  36. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье // Дефектология. - 1985. - № 2.
  37. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
  38. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. - 1988. - № 4.
  39. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. - М., 1989.
  40. Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. - М., 1980.
  41. Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. - 1980. - № 2.
  42. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979. - № 6.
  43. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
  44. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
  45. Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев, 1986.
  46. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.
  47. Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. - М., 1993.
  48. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. - М., 2001.
  49. Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. . канд. наук. - СПб., 1992.
  50. Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 1999.
  51. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.
  52. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004.
  53. Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Евгения Александровна

В статье изложены результаты изучения особенностей эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом , описаны методы изучения особенностей эмоционального развития, в том числе с использованием возможностей искусства.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Евгения Александровна

The article deals with the results of the research on the peculiarities of emotional education of senior preschool children with cerebral palsy. The author describes the methods aimed at the research of the peculiarities of emotional education, including the facilities of arts.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

Работа представлена кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко

В статье изложены результаты изучения особенностей эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, описаны методы изучения особенностей эмоционального развития, в том числе с использованием возможностей искусства.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, идентификация эмоциональных состояний.

EXPERIMENTAL RESEARCH ON THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The article deals with the results of the research on the peculiarities of emotional education of senior preschool children with cerebral palsy. The author describes the methods aimed at the research of the peculiarities of emotional education, including the facilities of arts.

Key words: cerebral palsy, identification of emotional states.

Актуальной проблемой современного общества является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, особенно с врожденной патологией. Одним из наиболее тяжелых заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП), который характеризуется целым рядом нарушений (двигательные расстройства, речевые нарушения, нарушение познавательной деятельности и т. д.). В последние годы отмечается не только рост числа родившихся с этой патологией, но и рост чис-

ла детей с более тяжелыми нарушениями [3]. В связи с этим разработка новых методов и форм работы с детьми с ДЦП является непростой, но крайне актуальной задачей.

В настоящее время методы психолого-пе-дагогической коррекции занимают значительное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Постоянно идет поиск новых подходов, методов и способов воздействия. В последнее время все более пристальное внимание исследователей и специалистов-

практиков обращает на себя искусство как эффективный метод развития детей и коррекции различных нарушений [4]. Как указывают исследователи, использование различных видов искусства позволит повысить эффективность психокоррекционной работы с детьми данной категории.

На протяжении ряда лет нами проводится исследование, основным результатом которого должна явиться программа коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП, направленная на оптимизацию эмоционально-личностного развития.

В рамках данного исследования было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ДЦП с целью изучения особенностей их эмоционального развития, в том числе изучение способности детей распознавать эмоциональные состояния других людей. В исследовании приняли участие дети с ДЦП в возрасте от 5 до 9 лет, а также нормально развивающиеся дошкольники 5—7 лет (контрольная группа). Среди обследованных нами детей были как дети, посещающие образовательные учреждения, так и дети, не получающие психолого-педагогической помощи.

В обследовании приняли участие дети с различной степенью выраженности двигательных, речевых, сенсорных нарушений. Так, 44% детей могут ходить самостоятельно, в то же время почти четверть детей могут передвигаться только на коляске. Речевые нарушения имеют примерно 90% обследованных детей. Из них примерно 60% детей имеют речевые нарушения легкой степени выраженности, 5% — тяжелой.

При проведении обследования использовались такие методы, как изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, а также специально разработанный комплекс психодиагностических методик, который включает несколько диагностических серий.

Первая серия заданий — идентификация детьми эмоциональных состояний изображения. Детям предлагалось определить базовые эмоциональные состояния человека по пиктограммам, фотографиям, тематическим рисункам.

Вторая серия — произвольное воспроизведение эмоций. Детям предлагалось передать

эмоциональные состояния при помощи мимики и выразительных движений, а также в речи (при помощи интонации, модуляций голоса и т. п.).

Третья серия — идентификация детьми эмоциональных состояний по словесному описанию включает следующие виды заданий: анализ жизненной ситуации, анализ художественного текста, анализ слов, называющих эмоции, анализ фразеологизмов.

Четвертая часть — идентификация эмоциональных состояний в музыке.

Особенности эмоционального развития детей и особенности выполнения детьми каждого задания анализировались по целому ряду показателей. Ниже приведены результаты по наиболее значимым показателям.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что восприятие мимики на фотографии или рисунке представляет для детей с ДЦП большие трудности. Свыше 20% детей смогли определить лишь 1—2 эмоции (радость и грусть), т. е. практически не справились с заданием. Опознать эмоциональные состояния 4 и более модальностей смогли меньше половины детей (46%).

Восприятие пиктограмм вызывает меньше трудностей; адекватно опознать эмоциональные состояния 5—6 модальностей смогли 56% детей. На наш взгляд, это связано с тем, что на пиктограмме эмоциональное состояние представлено в схематизированном, несколько преувеличенном виде.

Вторая серия заданий направлена на изучение уровня вербализации эмоций. Как показывают данные изучения уровня вербализации, словарь эмоциональной лексики у большинства детей сформирован на низком уровне (названия 5—6 эмоций употребляют в речи 47,7% детей, почти 15% детей практически не могли справится с заданиями). Многие дети испытывают сложности при активизации имеющегося у них словарного запаса.

испуганный, напуганный и т. п.. Дети часто не чувствуют связь грамматической формы слова с оттенком его значения (например, плохой — ужасный ).

Обращает на себя внимание, что все дети с ДЦП, в том числе имеющие достаточно богатый словарный запас, часто ограничивались короткими ответами, в отличии от нормально развивающихся сверстников, совсем не использовали в речи сравнения.

Большие сложности испытывают дети с пониманием образных выражений: около 70% детей смогли объяснить значение лишь 1—2 фразеологизмов, свыше 3% детей отказались от выполнения задания или не смогли с ним справиться.

В процессе диагностического исследования детям также предлагалось определить эмоциональное состояние, выраженное в музыке. Данное задание вызвало у многих детей стойкий интерес, эмоциональный отклик. В отличии от всех остальных случаев, при выполнении этого задания дети по собственной инициативе выражали свое отношение к музыкальным фрагментам, делали предположения о том, к какому персонажу подходит такая музыка и т. п. Эти факты говорят о том, что язык музыки доступен детям и в большинстве случаев способен вызывать самые яркие эмоциональные образы.

Полученные данные позволили нам определить следующие основные направления психокоррекционной работы: активизация эмоциональной сферы детей, обогащение эмоционального опыта (аффективного и когнитивного), расширение и систематизация представлений детей о содержании эмоциональных переживаний, ряде эмоциональных модальностей, средствах выражения эмоций и социально-культурных нормах эмоционального выражения, развитие способности декодировать эмоции по различным признакам и обогащение представлений детей о многообразии способов выражения эмоций, включая выражение эмоций, средствами искусства.

Данная программа психокоррекционной работы может быть реализована только при участии всех специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.

2. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2007. 152 с.

4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Изд. центр Академия, 2001.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.