Литература по лфк при дцп


Автор книги — доктор мед. наук проф. К. А. Семенова, возглавляющая Всесоюзный центр восстановительного лечения детей с церебральными параличами.

В книге на основании многолетнего опыта автора описаны приемы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности. Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и методов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигательного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с особенностями патологии двигательного развития детей с церебральными параличами. Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудового процесса.


Освещены этиология и патогенез детских церебральных параличей. Особенности диагностики неврологических отклонений представлены с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы.

Особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни. Даны конкретные рекомендации по реабилитации больных церебральными параличами (методы направленной стимуляции двигательных, речевых и психических функций, обучение, воспитание, профессиональная ориентация).

Для невропатологов, педиатров, психиатров, врачей ЛФК, логопедов.


Козявкин В.И. Шестопалова Л.Ф. Подкорытов B.C. Детские церебральные параличи

Медико-психологические проблемы. Львов 1999 год – 143 стр.

В монографии изложены основные закономерности нарушений психической сферы у детей, страдающих ДЦП. Описаны психопатологические синдромы, наблюдаемые при заболевании. Дана подробная медико-психологическая характеристика нарушений личности, интеллекта, речи и других психических функций. Освещаются социально психологические проблемы семьи, имеющей больного ребенка. Излагаются основные принципы разработанной В.И. Козявкиным системы интенсивной нейрофизиологической системы реабилитации больных ДЦП, а также рассматривается эффективность ее применения в аспекте влияния на психическое здоровье детей и их социально психологическую адаптацию.

Монография предназначена для широкого круга специалистов: неврологов, психиатров, психотерапевтов, специалистов в области реабилитационной медицины, медицинских и детских психологов, логопедов, педагогов, социальных работников, а также для студентов вузов и аспирантов соответствующих специальностей.


Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с. ISBN 5-89239-029-2

В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной из сложных патологий движений — детского церебрального паралича (ДЦП), его клинические симптомы при разных формах заболевания. Особый акцент сделан на особенностях психического состояния, в том числе высших психических функций в зависимости от формы и тяжести ДЦП. Приводятся данные литературы и собственные данные по исследованию познавательной, эмоционально-мотивационной, интеллектуальной деятельности детей с церебральным параличом. Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также их социальной и педагогической интеграции.

Монография представляет интерес для практических психологов, психиатров, педагогов, дефектологов, а также студентов высших и средних педагогических и медицинских учебных заведений.


В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. Книга может быть также полезна студентам педвузов и практическим работникам.


Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. Москва 1972 – 329 с.

В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания. Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и в дальнейшем его течении большое значение придается патологии иммуногенеза. Приводятся данные иммунологической диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Выделяются три стадии в течении данного заболевания. Большое внимание в книге уделено вопросам компенсации и возможностям развития поврежденного мозга. Приводятся данные диафаноскопического исследования, позволяющие не только диагностировать, но и при динамическом исследовании прогнозировать возможности дальнейшего развития мозга ребенка. Основное место в работе отведено вопросам реабилитации. Исходя из рефлекторной теории развития двигательных, речевых и психических функций, авторы предлагают онтогенетически последовательное, поэтапное формирование этих функций у ребенка с церебральным параличом. Подчеркивается значение нормализации патологической рефлекторной активности для формирования двигательной, речевой и психической сферы у детей с церебральными параличами; уделяется большое внимание нормализации патологической афферентной импульсации для развития движения, речи психики. Излагаются конкретные приемы лечебной физкультуры при различных формах и в различных стадиях заболевания. Подробно освещены особенности нейроортопедических мероприятий у этих детей. Вопросы речевой и психической реабилитации рассматриваются в тесной связи с двигательными нарушениями. Приводятся программы речевой терапии для детей первых 3 лет жизни, страдающих церебральными параличами. Книга рассчитана на широкий круг практических и научных работников — невропатологов, педиатров, психиатров, ортопедов, акушеров, врачей и методистов лечебной физкультуры, логопедов, педагогов, интересующихся проблемой детских церебральных параличей.


Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. 1971 г.– 247 стр.


Семенова К.А. Детские церебральные параличи. Медицина 1968 – 260 с.


Семенова К. А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом.— К.: Здоров’я, 1986.— 168 с.— ил., 0,46 л. ил.— (Б-ка практ. врача).

В книге описаны современные методы лечения детей, больных церебральным спастическим параличом, медикаментозная терапия, массаж и лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, способствующие уменьшению инвалидизации. Приведена методика лечебного плавания для больных первых двух лет жизни.

Для педиатров, невропатологов, физиотерапевтов, ортопедов, врачей ЛФК.


В монографии изложен накопленный за ряд лет материал по проблеме детского церебрального паралича. В работе представлены вопросы этиологии, подробно изложена клиническая характеристика больных детским церебральным параличом с определением уровня поражения двигательной, речевой, психической недостаточности в зависимости от клинических форм детского церебрального паралича. Определена и представляется кратность нарушения психической и речевой недостаточности при различных формах детского церебрального паралича. Рассматривается нервно-психическое развитие больных детей по сравнению со здоровыми. Дается оценка результатов лечения этих больных в различных учреждениях и освещаются данные зависимости эффективности лечения от времени установления диагноза заболевания, тяжести заболевания, срока начатого лечения, полноценности лечебных мероприятий, степени нарушения нервно-психического развития. В комплексе медицинской реабилитации этих детей изложен материал о воспитании, обучении и уходе. Подробно излагаются принципы подхода к медицинской реабилитации и социальной адаптации. Даны рекомендации по дифференцированному выявлению этих больных в условиях поликлиники и диспансера. Рассматриваются вопросы классификации детского церебрального паралича. Разработана и предлагается для практического здраво­охранения схема организации помощи этим детям. Приводятся новые данные о распространенности детского церебрального паралича по клиническим формам заболевания, полу, возрасту. В монографии представлены также отдельные рекомендации чисто практического характера по организации помощи этим детям в различных учреждениях и ведомствах. Монография рассчитана на невропатологов, педиатров, организаторов здравоохранения, научных работников.


Немкова С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; — М.: Союз педиатров России, 2012. — 60 с. ISBN 978-5-904753-20-7

Предназначено для научных работников и практических специалистов неврологических, психоневрологических и психиатрических больниц и отделений, поликлиник, консультативно-диагностических центров; врачей- неврологов, психиатров, логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, а также студентов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей ФУВ.

церебральный паралич тренажер гросс

1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности подростков / Абросимова Л.И., Красик В.Е. // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1977. - №2. - С. 114-117.

2. Айзиков Г.С. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей / Айзиков Г.С, Манович 3.X. - М.: Медицина, 1973. - 208 с.

3. Алабин В.Г. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: справочник / Алабин В.Г., Скрипков А.Д. - Минск: Высш. шк., 1974. - 174 с.

4. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом: кондуктивная педагогика / Акош К., Акош М. - М.: Медицина, 1994. - 195 с.

5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / Анохин П.К. - М.: Медицина, 1968. - 124 с.

6. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л.О., Журба Л.Т. - Киев: Здоровья, 1988. - 328 с.

7. Беленович В.В. Обучение в физическом воспитании / Беленович В.В. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 134 с.

8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Бернштейн Н.А. - М.: Медицина, 1966. - 350 с.

9. Блюмберг Г.С. Изменения клинико-электрофизиологических показателей у больных детским церебральным параличом при воздействии СМТ-терапии на центральные структуры / Блюмберг Г.С, Григорьева Н.С, Резникова Е.И. // Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. - Евпатория, 1988.-С. 174-175.

10. Богданов О.В. Физиология человека / Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., Михайленок Е.Л. - М.: Наука, 1990. - 262 с.

11. Бурыгина А.Д. Изменение биоэлектрической активности двусуставных мышц бедра у больных с диплегической формой ДЦП / Бурыгина А.Д. // Неврология и психиатрия. - 1980. - Т. 77, №10. - С. 182-187.

12. Быковская Е.Ю. О повышении эффективности физиотерапии для уменьшения отставания физиологического развития детей с диагнозом ДЦП. // Росс. физиол. журнал. им. И.М. Сеченова. Т. 90. №8. Приложение. Часть 2. / Тез. докл. XIX съезда физиологов в Екатеринбурге 19-24.09.2004 г. С. 356.

14. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / Велитченко В.К. - М.: Медицина, 1989.-150 с.

15. Витензон А.С. Биомеханическая закономерность компенсации двигательных нарушений при патологической ходьбе / Витензон А.С. // Сборник научных трудов / ЦНИИПП. - М., 1980. С. 41.

16. Вопросы физиологии и патологии детей раннего возраста и организации детского здравоохранения / под ред. Зайцевой Г.И. - Л.: Медицина, 1968. - 190 с.

17. Гайтон А. Физиология кровообращения: минутный объем сердца и его регуляция / Гайтон А. - М.: Медицина, 1969. - 450 с.

18. Гросс Н.А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: автореф. дис…. канд. пед. наук / Гросс Н.А. - М., 1999. - 24 с.

19. Гросс Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-ой Всерос. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 28-30 сент. 2005 г. - Челябинск, 2005. - С. 56-59.

20. Гросс Н.А. Оптимизация процесса реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры / Гросс Н.А., Гончарова Г.А., Горбунова Е.А. // Образование и инвалидность: нормативно-правовые аспекты: материалы конф. - М., 2005. - С. 65-68.

21. Гросс Н.А. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей- инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Горбунова Е.А. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 1996. - С. 332-339.

22. Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Шарова Т.Л. // Сборник научных трудов и проектных материалов. - М., 1997. - С. 132-134.

23. Гросс Н.А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата/ Гросс Н.А. // Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. - 2005. - №2., С. 26-34.

24. Гросс Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис…. канд. пед. наук / Гросс Ю.А. - М., 1998. - 24 с.

25. Доценко В.И. Повышение эффективности профилактики диагностики и лечения заболеваний нервной системы / Доценко В.И., Семенова К.А., Степанченко О.В. // Республиканский сборник научны трудов. - М., 1991.-С. 158-160.

26. Жуков Е.К. Биомеханика физических упражнений / Жуков Е.К., Котельникова Е.Г., Семенова Д.А. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - 211 с.

27. Журба Л.Т. Руководство по неврологии раннего детского возраста /Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. - Киев: Здоров'я, 1980. - 230 с.

28. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека / Иваницкий М.Ф. - М.: Медицина, 1956. - 326 с.

29. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / Лях В.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №21. - С. 17-20.

30. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / Лях В.И. - М.: ACT, 1998. - 272 с.

31. Мартынов В.Л. Анализ медико-социальных проблем семей с детьми-инвалидами, страдающих ДЦП / Мартынов В.Л. // Здравоохранение РФ. 1993. - №3.-С. 14-19.

32. Методические рекомендации по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы/ сост. В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев; ЦБНТИ. - М., 1986. - 36 с.

33. Самыличев А.С. Воспитание двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры / Самыличев А.С. // Физическое воспитание во вспомогательной школе. - Горький, 1985. - С. 13-23.

34. Самыличев А.С. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательной школы при воспитании двигательных способностей на уроках физической культуры: автореф, дис…. канд. пед. наук / Самыличев А.С.; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1984. - 23 с.

35. Самыличев А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания вспомогательной школы / Самыличев А.С. // Дефектология. - 1997. - №3. - С. 11-15.

36. Семенова К.А. Детские церебральные параличи / Семенова К.А. - М.: Медицина, 1968. - 256 с.

37. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. - М.: Медицина, 1972. - 328 с.

38. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП / Семенова К.А., Махмудова Л.М. - Ташкент: Медицина УзСССР, 1979. - С. 487-488.

39. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич / Серганова Т.И. - СПб: Медицина, 1995. - 154 с.

40. Сологубов Е.Г. Система реабилитации больных ДЦП методом функциональной проприоцептивной коррекции: автореф. дис…. д-ра мед. наук / Сологубов Е.Г. - М., 1997. - 34 с.

41. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Под ред. Гросс Н.А. - М.: Медицина, 2005. - 235 с.

42. Фонарев М.Н. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста / Фонарев М.Н. - Л.: Медицина, 1973. - 265 с.

43. Ямщикова Н.А. Лечебная физкультура и массаж при прогрессивных мышечных атрофиях / Ямщикова Н.А. - М.: Медицина, 1968.-119 с.

44. Bobath К. The nature of the paresis in cerebral palsy / Bobath K. // The sec. national spastics society study group. - Oxford, 1960. - P. 448.

45. De Vries: muscule soreness // Encyclopedia of sport seines and medicine /The Macmillan Company. - New York, 1971.-N3. - P. 216.

46. Kabat H. Physiotherapy / Kabat H., McLeod M., Holt C. - New York, 1960.-125p.

47. Levitt S. Treatment of cerebral palsy and motor delay: blackwey sceintific publications / Sophie Levitt. - London, 1977. - 272p.

48. Malliani A. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neutral regulatory mechanisms / Malliani A., Lombardi P., Pagani M. // Brit. Heart J. - 1994. - Vol. 71. - P. 1-2.

49. Prudden B. Pain Erasure: the Bonnie Prudden way / Prudden B. // Ballantine books. - New York, 1982. - P. 273.

50. Travell J. Myofascial pain and dysfunction the trigger point manual / Travell J., Simons D. - New York: Williams and Wilkins, 1983. - 21 p.

Акатов М.В. V научная сессия ин-та им. Г. Т. Турнера. Л., 1951.
Акатов М.В., Фридман С.Я., Головинская Н.В., Ярошевская Е.Н. IV научная сессия ин-та им. Г. И. Турнера. Л., 1956.
Арямов И.А. Особенности детского возраста. М., 1953.
Аствацатуров М.И. Труды ВММА им. Кирова, т. XX. Л., 1939.
Боголепов Н.К. Многотомное руководство по неврологии, т. II. М., 1962.
Бойкова О.С., Зенькевич К.Ф. Методические указания по лечебной гимнастике с детьми при сколиозах, возникших на почве нервно-мышечной недостаточности. Л., 1960.
Бортфельд С.А. Обучение ходьбе в системе физического воспитания детей, страдающих болезнью Литтля. Дисс. Л. 1948.
Бортфельд С.А. Методические и информационные материалы по ортопедии и травматологии детского возраста, Л., 1955.
Бортфельд С.А., Головинская Н.В. Реферативный сборник научных работ ин-та им. Г. И. Турнера. Л., 1951.
Бортфельд С.А., Головинская Н.В. Лечебная помощь детям с церебральными параличами. Л., 1962.
Бортфельд С.А., Головинская Н.В. В кн.: Лечебная физическая культура в детской ортопедической клинике. Под ред. проф. А. Б. Гандельсмана. Л., 1962.
Бортфельд С.А., Головинская Н.В., Рего С.И. В кн.: Новые данные по физиологии двигательного аппарата в норме и при полиомиелите. Под ред. проф. Ю. М. Уфлянда. Л., 1956.
Бортфельд С.А., Григорьева Н.К., Сизов М.Г., Трошина Е.И. Материалы к научно-практической конференции по санаторному лечению детей с церебральным параличом. Л., 1966.
Бортфельд С.А., Городецкая Г.Ф. В сб. работ XIV сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР. М., 1967.
Быстров В.Д., Бортфельд С.А., Шашурина В.Н. Материалы к научно-практической конференции по санаторному лечению детей с церебральными параличами. Л., 1966.
Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7—16 лет. Автореф. дисс. М., 1955.
Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа. М., 1966.
Гончаров Н.Н. Динамика мышц человека при предельных напряжениях. Автореф. дисс. Л., 1958.
Давиденков С.Н. Клинические лекции по нервным болезням, в. II. М., 1956.
Добровольский В.К., Куслик М.И., Гандельсман А.Б., Холодковская Е.И. Лечебная физкультура. М., 1939.
Зацепин Т.С, Лист Е.В. В кн.: Ортопедия детского и подросткового возраста, М. — Л., 1935.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. М., 1956.
Жуков Е.К., Котельникова Е.Г., Семенов Д.А. Биомеханика физических упражнений. М., 1963.
Касаткин Н.И. Многотомное руководство по педиатрии, т. 1. Под ред. чл. АМН СССР проф. А. Ф. Тура. М., 1960.
Крапивенцева В.П. Изучение рефлекторных механизмов прямостояния и их возрастных изменений у школьников. Автореф. дисс. М., 1954.
Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе. Автореф. дисс. Л., 1958.
Котикова Е.А. (общ. ред.). Биомеханика физических упражнений М. — Л., 1939.
Крестовников А.Н. Физиология человека. М. — Л., 1954.
Куслик М.И. Ортопедическое лечение спастических параличей. Л., 1957.
Лесгафт П.Ф. Анатомия мышечной системы. Составлено по записям лекций проф. П. Ф. Лесгафта, дополнено А. А. Красусской, Е.А. Котиковой, А. К. Ковешннковой и М. В. Лебедевой. М. — Л., 1938.
Лист Е.В. Ортопед. и травматол., 1940, 2.
Литвак Л.Б. Многотомное руководство по неврологии, т. II. М., 1962.
Лечебная помощь детям с церебральными параличами. Методическое пособие ин-та им. Г. И. Турнера. Под ред. проф. М. Н. Гончаровой. Л., 1962.
Лурия А.Р. Вопр. психол., 1957, 2.
Манович З.X. Материалы X сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР. М., 1964.
Манович З.X. В сб. работ XIV сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР. М., 1967.
Манович З.X., Жуховицкий М.С, Дементьева Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика гимнастики. М., 1969.
Мачек М., Штефанова И., Швейцарова В. Лечебная физкультура при детских болезнях. М., 1964.
Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. Киев, 1966..
Мирзоева И.И., Городецкая Г.Ф. Ортопед., травматол. и протезир. 1967, 1, 46—50.
Моргулис М. С. Органические заболевания нервной системы у детей. М. — Л., 1931.
Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. М., 1959.
Мугинова Е.Л. Гимнастика и массаж для детей раннего возраста. М„ 1966.
Новожилов Д.А., Павлова Л.П., Пигин В.М. В сб. работ XIV сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР. М., 1967.
Павлов И.П. Поли. собр. соч., т. т. III и IV. 2 изд. М. — Л., 1951.
Павловские среды, т. т. I, II, III. М., 1949.
Персон Р.С. Мышцы-антагонисты в движениях человека. М., 1965.
Попова Т.С. Исследования по динамике ходьбы, бега и прыжков. Сборник под ред. проф. Н. А. Бернштейна. М., 1940.
Рего С.И. Нарушения координации движений при повреждениях головного конца двигательного анализатора. Автореф. дисс. Л., 1954.
Рогачева Е.И. В сб. работ XIV сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов. М., 1967.
Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968.
Семенова К.А. В сб. работ XIV сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР. М., 1967.
Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1952.
Смуглин М.Я. В сб. работ XIV сессии ин-та полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР. М., 1967.
Тезисы 2-й научно-практической конференции по санаторному лечению детских церебральных параличей. Л., 1970.
Тамбиева А.П. Развитие двигательной функции в период роста. М., 1964.
Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Л., 1966.
Тыкочинская Э.Д. Иглотерапия при заболеваниях периферической нервной системы. Методическое письмо. Л., 1964.
Уфлянд Ю.М. Физиология двигательного аппарата человека. Л., 1965.
Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до 1 года. Л., 1949.
Фридман С.Я. III научная конф., посвящ. Н. Е. Введенскому. Кутаиси — Батуми, 1962.
Футер Д.С. Заболевания нервной системы у детей. М., 1965.
Ханякина А.Я. Травматол. и ортопед., 1961, 5.
Хохрякова Е.И. Труды II научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., 1955.
Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. М., 1961.
Чжу-Лянь. Руководство по современной чжень-цзю-терапии. Иглоукалывание и прижигание. М., 1959.
Шемякин Ф.Н. Ученые записки ин-та психологии, т. II. Л., 1941.
Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.
Эйдинова М.Б. Методическое письмо по ранней диагностике детских церебральных параличей и ранним лечебно-восстановительным мероприятиям. М., 1966.
Bayer H. Anat. Anz., 1921, 54, 14/15.
Bobath К. a. Bobath В. Arch. Dis. Childh., 1956, 31, 159.
Воbath К. a. Bobath B. Occup. Ther., May, 1958.
Bobath K. a. Bobath B. Ortop. Traumatol., 1964, 3.
Соllis E. Dis. Childh. 1954, 29, 144.
Dunсan W. R. Bone Joint, surg., 1960, 42, 5.
Kobat H., Jones С W. J. nerv. merit. Dis., 1946, v. 103, p, 107.
Lindemann K. Die infantilen Zerebral Parezen. Stuttgart, 1963.
Miiller-Stephan H. Ortop. Traumatol., 1964, 4.
Phelps W. M. Textbook of Pediatries. Philadelphia a. London, 1945.
Perlstein M. Adv. Pediatr., 1955, VII.
Tardieu G. Bilan of caractieres distinetifs des diverses raiderers d'origine cerebrales. 1960,

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Подулыбина А. В.

Детские церебральные паралич – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП – это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Подулыбина А. В.

ЛЕЧЕБНО-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Детские церебральные паралич - это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП - это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям [2].

Детский церебральный паралич сопровождается ограничением двигательной активности. Эта гипокинезия приводит к ухудшению функций всех систем организма, а не только двигательного аппарата. Физические упражнения уменьшают вредное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств [5].

В чем же причина такого роста ДЦП? Почему рождаются больные дети у совершенно здоровых родителей, у женщин с нормальными размерами таза, проживающих в экологически благополучных районах, соблюдающих все врачебные рекомендации во время беременности. Многие заболевания медицина успешно лечит и старается предотвратить прививками, лекарствами, диетами, операциями, мерами гигиены. Почему нет четких рекомендаций и мер по предотвращению ДЦП. Что затрудняет поиск мер профилактики, ранней диагностики и лечения в самом начале (в остром периоде) заболевания ребенка. Современные медики называют множество причин ДЦП. На первое место ставят некое поражение мозга в период внутриутробного развития плода, указывая сотни факторов, в т.ч. острые и хронические заболевания матери, вредные привычки родителей, психологический дискомфорт, инфекционных агентов и многое другое. Создатель термина ДЦП - светило медицины XIX в. Уильям Литтл считал главной причиной ДЦП родовую травму и / или гипоксию (кислородную недостаточность) в родах, которые вызывают повреждения головного мозга рождающегося ребенка [4].

Отрицательно сказываются на развитие нервной системы ребенка прием женщиной во время беременности некоторых лекарственных препаратов (например, кортикостероидов, барбитуратов), токсикоз беременности, угроза выкидыша, маточные кровотечения, недоношенная беременность, работа будущей матери с вредными химическими веществами Органическое повреждение клеток головного мозга приводит к повышенному потреблению кислорода, вследствие чего возникает кислородный дефицит в большинстве

* Соискатель кафедры Адаптивной физической культуры.

структур центральной нервной системы, а это в итоге приводит к нарушению обменных трофических процессов как автономно в зоне поражения, так и генерализовано для всего организма плода в целом.

Независимо от причины повреждения нервной ткани во время беременности происходит ее гипоксия - недостаточное снабжение кислородом. В результате нарушаются обменные процессы в клетках мозга, прежде всего кислородный обмен, наблюдается сбой в развитии жизненно важных нервных центров и сосудистой системы головного мозга, целый ряд других патологических изменений. Все это, в свою очередь, является причиной нарушений нормального хода родового акта: возникает асфикция плода или он получает черепно-мозговую травму.

Тяжесть и характер изменений в нервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, вызвавших эти изменения, сколько периодом внутриутробного развития плода, в который они действуют. Наиболее тяжелые пороки развития мозга возникают тогда, когда время влияния совпадает с периодом органогенеза и формирования плаценты [3, с. 1].

ДЦП отличаются большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При гемипаретиче-

ской форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50 % случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псев-добульбарный синдром. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма детского церебрального паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. При двойной гемиплегии нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжелыми двигательными расстройствами рано формируются контрактуры и деформации [3].

Реабилитация детей с двигательными нарушениями - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечнососудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность.

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце.

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений. Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно [1].

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно-восстановитель-ной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом, невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму. Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение [4].

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы [5, с. 2].

ДЦП - это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру.

Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

3. Гусев Е.И. Нервные болезни: учеб. / Е.И.Гусев, В.Е. Гречко, Г.С. Бурд; под ред. Е.И. Гусева. - М.: Медицина, 1988. - 640 с.: ил. - (учеб. лит. для студ. мед. ин-тов).

5. Скоромец А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: руководство для врачей / А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец. - 5-е изд., стереотип. - СПб.: Политехника, 2005.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.