Мастюкова е м физическое воспитание детей с церебральным параличом

Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Бабенковой, В.А.Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. При раннем начале специальных занятий в первые месяцы и годы жизни ребенка можно в значительной степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирование патологических двигательных стереотипов. Развитие движений представляет большие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению.

Моторное развитие при ДЦП не просто замедлено, но и качественно нарушено на каждом этапе. В основе физического воспитания детей с церебральными параличами лежит онтогенетически последовательная стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболевания. Поэтому развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений с учетом степени сформированности основных двигательных функций. В ходе коррекционной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование контроля над положением головы и ее движениями.

2. Обучение разгибанию верхней части туловища.

3. Тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти).

4. Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину).

5. Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания.

6. Обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползания на четвереньках.

7. Обучение вставанию на колени, затем на ноги.

8. Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой.

9. Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений.

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Это связано с тем, что при ДЦП у детей наблюдаются патологические изменения мышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимости от формы заболевания и возраста.

Основными задачами лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка. На начальных этапах развития общей моторики все мероприятия направлены на воспитание задержанных стато-кинетических рефлексов и устранение влияния тонических рефлексов, а затем на развитие возможностей активных движений. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Наряду с лечебной физкультурой при ДЦП широко применяются общий лечебный и точечный массаж. Классический лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация.

В комплекс лечебной гимнастики необходимо включать пассивные движения, направленные на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивные движения показаны детям раннего возраста, у которых произвольная двигательная активность еще недостаточно развита, а также детям дошкольного возраста с ограниченным объемом движений вследствие выраженного нарушения мышечного тонуса, контрактур. Пассивная гимнастика способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные упражнения следует повторять многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении. Как только ребенок способен совершить хотя бы часть движения, переходят к пассивно-активной гимнастике. Как можно раньше нужно добиваться включения ребенка в активное поддержание позы и выполнение произвольных движений. Нужно подключить к коррекционной работе один из наиболее мощных механизмов компенсации - мотивацию к деятельности, заинтересованность, личную активность ребенка в овладении моторикой. Развивая различные стороны мотивации, нужно добиваться осознания ребенком производимых им действий, по возможности обосновывая ход выполнения каждого действия. Методист ЛФК, воспитатель должны привлекать внимание ребенка к выполнению задания, терпеливо и настойчиво добиваясь ответных реакций. При этом следует избегать чрезмерных усилий ребенка, что приводит обычно к нарастанию мышечного тонуса.

При стимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений.

При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (локальное использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры). При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличии насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь. На всех занятиях у ребенка нужно формировать способность воспринимать позы и направления движений, а также предметов на ощупь (стереогноз). Большое значение имеет развитие ощущений частей тела.

Наряду с лечебной гимнастикой и массажем при ДЦП в большинстве случаев необходимо применение ортопедических мероприятий: этапные гипсовые повязки, специальные укладки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния, ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). В некоторых случаях целесообразно ортопедо-хирургическое вмешательство. Большое место в комплексе восстановительных мероприятий занимает физиотерапевтическое лечение (лечебные ванны, горячие укутывания, криотерапия, лекарственный электрофорез, электростимуляция мышц), а также медикаментозная терапия.

Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма - питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям и нормализации в работе различных органов и систем организма. Без этого организм ребенка зачастую оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений по развитию движений.

Очень важно соблюдать общий двигательный режим. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Если ребенку с церебральным параличом не удается вытянуть вперед руки или схватить предмет, находясь в положении на спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив малыша животом на колени взрослого и слегка раскачивая его. Таким путем расслабляясь, облегчается вытягивание рук вперед и захват игрушек. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение двигательного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. При затруднении этого положения под грудь ребенку подкладывают небольшой валик.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в поддержании позы на животе, а также в изменении позы (в поворотах со спины на живот и наоборот, в возможности садиться, вставать). Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.

У детей с церебральным параличом, особенно в младенческом и раннем возрасте, отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. В большинстве случаев кисти рук сжаты в кулаки, приведен к ладони большой палец. Ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу. Почти у всех детей даже в дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

- Поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию.

- Похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.

- Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).

- Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.

- Вращение пальцев (отдельно каждого).

- Круговые повороты кисти.

- Отведение-приведение кисти (вправо-влево).

- Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).

- Щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости.

- Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев).

- Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании, игре.

Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. При этом ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности; также легче производится отведение большого пальца.

Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. Затем поощряют его тянуться к лицу или висящим в кроватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на разной высоте. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего пальцев. Полезны различные упражнения, при которых кисть двигается в сторону большого пальца, например, поднесение ложки с едой ко рту или касание рукой противоположного уха.

При ДЦП затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение (отпускание). Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Самойлова Наталья
Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП

Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП.

В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья детей. Поэтому перед коррекционными учреждениями,школами и детскими садами стоит задача: как правильно организовать работу коррекционного учреждения и всех его служб, чтобы на должном уровне обеспечить естественное стимулирование активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических содействий. Не менее важными являются вопросы оздоровления и укрепления организма ребенка, с учетом адекватности физической нагрузки и осуществление личностно-ориентированного подхода.

Исследованиями направленными на изучение физических особенностей детей с ДЦП, занимались К. А. Семенова, Е. М Мастюкова, Н. М. Махмудова. Эти ученые выявили, что при своевременно начатом лечении и организованном физическом воспитании обнаруживается тенденцию к улучшения двигательных навыков у детей с нарушениями ОДА. Одним из основных факторов, как отмечает Е. М Мастюкова, является систематичность выполнения коррекционно-развивающей работы. Для обеспечения положительной динамики в работу с ребенком, должен включаться не только инструктор физического воспитания и ЛФК, но и родители, воспитатели.

Специфика работы с детьми ДЦП предполагает учет особенностей их физического развития. Целесообразно выделить два типа нарушений при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания. Второй тип отражает примитивные формы двигательной активности, не характерные для данного возраста ребенка и поэтому патологические, например сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательных рефлексов после 4-6 месяцев жизни, необходимо помнить, что в дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками. При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибании мышц шеи и спины. Дети передвигаются на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и не координированными взмахами рук. Основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть молнию и пуговицу. У данной категории детей с ДЦП может быть поражена правая или левая рука. Они не могут совершать действия больной рукой.Отмечается нарушение координации движений: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге и волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы. Предметно-практическая деятельность у них крайне ограничена, рука не готова к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение, дети быстро устают, особенно во время быстрых действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе. Особенности двигательных нарушений у дошкольников с церебральным параличом проявляются и на занятиях физической культуры. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходное положение, сохранять устойчивость в статической позе, выполнить упражнение с нужной амплитудой, осуществить движение слитно и в нужном темпе, согласовывать движение рук, туловища и ног.

Важно учитывать, что развитие ребенка с нарушением системы опорно-двигательного аппарата происходит в ограниченном пространстве. Оно обусловлено физическими недостатками, что ведет к изолированности его от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. В семье ребенок, как правило, развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, которые воспринимают его как слабого (не ходит или плохо ходит, плохо говорит и т. д., поэтому уделяют меньше внимания двигательному развитию. В конечном итоге все это приводит к социальной пассивности. Таким образом, создается замкнутый круг – звено физических недостатков сменяет звено психических недостатков. Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не только и не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Наше коррекционно-образовательное учреждение №102 ставит перед собой цель:

Осуществлять коррекционно-образовательную работу с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивая эмоциональное благополучие, здоровьесбережение оказывая помощь педагогам, родителям в физическом развитии детей.

Исходя,из цели были поставлены следующие задачи:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей. (Для решения этой задачи была организована двигательная активность, что предполагало отслеживание физических нагрузок на и вне занятий, на прогулках и в игровой деятельности)

2. Развитие и коррекция двигательных навыков и умений, так же укрепление костной мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем внутренних органов и закаливание организма ребенка. (Для этого использовали коррекционно-физкультурные занятия, лечебно-коррегирующая гимнастика, массаж, фито-и физиотерапия, закаливание, плавание, дыхательная гимнастика, остеопатическая гимнастика после сна, самомассаж, индивидуальные занятия, спортивные праздники и развлечения.)

3. Совместная работа с родителями по укреплению здоровья детей (Формы взаимодействия были следующие: индивидуальные консультации, родительские собрания, совместные занятия, создание спортивного уголка для родителей)

Как видно, все задачи направлены на оздоровление и улучшение физического и психического состояния ребенка. В работу включался весь педагогический коллектив, а также для достижения наилучшей динамики в развитии ребенка мы привлекаем самих родителей к непосредственному участию в данном процессе. Их участие рассматривается как важный компонент в развитии двигательных навыков у детей с ДЦП в повседневной жизни.

Коррекционно - развивающая работа по физическому развитиюребенка осуществляется совместно с родителями в несколько этапов:

На первом этапе проводится диагностика физического развития ребенка с целью разработки индивидуальных занятий в детском саду и в домашних условиях. Занятия состояло из специальных комплексов упражнений с включением в них игр с использованием таких повседневных навыков, как одевание, прогулки и другое, то есть когда в занятие включалось естественная двигательное поведение ребенка.

Вместе с психологом были рассмотрены требования к проведению совместных занятий.

1. Максимальное эмоциональная включенность взрослого.

2. Искренность и открытость

3. Активность в осуществлении эмоционально – тактильного контакта взрослого и ребенка.

4. Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, сотрудничества, взаимопомощи.

На третьем этапе после проведения курса физической реабилитации с привлечением родителей было проведено итоговое тестирование по определению жизненно необходимых навыков. Результаты тестирования выявили, что у всех детей улучшились показатели в освоении двигательных навыков на 16,7–30%, расширились двигательные возможности.

Таким образом, активное участие родителей позволило достичь лучших результатов в установлении взаимосвязи физического и психического развития детей. Проиллюстрируем вышеописанное конспектом.


Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.


Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.


Фотоотчет о создании условий для полноценного физического развития «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Физическое воспитание детей с церебральной патологией мож­но разделить на 3 периода:

1) доречевой и ранний возраст — от 0 до 3 лет;

2) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;

3) школьный возраст — старше 7 лет.

Первый период реализуется в центрах абилитации в детских поликлиниках и реабилитационных центрах.

Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компен­сирующего и комбинированного вида, имеющих специализированные группы детей с ДЦП.

Третий период реализуется в специализированных школах.

Задачи 1-го периода

1. Нормализация тонуса и моторики ребенка.

2. Стимуляция звуковой и речевой активности.

3. Развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, дви-гательно-кинестетического и др.).

4. Формирование предметной деятельности.

5. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков.

Задачи 2-го периода

1. Развитие игровой деятельности и психических процессов.

2. Развитие речевого общения.

3. Расширение знаний об окружающей среде.

4. Развитие сенсорных функций.

5. Развитие ручной умелости и двигательных навыков.

6. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Задачи 3-го периода

1. Развитие двигательных навыков.

2. Развитие психических процессов и речи.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Профессиональная ориентация.

5.3.1.Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте

Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигатель­ными нарушениями. Развитие движений представляет большие слож­ности, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению (Овчинникова Т.С., 2001).

Для большинства детей характерна повышенная утомляе­мость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро стано­вятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, уси­ленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насиль­ственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятель­ность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, бо­лезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко воз­никают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Все эти особенности определяют необходимость сочетаний фи­зического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичный эмоциональ­ных и поведенческих отклонений.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП (и физического воспитания в частности) является совмещение педа­гогических и лечебных воздействий с учетом не только двигатель­ных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких ослож­няющих расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и сомати­ческие нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрез­мерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлажде­ние и болезненное раздражение.

Для многих детей с опорно-двигательными нарушениями харак­терно наличие страхов. Страх может возникнуть при простых так­тильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей от­мечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (уча­щается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, по­является потливость, усиливаются насильственные движения, может подняться температура, усилиться бледность кожных покровов).

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и ло­комоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения ко­нечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка (рефлекс-запрещающие позиции).

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, су­ставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в централь­ную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимна­стики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адек­ватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ре­бенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие дви­гательных систем головного мозга.

В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и поло­жения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает пра­вильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движе­ния, что является мощным стимулом к развитию и совершенствова­нию двигательных функций и навыков.

Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется гем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, — навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, пред­метно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом пра­вильность выполнения движений должна быть строго фиксированна. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать разви­тию у ребенка правильного двигательного стереотипа.

При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений пред­лагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнению тех или иных активных движений.

Положительное влияние на развитие двигательных функций ока­зывает использование комплексных афферентных стимулов: зритель­ных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), так­тильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных при­емов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с измене­нием ее температуры, локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).

На всех занятиях у ребенка формируют способность восприни­мать позы и направления движений, а также предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущения частей тела.

В раннем и дошкольном возрасте естественное желание дви­гаться не может быть удовлетворено 20—30-минутными занятиями лечебной гимнастикой. Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в дви­жении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными наруше­ниями не знает как действовать. Кроме того, у многих детей с це­ребральным параличом наблюдаются общие нарушения психичес­кой деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утом­ляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность.

Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедня­ет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для само­стоятельной двигательной активности детей с церебральным пара­личом является важнейшей задачей физического воспитания.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение име­ют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положении головы и конечностей, на развитие координации дви­жений, функций равновесия, на коррекцию осанки и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм вы­полнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом; многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равно­мерность длины шага, координация движений.

Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение дви­жений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение.

У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, ско­рость, сила, гибкость и выносливость. Поэтому для них крайне важ­но выполнение специальных прикладных упражнений, формирую­щих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные дей­ствия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими.

В ходе выполнения движений у детей не должно быть дли­тельной задержки дыхания. Дошкольник с церебральным парали­чом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начина­ют дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыха­ния у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит и т. д.).

Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребы­вания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объясне­ний заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигатель­ную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.

В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражне­ния, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей. Все эти осо­бенности физического воспитания дошкольников отражены в работах Н.Н Ефименко, Б.В. Сермеева (1991); Е.М. Мастюковой (1991); Т.С. Овчинниковой (2001).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.