Медико педагогическая реабилитации детей с дцп

Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в России

В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит раннее, еще в родильном доме или детской поликлинике, выявление среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также дети, чьи родители по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты (Минсоцзащиты).

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

2)развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;

3)подготовка к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7—9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет.

В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

изобразительная деятельность и конструирование,

развитие предметной и игровой деятельности,

развитие речи и ознакомление с окружающим,

формирование элементарных математических представлений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.

В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные препараты, процедуры), проводимые в детском саду, оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий. Весь лечебно-педагогический процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проживающие в крупных городах 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в таких школах-интернатах, где ставится задачей не только сочетание учебно-воспитательного лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В этих учреждениях обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшее обучению в школе по массовой или адаптированной, удлиненной на два года программе или программе для умственно отсталых.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишёны в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские — швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты, Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии). При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями Программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др. Люди с низким интеллектом занимаются клейкой коробок, штамповкой почтовых конвертов и т. п.

Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается при решении следующих задач:

- Развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам.

-Коррекция развития речи.

-Развитие двигательной сферы но индивидуальным программам.

- Формирование социальной адаптации.

- Развитие творческих способностей.

- Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;

- Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в 2 ступени:

I ступень — пропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1-го года до 4-х лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.

Предпосылками к усвоению программы II ступени являются:

- Адаптация ребенка в дошкольном учреждении:

а) создание положительной установки на посещение детского сада;

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагогический процесс.

— Создание психологической основы развития разных видов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

б) формирование функций передвижения, манипулирования, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения.

- Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельноcти, творчества, самообслуживания.

II ступень — основная — включает воспитание детей в возрасте от 4-х до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организаций двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за стойлом, во время проведения игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно быстрая утомляемость у нихотмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройку из кубиков. Педагог замечает, что ребенок с ДЦП устал и начинает Отвлекаться. Он должен подойти к нему, попросить встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Педагог может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самымдавая руке отдых.

Педагогу важно помнить, что у детей с ДЦП не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы педагога по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка; руки к письму

При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с ДЦП, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигательные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умении педагогу нужно использовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные движения), открывать и зак-рывать краны, крутить телефонный диск, поднимать, трубку. При помощи имитации детей обучают таким действиям как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т.д. Такие занятия ребенку интересны, а при наличии заинтересованности он быстрее овладевает тем или иным действием.

В процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители детей. Они отрабатывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Домашние задания, предлагаемые логопедом и педагогом для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.

Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются ее функции (опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности.

Перед школой особенно важно развивать у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить.

Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха.

Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.

40. Режим дня ребенка с ДЦП.Довольно часто у ребенка с церебральным параличом в первые годы жизни бывают недостаточно сформированы биологические ритмы сна и бодрствования: он может быть сонлив днем и чрезмерно бодр ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие и затрудняет проведение коррекционно-восстановительных мероприятий. Для слаженного функционирования всех органов и систем надо постепенно приучать ребенка к определенному распорядку дня, чтобы нормализовать его биологические ритмы. Как составить правильный режим дня? Необходимо знать примерные нормы сна и целесообразные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи. На протяжении всего дошкольного детства длительность ночного сна изменяется незначительно. Продолжительность дневного сна с возрастом постепенно снижается. В первые два месяца жизни ребенок с ДЦП должен спать не менее 20 часов в сутки, в возрасте от двух до пяти месяцев сон должен занимать 17-18 часов, в пять - семь месяцев - 16-15, в семь -десять - до 15 часов, после десяти месяцев до трех-четырех лет - 14-15 часов в сутки. От четырех до семи лет продолжительность сна составляет примерно 12-14 часов. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы детей. Поэтому иногда, особенно при тяжелых формах заболевания, осложненных физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. Решать этот вопрос следует только вместе с врачом. Детей с церебральным параличом, так же как и здоровых, рекомендуется укладывать спать не позже 9 часов вечера. Режим дневного сна устанавливается в зависимости от возраста ребенка. С девяти-десяти месяцев ребенок переводится на двухразовый дневной сон (2-2,5 и 1-1,5 часа). После полутора-двух лет по согласованию с врачом ребенок постепенно переводится на режим с одноразовым дневным сном. Его длительность лишь незначительно меньше общего дневного сна при прежнем режиме. Двухразовый дневной сон детей до полутора-двух лет длится около 4 ча-сов, длительность одноразового сна в возрасте от двух до трех

лет - 3 часа, в возрасте трех-четы-рех лет - 2,5-3 часа, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 1,5-2 часа. Каков режим кормления? В один-два месяца ребенка кормят 7 раз в сутки, от двух с половиной до десяти месяцев - 6-5 раз, более старших детей - 4 раза в сутки. Однако кормление детей с церебральным параличом имеет специфические затруднения (об этом наш следующий раздел), и режим питания несколько меняется. Для детей с ДЦП крайне важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами были заняты доступной и интересной для них деятельностью.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 605 ;

План:

1. Поэтапная система помощи детям с ДЦП

2. Амбулаторная помощь после рождения

3. Лечение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

4. Обязанности специалистов ДОУ

5. Воспитание и обучение детей школьного возраста

6. Профориентация и обучение после школы.

В России для снижения роста инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи. В основе системы раннее, ещё в родильном доме, выявление детей с ДЦП и оказание им специализированной помощи. Для этого создана сеть специализированных учреждений Минздрава и Министерства социальной защиты. В этих учреждениях длительно осуществляется лечение и оказывается квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познания и речи.

Амбулаторное лечение проводится в детских поликлиниках педиатром, неврологом, ортопедом, которые руководят лечением ребёнка дома. При необходимости ребёнок направляется на консультацию в неврологическую клинику. При лёгких формах ДЦП комплексное лечение в амбулаторных условиях достаточно эффективно. При выраженных нарушениях лечение сочетается с терапией в стационаре или в санатории. Дети, для которых помощь оказывается неэффективной, а также дети, чьи родители не могут им обеспечить лечение и воспитание, берутся государством под временную или постоянную опёку с направлением их в дома ребёнка или интернат.

Дети дошкольного возраста пребывают в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). ДОУ для детей с нарушением ОДА – это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение дошкольников. Основной целью коррекционного обучения и воспитания является всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, адаптация к окружающей действительности, создание базы для школьного обучения.

Комплектование ДОУ осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями. В ДОУ поступают дети от 3 до 9 лет. Вначале проводится психолого-педагогическое обследование, при котором проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия. Противопоказанием к поступлению является выраженная умственная отсталость. Не готовые к обучению дети оставляются в детском саду до 9 лет.

В специализированных ДОУ создаются условия для пребывания детей с двигательной патологией: необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется лечение. В них работают специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, неврологи. Результаты динамического обследования детей периодически анализируются и обсуждаются всем коллективом.

Развитие познавательной деятельности осуществляет дефектолог, воспитатель формирует навыки самообслуживания, организует досуг детей. Развитие речи и коррекцию дизартрий осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию и отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая с детьми семьёй и персоналом ДОУ. Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей стимулировать двигательную активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Воспитание и обучение детей школьного возраста осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушением ОДА.

В школах-интернатах осуществляется целостный подход к личности ребёнка. От педагогов требуется большой такт, знание особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно выработать у ребёнка объективное отношение к своим возможностям.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях. Профориентация проводится в течение всего периода обучения и ориентирует детей к выбору профессии соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить обучение в училищах, техникумах или вузах, для поступления в которые они имеют определённые льготы. При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др.

Литература:

1. Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом/К.А.Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин.- М., 1972.

2. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата/Под ред. М. Ипполитовой. – М., 1988.

Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.


Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. Программа индивидуальной реабилитации может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми – таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Основные фазы течения заболевания

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:


Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными – все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей программ индивидуальной реабилитации для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.


Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия (лечение лошадьми), психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • грязевые аппликации, повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа "Логоритмика");
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия – массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат – специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето – разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Физическая реабилитация детей с ДЦП


Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях – родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.


Средства технической реабилитации

Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту – приспособиться к жизни.


С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.


Инвалидность при ДЦП

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения – например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Льготы детям-инвалидам с ДЦП

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.


Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
  • освобождение от оплаты в детских садах;
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо – 1,2 тыс. рублей);
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Реабилитационные центры в России

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО – Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.


Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи – педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште – столице Венгрии – это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.