Метод войта при лечении дцп что это

В результате научных исследований профессора, доктора медицинских наук Вацлава Войта найден принцип лечения повреждений центральной нервной системы и двигательного аппарата, среди которых: периферийные и поперечные параличи, вывихи и дисплазии тазобедренного сустава, сколиозы; последствия менингомиелоцеле, артогрипоза, черепно-мозговых травм.

Принцип Войта разрабатывался более 10 лет. В стенах IV клиники медицинского факультета Пражского университета (на северо-востоке Богемии) открыты основы терапии детей с церебральным параличом, а метод получил название — Войта терапия.

Как появился метод

Работая над улучшением состояния двигательной активности, профессор заметил одинаковые реакции нескольких пациентов (в положении на животе, спине, боку) на целенаправленное давление при неоднократном повторении в определенные точки, которые выражались:

  • В положении на животе – рефлекторным ползанием;
  • В положениях на спине и боку – рефлекторным переворачиванием.

У здоровых новорожденных детей в определенном исходном положении при раздражении надавливанием, Войта отметил двигательные реакции, не свойственные возрасту (ползание, переворачивание).

Сравнив результаты исследований, доктор сделал выводы:

  • Ребенок рождается с готовыми двигательными моделями, которые реализуются по мере физического развития;
  • При церебральном параличе спонтанные движения носят приспособительный характер.

Суть метода

Чтобы воспроизвести рефлекторное движение, организм задействует целый ряд мышечных групп, вегетативную систему, активируя сложные двигательные процессы и мелкую моторику, вегетативную функцию:

  • Шагательные и хватательные движения;
  • Равновесие тела при движениях;
  • Выпрямление тела против силы тяжести;
  • Глазная, ротолицевая моторики (отведение глаза, движения языка, челюсти);
  • Дыхание;
  • Сосание и глотание;
  • Регуляция работы кишечника и мочевого пузыря.

Войта терапия, запуская рефлекторные движения, обеспечивает прокладку доступа к отдельным частичным двигательным моделям через центральную нервную систему.

Благодаря Войта – диагностике можно выявить динамику первичных рефлексов новорожденного (в норме каждый условный рефлекс проявляется в пределах ограниченного периода времени), определить недоступные частично или полностью модели в позе и движении человека.

На основании диагностики различают:

  • Центральное нарушение координации;
  • Угрозу церебрального пареза;
  • Манифестный церебральный парез.

Успех терапии зависит от:

  • Вовремя начатого воздействия – активации нормальных движений при еще не сформировавшихся замещающих;
  • Полноценного участия родителей в проведении терапии.

Эффективность метода в терапии ДЦП

При точном соблюдении принципа лечения и индивидуального подхода возникают положительные изменения в координации движений, расширяя их возможности при:

  • Хватании;
  • Выпрямлении;
  • Хождении;
  • Речи.

По окончании курса Войта терапии пациент может:

  • Более свободно и спонтанно двигаться – появляется самостоятельность действий;
  • Легче выражать свои желания и потребности;
  • Уверенней общаться с окружающими;
  • Обучаться без отрыва от социума.

При ежедневных процедурах Войта терапии возрастает родительская компетентность во взаимоотношениях с ребенком через телесный и эмоциональный контакт.

Обучение родителей Войта терапии

Необходимость вовлечения родителей в процесс лечения обусловлена длительностью и частотой проведения процедур.

После диагностики и построения плана лечения, Войта терапевт приступает к обучению родителей принципам терапии, учитывая количество занятий ( 3 – 5 в день) и время их проведения (от 5 до 20 минут). Для этого:

  • Определяются цели лечения;
  • Происходит психологическая подготовка родителей (понимание различных реакций ребенка на раздражения и непривычные движения);
  • Предоставляется возможность постоянных консультаций в отсутствие терапевта.

В процессе терапии врач, по-необходимости, корректирует план лечения, согласовывая действия с родителями.

Войта – терапия занимает длительное время, которое может длиться месяцами, а в сложных случаях и годами, поэтому требует от родителей терпения, веры в положительный результат.

Да простят меня авторы и правообладатели. Издание нашла в интернете.

Где найти Войта терапевта

Более 40 лет Войта терапевтов по всему миру готовит Международное общество Войты (МОВ).

Пройти курсы терапии и диагностики по-Войта могут врачи – физиотерапевты и невропатологи со стажем работы с неврологическими больными не менее двух лет.

Войта терапевтов можно найти в:

  • Реабилитационых отделениях медицинских центров;
  • Неврологических клиниках;
  • Городских клинических больницах (неврологическое или физиотерапевтическое отделение).

В поиске Войта терапевта могут помочь специальные учреждения по работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом.


Особый ребенок в семье – это испытание родителей на мужество и способность любить.

Полвека назад чешский профессор Войта подарил таким родителям надежду: ребёнок сможет двигаться нормально.

Метод, разработанный им, даёт шанс правильно двигаться множеству больных, как детей, так и взрослых.

Суть метода профессора Войты

Каждый новорождённый обладает правильной программой движения, которая заложена в нервной системе. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребенок не умеет управлять своими позами.

Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом.

Как было открыто явление рефлекторной локомоции

В 50-е годы прошлого столетия, работая в пражской клинике по лечению детей с ДЦП Вацлав Войта открыл явление рефлекторной локомоции.

При нарушении связи между ними спинной мозг, не получая сигналов, не может генерировать движение. Профессор после десятилетних
экспериментов установил, что утраченную способность ЦНС руководить движением можно заменить внешним – рефлекторным – раздражением.

На занятиях с больными детьми, он заметил, что при нажатии на определенные точки у всех пациентов происходили похожие рефлекторные сокращения мышц.

Если они лежали на животе – то начинали ползти; если на боку или спине – переворачиваться. Здоровые дети отвечали на эти движения так же, хотя ползание и переворачивание ещё были несвойственны их возрасту. Всё это позволило Войте прийти к заключениям, ставшим принципами его метода.

Кому на пользу, а кому во вред

Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания.

Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.

Принципы лечебного воздействия

Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления.

В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадежный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня ФРГ становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.

Механизм активации заблокированных движений

Данный механизм включает несколько основных направлений.

Если здоровый ребенок к возрасту 6-7 месяцев начинает сам переворачиваться с живота на спину и наоборот, то детей с нарушенной функцией
движения (ДЦП, парезы и параличи и т.д.) надо стимулировать к этому, создавая на базе заблокированного болезнью безусловного рефлекса своего рода условный рефлекс. Это происходит в два этапа.

Первый этап: положение лежа не спине с вытянутыми руками и ногами. Терапевт нажимает точку на груди (немного ниже соска, между 7 и 8 ребром), одновременно не дает голове наклоняться в сторону поворота, воздействуя на точку в зоне шеи. У пациента появляются следующие рефлекторные сокращения мышц:

  • вдоль позвоночника – происходит его вытягивание;
  • во всех суставах ног – голеностопном, коленном, тазобедренном;
  • глаза начинают смотреть в сторону поворота;
  • ребенок начинает глотать, даже если раньше он это делал с трудом;
  • напрягаются мускулы грудной клетки, живота, кишечника.

В результате согласованного действия всех групп мышц ребенок сам переворачивается на бок — это исходное положение для следующего этапа.

Второй этап: положение на боку. Теперь нажатие происходит в зонах тела возле плечевого и тазобедренного суставов и напрягаются такие группы мышц:

  • вдоль позвоночника; обеспечивается его растяжение;
  • мышцы, которые не дают голове упасть по направлению поворота;
  • мускулы на опорной руке, начиная от плеча и до кисти, на которую больной, повернувшись на живот, может опираться.
  • мускулатура на опорной ноге от таза до стопы.

Спонтанно здоровый ребенок начинает ползать в 8 – 9 месяцев. Рефлекторное ползание, используя эффект локомоции можно вызвать и у
новорождённого, а особые детки без Войта-терапии рискуют так и не научиться ползать.

А ведь в этом движении заложены механизмы хватания, вставания, ходьбы, которые так и останутся нереализованными.

Рефлекторное ползание начинается в положении лёжа на животе; голова покоится на опоре и повернута в сторону. Для новорождённого достаточно активации одной точки в районе затылочной части, чтобы привести в действие заложенный механизм.

В более старшем возрасте нужно последовательно нажимать на точки, включающие группы мышц правой руки и левой ноги – и наоборот.

Крестообразное воздействие дает возможность телу удерживать равновесие и двигаться вперед. На теле имеется 9 точек активации ползания и остальных механизмов движения. При работе с ними важно учитывать угловое положение рук, ног и головы. Имеется около 30 вариантов манипуляций при работе с этим движением. Правильный выбор может сделать только специалист.

Наряду с главными двигательными реакциями сеансы Войта-терапии запускаются такие виды моторики, как:

  • глазная;
  • ротовая и лицевая;
  • вегетативная (сокращения кишечника, мочевого пузыря, мышц, ответственных за дыхание);
  • сосательные и глотательные рефлексы.

Итог терапевтического воздействия – доступ ЦНС к ранее закрытым для неё возможностям управлять равновесием тела, сопротивлением силе тяжести, рефлексами ходьбы и хватания и т.д.

Причем, это именно доступ к врожденным механизмам, а не тренировка нужных движений. В мозгу сохраняется память о порядке правильного движения, и он начинает управлять им.

Практическое применение Войта-терапии

На практике этот вид терапии применяется в трех сферах.


Она основана на постуральной реактивации – способности тела преодолевать силу тяжести, Войта разработал семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрастные периоды: 0 – 1.5 месяца; 1.5 – 3 мес.; 4 мес. – полгода; 7 – 9 мес.; 9 мес. и старше.

При нарушении одной — трех реакций из семи надо быть настороже. А четыре плохих реакции говорят о нарушении моторики и являются показанием к Войта-терапии.

Ранняя диагностика очень важна, потому что в грудном возрасте легче восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда закрепились нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на внешнюю среду.

Терапия даёт положительный результат как в грудном возрасте, так и в более старшем вплоть до подросткового.

Пока ребенок не научился говорить, его реакция на лечебные действия проявляется в виде крика. Создавая стресс, особенно для родителей, проводящих лечение, крик все-таки есть адекватный ответ младенца на новые ощущения. Они никак не должны быть болевыми. Более старшие дети уже не кричат.

Оптимальная длительность процедур – от 5 минут до получаса, более длительные и без того стрессовые занятия создадут чрезмерную нагрузку на маленького пациента.

Особенностью Войта-терапии является то, что основное лечение проводят родители и близкие ребенку люди. Врач делает назначение в
соответствии с проблемой ребёнка и проводит обучающий курс. Вся остальная работа лежит на родных. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.

Третьим направлением является лечение взрослых, потерявших движение после травм или инсульта.

Обучение и применение войта терапии на практике — видеоматериалы:

Слово довольной маме

Из отзыва мамы, дочери которой уже помогла войта терапия.

Недавно начала делать попытки передвигаться по-пластунски, упираясь на руки и подтягивая ноги к животу. Со времени занятий улучшения во всем: лезут зубы (4 шт.), едим супчик, исследуем все ящики, собираем в ведерко мелочовку, даже складываем пирамидку, пусть еще неправильно.

О. Яшина. Дочка Катя. 1 год 3 месяца. Диагноз тетрапарез

Метод профессора Войты не обещает чудесного исцеления, он предлагает трудную работу, равносильную подвигу всей его жизни. Подвиг, который вселяет надежду и дарит радость движения.

Войта терапия – уникальная терапевтическая методика, ориентированная на восстановление и формирование моторных функций. Этот метод дает шанс нормально передвигаться детям и взрослым с нарушениями ЦНС и патологиями моторного развития.

Войта терапия – это одна из терапий выбора, которая применяется как для помощи детям, имеющим темповые задержки, так и для лечения деток с диагнозом ДЦП. Доказано, что данная методика очень эффективна именно на первом году жизни, поскольку мозг ребенка в этот период удивительно пластичен. Однако Войта-терапию можно применять и в более позднее время. Этот метод успешно используется в лечении:

  • тяжелых состояний после травмы головного мозга;
  • заболеваний опорно-двигательной системы;
  • паралича или деформаций ног и рук;
  • атрофии мышечных волокон;
  • расстройства глотательных, жевательных функций;
  • рассеянного склероза.

У нас вы можете найти подробную информацию о Войта терапии, ее эффектах и особенностях проведения в Центре и в домашних условиях.

Чем раньше, тем лучше

Войта-терапия применима в любом возрасте. Однако молодые пациенты более восприимчивы к лечению, а результаты такой терапии могут быть продолжительнее и стабильнее. В случае с младенцами возможность восстановить патологические нарушения в ЦНС выглядит еще более многообещающе в силу максимальной пластичности детского мозга. Блокированные нейронные пути легко восстанавливаются в раннем возрасте. Новые устойчивые связи быстро формируются, поскольку заместительные двигательные стереотипы еще не успели закрепиться и могут быть перестроены незаметно.

В случае с более старшими детьми и подростками, чья нервная система уже снизила первоначальную пластичность, Войта-терапия может оказать заметное положительное влияние. При использовании методики у взрослых пациентов можно рассчитывать на решение таких задач:

  • Уменьшение болевого синдрома в области спины;
  • Профилактика травм опорно-двигательной системы;
  • Лечение посттравматических состояний;
  • Коррекция нарушений ходьбы.

Врожденные двигательные стереотипы – как ключ к Войта терапии

Обычно к возрасту 12 месяцев здоровые детки уже проходят всю хронологическую цепочку нормального развития. Это обеспечивает их всеми необходимыми умениями для того, чтобы экспериментировать в положении стоя и делать первые шаги.

К врожденным двигательным стереотипам относятся:

  • хватание;
  • переворот;
  • ползание по-пластунски и на четвереньках.

Однако часто из-за нарушений в ЦНС автоматическая активация этих врожденных движений запаздывает и тормозит д


Именно Войта-терапия включает и восстанавливает врожденные двигательные стереотипы. Это удается сделать путем стимуляции определенных зон на теле, связанных с головным мозгом. В итоге терапия приводит к активации координированных движений тела и конечностей.

Этапы развития поступательного движения

Перевороты и ползания на четвереньках – это два наиболее важных образца движений, предшествующих ходьбе. ЦНС вызывает их в соответствии с генетической предопределенной последовательностью, которая согласована с ростом и развитием компонентов локомоторной системы ребенка. Это обеспечивает ему возможность выполнять все более сложные задачи. Все отдельные элементы, которые образуют такие комплексные движения как вставание (выпрямление) и ходьба являются частями этих двух основных двигательных стереотипов.

Метод рефлекторной локомоции является основой Войта-терапии. С его помощью происходит знакомство с ползанием и поворотами на автоматическом уровне. Благодаря этому методу пациенту становятся доступны простейшие составляющие передвижения:

  • выравнивание тела;
  • удержания баланса при передвижении;
  • контролируемые шаговые движения и хватания.

Пациента укладывают в положение на спину, бок или живот таким образом, чтобы это положение можно было использовать для поворота или ползания. Терапевт при этом воздействует на определенные рефлекторные зоны руками, безболезненно надавливая в нужном направлении и с нужным усилием. Такой вид стимуляции побуждает пациента, вне зависимости от его возраста, рефлекторно повернуться или начать ползти.

Эффект воздействия

Поворот и ползание содержат в себе все элементы более сложных двигательных задач, которые требуют уже более тонкой и высокой координации и баланса. Автоматическое управление равновесием, поступательный контроль баланса, вертикализация тела, целенаправленный захват и шаговые движения – все это основано на движениях ребенка во время осуществления переворота и ползания.

Повторяющаяся активация этих двух рефлекторных движений помогает сформировать или восстановить тот нейронный путь, который связывает головной и спинной мозг. Результаты терапии проявл

яются в улучшении координации мышечного сокращения, подвижности конечностей и мимики лица.

Войта терапия улучшает как качество ежедневных спонтанных и автоматических движений, так и способность поддерживать позу. Эффект от терапии заметен уже после одного занятия: ребенку с двигательными нарушениями удается улучшить контакт и общение со своим окружением. При этом нейронный путь, который формируется в результате воздействия на стереотипы движения, сохраняется в головном мозге в течение нескольких часов после занятий. Если удается повторить такое же занятие в этот же день, это помогает закрепить достигнутый результат и перевести его в форму осознанности и повторяемости.

Огромный плюс Vojta терапии в том, что ее могут выполнять родители. В Центре мы проводим обучающий курс, где рассказываем и показываем: как и что нужно делать, чтобы помочь вашему ребенку.

Процедуры можно выполнять дома по 3-4 раза в день. Если будете делать реже – полученный во время занятия рефлекс может угаснуть. Если делать чаще – не останется времени для закрепления эффекта. Лечение может длится как несколько месяцев, так и несколько лет, и на протяжении всего курса наши Войта-терапевты будут наблюдать, помогать и корректировать ваши действия.



Больные дети, которые неспособны к нормальной двигательной функциональности, имеют шансы на улучшение качества жизни. Более того, эти методики применяются к взрослым пациентам. Сегодня пойдет речь о том, что такое метод войта при лечении дцп.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня мы расскажем об уникальном и эффективном метод Войта.

Терапия Войта -видео

Метод представляет собой прекрасный способ лечения, который дает шансы всем не зависимо от возраста с наличием проблем опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, спровоцированных детским церебральным параличом.

Терапия была создана в середине прошлого столетия специалистом из Чехии Вацлавом Войтом.

Здесь Вы можете посмотреть еще несколько видео о терапии по методу Войта

Показания


Реабилитация используется для лечения с нарушениями моторных функций, парезов и параличей, мускулатурной кривошеи и другими проблемами. Основой данного способа служит рефлекторная локомоция.

Врач целенаправленно осуществляет надавливания на конкретные участки тела больного, который лежит в горизонтальном положении на спине, боку либо животе.

Эти нарушения способствуют следующим проявлениям:

  • рефлекторному ползанию в лежачем положении;
  • поворотам из одной позиции на другую.
  • при проведении методики посредством нейрорефлекторных техник вызываются рефлексы перемещения тела для сохранения равновесия.

В процессе рефлекторной локомоции наблюдается координированная активация мышечного скелета в ответ на воздействия доктора. Малыша фиксируют в позиции рефлекса и оказывают влияние на область поражения.

Данная терапия не совместима с электрическими физиотерапевтическими процедурами. В процессе проведения необходимо контролировать частоту и глубину дыхания, может возникнуть изменение кровяного давления.

В результате могут быть вовлечены все движения, начиная от хватаний и заканчивая ползанием и вставанием. У больных начинают активироваться нужные группы мышц для спонтанных мышечных функций. Сперва,это проявляется на позвоночнике, затем на конечностях и лице.

Стоит подчеркнуть, что речь идет об активации врожденных стереотипов и рефлексов, которые должны быть скоординированы с мышцами тела. Так, при помощи раздражений стимулируется головной мозг, который ищет методы физической реализации поступающих сигналов.

Рекомендуем: Развивающие игрушки.
Ходунки-игровой центр 2 в 1 — Он сможет делать первые шаги, опираясь на такую тележку; Вы сможете учить ребенка названиями цветов, новым словам, формам; Развитие ребенка: тренируется моторика пальцев; развивается зрение, слух; тренируются мышцы ножек; малыш запоминает много новых слов; развивается фантазия; усложняется игровая деятельность

Со временем чтобы осуществить конкретное действие, мозг человека будет использовать импульсы, которые находились в пассивном состоянии. Через несколько сеансов малыш сможет уже делать то, что у него ранее не выходило.

Взаимодействие со взрослыми


Чтобы эффект от методики вас порадовал, необходимо, чтобы с детьми занимались взрослые.

Специалист учит родителей, как правильно делать рефлекторные процедуры. Для того, чтобы добиться желаемых результатов, требуется не менее четырех повторений.

В момент проведения манипуляции малыш может заплакать. Однако, по утверждению самого психолога, это вполне нормальная реакция, так как пациент выходит из зоны комфорта, его тело начинает двигаться.

Сначала методика будет даваться нелегко. Малыш не будет ощущать боль и негативного влияния на психику не будет.

Восстановление будет зависеть от возраста ребенка. Самое лучшие время считается период до одного года.


В более позднем возрасте начинают формироваться неверные стереотипы движений, спровоцированные наличием у малыша определенных заболеваний и преодолеть их очень тяжело.

Фитнес-тренажер имитирующий верховую езду.


Мы желаем Вам успехов в лечении!

Дорогие читатели, подписывайтесь на обновленные статьи и делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. Всего хорошего!


С 9:00 до 21:00, 365 дней в году
без перерыва и выходных

  • Главная
  • О клинике
  • Цены на услуги
  • Специалисты
  • Галерея
  • Документы
  • Новости
  • Статьи
  • Контакты

Что такое Войта-терапия и кому она нужна? - Статьи

  • Предыдущая статья
  • Все статьи
  • Следующая статья


Пожалуй, стоит начать с того, что Войта-терапия создана для реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП), вне зависимости от степени тяжести и возраста. ДЦП – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга у ребенка во время беременности и в первые недели жизни. Обязательным клиническим компонентом являются двигательные нарушения, кроме которых зачастую имеются речевые и умственные расстройства, эпилептические припадки и нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не имеет прогрессирующего характера, однако его симптомы часто остаются с человеком на всю жизнь и становятся причиной инвалидности.

Автором методики является детский невролог, профессор Вацлав Войта. Он работал в ортопедической университетской клинике города Кельна и в Детском центре г. Мюнхена.

Войта одним из первых описал двигательное развитие ребенка до года и выявил определенные зоны, воздействие на которые вызывает двигательный ответ. Войта-терапия – это активная методика, специалист вызывает у пациента непроизвольные двигательные реакции путем фиксации ребенка в определенном положении. В процессе активизируются естественные двигательные модели или паттерны движений (рефлекторные локомоции).

Суть метода профессора Войты

Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребёнок не умеет управлять своими позами.


Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом. В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадёжный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня Германия становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.

История

Впервые терапия по Войта была применена в 1950 году. Терапия носит имя Вацлава Войта (1917-2000), который в то время был неврологом и педиатром при пражском университете. В 1954 году он стал врачом-консультантом в центре инвалидов Железнице того же университета (ныне в республике Чехия). Здесь в круг его обязанностей входило сопровождение детей и подростков, больных детским церебральным параличом (ДЦП). В 1968 году эмигрировал в Германию: он работал и занимался научными исследованиями в ортопедической клинике при Кёльнском университете, а также в детском центре в Мюнхене. С 1990 Войта вернулся к преподавательской деятельности в пражском университете.


Войта заметил, что при церебральных парезах мышцы определенных областей тела благодаря определенным исходным положениям и целенаправленному воздействию использовались иначе, чем при спонтанном применении. Кроме того, в результате этого воздействия изменялся тонус мышц, который у паралитиков типично повышен.

Мышечные функции стали больше походить на мышцы здоровых людей. Кроме того он установил, что интенсивность напряжения мышц у детей и подростков зависела от ситуации, в которой мышцы использовались. Например, он мог наблюдать, как человек с центральным параличом, который обычно стоял ровно, с большим напряжением мышц и на кончиках пальцев ног (на цыпочках), внезапно и неожиданно расслаблялся, когда ему предлагали выпрямиться с преодолением давления, оказываемого на плечи.

Стало понятно: слишком высокий или слишком низкий тонус мышц не был локальным феноменом, распространяющимся только на ступню или ногу. Этот феномен необходимо рассматривать как сопутствующее явление со стороны центральной нервной системы, ставшее следствием неправильного управления функцией мышц. Следовательно, тонус мышц зависит от позы и процессов движения всего тела, и, очевидно, на него можно повлиять из отдалённых регионов тела. Важным в этих наблюдениях было то, что позу и движение необходимо всегда рассматривать как общую картину активного процесса, в которой ни один активный элемент не функционирует независимо от целого организма.

В своих попытках систематизации результатов, найденных опытным путем, Войта мог наблюдать благоприятные результаты воздействий, которые первоначально не преследовали никаких терапевтических целей. Ему удавалось временно добиваться более или менее заметной компенсации первоначально слишком высокого напряжения мышц. При этом было примечательно, что данные положительные эффекты сохранялись не в течение короткого времени после воздействия, но часто на протяжении нескольких часов, и даже дольше. В частности, после многократных повторений удавалось добиться изменений взаимодействия мышц пациентов, что оказывало благоприятное воздействие на их спонтанную моторику и позволяло пациентам использовать такое воздействие самостоятельно.

Другой результат состоял в наблюдении, что, очевидно, существуют параллели между уровнем выпрямления больных детским церебральным параличом (ДЦП), который Войта мог наблюдать у исследуемых подростков в Железнице, и выпрямлением детей младенческого возраста, которое зависит от их возраста.

Так, были пациенты с ДЦП, которые не могли в положении лёжа на животе опираться на локти, и при этом перемещать голову в центральное положение. В аспектах статомоторики они находились на уровне выпрямления, соответствующем новорожденному ребёнку. В зависимости от степени тяжести ДЦП, можно было провести самые разные параллели, соответствующие различным этапам развития здорового новорожденного. Напрашивалось предположение, что в основе этих параллелей лежит физиологическая взаимосвязь, что заставило Войта искать связующий принцип. Он нашел этот принцип путем опроса относительно развития моторики пациента, которую можно было наблюдать у него в младенческом возрасте.

Войта наблюдал, что вслед за развитием опоры на руки и схватывания, в конечном счёте, всегда идет стояние и ходьба. Бесперебойное моторное развитие ребенка начинается из состояния фактически полной неспособности совершать целенаправленные движения. Войта установил, что различные жизненно-важные мышечные функции зависели от движений, ориентированных на цель, требовавших мышечной деятельности, которая обеспечивала надежную стабилизацию и мышечную опору, необходимую для выполнения движения (стабилизационный фон). Это существенное наблюдение, что поза, выпрямление и движение образуют единое целое, и могут рассматриваться только в общей взаимозависимости, решающим образом способствовало развитию терапии.

Принцип выпрямления Войта распознал как эволюционную программу, которая утвердилась в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) в той мере, в какой она могла утвердиться. В нормальном случае это развитие ведёт у ребёнка к свободной ходьбе в течение первых восемнадцати месяцев жизни. Войта понял, что при органическом поражении мозга спонтанное исполнение этой заложенной программы затруднено, но не является совершенно невозможным. Наоборот, создается впечатление, что организм пациента, больного ДЦП, пытается осуществить эту программу как можно лучше, с учетом выраженности патологии и динамики протекания болезни. Ведь бессознательное взаимодействие мускулатуры создает алгоритм движения, которое хотя и ограничено, но управляется законами, одинаковыми с законами управления движениями здоровых людей.


Индивидуум, пораженный болезнью, воспринимает этот ограниченный алгоритм движения как нормальный, и усваивает его в качестве действующей схемы движения тела. Теперь Войта стало понятно, что выпрямление непосредственно связано с целенаправленным движением, совершаемым с определенной целью. Из этого следовало, что люди развиваются в результате того, что они хотят двигаться к цели, к которой они стремятся, и что они при этом мобилизуют все моторные средства, находящиеся в их распоряжении. Поэтому достигнутый уровень выпрямления является последствием продолжающихся успешных попыток целенаправленного перемещения к желанной цели.

Переворачивание и ползание как основной алгоритм локомоции.

В своих работах Войта анализировал моторные средства, находящиеся в распоряжении для вставания и целенаправленного движения. При этом он обнаружил две основных последовательности движений (два основных алгоритма движений) переворачивание и ползание. В этих двух глобальных алгоритмах он распознал повторяющиеся последовательности.

С запуском этих двух последовательностей движений (переворачивания и ползания) стало возможным применять в терапии принцип локомоции. В течение следующих десятилетий были исследованы детали последовательностей спонтанных движений, а также методы запуска предсказуемых последовательностей движений.

Результаты Войта-терапии в реабилитации детей с ДЦП

Мускулатура скелета

  • Позвоночник становится функционально подвижнее
  • Голова более свободно двигается
  • Улучшается осанка
  • Кисти и стопы целенаправленнее и обширнее используются для опорной и хватательной функции

Область лица и рта

  • Облегчаются глотательные, сосательные и жевательные движения
  • Движения глаз становятся более целенаправленными и независимыми от движений головы
  • Возрастают сила и громкость голоса
  • Улучшается речь

Дыхательная функция

  • Увеличивается объем грудной клетки
  • Дыхание становится глубже и стабильнее

Вегетативная нервная система

  • Улучшается кровоснабжение кожи, стабилизируется режим сна и бодрствования, улучшается регуляция функционирования кишечника и мочевого пузыря

Восприятие

  • Улучшается чувство равновесия, ориентация в пространстве
  • Точнее становятся ощущения: холодный-теплый, острый-тупой
  • Улучшается восприятие собственного тела
  • Улучшается распознавание форм и структур исключительно с помощью ощупывания

Психика

  • Пациент становится более уравновешенным, эмоционально активным

Польза и вред

Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания. Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.

Показания к проведению войта-терапии

К абсолютным показаниям Войта-терапии относят:

  • периферические параличи и парезы;
  • ДЦП;
  • мышечная кривошея;
  • центральные координационные нарушения;
  • врожденные миопатии;
  • синдром поперечного повреждения спинного мозга.

Относительные показания:

  • синдром Дауна;
  • задержка стато-кинетического развития;
  • нарушение осанки;
  • проблемы с функциями дыхания, жевания, глотания;
  • функциональные нарушения суставов (косолапость, дисплазия тазобедренного сустава).

Противопоказания к проведению Войта-терапии

Проведение Войта-терапии противопоказано в следующих случаях:

  • температура тела более 38,5˚С;
  • гидроцефалия (стадия декомпенсации);
  • 10 дней после прививки;
  • обострение соматических хронических болезней;
  • серийные эпилептические припадки;
  • аффективно-респираторные состояния;
  • заболевания сердца;
  • психологическая неподготовленность родителей к процедуре;
  • наличие особых заболеваний (болезнь стеклянных костей).

Подводя итог, нужно сказать, что ДЦП – это сложное заболевание, полностью излечиться от которого в данный момент нельзя. Можно только облегчить жизнь с помощью реабилитации, перевести болезнь в более легкую форму, чтобы ребёнок в будущем смог жить самостоятельно – ходить в школу, учиться в университете, заботиться о себе. Такое возможно при регулярной работе и комплексном подходе к реабилитации малыша с ДЦП. Всё возможно, главное – верить.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.