Методика обучения конструированию детей с дцп разработана

Мельниченко Татьяна
Особенности лего-конструирования у детей с ДЦП (старший дошкольный возраст)

Процесс взаимодействия с миром ребёнок осуществляет через деятельность.

Основной вид деятельности в дошкольном детстве – игра, а также продуктивные виды, в частности изобразительные. Следовательно, игра и творческая самореализация необходимы для полноценного развития личности ребёнка.

Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход психического развития.

При ДЦП имеют место нарушения эмоционально- волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения, слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Педагоги сталкиваются с такими проблемами,как:

Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.

Отсутствие зрительно-моторной координации.

Неумение ориентироваться в пространстве.

Недоразвитие психических процессов и речи.

Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Бедный словарный запас по всем лексическим темам.

Отсутствие коммуникативных навыков у детей.

Для решения выше указанных проблем используем педагогическую технологию ЛЕГО. Перспективность применения обусловливается ее высокими образовательными возможностями,которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками.

Перед началом работы мы поставили перед собой цель, достижение которой будет означать,что после выпуска из детского сада ребенок будет готов к дальнейшему обучению: внедряя инновационные технологии в коррекционную работу, содействовать формированию гармонично развитой личности, социализации и интеграции дошкольников с ДЦП в обществе. Чтобы достичь поставленной цели,нам нужно решить следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики и координации движений (при конструировании и манипуляции с мелкими объектами).

2. Формирование пространственных представлений, коррекция их нарушений.

3. Закрепление математических знаний о счете, форме, пропорции.

4. Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.

5. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

6. Развитие социальных навыков (сотрудничество в процессе строительства и во время ролевых игр требует выработки общих правил игры, способствует их социализации) и коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Чтобы конструктивная деятельность была направлена на решение дидактических, развивающих и социализирующих функций в отношении детей с ДЦП,необходимо их специальное формирование при создании специальных организационно- методических условий:

• учет клинической формы, степени тяжести заболевания и стороны поражения;

• использование дифференцированных приемов в работе;

• введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т. д.);

• введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;

• использование специального оборудования во время проведения занятий.

. Прежде чем приступить к обучению детей ЛЕГО-конструированию, проводится большая предварительная подготовка, включающая упражнения для расслабления кистей рук, активизирующие пассивно-активные и активные упражнения при повышенном мышечном тонусе, упражнения для развития тонкой моторики и упражнения, формирующие первоначальные конструктивные навыки. Работа ведется в четко определенной последовательности.

На начальных этапах обучения основным методом является совместное выполнение задания, затем подражание действиям взрослого. Методы, приемы конструктивной деятельности в соответствии с возрастоми наработанным детьми практическим опытом постепенно усложняются:

• от сюжетного конструирования - к решению более сложных конструктивных задач;

• от конструирования по готовому образцу - к конструированию по заданному сюжету или теме и далее по замыслу ребенка (свободному конструированию);

• от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога - к самостоятельному замыслу, планированию, реализации замысла и самоанализу конечного результата.

Занятия проводились 1 раз в 2 недели. Все занятия проводились в игровой форме с использованием ЛЕГО, героев сказок и мультфильмов, любимых животных и игрушек. При подборе задания используются подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности.

Конструктивная деятельность тесно связана с изобразительной активностью, поэтому включаем в занятия с детьми графических упражнений способствующих лучшему развитию фантазии, творчества, мыслительных процессов, а также активизирует работу мелкой мускулатуры руки. ЛЕГО-конструирование позволяет ребенку почувствовать свою значимость, уверенность в своих возможностях.

После занятий, уровень развития конструктивных навыков у детей с ДЦП становится выше. Поэтому недостатки деятельности конструирования у детей могут быть скорректированы в ходе целенаправленной работы с использованием новой многофункциональной педагогической технологии ЛЕГО, что позволит существенно повысить реабилитационный потенциал детей с ДЦП, облегчить их подготовку к дальнейшему обучению, и расширить возможности социальной адаптации и интеграции во все сферы окружающего мира.

Каждый из нас мечтает о том, чтобы его ребёнок был счастлив. Только наш разумный подход к воспитанию позволит ребёнка развиваться полноценно и гармонично.

Осенний утренник (старший дошкольный возраст) Вед. Осень нас к себе на бал нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. И вот мы здесь, сверкает зал, теплом согреты лица.

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с коррекционно-развивающей технологией обучения конструированию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Форма отчетности: анализ видеозаписи занятия, анализ результатов педагогической диагностики.

Вопросы для подготовки к семинару:

1.Теоретические основания технологии обучения конструированию детей с ДЦП (И.И. Мамайчук).

2.Этапы и содержание (программа) каждого этапа обучения детей с ДЦП конструктивной деятельности.

4. Типы и виды конструктивных заданий на каждом из этапов обучения.

5. Методические рекомендации к каждому из этапов обучения.

6.Диагностика конструктивной деятельности детей с ДЦП: цели, содержание, методика.

7. Направления и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения двигательного аппарата, в процессе занятий конструированием.

Задание 1.Познакомиться с видеозаписью занятия по обучению конструированию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проанализировать видеозапись.

Диагностические задания представлены в пособии И.И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб., 2003.

Базовый учебник:

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Левченко И.Ю Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.– М., 2001.– С. 99-105, 113-115.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук.– СПб.: Речь, 2003.– С. 324-240.

И др. по выбору студентов

Семинар № 8

Тема 2.6. Условия организации процесса обучения конструированию детей с особыми образовательными потребностями

Цель и задачи изучения темы:

1. Познакомиться с содержанием предметно-развивающей среды для самостоятельной и организованной деятельности детей.

2. Учиться проектировать развивающую среду.

Форма отчетности: примерное описание содержания развивающей среды и дидактических материалов для одной из групп детей с нарушениями развития.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Что понимается под развивающей предметной средой ДОУ, в чем состоит ее значение (функции)?

3. В чем состоит своеобразие содержание и своеобразие размещения элементов развивающей предметной среды в группах для детей с нарушениями развития?

4. Какой дидактический материал используется педагогом на занятиях по конструированию с детьми, имеющим разные нарушения развития?

Задание: составьте перечень дидактических материалов для организации занятий и самостоятельной конструктивной деятельности детей с ООП.

Базовый учебник:

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук.– СПб.: Речь, 2003.– С. 224-240.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) М., 2003.

3. Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения / Л.А. Ремезова.– Самара: НТЦ, 2002.

4. Стеркина Р.Б. Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях / Р.Б. Стеркина // Педагогика : учеб. для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. / под ред. С.А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– 398-417.

Раздел 3. Методика обучения труду

Семинар № 9

Тема 3.5. Планирование занятий по обучению трудовой деятельности

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться со спецификой календарного планирования руководства трудовой деятельностью детей дошкольного возраста

2. Формировать представление об особенностях планирования цели, задач, видов трудовой деятельности, форм организации, методических приемов трудового воспитания

3. Определять особенности планирования трудовой деятельности на занятиях

4. Обозначить на основе планирования качественный подход к анализу результатов обучения трудовой деятельности

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопроса № 5 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 3.5., раздел 3)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Особенности календарного планирования трудовой деятельности

2. Планирование цели труда, задач, которые будут решаться взрослым

3. Планирование видов трудовой деятельности и форм организации труда детей, основных методических приемов, оборудования, виды индивидуальной работы

4. Планирование трудовой деятельности на занятиях.

5. Единство планирования и анализа результатов обучения трудовой деятельности

Базовый учебник:

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей дет. сада. М., 1983.

2. Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников. Минск, 1983.

3. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986.


Обучение конструированию детей с церебральным параличом

Дети, страдающие церебральным параличом, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Эти расстройства тесно связаны с нарушениями пространственного восприятия.

Многие дети неправильно собирают разрезные картинки. При копировании асимметричной фигуры из палочек выполняют задание в зеркальном изображении. Выполняя пробы Кооса, дети правильно находят части данной картинки, но расположить их относительно друг друга не могут.

Методика обучения конструированию детей с церебральным параличом разработана И.Мамайчук. Занятия с детьми рекомендуется проводить, начиная с 4 летнего возраста, а если у ребенка наблюдается умственная отсталость , то занятия можно начинать с 6-7летнего возраста в зависимости от уровня его умственного развития.

Обучение рекомендуется начать с конструирования по наглядному образцу и только после этого переходить к конструированию по моделям.

Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. Модель выступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном), и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка не только мысленного обследования образцов моделей, но и четкого обследования с включением как зрительного, так и осязательного восприятия

Эта методика включает несколько этапов.

Педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, указывая на расположение деталей, а затем предлагает ребенку воспроизвести такую же постройку. На этом этапе могут быть рекомендованы следующие задания: конструирование башни из трех-пяти кубиков разного цвета, дорожки и заборы из разноцветных кирпичиков, конструирование гаража, дивана из одинаковых по величине блоков. Количество заданий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности.

Второй этап - "конструирование с нерасчлененных образцов моделей".


конструирование объемных построек с образцов моделей из деталей одинаковой величины и формы (колодец, двух –трехэтажные дома и т.д.);

конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины;

конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы (квадрат, треугольник, ромб, разрезанные на несколько одинаковых частей);

конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины (геометрические фигуры, разрезанные на части, различные по форме и величине). Строительный материал: предварительно сконструированнные постройки нужно заклеить белой плотной бумагой так, чтобы ребенок не видел, из каких деталей состоит модель. В строительном наборе необходимо иметь кубики разной величины, блоки разной формы и величины, части геометрических фигур, вырезанные из картона или пенопласта.

Программа второго этапа рассчитана на длительный срок. Он будет различен в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. После того, как дети научились мысленно анализировать образцы моделей, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов в процессе конструирования, следует переходить к следующему этапу - конструированию с образцов-рисунков. Здесь необходимо обучать воспитанников анализировать образцы-рисунки, выделять в них существенные элементы постройки, учить ребят правильно называть пространственные отношения "справа", "слева", "наверху", "внутри", а также воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей. На этом этапе желательно иметь набор рисунков, где постройки исполнены в объемном и условном изображениях.

На третьем этапе занятий детям с ОДА предлагается свободное конструирование, где они могут самостоятельно использовать усвоенные ими приемы "обследования" и исполнения. Приступать к занятиям можно только после того, как обучаемые успешно овладели приемами конструирования с образцов предметов и научились мысленно анализировать образцы модели.

Методика обучения конструированию детей с церебральным параличом разработана И.Мамайчук. Обучение рекомендуется начать с конструирования по наглядному образцу и только после этого переходить к конструированию по моделям. Эта методика включает несколько этапов.

конструирование объемных построек с образцов моделей из деталей одинаковой величины и формы (колодец, двух-трехэтажные дома и т.д.);

конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины;

конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы (квадрат, треугольник, ромб, разрезанные на несколько одинаковых частей);

конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины (геометрические фигуры, разрезанные на части, различные по форме и величине).

Программа второго этапа рассчитана на длительный срок. Он будет различен в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. После того, как дети научились мысленно анализировать образцы моделей, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов в процессе конструирования, следует переходить к следующему этапу - конструированию с образцов-рисунков. Здесь необходимо обучать детей анализировать образцы-рисунки, выделять в них существенные элементы постройки, учить детей правильно называть пространственные отношения "справа", "слева", "наверху", "внутри", а также воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей. На этом этапе желательно иметь набор рисунков, где постройки исполнены в объемном и условном изображениях.

На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, где он может самостоятельно использовать усвоенные им приемы "обследования" и исполнения. При этом могут выполняться следующие задания: конструирование дома для куклы, постройка улицы, города, конструирование по замыслу.

Содержание и методика трудового воспитания детей с ограниченными возможностями (3).

Трудовое воспитание —это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. У дошкольников трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.

Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями характеризуется специфическими особенностями: нарушениями в моторном, интеллектуальном развитии.

Занятия по трудовому воспитанию можно разделить по формированию конструктивной мотивации к труду: занятия по анализу операций трудовой деятельности, занятия по коррекции мелкой моторики.

В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.

Исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показали, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

В.И. Глотова, С.М. Котлярова и др выделили три способа приближения детей к труду взрослых:

1) Наблюдение за трудом (няни, воспитателя, учителя, дворника);

2) Частичная помощь детей взрослым (уборка игрушек. );

3) Организация совместной деятельности взрослых и детей.

Основные задачи трудового воспитания детей:

1.Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

2.Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

3.Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

4.Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.

Определяя содержание и последоват-ть обучения детей трудовым умениям, нужно учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Труд должен приносить детям радость.

Виды труда дошкольников.

Различают 4 основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Постепенно входит в обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд.Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в группов комнате или на участке и по собствен инициативе устранять его.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для R наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возмож-ти, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, аккуратнее).

Условия:

1) музыкальное сопровождение; участие родителей в уборке помещения, участка и т.д.; совместное обсуждение результатов труда с вручением наград;

2) организация материальной среды и оборудования способствует четкой организации труда детей. Необходимо соблюдение гигиенических требований, правильный подбор необходимого количества;

3) учет нагрузки - не перегружать детей подъемом тяжестей, длительным пребыванием в одной позе и т.п;

4) Учет индивидуальных интересов детей необходим, но при этом следует показывать и объяснять детям необходимость выполнения всех видов труда. Учитывая интересы и склонности детей к определенным видам труда, нельзя допускать, чтобы одни и те же дети выполняли постоянно одну и ту же работу.

Формы организации

(поручения; дежурства; общий, совместный и коллективный труд).

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Первая форма организации труда. (Исследования В.Г. Нечаевой, А. Д. Шатовой).

3. Общий, совместный и коллективный труд - объединяет общественная направленная цель детской деятельности (польза для всех).

Различия заключаются в условиях для закрепления коллективных взаимоотношений. (Исследовалась Р. С. Буре, Д. В. Сергеевой, В. Ф. Кушиной и др.).

В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных с детским церебральным параличом.

В методических рекомендациях раскрывается специфика использования полифункционального оборудования как средство коррекции недостатков познавательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Перспективность применения этого оборудования обуславливается ее высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.

Данные рекомендации могут оказать практическую помощь педагогам, родителям.

Методические рекомендации разработаны на основе изучения научно – практической литературы и опытно – экспериментальной деятельности в детском саду компенсирующего вида.

Пояснительная записка

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации.

Развитие конструктивно-игровой деятельности является необходимой предпосылкой подготовленности детей к школе, так как в процессе работы развиваются и корректируются все стороны ребенка (эмоционально - волевая, познавательная, моторная, личностная).

В коррекционной педагогике найден определенный опыт работы с дошкольниками, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Однако, многие вопросы развития и коррекции познавательной, конструктивно - игровой деятельности детей с ДЦП, не получили должного освещения в специальной учебно-методической литературе. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования у детей с последствиями детского церебрального паралича навыков конструктивно-игровой деятельности и отсутствием специально разработанной методики и рекомендаций по организации работы в данном направлении.

Актуальность поднятой проблемы вызвана, целесообразностью разработки и апробирования новых рационально построенных и действенных педагогических технологий, обеспечивающих более продуктивную коррекционно–развивающую работу, направленную на развитие и коррекцию ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями.

Помимо этого, полифункциональное оборудование ( ЛЕГО – конструкторы и мягкие модули) позволяют сделать предметно-пространственную среду содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что соответствует современным требованиям.

Цель: оказать методическую помощь педагогам по вопросам организации и проведения коррекционно – развивающей работы с использованием полифункционального оборудования.

Использование методических рекомендаций поможет овладеть опытом работы с детьми имеющих особые образовательные потребности. Организовать предметно-пространственную среду, как условие формирования потенциальных возможностей каждого ребенка. Позволит использовать полифункциональное оборудование как средство коррекции недостатков познавательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями. Применяя полифункциональное оборудование в образовательном и коррекционно-развивающем процессе, педагог совершенствует его, делает более полным, интересным и насыщенным.

Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата имеют особенности психического и физического развития.

При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия. По состоянию интеллекта дети представляют крайне разнородную группу: у 30% детей интеллект приближен к норме, 50% имеют задержку психического развития, 20 %. - грубая задержка развития.

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Из всего арсенала инновационных технологий, мы остановили свой выбор именно на ЛЕГО технологии. И этот выбор не случайный, т. к. ЛЕГО - педагогика – это новейшее направление в современном коррекционно-образовательном процессе, а ЛЕГО- технология – одна из известных и распространённых педагогических систем. Помимо этого, мы учитывали тот факт, что основными видами деятельности в старшем дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, а ЛЕГО технология имеет ярко выраженный моделирующий характер, что в свою очередь важно для оказания коррекционно - развивающего воздействия на ребёнка в процессе формирования речи, перцептивных и интеллектуальных действий, повышения мотивации к обучению. Тем не менее, одной из главных причин внедрения ЛЕГО-технологии в коррекционно-образовательный процесс было введение федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих использование новых развивающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

ЛЕГО–технология в комплексе с полифункциональным оборудованием объединяет в себе элементы познания, игры и экспериментирования и позволяет решить на одном занятии комплекс дидактических, воспитательных, коррекционных задач.

Используя эти конструкторы, можно создать обилие игровых ситуаций, которые способствуют занимательности учебного процесса, дают возможность детям проявить свои знания и творческие способности.

Какие же преимущества имеет ЛЕГО-технология?

1. С поделками из конструктора ЛЕГО ребёнок может играть, не рискуя испортить.

2. При использовании конструктора ЛЕГО у дошкольника получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков, благодаря этому воспитанники испытывают психическое состояние успеха.

3. В работе с конструктором ЛЕГО у ребёнка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

4. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, воспитанникам во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

5. Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого дошкольника, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность ЛЕГО – технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, такими как многофункциональность, использование в различных игровых и учебных центрах, технические и эстетические характеристики. ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, увидеть имеющиеся у него трудности.

Формы и методы работы

Примерные формы организации непосредственной деятельности

  • Игровая деятельность: сюжетные игры, создание игровых ситуаций по режимным моментам, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры.
  • Продуктивная деятельность: мастерская лего - конструирование, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.
  • Познавательно-исследовательская деятельность: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, исследование.
  • Коммуникативная деятельность: беседа, ситуативный разговор, игровые ситуации.

Используемые методические приемы определяются, с одной стороны, психическими особенностями, уровнем развития речи, мышления дошкольников с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Преимущественно оно носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер у детей со сниженным интеллектом, а у детей, имеющих речевую патологию, находится на начальной стадии формирования словесно-логического мышления, и является более развитым у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Трудности внедрения ЛЕГО - технологии в коррекционно – образовательный процесс

  1. Преобладание примитивно ознакомительных действий с деталями (берут в рот, долго бесцельно крутят в руках и т.д.) .
  2. Трудности в скреплении, обхватывании и удержании деталей, не сформирован навык работы ведущей рукой, двумя руками, часто действия рук не скоординированы.
  3. Дети самостоятельно не могут увидеть все варианты скрепления ЛЕГО - элементов.
  4. Речевая активность детей довольно низкая как по объяснению планирования и выполнения постройки, так и в процессе игры.
  5. У детей понятие прочности и устойчивости постройки не сформированы.
  6. Низкая работоспособность, неустойчивость внимания, неумение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца.

7. Затруднен перенос полученных навыков в новые условия деятельности,

даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого.

Учитывая возникшие трудности, мы стали опираться на особенности обучения конструктивно - игровой деятельности детей с нарушением ОДА.

Особенности обучения конструктивно - игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Индивидуальный и дифференцированный подход.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности в.н.д., темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности.) и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально - волевой сферы.

2. Активность и самостоятельность.

Активная деятельность ребенка - ведущий фактор его психофизического развития (Л,С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности.

У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствия интереса к окружающему миру. Поэтому дети с отклонениями в развитии нуждаются постоянной активизирующей стимуляции извне. В качестве такого средства выступает процесс обучения, в который ребенок включается с помощью взрослого. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно - игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приемы обучения в различных сочетаниях.

На первом этапе - совместные действия ребенка с взрослым, подражание, по образцу демонстрируемый взрослым.

На втором этапе - словесная инструкция и действия детей по собственному замыслу используются на этапе закрепления и повторения. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей.

3. Сниженный темп обучения,

В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность у детей со сложной структурой дефекта протекает замедленно.

4. Структурная простота содержания.

Структурирование предлагаемого материала являются необходимым условием успешности ребенка.

Для каждой конкретной группы требуется тщательная обработка содержания.

В процессе обучения любому действию необходимо выделять каждую операцию в цепочке, привлекая к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и совмещая ее словесным подкреплением.

5. Повторность в обучении.

Необходимость повторности в обучении вызвано особенностями формирования у детей условно-рефлекторных связей. В процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием.

Система работы по формированию конструктивных навыков и умений у детей с ДЦП .

Эти мероприятия проводим с детьми, начиная с 4 летнего возраста. Если у ребенка наблюдается сопутствующее интеллектуальное недоразвитие (по типу ЗПР), то занятия можно начинать с 6 – 7 летнего возраста, в зависимости от уровня его умственного развития.

Все занятия мы разделили на 4 этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи. 1 этап

  • научить спокойно воспринимать яркие ЛЕГО - элементы, мягкие модули, - сформировать навыки управления поведением.
  • сформировать навык свободной ориентации в ЛЕГО — элементах и мягких модулях. Уметь называть, различать по цвету и форме, овладеть навыками классификации.
  • научить детей брать ЛЕГО - элементы щепотъю, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом в разных положениях.
  • обучение словесному обозначению пространственного расположения предметов: на, над, под, около.
  • научить детей убирать детали конструктора в коробки, расставлять на места стулья и вообще наводить порядок.

В процессе этой работы педагог должен обращать внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал движения тонкой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями.

Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и степени овладения конструкционной деятельностью. Перед началом конструирования обязательно следует давать словесное описание данного образца, с указанием на его существенные детали. В конце занятий рекомендуется соответствующим образом обыгрывать каждую выполняемую постройку.

Продолжительность каждого занятия зависит от интереса детей к предложенной работе и уровня их работоспособности.

  • обучать детей планомерному обследованию образцов – моделей, выделение их существенных компонентов.
  • обучать детей эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями предмета в виде прикладывания к образцам, приставления и примеривания.
  • обучать детей использованию пространственных и метрических признаков предметов( форма, объем, величина) в процессе конструирования.
  • обогащать словарный запас ребенка словами – терминами, обозначающими форму предмета: квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг.

Программа второго этапа рассчитана на достаточно большой период обучения; его длительность зависит от индивидуальных возможностей ребенка. На данном этапе занятий дети могут широко использовать различные способы конструирования, н– р: накладывание деталей на образцы или приставления к ним с целью сличения. В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ работы.

  • учить детей правильно рассматривать образцы рисунки, выделять в них существенные элементы, постройки.
  • научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу, по памяти, по словесной инструкции.
  • сформировать у детей понятие о прочной, устойчивой и неустойчивой постройках;

о широкой постройке, длинной постройке.

На третьем этапе обучения конструированию значительно усложняется перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образца – рисунка состоит в том, что исключаются предметно – практические действия детей с деталями, и ориентировочно – исследовательская деятельность ребенка в процессе обследования образцов превращается в интеллектуальное действие.

  • обучать детей использованию усвоенных способов конструирования.

формировать умение включать конструктивное моделирование в другие виды детской деятельности.

  • обучать составлению рассказа о будущей постройке, о выполненной постройке, об игре с постройкой.

Для более успешной работы можно предложить детям схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить свой рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.