Наплечный платок для детей с дцп

Наплечный платок– одно из "малых" вспомогательных приспособлений.Использование его дает родителям следующие преимущества:– ребенок приобретает менее "специфический" внешний вид;– платок можно быстро надеть или снять;– он прост в обращении и уходе.

Пример. Ребенок с выраженным атетозом, при котором движения практически всегда сопровождаются патологическими реакциями. Поворот головы сопровождается шаблонными движениями – на стороне, куда повернута голова, рука полностью выпрямляется (АШТР). Эти патологические двигательные образцы мешают ребенку самостоятельно сосать, подносить что-либо ко рту и т. д.

Только проявляя самостоятельную активность, ребенок получает: – ощущение собственного тела; – двигательные навыки;– ощущение движений; – познает окружающий мир.Наплечный платок позволяет добиться вариативности движений ребенка; тот может совершать абсолютно все движения руками (кроме ретракции в плечевых суставах)[16]. С платком ребенок может лежать, сидеть, стоять, его можно носить, доступны ему и повороты. Возможность вариативности в применении этого вспомогательного приспособления делает его использование довольно частым.Большой квадратный платок может:– стать подходящим аксессуаром туалета (матери или ребенка); – использоваться при приеме пищи; – поддерживать туловище при езде на велосипеде; – стать "брючками" (см. ниже) для поддержания положения сидя; – фиксировать ноги ребенка (для поддержания его самостоятельной активности).


Этапы 1–5Квадратный платок (примерно 90? 90см) складывают по диагонали. Края сшивают;этот шов не несет силовой или функциональной нагрузки, но, если применение платка себя оправдает, то так будет легче им пользоваться. Затем нижний угол платка подгибают.Для предотвращения ретракции плеча оба верхних края опускают к нижним: точка(1) пришивается[17] к точке (2). Расстояние между (1) и (2) зависит от толщины руки ребенка, расстояние от (1) и (2) до внешнего края – от терапевтических пожеланий, степени ограничения ретракции и от того, как сам ребенок переносит такое положение. Так же поступают и с другой стороны – соответственно (3) и (4).


Вариант без сшивания (этапы 1–5)Платок складывают по диагонали. Полученный треугольник еще раз сворачивается так, чтобы получился неправильный ромб. Затем верхние стороны раздвигаются,пока "крылышки" не станут соответствовать плечам ребенка и в них можно будет просунуть руки. Для примерки достаточно зафиксировать (1) и (2) и,соответственно, (3) и (4) булавкой. Это позволит приладить платок на ребенка.На что следует обратить внимание, надевая платок?1) Когда обе стороны соединены друг с другом, наплечный платок надевается как рубашка. Несколько большее расстояние стоит оставить между точками фиксации сверху, т. е. между (1) и (3), потому что здесь платок надевается на плечи ребенка.2) Точки фиксации в нижней части платка, т. е. (2) и (4), должны быть ближе друг к другу – в этой части находятся локтевые суставы ребенка. Оба свободных кончика, которые после фиксации остаются впереди, используются для завязывания платка.Наплечный платок способствует "приведению вперед" плеч, то есть выведению их в положение протракции, сохраняя свободу движения рук. Это вспомогательное приспособление облегчает, а иногда и делает впервые возможным для ребенка с повышенным мышечным тонусом преодоление нефизиологических поз и движений.

Пример. В детском автомобиле платок удерживает ручки ребенка спереди. В гамаке – способствует симметричному сгибанию. Ребенок становится более расслабленным, может преодолеть свое мышечное напряжение и чаще проявлять самостоятельную активность. Платок способствует улучшению контроля за положением головы и тем самым делает позу ребенка более симметричной.

Наплечный платок помогает ребенку со сниженным мышечным тонусом, движения которого неактивны, а позы пассивны, развить самостоятельную активность и удовлетворять свои потребности.При нормальном развитии уже грудные дети могут совершать с помощью своего тела следующие действия:– схватывать предметы;– сосать грудь;– сосать соску;– упираться ногами в колени матери.Это необходимо для того, чтобы:– воспринимать части своего тела;– ощущать "энергию" тела;– применять силу;– чувствовать сопротивление.

Дети с церебральным параличом часто не могут самостоятельно поднести обе руки к лицу. У этой проблемы могут быть три причины.1) Плечи из-за спазма мышц, вызванного повышенным тонусом, фиксированы в положении ретракции, и дети не могут самостоятельно преодолеть спастичность.2) В движениях "господствуют" тонические реакции (например, при гиперкинезах), т. е. дети всегда лежат в ассиметричном положении, вызванном АШТР, и не способны самостоятельно поднести руку ко рту.3) Ребенок настолько слаб, что, поднимая руку, не может преодолеть действие силы тяжести. Это – типичная картина у детей со сниженным тонусом.Во всех этих случаях может помочь наплечный платок. Он также помогает чрезмерно возбудимому ребенку чаще находиться в спокойном состоянии.

1) Наплечный платок можно использовать в различных положениях и вместе с другими вспомогательными приспособлениями.2) Он позволяет ребенку совершать различные движения и проявлять разные виды активности.3) Завязывая платок слабее или туже, мы индивидуально воздействуем на напряжение мышц ребенка.4) Самостоятельно переворачивающиеся дети могут делать это с надетым наплечным платком. При этом поворот четко начинается с поворота головы в сторону.5) Ребенок может сгибать и разгибать руки в локтевом суставе.6) Ребенок может двигать руками попеременно (например, сгибать правую руку и в это же время разгибать левую).7) Если проявляются "старые" положения, вызванные мышечным спазмом,например, ретракция плеча, то благодаря податливости материала платка ребенок может в некоторой степени "выйти" из этого положения. Но полная ретракция с платком уже невозможна.Многолетний опыт использования наплечных платков свидетельствует, что очень многие дети без затруднений переносят симметричные положения тела. По мере роста и развития ребенка наплечный платок находит себе новые применения.Например, когда ребенку станет доступным более высокое вертикальное положение и он продолжит работать над преодолением препятствий, вызванных повышенным тонусом.

Пример. Когда уже подросший ребенок начинает пользоваться печатной машинкой или чем-либо подобным, то рекомендуется тормозить с помощью наплечного платка возникновение ассоциативных реакций.

На серии фотографий (рис.7.1–7.4) вы видите ребенка с тяжелыми множественными нарушениями. У него ярко выраженный тетрапарез, и он не может двигаться самостоятельно. У ребенка выраженная ретракция плеч (плечевые суставы смещены назад). Больше всего ему нравится лежать на спине, и он"сопротивляется" попыткам изменить его позу. Если мама сопровождает свои действия привычной ему песней, ребенок становится спокойнее, и тогда его можно переместить. Поле зрение значительно ограничено, ситуация осложняется еще и тем, что ребенка мучают неконтролируемые болевые спазмы. Ребенок доволен, если находится в окружении близких. Но сам он занять себя не может никак.


Рис.7.1–7.3 демонстрирует успешное использование наплечного платка. Мальчика укладывают на бок. Шерстяное одеяло поддерживает положение головы, при котором шея симметрично выпрямлена. Несмотря на удачную исходную позу, ребенок не способен приблизить руку к туловищу из-за выраженной ретракции плеча. Он не может ни поднести руку ко рту, ни взять игрушку. Ребенок не в состоянии увидеть свои руки, поэтому у него не формируется координаторная цепочка глаз–рука. В такой позе мы надеваем наплечный платок (рис. 7.2). Благодаря использованию платка плечи ребенка занимают положение, приближенное к нейтральному. Нижняя часть платка придерживает оба локтя, и поэтому предплечья находятся ближе к телу.


Наплечный платок препятствует возникновению ретракции. Мышечное напряжение снижается. В таком расслабленном положении ребенку можно предложить игрушку, а снижение общего напряжения позволит ему засунуть ее себе в рот. О том,насколько тяжело дается ребенку это начальное проявление активности,свидетельствует сжатая рука, находящейся снизу. Заметна и тенденция к перенапряжению головы при попытке укусить игрушку. Игрушка прижата ко рту, но зрение ребенка не "вовлечено" в изучение этого предмета.Заметно, что ребенок нормально переносит использование наплечного платка(рис.7.3). Рука, лежащая снизу, немного смещается вниз за счет собственного веса ребенка. Она уже более расслаблена, кулак сжат не так сильно.Благодаря длительному расслаблению, достигнутому с помощью наплечного платка, для мальчика создается совершенно новая ситуация. Он лучше воспринимает свое тело. Это впервые дает ребенку возможность получать опыт и наверстывать упущенное, то есть делать то, что он ранее не мог делать самостоятельно (или мог, но в недостаточной степени). Прикасаясь к игрушке, поднося ее ко рту,ребенок становится внимательным. Глаза "включаются" в активную деятельность, и возникает контроль глаз за руками и игрушкой. Большее выведение плеч в нейтральное положение позволяет сильнее снизить тонус мышц разгибателей шеи. Для мальчика это означает уменьшение вынужденного переразгибания положения головы (рис.7.4.). Теперь для ребенка замыкается"новый круг регуляции". Применение платка постепенно приводит ребенка (в подходящем ему темпе и с учетом его способностей) к расслаблению тела и дает ему возможность нового восприятия собственного тела.


Игра с конкретным предметом дает возможность самостоятельно менять действия рук – схватить предмет, а затем бросить его. Так у ребенка формируется цепочка контроля глаз–рука–рот. Другая рука, в это время бездействующая, остается расслабленной. Расслабление мышц, позволившее ребенку самостоятельно играть,открывает возможность обмена информацией с окружающим миром.У этой девочки ярко выраженные двигательные нарушения из-за гипертонуса(рис.8.1). Больше всего ей нравится, когда ее носят на руках. Лежа на спине,она не может поднять руку с поверхности опоры. Когда ее носит мама, девочка пытается сосать палец.Используя наплечный платок, попытаемся дать ей возможность сосать палец(рис.8.2). Она нормально переносит наплечный платок. Попытка поднести руки ко рту приводит (это отчетливо видно на фотографиях) к выпрямлению головы по средней линии. В этом случае наплечный платок способствует улучшению контроля за положением головы – она находится в симметричном выпрямленном положении.


Наплечный платок для поддержания положения в стендере (вертикализаторе)

Этому мальчику после операции на бедре необходимо часто находиться в положении стоя. Без применения вспомогательных приспособлений для верхней части туловища его рука постоянно "тянется" к асимметричному образцу (рис.9.1). При использовании наплечного платка рука больше не смещается в сторону. Сохраняется симметричное положение, в котором ребенок может долго играть, и ему не нужен взрослый,постоянно "подправляющий" его позу. Только так становится возможной игра, а вместе с ней получение удовольствия от проявления активности в положении стоя(рис.9.2). В этом положении возможны движения верхней частью туловища и руками,а также сгибание и разгибание рук.

Рис. 9.1 и 9.2

Затылочный валик

Изготовление

Этапы 1–5

Квадратный платок складывают треугольником и заворачивают в него кусочек пеноматериала (например, поролона). Ткань, которой поролон придал устойчивость, накладывают сзади на шею ребенка.

Длина затылочного валика определяется размерами ребенка. Валик накладывается на затылочную область и захватывает область от уха до уха ребенка, но сами уши он закрывать не должен.

Медленно и осторожно проводя вперед концы платка, достигаем удачного исходного положения (обратите внимание на то, как ребенок это переносит). Когда шея ребенка согнута достаточно, оба конца платка проводят по ходу ребер за спину и завязывают узлом.

Функции и действие

1) Шейный валик хорошо помогает установлению контроля за положением головы.

2) Для ребенка с гиперкинезами впервые становится возможной симметричная установка головы по средней линии тела.

3) Использовуя затылочный валик, можно достичь выпрямления всего шейного отдела позвоночника.

4) Мягкий материал, давление вперед и вниз по направлению к грудине, по нашему опыту, не приводят к тому, что дети запрокидывают голову назад (такая патологическая реакция наблюдается, когда мы пытаемся надавить на затылочную область рукой, чтобы скорректировать положение головы).

5) Использование валика способствует значительному расслаблению ребенка, а также:

– достигается симметричное положение головы;

– благодаря выпрямлению облегчается дыхание ребенка;

– прием пищи значительно упрощается и становится более приятным и родителям, и детям. Особенно это характерно для детей с гиперкинезами;

– легче становится проводить логопедические занятия. Помогает валик в ситуациях, связанных с приемом пищи и имеющих терапевтическое значение, и в формировании речевых навыков.

6) Применение валика способствует усилиям физического терапевта и эрготерапевта. Благодаря ему голова поддерживается в симметричном выпрямленном положении, что дает возможность вырабатывать регуляцию тонуса в области туловища.

Целевые группы

1) Дети с церебральным параличом, с недостаточным контролем за положением головы.

2) Дети со сниженным тонусом, которые не в состоянии удерживать голову так, чтобы она была продолжением позвоночника (т.е. в выпрямленном положении).

3) Дети с повышенным тонусом, которые запрокидывают голову назад из-за возникновения общей реакции переразгибания или компонента асимметричных поворотов головы при АШТР.

Этот асимметричный образец движения влечет за собой отклонение в сторону челюсти и языка ребенка. Отсутствие контроля за положением головы означает отсутствие стабильности, необходимой для координированного включения в работу челюсти, языка и губ.

В соответствии с картиной двигательных нарушений определяются толщина, объем и твердость затылочного валика.

3) Для ребенка со спастичностью и запрокидыванием головы лучше всего подходит валик, соответствующий по размеру задней поверхности шеи.

4) Для ребенка с гиперкинезами, для которых характерны общая реакция переразгибания и асимметричные положения, лучше подойдет большой и мягкий валик.

5) Ребенку со сниженным тонусом поможет большой, туго обмотанный валик.

Применение

Рис. 10 – пример терапевтической ситуации. Пока мальчик с помощью затылочного валика держит голову прямо, физический терапевт может стимулировать регуляцию тонуса при выпрямленном положении туловища и головы (даже у ребенка с тяжелыми физическими нарушениями). В дальнейшем это даст возможность переноса веса тела и фасилитации реакций поддержания равновесия.

На серии фотографий (рис.11.1–11.5) мы видим ребенка со смешанной спастико-гиперкинетической формой церебрального паралича. Без затылочного валика ему недоступны самостоятельные физиологические движения, а с помощью этого приспособления улучшается контроль ребенка за положением головы и становится возможной самостоятельная активность. Это существенно влияет на его мимику и контроль за положением нижней челюсти.

Лежа на U-образной ортопедической подушке, ребенок находится в благоприятном исходном положении (рис. 11.1). Ноги симметрично согнуты. Подушка, помещенная между ногами, приподнимает его живот и вызывает разведение в тазобедренных суставах. Боковины U-образной подушки не дают ребенку развести ноги в стороны.

Вес тела в основном падает на грудную клетку (хотя он и смещен назад по направлению к тазу и ногам). Несмотря на удачное исходное положение, асимметричные выпрямительные рефлексы не позволяют ребенку выполнять физиологические движения. Голова его запрокинута и повернута в сторону, рот широко раскрыт, челюсть асимметрично смещена. В таком состоянии он не контролирует мимику.

В этом положении я надела мальчику толстый, но мягкий затылочный валик (рис.11.2). Сразу же спало напряжение в теле. Ребенок продолжает симметрично выпрямлять туловище без какого-либо моего участия. То, что затылочный валик не допускает запрокидывания головы и при этом вызывает расслабление мышц в области затылка и плечевого пояса, впервые дает мальчику возможность совершать физиологические движения.

Рис. 10, 11.1 и 11.2

Благодаря подавлению патологических движений и поз ребенку стали доступны изолированные движения головой. Если он только пытается приподнять голову, то это не вызывает появления поз, обусловленных запрокидыванием головы. Поднимая голову, ребенок самостоятельно способствует переносу веса к тазу, который сползает вниз к пяткам. Перенос веса полностью инициируется ребенком, поэтому можно снова убрать подушку.

Перенос веса высвободил верхние конечности. Оба плеча сейчас находятся в хорошем выпрямленном и симметричном положении на U-образной подушке. Как следствие, у ребенка заметно расслабляется лицо. Голова опирается на затылочный валик. Нижняя челюсть уже не так сильно смещается в сторону. Рот больше прикрыт.

Шейный валик не позволяет любому движению вызывать полное разгибание тела, а это дает ребенку возможность их совершать. Движения уже не будут из-за переразгибания направляться в противоположную сторону (рис.11.3). Положение головы симметричное.

На фотографии видно, каких усилий стоит мальчику удерживать симметричное положение головы. Но при высокой концентрации и мотивации ребенка достигается срединное положение (рис. 11.4).

Рис. 11.4 и 11.5

Эластичный бинт

Изготовление

Купив в аптеке эластичный бинт шириной около 25 см, обмотайте им ребенка. Если он хорошо это перенесет и вы увидите положительные результаты использования бинта, закажите специальный корсет из ткани с эластичными вставками в специализированном магазине или ортопедическом центре (частое бинтование вызывает у ребенка сильное раздражение на теле, кроме того, бинтовать – дело трудное и долгое). Корсет можно быстро надеть и снять, он удобен, но довольно дорог, так что прежде чем заказывать, убедитесь в его полезности.

Функции и действие

Чрезмерное повышение тонуса и ярко выраженный тетрапарез у детей с тяжелыми множественными нарушениями значительно уменьшаются при стимуляции восприятия ими собственного тела. Этот феномен мы пытаемся поддержать, используя вне терапевтических ситуаций эластичный бинт, а также корсет (см. с. 98).

Благодаря длительному уменьшению мышечного напряжения ребенок становится более внимательным и бодрым и начинает проявлять самостоятельную активность (см. также с. 39).

Целевые группы

1) Дети с двигательными нарушениями, вызванными пониженным или повышенным мышечным тонусом.

2) Дети, проявляющие двигательное беспокойство.

Применение

Девочка лежит на спине (рис.12.1). Она не может пролежать без движения ни минуты. Ее руки и ноги постоянно двигаются, т.е. ее туловище (спина, особенно нижняя часть грудного отдела позвоночника и поясничного отдела позвоночника) никогда не находится в спокойном, зафиксированном положении. Основная часть нагрузки падает на обе пятки, лопатки, частично – на кисти рук.

Для достижения другого уровня восприятия своего тела нужно улучшить контроль за его положением. Девочке необходим физический покой, т. е. нужно прервать постоянную смену роста и падения мышечного напряжения. С помощью бинтования мы даем ей возможность добиться лучшей организации своего тела (рис.12.2). Девочка получает возможность изменять степень своего физического напряжения. Пользуясь тем, что при вдохе бинт растягивается, а при выдохе – сокращается, мы возвращаем осознанную ритмичную физическую стимуляцию.

Рис. 12.1 и 12.2

Ребенок лежит спокойно. Очевидно значение прерывания постоянных неконтролируемых движений – чем дольше девочка лежит неподвижно, тем внимательнее и спокойнее она прислушивается к себе.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Опоры для сидения


Детские подъемники для ванны


Системы ортопедических подушек для развития двигательной активности


Ортопедические функциональные кресла


Опоры для ползания


Вертикализаторы


Опоры для лежания

  • по популярности
  • по возрастанию цены
  • по убыванию цены
  • по новинкам
  • по скидкам
  • 12 товаров
  • 20 товаров
  • 40 товаров
  • 60 товаров
  • 100 товаров
  • Фильтр:
  • Показать
  • Сбросить

Ходунки-ползунки

Вертикализатор наклонный

Подставка для купания Робби

Подставка для купания Робби

Подъемник для ванны Хубфикс с подставкой Робби

Система ортопедических подушек Ирли ситтинг систем

Подъемное устройство для вертикализации и поддержки Сквигглз

Ортопедическое функциональное кресло Сквигглз

Ортопедическое функциональное кресло Майгоу

Опора для ползания ОФДП модель 2

7 052 руб 9 403 руб

Опора-держатель для ползания ОДП

10 152 руб 13 536 руб

Опора функциональная для сидения ОДС модель 4

14 857 руб 19 810 руб

Опора для стояния

14 970 руб 19 960 руб

Опора функциональная для сидения ОДС модель 7

16 949 руб 22 599 руб

Опора функциональная для сидения ОДС модель 8

16 949 руб 22 599 руб

Вертикализатор-стойка

Опора для лежания ОДЛ

23 541 руб 31 388 руб

Стул ортопедический детский

Система ортопедических подушек Ирли активити систем

Вертикализатор с обратным наклоном

Как известно, ДЦП вылечить полностью нельзя, но облегчить жизнь пациента и дать ему шансы на выздоровление (пусть только частичное) можно, и глупо не использовать данный шанс. Исходя из особенностей клинической картины, типа паралича назначают различные лечебные программы с применением специальных приспособлений. Эти приспособления делают занятия максимально эффективными, помогают ребенку познавать мир вокруг и себя самого, активно расти и развиваться, несмотря на имеющиеся проблемы. В продаже представлен широкий набор оборудования и аксессуаров для детей с церебральным параличом, но все они делятся на несколько групп в зависимости от предназначения:

  • гигиенические;
  • для развития;
  • обеспечивающие мобильность.

Если у ребенка отмечаются серьезные дефекты в строении двигательной системы или нарушение ее функций, возникают проблемы с самостоятельным передвижением (то есть такой пациент самостоятельно передвигаться не способен, а без специализированных приспособлений делать это третьим лицам довольно трудно). Для перемещения пациентов с ДЦП используется специальное кресло. Домашние модели оснащаются основными фиксаторами, которые обеспечивают их безопасное применение – это спинка с возможностью настройки угла наклона, ремни для пояса и плеч, абдуктор, опоры.

Коляска для прогулок или просто передвижения вне дома выполняется в виде трости и имеет сравнительно небольшой вес. Управляет ей сопровождающее лицо, но есть модели с крупными задними колесами, благодаря которым управление транспортным средством может осуществлять и сам ребенок (если у него моторика развита нормально). Капюшон, абдуктор, фиксаторы поставляются в комплекте.

Нередки ситуации, когда ребенок мог быть ходить, поскольку у него для этого есть все физические возможности, но равновесие не держит, а потому, не сделав и шага, падает. В данном случае помогут ходунки – конструкции для самостоятельно хождения. Пациент помещается внутрь рамы и может делать шаги, ремни и опоры не дадут ему упасть, а стояночный тормоз окажется как нельзя кстати, если потребуется передохнуть. Перемещаться можно вперед, влево или вправо, а назад нельзя, поскольку это чревато опрокидыванием конструкции.

Некоторые ходунки оснащаются текстильным сиденьем, что делает их эксплуатацию более комфортной. Опоры помогают учиться ходить, если ребенок теоретически может самостоятельно перемещаться, но на практике не способен делать это, поскольку не держит равновесие. Используйте их в ежедневных тренировках, направленных на удержание равновесия, и вы в самом скором времени увидите результат. К категории ходунков относятся также параподиумы – комплексы ортезного типа, которые позволяют больным с нулевым тонусом ног осуществлять самостоятельные перемещения.

Поддержание тела в вертикальном положении не всегда возможно при заболевании ДЦП разных степеней тяжести, а без данного условия нормальная работа органов и систем организма становится невозможной. Для тех пациентов, которые не стоят, в целях социальной адаптации используется вертикализатор. Устройство позволяет ребенку удерживать вертикальное тело в вертикальном положении без посторонней помощи, поэтому будет полезно для большинства детей-инвалидов с данным заболеванием.

Стандартный вертикализатор представляет собой опору для стояния и оснащается целым комплектом приспособлений, есть модели с расширенными опциями. Большинство решений комплектуются столиками, поскольку их наличие необходимо для обеспечения возможности совершения наклонов вперед.



Во время сидения, как и во время стояния, тоже важно задавать правильное положение тела и постоянно поддерживать его. Все модели детских сидений оснащаются ремнями, абдуктором и другими функциональными аксессуарами. Есть модификации ортопедических кресел, которые позволяют менять положение туловища – с сидячего на стоячее, и наоборот (полезно для тренировки мышцы ног). К сидению часто прилагается столик.

Для маленького пациента с ДЦП из всех предметов мебели особенно важны столы и стулья – разумеется, речь идет об адаптированной под потребности пациента мебели. Она оснащается специальными фиксаторами и регулировочными механизмами, которые монтируются на опоры и позволяют поддерживать физиологическое положение туловища. Столы часто имеют вид отдельных предметов мебели – модель-конструктор удобно использовать вместе с креслами и колясками, некоторые входят в состав комплексных систем с вертикализаторами. Платформы на колесах позволяют перевозить ребенка по комнате, что также очень удобно.

Автор книги: Ренате Хольц

Текущая страница: 6 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]


Рис. 9.1 и 9.2


Квадратный платок складывают треугольником и заворачивают в него кусочек пеноматериала (например, поролона). Ткань, которой поролон придал устойчивость, накладывают сзади на шею ребенка.

Длина затылочного валика определяется размерами ребенка. Валик накладывается на затылочную область и захватывает область от уха до уха ребенка, но сами уши он закрывать не должен.

Медленно и осторожно проводя вперед концы платка, достигаем удачного исходного положения (обратите внимание на то, как ребенок это переносит). Когда шея ребенка согнута достаточно, оба конца платка проводят по ходу ребер за спину и завязывают узлом.

1) Шейный валик хорошо помогает установлению контроля за положением головы.

2) Для ребенка с гиперкинезами впервые становится возможной симметричная установка головы по средней линии тела.

3) Использовуя затылочный валик, можно достичь выпрямления всего шейного отдела позвоночника.

4) Мягкий материал, давление вперед и вниз по направлению к грудине, по нашему опыту, не приводят к тому, что дети запрокидывают голову назад (такая патологическая реакция наблюдается, когда мы пытаемся надавить на затылочную область рукой, чтобы скорректировать положение головы).

5) Использование валика способствует значительному расслаблению ребенка, а также:

– достигается симметричное положение головы;

– благодаря выпрямлению облегчается дыхание ребенка;

– прием пищи значительно упрощается и становится более приятным и родителям, и детям. Особенно это характерно для детей с гиперкинезами;

– легче становится проводить логопедические занятия. Помогает валик в ситуациях, связанных с приемом пищи и имеющих терапевтическое значение, и в формировании речевых навыков.

6) Применение валика способствует усилиям физического терапевта и эрготерапевта. Благодаря ему голова поддерживается в симметричном выпрямленном положении, что дает возможность вырабатывать регуляцию тонуса в области туловища.

1) Дети с церебральным параличом, с недостаточным контролем за положением головы.

2) Дети со сниженным тонусом, которые не в состоянии удерживать голову так, чтобы она была продолжением позвоночника (т.е. в выпрямленном положении).

3) Дети с повышенным тонусом, которые запрокидывают голову назад из-за возникновения общей реакции переразгибания или компонента асимметричных поворотов головы при АШТР.

Этот асимметричный образец движения влечет за собой отклонение в сторону челюсти и языка ребенка. Отсутствие контроля за положением головы означает отсутствие стабильности, необходимой для координированного включения в работу челюсти, языка и губ.

В соответствии с картиной двигательных нарушений определяются толщина, объем и твердость затылочного валика.

3) Для ребенка со спастичностью и запрокидыванием головы лучше всего подходит валик, соответствующий по размеру задней поверхности шеи.

4) Для ребенка с гиперкинезами, для которых характерны общая реакция переразгибания и асимметричные положения, лучше подойдет большой и мягкий валик.

5) Ребенку со сниженным тонусом поможет большой, туго обмотанный валик.

Рис. 10 – пример терапевтической ситуации. Пока мальчик с помощью затылочного валика держит голову прямо, физический терапевт может стимулировать регуляцию тонуса при выпрямленном положении туловища и головы (даже у ребенка с тяжелыми физическими нарушениями). В дальнейшем это даст возможность переноса веса тела и фасилитации реакций поддержания равновесия.

На серии фотографий (рис.11.1–11.5) мы видим ребенка со смешанной спастико-гиперкинетической формой церебрального паралича. Без затылочного валика ему недоступны самостоятельные физиологические движения, а с помощью этого приспособления улучшается контроль ребенка за положением головы и становится возможной самостоятельная активность. Это существенно влияет на его мимику и контроль за положением нижней челюсти.

Лежа на U-образной ортопедической подушке, ребенок находится в благоприятном исходном положении (рис. 11.1). Ноги симметрично согнуты. Подушка, помещенная между ногами, приподнимает его живот и вызывает разведение в тазобедренных суставах. Боковины U-образной подушки не дают ребенку развести ноги в стороны.

Вес тела в основном падает на грудную клетку (хотя он и смещен назад по направлению к тазу и ногам). Несмотря на удачное исходное положение, асимметричные выпрямительные рефлексы не позволяют ребенку выполнять физиологические движения. Голова его запрокинута и повернута в сторону, рот широко раскрыт, челюсть асимметрично смещена. В таком состоянии он не контролирует мимику.

В этом положении я надела мальчику толстый, но мягкий затылочный валик (рис.11.2). Сразу же спало напряжение в теле. Ребенок продолжает симметрично выпрямлять туловище без какого-либо моего участия. То, что затылочный валик не допускает запрокидывания головы и при этом вызывает расслабление мышц в области затылка и плечевого пояса, впервые дает мальчику возможность совершать физиологические движения.


Рис. 10, 11.1 и 11.2

Благодаря подавлению патологических движений и поз ребенку стали доступны изолированные движения головой. Если он только пытается приподнять голову, то это не вызывает появления поз, обусловленных запрокидыванием головы. Поднимая голову, ребенок самостоятельно способствует переносу веса к тазу, который сползает вниз к пяткам. Перенос веса полностью инициируется ребенком, поэтому можно снова убрать подушку.

Перенос веса высвободил верхние конечности. Оба плеча сейчас находятся в хорошем выпрямленном и симметричном положении на U-образной подушке. Как следствие, у ребенка заметно расслабляется лицо. Голова опирается на затылочный валик. Нижняя челюсть уже не так сильно смещается в сторону. Рот больше прикрыт.

Шейный валик не позволяет любому движению вызывать полное разгибание тела, а это дает ребенку возможность их совершать. Движения уже не будут из-за переразгибания направляться в противоположную сторону (рис.11.3). Положение головы симметричное.


На фотографии видно, каких усилий стоит мальчику удерживать симметричное положение головы. Но при высокой концентрации и мотивации ребенка достигается срединное положение (рис. 11.4).


Рис. 11.4 и 11.5

Купив в аптеке эластичный бинт шириной около 25 см, обмотайте им ребенка. Если он хорошо это перенесет и вы увидите положительные результаты использования бинта, закажите специальный корсет из ткани с эластичными вставками в специализированном магазине или ортопедическом центре (частое бинтование вызывает у ребенка сильное раздражение на теле, кроме того, бинтовать – дело трудное и долгое). Корсет можно быстро надеть и снять, он удобен, но довольно дорог, так что прежде чем заказывать, убедитесь в его полезности.

Чрезмерное повышение тонуса и ярко выраженный тетрапарез у детей с тяжелыми множественными нарушениями значительно уменьшаются при стимуляции восприятия ими собственного тела. Этот феномен мы пытаемся поддержать, используя вне терапевтических ситуаций эластичный бинт, а также корсет (см. с. 98).

Благодаря длительному уменьшению мышечного напряжения ребенок становится более внимательным и бодрым и начинает проявлять самостоятельную активность (см. также с. 39).

1) Дети с двигательными нарушениями, вызванными пониженным или повышенным мышечным тонусом.

2) Дети, проявляющие двигательное беспокойство.

Девочка лежит на спине (рис.12.1). Она не может пролежать без движения ни минуты. Ее руки и ноги постоянно двигаются, т.е. ее туловище (спина, особенно нижняя часть грудного отдела позвоночника и поясничного отдела позвоночника) никогда не находится в спокойном, зафиксированном положении. Основная часть нагрузки падает на обе пятки, лопатки, частично – на кисти рук.

Для достижения другого уровня восприятия своего тела нужно улучшить контроль за его положением. Девочке необходим физический покой, т. е. нужно прервать постоянную смену роста и падения мышечного напряжения. С помощью бинтования мы даем ей возможность добиться лучшей организации своего тела (рис.12.2). Девочка получает возможность изменять степень своего физического напряжения. Пользуясь тем, что при вдохе бинт растягивается, а при выдохе – сокращается, мы возвращаем осознанную ритмичную физическую стимуляцию.


Рис. 12.1 и 12.2

Ребенок лежит спокойно. Очевидно значение прерывания постоянных неконтролируемых движений – чем дольше девочка лежит неподвижно, тем внимательнее и спокойнее она прислушивается к себе.


1) Боковая длина вычисляется так: отступают 2 см вниз от подмышечной впадины и проводят линию вниз до большого вертела. Корсет не должен давить на бедро, когда ребенок сидит; для этого на нижнем крае спереди должна быть выемка. Именно поэтому нужно примерить корсет и в положении сидя.

2) На спине корсет должен доходить до середины лопаток. Между лопатками он может быть чуть выше. У бедра корсет доходит до больших вертелов и по задней поверхности таза опускается по центру, закрывая крестец, а затем снова поднимется к большому вертелу.

3) Спереди корсет должен проходить (выходя из подмышечных впадин) на 3–4 см выше сосков. Снизу длина определяется в положении сидя (см. выше).

4) Резинки вшиваются широкими вертикальными полосами по бокам грудной клетки (эластичные вставки).

Размер корсета должен соответствовать телу ребенка. После сшивания корсета специалисты по изготовлению ортезов должны обязательно примерить его ребенку и подогнать по размеру (длина, обхват талии, выемки у подмышек и бедра и т.д.). Пометки делают непосредственно на материале. Только после этого корсет окончательно сшивается. Подкладку под застежки стоит вшивать только после последней примерки.


В корсет можно вшить гибкие упругие узкие пластины. Они не затрудняют движений, но предотвращают сминание материала.

При ярко выраженной асимметрии туловища в корсет не следует вшивать эластичные полосы. Этот корсет должен плотно прилегать к туловищу. По возможности следует вшить по бокам (в соответствующих местах) ортопедические стержни. Они бывают различной плотности и сгибаются в соответствии с формой тела во время примерки корсета, а затем вшиваются на последнем этапе изготовления (вместе с прокладкой под застежкой).

Такой корсет не должен полностью препятствовать движениям туловища (как жесткий, неподвижный корсет).

Корсет часто используется вместе с другими вспомогательными приспособлениями, такими, как детский автомобиль, вертикализатор (стендер) или велосипед, заменяя в них дополнительные ремни или специальные фиксаторы. Не следует путать его с поддерживающим корсетом, применяемым при лечении сколиоза.

На корсете впереди есть специальные резиновые вставки. Они вшиты по диагонали и поэтому могут растягиваться во все стороны, а затем сжиматься. Это имеет важное терапевтическое значение (см. также c. 39). Благодаря растягиванию и сжатию при каждом вдохе и выдохе предотвращается угроза привыкания. Это – нейрофизиологическое объяснения того, почему дети так хорошо переносят корсет. При его использовании происходит длительная стимуляция тела (как и в случае с эластичным бинтом), что способствует концентрации ребенка на собственном теле и в особенности на туловище.

Определим, чему способствует перенос внимания на ощущения от туловища:

1) Активация дыхания.

Нормальное дыхание означает ритмичное движение грудной клетки, т. е. ритмичное чередование напряжения и расслабления. Дети с церебральным параличом без посторонней помощи не могут спокойно и правильно выдыхать, поэтому у ребенка постоянно сохраняется повышенное физическое напряжение. Применяя вспомогательные приспособления, стимулирующие дыхание, мы часто слышим усиленный выдох или тяжелый вдох, ребенок может даже сильно закашляться. Благодаря применяемой нами стимуляции поверхности туловища мы создаем на дуге напряжения между расслабленным и напряженным состоянием адекватный уровень возбуждения. Физическое напряжение уменьшается, ребенок воспринимает собственный ритм. Это дает ему уверенность в себе, т.е. ощущение комфорта.

2) Активация кровоснабжения.

Происходит и активация кровоснабжения, так как мышечное напряжение тесно связано с расслаблением сосудов. У ребенка изменяется цвет лица, а иногда спустя некоторое время его ноги, стопы и кисти становятся теплее.

3) Активация процесса приема пищи.

Облегчаются и активизируются движения языка и губ. Часто дети начинают самостоятельно глотать.

4) Активация пищеварения.

Благодаря достигнутому таким путем расслаблению наступает расслабление кишечника (облегчается дефекация).

2) Другую группу составляют дети с недостаточностью движений. Недостаток мотивации и сниженный тонус мешают им накапливать сенсомоторный опыт. Корсет, в который в этом случае обязательно должны быть вшиты боковые эластичные вставки, частично обеспечивает ребенку обратную связь и дает возможность препятствовать привыканию к гиподинамии.

Застегивая корсет, не следует одновременно плотно затягивать все ремни. Часто после первого или второго подтягивания ребенок глубоко выдыхает, иногда может даже срыгнуть. Только после того, как он избавится от напряжения, можно затянуть все ремни корсета.

Время ношения корсета зависит от поставленных целей.

1) Дети с нейромышечными заболеваниями носят корсет дольше и охотнее. Они наслаждаются тем, что корсет надежно поддерживает их тело и они могут глубже дышать. Часто благодаря этому они также могут лучше выпрямлять туловище.

2) Детям с тяжелыми множественными нарушениями необходимо надевать корсет надолго (чтобы они не привыкали к снижению активности). Если корсет используется в процессе приема пищи, то стоит надевать его за некоторое время до кормления. Благодаря улучшению восприятия собственного тела ребенок может лучше глотать.

3) Регулярное ношение корсета часто помогает детям, имеющим проблемы с дефекацией.

Девочка (рис.14.1) не может самостоятельно сидеть и переворачиваться. Когда она лежит на спине, то не может играть с игрушками. В этой позе она занята практически только тем, что пытается подтянуться вперед, согнув туловище. Она редко кладет голову на опору и делает это ненадолго, а затем снова тянется головой вперед. В дальнейшем такое сгибание повлечет за собой и выведение плеч вперед (протракцию), то есть возникнет общий сгибательный образец движений. Глаза в этой фазе обычно закрыты. Руки теребят друг друга или свитер. В общем, находясь в одиночестве в положении лежа на мате, девочка очень недовольна.


Мы заказали для нее корсет. При первом надевании его она прервала свои движения и с тяжелым вздохом опустила голову на мат. Руки, которыми она обычно теребила что-либо у себя на животе, теперь откинуты в стороны, они покоятся на мате и далеко отведены от туловища (рис. 14.2).


Большой прямоугольный платок размером примерно 1,2?1,4 м сворачивается так, чтобы ширина получившегося свертка была равна расстоянию от подмышек до бедра ребенка. Платок для туловища должен быть таким, чтобы его можно было как можно плотнее обмотать вокруг туловища ребенка. Рекомендуем использовать большие хлопчатобумажные платки, которые легко купить.

Платок для туловища помогает ребенку лучше ощущать свое тело. Так ребенок сможет воспринимать его разными способами, а не только ощущая движения своих конечностей. Внимание ребенка переносится на туловище. В этом случае контроль за положением туловища – предпосылка лучшего ощущения своего тела на поверхности опоры и в пространстве. Ребенок лучше осознает собственный вес, чувствует свое дыхание, а ритм ходьбы также способствует ощущению своего тела.

2) Дети с тяжелой формой спастичности и атетозом. Это дети, которые часто лежат в позах, вызванных общим рефлекторным разгибанием туловища и асимметричным шейным тоническим рефлексом, и без коррекции у них снова и снова возникают патологические позы и движения.

Ребенок сидит на корточках, опираясь на пятки, а верхняя часть его тела лежит на U-образной подушке (рис.15.1). Это уже более благоприятное исходное положение, чем лежа на животе; ноги и таз симметрично согнуты. Но этого недостаточно для того, чтобы без посторонней помощи избавиться от выраженной асимметрии (обратите внимание на складки на пеленке и футболке). Ребенок не может удобно положить голову на подушку, а держит ее неподвижно.


Рис. 15.1 и 15.2

Ребенку с трудом дается поворот головы в другую сторону. Глаза и рот широко открыты. Нижняя челюсть еще асимметрично смещена, язык высунут (рис. 15.3).


Длительно получаемая информация от тела (смещение акцентов внимания на активность туловища) помогает ребенку в осознании собственного тела. Улучшается контроль за положением туловища; ребенок может положить голову и прикрыть рот (рис.15.4).


Глаза закрыты. В такой непривычной для него ситуации мальчик воспринимает себя по-новому (рис.15.5). Шея и правое плечо немного выпрямились, то есть рот и руки располагаются ближе друг к другу.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.