Нарушение координации у детей с дцп

Расстройство развития координации

Определение. Согласно DSM-III-R, расстройство развития координации является выраженное нарушение развития двигательной координации, кото­рое нельзя объяснить за счет умственной отсталости и которое не связано с ка­ким-либо известным физическим заболеванием.

Эпидемиология

У детей в возрасте от 5 до 11 лет составляет 6%, соотношение заболеваемости у мальчиков и девочек неизвестно, семейный анамнез не прослежен.

Гипотеза задержки развития перцептивно-моторных навыков. Согласно этой теории, дети выздоравливают, так как наступает созревание структур.

Диагностические критерии:

Б. Нарушение А значительно влияет на успехи в обучении или повседнев­ную жизнь.

B. Не связано с физическим заболеванием, таким как церебральный пара­лич, гемиплегия или мышечная дистрофия.

Диагноз необходимо ставить, только если нарушение значительно влияет на способности к обучению или на повседневную жизнь.

Расстройства развития координации очевидны в раннем возрасте, когда ре­бенок начинает пытаться делать что-либо, требующее двигательной координа­ции. Трудности в двигательной координации могут варьировать с возрастом ребенка и стадией развития.

В грудном и раннем возрасте расстройство может проявляться как задержка в достижении моторных навыков, поворотов тела, ползании, сидении, стоянии, ходьбе, в застегивании пуговиц или молнии. В возрасте между 2 и 4 годами не­ловкость проявляется во всех сферах деятельности, требующих двигательной координации. Дети не могут удерживать в руках предметы и легко роняют их; их походка неустойчива; они часто спотыкаются о свои собственные ноги и уда­ряются о других детей.

У старших детей нарушения проявляются в настольных играх, таких как складывание головоломок или строительстве объектов из кубиков, в играх с мячом. Хотя специфических особенностей, которые были бы патологическими для расстройства развития координации, нет. Сопутствуют задержка психо- морного развития и нарушение речи. Старшие дети часто имеют: низкую успе­ваемость в школе, нарушения в эмоциональной сфере и поведения, расстрой­ство развития артикуляции и речи.

Диагноз расстройства развития координации требует тщательного изуче­ния истории болезни ребенка, касающейся раннего двигательного поведения, а также прямого наблюдения за моторной активностью. Диагноз подтверждается показателями выполнения субтестов, если они ниже среднего по стандартизи­рованным тестам на интеллект и нормальными или выше среднего показателя­ми по вербальным субтестам. Следует учитывать интеллектуальный хроноло­гический возраст и индивидуальные способности. Не должно быть неврологи­ческих или нейромышечных заболеваний.

С умственной отсталостью, при которой имеется общее снижение уровня выполнения как в вербальной, так и в невербальной моторной сфере, следует исключить аутичные расстройства развития. Детский церебральный паралич, мышечная дистрофия часто связаны с нарушениями координации, и распозна­ются при неврологическом исследовании.

Лечебная гимнастика по методике атаксии.

Нейрофизиологические методы коррекции моторной дисфункции.

Методы физического воспитания.

Метод Монтессори способствует развитию моторных навыков.

Вторичные поведенческие или эмоциональные проблемы и сопутствующие расстройства речи надо лечить соответствующими методами.

Консультация родителей снижает их тревогу и увеличивает их возможнос­ти занятий с ребенком.

Данные лонгитудинальных исследований относительно исходов данного состояния отсутствуют. В некоторых работах высказывается предположение, что дети, у которых интеллектуальные способности выше средних, имеют хоро­ший прогноз, так как они в состоянии хорошо учиться и компенсируют дефект координации. В целом неловкость сохраняется в подростковом возрасте в тече­ние всей взрослой жизни.

В тяжелых случаях без лечения возникает устойчивая неуспеваемость в школе, трудности в общении со сверстниками и неспособность заниматься спортом. Эти проблемы могут приводить к низкой самооценке, депрессии, замкнутости.

Внимание! Заезд с 14 апреля 2020 года отменён!
Подробности.


Внимание! Важное событие в развитии наших методик лечения.
Большое и важное событие произошло 28 января 2020 года у нас в Клинике Мельниковой Е.А.!


Сквозной скрининг о результатах лечения ТКМС

Мы собираем Ваши отзывы о проведенной в нашей Клинике Мельниковой Е.А. процедуре Транскраниальной Магнитостимуляции (ТКМС).

Сегодня мы готовы предложить ВАМ ознакомиться со сквозным скринингом о результатах лечения за декабрь 2019-январь 2020 года.


Статистика ТКМС
С появлением аппарата ТКМС в нашей клинике уже было проведено 5 заездов, где успешно прошли лечение 73 пациента по специально составленной программе 3D (CCC).


Уважаемые пациенты и их родители!
Очень важная информация для всех, кто хочет попасть к нам на процедуру Транскраниальная Магнитостимуляция (ТКМС)!


Дорогие наши друзья!
Мы счастливы рассказать ВАМ, как же прошел САМЫЙ НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ЗАЕЗД в Клинике Е.А.Мельниковой в Севастополе – Новогодний заезд!


Транскраниальная магнитостимуляция (ТКМС) - Новый МОЗГОВОЙ ШТУРМ в психо-неврологии.
Наши достижения по ТКМС (неврологическая статистика).

С внедрением ТКМС в нашу клинику было проведено 2 заезда в период с 27.09 по 09.11.2019 г., где успешно прошли лечение 28 пациентов по специально составленной программе ТРИ Д ССС ЗПРР и ТРИ Д ССС ДЦП.

Подробности.
Особенный заезд в Крым на Новый 2020 год!
Спешите записаться на ОСОБЕННЫЙ заезд в Крым на Новый 2020 год! Позвольте себе вернуться в лето, а Вашему ребенку получить высокоспециализированное лечение и отдых!

Это будет САМЫЙ необычный заезд в Севастополе, и дело в том, что у нас подготовлены несколько сюрпризов для ВАС!

По уже сложившееся традиции в севастопольском филиале Клиники, мы предлагаем Вам записаться на САМЫЙ выгодный заезд в году - Новогодний заезд.

Внимание!
У нас изменились банковские реквизиты севастопольского отделения!

Если вы получили счет на оплату безналичным расчетом, обратитесь к администратору нашего севастопольского отделения для получения нового счета.
Друзья! С 22 апреля по 6 мая 2019 состоится ВЫЕЗДНОЙ ЗАЕЗД в УФЕ!

Как и всегда, мы проведем 14 процедур основного лечения: аутонейритотерапия, введение ноотропов минуя ГЭБ, микрополяризация, лимфотропная терапия и, конечно, консультация наших специалистов, которые определят индивидуальный план лечения для КАЖДОГО из пациентов.

Напоминаем, что мы - единственная клиника в России, проводящая лечение по авторским методиками Мельниковой Е.А. - аутонейритотерапии и введению ноотропов минуя гематоэнцефалический барьер.

Подробнее >> --> НАЛЬЧИК! Май 2019! Клиника Мельниковой Е.А. посетит ВАС с выездным заездом!

Мы очень рады, что этот год такой насыщенный на выездные заезды – ведь это значит, что мы сможем помочь многим пациентам, у которых нет возможности приехать в Москву или Севастополь! В течение 14 дней мы будем проводить процедуры по разработанным Еленой Анатольевной схемам лечения ДЦП, ЗПРР, СДВГ, аутизма, последствий ЧМТ.

Подробнее >> --> Мы рады сообщить, что в мае с ВЫЕЗДНОЙ ЗАЕЗД состоится в НЕФТЕКАМСКЕ!

В процессе лечения врачом-неврологом будет осуществлен динамический контроль за лечебно-реабилитационным процессом; в том числе будут проведены две консультации: первичная, при приеме пациента, и вторичная – при выписке после окончания курса лечения. Для каждого пациента будет составлен свой, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ план лечения, учитывающий все особенности организма ребенка.

Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности, важное зна-чение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с ДЦП в результате пораже-ния двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно. Дети не могут следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируются на этой основе. Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо. Несформированность зрительно-моторной координации проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями. Так, на уроках труда таким ученикам очень трудно правильно расположить материал, произвести его разметку, расположить выкройку. Особую сложность для них представляют раскрой и выточка отдельных деталей изделия. По этой же причине замедляется процесс формирования навыков самообслуживания. Невозможность проследить глазами за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного двигательного акта на уроках физкультуры: дети не могут удержать цель, затрудняются бросать и ловить мяч, овладевать умениями и навыками в других спортивных играх.

17. Нарушения предметно-практической деятельности при ДЦП.

Нарушение движений оказывает негативное влияние на развитие познавательных процессов у детей. Для детей с ДЦП С 1-го года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Р.Я. Абрамович-Лехтман (1962)выделила четыре этапа в формировании предметно-практических действий у детей первого года жизни:

1)Первый — этап преддействия начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выпол-няет направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т. п.

2)Этап результативных действий начинается у ребенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предмет-ные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и др.

3)Это этап соотносящих действий. Действие с 2-мя предметами одновременно: всовыва-ние, вкладывание,вынимание, нанизывание колец и т.д.

4) Функциональные действия (я не поняла какой 4 этап. ) К концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия, подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет палочкой, причесывает куклу и пр.

Провели исследования и выявили:

Проводились исследования по исследованию ощущений, предметных действий, произ-вольной деятельности. Дети с угрозой возникновения ДЦП, разделены на три группы по успешности выполнения заданий: В первую группу (26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, отмечались повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на церебрально-органическую недостаточность по типу ДЦП. Вторую группу (48,8%) составили младенцы с задержкой в формировании сенсорных функций. У них наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но в отличии от предыдущей группы он проявляется не в реакции сосредоточения, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей. В третьей группе (24,6%) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения глаз у этих детей были не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны.

У детей с ДЦП, в отличие от здоровых сверстников, наблюдалось кратковременное сосре-доточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3—4 минут). Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, мы наблюдали случаи, когда уровень развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание у них было неустойчивым и слабоконцентрированным. Наибольшие трудности концентрации внимания наблюдались в третьей группе младенцев. В отличие от младенцев первой и второй групп недоразвитие внимания у них тесно коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций.

— у детей с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой — их автономность . Причем чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка. Ведущий дефект при ДЦП — двига-тельные нарушения — в значительной степени определяет специфику когнитивных функций детей с этим заболеванием. Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, прорранственный анализ и синтез и др.)


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка) . Тремор проявляется при целенаправленных движениях (например, при письме) . В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальце-носовая проба по выявлению тремора) . Тремор характерен для поражения мозжечковой системы. Наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП и при других формах, осложненных атактическим (мозжечковым) синдромом.

Нарушения равновесия и координации движений.

Несформированность реакций равновесия и координации — атаксия проявляется как в статике, так и в локомоции. Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах. Нарушения локомоции проявляются в виде неустойчивости походки: дети ходят пошатываясь, отклоняясь в сторону, для компенсации дефекта на широко расставленных ногах. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук) . Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор (мелкое дрожание пальцев рук) . Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Такие дети затрудняются бросить мяч в цель, поймать его. Недостаточность реакций равновесия и координации характерна для атбнически-астатической формы ДЦП, когда поражена мозжечковая: система.

Нарушение ощущений движений.

Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением движений (кинестезии) . Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток (проприоцеп-торов) , расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощущения называют мышечно-суставным чувством. Н. А. Бернштейном (1947) доказана важность проприоцеп-тивной регуляции в управлении движением. Специальными исследованиями показано, что при всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения (К. А. Семенова, Н. М. Махмудова, 1979) . Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условнорефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по прямой может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону) . Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений и их стереотипизации, задерживает формирование тонких координированных движений. Нарушения ощущений движений особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

  • Описание заболевания
  • Полезные советы

Что такое детский церебральный паралич?

Термином детский церебральный паралич (ДЦП) обозначают целую группу заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются, прежде всего, двигательными расстройствами (нарушением мышечного тонуса, снижением мышечной силы, нарушением координации движений). Без двигательных расстройств церебрального паралича не бывает, однако, у значительной части больных (75%) возникают нарушения речи, задерживается развитие интеллекта (15-20%), возникают судороги (15 – 25%)

Почему возникает ДЦП?

Важно понимать, что болезнь может поражать различные мышечные группы и может различаться по степени тяжести. Нарушение работы мышц может проявляться по-разному: от неловкой походки до полного отсутствия движений. Количество заболевших церебральным параличом в мире варьирует от одного до трёх детей на тысячу родившихся.

Какие бывают варианты ДЦП?

Согласно классификации детского церебрального паралича, разработанной К. А. Семеновой в 1973 году, а также Международной классификации болезней Х пересмотра выделяют 5 основных форм ДЦП:

Наиболее частой патологической установкой в нижних конечностях является эквинусная установка (эквинусная деформация) стоп. Эквинусная установка это избыточное подошвенное сгибание стопы, которое обусловлено повышением тонуса сгибателей, что может приводить к формированию контрактуры (состояние, при котором конечность не может быть полностью согнута или разогнута в одном или нескольких суставах). Согласно статистическим данным, те или иные формы спастичности различной степени выраженности встречаются у 85,5% больных ДЦП. Подходы к лечению спастичности при ДЦП зависят от того на какие мышечные группы или сегменты тела распространена спастичность и какова ее степень выраженности.

При формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата применяется ортопедохирургическое лечение. Задачей лечения является устранение возникших деформаций и восстановление нормального объема движений в суставах. Однако, без адекватной физической коррекции спастического и гиперкинетического синдромов, контрактуры вскоре рецидивируют.

Можно ли вылечить детский церебральный паралич?

Мы не можем устранить уже имеющееся повреждение нервной системы, но это не означает, что больному малышу нельзя помочь. Головной мозг ребенка первого года жизни обладает огромным потенциалом для компенсации приобретенного повреждения, вследствие этого исключительно важно заподозрить или установить диагноз как раз в этот период его жизни. При подходящих условиях функцию умерших клеток берут на себя клетки не поврежденных отделов головного мозга. Мозг ребенка очень пластичен, даже дети с тяжелыми формами заболевания при упорной реабилитационной работе могут демонстрировать хорошие, а иногда и удивительные результаты.

Основные методы используемые для лечения детей с ДЦП

Кинезиотерапия: лечебная физкультура, массаж, гимнастика Войта, система Бобат и т.п.

  • Механотерапия — занятия на тренажерах, Локомат, костюмы Атлант, Фаэтон, Адели и т.д.
  • Физиотерапевтическое лечение: электролечение, магнитотерапия, лазеролечение, светолечение, тепловые, водные процедуры, санаторно-курортное лечение
  • Иглорефлексотерапия, опорная стимуляция
  • Трудотерапия: позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п)
  • Логотерапия: помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами
  • Ортопедические укладки (тутора, лонгеты) с целью профилактики формирования патологических поз и контрактур
  • Подбор механических средств (инвалидные кресла, ходунки)
  • Нейротрофическая медикаментозная терапия пептидными препаратами с целью мобилизации всех внутренних ресурсов организма ребенка
  • Симптоматическая медикаментозная терапия: назначается с целью нормализации мышечного тонуса, лечения эпилепсии, коррекции поведенческих нарушений
  • Хирургические операции: для исправления деформаций в суставах, костях, связочном аппарате
  • Нейрохирургические операции с целью ликвидации спастичности

Все дети, даже с одинаковой формой ДЦП, отличаются друг от друга, как в плане моторики, так и с точки зрения психического развития и адаптационных возможностей. Например, некоторым детям требуется инвалидное кресло, чтобы двигаться, у других присутствует лишь небольшая неустойчивость при ходьбе. Поэтому очень важно разработать индивидуальную программу реабилитации, максимально подходящую именно вашему ребенку.

Определить особенности вашего ребенка должна команда врачей: невролог, ортопед, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт, логопед, психолог. В случае наличия у ребенка эпилепсии или эпилептических изменений на ЭЭГ к разработке программы реабилитации подключают эпилептолога.

Лечение движением (кинезиотерапия) предполагает адаптированные, постепенно возрастающие силовые воздействия, определённые строго индивидуально для каждого пациента, с учётом его анамнеза, возрастных, физиологических и других особенностей и других заболеваний, сопутствующих основному. Постепенное обучение правильным (простым и сложным) движениям приводит к их нейрорефлекторному закреплению и восстановлению трофики (питания) и обмена веществ в костно-мышечной системе человека. Кинезиотерапия может быть активной (лечебная физкультура, лечение положением, игротерапия, трудотерапия, арт-терапия, спорт, когда пациент двигается сам) и пассивной (массаж и механотерапия, то есть лечение физическими упражнениями с помощью специальных аппаратов).

Метод Войта – с помощью надавливания пальцами рук инструктора на определённые точки на теле пациента в тот момент, когда пациент находится в определённом положении, что провоцирует активность мышц, принадлежащих к конкретной группе, задействованной в процессе движения. Лечение по методу Войта возможно с периода новорожденности и наиболее эффективно на первом году жизни. Не имеет противопоказаний у детей с эпилепсией.

Бобат-терапия базируется на нейроразвивающем подходе к коррекции двигательных нарушений. Основными направлениями терапевтического воздействия Бобат-терапии являются: подавление патологических движений и поз; облегчение выполнения естественных, физиологических движений и удержания физиологической позы; стимуляция, необходимая для усиления ощущения положения собственного тела в пространстве.

Методика Козявкина - основным компонентом методики является мануальная коррекция позвоночника, направленная на возобновление нормальной подвижности суставов позвоночника Параллельно используются специальные приемы релаксации мышц. Биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов применяется в сочетании с рефлексотерапией, лечебной физкультурой, системой массажа, ритмической гимнастикой, механотерапией.

На методе проприоцептивной стимуляции основан имитатор подошвенной нагрузки "Корвит". По конструкции тренажер представляет собой две пневмокамеры, выполненные в форме обуви, подключенные к блоку питания и генерации импульсных режимов. Воздействие прибора оказывается на стопы пациента с помощью механической стимуляции подошв. Стимуляция моделирует принцип ходьбы и бега.

Метод лечения положением – пассивное удержание частей тела пациента с церебральным параличом в позах, близких к физиологическим с помощью специальных приспособлений: укладок, подушек, шин, ортезов, гипсовых лангет, тейпов, ортопедической обуви. Принудительной фиксации какой-либо части тела обычно предшествует массаж с применением расслабляющих приемов.

Для глобального изменения позы тела пациента с выраженной мышечной слабостью применяют специальное оборудование: вертикализаторы, тренажер Гросса, тренажер "Паук", позволяющие ребенку, с уменьшенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сохранять вертикальное или подвешенное положение, тренируя опору, шаговые движения, координацию и т.п. при помощи инструктора.

Механотерапия. В настоящее время подавляющее большинство оборудования для механотерапии работает на основании принципа биологической обратной связи (БОС). На одних тренажерах (активных) пациент осуществляет движения, прилагая собственные физические усилия. Степень нагрузки регулируют с помощью целого ряда факторов: веса прикрепленного груза, его места положения на штанге, угла, под которым подвешен маятник, частоты колебаний и длительности занятия (мультифункциональная тренировочная система MOTOmed; мультифункциональная платформа КОБС, интерактивная система виртуальной реальности Nirvana). На других тренажерах (пассивных) выполнение движения выполняются с помощью моторного устройства, которое облегчает физическую нагрузку на пациента (вибро-платформа PowerPlate, реабилитационный комплекс для локомоторной нагрузки системы Locomat).

Следует всегда помнить, что механотерапевтический аппарат, сколь совершенным бы о ни был, все же не способен с абсолютной точностью воспроизводить двигательные функции человека во всем их многообразии. Упражнения на механизмах носят строго нормализованный характер, выполняются по заранее заданной схеме, с определенной скоростью, амплитудой и нагрузкой. Поэтому механотерапия всегда выполняет вспомогательную роль по отношению к лечебной гимнастике, которая изначально предполагает большую свободу выбора темпа, формы и направленности движений. При этом в комплексе с механотерапией лечебная гимнастика показывает существенно более высокую результативность, нежели без нее.

При подборе индивидуальной программы реабилитации необходимо помнить, что основной целью восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом является его адекватная социальная адаптация, которая помимо двигательной функции, предполагает наличие коммуникативных навыков, интеграции в среду сверстников, получения образования и профессии. Поэтому среди восстановительных мероприятий у пациента с ДЦП обязательно должны присутствовать методы социальной и педагогической реабилитации.

  • Трудотерапия, позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п)
  • Логотерапия, помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами
  • Эрготерапия - подбор технических средств реабилитации (инвалидные кресла, ходунки, трости)
  • Арт-терапия и реабилитация через спорт - способствует формированию мотивации к лечению и социальной интеграции

Кондуктивная педагогика (метод Петьо) базируется преимущественно на образовательной модели вмешательства и объединяет педагогические и реабилитационные цели в одной программе. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь детям с двигательными нарушениями приобрести способность функционировать в обществе, несмотря на свой двигательный дефицит за счет пластичности нервной системы.

Иппотерапия, канис-терапия, дельфинотерапия. Вовлечение животных в процесс реабилитации детей с церебральным параличом. Метод основан на принципе комбинации лечения движением и позитивного эмоционального подкрепления.

Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии

Департамента Здравоохранения г. Москвы

Реабилитация ДЦП – стресс не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку этот процесс очень длительный и трудоемкий, так как основной принцип реабилитации - это непрерывность и постоянство. Нужно быть готовым к тому, что после одного курса лечения лишь появятся некоторые, едва заметные для окружающих, но очень много значащие для ребенка изменения, будь то увеличение силы мышц, мотивации, или даже появление нового навыка, например ползания. Важно понимать, что всей семье нужно будет поддерживать ребенка во время лечения.

Старайтесь поддерживать в ребенке самостоятельность и творческие устремления – двигательные ограничения не должны быть препятствием к самовыражению и личностному росту. Максимально увеличьте круг общения вашего ребенка как за счет детей с особыми потребностями (малыш должен знать, что он не один), так и за счет здоровых детей – только так формируется настоящая интеграция в социум.

Универсальной таблетки чтобы вылечить ребенка, больного ДЦП, нет. Тем не менее, симптомы ДЦП обязательно становятся менее явными при условии вовремя начатой интенсивной восстановительной терапии.

Ожидаемый результат такого лечения – обогащение физических и умственных возможностей ребёнка и улучшение качества его жизни.

Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.