Немкова с а и др детский церебральный паралич диагностика и коррекция когнитивных нарушений

Реабилитация с использованием космических технологий детей с последствиями черепно-мозговой травмы. Немкова С.А. Медпрактика-М., 2003.

Раздел в монографии: Детский церебральный паралич. Хрестоматия /сост. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Влияние космического нагрузочного костюма на межполушарную асимметрию мозга при спастической форме детского церебрального паралича Немкова С.А. и соавт., 2003, с.484-490.

Раздел в монографии: Детский церебральный паралич. Хрестоматия /сост. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Индивидуальный профиль функциональных асимметрий у больных детским церебральным параличом при использовании лечебно-нагрузочного костюма. Немкова С.А. и соавт., 2003, с. 491-499.

Правый-левый мир. Немкова С.А. Москва, Спутник, 2004.

Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе. Немкова С.А.

М., Триада-Х, 2013. 440 с.

Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. Немкова С.А. М., Медпрактика-М., 2013. 440с.

Методические пособия для врачей и психологов:

Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей с церебральным параличом. Учебно-методическое пособие. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Намазова-Баранова Л.С. и др. ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова. Москва, 2011. 32 с.

Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. / Учебно-методическое пособие. Под ред. Немковой С.А., Намазовой-Барановой Л.С., Масловой О.И. и др. Москва, 2012. 56 с.

Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. / Учебно-методические рекомендации. Под ред. Заваденко Н.Н., Немковой С.А., Намазовой-Барановой Л.С. и др. Москва, 2012. 48 с.

Современные методы диагностики двигательных нарушений у детей с заболеваниями нервной системы. Методическое пособие. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Аргунова Г.В. ЦКМС ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова. М., 2013. 46 с.

Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Аргунова Г.В., Курбатов Ю.Н. ЦКМС ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова. М., 2013. 46 с.

Изменение индивидуального профиля межполушарной асимметрии мозга при соматосенсорной стимуляции ношением космического нагрузочного костюма у здоровых взрослых и детей. Яворский А.Б., Кобрин В.И., Сологубов Е.Г., Синельникова А.Н., Немкова С.А. // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 1997. – Т.31, N 6. – C.18-23.

Особенности индивидуального профиля межполушарной асимметрии мозга при зрительной стимуляции у здоровых и больных спастической формой детского церебрального паралича. Яворский А.Б., Немкова С.А. и соавт. // Журнал Высшей нервной деятельности. – 1998. – Т.48, вып.6. С. 936-942.

Влияние космического нагрузочного костюма на межполушарную асимметрию мозга при спастической форме детского церебрального паралича. Яворский А.Б., Сологубов Е.Г., Кобрин В.И., Синельникова А.Н., Немкова С.А. // Ж-л неврологии и психиатрии им. Корсакова. - Т.98. - № 98. – С. 26-30.

Применение компьютерной стабилографии и метода компьютерного биомеханического исследования походки для диагностики позных и двигательных нарушений у больных с различными формами детского церебрального паралича. Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Кобрин В.И., Немкова С.А., Синельникова А.Н. // Медицинская техника. – 2000. - № 3. – С.24-30.

Регуляция вертикальной позы у больных детским церебральным параличом при лечении методом проприоцептивной коррекции. Немкова С.А., Кобрин В.И., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Синельникова А.Н. // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2000. – Т.34. – N6. – С.40-43.

Характеристики ходьбы больных различными формами детского церебрального паралича при лечении методом динамической проприоцептивной коррекции. Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Кобрин В.И., Синельникова А.Н., Немкова С.А. // Паллиативная медицина и реабилитация. 2000. - № 1-2.

Влияние метода динамической проприоцептивной коррекции на вертикальную устойчивость и интеллектуальные функции у больных детским церебральным параличом. Немкова С.А., Кобрин В.И., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Синельникова А.Н. Неврологический журнал, 2000. - № 2. - С.20-23.

Индивидуальный профиль функциональных асимметрий у больных детским церебральным параличом при использовании лечебно-нагрузочного костюма. Немкова С.А., Кобрин В.И., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Синельникова А.Н. Ж-л неврологии и психиатрии им. Корсакова, 2001. - № 7. – С. 31-34.

Взаимодействие зрительного и проприоцептивного анализаторов при поддержании вертикальной позы. Синельникова А.Н., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Кобрин В.И., Немкова С.А., Безносова А.А. Физиология человека, 2001. - Т.37. - № 3. - С.61-63.

Новые возможности использования космических технологий в лечении детей с травматическими поражениями центральной нервной системы. Немкова С.А., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б. // Авиакосмическая и экологическая медицина.- 2002. – Вып.36. - №3. – С.55-58.

Изучение вертикальной устойчивости у детей-школьников при лечении методом динамической проприоцептивной коррекции. Немкова С.А., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б. // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – Т.2, № 2.

Особенности реализации вертикальной позы у больных с детским церебральным параличом и последствиями черепно-мозговой травмы в процессе применения костюма динамической проприоцептивной коррекции. Немкова С.А., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б., Синельникова А.Н. // Аспирант и соискатель. – 2003. - № 3. – С. 167.

Изменение межполушарной асимметрии биоэлектрической активности мозга при использовании метода динамической проприоцептивной коррекции у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Немкова С.А., Сологубов Е.Г., Яворский А.Б. // Аспирант и соискатель. – 2003. - № 3. – С. 167.

Изменение биоэлектрической активности мозга при лечении методом динамической проприоцептивной коррекции у детей с патологией центральной нервной системы. Сологубов Е.Г., Немкова С.А., Яворский А.Б. // Вопросы современной педиатрии. 2003. – Т.2. - № 6.

Анализ походки больных с различными формами церебрального паралича. Яворский А.Б., Сологубов Е.Г., Немкова С.А. // Медицинская техника. – 2003. - № 6. – С.19-25.

Кинестетические характеристики вертикальной устойчивости больных детским церебральным параличом. Яворский А.Б., Сологубов Е.Г., Немкова С.А. // Журнал неврологии и психиатрии им.Корсакова. – 2004. - № 2. – С.21-26.

Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Сатари В.В., Немкова С.А. // Управление начальной школой, 2008. - № 0. – С. 11-18.

Особенности поддержания вертикальной позы у детей и подростков с отдаленными последствиями черепно-мозговой травмы. Аргунова Г.В., Немкова С.А., Заваденко Н.Н. и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.

Стабилографическая оценка эффективности комплексного восстановительного лечения у детей с заболеваниями нервной системы. Курбатов Ю.Н., Немкова С.А., Заваденко Н.Н. и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.

Новые технологии в комплексной реабилитации когнитивных нарушений у детей с церебральным параличом. Немкова С.А., Маслова О.И., Заваденко Н.Н. //"Социальная педиатрия и реабилитация", № 1, 2012. С.43-49.

Особенности диагностики и реабилитации когнитивных расстройств у детей с церебральным параличом. Немкова С.А., Маслова О.И., Заваденко Н.Н., Каркашадзе Г.А. // Детская и подростковая реабилитация, № 1, 2012, с. 4-15.

Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение). Немкова С.А., Маслова О.И., Заваденко Н.Н., Каркашадзе Г.А., Курбатов Ю.Н. // Педиатрическая фармакология, 2012. № 3.

Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы. Немкова С.А., Маслова О.И., Каркашадзе Г.А., Курбатов Ю.Н., Подкорытова И.В. // Педиатрическая фармакология, 2012. № 5.

Психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом. Немкова С.А., Маслова О.И., Каркашадзе Г.А., Мамедъяров А.М. //Педиатрическая фармакология. 2013, Т.10, № 2. С.107-116.

Эффективность применения метода динамической проприоцептивной коррекции у больных детским церебральным параличом с когнитивными нарушениями. Немкова С.А., Маслова О.И. //Журн.неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова, 2013, №8, с.26-32.

Оценка эффективности комплексной реабилитации у детей с церебральным параличом и последствиями черепно-мозговой травмы. Немкова С.А. и соавт.// Российский нейрохирургический журнал им. А.Л.Поленова. - 2013, № 5. - С.56-59.

Особенности регуляции вертикальной устойчивости у детей и подростков с последствиями черепно-мозговой травмы. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Аргунова Г.В. // Вопросы практической педиатрии. 2014, № 1. С.70-75.

Оценка эффективности комплексной реабилитации у больных с детским церебральным параличом и последствиями черепно-мозговой травмы. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Аргунова Г.В., Курбатов Ю.Н. // Вопросы практической педиатрии. 2014, № 3. С.21-25.

Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей с последствиями черепно-мозговой травмы. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Маслова О.И., Каркашадзе Г.А. //Педиатрическая фармакология, 2014, Т.11, № 3. С.54-61.

Современные принципы комплексной диагностики и лечения нарушений сна у детей. Немкова С.А. //Медицинский совет в детской поликлинике, 2014, № 14. С.46-50.

Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича. Немкова С.А. //Практика педиатра, 2014, октябрь. С.5-9.

Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Маслова О.И., Каркашадзе Г.А., Мамедъяров А.М., Попов В.Е., Щедеркина И.О., Колтунов И.Е., Нестеровский Ю.Е. Современные принципы комплексной реабилитации детей с последствиями инсульта. // Педиатрическая фармакология. 2015., 12; № 1: 52-59.

Немкова С.А., Ли Т., Заваденко Н.Н., Володин В.В., Доровских В.А. Нарушения сна как возможный фактор риска соматических и психопатологических заболеваний у детей" // Вопросы практической педиатрии, 2015, 10; 1:28-39.

Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Применение кортексина в комплексной нейрореабилитации у детей. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015, 2: 37-44.

Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.E. Когнитивные нарушения у детей с последствиями черепно-мозговой травмы //Вопросы практической педиатрии. 2015, 10; 3:48-57.

Работы, опубликованные в сборниках и материалах конференций и конгрессов:

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Диагностика расстройств когнитивной сферы при детском церебральном параличе является сложной задачей ввиду разнообразного сочетания с двигательной, речевой и сенсорной патологией, поэтому требует дифференцированного подхода. Авторами разработаны дифференциально-диагностические критерии для разграничения задержек психического развития и умственной отсталости при детских церебральных параличах. Предложенная комплексная система реабилитации когнитивных расстройств включает медико-социальную и психолого-педагогическую коррекцию и направлена на компенсацию когнитивного дефицита, формирование психических функций, а также восстановление механизмов социальной интеграции у детей с церебральным параличом.

доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики
РНИМУ им. Н.И. Пирогова, старший научный сотрудник отделения когнитивной педиатрии НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН

2. Каркашадзе Г. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011; 8 (5): 36–41.

3. Немкова С. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивный нарушений: Учебно-методическое пособие. М.: Союз педиатров России. 2012. 45 с.

4. Garfinkle J., Shevell M. I. Cerebral palsy, developmental delay, and epilepsy after neonatal seizures. Pediatr. Neurol. 2011; 44 (2): 88–96.

5. Himmelmann K., Uvebrant P. Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population-based study. Dev Med Child Neurol. 2011; 53 (6): 516–521.

6. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье. 1988. 327 с.

7. Савина М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом. Международный медицинский журнал. 2010; 3: 12–16.

9. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс. 2007. 616 c.

10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб.: Аддис. 1994. 300 c.

11. Ермоленко Н. А., Скворцов И. А., Неретина А. Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2000; 3: 19–23.

12. Козявкин В. И., Шестопалова Л. Ф. Психологическое обследование детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе с детскими церебральными параличами: Методические рекомендации. Харьков. 1995. 21 с.

13. Садовская Ю. Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. … докт. мед. наук. М., 2011. 44 с.

14. Немкова С. А. Изучение индивидуального профиля функциональных асимметрий, вертикальной устойчивости и интеллектуальных функций у больных детским церебральным параличом при соматосенсорной стимуляции. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2000. 27 с.

15. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа. 1987. 269 с.

16. Мастюкова Е. М. Дети с церебральным параличом. Специаль ная психология / под ред. В. И. Лубовского. М., 2003.

17. Сальков В. Н. Нарушения зрения при детском церебральном параличе. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 111 (4): 8–11.

18. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СпбГУ. 2001. 158 с.

19. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991. 95 с.

20. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1989. 77 с.

21. Маслова О. И. Нейрореабилитация в педиатрии. Вестник РАМН. 2011; 6: 41–44.

22. Немкова С. А., Кобрин В. И., Сологубов Е. Г. и др. Влияние метода динамической проприоцептивной коррекции на вертикальную устойчивость и интеллектуальные функции у больных детским церебральным параличом. Неврологический журнал. 2000; 2: 21–24.

24. Nemkova S. А., Maslova O. I., Zavadenko N. N. The use of space technologies for the rehabilitation of the cognitive disorders in children with cerebral palsy. Europaediatrics-2011. Vienna. 2011.

26. Уханова Т. А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с Кортексином. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 8: 19–22.

27. Пак Л. А., Смирнов И. Е., Горюнова А. В. и др. Эффективность Кортексина в терапии детского церебрального паралича. Материалы 9-го Всероссийского съезда неврологов. Ярославль. 2006. С. 206.

28. Исанова В. А., Исмагилов М. Ф. Кортексин в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом. Неврологический вестник. 2008; 15 (4): 125–127.

29. Иванникова Н. В., Эсаулова И. В., Авдонина В. Ю. и др. Кортексин в комплексной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Terra Medica. Спецвыпуск. 2004. С. 7–8.

30. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: Детство-Пресс. 2003. 160 с.



Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Статья посвящена проблемам ранней диагностики и восстановительного лечения детского церебрального паралича (ДЦП). Приведены результаты исследований, свидетельствующие о высокой эффективности полипептидного стимулятора в комплексной реабилитации ДЦП, ввиду

The article describes the issues of early diagnostics and medical rehabilitation of infantile cerebral palsy (ICP). The study results which indicate high efficiency of polypeptide stimulator in ICP complex rehabilitation were presented. For it combines nootropic, neurotrophic, neuroprotective, reparative and anti-convulsion effects.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1–3].

Распространенность ДЦП в России составляет 1,6–6 на 1000 доношенных детей, 9–40 на 1000 недоношенных [3].

Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2–4].

Согласно Международной статистической классификации МКБ-10 выделяются:

  • G80.0 — Спастический церебральный паралич.
  • G80.1 — Cпастическая диплегия.
  • G80.2 — Детская гемиплегия.
  • G80.3 — Дискинетический церебральный паралич.
  • G80.4 — Атаксический церебральный паралич.
  • G80.8 — Другой вид детского церебрального паралича.
  • G80.9 — Детский церебральный паралич неуточненный.

Клиническая классификация профессора К. А. Семеновой (1972) включает следующие формы ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, смешанные формы [2].

Европейская клиническая классификация ДЦП (SCPE, 2000) выделяет [3]:

  1. Спастический паралич: односторонний (гемиплегия), двусторонний (диплегия, квадриплегия).
  2. Дискинетический: дистонический, хореоатетозный.
  3. Атаксический.

Частота форм ДЦП: спастическая диплегия — 69,3%, гемипаретическая форма — 16,3%, атонически-астатическая форма — 9,2%, гиперкинетическая форма — 3,3%, двойная гемиплегия — 1,9% [2].

Ранними проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [5].

Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [1]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратко­временно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3–6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет — половина срока недоношенности в месяцах [5].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6].

Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3–4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10–15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа [5, 6].

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Наиболее значимые осложнения ДЦП: ортопедо-хирургические нарушения (дисплазия тазобедренных суставов, деформации стоп — эквинусная, вальгусная, варусная, контрактуры суставов конечностей), речевые и когнитивные расстройства в виде задержки психоречевого развития или умственной отсталости (более чем у 60%), эписиндром (у 35%), нарушения поведения, невротические расстройства (у 65% пациентов), синдром вегетативной дисфункции (более чем у 70%), астенический синдром (более чем у 85%) [1, 2, 7, 8].

Ведущими принципами реабилитации ДЦП являются: раннее начало, комплексный мультидисциплинарный подход, дифференцированный характер, непрерывность, длительность, этапность, преемственность. Восстановительное лечение больного ДЦП должно проводиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и включать следующие направления [2, 4–8]:

Медикаментозная терапия при ДЦП включает [4, 5, 7]:

  • препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие (Кортексин, Церебролизин, Ноотропил, Фенибут, Пантогам, Энцефабол);
  • препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию (Кортексин, Циннаризин, Актовегин, Трентал, Инстенон и др.);
  • препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие (АТФ, Элькар, Лидаза, Стекловидное тело, Деринат);
  • антиконвульсанты при сочетании ДЦП с судорожным синдромом (вальпроаты — Конвулекс, Депакин и др.);
  • препараты, нормализующие мышечный тонус (при гипертонусе — Мидокалм, Баклофен, препараты ботулотоксина; при гипотонии — Прозерин, Галантамин);
  • препараты, уменьшающие гиперкинезы (Пантогам, Фенибут, Наком, Тиапридал);
  • витамины (В1, В6, В12, С, Нейро­мультивит, Мильгамма, Аевит и др.).

Накоплен значительный положительный опыт применения Кортексина в остром периоде перинатальной церебральной патологии, при этом выявлено, что использование его в комплексной терапии критических состояний у детей сокращает длительность интенсивной терапии и сроки пребывания больных в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии, средний срок стационарного лечения и этап первичной неврологической реабилитации, что существенно улучшает прогноз восстановления двигательных и когнитивных функций, а также неврологического статуса пациента в целом [9–11]. Анализ результатов применения Кортексина в реабилитации детей первых лет жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС свидетельствует о значительном улучшении двигательных и когнитивных функций, а также предречевого и речевого развития [11–13].

При изучении эффективности восстановительного лечения с использованием Кортексина у 67 детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет с нарушениями развития психоневрологических функций перинатального генеза отмечалось достоверно более интенсивное формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, коммуникативных функций, чем при лечении без Кортексина [11].

При обследовании 135 детей (в возрасте от 1 месяца до 5 лет) с последствиями перинатального поражения ЦНС наблюдалась выраженная положительная нейрофизиологическая динамика на фоне использования Кортексина, при этом в результате 5-летнего лечения с его применением полная компенсация двигательных и когнитивных нарушений отмечалась у 74%, а без него — всего у 9,6% пациентов [13].

Проведение сравнительного изучения влияния Кортексина в сочетании с кинезотерапией на нарушенные двигательные и когнитивные функции у 118 пациентов с ДЦП в возрасте от 1 года до 18 лет (при этом 73 больным основной группы была проведена реабилитация методом кинезотерапии в комплексе с лечением Кортексином, 45 больным контрольной группы — только кинезотерапия) выявило существенное положительное влияние Кортексина к концу двухмесячного курса лечения, проявлявшееся как в улучшении двигательных возможностей, так и показателей когнитивной деятельности (слухоречевая память, внимание, предметная деятельность) [14].

При обследовании 22 больных ДЦП в возрасте 11–18 лет в процессе комплексной реабилитации с 20-дневным применением Кортексина (курсовая доза 200 мг) было отмечено значительное улучшение самочувствия, поведения, коммуникабельности и интегративных функций у 62,1% пациентов, умеренное улучшение в виде снижения выраженности субъективных проявлений — у 33,3% обследованных [16].

Показан высокий результат лечения речевых расстройств при ДЦП Кортексином в сочетании с рефлексотерапией [17]. В амбулаторных условиях лечение получили 78 детей с ДЦП в возрасте от 2 до 7 лет с атонически-астатической и спастической формами заболевания. Для лечения применили курсы микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) по авторской методике в сочетании с курсом Кортексина. Анализ результатов комплексного лечения с сочетанием МТРТ и Кортексина показал его высокую эффективность в восстановлении речевых функций у детей с ДЦП по отношению к пациентам группы сравнения [17].

Одной из актуальных проблем лечения ДЦП, особенно гемипаретической формы, является наличие сопутствующей эпилепсии, которая нередко протекает на фоне нарушения когнитивных функций, когда наряду с базовой антиконвульсантной терапией присутствует необходимость назначения препарата, обладающего церебропротективным и нейротропным действием, а также не вызывающего повышения судорожной активности [18–20]. Исследование эффективности применения Кортексина у детей с эпилепсией показало, что после курса лечения препаратом ни у одного пациента не произошло рецидива эпилептических приступов, у 40–50% детей улучшились показатели памяти, внимания, отмечена положительная динамика психомоторного и речевого развития [18].

При изучении эффективности Кортексина у детей, страдающих генерализованной эпилепсией (обследован 21 ребенок в возрасте 10–11 лет), было выявлено, что ни у одного пациента не произошло рецидива эпиприступов, при этом улучшение памяти и положительная динамика в психоречевом развитии отмечались у 70% пациентов [19]. Отмечены особые условия назначения Кортексина в качестве средства ноотропной терапии у больных с эпилепсией: стойкая ремиссия, а также у пациентов с сохраняющимися приступами, но в период после второго месяца с момента последней смены противоэпилептической терапии [20].

Таким образом, комплексный эффект и широкий спектр клинического применения Кортексина при перинатальных поражениях нервной системы и ДЦП обусловлен сочетанием ноотропного, нейротрофического, нейропротекторного, репаративного и антиконвульсивного эффектов, а также его антиоксидантного, метаболического и антистрессорного действия. Представленные результаты подтверждают высокую терапевтическую эффективность препарата Кортексин в комплексной реабилитации при различных заболеваниях центральной нервной системы у детей.

Ранняя диагностика и комплексное восстановительное лечение способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий, снижению инвалидизации и повышению социальной адаптации детей с церебральным параличом.

Литература

  1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев, Здоровье, 1988. 327 с.
  2. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс, 2007.
  3. Заболевания нервной системы у детей. Под ред. Ж. Айкарди. М., Бином, 2013. Т. 1, с. 221–259.
  4. Детская неврология. Клинические рекомендации. Под ред. Гузевой В. И. М., 2014.
  5. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. М., 2013. 76 с.
  6. Кожевникова В. Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом. М., 2013. 567 с.
  7. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. М.: Медпрактика-М, 2013. 442 с.
  8. Детский церебральный паралич: эффективные способы борьбы с двигательными нарушениями / Под ред. Умнова В. В. СПб, 2013. 235 с.
  9. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Курбатов Ю. Н., Подкорытова И. В. Использование полипептидного стимулятора в комплексном лечении когнитивных нарушений у детей с заболеваниями центральной нервной системы // Педиатрическая фармакология, 2012. № 5.
  10. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Применение кортексина в комплексной нейрореабилитации у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015, 2: 37–44.
  11. Клейменова И. С. Эффективное лечение нарушений развития психо-неврологичес­ких функций у детей раннего возраста. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 159–165.
  12. Платонова Т. Н. Использование кортексина в комплексном лечении заболеваний нервной системы у детей // Тerra medica. 2000; 4: 50–53.
  13. Громада Н. Е. К лечению отдаленных последствий перинатального поражения ЦНС. В кн.: Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. СПб: Наука, 2007. С. 149–151.
  14. Исанова В. А., Исмагилов М. Ф. Кортексин в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом // Неврологический вестник. 2008; 15 (4): 125–127.
  15. Студеникин В. М., Пак Л. А., Шелковский В. И. и др. Применение кортексина в детской неврологии: опыт и перспективы // Фарматека. 2008; 14: 23–29.
  16. Иванникова Н. В., Эсаулова И. В., Авдонина В. Ю. и др. Кортексин в комплексной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями // Terra Medica. Спецвыпуск. 2004: 7–8.
  17. Уханова Т. А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011; 8: 19–22.
  18. Гузева В. И., Трубачева А. Н. Применение кортексина в комплексном лечении эпилепсии у детей // Terra Medica. 2003; 2: 19–21.
  19. Федунова Г. В., Сысоева Е. Н. Опыт применения кортексина при симптоматической эпилепсии у детей // Главный врач. 2008; 4 (16): 32.
  20. Королева Н. Ю., Воронкова К. В., Тарабрин П. П. Нарушение когнитивных функций у больных с эпилепсией, влияние антиэпилептической терапии и коррекция нарушений // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2010; 4: 41–46.

С. А. Немкова, доктор медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.