Нетрадиционные методы работы при дцп


Фото: из личного архива

Вот, видела на YouTube ролик, где мужчина лечит пиявками. Рядом плачущая благодарными слезами счастливая женщина и какое-то дитя у нее на руках, которому якобы вылечили ДЦП. Понимаете, если этот ролик возникает, значит, кого-то это может убедить. Гомеопатия, остеопаты, прикладывание собачек к болезненным местам, чудо-йога.

Все потому, что за границей родителям сразу с рождения ребенка объясняют, что такое ДЦП, заносят в государственный реестр, и есть выстроенная система с показателями, в которую включены невролог, ортопед, педагог. И родители живут в рутинном мире, где все шаги расписаны. Конечно, всюду есть период поиска волшебной таблетки, но все равно есть некая система, куда ты, разочаровавшись, можешь вернуться.

А у нас этой системы нет. Поэтому родители опираются на свои ощущения. А ощущения что говорят? Там где дорого, там хорошо. Там, где [ребенок] орет, там хорошо, потому что что-то делают. Там где ребенка забирают — там тоже хорошо, и нам самим никак ребенка на ноги не поставить.

Материалы по теме:

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.


На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • О фонде
  • Контакты
  • Отчеты
  • Для НКО
  • Персональные данные
  • Пожертвовать
  • Стать волонтером
  • Частые вопросы
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 1 от 20.01.2020 г.)

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

Метод реабилитации Основа метода Решаемые задачи Условия реализации Требования к методу Преимущества и недостатки
1. Иппотерапия
2. Песочная терапия
3. Фитбол‑гимнастика
4. Сказкотерапия
5. Игротерапия
6.Дельфинотерапия
7. Арттерапия

Методические рекомендации. Выполненные задания представить преподавателю.

Бадалян Л. О., Журба Т. Л., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.

Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. – Л.: Медицина, 1971.

Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно‑дви­га­тельного аппарата. – М., 1991.

Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М., 1991.

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно‑двигательного аппарата. – М., 2001.

Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

Потапчук А. А., Лукина Г. Г. Фитбол‑гимнастика в дошкольном возрасте. – СПб., 1999.

Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП. – М., 1999.

Шаманин Т. Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. – Элиста, 1999.

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. – СПб.: Дидактика плюс, 2001.

Программа по адаптивной физической культуре

Обучающихся младших классов с ограниченными

Возможностями здоровья

Адаптивная физическая культура - система средств физической культуры, применяемых для коррекции и профилактики различных отклонений в состоянии здоровья и их последствий. Занятия адаптивной физической культурой направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

При дефектах зрения возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей, отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма.

Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.

В силу особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих, адаптивное физическое воспитание имеет свою специфику и направлено на коррекцию различных дефектов физического развития и двигательных способностей.

На занятиях адаптивной физической культуры наряду с физическими упражнениями коррекционной направленности используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для слепых и слабовидящих детей.

Положительными особенностями лечебных упражнений являются:

1) глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;

2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);

3) возможность длительного применения;

4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;

5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;

6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.

От правильного подбора упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом необходимо учитывать офтальмологическую характеристику, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.

Несмотря на индивидуализацию занятий, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:

1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).

2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.

3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.

4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

5. Перед занятием помещение надо хорошо проветривать.

6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).

7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.

8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль.

При планировании и проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности школьников с нарушением зрения, улучшение состояния здоровья.

Занятие состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.

При проведении занятий необходим контроль за переносимостью нагрузки. В середине занятия показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) должен быть увеличен не более чем на 25% по сравнению с пульсом до начала занятий.

Физиологическая кривая, которая строится на основании пульса, должна быть многовершинной, т. е. плавный подъем и понижение сменяются в течение занятий несколько раз. Восстановление пульса в течение 3-4 минут после упражнений – показатель хорошей переносимости нагрузки. При появлении в процессе упражнений или после них патологической реакции пульса занятия нужно прекратить и пересмотреть характер нагрузки. Процесс адаптации детей к нарастающей физической нагрузке должен происходить постепенно.

Для обучающихся с ограниченными возможностями основная цель деятельности состоит в коррекции двигательных нарушений и приобретении жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщении их к социальной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей адаптивной физической культуры.

Занятия адаптивной физической культурой направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие моторики, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель - социализация и интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья средствами адаптивной физической культуры, развитие у них основных двигательных качеств, с использование, как игровых методик, так и других средств и методик адаптивной физической культуры.

Задачи:

1. Коррекционно-оздоровительные: позитивные изменения в психофизическом и двигательном состоянии детей с отклонениями в состоянии здоровья, которые могут быть описаны, воспроизведены и объективно (количественно) измерены. Изменения должны корректировать основной дефект - компенсацией за счет сохранных функций и структур ЦНС.

2. Образовательные: расширить двигательный опыт (навык) детей с отклонениями в состоянии здоровья, посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, привить детям основы адаптивного физкультурного образования, которое направлено на формирование знаний и двигательных умений.

3. Воспитательные: приобщить детей с отклонениями в состоянии здоровья к здоровому образу жизни, воспитать у них основы адаптивной физической культуры, решить проблему социально-бытовой ориентации.

- привитие интеграционных и других ценностей лечебной физической культуры (например: эффективно формирующиеся двигательные качества у детей с ограниченными возможностями способствуют рациональной организации своего стиля жизни проявлению внутренней дисциплины, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели и др.).

- освоение характерных для адаптивной физической культуры социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, и т.п.).

- расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности.

- повышение уровня качества жизни детей с отклонениями в состоянии здоровья и развития.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 462 ;

Наш эксперт — руководитель отделения нейрохирургии Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева, доктор медицинских наук Дмитрий Зиненко.

Медикаментозное лечение ДЦП и препараты снижающие мышечный тонус

Препараты снижающие мышечный тонус (угнетают клетки ретикулярной формации, блокируют моно- и постсинаптические спинномозговые рефлексы, оказывают центральное и периферическое холинолитическое действие): мидокалм, баклофен, сурдолит, амедин, норакин, циклодол, тропацин, скутамил Ц, леводопа, наком, синимет и др. Данные препараты назначаются в постепенно нарастающей дозировке. Установлено, что через 40-60 минут после приема одного из перечисленных средств наступает снижение мышечного тонуса и в это время рекомендуется проводить ЛФК.

Когда появилась иппотерапия?

Считается, что впервые такой метод лечения был применён на Западе, причем его долго не воспринимали всерьез. Хотя, конечно, история иппотерапии намного более длинная, чем кажется на первый взгляд.

Первые упоминания о положительном и оздоравливающем воздействии верховой езды содержатся еще в трудах древнегреческого врача Гиппократа (а это 4 век до нашей эры), где верховая езда рассматривалась как гимнастика для улучшения функций организма. Вполне возможно, что о серьезном изучении иппотерапии никто и не задумывался по одной простой причине — верховая езда была одним из частых способов передвижения вплоть до конца XIX — начала XX веков. Зачем ее изучать, если большинство людей и так ездят верхом? И с приходом прогресса люди стали меньше двигаться и эффект от иппотерапии стал более заметен.

Неким переломным моментом стал 1952 год, когда на XV Олимпийских играх Лиз Хартелл, больная полиомиелитом и прикованная к инвалидной коляске, заняла 2 место. Закономерный вопрос — как это произошло? Лиз Хартелл в прошлом была спортсменкой по верховой езде, но диагноз ввел ее в депрессию. Лечащий врач настоял на ее занятия верховой ездой и о результате Вы только что прочитали — полиомиелит был практически побежден и завоевана Серебряная медаль на Олимпийских играх!

Дальше пошло по нарастающей и стали открываться различные центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. Сегодня такие центры есть в США, Великобритании, Норвегии, Франции, Грузии и многих других. В России иппотерапию стали применять где-то в начале 2000-х годов.

Препараты улучшающие нервно-мышечную проводимость

Препараты, улучшающие нервно-мышечную проводимость: прозерин, галантамин, нивалин, калимин, оксазил дибазол. Они не действуют на погибшие нервные клетки, а только на те участки нервной ткани, которые длительное время находятся в состоянии угнетения. Необходимо помнить, что в отношении нервно-мышечной передачи возбуждения прозерин и его аналоги являются антагонистами тропацина и других препаратов из группы атропина, поэтому их нельзя назначать одновременно.

Лечебная физкультура и массаж

На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

  • Растяжка;
  • Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;
  • Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;
  • Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;
  • Увеличение объема движений;
  • Расширение амплитуды движений;
  • Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Транквилизаторы и нейролептики

Для уменьшения гиперкинезов медикаментозное лечение ДЦП включает в себя транквилизаторы (элениум, амизил, фенибут, ноофен, реланиум, феназепам и др.), нейролептики, реже – атропинсодержащие препараты (циклодол, ортан, тропацин), а так же пиридоксин. В некоторых случаях при неэффективности консервативного лечения прибегают к так называемым стереотоксическим операциям на базальных ганглиях головного мозга. При этом в область бледного шара или некоторых ядер зрительного бугра вводится невролитическая смесь (обычно спирт с майодилом). По литературным данным при этом в 70% случаев прекращаются гиперкинезы и в 80% случаев снижается мышечный тонус. Хемопаллидэктомия проводится только нейрохирургами в специализированных отделениях.

При мозжечковых формах ДЦП, когда мышечный тонус бывает сниженным, назначаются дуплекс, секуринин, эхинопсин, стимуляторы медиаторного ряда.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП

Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Стимуляция обменных процессов

Препараты стимулирующие обменные процессы в нервной системе (активируют белковый и углеводный обмен, одновременно удаляя токсические продукты распада, повышают дыхательную активность, энергетические процессы в ткани мозга, улучшают кровоснабжение, способствуют дифференциации нервных клеток, миелинизации проводящих путей, улучшают функциональные возможности мозга): глютаминовая кислота, аминалон, ноотропил, пирацетам, энцефабол, церебролизин, диавитол, липоевая кислота, когитум, префизон, карнитин, пантогам, пиридоксин, цианкоболамин, нейромедин и др.. При судорогах стимулирующие препараты следует вводить осторожно, постепенно повышая дозу, в сочетании с противосудорожными и седативными средствами.

Что нужно знать о ДЦП?

Как гром среди ясного неба, обрушивается на родителей ребенка известие, что он болен детским церебральным параличом (ДЦП). В этот сложный психологический период нужно абстрагироваться от причин, которые привели к развитию заболевания и сконцентрировать свои усилия на лечении и реабилитации малыша.

Первые месяцы и годы после рождения ребенок наиболее восприимчив к лечению. Важно не упустить драгоценное время.

Причины развития ДЦП

ДЦП объединяет группу непрогрессирующих состояний, которые проявляются расстройством функции центральной нервной системы (ЦНС), двигательными нарушениями, дефектами речевого развития и психическими отклонениями.

По данным ВОЗ частота рождения ребенка с ДЦП составляет в мире 1-3‰. Эта нозологическая форма инвалидизирует детей чаще других болезней.

Современная медицина не может конкретизировать причины и удовлетворительно объяснить механизм развития болезни. Существующие классификации ДЦП пригодны для составления программ реабилитации в масштабах страны, но не могут описать проявления ДЦП в конкретном случае заболевания. Каждый случай болезни – это уникальный набор симптомов нарушения речевых, двигательных и психических функций, который требует индивидуальной программы реабилитации.

Среди причин, которые повышают риск развития ДЦП, выделяют инфекционные осложнения беременности, внутриутробную гипоксию, недоношенность, травматизм при родах. Повышается вероятность развития ДЦП у детей с отягощенной наследственностью по этому заболеванию и тяжело переболевших в ранние сроки после рождения. Медики не могут связать ДЦП с определенной причиной в 1/3 случаев.

Как формируется ДЦП?

ДЦП формируется постепенно. В первые дни после рождения ребенка кажется, что ничего не предвещает беды. Случается, что только по изменению активности движений новорожденного в динамике, выявляют недостаточность иннервации со стороны ЦНС.

У новорожденного нельзя диагностировать нарушения речи и психические отклонения. В начале болезни определяется нарушенный тонус мышц и патология двигательных функций.

У детей, страдающих ДЦП, связь сенсорной (чувствительной) системы с двигательными центрами нарушается на уровне спинного и/или головного мозга. Они действуют разобщенно. При этом лишенная ориентации в пространстве двигательная система вызывает гипертонус одних групп мышц и гиподинамию других.

При формировании очага патологического возбуждения в ЦНС развиваются неконтролируемые движения конечностей, сокращения мимической мускулатуры (нервный тик). Такие проявления характерны для гиперкинетической формы ДЦП.

По локализации различают: моно- (1 конечность), геми- (2 конечности на 1 стороне тела), пара- (2 верхние или 2 нижние конечности) поражения. Неврогенная недостаточность может быть полная (плегия) или частичная (парез). Тяжелейшей формой болезни является тетраплегия, когда неподвижны все конечности ребенка. Тяжелые двигательные нарушения часто сопровождаются речевыми и психическими расстройствами.

Клинические симптомы ДЦП

Клинические проявления двигательных нарушений при ДЦП характеризуются следующими группами симптомов:

— Первичные – наличие безусловных рефлексов после 6 месяцев, нарушение тонуса групп мышц, неумение держать равновесие, непроизвольные движения и т. д. — Вторичные – контрактуры или разболтанность суставов, сколиоз, кривошея, другие деформации скелета. — Ассоциированные – речевые, психические, соматические, вегетативные нарушения.

Характеристика методов лечения и реабилитации при ДЦП

Лечение ДЦП должно проводиться комплексно. Необходимо добиваться воздействия лечебных факторов на все вовлеченные в патологический процесс системы организма. Методы лечения и реабилитации, которые применяют при ДЦП, можно условно сгруппировать по ведущему терапевтическому фактору, как представлено на схеме.

Арсенал применяемых медикаментов все время расширяется. Появляются новые эффективные препараты. Но медикаментозная терапия приносит положительный результат только в сочетании с другими методами лечения.

Оперативные и ортопедические методы лечения

— Проводят коррекцию деформаций позвоночного столба и конечностей, применяя ортопедические корсеты, стельки, обувь. Изготовление аппаратов показано для лечения неустойчивости детей с гипотоническими формами ДЦП. — Лечебная физкультура применяется для лечения всех форм заболевания. Начинают занятия в самом раннем возрасте под патронажем врача ЛФК. Родителям следует проявить настойчивость. При должном отношении к занятиям наблюдается ощутимый прогресс в лечении. — Массаж проводится не реже 2 раз в полгода при всех формах ДЦП. — Физиотерапевтическое лечение помогает бороться с контрактурами суставов. Процедуры назначаются в зависимости от формы ДЦП не реже 3-х раз в год. — Проводится грязе- водолечение. Курсы реабилитации показаны 2 раза в год. — Хирургическое лечение применяют при стойких контрактурах суставов конечностей и деформации костей. Известны методики с пересадкой стволовых клеток, вживлением помп с миорелаксантами, снижающие ликворную гипертензию (шунтирующие).

Социально–педагогическая реабилитация

Социально–педагогическая реабилитация предполагает обучение детей с ДЦП в специализированных школах-интернатах, где создают условия круглосуточного пребывания. Дети там получают лечение, не отвлекаясь от учебы. В составе таких интернатов находится медблок с врачами–специалистами, кабинет массажа, физиотерапии, грязелечения, водных процедур, спортивные залы, где проводятся занятия лечебной гимнастикой. С детьми занимаются психологи, сурдологи, логопеды. Обучение ведется по специальным индивидуальным программам. За время обучения происходит профессиональное ориентирование учеников, они получают начальные навыки своей профессии.

Пребывание в таких школах-интернатах положительно влияет на психическое здоровье детей. Они обучаются в коллективе сверстников, приобретают навыки общения, социально адаптируются.

Психологические методы реабилитации

В психологической помощи нуждаются все дети, которые больны ДЦП. С учетом тяжести патологии ЦНС проводится лечение у психиатра или психологическая коррекция. Психологи, в основном, беседуют с больным ребенком, настраивая его на позитивное восприятие действительности и решая детские проблемы. Психолог разъясняет родителям ребенка особенности его поведенческих реакций и правильный стиль общения с ним в семье. Он помогает войти детям в коллектив, занимается ситуационными проблемами. Участие психолога показано на всех этапах реабилитации и социальной адаптации.

Нетрадиционные методы лечения

За последние годы накоплен положительный опыт лечения детей с ДЦП иппотерапией и дельфинотерапией. Разумеется, эти способы воздействия на ребенка только дополняют, а не заменяют комплексное лечение. Время, проведенное с животными благотворно влияет на детский организм и психический статус ребенка. Замечено появление новых речевых навыков. Их психо-эмоциональное состояние улучшается. Описано появление новых активных движений и снижение спастики при активных играх с животными. Официальная медицина не отрицает положительный эффект от применения таких методов терапии. Некоторые авторы добавили иппотерапию в разработанные программы реабилитации.

Авторские системы лечения

Авторские школы и программы реабилитации создавались специалистами для реализации комплексного подхода к лечению ДЦП. Обычно они предусматривают этапность диагностики, лечения и адаптации детей в семье и коллективе. Концептуальным стержнем методики является авторская техника (технология) воздействия на организм ребенка. К ней добавляют уже апробированные и зарекомендовавшие себя методы лечения.

— Метод У.М. Фелпса был популярен в середине прошлого века. Он был разработан для терапии спастических форм болезни. Используя авторские упражнения, ребенка обучали сначала пассивным, а затем активным движениям. — Супруги Берти и Карел Бобат (60-е годы ХХ века) предложили первоначальное подавление появляющихся патологических рефлексов у ребенка с последующим восстановлением физиологической статики и моторики. — Методика Делякато (1956-1957) предполагала поступательно обучать ребенка движениям рыб, амфибий, птиц и далее, до обезьян и человека. — Метод Войта (1974) предполагал проведение кинезитерапии сразу после рождения ребенка (пока у него не развилась клиническая картина болезни) у всех новорожденных группы риска развития ДЦП. — Методика К.О. Семеновой (конец ХХ века, Россия) проприоцептивной динамической коррекции основана на применении у взрослых пациентов и подростков системы функциональной антигравитации. Метод появился на волне конверсии. Предполагает применение модифицированных костюмов космонавтов и системы мышечных противотяг. — Методика В.И. Козявкина (Украина) оформилась полностью на рубеже веков. Эта система интенсивной нейрофизиологической реабилитации обосновывает использование мануальной и биомеханической коррекции позвоночника и суставов с последующим построением правильного стереотипа движений.

Характеризуя эффективность используемых сегодня методик лечения и реабилитации детей при ДЦП, отметим не подлежащие сомнению принципы:

— необходимость комплексного воздействия на организм, — необходимость раннего начала лечения, — необходимость участия в реабилитации невропатолога, ортопеда, психолога, педиатра, врача ЛФК.

Безусловно, результаты лечения и реабилитации успешнее, если ребенок пребывает в специализированном центре, где собраны все необходимые специалисты и накоплен опыт борьбы с ДЦП.

Противосудорожные средства в лечении ДЦП

При наличии эпилептических припадков медикаментозное лечение ДЦП в обязательном порядке требует назначения противосудорожных средств (фенобарбитал, дифенин, антелепсин, карбамазепин, производные вальпроевой кислоты – депакин, конвульсофин и др.). Противосудорожную терапию больным церебральными параличами назначают индивидуально с учетом особенностей основного заболевания, характера эпилептических пароксизмов, их частоты, времени возникновения в течение суток. Противосудорожные препараты необходимо принимать непрерывно, длительно (3-5 лет эффективной терапии), с последующей постепенной отменой.

Кроме такого дифференцированного медикаментозного лечения рекомендуется периодически принимать фармакологические средства, регулирующие обмен веществ в нервной ткани и повышающей сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Это препараты фосфора.

Медикаментозная терапия

Могут быть использованы такие виды препаратов:

В лечении ДЦП используются такие физиотерапевтические методы воздействия:

6. Климатическая цветодинамическая камера, в которой сочетаются лазерный душ, подводный душ-массажер, душ-водопад и бассейн, в котором производят вытяжение позвоночника и разработку суставов.

Суть данной методики в том, что пространство, заполненное ликвором (между оболочками спинного мозга), вводятся недифференцированные нервные клетки. Они получают сигнал от плохо или неправильно развитых структур головного мозга, и замещают собой пораженные клетки. Могут использоваться как собственные, так и чужие стволовые клетки.

Стволовые клетки проходят 3-уровневое тестирование на вирусы, их введение является инвазивным, через поясничный прокол. Исследователи отмечают положительный эффект такой терапии даже у взрослых больных ДЦП.

  1. нефиксированной контрактуре, если функция мышцы сохранна;
  2. если активные движения в мышце возможны, и нужно получить возможность использовать мышцы для освоения нового акта движения;
  3. спастической геми- и диплегии;
  4. сочетании дистонии и спастичности;
  5. может применяться при гиперкинетической форме: в этом случае амплитуда и частота непроизвольного движения снижаются.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.