Новые методы лечения дцп в россии


Вплоть до недавнего времени облегчить страдания таких детей можно было только с помощью лекарств, специальных упражнений, массажа и операции, которая лишь на время снимала проблемы. Сегодня детям с ДЦП в России стало доступно инновационное нейрохирургическое лечение, ставшее настоящим прорывом в этой некогда безнадёжной области.


Наш эксперт — руководитель отделения нейрохирургии Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева, доктор медицинских наук Дмитрий Зиненко.

Спастику долой!

Эту болезнь нельзя вылечить окончательно. Поражение головного мозга (обычно оно происходит при беременности или в родах), которое проявляется нарушениями, затрудниями речи, а иногда и интеллектуальными расстройствами, необратимо.


Исправить эту ситуацию помогают три вида нейрохирургических операций. Врачи либо имплантируют ребёнку с ДЦП баклофеновую помпу — устройство, в котором имеется резервуар с лекарством, тормозящим воздействие на патологические импульсы от спинного мозга, и микрочип, позволяющий подбирать индивидуально дозу препарата. Другой путь — провести так называемую селективную дорзальную ризотомию (пересечение части нер­вных корешков спинного мозга, передающих излишнюю импульсацию).


В отличие от взрослых, которым подобные операции проводят под местной анестезией, детей оперируют под наркозом. В зависимости от сложности нейрохирургическое вмешательство может длиться от часа (при установке баклофеновой помпы) до пяти часов.

Эффект наблюдается уже на следующий день: у детей уходят спастика, боли, проблемы с тазовыми органами. А после селективной дорзальной ризотомии через 1,5–2 года пациенты с ДЦП начинают самостоятельно ходить. Правда, чтобы научиться пользоваться новыми возможностями, юным пациентам нужна реабилитация.


Квота преткновения

На Западе такие операции делают уже более 20 лет. У нас — совсем недавно. Одним из первопроходцев стал Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева. Здешние хирурги установили уже более 100 баклофеновых помп и провели более десятка операций по стимуляции глубинных структур головного мозга и селективной дорзальной ризотомии.

Врачи признаются: таких операций было бы гораздо больше, если бы на них выделялось больше квот. Всё упирается в дорогостоящие устройства, которые врачи получают в очень ограниченном количестве. Специалисты надеются, что со временем ситуация изменится к лучшему. Ведь эффект от таких операций с лихвой окупает все государственные расходы: дети меньше времени проводят в стационаре, меньше нуждаются в реабилитационной поддер­жке. А главное — улучшается качество их жизни. Что может быть важнее?

Наш эксперт — руководитель отделения нейрохирургии Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева, доктор медицинских наук Дмитрий Зиненко.

Медикаментозное лечение ДЦП и препараты снижающие мышечный тонус

Препараты снижающие мышечный тонус (угнетают клетки ретикулярной формации, блокируют моно- и постсинаптические спинномозговые рефлексы, оказывают центральное и периферическое холинолитическое действие): мидокалм, баклофен, сурдолит, амедин, норакин, циклодол, тропацин, скутамил Ц, леводопа, наком, синимет и др. Данные препараты назначаются в постепенно нарастающей дозировке. Установлено, что через 40-60 минут после приема одного из перечисленных средств наступает снижение мышечного тонуса и в это время рекомендуется проводить ЛФК.

Когда появилась иппотерапия?

Считается, что впервые такой метод лечения был применён на Западе, причем его долго не воспринимали всерьез. Хотя, конечно, история иппотерапии намного более длинная, чем кажется на первый взгляд.

Первые упоминания о положительном и оздоравливающем воздействии верховой езды содержатся еще в трудах древнегреческого врача Гиппократа (а это 4 век до нашей эры), где верховая езда рассматривалась как гимнастика для улучшения функций организма. Вполне возможно, что о серьезном изучении иппотерапии никто и не задумывался по одной простой причине — верховая езда была одним из частых способов передвижения вплоть до конца XIX — начала XX веков. Зачем ее изучать, если большинство людей и так ездят верхом? И с приходом прогресса люди стали меньше двигаться и эффект от иппотерапии стал более заметен.

Неким переломным моментом стал 1952 год, когда на XV Олимпийских играх Лиз Хартелл, больная полиомиелитом и прикованная к инвалидной коляске, заняла 2 место. Закономерный вопрос — как это произошло? Лиз Хартелл в прошлом была спортсменкой по верховой езде, но диагноз ввел ее в депрессию. Лечащий врач настоял на ее занятия верховой ездой и о результате Вы только что прочитали — полиомиелит был практически побежден и завоевана Серебряная медаль на Олимпийских играх!

Дальше пошло по нарастающей и стали открываться различные центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. Сегодня такие центры есть в США, Великобритании, Норвегии, Франции, Грузии и многих других. В России иппотерапию стали применять где-то в начале 2000-х годов.

Препараты улучшающие нервно-мышечную проводимость

Препараты, улучшающие нервно-мышечную проводимость: прозерин, галантамин, нивалин, калимин, оксазил дибазол. Они не действуют на погибшие нервные клетки, а только на те участки нервной ткани, которые длительное время находятся в состоянии угнетения. Необходимо помнить, что в отношении нервно-мышечной передачи возбуждения прозерин и его аналоги являются антагонистами тропацина и других препаратов из группы атропина, поэтому их нельзя назначать одновременно.

Лечебная физкультура и массаж

На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

  • Растяжка;
  • Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;
  • Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;
  • Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;
  • Увеличение объема движений;
  • Расширение амплитуды движений;
  • Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Транквилизаторы и нейролептики

Для уменьшения гиперкинезов медикаментозное лечение ДЦП включает в себя транквилизаторы (элениум, амизил, фенибут, ноофен, реланиум, феназепам и др.), нейролептики, реже – атропинсодержащие препараты (циклодол, ортан, тропацин), а так же пиридоксин. В некоторых случаях при неэффективности консервативного лечения прибегают к так называемым стереотоксическим операциям на базальных ганглиях головного мозга. При этом в область бледного шара или некоторых ядер зрительного бугра вводится невролитическая смесь (обычно спирт с майодилом). По литературным данным при этом в 70% случаев прекращаются гиперкинезы и в 80% случаев снижается мышечный тонус. Хемопаллидэктомия проводится только нейрохирургами в специализированных отделениях.

При мозжечковых формах ДЦП, когда мышечный тонус бывает сниженным, назначаются дуплекс, секуринин, эхинопсин, стимуляторы медиаторного ряда.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП

Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Стимуляция обменных процессов

Препараты стимулирующие обменные процессы в нервной системе (активируют белковый и углеводный обмен, одновременно удаляя токсические продукты распада, повышают дыхательную активность, энергетические процессы в ткани мозга, улучшают кровоснабжение, способствуют дифференциации нервных клеток, миелинизации проводящих путей, улучшают функциональные возможности мозга): глютаминовая кислота, аминалон, ноотропил, пирацетам, энцефабол, церебролизин, диавитол, липоевая кислота, когитум, префизон, карнитин, пантогам, пиридоксин, цианкоболамин, нейромедин и др.. При судорогах стимулирующие препараты следует вводить осторожно, постепенно повышая дозу, в сочетании с противосудорожными и седативными средствами.

Что нужно знать о ДЦП?

Как гром среди ясного неба, обрушивается на родителей ребенка известие, что он болен детским церебральным параличом (ДЦП). В этот сложный психологический период нужно абстрагироваться от причин, которые привели к развитию заболевания и сконцентрировать свои усилия на лечении и реабилитации малыша.

Первые месяцы и годы после рождения ребенок наиболее восприимчив к лечению. Важно не упустить драгоценное время.

Причины развития ДЦП

ДЦП объединяет группу непрогрессирующих состояний, которые проявляются расстройством функции центральной нервной системы (ЦНС), двигательными нарушениями, дефектами речевого развития и психическими отклонениями.

По данным ВОЗ частота рождения ребенка с ДЦП составляет в мире 1-3‰. Эта нозологическая форма инвалидизирует детей чаще других болезней.

Современная медицина не может конкретизировать причины и удовлетворительно объяснить механизм развития болезни. Существующие классификации ДЦП пригодны для составления программ реабилитации в масштабах страны, но не могут описать проявления ДЦП в конкретном случае заболевания. Каждый случай болезни – это уникальный набор симптомов нарушения речевых, двигательных и психических функций, который требует индивидуальной программы реабилитации.

Среди причин, которые повышают риск развития ДЦП, выделяют инфекционные осложнения беременности, внутриутробную гипоксию, недоношенность, травматизм при родах. Повышается вероятность развития ДЦП у детей с отягощенной наследственностью по этому заболеванию и тяжело переболевших в ранние сроки после рождения. Медики не могут связать ДЦП с определенной причиной в 1/3 случаев.

Как формируется ДЦП?

ДЦП формируется постепенно. В первые дни после рождения ребенка кажется, что ничего не предвещает беды. Случается, что только по изменению активности движений новорожденного в динамике, выявляют недостаточность иннервации со стороны ЦНС.

У новорожденного нельзя диагностировать нарушения речи и психические отклонения. В начале болезни определяется нарушенный тонус мышц и патология двигательных функций.

У детей, страдающих ДЦП, связь сенсорной (чувствительной) системы с двигательными центрами нарушается на уровне спинного и/или головного мозга. Они действуют разобщенно. При этом лишенная ориентации в пространстве двигательная система вызывает гипертонус одних групп мышц и гиподинамию других.

При формировании очага патологического возбуждения в ЦНС развиваются неконтролируемые движения конечностей, сокращения мимической мускулатуры (нервный тик). Такие проявления характерны для гиперкинетической формы ДЦП.

По локализации различают: моно- (1 конечность), геми- (2 конечности на 1 стороне тела), пара- (2 верхние или 2 нижние конечности) поражения. Неврогенная недостаточность может быть полная (плегия) или частичная (парез). Тяжелейшей формой болезни является тетраплегия, когда неподвижны все конечности ребенка. Тяжелые двигательные нарушения часто сопровождаются речевыми и психическими расстройствами.

Клинические симптомы ДЦП

Клинические проявления двигательных нарушений при ДЦП характеризуются следующими группами симптомов:

— Первичные – наличие безусловных рефлексов после 6 месяцев, нарушение тонуса групп мышц, неумение держать равновесие, непроизвольные движения и т. д. — Вторичные – контрактуры или разболтанность суставов, сколиоз, кривошея, другие деформации скелета. — Ассоциированные – речевые, психические, соматические, вегетативные нарушения.

Характеристика методов лечения и реабилитации при ДЦП

Лечение ДЦП должно проводиться комплексно. Необходимо добиваться воздействия лечебных факторов на все вовлеченные в патологический процесс системы организма. Методы лечения и реабилитации, которые применяют при ДЦП, можно условно сгруппировать по ведущему терапевтическому фактору, как представлено на схеме.

Арсенал применяемых медикаментов все время расширяется. Появляются новые эффективные препараты. Но медикаментозная терапия приносит положительный результат только в сочетании с другими методами лечения.

Оперативные и ортопедические методы лечения

— Проводят коррекцию деформаций позвоночного столба и конечностей, применяя ортопедические корсеты, стельки, обувь. Изготовление аппаратов показано для лечения неустойчивости детей с гипотоническими формами ДЦП. — Лечебная физкультура применяется для лечения всех форм заболевания. Начинают занятия в самом раннем возрасте под патронажем врача ЛФК. Родителям следует проявить настойчивость. При должном отношении к занятиям наблюдается ощутимый прогресс в лечении. — Массаж проводится не реже 2 раз в полгода при всех формах ДЦП. — Физиотерапевтическое лечение помогает бороться с контрактурами суставов. Процедуры назначаются в зависимости от формы ДЦП не реже 3-х раз в год. — Проводится грязе- водолечение. Курсы реабилитации показаны 2 раза в год. — Хирургическое лечение применяют при стойких контрактурах суставов конечностей и деформации костей. Известны методики с пересадкой стволовых клеток, вживлением помп с миорелаксантами, снижающие ликворную гипертензию (шунтирующие).

Социально–педагогическая реабилитация

Социально–педагогическая реабилитация предполагает обучение детей с ДЦП в специализированных школах-интернатах, где создают условия круглосуточного пребывания. Дети там получают лечение, не отвлекаясь от учебы. В составе таких интернатов находится медблок с врачами–специалистами, кабинет массажа, физиотерапии, грязелечения, водных процедур, спортивные залы, где проводятся занятия лечебной гимнастикой. С детьми занимаются психологи, сурдологи, логопеды. Обучение ведется по специальным индивидуальным программам. За время обучения происходит профессиональное ориентирование учеников, они получают начальные навыки своей профессии.

Пребывание в таких школах-интернатах положительно влияет на психическое здоровье детей. Они обучаются в коллективе сверстников, приобретают навыки общения, социально адаптируются.

Психологические методы реабилитации

В психологической помощи нуждаются все дети, которые больны ДЦП. С учетом тяжести патологии ЦНС проводится лечение у психиатра или психологическая коррекция. Психологи, в основном, беседуют с больным ребенком, настраивая его на позитивное восприятие действительности и решая детские проблемы. Психолог разъясняет родителям ребенка особенности его поведенческих реакций и правильный стиль общения с ним в семье. Он помогает войти детям в коллектив, занимается ситуационными проблемами. Участие психолога показано на всех этапах реабилитации и социальной адаптации.

Нетрадиционные методы лечения

За последние годы накоплен положительный опыт лечения детей с ДЦП иппотерапией и дельфинотерапией. Разумеется, эти способы воздействия на ребенка только дополняют, а не заменяют комплексное лечение. Время, проведенное с животными благотворно влияет на детский организм и психический статус ребенка. Замечено появление новых речевых навыков. Их психо-эмоциональное состояние улучшается. Описано появление новых активных движений и снижение спастики при активных играх с животными. Официальная медицина не отрицает положительный эффект от применения таких методов терапии. Некоторые авторы добавили иппотерапию в разработанные программы реабилитации.

Авторские системы лечения

Авторские школы и программы реабилитации создавались специалистами для реализации комплексного подхода к лечению ДЦП. Обычно они предусматривают этапность диагностики, лечения и адаптации детей в семье и коллективе. Концептуальным стержнем методики является авторская техника (технология) воздействия на организм ребенка. К ней добавляют уже апробированные и зарекомендовавшие себя методы лечения.

— Метод У.М. Фелпса был популярен в середине прошлого века. Он был разработан для терапии спастических форм болезни. Используя авторские упражнения, ребенка обучали сначала пассивным, а затем активным движениям. — Супруги Берти и Карел Бобат (60-е годы ХХ века) предложили первоначальное подавление появляющихся патологических рефлексов у ребенка с последующим восстановлением физиологической статики и моторики. — Методика Делякато (1956-1957) предполагала поступательно обучать ребенка движениям рыб, амфибий, птиц и далее, до обезьян и человека. — Метод Войта (1974) предполагал проведение кинезитерапии сразу после рождения ребенка (пока у него не развилась клиническая картина болезни) у всех новорожденных группы риска развития ДЦП. — Методика К.О. Семеновой (конец ХХ века, Россия) проприоцептивной динамической коррекции основана на применении у взрослых пациентов и подростков системы функциональной антигравитации. Метод появился на волне конверсии. Предполагает применение модифицированных костюмов космонавтов и системы мышечных противотяг. — Методика В.И. Козявкина (Украина) оформилась полностью на рубеже веков. Эта система интенсивной нейрофизиологической реабилитации обосновывает использование мануальной и биомеханической коррекции позвоночника и суставов с последующим построением правильного стереотипа движений.

Характеризуя эффективность используемых сегодня методик лечения и реабилитации детей при ДЦП, отметим не подлежащие сомнению принципы:

— необходимость комплексного воздействия на организм, — необходимость раннего начала лечения, — необходимость участия в реабилитации невропатолога, ортопеда, психолога, педиатра, врача ЛФК.

Безусловно, результаты лечения и реабилитации успешнее, если ребенок пребывает в специализированном центре, где собраны все необходимые специалисты и накоплен опыт борьбы с ДЦП.

Противосудорожные средства в лечении ДЦП

При наличии эпилептических припадков медикаментозное лечение ДЦП в обязательном порядке требует назначения противосудорожных средств (фенобарбитал, дифенин, антелепсин, карбамазепин, производные вальпроевой кислоты – депакин, конвульсофин и др.). Противосудорожную терапию больным церебральными параличами назначают индивидуально с учетом особенностей основного заболевания, характера эпилептических пароксизмов, их частоты, времени возникновения в течение суток. Противосудорожные препараты необходимо принимать непрерывно, длительно (3-5 лет эффективной терапии), с последующей постепенной отменой.

Кроме такого дифференцированного медикаментозного лечения рекомендуется периодически принимать фармакологические средства, регулирующие обмен веществ в нервной ткани и повышающей сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Это препараты фосфора.

Медикаментозная терапия

Могут быть использованы такие виды препаратов:

В лечении ДЦП используются такие физиотерапевтические методы воздействия:

6. Климатическая цветодинамическая камера, в которой сочетаются лазерный душ, подводный душ-массажер, душ-водопад и бассейн, в котором производят вытяжение позвоночника и разработку суставов.

Суть данной методики в том, что пространство, заполненное ликвором (между оболочками спинного мозга), вводятся недифференцированные нервные клетки. Они получают сигнал от плохо или неправильно развитых структур головного мозга, и замещают собой пораженные клетки. Могут использоваться как собственные, так и чужие стволовые клетки.

Стволовые клетки проходят 3-уровневое тестирование на вирусы, их введение является инвазивным, через поясничный прокол. Исследователи отмечают положительный эффект такой терапии даже у взрослых больных ДЦП.

  1. нефиксированной контрактуре, если функция мышцы сохранна;
  2. если активные движения в мышце возможны, и нужно получить возможность использовать мышцы для освоения нового акта движения;
  3. спастической геми- и диплегии;
  4. сочетании дистонии и спастичности;
  5. может применяться при гиперкинетической форме: в этом случае амплитуда и частота непроизвольного движения снижаются.


Главной причиной ДЦП (детский церебральный паралич) является изменение нормальной структуры головного мозга. Болезнь проявляется множественными и разнообразными нарушениями двигательной сферы. Сами мышцы ребенка постоянно находятся в измененном состоянии, которое характеризуется повышенным или пониженным тонусом. Расстройства движений происходят из-за того, что сигнал от головного мозга различным группам мышц передается с нарушениями. Кроме того, больной страдает от патологий речевой, эмоциональной, умственной и волевой сферы, что объясняется аномальным развитием тканей головного мозга и состоянием мышц.

Развитие детей с диагнозом ДЦП происходит с нарушениями и сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, такие больные не имеют возможности выполнять координированные действия.

Можно выделить две основных особенности заболевания:

Ткани ЦНС имеют нарушенную структуру.

Человек не в состоянии полноценно передвигаться без посторонней помощи, а возможность к самообслуживанию сохраняется лишь частично.

Все движения больного остаются замедленными, что способствует формированию нарушенных связей между представлением об окружающем мире и мышлением. Ребенок не в состоянии полноценно тренировать мышечную память, что приводит к невозможности правильного развития некоторых мозговых функций. Поэтому дети с таким диагнозом зачастую очень плохо считают и усваивают иные математические действия. При этом абстрактные знания и возможность логически мыслить у людей с ДЦП сохраняется.

Зачастую интеллект у детей с церебральным параличом достаточно развит, но умственная работоспособность оказывается нарушенной. Они не имеют возможности заниматься длительное время, что приводит к усвоению меньшего объема информации. По этой причине около 70% всех детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Что касается интеллекта, то у некоторых больных он сохраняется на нормальном уровне, а у некоторых наблюдается его выраженное снижение, которое может доходить до дебильности.

Что касается эмоционального развития детей с ДЦП, то они являются более ранимыми и впечатлительными по сравнению со своими сверстниками. Такие дети сильнее привязаны к своим родителям или людям, являющимися их опекунами. Важной составляющей, оказывающей выраженное влияние на развитие психики и интеллекта больных, является слабое развитие всех групп мышц, что обусловлено недостаточной физической активностью. Дети оказываются лишенными возможности принимать участие в активных играх, их подвижность ограничена. Контакты со сверстниками не столь интенсивны и часты, как между здоровыми детьми. Часто малыши имеют различные нарушения в речевой сфере, что также сказывается на качестве взаимодействия. Речь, в первую очередь, страдает из-за патологического тонуса тех групп мышц, которые отвечают за нормальную фонетику.

Принципы лечения ДЦП


Лечение ДЦП производится по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо максимально исправить речевые дефекты. Во-вторых, следует корректировать и совершенствовать двигательные навыки. В-третьих, нужно осуществлять работу, призванную исправлять имеющиеся нарушения в психической сфере. Для устранения двигательных расстройств важно формировать мышечный стереотип, закреплять правильные позы и пр. Обязательно нужно проводить лечение, направленное на устранение основного заболевания, которое стало причиной развития ДЦП.

В терапии болезни активно используются такие методики, как:

Медикаментозное лечение препаратами, призванными привести в норму мышечный тонус. Это могут быть такие лекарственные средства, как: Баклофен, Диспорт, Мидокалм и другие.

Не менее активно в лечебной практике применяются следующие техники и приемы:

Занятия с логопедом по определенным методикам.

Использование лечебных тренажеров, ходунков, велосипедов, кресел и пр.

Иногда имеющиеся двигательные дефекты не поддаются коррекции с помощью консервативных и вспомогательных методик. В этом случае врачи прибегают к оперативному лечению. Выполняются операции по удалению контрактуры мышц, вмешательства на поясничной области, практикуется пластика сухожилий (ахиллопластика). Не исключено, что может потребоваться нейрохирургическое лечение со стимуляцией спинного мозга, с удалением поврежденных участков и т. д.

Очень часто к лечению больных ДЦП привлекают лошадей, дельфинов и других животных. В целом такие методики носят название анималотерапии. Параллельно дети направляются в специализированные санатории, где оказывается комплексное воздействие на организм.

Российские медики часто практикуют лечение ДЦП с помощью препаратов, направленных на улучшение мозгового кровообращения. Это такие лекарственные средства, как: Глицин, Актовегин, Церебролизин и пр. Также применяют в комплексной терапии БАДы и антиоксиданты. На вооружении у медиков стоят стволовые клетки. Однако, доказанной эффективности в лечении ДЦП эти препараты не имеют.

Родители должны знать следующую информацию:


Противосудорожные препараты назначает только врач-эпилептолог. Дозировка должна быть строго определена, а для приема таких лекарственных средств обязательно наличие показаний. Могут быть использованы препараты Вальпроевой кислоты, Топирамат, Ламотриджин.

Для устранения сильных мышечных болей возможно назначение таких препаратов, как: Баклофен и Диазепам. Самостоятельное их применение не допустимо.

В особо тяжелых случаях назначают инъекции ботокса, когда препарат вводят в пораженную мышцу. Стоит понимать, что эффект от такого лечения временный и сохраняется на протяжении 6 месяцев, но не более.

Что касается иных лекарственных средств, которые очень часто выписывают врачи, то они являются не более чем пустышками. Если очаг в мозге уже умер, восстановить его невозможно. Поэтому предлагать ребенку обилие БАДов, витаминов, ноотропных препаратов не следует. Как было сказано, их эффективность не является доказанной.

К таким средствам относят:

Церебролизин, Актовегин, Кортексин.

Пирацетам, Фенибут, Пантогам и прочие ноотропы.

Все гомеопатические средства.

Чем раньше будет начата терапия, тем большего эффекта удастся достичь. Если лечение будет отсрочено, это грозит развитием серьезных осложнений и ухудшением состояния ребенка. Возможно формирование искривления позвоночного столба, плоскостопия, дисплазии тазобедренных суставов и пр. В итоге терапия ДЦП осложняется необходимостью проведения мероприятий, направленных на устранение приобретенных ортопедических патологий. Зачастую в таких случаях требуется наложение шин, использование распорок, лангет и иных корректирующих устройств. Если вовремя не распознать и не устранить дисплазию, то это грозит постоянными вывихами суставов, которые можно будет исправить только с помощью операции.

Задачи лечения детей с ДЦП


Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.

Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:

Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.

Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.

Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.

Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП


Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Лечебная физкультура и массаж


На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;

Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;

Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;

Увеличение объема движений;

Расширение амплитуды движений;

Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Возможные методики лечения ДЦП


В лечении детей с ДЦП применяют различные методики, способствующие борьбе с прогрессированием болезни, среди них:

Климатическая квант-камера позволяет воздействовать на организм лазерным душем.

Грязелечение. Эта методика способствует улучшению состояния нервной системы больного. С помощью теплых обертываний удается уменьшить повышенный мышечный тонус.

Электрофорез. Эта методика направлена на снижение мышечного тонуса. В целом, все физиотерапевтические методы лечения дают положительный эффект в борьбе с болезнью. Поэтому врачи рекомендуют периодически проходить сеансы парафинотерапии, шиатсу-терапии, иглорефлексотерапии, светолечения, и магнитотерапии.

Кинезиотейпинг в педиатрии. Суть метода – специальные клейкие ленты из хлопка, которые активизируются при помощи тепла тела, накладываются в виде аппликаций по линиям мускулатуры для фиксации пораженных суставов, мышц, сухожилий, уменьшения боли и воспалений, для расслабления уставших мышц. В отличие от плотной фиксации посредством гипса, кинезиотейпинг лечит такие травмы посредством движений. Метод не препятствует движению и позволяет продолжать ежедневные занятия в обычном режиме. Можно принимать душ, ходить в бассейн, а люди, имеющие нарушения двигательных функций могут сами себя обслуживать в быту. Первоначально этот метод использовался для реабилитации профессиональных спортсменов, однако затем метод нашел применение не только в сфере спорта и на данный момент используется для терапии широкого спектра – от головной боли до посттравматической реабилитации.

Очень полезно для выработки правильных навыков ходьбы заниматься на беговой дорожке перед зеркалом. Также существуют специальные велосипеды для детей с ДЦП, занятия на которых стимулируют формирование правильных навыков движений нижних конечностей.

Занятия на батуте позволяет тренировать вестибулярный аппарат.

Все методики должны реализовываться циклично, повторяясь 2-3 раза в год. Один курс может включать в себя до 40 занятий.

Безусловно, появление в семье ребенка с диагнозом ДЦП является шоком для родителей. Однако, любовь к своему малышу позволит преодолеть все имеющиеся трудности. Возможно, что потребуется помощь семейного психолога, отказываться от которой не следует. Это позволит обрести гармонию и принять сложившуюся ситуацию, что обязательно положительным образом скажется на внутрисемейных отношениях.

Аппликационная терапия ДЦП с помощью аппликаторов Ляпко

Видео о том, как правильно использовать аппликатор Ляпко, о результатах лечения:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.