Образовательные учреждения при дцп

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ для детей с огранченными возможностями здоровья

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

№ 915 – ул. Донелайтеса, д. 16

№ 1044 – ул. Туристская, д.27, корп.3

№ 1339 – ул. Твардовского, д.17, корп.2

№ 1738 – ул. Мневники, д.9, корп.2

№ 2190 – Пятницкое ш, д.7, корп. 2

№ 2337 – ул. Дубравная, д. 35, корп.2

№ 2412 – Пятницкое ш, д.45, корп. 1

№ 67 – ул. Маршала Тухачевского, д. 39

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

№ 46 – ул. Свободы, д. 51, корп. 4

№ 391 – б-р Генерала Карбышева, д. 16, корп. 3

№ 637 – ул. Генерала Глаголева, д. 28, корп. 1

№ 956 – ул. Героев Панфиловцев, д. 23, корп. 2

№ 1196 – ул. Маршала Катукова, д.4, корп. 2

№ 1259 – ул. Маршала Катукова, д.25, корп. 2

№ 1358 – 1-ый Тушинский пр-д, д.10, корп.1

№ 1410 – ул. Виллиса Лациса, д. 37, корп.2

№ 1595 – б-р Я. Райниса, д. 47, корп.2

№ 1679 – ул. Маршала Новикова, д. 4, корп.3

№ 1886 – ул. Таллинская, д.11, корп.2

№ 1889 – б-р Генерала Карбышева, д. 24, корп. 2

№ 2191 – Пятницкое ш, д.7, корп. 3

№ 2264 – Пятницкое ш, д.29, корп. 4

№ 2305 – 3-й Митинский пер., д.6, корп.2

№ 2318 – ул. Дубравная, д. 35, корп.1

№ 2338 – ул. Генерала Белобородова, д.14, корп.4

№ 2447 – Ангелов пер., д.7, корп. 2

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ

№ 2180 – ул. Генерала Глаголева, д.4

№ 1196 – ул. Маршала Катукова, д.4, корп. 2

№ 1259 – ул. Маршала Катукова, д.25, корп. 2

№ 1595 – б-р Я. Райниса, д. 47, корп.2

№ 2281 – ул. Митинская, д. 50, корп.1

№ 2284 – ул. В. Петушкова, д.11, корп.2

№ 2607 – ул. Таллинская, д.19. корп.2

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

№ 1191 – ул. Исаковского, д.10, корп.2

№ 1534 – ул. Планерная, д.14, корп.4

№ 2245 – ул. Барышиха, д.40, корп.2

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

№ 2412 – Пятницкое ш, д.45, корп. 1

№ 67 – ул. Маршала Тухачевского, д. 39

НОВЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

№ 1044 – ул. Туристская, д.27, корп.3

№ 1595 – б-р Я. Райниса, д. 47, корп.2

№ 1889 – б-р Генерала Карбышева, д. 24, корп. 2

№ 2180 – ул. Генерала Глаголева, д.4

№ 2281 – ул. Митинская, д. 50, корп.1

№ 2607 – ул. Таллинская, д.19, корп.2

№ 1738 – ул. Мневники, д.9, корп.2

№ 2190 – Пятницкое ш, д.7, корп. 2

№ 1259 – ул. Маршала Катукова, д.25, корп. 2

№ 2284 – ул. В. Петушкова, д.11, корп.2

№ 2510 – Новокуркинское ш., д.51

№ 734 – Волоколамской ш., д.88, корп. 1

№ 2281 – ул. Митинская, д. 50, корп.1 (для детей с РДА)

№ 2412 – Пятницкое ш, д.45, корп. 1 (для детей с ДЦП)

№ 2305 – 3-й Митинский пер., д.6, корп.2 (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

ШКОЛЫ, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

ул. Таллинская, 3-2, тел.758-67-02

  • Специальная (коррекционная) школа № 833 VII вида (для детей с задержкой в психическом развитии)

ул. Фомичевой, 5, корп.1, тел.492-71-50

  • Специальная (коррекционная) школа № 834 VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта)

ул. Свободы, 1, тел. 491-12-55

  • Специальная (коррекционная) школа № 77 VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта)

ул. Берзарина, 24, тел.8-499-194-93-78

  • Специальная (коррекционная) школа-интернат № 101 I-II видов (для детей с нарушениями слуха) им. С.Я.Кривовяза

ул. Паршина, 39 тел.8-499-720-39-05

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями развития

Пятницкое шоссе, д.16, корп.5 (школа № 1339), тел. 794-72-10

ул. Большая Набережная, 13, тел.491-13-83

Новохорошевский проезд, 12 (школа № 130), 8-499-946-33-50

ул. Исаковского, д.4, корп.1, тел. 754-99-36

ул. Кулакова, д.17, корп.2, тел. 942-93-36

Учреждения ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ориентированы на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на основе свободного выбора творческой деятельности

ДТДМ “Неоткрытые острова” 3 филиала:

  • Ангелов переулок, д.2, кор.2, тел. 8-495-751-99-94
  • ул. Свободы, д.65, кор. 1
  • ул. Героев Панфиловцев, д.9, кор.2

пр. Донелайтиса, д.20тел. 8-495-949-93-33

ул. Виллиса Лациса, д.23, кор. 3

Строгинский бульвар, д.7, кор.3, тел. 8-495-756-93-57

ул. Маршала Тухачевского, д.20,тел. 8-499-197-51-23

Строгинский бульвар, д.17, кор.2, тел. 8-495-750-88-08

Детский экологический центр

ул. Маршала Бирюзова, д.5, тел. 8-499-198-44-92

Хоровая школа мальчиков и юношей “Дебют”

ул. Виллиса Лациса, д.11, кор. 2, тел. 8-495-494-64-76

ЦВР “Детский музыкальный теарт “Домисолька”

ул. Маршала Бирюзова, д.5, тел. 8-499-192-20-17

Контактная информация:

123154, ул. Маршала Тухачевского, 43

Буланова Ирина Владимировна.

Тел. 947-77-20, факс. 947-77-20

Как к нам проехать:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Выполнила: студентка ФПиП

1. Особенности воспитания в семье

2. Обучение в интернате

В настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При благоприятных обстоятельствах такие дети могут реализовать свои способности, имеют возможность стать полноправными членами общества.

Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечается неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения. Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

1. Особенности воспитания в семье

Особенные, специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы [4].

Неправильное или позднее овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью в большой мере обусловливает отставание в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вести постепенно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее.

Важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Затем научить его расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все эти навыки закрепляют в играх на кукле и после этого переносят их на самого ребенка.

Ребенок должен наблюдать за деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи.

В квартире ребенка можно познакомить с обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Многое можно показать из окна: улицу, движение транспорта, животных и т. п.

Самые четкие представление складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с теми предметами, с которыми его знакомили. Если мать стирает белье, то и ему надо дать маленький тазик и все необходимое для стирки. Каждое действие должно проговариваться.

Кругозор ребенка расширяется и при работе с картинным материалом. От взрослых он узнает названия предметов, действий, постепенно сам начинает называть предметы на картинках, отвечать на вопросы.

Процессы мышления у ребенка с церебральным параличом, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился устанавливать причины и следствия явлений, сравнивать качества и признаки вещей [3].

2. Обучение в интернате

Практика обучения этих детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром[4]. В эти школы принимаются дети дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы[2].

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль[4].

Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) необходимо обеспечить специальные условия.

1. Специально организованная среда:

специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.),

ортопедическая обувь и ортопедические приспособления,

специальные приборы для обучения (ручки и др.),

мастерские для трудовой подготовки.

2. Наполняемость классов:

подготовительный класс - не более 8 человек,

в начальной, основной, средней школе –до 10 человек (возможно меньше),

в классах для умственно отсталых детей с нарушением ОДА - не более 7 человек.

3. Продолжительность уроков:

в подготовительном классе – 30 минут,

в 1 классе – 35-40 минут,

во 2 и далее – 45 минут.

На каждом уроке после 20 минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

4. Обучение учащихся этой категории осуществляют специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями ОДА. Коррекционные занятия проводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.

5. Школа для детей с нарушениями функций ОДА имеет специальные логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическую мастерскую.

6. Обучение детей с нарушением функции ОДА осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебно-воспитательная работа ведется в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.

7. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-, бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.

Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи: психоневрологи(невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также средний и младший медицинский персонал [1].

Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом:

· Часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.

· Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.

· Форма занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах. Так, в уголке природы проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром.

· Для детей младшего дошкольного возраста разработан щадящий режим, который позволяет им быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (режим действует в первые два месяца пребывания детей в ДОУ). Щадящий режим для детей младшей группы особенно важен по ряду причин. От ребёнка, впервые попавшего в детский коллектив (новое окружение, новые лица, дисциплина), требуется много душевных и физических сил. С другой стороны, любое заболевание в этом возрасте ведет к значительному снижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии и функциональных резервов для восстановления и укрепления здоровья [2].

3. М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М Мастюкова. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.,1993


В материале представлены теоретические предпосылки и практические рекомендации по инклюзии учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
kirillova_o.a._dostupnaya_sreda_vypusknaya_kvalifikatsionnaya_rabota_nizhniy_tagil_17-22_aprelya_2015_goda.docx 54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт специального образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в образовательной организации

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов образовательных учреждений, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Екатеринбург, 2015 год

Глава 1. Инклюзия детей с ДЦП в условиях общеобразовательного учреждения.

Глава 2. Рекомендации по обеспечению доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Особые образовательные потребности обучающегося с ДЦП.

2.2. Рекомендации педагогам по организации обучения и воспитания детей с ДЦП.

2.3. Рекомендации по обеспечению доступа детей с ДЦП в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кофи Аннан, 1998

Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.

Однако рождение ребенка с детским церебральным параличом ставит его родителей перед рядом серьёзных проблем, зачастую к которым они не готовы морально. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно-психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Актуальность. Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Цель: Разработать рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич) в образовательной организации.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

2. Изучить потребности детей с ДЦП и их семей, которые могут быть удовлетворены в образовательном учреждении.

3.Разработка системы мер по укреплению здоровья школьников с ДЦП, коррекции физического и психического развития.

Методологической основой выпускной квалификационной работы являются:

- гуманистический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), в том числе в системе дополнительного образования (О. И. Грекова, В. П. Голованов, А. Я. Журкина, М. Б. Коваль, А. Б.Фомина, А. И. Щетинская);

- технологический подход к организации педагогической деятельности (А.С. Белкин, В. П. Беспалько, Е. В. Коротаева, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин);

- социально-педагогический подход в работе с детьми-инвалидами и их семьями (М. А. Галагузова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, Р. В. Овчарова, Л. Я. Олифиренко);

- концепция развития, обучения и воспитания детей-инвалидов (Л. С. Выготский, А. Р. Маллер, М. Монтессори, В. О. Скворцова) в том числе детей с различными формами ДЦП (Л. Т. Журба, М. В. Ипполитова, И.Ю.Левченко, А. А. Наумов, Е. П. Смирнова, Н. М. Трубникова);

- системный и комплексный подход в реабилитации детей с ДЦП (О.А.Алексеев, Л. О. Бадалян, Т. В. Зозуля, В. В. Коркунов, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Т. И. Черняева, Л. М. Шипицына).

Нормативно-правовую основу выпускной квалификационной работы составили :

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретические: историко-логический анализ литературы по проблеме, анализ базовых понятий, синтез; теоретическое моделирование, прогнозирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, очная беседа, анализ документов (рабочие журналы, отчёты, планы, социальный паспорт семьи).

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы образования детей с ДЦП в условиях общеобразовательного учреждения.

  1. Особенности детей с ДЦП.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) сегодня применяется с целью обозначения любой патологии, относящейся к ряду неврологических расстройств, которые развиваются в младенчестве или раннем детстве, оказывая постоянное влияние на движение тела и координацию мышечной деятельности, однако не являются прогрессирующими, то есть состояние пациента не ухудшается с течением времени. Несмотря на то, что рассматриваемая патология оказывает влияние на движение мышц, она обусловлена не проблемами, имеющими место в нервах и мышечных тканях. К возникновению ДЦП приводят определённые нарушения в головном мозге, нарушающие его способность контролировать позы и движения тела пациента [2]. Термин церебральный указывает на то, что патология поражает обе половины (иначе - полушария) головного мозга - в данном случае, речь идёт о моторной зоне коры головного мозга, которая координирует движение мышц. Паралич же означает, что у пациента наблюдается потеря либо повреждение ряда двигательных функций

В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой (1974—1978) , которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов. Согласно этой классификации выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма

При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики)

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия . Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений , то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире.

Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам.

У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами:

  • Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.
  • Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения.

Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками [5) .

Таким образом, двигательные нарушения - в значительной степени определяет специфику учебной деятельности учащихся этой группы. Несформированность двигательных навыков и умений - результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи. Остановимся на тех, которые в наибольшей степени влияют на усвоение программного материала и чаще встречаются у детей с церебральным параличом. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. В некоторых случаях отдельные звуки вообще не произносятся, в других произносятся искаженно, в-третьих, заменяются другими. Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность. Нередко наблюдаются различные нарушения голоса; он отличается монотонностью, немодулированностью, часто имеет гнусавый оттенок. У некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно ярко проявляются при устных ответах и могут вызывать неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Нередко нарушения звукопроизношения сочетаются с трудностями различения звуков речи на слух. В этих случаях дети смешивают близкие по звучанию звуки, что впоследствии отражается и на письме.

Другой особенностью устной речи таких детей является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи. Их словарный запас ограничен, особенно заметно недостаточное понимание значений многих слов и понятий, встречающихся при прохождении программного материала. У детей лимитировано понимание многозначности слов, различение смысловых оттенков отдельных выражений в зависимости от контекста. Это приводит к тому, что в устной речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают общаться отдельными словами.

В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, в некоторых случаях даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения в письме. Наибольшую сложность для учителей представляют дети, у которых в письменной речи отмечаются ошибки, связанные с недостатком дифференцирования звуков, сходных по звучанию. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

Описывая трудности, которые испытывают дети при усвоении программного материала, нельзя не остановиться на особенностях их психической деятельности. Встречаются дети, медленно включающиеся в задание. В таких случаях требуется индивидуальный подход со стороны учителя, который должен в ряде случаев повторить задание, заострив внимание на трудных местах, спокойным голосом побудить ребенка к его выполнению. Для таких детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания, которая приводит к ряду разнообразных ошибок, связанных с пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием слов, предложений, с неразличением сходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное время выполнить лучше или хуже, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством.

Взаимодействие органических, социальных и психологических факторов приводит к нарушениям формирования личности детей с ДЦП, что в свою очередь негативно отражается на взаимодействии с окружающими и приводит к трудностям их социальной адаптации.

Личность учащихся с ДЦП характеризуется высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, неадекватностью профессиональных интересов и внутренней картиной болезни. У большинства старших школьников ориентация на профессию происходит без учета тех ограничений, которые накладывают хроническое индивидуализирующее заболевание. Они демонстрируют профессиональные намерения свойственные более младшему возрасту, не учитывающие реальных возможностей. Эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей [8] .

Все вышеназванные особенности развития и трудности обучения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения вследствие ДЦП. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко [5] .

Организация дошкольной системы образования

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования детей с ДЦП [13].

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляется коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Основными целями является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Положительным эффектом от лечебных и педагогических мероприятий служит своевременная, взаимосвязанная и непрерывная работа. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия -- согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Их общая позиция необходима будет при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралич включается большой перечень работы: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Существует несколько принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом [19]:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Означает постоянный контроль взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Вследствие этого необходима совместное развитие всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. После 3-4 лет начинается проводится коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности. Чаще всего в этом случае работа направлена не на предупреждение сложившихся дефектов, а на их исправление. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое взаимодействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а также исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок, а не с учетом его возраста.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности является эмоциональное общение со взрослыми; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) - игровая деятельность; в школьном возрасте - учебная деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Таким образом, дошкольная система образования большое внимание уделяет проведению коррекционной работы с детьми детского церебрального паралича. Для этого существую специальные дошкольные образовательные учреждения, в которых работают с такими детьми. Особенностью которой является комплексная работа по всем направления в развитии и подготовки ребенка для дальнейшего обучения в школе, которую осуществляют все специалисты: логопед, психолог, дефектолог и т.д.

Организация школьной системы образования

По Т.В. Грузиновой, в настоящее время не все дети могут пойти учится в настоящую школу, так как эти дети имеют свои особенности в развитии, и для них созданы специальные школы, куда ходят дети с такие же дети, как и они. Обучение детей и подростков с ДЦП осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают следующих видов [13]:

дети с церебральным параличом (ДЦП);

последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

с врожденными и приобретенными недоразвитием и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Дети с ДЦП обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей помимо учебно-воспитательного и лечебного процесса также проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентировки.

Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, заключается в познавательной деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функции, воспитании устойчивых форм поведения и деятельности.

В крупных городах примерно 60-70% детей с ДЦП обучаются в школах-интернатах, где осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются знания индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания.

Это все необходимо знать педагогу, чтоб постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям [13].

В маленьких городах или в сельских местностях нет такой возможности как отправить детей с ДЦП обучаться в специализированные учреждения. Именно поэтому они учатся в обычных школах, либо на дому, что в большой степени снижает качество усвоения знаний, лишает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии.

Профессионально-ориентационная работа с детьми ДЦП с целью подготовки к будущей профессии проводится в течении всего периода обучения, которая соответствует психофизическим возможностям и интересам подростка.

После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, где будет легко учится и предоставляться какие-то привилегии.

Поэтому выбор учреждения часто определяется желанием родителей, наличием учреждений по месту жительства и другими условиями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.