Обучение чтению неговорящих детей с дцп

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Безусловно, научить ребенка читать – важнейшая задача и для родителей, и для педагогов. Но часто сделать это бывает крайне сложно. К тому же, если речь идет о ребенке особенном, с ограниченными возможностями здоровья.

Методики для работы с такими детьми существуют. Но как научить читать ребенка с овз эффективно, и в домашних условиях?

В этом материале я расскажу, как проводить обучение в игровой форме. И опишу несколько методик, наиболее действенных и эффективных.

Важные принципы

Дети с ОВЗ – это дети, у которых инвалидность официально диагностирована. Либо те, у кого есть нарушения – развития психического либо физического, постоянные или временные.

Как правило, им намного сложнее концентрироваться, они быстрее утомляются. Поэтому такие дети не могут выдерживать нагрузку, которая считается приемлемой для других детей.

Но это не значит, что их образованию нужно уделять меньше внимания. К счастью, времена, когда физические ограничения фактически выводили человека из социума, давно прошли.

В таком случае, крайне важен индивидуальный подход и учет всех нюансов здоровья маленького ученика. А еще – применение специальных техник и программ.

С чего начать?

Итак, с чего же начать обучение? Прежде всего, нужно выбрать подходящую методику.При этом, выбор способа должен зависеть от:

  • типа проблемы (слабое зрение, глухота, проблемы с аппаратом опорно-двигательным, задержки психического развития, прочее);
  • степени дефекта и время его появления;
  • уровня социализации;
  • уже имеющихся навыков.

Метод для детей с тяжелыми отклонениями развития

Данный метод разработала педагог-логопед А.А. Магутина, на основе трудов физиотерапевта Гленна Домана и иных специалистов. Он подходит для тех детей, у которых нарушена техника речи. Также для аутистов, детей с ДЦП и речевыми сложностями. Начинать работу можно в 5 лет и в 6 лет, и даже позже.

Главный принцип здесь в том, что обучение идет наоборот — от слова к звукам и буквам.

Вот основные этапы:

Методика Монтессори для деток с нарушениями интеллекта

Современные ученые-дефектологи создали специальную программу для таких особенных детей. Ее основа – методика Марии Монтессори.

Ее цель – научить их писать по памяти, на слух и самостоятельно слова и даже короткие предложения, а также быстро читать простые тексты.

Программа включает в себя 2 подготовительных этапа:

  1. Первый – это игры. Их цель – развитие восприятия слухового и зрительного, мелкой моторики, а также речевых навыков, внимания, памяти. Это могут быть игры с пластилином, игры пальчиковые с орешками, занятия с крупами и конструкторами. Игры можно разнообразить, подкрепляя их потешками и стишками.
  2. Этап второй — это работа с вкладышами и рамками Марии Монтессори. Он включает помещение вкладышей в рамки, работу с фигурами, штриховку фигур и их обведение по контуру. А также развитие речи и слуха, по ходу таких упражнений.

Затем приходит время приступить к обучению непосредственно. Причем чадо знакомится с письменным вариантом букв. Особенным детям легче повторять формы именно скругленные, без углов. Вначале взрослый рисует букву (пальцем в крупе, либо мелом, либо на экране), и называет ее. Ребенок должен повторить жест и звук.

Когда выучит несколько букв, сможет выбирать знакомую, из нескольких предложенных, и самостоятельно ее писать.Такое обучение может растянуться на много дней. До тех пор, пока не будет выучена азбука целиком. Затем нужно плавно перейти к словам, действуя таким же образом.

Делая главный упор на ассоциацию между написанием и произношением слова.

Обучение по букварю Жуковой

Главное – приступить к обучению вовремя, считает Надежда Сергеевна Жукова, педагог и логопед со стажем, автор собственной методики и специального букваря. Приступать нужно, когда чадо умеет уверенно говорить, формулировать собственные мысли, а книга вызывает явный интерес. Важно не спешить, ведь успешно освоить чтение можно и в 7 лет. Первоклассника обучить легче, чем малыша-пятилетку.

Как научить читать ребенка с овз, по Жуковой, с чего начать? Методика достаточно проста. Для хорошего результата достаточно следовать советам, подсказкам и указаниям, которые содержит букварь Жуковой.

Обучает как бы сама книга, ведь каждая ее страница – это нужные детали и объекты, для маленького ученика. А также буква (вначале), далее слоги и предложения. Лучше выбирать букварь достаточно большого формата.

Интересный прием. Многим деткам сложно объединить в слог 2 буквы, и прочитать слитно. В книге проблема легко решается – тянуть первую букву и перейти плавно ко второй поможет человечек, бегущий по дорожке, вместе с пальчиком ребенка! Отзывы родителей подтверждают, что этот прием работает.

Кстати, у моих знакомых, замечательной многодетной семьи, растет особенный ребенок, это девочка Юля. Сейчас ей уже 7 лет. И ее мама смогла обучить дочку чтению и письму, применяя как раз букварь Жуковой. Несмотря на некоторые сложности с речью и пониманием, и благодаря колоссальному труду мамы и самой Юлечки, все получилось!

Также видео как научить читать ребенка с овз в домашних условиях (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

Советы родителям

Применяя приведенные выше методики, придерживайтесь следующих правил:

  • строго следуйте советам, подсказкам и инструкциям;
  • следите, чтобы занятия не стали скучной обязаловкой, а были скорее интересной игрой для чада;
  • не доводите дело до усталости и раздражения, лучше меньше – но с удовольствием;
  • по этой же причине не устанавливайте точное время уроков – просто следите за состоянием сына (дочки);
  • делайте перерывы, и хвалите чадо – даже за малейшее достижение.


В нынешние времена намного легче увидеть ребенка, увлеченного гаджетами, чем ребенка, читающего книгу в укромном уголке. Тем не менее, чтение – полезный навык, и приучать к нему нужно с детства, как и ко всему остальному. Оно развивает мышление и фантазию, учит думать, стимулирует мозг.

В итоге, читающий ребенок становится со временем умным эрудированным взрослым, интересным собеседником, с которым всегда приятно поговорить. Поэтому, дорогие родители, я приветствую ваше желание научить читать ребенка даже с овз. Также рекомендую статью как научить ребенка читать словами.

И полезное видео об эффективности работы с карточками, а значит метода глобального чтения. Таким образом, особенный ребенок учиться не только читать, но и общаться с окружающими.

Несомненно, это будет мощный толчок для его дальнейшего развития. Доказано что такое доброжелательное обучение будет способствовать нивелированию нарушений, а также преодолению отклонений и различных расстройств.

На этом все! Трудитесь, старайтесь, применяйте современные методики, книги и материалы, и все получится. Я от души вам этого желаю. Не забудьте подписаться на этот блок, если заинтересованы в получении важной, нужной информации – о саморазвитии и развитии детей. Удачи вам!


Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_alaliya.doc 1010.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся читать и говорить одновременно!

Эта книга предназначена для стимуляции речевых высказываний, развития речи, обучения чтению и письму детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе детей с алалией, расстройствами аутистического спектра и детей из двуязычных семей.

С успехом данная методика используется для обучения чтению, развития зрительной памяти и внимания, обогащения словарного запаса здоровых детей с трёх лет.

Хотелось бы обратить внимание на то, что развитие речи и обучение чтению, предложенное в данной книге, на начальном этапе, проводится с использованием методики глобального чтения.

Создание данного букваря стало возможным после многолетнего опыта создания индивидуальных букварей для детей с расстройствами аутистического спектра и алалией.

Год за годом создавая с детьми индивидуальные буквари, стала выстраиваться определённая система, которая не только является эффективной, но и нравится как здоровым детям, так и детям с расстройствами аутистического спектра и алалией.

Данная методика используется более 10 лет и доказала свою эффективность.

Постепенно вводится аналитико – синтетическое чтение и письмо.

Правила проведения занятий.

Перед занятием взрослому необходимо внимательно ознакомиться с материалом, который он будет предлагать ребёнку. Подготовить необходимые пособия.

Подробные комментарии и подсказки в книге, помогут взрослым организовать увлекательные занятия с ребёнком.

В среднем знакомство с 1 буквой занимает 1 неделю.

В это же время выполняются работы в альбомах.

Если процесс усвоения материала идёт медленно, то необходимо знакомство с буквой увеличить до двух недель. Необходимо возвращаться к уже изученному. Помните:

Ребёнок должен чувствовать себя успешным.

Старайтесь не давать ребёнку возможности ошибаться, своевременно предоставляйте подсказку.

Успехи малыша стимулируют его познавательную активность.

Максимальная продолжительность одного занятия для детей 3-5 лет 20 минут.

Для детей, более старшего возраста до 30 минут.

Продолжительность занятий в начале обучения не более 7 – 10 минут.

Занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне, чтобы ребёнку хотелось к ним возвращаться.

Вопросы ребёнку необходимо задавать чётко, коротко и понятно.

Режим показа карточек:

Первый день – 2 карточки;

Второй день - плюс 1 карточка;

Третий день – ещё одна.

Доведя количество слов до семи, организовать как можно больше игр с данными словами.

Порядок введения новых слов зависит от интересов ребёнка.

На начальном этапе слова должны быть написаны разным цветом и отличаться графически.

Например: КОТ, МАШИНА, МЯЧ, УТКА, СОБАКА, ДОМ, ТЕЛЕФОН.

У ребёнка должна быть коробка с карточками – словами, которые можно не только рассматривать и читать, но и использовать их в играх. Например:

Например: кошке – молоко; мишке – мёд; лисе – сыр; белке – орех.

Важно! При знакомстве с согласными, называть буквы так, как звучит звук. Ни в коем случае не называть буквы МЭ или ЭМ; СЭ или ЭС и т.п.

Только звук: М! П! Т! К! С! Н!

И ещё. Не нужно спешить.

В среднем изучение материала, предложенного в первой части БУКВАРЁНКА проходит с начала сентября до начала января. В случае, тяжёлых нарушений оно увеличивается.

Необходимо учитывать зону ближайшего развития ребёнка.

С чего начинать при РАС и алалии?

Прежде, чем начать знакомить неговорящего ребёнка с книгой необходима предварительная работа.

  1. На стенах квартиры нужно разместить буквы: А; У; И; О.

Высота букв 20 -25 см., они должны быть написаны чёрным шрифтом на белой бумаге.

Если у ребёнка есть любимый цвет, то можно заменить белый лист бумаги, на бумагу с оттенком данного цвета и написать буквы на нём.

Размещать 2 – 3 буквы в течение двух недель (зависит от интереса ребёнка, но даже если он отсутствует - это необходимо сделать).

Можно организовать весёлую игру привлечь к поиску буквы других членов семьи.

  1. Подписать 3-5 реальных предмета или любимых игрушки высота букв на карточке не менее

5 сантиметров. Например: ВАННА, ШКАФ, ДВЕРЬ, МАШИНА, КОНСТРУКТОР, МЯЧ, СТОЛ.

На начальном этапе обучения не должно быть графически похожих слов, типа: СТОЛ – СТУЛ; МАШИНА – МИШКА; ДВЕРЬ – ДИВАН; ТЕЛЕВИЗОР - ТЕЛЕФОН и т.п.

  1. Необходимо сделать альбом №1, в который наклеить фотографии родных и подписать их

крупным шрифтом: МАМА; ПАПА; БАБУШКА; ДЕДУШКА; Я – ВАНЯ (имя ребёнка).

Здесь же можно разместить фотографии 2 – 3 любимых игрушек или предметов (качели, планшет, машина), подписать их.

Взрослый рассматривает с ребёнком альбом и просит показать, где мама, папа, бабушка и т.д.

После 7 – 10 дней занятий, на отдельных карточках дублировать надписи в альбоме. Ребёнку даётся карточка со словом (например, МАМА), он должен найти необходимую фотографию в альбоме и положить около неё карточку – слово.

После того, как ребёнок научится узнавать два слова на карточках, добавляем третье.

  1. В дальнейшем, количество фотографий в альбоме №1 должно увеличиваться.

В нём будут появляться фотографии друзей и их имена, любимые игрушки, предметы, цветы, деревья, животные, птицы, любимые виды деятельности (Я РИСУЮ; Я КУПАЮСЬ и т.д.).

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать чёткую последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему:

1-предметы; 2 –действия; 3 – признаки; 4 - явления.

  1. Для занятий необходим альбом №2, в котором будут выполняться задания из БУКВАРЁНКА, по мере изучения букв.

При знакомстве с буквой в альбоме №2 ребёнок выполняет аппликацию - из полосок бумаги конструирует и наклеивает букву.

Все гласные - из полосок красной бумаги, согласные – из полосок синей бумаги.

Высота букв 7 - 10 см.

Затем взрослый пишет контур буквы и предлагает ребёнку раскрасить её.

Гласные – красным карандашом, согласные – синим.

В альбоме ребёнка взрослый рисует 2 – 3 предмета, названия которых начинаются с изучаемой буквы и делает к ним подписи, держа руку ребёнка в своей руке.

Необходимо очень сильно хвалить за любые речевые высказывания и выполнение заданий.

(см. Приложение). Хорошо соотносить слова, написанные на карточках с реальными предметами.

Например: Положить на стол апельсин и арбуз, предложить ребёнку найти данные слова на карточках.

Начинать с 2 карточек, постепенно увеличивать их количество.

Если затрудняется, то на начальном этапе написать слова маркерами разного цвета, не нужно бояться подсказывать и возвращаться к уже знакомому материалу. Пусть ребёнок чувствует себя успешным.

  1. В конце игры - занятия нужно дать простое задание, с которым ребёнок точно справится, и обязательно сильно похвалить за правильное выполнение, поиграть в любимую игру.

Хочется отметить также, что интенсивность занятий при аутизме и алалии, впрочем, как и при других нарушениях должна быть достаточно высокой, если мы хотим добиться успеха от проводимой коррекционной работы.

Почему необходимо учить читать неговорящего ребёнка.

Алалия - органическое нарушение речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии - нейробластов.

Клетки коркового вещества в значительно меньшей степени специализированы, чем ядра подкорковых образований. Отсюда следует, что компенсаторные возможности коры весьма высоки – функции поражённых клеток могут брать на себя другие нейроны.

Как показал опыт работы с детьми-алаликами, посещающими реабилитационный центр, наряду с традиционными методами и способами коррекционной работы, эффективными оказываются обходные методы, направленные на перестройку способа осуществления функции.

При моторной алалии обходные методы состоят главным образом в обращении к букве как аналогу звука речи, воспринимаемого на слух, или же к графическому образу слова, как аналогу слова звучащего, т.е. к чтению. Как показывает практический опыт, раннее ознакомление ребенка с графическим образом того, что должно быть услышано, является весьма эффективным.

В ряде случаев ребенок с тяжелой речевой патологией, воспринимая графический образ слова, впервые его озвучивает.

Методика глобального чтения позволяет понять ребёнку и то, что слова (графические символы) несут в себе определённый смысл, а не являются рисунками на бумаге.

Алалия является одним из наиболее тяжёлых дефектов речи, при котором ребёнок практически лишён языковых средств общения. Речь при этом нарушении без специальной коррекционной помощи не формируется. Своевременная коррекционная помощь – путь к успеху в развитии речи и интеллекта ребёнка.

Главным в обучении должно быть: растормаживание речевых зон, активизация работы межанализаторных связей, развитие коммуникативной функции речи, формирование словаря, обучение связной речи, способам ее интонационного оформления, формирование грамматических навыков, развитие познавательной активности и т.д.

Общаться с неговорящим ребёнком нужно простыми короткими, доступными понимания фразами. Озвучивать все действия, стараться сохранять постоянные формулировки.

Необходимо строго соблюдать режим дня.

Сделать и использовать визуальное расписание на каждый день.

Обогащать пассивный словарь, работать над пониманием речи.

Стараться не выполнять просьбы ребёнка, если он что – то требует криком.

Развивать навыки взаимодействия:

Обучать смотреть в лицо тому человеку, к которому ребёнок обращается.

Стимулировать общение – создавать ситуации, в которых нужно передать информацию от одного человека другому.

Развивать общую и мелкую моторику.

Нужно чаще рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, теста, глины, делать аппликации.

Игры: Мозаика. Конструирование из кубиков, палочек.

Так же доказали свою эффективность:

Использование приёмов и техник АВА;

Вокалотерапия - лечении голосом, пением;

Хороводные игры с использованием русских фольклорных песен;

Занятия в КРУГЕ.
Методы арт – терапии (использованы в данной методике).

Стимулирует высказывания и счёт.

Чаще считать от 1 – 10. Медленно и чётко: ступеньки, камешки, цветы, ягоды и любые заинтересовавшие ребёнка предметы.

С успехом используется методика НУМИКОН + глобальное чтение.

Нумикон - эта методика, которая задействует сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод).

Нужно помнить о том, что речь появляется в процессе деятельности и общения с людьми.

Овладение речью нельзя свести к повторению речевых звуков, не менее важным является здесь понимание речи, правильность использования грамматических форм, способность не только произносить слова по образцу, но и самому создавать осмысленное высказывание. При этом смысловая сторона речи является значительно более важной, чем процесс говорения.

Важно, чтобы коррекционная работа не сводилась к коррекции звукопроизношения.

Эта работа при алалии проводится на более поздних этапах.

И ещё, необходимо, как можно чаще играть с ребёнком в любимые развивающие игры, читать любимые стихи и сказки, петь песни.

И тогда, ваш малыш обязательно скажет свои первые слова!

Логопед, дефектолог: Лодейщикова Елена Викторовна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробуждение интереса и желания детей-дошкольников ознакомиться и изучить достопримечательности Санкт -Петербурга. Используемый подход.

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами .

особенности развития речи в онтогенезе.

Как развивать речь у аутистов.

Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развити.

Практический материал для работы с неговорящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Практический материал для работы с неговорящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Описывается разработанная специалистами Даунсайд Ап программа формирования речевых средств общения у детей с синдромом Дауна. Она учитывает первоначальный детский лексикон и создает возможности для реализации активной позиции родителей в процессе обучения ребенка. Программа предполагает наличие двух этапов, обучающего и развивающего, что позволяет начинать работу с учетом возраста и уровня развития ребенка.

Основной период. Развитие активной речи с помощью метода глобального чтения

Из профиля психомоторного развития детей с синдромом Дауна известно, что зрительное восприятие и зрительная память являются их сильными сторонами. Это дает возможность использовать зрительные стимулы для активизации собственной речи малыша. К таким стимулам можно отнести не только игрушки, картинки и жесты, но и таблички с написанными на них словами. Важно понимать, что использование табличек позволяет увидеть слово, чего не дают другие методы визуальной поддержки. Метод обучению детей глобальному чтению как средству визуальной поддержки для овладения активной речью давно используется отечественными и зарубежными специалистами. Дети в раннем возрасте учатся читать, воспринимая написанное на табличке слово целиком.

Начинать занятия по обучению глобальному чтению нужно, с одной стороны, достаточно рано, а с другой – с учетом готовности ребенка к занятиям. Эта готовность проявляется в следующих параметрах:

  • в понимании речи (ребенок понимает 50 или более слов);
  • в умении подбирать пары: картинка к картинке, картинка к игрушке;
  • в наличии интереса (ребенок рассматривает картинки, книжки, узнает изображения).

Формирование данных навыков является задачей подготовительного этапа, описанного выше.

Этапы обучения глобальному чтению

  1. Обучение чтению слов.
  2. Составление фразы из 2—3 знакомых слов.
  3. Составление рассказа по серии из 2—4 знакомых картинок.

Занятия на каждом этапе предполагают использование определенного набора картинок, табличек, карт для составления фразы и для работы над слоговой структурой. В методическом пособии четко прописаны умения ребенка, необходимые для перехода на следующий этап занятий. Использование контрольных таблиц, в которых взрослый отмечает успехи ребенка (понимание речи, активный словарь), позволяет не только специалисту, но и родителям правильно подобрать речевой материал, а также определить, на каком этапе находится малыш и когда можно переходить к следующему. Кроме конкретных методических рекомендаций, описываются дополнительные упражнения и игры, во время которых можно закреплять новые навыки.

Наглядный материал для занятий:

Этап обучения чтению слов

1-я ступень. Подбор парных табличек со словами

Можно приступать к данному заданию, если ребенок обладает следующими навыками:



На этой ступени ребенок учится подкладывать табличку к соответствующей картинке. Взрослый кладет перед ребенком три знакомые картинки. Потом поочередно предлагает малышу таблички со словом, называет сам это слово и просит подложить его к соответствующей картинке. На первых порах ребенку бывает трудно осуществить само действие (подвинуть табличку к картинке), поэтому некоторое время нужно уделить формированию этого навыка.

Для упражнений на этой ступени подбираются не только слова-названия, но и слова-действия (если они знакомы ребенку и он может каким-либо образом их озвучить). Для работы со словами-действиями подбираются простые сюжетные картинки или фотографии.



2-я ступень. Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова)

Можно приступать к данному заданию, если ребенок обладает следующими навыками:



3-я ступень. Называние слова

Можно приступать к данному заданию, если ребенок обладает следующими навыками:

  • подбирает парные таблички со словами друг к другу;
  • выбирает нужное слово из нескольких табличек.

Этот этап является повторением и закреплением материала, усвоенного ранее, и потому часто бывает, что к этому времени ребенок называет слово так, как оно написано на табличке.

Этап фразовой речи. Составление фразы из 2—3 знакомых слов

К занятиям по составлению фразы с помощью карт-схем из 2—3 знакомых слов можно переходить, если ребенок обладает следующими навыками:

Наглядный материал для занятий

Кроме предметных и простых сюжетных картинок для составления фраз нужны карты-схемы с двумя или тремя окошками. В эти окошки вкладываются таблички со знакомыми ребенку словами, предметные картинки, маленькие игрушки.



2-я ступень. Составление фразы из двух ранее усвоенных слов


Когда ребенок понял принцип работы с картами-схемами и заданными глаголами, по мере накопления активного глагольного словаря можно составлять фразы, используя другие глаголы и слова-названия.

3-я ступень. Составление фразы из трех слов



В занятиях по составлению фразы из трех слов лучше использовать те двухсловные фразы, которые ребенок усвоил на предыдущих занятиях, а в качестве дополнения использовать слова, которые уже есть в активной речи малыша. Как показал опыт работы специалистов Даунсайд Ап, ребенок легко переходит к составлению фраз из трех слов не только с теми словами, которые он научился читать по табличкам. Важно, чтобы ребенок умел называть каким-либо образом слова-предметы и читать таблички со словами-действиями, которые используются в этих упражнениях.

Этап связной речи. Составление рассказа по серии из 2—4 последовательных знакомых картинок


Формировать у ребенка слоговую структуру слова эффективнее всего с помощью приема отхлопывания ритма слова с использованием специальных карт с изображением разного количества ладошек (если слово состоит из двух слогов, то на карте изображены две ладошки, если три слога – три ладошки и т. д.)

Наглядный материал для занятий:



Упражнения по формированию слоговой структуры слова проводятся как отдельное занятие. На первых порах важно, чтобы ребенок понял сам принцип работы.

На занятиях необходимо учитывать следующее:

Кроме того, у каждого из детей был индивидуальный бланк появления первых слов, где отмечалась динамика понимания слов и появления их в активном словаре в виде жестов, звукоподражаний и полноценных слов. Анализируя динамику роста словаря, очень удобно планировать следующий этап работы.

Для поддержки таких занятий на форуме была создана общая тема, включающая краткое изложение методики и варианты использования оборудования[2], что позволило более эффективно проводить удаленные консультации по развитию речевых навыков. Кроме того, родители имели возможность на форуме в своей личной теме получать дополнительные рекомендации, касающиеся конкретного ребенка.

Как показала практика, следуя рекомендациям, основанным на данной методике, родители смогли добиться убедительных результатов. Основные сложности, по словам родителей, были вызваны отсутствием необходимого оборудования для занятий.

Использование описанного выше стандартизированного набора на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи детей с синдромом Дауна разного возраста показало свою высокую эффективность и подтвердило необходимость его тиражирования и распространения.

Литература

  1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2001. 304 с.
  2. Грозная Н. С. Программа развития речи и ее теоретическое обоснование // Синдром Дауна. XXI век. 2009. №3. С. 28—36.
  3. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам. М : Просвещение, 2008. 111 с.
  4. Леонгард Э. И. Всегда вместе : прогр.-метод. пособие для родителей детей с патологией слуха. Ч. 1. М. : Полиграф сервис, 2002. 80 с.
  5. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи // Синдром Дауна. XXI век. 2008. № 1. С. 12—19.
  6. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. М. : Просвещение, 2003. 204 с.

Уважаемые читатели!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.