Обучение моторного навыка с дцп

Каждый родитель ребенка с ДЦП стремится сделать все возможное, чтобы улучшить его двигательные навыки. Книга Зиглинды Мартин подробно описывает, как улучшать навыки крупной моторики у детей с разной степенью поражения мышц и суставов. Читатели узнают об этапах развития моторики у детей с церебральным параличом, о том, как последовательно помогать детям осваивать все более сложные навыки, такие как сидеть, ползти, вставать на четвереньки, стоять и ходить. Автор предлагает упражнения на растяжку, укрепление мышц, освоение разных положений тела, которые могут быть адаптированы к конкретному ребенку и принести со временем пользу, удовольствие и ощутимый результат. В конце книге приведена информация о медицинских препаратах и процедурах, которые могут быть назначены ребенку с ДЦП для улучшения его состояния.

Издание адресовано родителям детей с ДЦП, физиотерапевтам и другим специалистам, задействованным в помощи детям с церебральным параличом.

Предисловие к русскому изданию 1

Предисловие и благодарности 1

Глава 1. Задержка развития и церебральный паралич 3

Глава 2. Развитие крупной моторики 4

Глава 3. Препятствия к моторному развитию 8

Глава 4. Как помочь вашему ребенку овладеть моторными навыками 10

Глава 5. Гибкие мышцы и суставы 15

Глава 6. Держим голову 20

Глава 7. Счастливый ребенок в положении лежа на спине 23

Глава 8. Лежим на животе 25

Глава 9. Уберегаемся от падений 28

Глава 10. Сидим красиво 31

Глава 11. Поднимаемся и ползем 38

Глава 12. Упражнения на ноги и умение вставать с поддержкой ног 41

Глава 13. Равновесие 46

Глава 14. Встаем без поддержки рук и идем 51

Глава 15. Еще кое-что важное о ходьбе 58

Глава 16. Силовые упражнения и веселые занятия 64

Глава 17. Дополнительная помощь детям с ДЦП 66

Библиографический список 70

Зиглинда Мартин
Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов

Предисловие к русскому изданию

Вы держите в руках уникальное издание, посвященное обучению моторным навыкам детей с ДЦП. Детский церебральный паралич – заболевание, в основе которого находится патология движения, и, следовательно, становление всех двигательных навыков происходит у детей с ДЦП не так, как у здоровых. "Паралич" в переводе с медицинского языка – это мышечная слабость, поэтому очень важно понимать, что укрепить мышцы возможно преимущественно за счет упражнений или кинезиотерапии. Повышая мышечную силу в результате ежедневных занятий, ребенок приобретает качественно новое состояние – моторный навык (удерживание головы, перевороты, ползание, ходьба). Слабым звеном в реабилитации детей с ДЦП является их низкая мотивация к выполнению упражнений, так как заболевание врожденное и мозг "не помнит" себя здоровым. Как следствие, обучение моторным навыкам и самообслуживанию детей с ДЦП становится сложной, но в то же время совершенно необходимой задачей, в решении которой определяющая роль принадлежит их родителям.

Работая с книгой, вы заметите, что каждое упражнение или рекомендация сопровождаются советом автора обсудить те или иные вопросы с физиотерапевтом. Следует отметить, что понятие о специальности "физиотерапевт" в России и странах Европы принципиально разное.

В России это врач-специалист по лечению различных заболеваний с помощью методов физиотерапии – раздела медицины, посвященного лечебным воздействиям физических факторов (таких, как тепло, холод, электрический ток, магнитные поля, ультразвук, лазер и проч.). В Европе физиотерапевт – это специалист, который обучает пациентов приобретать или восстанавливать двигательные навыки с помощью кинезиотерапии (лечение движением), массажа, адаптирует и приспосабливает к возможностям ребенка вспомогательные технические средства реабилитации и ортезы. По сути, физиотерапевт в европейском понимании выполняет те же функции, что и кинезиотерапевт в отечественном понимании. Поскольку настоящее издание является переводом трудов европейского автора, то в издании на русском языке используется, как и в оригинальном издании, термин "физиотерапевт".

Для большинства родителей возможность заниматься с кинезиотерапевтом ежедневно, а в идеале и несколько раз в день, не представляется осуществимой. Да, по сути, это и не нужно. Обладая определенными знаниями и навыками, родитель сам становится для своего ребенка кинезиотерапевтом.

Кинезиотерапевт – относительно новое понятие в российской медицине, которое в переводе с английского языка означает "специалист, который лечит движением с помощью различных методов адаптивной физической культуры". Основная задача кинезиотерапевта заключается в обучении родителей необходимому комплексу упражнений для их ребенка с учетом текущего периода и тех физических возможностей, которыми он (ребенок) обладает. Специалист направляет родителей, корректирует и контролирует в динамике работу с ребенком в семье. Только в такой команде – родитель плюс специалист – можно добиться хороших успехов.

Книга настолько практически выверена, продумана и структурирована, что ее можно считать не только учебником для родителей и специалистов в лучшем смысле этого слова (здесь приведены все важные понятия; объяснены особенности становления двигательных функций; даны упражнения; возможные препятствия к достижению цели описаны детально, грамотно и понятно), но и как книга с реальными историями из жизни семей, воспитывающих детей с ДЦП, рассказанными вдумчивым физиотерапевтом, сопровождающим детей на всех этапах становления двигательных навыков и интеграции их в повседневную жизнь. Хочется подчеркнуть доступность изложения для родителей даже самой сложной медицинской информации. В ней подробно описано все самое необходимое для домашней реабилитации детей, и, что немаловажно, рекомендации посильны каждому родителю. Настоящее издание может быть рекомендовано как настольная книга каждой семье, где растет ребенок с ДЦП.

Хочется отметить, что с момента написания книги до русскоязычного перевода прошло уже около десяти лет. В настоящее время появились современные технические средства реабилитации, ортезирование перешло на более высокий, качественный уровень, шире применяются препараты ботулотоксина для лечения не только спастических, но и гиперкинетических форм ДЦП. При этом принципы динамического и непрерывного наблюдения и лечения кинезиотерапией остаются единственно правильными и неизменными в воспитании детей с ДЦП. И этот подход вы обнаружите в настоящем издании.

Мы надеемся, что книга окажет позитивное влияние на родителей, добавит им сил, уверенности и, самое главное, знаний в нелегком труде улучшения качества жизни детей с ДЦП.

Елена Витальевна Аронскинд, доктор медицинских наук, врач высшей категории, невролог-неонатолог-педиатр, основатель и руководитель реабилитационного центра "Здоровое детство" (г. Екатеринбург)

Екатерина Александровна Морошек, врач-невролог, ботулинотерапевт, кинезиотерапевт

Предисловие и благодарности

"Как жаль, что нет такой книги, в которой бы объяснялось родителям, что и зачем мы делаем", – посетовала я как-то раз. "Так напиши такую книгу", – тут же подала голос Мишель Байарс. "Да-да, напиши", – поддержал ее Майк Джуэлл. "А если соберешься писать еще одну, имей в виду и меня", – добавила Лиза Барнетт. Этот обычный обмен репликами между специалистами состоялся в один из будних дней почти три года назад.

Заниматься одновременно двумя делами – налаживать контакт с ребенком, которого я лечу, и объяснять родителям, почему так важно дома делать то же самое, – всегда было для меня непросто. Даже сейчас, будучи ведущим терапевтом, я испытываю с этим сложности. Простая, практичная, легкая для восприятия книга, посвященная данному вопросу, помогла бы всем: врачам, родителям и, конечно же, детям с ДЦП и подобными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, она была бы также полезна и другим специалистам, работающим с детьми. И я решилась.

Гибкие мышцы и суставы.

Если вашему ребенку поставили диагноз ДЦП, вам, возможно, сказали, что задержка его развития вызвана ущербом, нанесенным нервной системе. Мозг посылал неверные сигналы мышцам, что приводило к их неправильной работе. Суставы и кости вашего ребенка были изначально такие же, как у обычных детей. Хоть это и соответствует действительности, по мере взросления у детей с ДЦП могут развиться проблемы с суставами и костями, которые могут быть такими же серьезными, как задержка в овладении навыками крупной моторики.

По мере того как кости растут и ребенок двигается, мышцы растягиваются и тоже растут. Таким образом, длина мышц, как правило, соответствует длине костей.

Давайте используем в качестве примера рост бицепса. Бицепс – это мышца плеча, которая бугрится при сгибании локтя. Один конец бицепса крепится к плечу и верхней части руки (плечевой кости), другой – к кости предплечья (лучевой кости). Когда локоть выпрямлен, бицепс растянут. По мере роста костей руки бицепс все сильнее растягивается каждый раз, когда локоть выпрямлен. Это растягивание вызывает рост бицепса. Однако когда растут кости руки у ребенка с ДЦП, рост бицепса может не соответствовать росту костей. Это происходит, если ребенок не может полностью выпрямить локоть из-за спастичности мышц, которые его сгибают, либо из-за нехватки силы и контроля над мышцами, выпрямляющими локоть, либо вследствие патологических рефлексов – а может, имеет место комбинация этих трех факторов. Таким образом, бицепс не дорастает до полного размера.

Когда сустав не распрямляется в течение недель или месяцев, страдает окружающая его волокнистая фиброзная ткань (связка). Некоторые связки становятся короче, некоторые длиннее. Эти изменения ограничивают подвижность сустава. Теперь слишком короткими оказываются не только мышцы, но и связки, что препятствует максимальной подвижности сустава. Такое состояние называется контрактурой сустава. Контрактура сустава со временем приведет к изменению в костях, и тогда ее невозможно будет устранить – растягивание на этом этапе ни к чему не приведет.

Одна из главных задач реабилитолога не допустить чтобы мышцы ребенка стали слишком короткими. Ежедневное растягивание поможет вам достичь нужной длины мышц. Растягивание легко осуществимо, пока ребенок маленький. Суставы и связки у него мягкие, а мышцы гибкие. Большинство малышей любят, когда к ним прикасаются. Обычно они получают удовольствие от двигательных упражнений и ничего не имеют против растягиваний.

Проблема заключается в том, что вам нужно делать упражнения на растягивание каждый день. Пока ваш ребенок еще совсем мал, вы и так много времени уделяете кормлению, переодеванию и гигиеническим процедурам, так что вам легко будет включить в ежедневное расписание немного времени на то, чтобы распрямить его суставы. Однако совсем другое дело – продолжать ежедневные упражнения на растягивание с ребенком постарше, более независимым, а зачастую и несговорчивым. Очень важно, чтобы длинна мышц соответствовала длинне костей с которыми они объединены.

В выполнении упражнений на растягивание очень важна техника. Сустав нужно хорошо стабилизировать. К тому же, если упражнение включает в себя выпрямление или сгибание, нельзя включать в движение никаких поворотов и перекручивания.

Вот общие рекомендации для растягивания детей с ДЦП:

Двигайтесь медленно. Если вы растягиваете спастическую мышцу медленно, сопротивляемость будет сохраняться на одном уровне, пока мышца не растянется на полную длину. Если же вы будете это делать быстро, сопротивляемость возрастет и остановит движение, прежде чем мышца полностью растянется.

Разместите ребенка в правильном положении Растягивание очень легко осуществляется, когда ребенок лежит на спине. Однако в этом положении вероятнее всего у него возникнут патологические рефлексы. Вам нужно предпринять меры, чтобы минимизировать эти рефлексы, либо же использовать другое положение.

Говорите с ребенком. Поддерживайте беседу все время, пока производите растягивание. Разговор связывает вас и настраивает на одну волну с ребенком. Если ребенок любит музыку, спойте ему песню. Звук вашего голоса успокоит его и расслабит, а разговор – отвлечет. Чем более ваш ребенок расслаблен, тем эффективнее будет растягивание. Вам нужно создать спокойную обстановку. Помните – спастичность увеличивается в состоянии взбудораженности, дискомфорта, любых эмоциональных переживаний. Вы ничего не достигнете, если ребенок будет бороться и отталкивать вас.

Определите, когда следует остановиться и удержать мышцу в растянутом состоянии. Когда вы растягиваете ребенка, важно наблюдать за его лицом и отслеживать признаки дискомфорта. Если это происходит, немедленно прекратите растягивание и уменьшите нажим. У маленьких детей суставы и связки мягкие, а мышцы слабые. Если ребенок расслаблен, а мышечный тонус у него снижен, очень легко переусердствовать с растягиванием. Это может нанести серьезный ущерб его мышцам и суставам.

Не растягивайте мышцу слишком сильно. После нескольких недель регулярных занятий наступит время, когда, например, мышцы задней поверхности бедра достигнут нормальной длины и продемонстрируют хорошую гибкость. На этом этапе вам следует поднимать ноги ребенка на максимальную амплитуду, не пытаясь растягивать их дальше. Нормальная гибкость – это хорошо, тогда как к чрезмерной гибкости стремиться не нужно. Поддержание нормальной гибкости по мере роста вашего ребенка – вот основная цель регулярных упражнений на растягивание.

Итак перейдем к упражнениям на растягивание.

Растягивание рук

Растягивание рук в положении лежа на спине

Ваш ребенок лежит на спине. Вы стоите на коленях лицом к нему. Положите указательный палец своей левой руки в его левую ладонь, ваш большой палец окажется с тыльной стороны ладони. Остальными пальцами обхватите кисть его руки. Правой рукой возьмитесь за левое плечо и верхнюю часть руки ребенка и совершайте мягкие движения, направляя руку ребенка через грудь к правому плечу на максимальное расстояние, пока рука легко двигается. Затем:

  1. Мягко продвигайте левую руку на расстояние, пока локоть не распрямится. Локоть не должен подниматься от поверхности тела. Удерживайте растяжку 30 секунд, разговаривая в это время с ребенком (рис. 5.1 ).

2. Потяните прямую руку вперед (рис. 5.2 ) и вверх на расстояние пока рука не коснется пола у головы ребенка (рис. 5.3 ). Удерживайте растяжку 30 секунд, разговаривая в это время с ребенком.

3. Потяните прямую руку вперед, а затем в сторону на расстояние пока рука не коснется пола (рис. 5.4 ). Удерживайте растяжку 30 секунд, разговаривая в это время с ребенком.

4. Потяните прямую руку вперед, а затем под косым углом по диагонали через тело ребенка, пока ладонь руки не коснется правого бедра (рис. 5.5 ). Удерживайте растяжку 30 секунд, разговаривая в это время с ребенком.

5. Потяните руку наискосок вверх и в сторону, пока рука не коснется пола тыльной стороной ладони (рис. 5.6 ). Удерживайте растяжку 30 секунд, разговаривая в это время с ребенком.

6. Выполните те же действия с правой рукой ребенка.

ВНИМАНИЕ : все движения рук начинаются у плечевого сустава. Ваша рука, удерживающая верхнюю часть руки ребенка, начинает движение. Другая ваша рука, поддерживающая нижнюю часть руки ребенка, следует за движением. Не тяните при этом ребенка за руку.

Ненилина Елена
Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным параличом

Письмо - сложный вид деятельности, для овладения которым у ребенка должны быть сформированы операции:

- фонематического анализа слов;

- перевода фонем в графемы, т. е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения элементов;

- перевода зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи – кинемы.

Выработка автоматических движений затрудняется нарушением мышечного тонуса (спастичностью, ригидностью, атонией, дистонией, ритмичности, силы, точности и скорости движений, а также у этих детей наблюдаются нарушения целостных двигательных актов - апраксии. Недоразвитие стато-кинетических рефлексов, нарушения моторного аппарата глаз препятствуют развитию зрительного восприятия, мешают формированию зрительно-моторной координации, задерживают и искажают развитие пространственно-временной ориентировки.

Таким образом, дети с церебральным параличом испытывают наибольшие трудности в процессе перевода фонем в графемы и кинемы. В процессе письма за каждым двигательным действием закрепляется определенное смысловое значение. Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.

В связи с этим возрастает роль профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ДЦП. Пропедевтическая работа имеем многоплановый характер и направлена на коррекцию и формирование тех психических и мо торных функций, которые в силу заболевания нарушены у детей с церебральным параличом. Прежде всего, это графо - моторные навыки, пространственные представления и зрительно моторная координация.Работа проводится по следующим направлениям:

1. Развитие двигательной активности детей:

- нормализация мышечного тонуса рук;

- совершенствование двигательного праксиса.

2.Развитие функциональных возможностей рук:

- развитие движений рук;

- тренировка изолированных движений рук;

- развитие движений пальцев рук;

- формирование правильного захвата;

- обучение правильному способу удержания карандаша.

3. Развитие пространственных представлений.

ориентировка па листе бумаги.

5. Коррекция графических навыков:

- автоматизация проведения линий различной конфигурации;

- овладение основными элементами букв;

- знакомство с рабочей строкой.

6. Формирование буквенного гнозиса. Клиническая форма и степень тяжести заболевания у детей с церебральным параличом определяют особенности их двигательной сферы, познавательной деятельности, характер затруднений в овладении письмом.

При ДЦП часто отсутствуют или искажаются именно те предпосылки, которые создают условия выполнения ребенком произвольных движений и целенаправленных действий, в том числе письма. Большинство детей находятся на самом низком уровне владения основными приемами графической деятельности. Поэтому необходим первоначальный этап обучения. Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения навыками письма.На этом этапе решаются следующие задачи:

- нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке;

- формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;

- научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологические рефлексы;

- обучать дифференцированному захвату различных предметов;

- формированиеправильного захвата и удержания ручки:

- формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

Специфическим разделом для детей со спастической и атонически-астатической формами ДЦП является нормализация мышечного тонуса.Для этого можно использовать следующие приемы:

1) контрастные ванночки - в воду с заметной разницей в температуре (горячую и холодную) попеременно (на 1-2 минуты) помещают обе руки ребенка, затем тщательно их растирают. Это улучшает кровоснабжение, способствует снятию мышечного тонуса, создает условия для дальнейшей манипуляции рук.

2) Работа с глиной, пластилином,тестом: ребенок должен сначала разминать с напряжением большой кусок пластилина, теста или глины, а затем отщипывать, отрывать отдельные части и раскатывать шарик, колбаску движениями ладоней и каждым пальцем отдельно. Дети могут лепить те элементы и фигуры, которые затем будут учиться писать. Сначала это отдельные прямые, изогнутые и волнистые линии, затем основные элементы печатных и письменных букв. А при изучении буквы - лепка деталей и целой буквы. При этом обязательно проговаривание, называние частей и самой буквы;

3) Использование наждачной бумаги в качестве дополнительного тактильного раздражителя для упроченного закрепления следовых образов. Поэтому первоначально ребенок проводит 3-5 раз все линии и фигуры пальцем по наждачной бумаге сначала совместно с педагогом, потом самостоятельно.

Основными направлениями работы для детей с гиперкинетической формойДЦП выделяют следующие:

- воспитание возможности произвольного торможения гиперкинезов с использованием адекватных компенсаторных приспособлений (короткая нагрузка (5-7 минут) на руки и утяжелители на руку, противоположную ведущей);

- развитие проприоцептивной чувствительности, пространственных и временных ориентировок в движениях;

- обогащение двигательного опыта с опорой на ознакомление ребенка с общей схемой двигательного акта.

Работу по развитию двигательного праксиса проводят последовательно: начинают копирования детьми движений по элементам, затем переходили к воспроизведению двигательных комплексов.

Лечебно-педагогическая работа по развитию манипулятивной функции рук строится в соответствии со следующими принципами:

1. Учет последовательности этапов формирования моторики кисти и пальцев в онтогенезе. Так, например, произвольный захват предмета возможен только после освоения базового навыка - опоры на ладони выпрямленных рук с ра-зогнутым запястьем.

2. Работа планируется совместно с методистом по лечебной физкультуре и начинается с формирования движений в плечевом и локтевом суставах.

3. Вся работа по коррекции движений верхних конечностей проводится под контролем рефлекс-запрещающих позиций. Во время занятий поза ребенка должна быть симметричной и устойчивой, голова не опущена, руки располагаются по средней линии перед собой, хватательные движения не должны вызывать нарушения позы или повышения тонуса в остальных частях тела. При необходимости туловище ребенка фиксируется, чтобы он имел возможность действовать двумя руками, не опираясь на стол.

4. Воспитание каждого движения начинается с пассивного его выполнения с помощью педагога, затем движение выполняется активно, автоматизируется и переносится в повседневную жизнь больного, расширяя возможности само-обслуживания.

5. Предъявляемые задания должны соответствовать возможностям ребенка.

Параллельно с вышеописанными приемами работы было начато обучение детейэлементам самомассажа кистей и пальцев рук: поглаживание, растирание, надавливание тыльной стороны кистей рук, ладоней и пальцев рук.

У детей тренировали жесты: показать, погрозить, подозвать, помахать рукой и т. д. Речь подкрепляет движения, помогает их контролировать, связывает намерение и действие.

Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застегивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.

Характерные для детского церебрального паралича нарушения, связанные с точностью попадания, корригируются на занятиях с соответствующими упражнениями. Например, мелкие предметы - бусины, горох, крупинки, зерна злаков, фасоль, камешки, спички и т. д. - должны быть помещены ребенком в сосуд с узким горлом. Чтобы у старшего дошкольника это занятие не вызывало скуку, можно устроить соревнование. Начинать следует всегда с более простых заданий - бусинки крупнее, горлышко -шире.

Для обучения правильному способу удержанию карандаша,ручки или подбор индивидуального способа удержания ручки необходимо последовательное выполнение серии заданий:

- принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой.Некоторое: время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры;

- вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении;

- брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма;

- расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;

- сгибая и разгибая пальцы, передвигать их по ручке к верхнему и нижнему краю;

- выполнить несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма;

- поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.

Даже после длительного обучения не у всех детей формируется правильный захват карандаша.

Дети с гиперкинетической формой ДЦП нуждаются в дополнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и голова должны быть зафиксированы во время письма, на противоположную руку надет утяжеленный браслет. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми и желательно большего диаметра. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой.

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП имеют определенные особенности. На начальных этапах работы вырабатывается фиксация взора на предметных действиях рук, осуществляется развитие различных действий с предметами для раскрытия связей между предметами и явлениями, проводится вычленение пространственных отношений и их обобщение в речи.

Коррекционная работа последовательно проводилась по следующим направлениям:

2. Задания, предусматривающие развитие связи моторики детей с визуальной оценкой пространства, включающие формирование словесных обозначений. Подобные упражнения предлагаются при подготовке рабочего места к началу занятия с тем, чтобы предметы располагались удобно по отношению к ведущей руке.

3. Упражнения, направленные на формированиеактивных действий по воспроизведению пространственных отношений: расположить предметы в указанном направлении; назвать, где находится предмет по отношению к другим предметам и к нему самому; выполнять движения рукой по кругу, по диагонали, зигзагообразно.

5. Игры,связанные с конструктивной деятельностью: складывание разрезных картинок, выкладывание фигур из палочек.

6. Словесное обозначение пространственных отношений.

После формирования двигательной и психологической базы для усвоения письма мы переходили к основному этапу обучения графическим навыкам.

Основными задачами этого этапа являются:

- обучение формообразующим движениям в воздухе и на плоскости;

- автоматизация навыков проведения прямых линий и линий разной конфигурации;

- овладение основными элементами букв;

- развитие зрительно-моторной координации;

- формирование буквенного гнозиса.

У детей с ДЦП часто не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствуют правильные представления о движении, замедлены зрительное восприятие, ориентировочно-поисковые движения глаз, переключение взора[16].

После этого можно переходить к письму карандашом, потом ручкой от опорной точки сначала в альбомах без разлиновки, затем в разделенных частях листа, позже в тетради. Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения линий, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Последовательность заданий по коррекции графических навыков была построена в соответствии с закономерностями их формирования как двигательного акта. Сначала детейучили проводить прямые линии: вертикальные, горизонтальные и наклонные. При этом на начальных этапах работы левый верхний угол листа маркировался. Когда дети привыкнут начинать графическое движение от левой стороны, маркер убирается.

Проведение прямых горизонтальных линий ставит перед ребенком задачи сохранения параллельного направления линии и совершенствования пространственных ориентировок -необходимо начинать движение руки от левого края листа. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какой-либо путь, также как и вертикальная - продолжение какого-либо рисунка (стебель для цветка, ниточка для шарика и т. д.)

Коррекция точности направления движения осуществляется и в ходе выполнения заданий на проведение наклонных линий, штриховании в заданном направлении и раскрашивании в соответствии с формой фигуры (для круга - круговые движения, для квадрата - прямые линии, для треугольника — наклонные). Задания на 'штриховку требуют соблюдения жестких правил: штриховать в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать равное расстояние между линиями. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, затем эти геометрические фигуры объединяются в схематичное изображение какого-либо предмета (самолет, поезд и т. д.).

Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения детей учат изображать ломаные линии. При этом требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображенной пинии. Следующим этапом будет проведение ломаной по опорным точкам. Начинать надо с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размеру буквы. Это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП. Для них изображение должно быть крупным.

При обучении ведению волнистой линии наиболее эффективным представляется метод рисования по готовому рисунку, сделанному взрослым.

Ознакомление со способом выполнения геометрических фигур начинали, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем левую и правую стороны. Также, соединяя точки, можно построить треугольник и окружность.

Один из методов обучения «рисованию геометрических фигур детей с гиперкинетической формой ДЦП использовалось рисование с помощью трафарета с размером сторон 3-4 см. Сначала ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры несколько раз, затем с карандашом. Потом трафарет закрепляют на листе бумаги, взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Затем ребенок самостоятельно многократно обводит фигуру, убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету[11].

Освоение основных видов линий делает возможным обучение ребенка написанию печатных букв.Для подготовки к усвоению письменных букв потребуются еще ряд дополнительных элементов: пальцем, написание карандашом.

Первоначально работа проводится в альбоме, разлинованном на строчки высотой 20-25 мм. Чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. По мере освоения двигательного навыка постепенно уменьшается величина выписываемых букв и совершается освоение письма по линейке. Дети с гиперкинетической формой ДЦП могут дольше других оставаться на этапе письма в разлинованном альбоме, так как насильственные движения не позволяют писать буквы стандартного размера. Для преодоления макрографии используют трафареты из толстого картона, постепенно приучая ребенка к уменьшению размера изображения. Дети с атонически-астатической формой ДЦП склонны к уменьшению изображений. Для предупреждения микрографии используют шаблоны.

Одно из ответственных направлений в работе - формирование навыков написания элементов школьного письма в тетради.

Проводится серия заданий,направленных на фиксирование строки и работу внутри ее: закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах ее границ; обводка контура рабочей строки; вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях; написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки - по заранее намеченным точкам и самостоятельно; написание буквенных элементов в строке; написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство. На первых этапах работы рабочую строку можно прорисовывать дополнительно и писать в ней карандашом.

На этапе знакомства с буквой проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.Ребенку предлагаются следующие задания: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; конструировать печатные и рукописные буквы из элементов; соединить элементы букв и назвать букву; показать буквы среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; определить различие сходных букв, отличающихся одним элементом (Р-В, 3-В, Ь-В); определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве (Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т). А также игра в лото, где каждый квадрат только часть разрезанной буквы, и реконструирование букв с добавлением элементов (например, сделать из буквы Р букву В, с уменьшением количества элементов. (сделать из буквы ж букву к, с изменением пространственного расположения элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т букву Г)

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей.

Формирование навыков алгоритмики и программирования у детей 4–7 лет Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во.

Формирование навыков через сюжетно-ролевые игры. Получение навыков и анализ эффективности у ребёнка в первой младшей группе “Кукла Маша у нас в гостях”. • закрепить знание детей о чайной посуде (чашка, блюдце, чайная ложка, чайник, заварник, сахарница); • формировать.

Конспект ОД по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Путешествие в сказку. Цель: Развитие графомоторных навыков через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.