Оценка двигательных нарушений при дцп








480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Куренков Алексей Львович. Оценка двигательных нарушений при детском церебральном параличе и других болезнях нервной системы детей : диссертация . доктора медицинских наук : 14.00.09 / Куренков Алексей Львович; [Место защиты: ГУ "Научный центр здоровья детей РАМН"].- Москва, 2005.- 215 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Последние годы характеризуются

ростом представленности двигательных нарушений в общей структуре поражений нервной системы в детском возрасте. Одной из наиболее частых причин тяжелого поражения двигательной системы у детей является детский церебральный паралич (ДЦП) [Семенова, 1999; Miller, 1998; Lin, 2003]. Несмотря на большое число работ, посвященных клиническим, психологическим, биохимическим, морфологическим, нейрофизиологическим и биомеханическим аспектам патогенеза этого заболевания [Брин, 1996; Соколов, 2000; Левченкова, 2001, Синельникова, 2001; Яворский, 2002; Дунайкин, 2003], вопросы точной оценки двигательных возможностей детей с ДЦП и их динамики на фоне лечения остаются наиболее актуальными, поскольку нарушения движения не только определяют клиническую картину, но и значительно влияют на все сферы развития ребенка.

Распространенность двигательных нарушений и степень их тяжести зависят от формы ДЦП [Семенова, 1990, 1999; Murphy, Such-Neibar, 2003]. При спастических формах ДЦП уже к 2-3 годам жизни формируется стойкий патологический двигательный стереотип, а к 7-Ю годам — деформации суставов. Наиболее частыми суставными проявлениями являются эквинусные деформации. Несмотря на интенсивное консервативное лечение, нередко приходится прибегать к ортопедо-хирургической коррекции [Журавлев, Перхурова, 1996; Журавлев, 1999; Bleck, 1987; Doderlein, 2004]. Однако динамическое наблюдение за этими больными показывает, что у части оперированных детей возникают рецидивы эквино-варуса и даже происходит формирование еще более тяжелых деформаций. В этой ситуации возникает вопрос, насколько усугубление деформаций стоп определяется тяжестью спастичности и нарушением межмышечных взаимодействий определенных групп мышц или в патогенез формирования стопных деформаций включаются другие механизмы? В литературе имеются лишь отдельные указания на возможность сочетания центральных

надсегментарных влияний - поражения верхних мотонейронов (нейронов двигательной коры или их аксонов) и периферических сегментарных влияний - поражение нижних мотонейронов (нейронов передних рогов спинного мозга) нарушений при ДЦП [Польской, 1975; Доценко, Семенова, 1990; Козявкш, 1996; Семенова, Антонова, 1998]. Поэтому крайне актуальной является оценка двигательных нарушений у больных с поздней резидуальной стадией ДЦП для выявления степени вовлечения в патологический процесс периферического нейромоторного аппарата и роли этих изменений для прогноза течения заболевания, а также определения правильной тактики лечебного процесса.

В последнее время отмечено увеличение числа случаев рассеянного склероза (PC) в детском возрасте. Установление диагноза PC ребенку связано с определенными трудностями, так как в ряде случаев дебют и дальнейшая эволюция заболевания часто нетипичны по сравнению со взрослыми больными [Быкова, 2002; Selcen et al, 1996]. Внедрение в повседневную неврологическую практику нейровизуализационных методов (МРТ) существенно улучшило диагностику этого заболевания. При этом работ посвященных оценке функционального состояния кортико-спинального тракта у детей с PC практически нет [Dan et al, 2000]. При рассмотрении PC у детей остается невыясненным вопрос существуют ли возрастные особенности демиелинизации.

Кроме перечисленных состояний процесс демиелинизации играет ключевую роль также при полиневропатиях. Отдельную группу составляют наследственные моторно-сенсорные невропатии (НМСН). НМСН I типа обусловлены демиелинизацией периферических нервов [Мальмберг, 2000; Иллариошкин и соавт., 2002; Ouvrier et al, 1999]. Однако до сих пор нет единого мнения о том, только ли изменения в периферических нервах обусловливают клиническую картину заболевания или свой вклад вносят демиелинизирующие нарушения проведения по кортико-спинальному тракту [Cruz Martinez, Tejada, 1999; Greenberg, 2002].

Для тестирования нейромоторной системы у больных с двигательными нарушениями традиционно используется набор электронейро-миографических методов (ЭНМГ), позволяющий детально оценить периферический отдел нервной системы. Анализ Н-рефлекса, F-волны и интерференционной электромиограммы (ЭМГ) дает лишь косвенную информацию о состоянии надсегментарных образований моторного пути.

Методический прогресс оценки функционального состояния центральной и периферической нервной системы привел к внедрению в клиническую практику новых методов, существенно расширяющих представления о патогенетических механизмах заболеваний. К таким бурно развивающимся в последние годы методам относится транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) [Rothwell et al, 1999; Pascual-Leone et al, 2002; Attarian et al, 2005].

Использование ТМС позволяет в клинических условиях неинвазивно:

Рассчитать время проведение импульса на центральном отрезке двигательного пути от коркового мотонейрона до сегментарного а-мотонейрона спинного мозга;

У детей методика позволяет оценить степень и качество постнатальной миелинизации кортико-спинального пути на всех уровнях;

Рассчитать время проведения по трудно доступным участкам периферической нервной системы - глубоко лежащим нервам и двигательным корешкам;

Оценить функциональное состояние внутри- и межполушарных корково-корковых связей;

Тестировать возбудимость корковых мотонейронов;

Выявить и оценить значимость пластических изменений в ЦНС при построении карты кортикотопического представительства разных мышц и регистрации ипсилатерального вызванного моторного ответа (ВМО).

Использование нового метода исследования длиннолатентных рефлексов (которые являются транскортикальными) открывает возможности изучения афферентно-эфферентных взаимодействий в подкорковых и корковых структурах [Deuschl, Eisen, 1999].

Таким образом, обсуждаемые методические подходы позволяют неинвазивно исследовать как центральные, так и периферические звенья нейромоторного аппарата, а также оценивать их взаимодействие с афферентным звеном.

Цель исследования: изучить общие и частные механизмы развития двигательных нарушений у детей с разными неврологическими заболеваниями, характеризующимися сходными изменениями моторных функций, для оптимизации диагностического процесса и уточнения особенностей патофизиологических механизмов двигательных расстройств.

Задачи исследования:

Изучить количественные параметры проведения возбуждения по кортико-сгагаальному тракту у детей со спастическими формами ДЦП, рассеянным склерозом и наследственной моторно-сенсорной невропатией I типа.

Исследовать возбудимость нейронов двигательной коры и механизмы торможения в ЦНС у детей с ДЦП, рассеянным склерозом и наследственной мотосенсорной невропатией I типа.

Изучить особенности функционального состояния периферического нервно-мышечного аппарата у детей с ДЦП, рассеянным склерозом и наследственной мотосенсорной невропатией I типа.

Провести анализ афферентно-эфферентных связей у больных ДЦП по данным анализа длиннолатентных рефлексов для выявления особенностей сенсомоторной интеграции в коре головного мозга.

Изучить реакцию функционального состояния моторной системы на разные виды лечебного воздействия у больных ДЦП и выявить основные закономерности динамики нейрофизиологических показателей.

На основании клинико-нейрофизиологических сопоставлений рассмотреть особенности основных патофизиологических механизмов формирования моторного дефицита при разных типах двигательных нарушений у детей.

Разработать алгоритм нейрофизиологического тестирования для улучшения дифференциальной диагностики детей с разными типами двигательных нарушений.

Научная новизна: Комплексный клинико-нейрофизиологический
подход к исследованию здоровых и больных детей позволяет оценить
функциональное состояние кортико-спинального тракта и формирование
тормозных механизмов ЦНС в разные возрастные периоды. Сопоставление
данных ТМС с результатами ЭНМГ исследования дает новую информацию о
состоянии периферических и центральных структур моторной и сенсорной
систем у детей с патологией нервной системы. Предложенный комплексной
подход оценки динамики неврологических симптомов у больных
получающих медикаментозное и реабилитационное лечение позволяет
судить об эффективности использованных методов воздействия. Результаты
клинико-нейрофизиологических сопоставлений позволяют детально
представить схему афферентно-эфферентных взаимодействий на всех
исследованных уровнях и подойти к пониманию патофизиологических
механизмов двигательных расстройств и их компенсации у детей с
патологией нервной системы. Оценка информативности полученных
результатов позволяет предложить алгоритм клинико-

нейрофизиологического обследования детей, страдающих неврологическими заболеваниями, проявляющимися моторными нарушениями.

Практическая значимость результатов работы. В работе показаны возможности комбинированного использования ТМС и методов ЭНМГ для диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний нервной системы со сходными клиническим проявлениями (ДЦП, рассеянный склероз и наследственная моторно-сенсорная невропатия), а также значение

Внедрение полученных результатов в практику. Разработанные рекомендации нейрофизиологического тестирования для улучшения дифференциальной диагностики при разных типах поражения нервной системы у детей с использованием ТМС и ЭНМГ методов внедрены в отделении восстановительного лечения детей с церебральными параличами ГУ Научный центр здоровья детей РАМН; в детской клинической психоневрологической больнице № 18 г. Москвы; в детской больнице № 38 г. Москвы; в детском больнично-поликлиническом объединении г. Пятигорска.

По материалам диссертации опубликовано 43 работы в отечественной и зарубежной печати, в том числе, одна монография и одна глава в монографии.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, обсуждения результатов исследования, выводов, практических рекомендаций, приложения и библиографического списка, включающего 319 наименования. Работа изложена на 222 страницах машинописи, содержит 41 таблицу и 26 рисунков.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Нина Александровна, Беркутова Ирина Юрьевна, Шарова Татьяна Леонидовна, Буканова Галина Викторовна, Зеленова Наталья Ивановна

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Нина Александровна, Беркутова Ирина Юрьевна, Шарова Татьяна Леонидовна, Буканова Галина Викторовна, Зеленова Наталья Ивановна

Motor abilities rating for children with cerebral palsy while doing exercises from different starting positions

Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with “Gross’ Trainer”, which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in “Gross’ Trainer”, and with the active application of other trainers.

им. ВП Астафьева. - 2007. - № 1. - C. 68-74.

5. Экспериментальные исследования эффективности подготовки единоборцев Иркутской области к чемпионату и первенству Сибирского федерального округа по кикбоксингу / А.А. Гришин, А.В. Коляда, В.Ю. Лебединский, А.И. Завьялов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 28-33.

6. Baevskiy, R.M. Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine / R.M. Baevskii // Human Physiology. - 2002. - No. 28 (2). - P. 70-82.

8. Parrado, E. Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest / E. Parrado, M.A. Garcia, J. Ramos // International journal of sports medicine. - 2010. - No. 31. - P. 336341.

1. Bleer A.N. (2014), "Ways of development the theory and practice of sports", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 2, No. 2 (27), pp. 37-40.

2. Grishin A.A., Kolyada A.V., Lebedinsky V.Yu. and Zavyalov, A.I. (2015), "Experimental studies of the effectiveness of training the martial artists of Irkutsk region to kickboxing championship of Siberian federal district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 28-33.

3. Zavyalov, A.I.(2014) "Classification changes of electrocardiogram in healthy humans at rest and during exercise", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 4 , pp. 147152.

4. Kleshchev, V.N. (2006), Kickboxing: textbook for high schools, Academic project, Moscow.

5. Sivohov, V. L. and Sivohova, E.L (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sports", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 68-74.

6. Baevskii, R.M (2002), "Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine", Human Physiology, vol. 28(2): pp. 70-82.

8. Parrado, E. Garcia M.A. and Ramos J.(2010), "Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest", International journal of sports medicine, No. 31, pp. 336-341.

Контактная информация: GrishinAA@rosneft.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2016

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ РАЗНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Нина Александровна Гросс, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом, Ирина Юрьевна Беркутова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Татьяна Леонидовна Шарова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Галина Викторовна Буканова, научный сотрудник, Наталья Ивановна Зеленова, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральный научный центр (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва

MOTOR ABILITIES RATING FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY WHILE DOING EXERCISES FROM DIFFERENT STARTING POSITIONS

Nina Aleksandrovna Gross, the candidate ofpedagogical sciences, professor, head of Department, Irina Yurievna Berkutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, Tatyana Leonidovna Sharova, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Galina Viktorovna Bukanova, the researcher, Natalia Ivanovna Zelenova, the researcher, Federal Science Center for Physical Culture and Sport, Moscow

Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with "Gross' Trainer", which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in "Gross' Trainer", and with the active application of other trainers.

Keywords: motor capabilities, children with severe spastic diplegia (Cerebral Palsy), rehabilitation, physical exercises, exercise testing, verticalization, "Gross' Trainer".

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это особое состояние организма, требующее постоянных реабилитационных мероприятий для поддержания и развития двигательной активности человека. Фундамент психофизического развития каждого ребенка, как больного, так и здорового, закладывается в первые годы жизни, и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Нормальное развитие ребенка определяется не только наследственными факторами, но и двигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном периоде. Если ребенок с детства малоподвижен, если он с первого года жизни не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, то их отсутствие сопровождается негативными изменениями в организме в целом, что снижает уровень его адаптации к окружающей среде и приводит к значительному отставанию в физическом и социальном развитии.

Естественные локомоции (ходьба, бег, лазание, прыжки, игры и т.д.) формируются у детей до 2-5 лет и обусловлены не только развитием опорно-двигательного аппарата (ОДА) и центральной нервной системы (ЦНС), но и естественной физической нагрузкой. Вот почему систематические занятия, особенно в первый год жизни, имеют большое значение для ребенка с ограниченными возможностями [1].

Структура ходьбы и все движения в пространстве включают в себя скоординированное функционирование зрительного и вестибулярного анализаторов, а также пропри-

оцептивной системы, что позволяет регулировать скелетную мускулатуру и создает для ребенка возможность поддержать динамическое равновесие при сидении, вставании, поворотах. Дисфункция хотя бы одной группы мышц приводит к нарушению схемы движений, особенно при необходимости сохранять вертикальное положение [2].

Если в ранний период развития ребенка у него отсутствует или ограничена возможность совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, то это мешает максимальной реализации его правильного развития. Так как костно-мышечная система у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП также должно формироваться при нахождении его в вертикальном положении. Это в равной мере относится ко всем детям, независимо от формы и степени ДЦП [3].

Для оценки двигательных функций детей с ДЦП в настоящее время существуют различные шкалы оценок. Шкала оценки больших моторных функций GMFCS, разработанная в Канаде и используемая во всем мире, программа MOVE, разработанная в США и другие. Объективное тестирование ребенка с ДЦП, особенно тяжелой степени, - сложная, но необходимая задача, которая поможет специалистам, работающим с детьми-инвалидами, четко понимать особенности их двигательной деятельности, разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и вносить в них своевременные коррекции.

Целью исследования явилось изучение двигательных возможностей детей со спастической диплегией тяжелой степени (ДЦП) при выполнении упражнений из различных исходных положений.

В работе использовалась бальная система оценок. Отсутствие навыка оценивалось в 0 баллов, выполнение с помощью взрослого - 1 балл, самостоятельное выполнение - 2 балла. Максимальное количество баллов в каждом блоке рассчитывалось путем умножения количества упражнений на 2 - максимальную оценку самостоятельно выполненного упражнения. Тестирование проводилось в комфортной обстановке во время проведения занятия на положительном эмоциональном фоне за 1-2 посещения в зависимости от двигательных, психологических и функциональных возможностей детей. В эксперименте

принимали участие 50 детей дошкольного возраста (25 девочек и 25 мальчиков) со спастической диплегией тяжелой степени. Уровень двигательной активности составлял 4-5 по шкале оценки больших моторных функций GMFCS. По результатам опроса родителей до начала регулярных занятий большую часть времени дети проводили дома в положении лежа или полусидя, занятий физическими упражнениями в домашних условиях, как правило, не проводилось.

Контроль функционального состояния детей при проведении занятий осуществлялся путем измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в начале и в конце занятия. Особенностью методики являлось приоритетное использование физических упражнений как формы двигательной деятельности, которая позволила наилучшим образом сформировать у ребенка жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и активизировать его умственные способности. В работе руководствовались следующими принципами:

1. Противопоказаний для движения нет. Двигаться можно и нужно любому ребенку. Задача специалиста - подобрать нагрузку и упражнения в зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов.

2. Контроль функционального состояния ребенка посредством измерения ЧСС и АД до и после занятия.

3. Своевременная активная вертикализация каждого ребенка. Выполнение упражнений из разных исходных положений ВСЕМИ детьми.

4. Положительный эмоциональный фон на занятии. Если ребенок занимается с удовольствием, то и результат обязательно будет.

5. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика результатов тестирования (баллы, средние значения) двигательных

возможностей детей при выполнении упражнений из разных исходных положений

№ Показатели Лежа на животе, 10 упражн. Лежа на спине, 19 упражн. Сидя на полу, 5 упражн. Сидя на стуле, 4 упражн. Передвижение на полу, 4 упражн. Стоя, 6 упражн. Ходьба, бег, 9 упражн.

Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим.

балл 20 балл 38 балл 10 балл 8 балл 8 балл 12 балл 18

Тестирование 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1 Общая группировка 14.0 15.7 23.0 27.7 5.3 6.6 4.6 5.9 2.8 4.1 2.4 4.8 3.4 6.2

2 % от макс. балла 70.0 78.5 60.5 72.8 53.0 66.0 57.5 73.8 35.0 51.3 20.0 40.0 18.9 34.4

3 Увеличение, % 8.5 12.3 13.0 16.3 16.3 20.0 15.5

4 Девочки 12.6 15.0 21.5 27.7 5.0 6.4 4.5 5.8 2.8 4.0 2.6 4.7 3.2 5.6

5 % от макс. балла 63 75 56.6 72,9 50 64 56.3 72,5 35,0 50.0 21.7 39.2 17,8 31.1

6 Увеличение, % 12 16,3 14 16,2 15 17,5 13,3

7 Мальчики 15.4 16.4 24.5 27.6 5.4 6.7 4.7 6.0 2.9 4.1 2.2 4.9 3.6 6.7

8 % от макс. балла 77.0 82.0 64.5 72,6 54.0 67.0 58.8 75.0 36.3 51.3 18.3 40.8 20.0 37.2

9 Увеличение, % 5.0 8.1 13.0 16.2 15.0 22.5 17.2

Результаты второго тестирования показали, что после регулярных занятий физическими упражнениями у всех детей произошли значительные положительные изменения. Дети овладели не только большим количеством движений, но, что особенно важно, прирост произошел при выполнении упражнений в положении сидя и стоя. Самая большая величина (20%) прироста отмечена в упражнениях, выполняемых стоя, затем следуют упражнения, выполняемые сидя на стуле и в передвижении на полу (по 16,3%), далее -упражнения в ходьбе (15,5%). Меньшие величины прироста отмечены в остальных трех блоках упражнений - от 8,5 до 13,0%.

При сравнении результатов обследования в группах девочек и мальчиков видно, что в исходном состоянии средние абсолютные и относительные величины показателей у мальчиков, за исключением упражнений, выполняемых стоя, были несколько выше, чем у девочек, и превосходили средние значения общей группировки данных. Это свидетельствовало о том, что двигательная активность мальчиков на момент начала занятий по совокупности всех упражнений была несколько выше. Девочки в исходном состоянии превосходили мальчиков только в упражнениях, выполняемых стоя. Их средние абсолютные и относительные значения в оценках были также выше общегрупповых.

Рисунок 1. Динамика двигательных возможностей

Таким образом, положительная динамика, отмеченная у 100% детей после регулярных занятий, характеризовалась как ростом средних значений набранных баллов, так и их относительных значений. Все это выразилось в увеличении объема движений, расширении двигательных возможностей, повышении общего уровня двигательной активности, улучшении координации движений. Кроме этого, значительно улучшились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подтверждением чему служили данные частоты сердечных сокращений и артериального давления, определявшиеся до и после занятия. Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам, лучшая их переносимость, наблюдались не только по показателям ЧСС и АД, но и по результатам педагогических наблюдений за эмоциональным состоянием ребенка, по которому можно было судить о снижении степени утомления на физическую нагрузку к концу полугодового периода. Как следствие проведенных занятий, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, что позволяло не делать перерывов в занятиях. У троих детей купировались эпиприступы, которые ранее не поддавались медикаментозной коррекции. Одним из главных достижений можно считать повышение интереса детей к занятиям и возросшее желание двигаться. Родители подтвердили появление новых двигательных навыков у детей и улучшение их физической активности.

Факт увеличения двигательных возможностей детей после занятий физическими упражнениями повышенной активности свидетельствует о наличии у них больших потенциальных возможностей, которые необходимо использовать для обучения их жизненно важным двигательным навыкам, пока они поддаются развитию.

3. Показана целесообразность тестирования двигательных возможностей детей при проведении реабилитационных занятий с расширенным использованием физических упражнений для контроля их эффективности.

1. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, ЕМ. Mастюкова, M.E. Смуглин - M. : Mедицина, 1972. - 328 с.

2. Штеренгерц, А. Е. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей и подростков / А.Е. Штеренгерц. - Киев : Mедицина, 1972. - 112 с.

3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / нод общ. ред. Н.А. Гросс. - M. : Советский снорт, 2QQ5. - 224 c.

1. Semenova K.A. Mastyukova, E.M. and Smuglin, M.Ya. (1972), Diseases and rehabilitation therapy of children cerebral palsy, Medicine, Moscow.

2. Shterengerts, A.E. (1972), Exercising at paralytic disorders for children and adolescents, Medicine, Kiev.

3. Ed. Gross, N.A. (2QQ5), Modern method ofphysical rehabilitation of children with locomotor apparatus functions disorders, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: niinagross@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2016

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Гундэгмаа Лхагвасурэн, кандидат биологических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия, Монгольский национальный институт физической культуры,

В данной статье представлены результаты исследования юных спортсменов, которые показывают влияние социально-экономических условий жизни на показатели физической подготовки юных спортсменов Mонголии. Юные спортсмены обоего нола, проживающие в общежитиях, превосходят ровесников других изучаемых групп в отношении показателей гибкости. Дети, проживающие в юртах, по развитию показателей физической подготовки уступают ровесникам, проживающим в общежитиях и квартирах. В целом благоустроенные условия жизни оказывают положи-

Для этого общепринято использовать Международную шкалу классификации моторных функций пациента GMFCS
(Global Motor Function Classification System).

GMFCS – международная система классификации моторных функций пациентов с ДЦП старше двух лет13, которая оценивает общую функциональную активность пациента в привычной для него среде и степень ее ограничения. Принципиально важно, что оценивается именно повседневный уровень активности, а не максимально возможный, демонстрируемый только во время исследования.

Шкалу GMFCS в 1997 году предложили канадские ученые из Центра исследований детской инвалидности Университета МакМастер Р. Палисано, П. Розенбаум и другие на основе данных проведенного масштабного лонгитюдного исследования развития моторных навыков детей с церебральным параличом. Эта шкала, пересмотренная и дополненная в 2007 году, используется в настоящее время повсеместно.

Шкала делится на пять уровней. Для каждого уровня описаны присущие ему двигательные возможности в различные возрастные периоды: от 214 до 4 лет, с 4 до 6, от 6 до 12, старше 12 лет.

Шкала GMFCS фокусируется на способности ребенка к передвижению, в том числе с использованием вспомогательных технологий, и подчеркивает концепцию Международной классификации функционирования о важности влияния факторов внешней среды на деятельность человека. Примечательно, что в описании каждого уровня представлены возможности, а не ограничения ребенка, даже если эти возможности минимальны.

Тип ДЦП при этом не учитывается. Авторы особо подчеркивают, что шкала создана для определения текущей повседневной способности ребенка (подростка) к передвижению, а не оценки качества движения или суждений по прогнозу улучшения движения.


I уровень. Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.

II уровень – передвигаются самостоятельно с ограничениями.

III уровень предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т.п.) по ровной поверхности.

IV уровень. Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются. Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.

V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.

По сравнению с детьми и подростками I уровня дети и подростки II уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные дистанции и в балансировке. Им могут понадобиться ручные приспособления для передвижения, когда дети обучаются ходьбе, или колесные средства передвижения для путешествий на длинные дистанции на открытом воздухе и в общественных местах. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, они должны пользоваться перилами. Они ограниченны в способности бегать и прыгать.

Дети с 4 лет и подростки со II уровнем способны ходить без ручных приспособлений для передвижения (хотя и могут пользоваться ими время от времени).

Детям и подросткам с III уровнем нужны ручные приспособления для передвижения в помещении и колесные средства – для передвижения на улице и в общественных местах.

Дети и подростки с III уровнем сидят самостоятельно и требуют при сидении незначительной внешней поддержки. Они более независимы при перемещении стоя, могут ходить, используя ручные приспособления.

Дети и подростки с IV уровнем в положении сидя обычно нуждаются в поддержке, в самостоятельном передвижении ограниченны. Чаще всего их перевозят в ручном инвалидном кресле или в моторизированной коляске с электроприводом.

У детей и подростков с V уровнем значительно ограничен контроль положения головы и туловища. Таким детям и подросткам нужна и обширная физическая помощь других, и технологическая поддержка. Самостоятельное передвижение возможно только если ребенок или подросток научится управлять
моторизированным инвалидным креслом.


  • Удерживает баланс во время сидения, если задействует обе руки при манипуляциях.
  • Может самостоятельно сесть и выйти из позы сидя без помощи взрослых.
  • Предпочитает ходьбу другим способам передвижения. Не нуждается в использовании каких-либо приспособлений для самостоятельной ходьбы.
  • Испытывает трудности с удержанием баланса во время сидения, если при манипуляциях задействует обе руки.
  • Может самостоятельно сесть и выйти из позы сидя.
  • Может, используя опору, встать на ровной стабильной поверхности.
  • Ползает на четвереньках с реципрокным компонентом.
  • Ходит по помещению, придерживаясь за мебель, или использует вспомогательные приспособления. Однако ходьба является предпочитаемым способом передвижения.
  • Все уровни движения ограничены.
  • Даже использование адаптивного оборудования и вспомогательных приспособлений не позволяют сформировать физиологичные позы сидя и стоя.
  • Дети с V уровнем развития не имеют никакой возможности передвигаться самостоятельно. Некоторые из них могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло-коляску.
  • Ребенок может самостоятельно сесть на стул и встать с него без помощи рук. Может встать самостоятельно с пола или со стула без посторонней помощи и ни за что не держась.
  • Поднимается и спускается по лестнице, не держась за поручни.
  • Начинает бегать и прыгать. II уровень. Ребенок может ходить без использования вспомогательных приспособлений в помещении и на небольшие расстояния на улице по ровной поверхности.
  • Ребенок может сидеть на стуле удерживая баланс, даже если при манипуляциях задействует обе руки.
  • Может встать с пола или со стула самостоятельно, но зачастую ему необходима стабильная опора, от которой он может оттолкнуться или за которую есть возможность держаться.
  • Всегда держится за поручни, когда поднимается и спускается по лестнице.
  • Не может бегать и прыгать.
  • Ребенок может сидеть на обычном стуле, но для максимального вовлечения рук при манипуляциях предметами нуждается в поддержке туловища и таза.
  • Может сесть на стул и встать с него, придерживаясь или подтягиваясь руками за стабильную поверхность.
  • Ребенок ходит по ровной поверхности с использованием вспомогательных приспособлений.
  • Поднимается по лестнице с помощью взрослого.
  • При передвижении на большие расстояния, особенно вне помещения, ребенка чаще всего переносят на руках или используют коляску.
  • Ребенок может сидеть на обычном стуле, но для максимального вовлечения рук при манипуляциях предметами нуждается в поддержке туловища и таза.
  • Может сесть на стул и встать с него при помощи взрослого, придерживаясь или подтягиваясь руками за стабильную поверхность.
  • В лучшем случае ребенок может ходить на короткие расстояния, используя ходунки и под наблюдением взрослого, но испытывает трудности в поддержании равновесия и при поворотах.

• Все уровни движения ограничены.
• Даже использование адаптивного оборудования и вспомогательных приспособлений не позволяют сформировать физиологичные позы сидя и стоя.
• Дети с V уровнем развития не имеют никакой возможности передвигаться самостоятельно. Некоторые из них
могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло-коляску.

  • Ребенок может ходить самостоятельно, в том числе по неровной поверхности.
  • Может прыгать и бегать с незначительным ограничением в скорости и удержании баланса, заниматься спортом. II уровень. Ребенок может ходить без использования вспомогательных приспособлений. При подъеме и спуске с лестницы всегда держится за поручни.
  • Ребенок испытывает трудности при ходьбе на большие расстояния, по неровной поверхности и в многолюдных местах.
  • Может нуждаться в помощи, чтобы встать с пола или сесть на пол.
  • Бег и прыжки ограничены. Нуждается в определенной адаптации для занятий спортом.
  • Ребенок с трудом поднимается по ступенькам и ходит по неровной поверхности.
  • Использует инвалидное механическое кресло, передвигаясь на большие расстояния и в многолюдных местах.
  • Часто встречается билатеральное поражение с вовлечением верхних конечностей (то есть моторика рук также нарушена).
  • Не стоит и не ходит без основательной поддержки.
  • Дома больше передвигается на полу, ходит на небольшие дистанции с посторонней помощью.
  • Может использовать ходунки с поддержкой для туловища для ходьбы дома и в школе.
  • Зачастую нуждается в фиксации тела или туловища для манипуляции руками.
  • Возможно самостоятельное передвижение с использованием электроприводного инвалидного кресла. V уровень. Ребенок в большинстве позиций испытывает трудности в контроле за положением туловища и головы. Степень выраженности нарушений такова, что гравитация препятствует удержанию позиции головы и туловища.
  • Все уровни движения ограничены.
  • Даже использование адаптивного оборудования и вспомогательных приспособлений не позволяют сформировать физиологичные позы сидя и стоя.
  • Некоторые из них могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло-коляску.
  • Могут переступать через бордюры без посторонней помощи, пользоваться лестницей, не держась за перила.
  • Способны бегать и прыгать, но скорость, балансировка и координация движений могут быть ограничены.
  • Могут принимать участие в физической активности и спортивных играх по собственному выбору и в зависимости от факторов окружающей среды.
  • В школе или на работе подросток может ходить, используя ручные вспомогательные приспособления для безопасности при передвижении. • На открытых пространствах и в общественных местах подростки могут использовать колесные средства передвижения, когда путешествуют на большие расстояния.
  • Поднимаются и спускаются по лестнице, держась за перила или с посторонней помощью, если перила отсутствуют.
  • Может потребоваться адаптация для участия в физической активности и спортивных играх.
  • В положении сидя подростку может потребоваться фиксация ремнем для удержания таза и балансировки.
  • Подъем из положения сидя с пола требует физической помощи другого человека или опорной поверхности.
  • В школе могут самостоятельно передвигаться в ручном инвалидном кресле или используют моторизированную коляску.
  • Могут подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, под наблюдением или с помощью другого человека.
  • Ограничения в ходьбе могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая самостоятельное передвижение в ручном инвалидном кресле или моторизированной коляске.
  • Для передвижения требуется физическая помощь одного-двух человек.
  • Подросток может удерживать свой вес на ногах при перемещении в вертикальное положение.
  • В помещениях могут проходить короткие расстояния с физической помощью другого человека, используя колесные средства или ходунки, поддерживающие тело во время ходьбы.
  • Подросток физически способен управлять моторизированным инвалидным креслом. Если моторизированное кресло недоступно, подростка перевозят в ручном инвалидном кресле.
  • Ограничения в передвижении могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь другого человека и/или моторизированные средства передвижения.
  • Подросток ограничен в возможности удерживать голову и туловище против градиента силы тяжести, а также в контроле рук и ног. Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения полностью не компенсируются приспособлениями.
  • Физическая помощь одного или двух человек или механический подъемник необходимы для транспортировки. Подростки могут достигать самостоятельного передвижения, используя высокотехнологичные моторизированные кресла с адаптерами для сидения и контроля положения тела.
  • Ограничения в передвижении требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь и использование моторизированных средств передвижения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.