Оценка движения при дцп

  • Вас пригласили на лечение
  • Оформление визы
  • Как добраться до больницы
  • Медицинское сопровождение
  • Деньги, мобильная связь, продукты питания
  • Часто задаваемые вопросы
  • Цены
  • Расходы на лечение в Китае
  • Погода у нас
  • Программное обечпечение для Китая
  • Особенности использования интернета в Китае
  • Лекарства для поездки в Китай
  • Лекарства для покупки в Китае
  • Где и как искать помощь
  • Список фондов
  • Статьи и публикации на различные темы, касающиеся диагностики и лечения детских неврологических заболеваний.




GMFCS - система классификации больших моторных функций при ДЦП

Уровень 1 – ходьба без ограничений
Уровень 2 – ходьба с ограничениями
Уровень 3 – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения
Уровень 4 – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения
Уровень 5 – перевозка в ручном инвалидном кресле

ВОЗРАСТ ДО 2-Х ЛЕТ

Уровень1: Младенцы могут самостоятельно садиться и вставать из положения сидя, сидя на полу, их руки свободны для манипуляций с предметами. Младенцы ползают, используя руки и колени, могут подтянуться, чтобы встать, сделать несколько шагов, держась за мебель. Младенцы в возрасте от 18 месяцев до 2 лет ходят самостоятельно, не нуждаясь в использовании вспомогательных устройств для передвижения.

Уровень 2: Младенцы удерживаются, сидя на полу, но могут нуждаться в использовании рук для балансировки. Младенцы ползают на животе или ползают с использованием рук и колен. Младенцы могут подтянуться, чтобы встать и шагать, держась за мебель.

Уровень 3: Младенцы удерживаются, сидя на полу, когда их нижняя часть спины поддерживается. Они переворачиваются и ползут на животе.

Уровень 4: Младенцы удерживают голову, но нуждаются в поддержке туловища в положении сидя на полу. Они могут переворачиваться на спину и на живот.

Уровень 5: Физические нарушения ограничивают произвольный контроль движений. Младенцы не удерживают голову и туловище против градиента тяжести в положении на животе и сидя. Они нуждаются в помощи взрослого, чтобы перевернуться.

ВОЗРАСТ ОТ 2-Х ДО 4-Х ЛЕТ

Уровень 1: Дети сидят на полу, не опираясь на руки и не держась руками за опору. Руки остаются свободными для манипуляций предметами. Садятся на пол, встают с пола и стоят без помощи взрослых. Дети предпочитают ходьбу как основной способ передвижения, не нуждаясь при этом в каких-либо вспомогательных устройствах.

Уровень 2: Дети могут сидеть на полу, но у них могут возникнуть трудности с балансировкой, когда обе их руки заняты манипуляциями предметами. Садятся и встают с пола без помощи взрослых. Дети, подтягиваясь, могут встать на твердой поверхности. Дети ползают на четвереньках реципрокным (возвратно-поступательным) способом, передвигаются, держась за мебель. При ходьбе используют вспомогательные приспособления для передвижения. Ползание, передвижение вдоль опоры и ходьба являются преимущественными способами передвижения.

Уровень 4: Дети, посаженные на пол, могут сидеть, но не в состоянии удерживать равновесие без помощи своих рук. Они часто нуждаются в специальных приспособлениях для сидения и стояния. Самостоятельно передвигаются на короткие дистанции (в пределах комнаты) с помощью перекатывания, ползания на животе или на четвереньках, не используя возвратно-поступательный способ.

Уровень 5: Физические нарушения ограничивают самостоятельный контроль движений и возможность удерживать голову и туловище против градиента тяжести. Все области моторных функций ограничены. Функциональные ограничения сидения и стояния не могут полностью компенсироваться использованием вспомогательных устройств и поддерживающих технологий. На 5-м уровне дети не могут самостоятельно двигаться и в основном перевозятся другим лицом. Некоторые дети достигают самостоятельной мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.

ВОЗРАСТ ОТ 4-Х ДО 6-ТИ ЛЕТ

Уровень 1: дети легко садятся и встают с кресла без помощи рук. Могут сами вставать из положения сидя на полу и из кресла без использования поддержки окружающих предметов. Дети ходят внутри и вне помещений, поднимаются по лестнице. Способны прыгать и бегать.

Уровень 2: Дети сидят в кресле с обеими свободными для манипулирования предметами руками. Дети встают из положения сидя с пола и кресла, но часто нуждаются в устойчивой поверхности, чтобы опереться или оттолкнуться руками. Дети ходят сами, не нуждаясь в ручных приспособлениях для передвижения в помещении и на короткие расстояния по горизонтальной поверхности вне дома. Дети поднимаются по лестнице, держась за перила, но не в состоянии бегать и прыгать.

Уровень 3: Дети сидят на обычном стуле, но могут нуждаться в поддержке таза и туловища для максимального высвобождения рук для манипуляций. Дети могут садиться и вставать со стула, используя устойчивую поверхность для подтягивания или упора руками. Дети ходят с помощью ручных приспособлений для передвижения по ровной поверхности и поднимаются по лестнице с помощью взрослого. Детей перевозят, когда необходимо преодолеть большие расстояния вне помещений или по неровной поверхности.

Уровень 4: Дети сидят на стуле, но нуждаются в специальных приспособлениях для удержания туловища и максимального высвобождения рук. Дети могут сесть и встать с кресла с помощью взрослого, либо подтянувшись или опершись на устойчивую поверхность. Дети могут в лучшем случае ходить на короткие расстояния при помощи ходунков и под наблюдением взрослого, но часто испытывают трудности с балансировкой на неровных поверхностях и при поворотах. В общественных местах их перевозят. Дети могут научиться передвигаться в моторизированном кресле.

Уровень 5: Физические нарушения ограничивают самостоятельный контроль движений и удержание головы и туловища против градиента тяжести. Все моторные функции ограничены. Функциональные ограничения в положении сидя и стоя полностью не компенсируются использованием специальных адаптивных устройств вспомогательных технологий. На 5-м уровне дети не могут передвигаться независимо, их всегда перевозят. Некоторые дети могут достигнуть самостоятельной мобильности, используя высокотехнологичные электрические инвалидные кресла.

ВОЗРАСТ ОТ 6-ТИ ДО 12 –ТИ ЛЕТ

Уровень 1: Дети ходят дома, в школе, вне помещений и в общественных местах. Дети способны переступать через бордюры, не пользуясь физической помощью другого человека; могут подниматься по лестнице, не используя перила. Дети способны выполнять бег и прыжки, но скорость, балансировка и координация движений у них ограничены. Дети могут участвовать в физической активности и спортивных играх по их персональному выбору и в зависимости от факторов окружающей среды.

Уровень 2: Дети ходят в любой окружающей обстановке. Они могут испытывать трудности при ходьбе на большие расстояния и в балансировке на неровных поверхностях, склонах, в людных местах, закрытых пространствах и во время переноски предметов. Дети поднимаются и спускаются по лестнице, держась за перила или с помощью взрослых, если перила отсутствуют. На открытых пространствах и в общественных местах дети могут ходить с помощью взрослого, используя ручные приспособления для передвижения или пользуясь колесными средствами передвижения на большие дистанции. Дети в лучшем случае имеют минимальные возможности выполнять бег и прыжки. Физические ограничения в больших моторных функциях могут требовать адаптированного (упрощенного) участия детей в физической активности и спортивных играх.

Уровень 3: Дети ходят, как правило, используя ручные приспособления для передвижения в помещениях. В положении сидя дети могут нуждаться в ремне для удерживания таза и поддержания равновесия. Для подъема из положения сидя на стуле или на полу требуется физическая помощь или опорная поверхность. При перемещении на большие расстояния дети используют колесные средства передвижения. Дети могут подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила под наблюдением взрослого или с физической помощью другого человека. Ограничения в ходьбе могут потребовать специальной адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая колесные средства передвижения (ручные или моторизированные).

Уровень 4: В большинстве случаев дети передвигаются с физической помощью другого человека или с помощью моторизированного средства передвижения. Они нуждаются в адаптации сидения с фиксацией таза и туловища, а также в физической помощи другого человека для большинства перемещений. Дома дети передвигаются на полу перекатыванием или ползанием, ходят на короткие расстояния, используя физическую помощь, или используют моторизированные средства передвижения. Дети могут передвигаться в ходунках, поддерживающих туловище, дома и в школе. В школе, на открытых пространствах и в общественных местах детей перевозят в ручном инвалидном кресле или используют моторизированные коляски. Ограничения в передвижении требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, а именно физической помощи или использования моторизированных колясок.

Уровень 5: В большинстве случаев ребенка перевозят в ручном инвалидном кресле. Дети ограничены в способности удерживать голову и туловище против градиента тяжести, не могут контролировать движения рук и ног. Вспомогательные технологии используются для лучшего удержания головы, сидения, стояния и обеспечения мобильности. Однако полная компенсация ограничений приспособлениями невозможна. Перемещение ребенка требует физической помощи взрослого. Дома дети могут перемещаться на короткие расстояния по полу или переноситься взрослыми. Дети могут достигать мобильности, используя высокотехнологичные электрические инвалидные кресла с контролем посадки. Ограничения подвижности требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь другого человека или использования моторизированного средства передвижения.

ВОЗРАСТ ОТ 12-ТИ ДО 18-ТИ ЛЕТ

Уровень 1: Подростки ходят по дому, в школе, на улице и в общественных местах. Они могут переступать через бордюры без физической помощи, пользоваться лестницей, не держась за перила. Подростки способны выполнять бег и прыжки, но скорость, балансировка и координация движений могут быть ограничены. Подростки могут принимать участие в физической активности и спортивных играх по собственному выбору и в зависимости от действия факторов окружающей среды.

Уровень 2: Подростки ходят в большинстве ситуаций. Факторы окружающей среды (такие как неровные поверхности, склоны, большие расстояния, временные требования, погода, восприятие сверстников) и персональный выбор влияют на выбор метода передвижения. В школе или на работе подросток может ходить, используя ручные вспомогательные приспособления для безопасного передвижения. На открытых пространствах и в общественных местах подростки могут использовать колесные средства передвижения, когда путешествуют на большие расстояния. Молодые люди поднимаются и спускаются по лестнице, держась за перила или с физической помощью другого человека, если перила отсутствуют. Ограничения в выполнении больших моторных функций могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх.

Уровень 3: Подростки способны ходить, используя ручные приспособления для передвижения. Подростки на 3-м уровне в сравнении с другими демонстрируют большую вариабельность в способах передвижения в зависимости от физических возможностей, факторов окружающей среды и личностных факторов. В положении сидя подростку может потребоваться ремень для удержания таза и балансировки. Вставание из положения сидя и с пола требует физической помощи другого человека или опорной поверхности. В школе подростки могут самостоятельно передвигаться в ручном инвалидном кресле или использовать моторизированную коляску. На улице и в общественных местах подростка перевозят в инвалидном кресле или используют моторизированную коляску. Подростки могут подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила под наблюдением или с физической помощью другого человека. Ограничения в ходьбе могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая самостоятельное передвижение в ручном инвалидном кресле или моторизированной коляске.

Уровень 4: В большинстве ситуаций подростки используют колесные средства передвижения. Они нуждаются в специальных приспособлениях для сидения с фиксацией таза и туловища. Для передвижения требуется физическая помощь одного или двух человек. Подросток может удерживаться на своих ногах при перемещении в вертикальное положение. В помещениях подростки могут проходить короткие расстояния с физической помощью другого человека, используя колесные средства передвижения или используя ходунки, поддерживающие тело во время ходьбы. Подросток физически способен управлять моторизированным инвалидным креслом. Если моторизированное кресло недоступно, подростка перевозят в ручном инвалидном кресле. Ограничения в передвижении могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь другого человека и/или моторизированные средства передвижения.

Уровень 5: В большинстве ситуаций подростка перевозят в ручном инвалидном кресле. Подросток ограничен в возможности удерживать голову и туловище против градиента тяжести, а также в контроле ног и рук. Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения не компенсируются приспособлениями полностью. Механический подъемник или физическая помощь одного или двух человек необходимы для транспортировки. Подростки могут вести самостоятельное передвижение, используя высокотехнологичные моторизированные кресла с адапторами для сидения и контроля положения тела. Ограничения в передвижении требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь и использование моторизированных средств передвижения.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Нина Александровна, Беркутова Ирина Юрьевна, Шарова Татьяна Леонидовна, Буканова Галина Викторовна, Зеленова Наталья Ивановна

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Нина Александровна, Беркутова Ирина Юрьевна, Шарова Татьяна Леонидовна, Буканова Галина Викторовна, Зеленова Наталья Ивановна

Motor abilities rating for children with cerebral palsy while doing exercises from different starting positions

Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with “Gross’ Trainer”, which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in “Gross’ Trainer”, and with the active application of other trainers.

им. ВП Астафьева. - 2007. - № 1. - C. 68-74.

5. Экспериментальные исследования эффективности подготовки единоборцев Иркутской области к чемпионату и первенству Сибирского федерального округа по кикбоксингу / А.А. Гришин, А.В. Коляда, В.Ю. Лебединский, А.И. Завьялов // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 28-33.

6. Baevskiy, R.M. Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine / R.M. Baevskii // Human Physiology. - 2002. - No. 28 (2). - P. 70-82.

8. Parrado, E. Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest / E. Parrado, M.A. Garcia, J. Ramos // International journal of sports medicine. - 2010. - No. 31. - P. 336341.

1. Bleer A.N. (2014), "Ways of development the theory and practice of sports", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 2, No. 2 (27), pp. 37-40.

2. Grishin A.A., Kolyada A.V., Lebedinsky V.Yu. and Zavyalov, A.I. (2015), "Experimental studies of the effectiveness of training the martial artists of Irkutsk region to kickboxing championship of Siberian federal district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 28-33.

3. Zavyalov, A.I.(2014) "Classification changes of electrocardiogram in healthy humans at rest and during exercise", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 4 , pp. 147152.

4. Kleshchev, V.N. (2006), Kickboxing: textbook for high schools, Academic project, Moscow.

5. Sivohov, V. L. and Sivohova, E.L (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sports", Bulletin of the Astafev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 68-74.

6. Baevskii, R.M (2002), "Analysis of variability of cardiac rhythm in space medicine", Human Physiology, vol. 28(2): pp. 70-82.

8. Parrado, E. Garcia M.A. and Ramos J.(2010), "Comparison of Omega Wave System and Polar S810i to direct RR intervals at rest", International journal of sports medicine, No. 31, pp. 336-341.

Контактная информация: GrishinAA@rosneft.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2016

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ РАЗНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Нина Александровна Гросс, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом, Ирина Юрьевна Беркутова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Татьяна Леонидовна Шарова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Галина Викторовна Буканова, научный сотрудник, Наталья Ивановна Зеленова, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральный научный центр (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва

MOTOR ABILITIES RATING FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY WHILE DOING EXERCISES FROM DIFFERENT STARTING POSITIONS

Nina Aleksandrovna Gross, the candidate ofpedagogical sciences, professor, head of Department, Irina Yurievna Berkutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, Tatyana Leonidovna Sharova, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Galina Viktorovna Bukanova, the researcher, Natalia Ivanovna Zelenova, the researcher, Federal Science Center for Physical Culture and Sport, Moscow

Children with cerebral palsy (CP) have difficulty in managing their body in space due to the breakdown of the muscle tone and coordination of movements; therefore, their motor abilities are reduced. Use of physical exercises performed with "Gross' Trainer", which allows maintaining the vertical position, increased the motor activity, and improved the coordination capabilities and the functional status of children with severe spastic diplegia. Practicability of testing the motor possibilities of the disabled children is driven by the need to rate them in their original state when developing rehabilitation programs by means of the physical culture, as well as for rating the results obtained at the end of the training course. All children showed positive dynamics of the motor activity during the semi-annual training course with extensive use of physical exercises in "Gross' Trainer", and with the active application of other trainers.

Keywords: motor capabilities, children with severe spastic diplegia (Cerebral Palsy), rehabilitation, physical exercises, exercise testing, verticalization, "Gross' Trainer".

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это особое состояние организма, требующее постоянных реабилитационных мероприятий для поддержания и развития двигательной активности человека. Фундамент психофизического развития каждого ребенка, как больного, так и здорового, закладывается в первые годы жизни, и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Нормальное развитие ребенка определяется не только наследственными факторами, но и двигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном периоде. Если ребенок с детства малоподвижен, если он с первого года жизни не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, то их отсутствие сопровождается негативными изменениями в организме в целом, что снижает уровень его адаптации к окружающей среде и приводит к значительному отставанию в физическом и социальном развитии.

Естественные локомоции (ходьба, бег, лазание, прыжки, игры и т.д.) формируются у детей до 2-5 лет и обусловлены не только развитием опорно-двигательного аппарата (ОДА) и центральной нервной системы (ЦНС), но и естественной физической нагрузкой. Вот почему систематические занятия, особенно в первый год жизни, имеют большое значение для ребенка с ограниченными возможностями [1].

Структура ходьбы и все движения в пространстве включают в себя скоординированное функционирование зрительного и вестибулярного анализаторов, а также пропри-

оцептивной системы, что позволяет регулировать скелетную мускулатуру и создает для ребенка возможность поддержать динамическое равновесие при сидении, вставании, поворотах. Дисфункция хотя бы одной группы мышц приводит к нарушению схемы движений, особенно при необходимости сохранять вертикальное положение [2].

Если в ранний период развития ребенка у него отсутствует или ограничена возможность совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, то это мешает максимальной реализации его правильного развития. Так как костно-мышечная система у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП также должно формироваться при нахождении его в вертикальном положении. Это в равной мере относится ко всем детям, независимо от формы и степени ДЦП [3].

Для оценки двигательных функций детей с ДЦП в настоящее время существуют различные шкалы оценок. Шкала оценки больших моторных функций GMFCS, разработанная в Канаде и используемая во всем мире, программа MOVE, разработанная в США и другие. Объективное тестирование ребенка с ДЦП, особенно тяжелой степени, - сложная, но необходимая задача, которая поможет специалистам, работающим с детьми-инвалидами, четко понимать особенности их двигательной деятельности, разрабатывать индивидуальные программы реабилитации и вносить в них своевременные коррекции.

Целью исследования явилось изучение двигательных возможностей детей со спастической диплегией тяжелой степени (ДЦП) при выполнении упражнений из различных исходных положений.

В работе использовалась бальная система оценок. Отсутствие навыка оценивалось в 0 баллов, выполнение с помощью взрослого - 1 балл, самостоятельное выполнение - 2 балла. Максимальное количество баллов в каждом блоке рассчитывалось путем умножения количества упражнений на 2 - максимальную оценку самостоятельно выполненного упражнения. Тестирование проводилось в комфортной обстановке во время проведения занятия на положительном эмоциональном фоне за 1-2 посещения в зависимости от двигательных, психологических и функциональных возможностей детей. В эксперименте

принимали участие 50 детей дошкольного возраста (25 девочек и 25 мальчиков) со спастической диплегией тяжелой степени. Уровень двигательной активности составлял 4-5 по шкале оценки больших моторных функций GMFCS. По результатам опроса родителей до начала регулярных занятий большую часть времени дети проводили дома в положении лежа или полусидя, занятий физическими упражнениями в домашних условиях, как правило, не проводилось.

Контроль функционального состояния детей при проведении занятий осуществлялся путем измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в начале и в конце занятия. Особенностью методики являлось приоритетное использование физических упражнений как формы двигательной деятельности, которая позволила наилучшим образом сформировать у ребенка жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма и активизировать его умственные способности. В работе руководствовались следующими принципами:

1. Противопоказаний для движения нет. Двигаться можно и нужно любому ребенку. Задача специалиста - подобрать нагрузку и упражнения в зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов.

2. Контроль функционального состояния ребенка посредством измерения ЧСС и АД до и после занятия.

3. Своевременная активная вертикализация каждого ребенка. Выполнение упражнений из разных исходных положений ВСЕМИ детьми.

4. Положительный эмоциональный фон на занятии. Если ребенок занимается с удовольствием, то и результат обязательно будет.

5. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика результатов тестирования (баллы, средние значения) двигательных

возможностей детей при выполнении упражнений из разных исходных положений

№ Показатели Лежа на животе, 10 упражн. Лежа на спине, 19 упражн. Сидя на полу, 5 упражн. Сидя на стуле, 4 упражн. Передвижение на полу, 4 упражн. Стоя, 6 упражн. Ходьба, бег, 9 упражн.

Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим. Максим.

балл 20 балл 38 балл 10 балл 8 балл 8 балл 12 балл 18

Тестирование 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1 Общая группировка 14.0 15.7 23.0 27.7 5.3 6.6 4.6 5.9 2.8 4.1 2.4 4.8 3.4 6.2

2 % от макс. балла 70.0 78.5 60.5 72.8 53.0 66.0 57.5 73.8 35.0 51.3 20.0 40.0 18.9 34.4

3 Увеличение, % 8.5 12.3 13.0 16.3 16.3 20.0 15.5

4 Девочки 12.6 15.0 21.5 27.7 5.0 6.4 4.5 5.8 2.8 4.0 2.6 4.7 3.2 5.6

5 % от макс. балла 63 75 56.6 72,9 50 64 56.3 72,5 35,0 50.0 21.7 39.2 17,8 31.1

6 Увеличение, % 12 16,3 14 16,2 15 17,5 13,3

7 Мальчики 15.4 16.4 24.5 27.6 5.4 6.7 4.7 6.0 2.9 4.1 2.2 4.9 3.6 6.7

8 % от макс. балла 77.0 82.0 64.5 72,6 54.0 67.0 58.8 75.0 36.3 51.3 18.3 40.8 20.0 37.2

9 Увеличение, % 5.0 8.1 13.0 16.2 15.0 22.5 17.2

Результаты второго тестирования показали, что после регулярных занятий физическими упражнениями у всех детей произошли значительные положительные изменения. Дети овладели не только большим количеством движений, но, что особенно важно, прирост произошел при выполнении упражнений в положении сидя и стоя. Самая большая величина (20%) прироста отмечена в упражнениях, выполняемых стоя, затем следуют упражнения, выполняемые сидя на стуле и в передвижении на полу (по 16,3%), далее -упражнения в ходьбе (15,5%). Меньшие величины прироста отмечены в остальных трех блоках упражнений - от 8,5 до 13,0%.

При сравнении результатов обследования в группах девочек и мальчиков видно, что в исходном состоянии средние абсолютные и относительные величины показателей у мальчиков, за исключением упражнений, выполняемых стоя, были несколько выше, чем у девочек, и превосходили средние значения общей группировки данных. Это свидетельствовало о том, что двигательная активность мальчиков на момент начала занятий по совокупности всех упражнений была несколько выше. Девочки в исходном состоянии превосходили мальчиков только в упражнениях, выполняемых стоя. Их средние абсолютные и относительные значения в оценках были также выше общегрупповых.

Рисунок 1. Динамика двигательных возможностей

Таким образом, положительная динамика, отмеченная у 100% детей после регулярных занятий, характеризовалась как ростом средних значений набранных баллов, так и их относительных значений. Все это выразилось в увеличении объема движений, расширении двигательных возможностей, повышении общего уровня двигательной активности, улучшении координации движений. Кроме этого, значительно улучшились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подтверждением чему служили данные частоты сердечных сокращений и артериального давления, определявшиеся до и после занятия. Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам, лучшая их переносимость, наблюдались не только по показателям ЧСС и АД, но и по результатам педагогических наблюдений за эмоциональным состоянием ребенка, по которому можно было судить о снижении степени утомления на физическую нагрузку к концу полугодового периода. Как следствие проведенных занятий, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, что позволяло не делать перерывов в занятиях. У троих детей купировались эпиприступы, которые ранее не поддавались медикаментозной коррекции. Одним из главных достижений можно считать повышение интереса детей к занятиям и возросшее желание двигаться. Родители подтвердили появление новых двигательных навыков у детей и улучшение их физической активности.

Факт увеличения двигательных возможностей детей после занятий физическими упражнениями повышенной активности свидетельствует о наличии у них больших потенциальных возможностей, которые необходимо использовать для обучения их жизненно важным двигательным навыкам, пока они поддаются развитию.

3. Показана целесообразность тестирования двигательных возможностей детей при проведении реабилитационных занятий с расширенным использованием физических упражнений для контроля их эффективности.

1. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, ЕМ. Mастюкова, M.E. Смуглин - M. : Mедицина, 1972. - 328 с.

2. Штеренгерц, А. Е. Лечебная физкультура при паралитических заболеваниях у детей и подростков / А.Е. Штеренгерц. - Киев : Mедицина, 1972. - 112 с.

3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / нод общ. ред. Н.А. Гросс. - M. : Советский снорт, 2QQ5. - 224 c.

1. Semenova K.A. Mastyukova, E.M. and Smuglin, M.Ya. (1972), Diseases and rehabilitation therapy of children cerebral palsy, Medicine, Moscow.

2. Shterengerts, A.E. (1972), Exercising at paralytic disorders for children and adolescents, Medicine, Kiev.

3. Ed. Gross, N.A. (2QQ5), Modern method ofphysical rehabilitation of children with locomotor apparatus functions disorders, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: niinagross@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2016

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Гундэгмаа Лхагвасурэн, кандидат биологических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия, Монгольский национальный институт физической культуры,

В данной статье представлены результаты исследования юных спортсменов, которые показывают влияние социально-экономических условий жизни на показатели физической подготовки юных спортсменов Mонголии. Юные спортсмены обоего нола, проживающие в общежитиях, превосходят ровесников других изучаемых групп в отношении показателей гибкости. Дети, проживающие в юртах, по развитию показателей физической подготовки уступают ровесникам, проживающим в общежитиях и квартирах. В целом благоустроенные условия жизни оказывают положи-

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.