Оценка физического развития ребенка с дцп

1.3 Особенности физического развития детей с ДЦП

В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.

У детей при удержании карандаша, руки наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность.

Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций.

Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

1.4 Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.

Как указывает К.А. Семенова, в своей работе, задачей ЛФК при лечении больного ДЦП является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.

С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Авторами приводится еще ряд упражнений.

Для обучения письму большое значение имеет сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 90°, кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2-3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Добрякова В.А., Подоляка О.Б.

В статье рассматриваются результаты тестов, оценивающих физическое развитие детей с детским церебральным параличом , занимающихся адаптивным скалолазанием . Приводится оценка состояния мышц, манипулятивной деятельности рук, показателей равновесия и координации , с целью дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию. В работе описываются основные направления тренировочных занятий, в зависимости от характера поражений и диагнозов детей .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Добрякова В.А., Подоляка О.Б.

Студент магистратуры Факультет биологии и здоровья человека Череповецкий Государственный Университет Г. Череповец, Российская Федерация О.Б.Подоляка

Г. Череповец, Российская Федерация

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫМ СКАЛОЛАЗАНИЕМ

В статье рассматриваются результаты тестов, оценивающих физическое развитие детей с детским церебральным параличом, занимающихся адаптивным скалолазанием. Приводится оценка состояния мышц, манипулятивной деятельности рук, показателей равновесия и координации, с целью дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию. В работе описываются основные направления тренировочных занятий, в зависимости от характера поражений и диагнозов детей.

Адаптивное скалолазание, детский церебральный паралич, равновесие, координация, сила мышц, дети.

В структуре детской инвалидности детский церебральный паралич составляет 30-70%. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей [2, с.23]. Одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов двигательной активности для больных ДЦП [3, с 47].

В качестве средств реабилитации детей с детским церебральным параличом в настоящее время широко используются такие направления двигательной активности как: иппотерапия, гидрокинезотерапия. Эффективность иппотерапии объясняется тем, что верховая езда улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности, также у детей происходит уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли (Г.В. Дремова, 1996; А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, 2002; Г.И. Дерябина, 2005). Занятия плаванием способствуют расслаблению мышц, улучшению подвижности в суставах. Во время плавания, занимающийся в течение длительного времени находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Выполнение упражнений в водной среде способствует укреплению мышечного корсета, мышц спины и позвоночника. [3, с.26].

Сейчас в России активно начал развиваться новый вид спорта для людей с ограниченными возможностями - адаптивное скалолазание (paraclimbing). Скалолазание - это вид активности, позволяющий гармонично развивать все основные мышцы тела, не перегружая опорно-двигательный аппарат. Даже самые тяжелые ограничения физических возможностей не помешают человеку заниматься скалолазанием.

Эффект адаптивного скалолазания при детском церебральном параличе наблюдали немногие специалисты. В частности, М.М. Сапаровым и И.Г Вороновичем разработаны методики обучения техники лазания детей с ДЦП. В результате тренировки у детей улучшаются координация движений рук и ног, умения управлять телом в динамическом и статистическом режиме, а так же благодаря развитию статокинетических свойств облегчается формирование двигательных умений [10, с.3].

Отмечается недостаточная разработанность проблемы развития статокинетических рефлексов у детей с нарушениями функций вестибулярного аппарата, при наличии патологии мышечного тонуса, парезов [1,

с.320]. Нарушения здоровья у детей осложняют разработку индивидуальной программы тренировки. Ранее был предложен спиральный алгоритм индивидуального подхода при обучении движениям [В.Ф. Воробьев, А.А. Митрофанова, 2010], одним из шагов при его реализации является анализ информации на основе принципа дополнительности.

Целью нашего исследования являлся сбор информации о состоянии здоровья и развития двигательной сферы детей с ДЦП для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Задачи: обзор научно-методической литературы по данной теме исследования; оценка физического состояния детей с детским церебральным параличом, путём исследования у них силы и выносливости различных групп мышц, а также их координационных способностей, для дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию.

Методы и организация исследования. В качестве основных методов исследования использованы: анализ научно-методической литературы, медико-биологическое тестирование, методы математической статистики.

В ходе тестирования осуществлялась: оценка манипулятивной деятельности рук (кинестетическая чувствительность, кистевая динамометрия), оценка силовой выносливости мышц (силовая выносливость мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость ягодичной мышцы, силовая выносливость сгибателей шеи, сила мышц ног), а так же определение равновесия и координации (проба Ромберга, пяточно-коленная проба, пальце-носовая проба, стойка на 4-х точках опоры).

Результаты исследования и их обсуждение.

Общая характеристика испытуемого контингента

Имя Диагноз медицинский

ОН Детский церебральный паралич, спастическая диплегия, плоско - вальгусная деформация стоп

ДЛ Детский церебральный паралич, гиперкинетическая форма.

РГ Детский церебральный паралич, шунтозависимая гидроцефалия, сапастический тетрапарез

АС Детский церебральный паралич, шунтозависимая гидроцефалия, спастическая диплегия

ЕФ Детский церебральный паралич, спастическая диплегия

У одного ребёнка бала выявлена спастическая диплегия и шунтозависимая гидроцефалия, у него поражены обе ноги и левая рука, которая приведена к туловищу, слегка согнута в локте, пальцы согнуты (АС). Гиперкинетическая форма ДЦП присутствует у одного испытуемого (ДЛ). Двойная гемиплегия так же наблюдается у одного испытуемого (РГ). У двух испытуемых ОН и ЕФ выявлена спастическая диплегия. У двух детей в большей степени поражены ноги, у трёх - руки.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия [8, с.93]. Поэтому, на первом этапе, был проведен блок контрольных упражнений используемых, для оценки манипулятивной деятельности рук.

Результаты тестирования приведены в таблице 2

Результаты оценки статической силы мышц и кистевой динамометрии

Имя Вис на перекладине (статическая сила мышц) (с) Кистевая динамометрия (кг)

Правая рука Левая рука

Данное тестирование позволило измерить силу мышц, сгибающих пальцы рук. Дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически.

Следующим этапом исследования было проведение контрольных упражнений для оценки силовой выносливости мышц, так как для поддержания правильной осанки при ходьбе необходимо развитие мышц разгибателей спины и брюшного пресса, для стабилизации таза необходимо развитие ягодичных мышц, для стабилизации головы - мышц шеи. Результаты приведены в таблице 3.

Показатели силовой выносливости мышц

Имя брюшного пресса (с) разгибателей спины (с) левой ягодичной мышцы (с) правой ягодичной мышцы (с) сгибателей шеи (с) ног (раз) верхнего плечевого пояса (с)

ОН 7 18 11 10 50 3 20

ДЛ 5 10 10 8 35 0 3

РГ 5 8 3 2 44 1 12

АС 0 4 3 3 20 0 0

ЕФ 11 15 15 13 60 2 30

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабая сила мышц, как верхних, так и нижних конечностей.

Наряду с кондиционными для развития детей необходимо совершенствовать и координационные способности. Координацией называется способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий [6, с.2].

У детей, страдающих церебральным параличом, вследствие нарушения мышечного тонуса, наличия патологических рефлексов, синкинезий и т.д. происходит нарушение координации движений [1, с.320]. В таблице 4 приведены итоги выполненных тестов на равновесие и общую координацию.

Результаты оценки координационных способностей

Имя Удержание равновесия в позе Ромберга Пальце-носовая проба Пяточно-коленная проба Равновесие в положении сидя с мешочком песка на голове (с) Стойка на четырёх точках опоры (с)

Не все дети успешно выполнили пальценосовую пробу. У двух человек наблюдалась гиперметрия (атаксия), т. е. ребёнок, поднося палец к носу, промахивается и проносит мимо. Это позволяет предположить о поражении мозжечка. С пяточно-коленной пробой справилось всего 2 человека, у трёх наблюдалась атаксия, т. е. пятка ведущей ноги во время проведения пробы соскальзывает с другой.

В процессе лазания на скалодроме у ребёнка вырабатывается привычка всех частей тела выполнять движения синхронно и действовать как единое целое. Для точной постановки ног на зацепы необходимы координированные действия глаз и ноги, выполнение перехватов руками невозможно без согласованных

взаимодействий глаз и руки. Комбинированные движения, например, сочетание перехвата рукой и постановки ноги тренируют скоординированное взаимодействие конечностей и корпуса [7, с.4].

Чтобы в совершенстве удержать равновесие тела в той или иной позе нужно практически освоить способ фиксации данной позы и балансирования в ней. В процессе лазания на естественном или искусственном рельефе в положительной плоскости появляется возможность использования четырёх, трёх и двух точек опоры, что позволяет в последующем применять данный навык к удержанию равновесия на вертикальной стене, а затем и удержанию вертикальной позы при ходьбе. Для того чтобы понять, как правильно использовать равновесие и опорные точки скалолаз учится чувствовать собственный центр тяжести, учится располагать ноги и корпус для создания статического равновесия и переносить центр тяжести [10, с.5].

Основываясь на характере двигательных нарушений, у детей с диагнозом спастическая диплегия скалолазные упражнения будут направлены на:

- Снижение патологического тонуса мышц (упражнения, способствующие снижению тонуса приводящих мышц бёдер и подошвенных сгибателей);

- Предотвращение возникновения контрактур (упражнения для преодоления сгибательно -приводящих установок конечностей);

- Выработку правильной равномерной опорности ног, перенос веса тела с толчковой ноги на опорную и обратно при движении в различных направлениях и согласование рук и ног при ходьбе;

- Выработку правильного шагового стереотипа с высоким подниманием колен;

- Коррекцию осанки (для нормализации осанки необходимо решать такие задачи как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета путём укрепления ослабленных мышц);

- Развитие способностей к удержанию равновесия и координации.

При спастическом тетрапарезе, с мышечной спастикой заметно преобладающей в ногах, к вышеперечисленным добавятся упражнения способствующие:

- Снижению тонуса мышц плечевого пояса;

- Устранению деформаций локтевого сустава (разгибание руки в локтевом суставе для предотвращения возникновения контрактур или для уменьшения уже имеющихся);

- Развитию подвижности поясничного отдела позвоночника и формированию поясничного лордоза;

- Коррекции мелкой моторики и манипулятивной деятельности рук (упражнения для исправления порочного положения кисти и пальцев рук).

Для испытуемых с диагнозом гиперкинетическая форма детского церебрального паралича комплекс упражнений будет направлен на :

- Устранение порочных положений отдельных частей тела;

- Обучение самоторможению непроизвольных движений;

- Улучшение координации движений и опорности конечностей;

- Обучение целенаправленным движениям.

В ходе исследования были получены результаты выполнения детьми с ДЦП контрольных упражнений, направленных на оценку координационных способностей и силы мышц. Были выявлены основные проблемы и слабые места каждого участника эксперимента. Изучив диагнозы и проанализировав результаты контрольных упражнений, был сделан вывод о том, что у двух детей поражение в большей степени приходится на ноги, у трёх больше поражены руки. Предполагается, что разработка индивидуальных программ в использовании методов и средств адаптивного скалолазания позволит положительным образом повлиять на развитие слабых сторон детей. Рассмотрена возможность индивидуального подхода с разработкой индивидуальных упражнений в зависимости от характера повреждений, основанных на технике адаптивного скалолазания. В дальнейшем предполагается возможность применения средств адаптивного скалолазания для возможной коррекции патологических двигательных действий детей страдающих церебральным параличом.

Список использованной литературы:

2. Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — М. : МЕДПРЕСС-Информ, 2002. — 608 с.

3. Гросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 26-34.

4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-167с. глава 14 реабилитация спортсменов-инвалидов.

5. Дубровский В.И., Дубровская А. В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии в состоянии здоровья.- М.: Бином, 2010.- 320с.

6. Кикенов И. С. Развитие координации в скалолазании // Спортивная федерация скалолазания Санкт-Петербурга -2011.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://spbdimЫng.ru/mdex.php/artide/49-2011-01-30-17-03-12

9. Петрухин А.С.. Детская неврология: учебник в 2 т. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012, - Т.2. -560 с., 2012

10. Сапаров М.М., Воронович И.Г. Развитие статокинетических свойств у детей с ДЦП средствами адаптивного скалолазания, 2015.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: Ы1р://с-Г-r.ru/UserFiles/File/news/2015Z06_saparov.pdf

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

Педагогическое моделирование, социализация, педагогическая методология, технология системно-

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Ключевые слова: нарушения опорно-двигательного аппарата, дети школьного возраста, методика оценки физического развития, уровень физического развития

Аннотация. В статье представлена авторская методика индивидуальной оценки физического развития детей с двигательными патологиями. Методика позволяет выявить уровень физического развития и отслеживать его динамику.

Methodology individual assessment of the physical development of children of school age with impaired locomotor

Poletaeva N. A., undergraduate. Ural Federal University named after First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg

Keywords: disorders of the musculoskeletal system, school-age children, the estimation procedure of physical development, the level of physical development

Abstract. The article presents the author's method of individual assessment of the physical development of children with motor abnormalities. The technique allows to determine the level of physical development and to monitor its dynamics.

Согласно Примерной программе по физической культуре основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность [1].

Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Отслеживание динамики физического развития детей с нормативным здоровьем, согласно Примерной программе по физической культуре происходит с помощью учебных нормативов по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств. Согласно нормативам, обучающиеся проходят тестирование по всем физическим качествам: быстроте, выносливости, силе, ловкости, гибкости. В результате учитель в течение учебного года, а также нескольких учебных лет, получает динамику физического развития детей.

В специальном образовании перед учителем стоит непростая задача: найти универсальный инструмент отслеживания динамики физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебные нормативы, применяемые для детей с нормативным здоровьем, не подходят для детей с двигательными патологиями, так как индивидуальные особенности обучающихся не позволяют корректно оценить их физическое развитие, тем более что большинство физических тестов по медицинским показаниям противопоказаны детям.

Обучение детей школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата по предмету Физическая культура предполагает определение необходимых упражнений для занятий, выявление их эффективности, а, следовательно, и динамики развития обучающихся.

Существуют несколько методик определения эффективности занятий по физической культуре для детей с двигательными патологиями.

1. Шкала навыков по Чейли.

Этот метод основывается на неврологических и биомеханических аспектах развития. По системе Чейли оценивается: положение таза, положение плечевого пояса, симметрия, распределение веса тела.

2. Оценка двигательных возможностей детей, разработанная в НИИ травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера. Методика включает в себя:

  • оценку состояния двигательной и рефлекторной сфер;
  • оценку уровня развития мелкой моторики;
  • оценку уровня развития умственной деятельности;
  • обследование развития речевых навыков;
  • обследование возможностей зрительно-пространственного восприятия;
  • определение наличия сопутствующих заболеваний;
  • определение морфологических данные ребенка [3].

  • динамометрия кистей;
  • экскурсия грудной клетки;
  • жизненная емкость легких;
  • силовая выносливость мышц спины;
  • статическая координация;
  • оценка манипулятивной деятельности рук;
  • оценка зрительно-моторной реакции;
  • оценка способности к самообслуживанию;
  • коммуникативные способности;
  • организаторские способности [2]. Перечисленные показатели отражают морфологические качества детей, коммуникативные способности, в меньшей степени - сформированность двигательных навыков и общее физическое развитие детей.

Анализ методик оценивания физического развития детей школьного возраста показал, что существующие методики громоздки, не оценивают общее физическое развитие и не определяют его уровень. Следовательно, создание доступной для использования методики оценивания физического развития школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата весьма актуально. Доступность в использовании помогает учителям по физической культуре проводить оценивание оперативно - во время урока.

Основным средством физической культуры является упражнение. Поэтому оценивание физического развития происходит с помощью упражнений, которые условно разделены по видам исходные положения:

  • сидя на стуле;
  • лежа на животе;
  • сидя на полу;
  • стоя на коленях;
  • основная стойка.

Разные исходные положения позволяют сделать процедуру комфортной не только для инструктора, но и для исследуемого ребёнка. Индивидуальные особенности детей не должны быть препятствием для оценивания актуального уровня физического развития.

Согласно авторской методике индивидуальной оценки физического развития детей школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в процессе тестирования используются следующие упражнения:

Помимо физических упражнений, тестирование содержит антропометрические показатели: рост и масса тела. Оценивание выполнения физических упражнений разделено на две группы: самостоятельное выполнение и с помощью. Таким образом, удается отследить динамику физического развития у всех детей, в том числе и обучающихся с тяжелой формой ДЦП.

В описании теста приводится норма результата по каждому упражнению. Норма была выявлена в результате исследования школьников с нормативным здоровьем. Исходя из нормы, была рассчитана оценка каждого показателя. Соответственно, самостоятельное выполнение упражнения оценивается максимально в 10 баллов, выполнение с посторонней помощью - максимально в 5 баллов.

В результате оценивания получается сумма баллов (Σ баллов), которая с помощью формулы преобразуется в оценку уровня физического развития (L):

L = (Σ баллов/ Σ баллов нормы)·100%

Уровни физического развития:

  • от 0 до 20% - низкий;
  • от 21 до 40% - ниже среднего;
  • от 41 до 60% - средний;
  • от 61 до 80% - выше среднего;
  • от 81 до 100% - высокий.

Результаты на начало и конец года заносятся в таблицу, благодаря чему можно увидеть динамику физического развития в течение года, а также в течение нескольких учебных лет.

Таким образом, с помощью выполнения общеразвивающих упражнений во время урока удается определить уровень физического развития обучающихся без существенной корректировки календарно-тематического плана.

Исследование проведено при финансовой поддержке молодых ученых Уральского федерального университета в рамках реализации программы развития УрФУ.

  1. Примерные программы по учебным предметам Физическая культура 5 - 9 классы -М.: "Просвещение", 2010.
  2. Репина А. И. Адаптивная физическая культура как средство развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Репина Алла Ильинична; [Место защиты: Ур. гос. пед. унт]. - Екатеринбург, 2008. - 147 с.
  3. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие [Текст] / под ред. Л. В. Шапковой -М.: Советский спорт, 2004. - 464 с. - Библиогр.: с. 281-292

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.