Онтогенез ребенка с дцп

2.3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОНТОГЕНЕЗ. ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ В ТЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА

Эволюция живого — это поступательное развитие живой материи в ответ на изменяющиеся факторы внешней среды. Процесс индивидуального развития называется онтогенезом.

Онтогенез — это процесс изменения морфологических структур организма и их ответных реакций на внешние раздражители. Ткани, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое анатомическое и функциональное целое (5,11,15,16). Изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм ребенка, в результате чего изменяются функции всех органов, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования.

В течении заболеваний представителей животного мира, начиная от хордовых до млекопитающих, наблюдаются выраженные различия. Очевидно, что различие патологических процессов даже внутри одного класса млекопитающих — человека и животных обусловлено воздействием различных факторов среды обитания [16, 17].

Отличительной особенностью человека от животных в современном мире является процесс вынашивания беременности и процесс родов. К двум этим естественным процессам, выработанным в ходе длительной эволюции, за последнее столетие добавлено множество искусственных факторов: фармакологические методы сохранения беременности, активное родовспоможение, которые отсутствуют у животных. Мощные химические — фармакологические факторы нарушают эмбриогенез в период беременности. Механические факторы при родовспоможении могут также привести к нарушению структурных элементов организма ребенка. Эти факторы влияют на развитие и формирование организма ребенка. Ответных же приспособительных реакций на них в генетическом коде ребенка не существует, и если ребенок выживает, его развитие сопровождается нарастающими структурно-функциональными изменениями.

Эволюционно сформировалась отличительная морфофункциональная характеристика человека — прямохождение. В эволюции существенные изменения претерпевает и морфологический субстрат, обеспечивающий прямохождение, скелет, осевой фрагментированной частью которого является позвоночный столб. Особенности развития позвоночного столба, как части локомоторной системы, в эмбриогенезе и формирования его в родах, могут влиять на нормальные и на патологические реакции детского организма.

В основе любой рефлекторной реакции детского организма лежит двухнейрональная дуга. Тела нейронов этой дуги находятся в спинном мозге, расположенном в позвоночном столбе. Если при беременности и родах произошли повреждения структуры позвоночного столба, то соответственно произойдет изменение осевых нагрузок на позвоночный столб и скелет. Осевая вертикальная статическая нагрузка на позвоночник, связанная с попытками ребенка встать на ноги, приведет к увеличению деформации позвоночного столба, компрессии корешков и возникновению разнообразных корешковых синдромов, которые утяжеляют основной патологический процесс, но не учитываются в лечебной практике. Этим можно объяснить своеобразные позы ребенка с ДЦП при вертикализации. У животных, стоящих на четырех конечностях, нагрузка на позвоночник распределяется динамично, равномерно, посегментарно, компрессии корешков, связанной с вертикализацией тела, не происходит [17].

Этими фактами можно объяснить отличия в течении одних и тех же заболеваний животных и человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинов Артем Александрович

В работе исследовалось влияние физических упражнений на формирование двигательных функции организма у детей дошкольного возраста, страдающих церебральными параличами.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинов Артем Александрович

PECULIARITIES OF MOTORIAL ONTOGENESIS OF PRE-SCHOOL AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

The influence of exercises on the formation of motor functions of preschool children's organisms with cerebral purplish was analyzed.

готовности, которая, в свою очередь, может быть успешно сформирована не только в учебно-воспитательном процессе, но и в специально организованных для этого условиях.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.

2. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2003.

3. Кондаков И.М. Психология: иллюстрированный словарь. СПб., 2007.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1998.

5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005.

7. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

Поступила в редакцию 19.05.2010 г.

READINESS OF SENIOR PUPILS FOR COPING WITH CONFLICT RELATION SITUATIONS IN THE “TEACH-ER-PUPIL” SYSTEM

Svetlana Anatolyevna Sleptsova, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail sleptsova-s@mail.ru

The author of the article analyses the term “readiness”, interpreters the readiness of senior pupils for coping with conflict relation situations in the “teacher-pupil” system and discovers the core and structure of the readiness.

Key words: readiness, readiness of senior pupils, coping with conflicts, “teacher-pupil” relations.

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: sport_tsu@tsu.tmb.ru

В работе исследовалось влияние физических упражнений на формирование двигательных функции организма у детей дошкольного возраста, страдающих церебральными параличами.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; моторика; двигательные функции.

В современной литературе подробно средства адаптивной физической культуры,

описаны принципы, методы и содержание лечебная физкультура, различные виды мас-

комплексного восстановительного лечения и сажа, медикаментозные средства, ортопеди-

реабилитации детей с церебральными пара- ческая помощь, физиотерапевтические про-

личами, по мнению исследователей, основ- цедуры, рефлексотерапия.

ными компонентами которого являются

Многие исследователи указывают не только на коррекцию двигательной сферы данной категории детей, но и на необходимость специального обучения и воспитания детей, страдающих церебральным параличом, с целью преодоления нарушений познавательной деятельности.

Отечественные ученые Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев выдвинули положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Они показали, что развитие познания происходит у ребенка не спонтанно, путем развертывания заложенных в нем изначально возможностей, и не путем приспособления, адаптации ребенка к социальной среде, а в ходе присвоения им общественного опыта 1.

Рекомендуемые комплексные преодоления двигательных, психических и речевых нарушений у детей, страдающих ДЦП, повышают результативность медицинских, педагогических и логопедических мероприятий, особо указывая на тесный контакт в работе логопеда и врача и инструктора лечебной физической культуры.

Коррекционное воздействие на детей, страдающих ДЦП, должно предусматривать онтогенетически последовательную поэтапную стимуляцию развития возрастных, двигательных (моторных), психических и речевых функций.

Но все же определяющим синдромом клинических проявлений ДЦП является синдром двигательных расстройств у детей. Именно коррекция двигательных нарушений составляет ядро реабилитационных мероприятий при ДЦП, однако наряду с коррекционным воздействием на моторику ребенка необходимо комплексное воздействие на речевые и психические расстройства, т. е. напрямую затрагивается познавательная сфера ребенка.

В основе патофизиологических двигательных нарушений лежат специфические патологические механизмы, затрагивающие всю систему регуляции движений. К ним относятся:

- нарушение регулирующих влияний со стороны супраспинальных образований;

- нарушение интегративной деятельности (в т. ч. и познавательной сферы) нервной системы;

- поломка управляющих механизмов и образование новых патологических интеграций.

Все это, в свою очередь, приводит к изменению самой программы движения, обусловленного комплексным сегментарным и надсегментарным влиянием на осуществление сложного моторного акта. Дисбаланс тормозных влияний со стороны высших отделов центральной нервной системы сочетается с растормаживанием примитивных рефлекторных реакций (сегментарных, стволовых, мезенцефальных), сохранением программ поддержания равновесия и устойчивости в различных положениях на возможном уровне.

В исследованиях доказано, что процесс двигательного онтогенеза на его ранних этапах характеризуется определенной последовательностью и преемственностью, условно говоря, стадийностью. На стадии проприо-цептивного воздействия в соответствии с динамикой этапов становления вертикальной позы вначале воздействуют на аксиальные мышцы, затем на мышцы плечевого и тазобедренного поясов и на мышцы верхних и нижних конечностей, соблюдая кранио-каудальный и проксимально-дистальный принцип воздействия. У ребенка с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены.

Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП состоит, прежде всего, в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка. При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. В норме к 3 мес. жизни они практически уже не проявляются. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений.

Сформированные в процессе онтогенеза мышечные движения представляют собой физиологическую реализацию взаимодействия центральной нервной системы и опорнодвигательного аппарата ребенка. Со стороны нервной системы поступают команды, обеспечивающие наиболее рациональное решение двигательной задачи. В свою очередь, в опорно-двигательном аппарате возникают

цепи мышечных сокращений, обеспечивающих необходимое и правильно дозированное движение - целенаправленное и эргономичное.

Таким образом, прослеживается четкая последовательность (этапность) в развитии функции движения как у здорового ребенка, так и ребенка с ДЦП, успешное формирование моторики в то же время является базовым для формирования двигательной сферы ребенка и улучшения двигательной координации.

Многолетнее изучение проблем церебрального паралича позволяет со всей убежденностью свидетельствовать: для успешной и эффективной двигательной реабилитации больных ДЦП необходимо целенаправленное воздействие на основные звенья патогенеза разнообразных расстройств моторики, встречающихся при детских церебральных параличах. Основным патогенетическим механизмом является наличие патологической дисфункции между вертикальной и горизонтальной составляющими двигательного акта, что приводит, прежде всего, к нарушениям мышечного тонуса, еще больше задерживая и искажая моторное развитие ребенка. По данным Л. О. Бадалян, И.Ю. Левченко (1999), патология двигательной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из основных факторов, замедляющих их психическое развитие. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, нарушений зрительного и слухового восприятия, отсутствия предметных действий (становление которых происходит по мере развития общей моторики), недоразвития мелкой моторики у детей заметны отставания в развитии 4.

Дети, страдающие ДЦП, лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать предметами, общаться со сверстниками, не могут приобрести тот запас знаний об окружающем мире, который имеют нормально развивающиеся дети их возраста. У детей, страдающих ДЦП, сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Формирование операций сравнения, анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей замедлено, результатом чего являются неточности.

Но в то же время у многих детей, страдающих ДЦП, потенциально сохранены предпосылки развития мышления, в т. ч. его высших форм. Гибкие звенья функционирования коры головного мозга позволяют компенсировать дефекты подкорковых образований в развитии интеллекта при ДЦП.

Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей с церебральными параличами негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных для предыдущего этапа развития. Так, для детей с ДЦП свойственны непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание в деятельности мотивов удовольствия, недостаточная активность, нерешительность, наличие страхов, склонность к быстрой смене настроения. Недостаточность познавательной деятельности, коммуникативных связей с окружающими, иногда невозможность игры и систематического обучения, поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других реакцию протеста, негативизм, упрямство.

В основе постуральных закономерностей лежат принципы функционирования мышц и управления движениями с помощью центральной нервной системы, которая первично поражается при ДЦП. Как известно, тонические мышцы склонны к напряжению, а фа-зические - к расслаблению, при детском церебральном параличе мышечный дисбаланс усугубляется и приводит к порочным установкам различных звеньев тела.

Постуральными закономерностями являются а) прямое положение головы; б) выпрямление плечевого пояса; в) стабильное положение туловища; г) выпрямление тазового пояса; д) зрительно-моторная координация.

Формирование движений, как здорового ребенка, так и ребенка с ДЦП, подчиняется единым правилам:

- от проксимальных отделов к дистальным;

- от краниальных к каудальным;

- от крупных мышц к мелким;

- от циклических упражнений к ациклическим;

- от симметричных движений к асимметричным.

Для того чтобы правильно организовать движение ребенка с церебральным параличом, необходимо нормализовать мышечный тонус, максимально использовать сенсорную информацию, обеспечить реципрокную иннервацию и развить постуральные реакции и баланс, который регулируется вестибулярной системой, визуальным контролем, шейными тоническими рефлексами и рецепторами давления на стопах. Для детей с ДЦП очевидна огромная биологическая значимость двигательной деятельности - почти единственной формы осуществления не только взаимодействия с окружающей средой, но и активного воздействия на эту среду, изменяющего ее с небезразличными для особи результатами.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что многие из предлагаемых методик, методических подходов направлены на подавление избыточной афферентной импуль-сации проприоцептивной модальности у детей с ДЦП. Это, по мнению авторов, несомненно, приведет к коррекции двигательных нарушений, прежде всего, в формировании и коррекции в исполнительном звене двигательной системы человека, страдающего церебральным параличем.

При решении задач двигательного обучения необходимо обратиться к учению

Н.А. Бернштейна о двигательной активности. На базе модели опорно-двигательного аппарата Н.А. Бернштейн теоретически разработал способы управления моторикой человека. Сначала рассматривается возможность сохранения статической позы кинематической цепи. Аналогичная ситуация возникает в динамике, причем место недостающих связей для закрепления избыточных степеней свободы занимают динамические силы - внешние и внутренние. Н.А. Бернштейн предположил, что человек может управлять только внутренними силами, а реактивные и внешние силы не могут однозначно соотноситься с ними. Здесь, как пишет Н.А. Бернштейн, имеет место принципиальная неопределенность. Решение вопроса о неоднозначности он нашел в использовании для регулирования аффекторного процесса, т. е. передачи сенсорных сигналов о позе кинематической цепи и о мере растяжения каждой из влияю-

щих на ее движение мышц. Отсюда появился принцип сенсорных коррекций двигательной деятельности человека [5].

Принцип сенсорных коррекций, безусловно, верен в случае обучения, формирования умения, что особенно актуально в детском возрасте, однако при наличии двигательного навыка, при автоматизированном управлении логика сенсорных коррекций не проходит. Таким образом, уровни развития познавательных способностей представлены как зависящие от степени зрелости соответствующих функциональных систем, определяющейся по степени включенности функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

На первом уровне протекание психического процесса обеспечивается лишь функциональными механизмами, не связано с другими процессами и деятельностью, и, следовательно, его эффективность невысока.

На втором уровне подключаются пер-цептивно-представленческие операционные механизмы, произвольное внимание и познавательная деятельность, т. е. психические процессы становятся более опосредованными, но преобладающую роль играют внешние средства.

На третьем уровне познавательная деятельность приобретает интегрированный характер (в ней в той или иной степени участвуют все психические процессы), развиваются регулирующие механизмы в виде внутреннего контроля, программирующие и контролирующие действия и т. д.

В тесной связи с развитием моторики в процессе онтогенеза детей, страдающих церебральными параличами, необходимо рассматривать важнейшие психологические проблемы формирования ребенка в целом: мотивационно-потребностной сферы, интеллекта, овладение новыми видами поведения и саморегуляции.

Функциональная система той или другой познавательной способности возникает как единое целое, в котором интегрированны функциональные, операционные и регулирующие механизмы. На высшем уровне доминирующим операционным механизмом, при сохранении остальных, становится мыслительная обработка информации (что делает познавательную деятельность осмысленной и произвольно управляемой), регули-

рующие механизмы полностью сформированы. За счет этого достигается максимальная эффективность познавательной деятельности человека.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений. М., 1983. Т. 5.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

4. Бадалян Л.О., Дунаевская Г.Н. Детский церебральный паралич // Вестник АМН СССР. 1983. № 6. С. 71-79.

5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

Поступила в редакцию 20.05.2010 г.

PECULIARITIES OF MOTORIAL ONTOGENESIS OF PRE-SCHOOL AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

Artyom Aleksandrovich Litvinov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: sport_tsu@tsu.tmb.ru

The influence of exercises on the formation of motor functions of preschool children’s organisms with cerebral purplish was analyzed.

Key words: infantile cerebral paralysis; motor activity; motor functions.

Тимофеева Тамара Васильевна.

ГБОУ школа № 627

Санкт-Петербург 2018 год.

В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа больных детей детским церебральным параличом. Он является причиной семейных трагедий и представляет собою трудную общественную проблему.

Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений.

Целью данной работы является ознакомление педагогов с особенностями психофизического развития детей с церебральным параличом и задержкой психического развития, а также с системой коррекционно-педагогической помощи им.

В настоящее время все более актуальной становится проблема психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ЗПР. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

Особенности развития детей с детским церебральным параличом

Речевые нарушения у детей с ДЦП:

При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого периода. Доречевой период ребенка с церебральным параличом отличается от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2—3 года. К году у детей с ДЦП наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, криком. В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова. Нарушение формирования голосовых реакций сочетается со слабостью слуховых дифференцированных реакций на голос, интонацию, с трудностями локализации звука в пространстве и недостаточностью слухового внимания, что задерживает развитие начального понимания обращенной речи. Следовательно, при ДЦП задержан доречевой период, а также нарушены предпосылки к развитию речи. Индивидуальные сроки появления речи у детей с ДЦП значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором году жизни даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2— 3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни, На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4—5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) идет ее интенсивное развитие. При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. Почти у всех детей с ДЦП в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов. У всех детей с ДЦП в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа. При ДЦП у многих больных отмечаются нарушения фонематического восприятия, что вызывает трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более легких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками. В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей, страдающих ДЦП, отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания. Количественное ограничение словаря и медленное его формирование при спонтанном развитии в значительной степени связаны с ограничением объема, несистематизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об окружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию). Часто у детей с ДЦП отмечаются нарушения формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи.

Особенности психического развития детей с ДЦП

Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Хронологическое созревание психической деятельности детей с ДЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2. Выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения, У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений).

Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогикой работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста.

У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других — наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно- логического.

Задержка в развитии словесно-логического мышления у детей с ДЦП проявляется в том, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

На характер мыслительной деятельности детей с ДЦП оказывают влияние церебрастенические явления, выражающиеся в низкой интеллектуальной работоспособности, а также инертность психической деятельности.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений.

Все занятия с больным ребенком должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.В процессе занятия с больными детьми необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка. Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.

Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка.

Вместе с медицинскими мероприятиями должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность , воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия. Необходимо воспитывать в нём полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе.

1. Бадалян, Л.О. Невропатология/Л.О. Бадалян – М., 1987

2. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.

3. Лапшин, В.А. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин, Пузанов Б.П. – М. 1990

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.