Опора на руки при дцп

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику, укрепляют мышцы.

Главное условие эффективности родительской помощи – постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот, лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он постарается поднять голову.

Повторите упражнение несколько раз, понемногу увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются мышцы спины и шеи.

2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность. Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и обеспечивающие свободу движений головой.


Научите ребенка с ДЦП опираться на руки

Умение ребенка, страдающего церебральным параличом, опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы, перемещений ползком и т.д.

Для выработки умения опираться на локти подберите нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях – но не выпрямленные полностью! – руки.

По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.


Учим ребенка с ДЦП поворачиваться и переворачиваться

1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

Ответной реакцией на воздействие должно стать приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения – выработка навыка самостоятельного переворачивания.

Чередуйте направления движений в упражнении.


Обучение ребенка с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует отработки.

В качестве тренировочного предмета можно использовать одну или несколько плотных диванных подушек.

2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно помогая ему встать.

Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между сериями.

3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего его объекта.

4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем положении.

Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками. Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного, коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.



Учим ребенка с ДЦП двигаться и ходить

Движение человека осуществляется ритмично при помощи различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

- навыки постуральной адаптации, то есть умение держать осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от падения;

- способность к самостоятельному перемещению своего тела и ношению предметов;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки, можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

Ползать – раньше, чем ходить

Желание ползать у ребенка, больного детским церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно двигаться.

Если ползание не дается ребенку, помогите ему дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол. Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть дальше – и он постарается дотянуться до нее.

Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую поверхность и мог прилагать усилия к передвижению.

Научите ребенка с ДЦП удерживаться стоя на коленях

Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка.

Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге, причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

По мере наработки навыка проводите тренировку возле низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены.

Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.


Учим ребенка с ДЦП самостоятельно вставать

Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок, страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя ногами.

Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен. Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней, помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью выпрямлены.

Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с подъемом будет делать шаг вперед.

Учим ребенка с ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела на одну ногу, выполняйте упражнения:

2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию. Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение с другой ногой.

Ребенок с ДЦП уверенно стоит, но не ходит. Что делать?

Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не могут не дать результата.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления (стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

Используйте тренажеры с ременными подвесами для больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

Что делать, если ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно, то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами. Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.

Этот комплекс упражнений дала Лена (Экснезарегистрированная) в конфе "Другие Дети" на 7ya, она поставила в прямом смысле этого слова, свою дочь на ноги.
возможно многие уже делают такие упражнения, а для кого-то это будет что-то новенькое, итак, цитирую Лену дословно:
Действительно, наверное будет проще разместить эти упражнения здесь, а не посылать персонально каждому. Хочу написать немного подробнее о лечении. Нам диагноз поставили рано, уже в месяц. В поликлинике невропатолог ничего не увидела. Но у нас была из роддома двойная кишечная инфекция - стафилококк и кишечная палочка. Нас в месяц отправили на консультацию в Институт детских инфекций, а там мы попали к замечательному врачу. Он буквально 5 минут повертел ребенка в руках и сказал, что прежде всего мы пойдем к их главному невропатологу. И через пол часа я вышла с волосами, стоящими дыбом. Так что заниматься мы начали сразу. Лечились в 25-й больнице на Гаврской. Конечно, страшно было ложиться с такой маленькой, но страх перед диагнозом пересиливал. Я считаю, что у нас в Питере в этой больнице специалисты очень квалифицированные. ВЧД лечили в Рауфхуса на нейрохирургии, поскольку был страшный рецидив в 2 года, поначалу нам сказали, что пошел "объемный процесс" - это так деликатно назвали опухоль мозга. Логопедические методики нам тоже давала логопед в 25-й больнице, между курсами занимались дома все время. Когда девочка в 2 года заговорила, стало ясно, что очень плохая память. Стихи учили каждый день. Еще я перечитала кучу книг по дефектологии и мне понравилась мысль о том, что при ЗПМР нужно заниматься "на опережение". Наопережали так, что она пошла в школу в 6 лет сразу во 2 класс. Правда, потом в этом оказалось много минусов и мы об этом жалели. Диагноз нам сняли в 4,5 года, остаточный диагноз - МЦД в форме левостороннего гемисиндрома. С этим тоже справились массажем. Да, массаж я делала сама с 2-х лет, закончила специальные курсы с упором на эту патологию, а до 2 лет у нас была очень хорошая массажистка. Она мне показала точечный массаж, и я во время занятий ЛФК сама снимала спастику - у нас спастика была на фоне атоническо-астатической формы в отдельных мышцах. Как я поняла из множества перечитанной литературы, самое главное (и трудное) при ДЦП - добиться правильного развития и смены рефлексов. Можно нормализовать тонус, но если не пойдет угасание тонических рефлексов и развитие установочных, моторика все равно развиваться не будет. Упражнения посылаю в той форме, в которой я их уже отправляла другим родителям, перенабирать слишком долго. Всем мужества и успехов. А к знахарям не ходите, это только трата денег и времени. И, между прочим, православная церковь это осуждает. Все сразу не проходит, посылаю кусками.
Комплекс на погашение тонических рефлексов.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется в двух положениях - на спине и на животе. На спине ЛТР проявляется повышением тонуса во всех мышцах разгибателях (экстензорах) тела. Это приводит к тому, что
позвоночник и ноги выпрямлены, рефлекторно повышается тонус в приводящих и ротирующих внутрь мышцах бедер. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона".
1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Продолжение:
На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать.
3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз
повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних
конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей.
4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.
5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и
развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.
6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.
Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса.
8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.
9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.
10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.
11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника).
12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения.
Продолжение:
13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх.
14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок.
15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию). К этому упражнению переходят, освоив предыдущие.,
Рефлекс Моро, рефлекс Бабинского и рефлекс Переса-Галанта гасятся
упражнениями того комплекса, который направлен на развитие моторики, еще хорошо помогают тепловые процедуры. Мы делали азокерит (лечебная грязь) на дому. Оральный рефлекс постепенно проходит сам, у одного ребенка я его наблюдала до 6 лет.
Комплекс на развитие моторики.
При спастической тетраплегии очень важно снимать тонус постоянно,
хорошо бы Вам найти массажиста, знающего точечный массаж, чтобы он показал основные точки для снятия тонуса. Тогда в процессе занятий с
ребенком Вы сами могли бы снимать спастику. Точки можно
попросить массажиста пометить, например, зеленкой, пока Вы сами не
научитесь их находить. Еще хорошо снимает тонус мягкое потряхивание,
как бы вибрация, ручками и ножками. Во время занятий нужно следить,
чтобы конечности, особенно кисти рук, были не зажаты, а раскрыты.
Можно ручки потряхивать, поглаживать, добиваясь их расслабления и
раскрытости. Для занятий нужно приобрести несколько надувных мячей
соответствующего размера(будет ясно из описания упражнений).
Упражнения на мяче очень важны - они позволяют развивать опорность в
конечностях и тренируют способность держать равновесие, без этого
ребенок не сядет, и позу на четвереньках не освоит, а это основа
развития дальнейшей моторики. Ходить Вам пока не нужно, раз есть
переступание. У нас переступания не было до года.
Для занятий нужен большой стол, его хорошо бы прикрывать на время
занятий чем-нибудь колючим, чтобы при выработке опорности раздражалась
кожа на ладошках и стопах. Занятия начинаются и заканчиваются
тренировкой в позе эмбриона (знаете?).
Итак, упражнения на обучение движениям.
1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью
взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать
его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для
движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять
правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю
левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за
правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в
стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно
перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой.
2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно
противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на
противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот.
Продолжение:
3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках.
4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче
так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча.
Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою
правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед,
одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так,
чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и
оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки
опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой,
рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это
движение отсутствует.
5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой
качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой
добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы,
зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка
формировался стереотип опоры).
6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать
равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а
на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при
потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью
одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону.
7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги
вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону,
другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею
на стол.
8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги.
Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой.
9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на
столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки,
заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки.
10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче
животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать
ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками).
Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая
поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по
столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках.
Продолжение:
11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на
мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой
передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что
ребенок упирается о стол коленями.
12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей
согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались
вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол
(раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по
столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают
папы.
13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед.
14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит
на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой
одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то
на стопы ног.
15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей.
Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты
кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и
присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол.
16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче
на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном
положении, а ноги согнутыми в коленях.
17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате.
Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.