Опыты для детей с дцп

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (не имеет форму; нет запаха; бесцветна; некоторые вещества в воде растворяются, некоторые – нет); закреплять умение пользоваться схемами при проведении опытов.

Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; умение делать выводы, умозаключения; мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Ход образовательной деятельности:

В. : Ребята, к нам пришло электронное письмо от Лунтика. Он прислал нам картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что между ними общего. (презентация,на слайдах которой представлены картинки: ручей, снег, дождь, роса, чайник, выпускающий пар, кран с водой).Лунтик задает вопрос: Что общего между всеми этими картинками? (слайд, на котором представлен Лунтик и ранее представленные картинки).

Д. : Это все вода.

Лунтик. : Снег и лед – это тоже вода? (слайд: Лунтик, лед, снег)

Д. : Да, только замерзшая, вода может замерзнуть.

Л. : А какие еще свойства воды вы знаете? Я отправляю вам 4 конверта (заранее приготовлены за монитором, думаю, они вам пригодятся. Желаю удачи, буду ждать ответа. (слайд:Лунтик и вокруг него схемы: форма – квадрат, круг, бесформенное пятно; запах – флакон, флакон перечеркнут; бесцветность – бутыль прозрачная, бутыль непрозрачная; растворимость – бутыль прозрачная, бутыль, в которой что-то есть).

В. : Поможем Лунтику разобраться во всех свойствах воды. Проведем опыты, сфотографируем их и отправим Лунтику по электронной почте. Посмотрим, что за конверты прислал нам Лунтик. (рассматривание схем с проговариванием о том, что они обозначают).

1 схема: форма – квадрат, круг, бесформенное пятно;

Д. : Вода не имеет формы.

2 схема: запах – флакон, флакон перечеркнут;

Д. : Вода не имеет запаха.

3 схема: бесцветность – бутыль прозрачная, бутыль непрозрачная;

Д. : Вода бесцветна.

4 схема: растворимость – бутыль прозрачная, бутыль, в которой что-то есть;

Д. : В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

Вы слыхали о воде?

(руки разводятся в стороны)

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане

И в колодце во дворе,

И в водопроводном кране.

(Руки согнуты на уровне груди, правая ладонь вверху смотрит вниз, левая внизу направлена вверх, затем ладони меняются. Смена осуществляется на каждое слово)

Как сосулька, замерзает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться

(Имитация проговариваемых действий)

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

В. : Приступим к опытам. Сейчас я каждому раздам по схеме. Она вам поможет. Подумайте, что вам будет необходимо, чтобы провести опыт. Здесь на подносе лежит то, что вам пригодится (сосуды разной формы, разрезанные на части чеснок и лимон, гуашь 2-х цветов, сахар, мука, масло. Каждый ребенок по одному выбирает необходимые ему ингредиенты, объясняет свой выбор, в случае затруднений ребята помогают. Все дети рассаживаются за стол)

В. : перед работой необходимо вспомнить правила работы с водой.

Д. : быть аккуратным, стараться не проливать воду; не мешать соседу; если что-то не понятно спросить у воспитателя; закончил дело – дождись, пока закончат остальные.

Проводятся опыты детьми, воспитатель в случае необходимости направляет деятельность детей. В процессе работы с детьми воспитатель фотографирует конечный результат опытов.

Дети пересаживаются за мониторы. Проводится подведение итогов по каждому опыту в отдельности. Ребята рассказывают, какие свойства воды они определяли, как и к какому выводу это привело.

(На слайдах проецируются заранее заготовленные фотографии по каждому опыту отдельно).

В. : Отправим Лунтику наш ответ. Думаю ему теперь будет понятно, какой бывает вода. Наши фотографии помогут ему в этом (слайд: Лунтик и фотографии с опытами).

prezentacija-voda_8esbj.ppt | 14684 Кб


Опыты с водой в младшей группе Опыты с водой в младшей группе. Задачи: 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. 2. Развитие.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарев Роман Олегович

В данной статье рассматриваются конкретные приемы и методы работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы. Данная работа может представлять практическую значимость для учителей начальных классов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарев Роман Олегович

нового подхода состоит в том, что задача оценивания собственной деятельности ставится перед ребенком с самого начала обучения, открыто определяются критерии оценивания, которые выступают перед ребенком в явном виде. Четко дифференцируются субъективные и объективные критерии оценки. В процессе развития самооценивания важной задачей для обучающихся остается сравнение собственной и учительской отметки.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении связи целенаправленного, технологически выстроенного формирования оценочной деятельности учащихся со становлением субъектности учеников. Теоретически обоснована модель формирования оценочной деятельности учащихся как целостного процесса овладения комплексом умений учиться, определении и системном описании этапов процесса формирования мотивационных, рефлексивных и самооценочных умений учащихся, умений самопознания как базовых компонентов оценочной деятельности учащихся.

Гладкая, И.В: Оценка образовательных результатов школьников Текст. / И.В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2008. - 144 с.

Звягинцева, Е.В. Методы изучения познавательных способностей школьников Текст. / Е.В. Звягинцева // Школьные технологии. — 2009. — №2.-С. 166-172.

Зачёсова, Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся Текст. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. 2007. - №2. - С. 167-172.

Квитова, JT. Ф Как проверить качество сформированности умений Текст. / Л.Ф. Квитова // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — №2.-С. 62-65.

Панина, А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику Текст. / А.Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. 2008. - №9. - С. 28-31.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛНЫМ ПАРАЛИЧОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пушкарев Роман Олегович, 2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования городКраснодарсредняяобщеобразовательнаяшкола№85, учитель начальных классов высшей

Аннотация: в данной статье рассматриваются конкретные приемы и методы работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы. Данная работа может представлять практическую значимость для учителей начальных классов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: обучение младших школьников с детским церебральным параличом.

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема ДЦП получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения.

Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП:

• Согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно.

• У некоторых детей снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различение звуковых частот, особенно высокой тональности. Нередко наблюдается недостаточность зрения, у 20-30% детей - косоглазие.

• Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних - повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - заторможенность, вялость), склонность к колебаниям настроения.

• Для большинства детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.

• Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость; тенденция к ограничению социальных контактов).

• У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.

• Наблюдаются соматические нарушения: пороки сердца, пороки лёгких, изменение со стороны эндокринной системы и др.

• Примерно у 20-25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, психопатоподобное поведение, у 20% - эпилептические припадки, системные неврозы (например, заикание). Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.

Дети с ДЦП - это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.

В связи с вышесказанным при обучении детей с ДЦП следует учитывать следующее.

При обучении письму необходимо организовать ребенку комфортное рабочее место, поэтому целесообразно подобрать каждому ребёнку индивидуально стул или кресло , если необходимо подлокотники и крепления для ног, иногда крепятся и плечи, чтобы ребёнок не западал вперёд на парту. Всё это необходимо, потому, что большинство детей с ДЦП не умеют держать таз в правильном положении, а удобная поза имеет для ребёнка огромное значение, ведь при неудобной и неправильной позе дети с ДЦП реагируют быстро развивающимися деформациями опорно -двигательного аппарата.

Следующим этапом является подбор ручки или карандаша. Начинать следует с простого мягкого карандаша, затем переходить к ручкам. Удобно использовать ручки, которые имеют на пастах специальных шарик, позволяющий писать под любым наклоном. Эта ручка не царапает бумагу (что часто раздражает детей)и пишет на любой поверхности( матовой или глянцевой).

Так же необходимо заметить, что лучше использовать круглые карандаши, а не граненые, поскольку при использовании таких карандашей пальцы ребенка находятся в меньшем напряжении.

Следующим моментом является подбор того, на чем будет писать ребенок. Кому-то подойдет обычная тетрадь, а кому-то тетрадь в крупную клетку. Некоторым детям придется самостоятельно расчерчивать листы. Это могут быть клетки и линии размером от 1 до 2 сантиметров, в зависимости от степени нарушения зрительного восприятия и нарушения моторных умений.

Трудности могут возникнуть и при научении ребенка правильному захвату ручки или карандаша и ведению линии по поверхности тетради. Дети с гиперкинезами неплохо схватывают карандаш или ручку. Не следует требовать от детей обязательно держать ручку тремя пальцами, как это делают обычные дети. Пусть он держит её так, как ему удобно, но чтобы ручка не выскальзывала из рук и не напрягала мышцы. Но для того, чтобы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. Оторвать руку от поверхности ребёнку с гиперкинезом часто не просто. Но благодаря усердию и тренировкам многие дети успешно овладевают этим.

С детьми, у которых наоборот мышцы ослаблены, дело обстоит сложнее. Они не могут схватить карандаш, а затем удерживать его в руке, не могут надавить на него, чтобы он оставил след на листе. Зачастую им приходится держать ручку таким образом, каким им удается взять ее со стола. С такими детьми поначалу долго приходиться писать вместе (рука в руке). Затем необходимо придумать как лучше закрепить карандаш в руке ребёнка. Простейшее приспособление, зачастую вполне достаточное на начальных этапах - плотный клубок шерсти такого диаметра, который

ребенок может схватить, соединив кончики большого и указательного пальцев. Такой клубок протыкается ручкой примерно на трети его диаметра. Основной объем клубка вкладывается в кисть.

Так же особенности детей с ДЦП следует учитывать и после периода обучения грамоте. Чаще всего такие дети нуждаются в обучении на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием.

После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. "Непослушная" ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую больной ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

• моя любимая игрушка;

• описание дерева под окном;

Подробно составленный план, наводящие вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как правило, на вопросы дети отвечают простыми предложениями, в них отсутствуют средства литературной выразительности, творческие работы получаются краткими и очень сжатыми. Хотя внутренний мир ребенка, больного ДЦП, как правило, богат. Такие дети с удовольствием рисуют, используя всю палитру красок, и этот положительный момент в работе следует использовать как минутки отдыха между основными уроками. Но особенно он эффективен на уроках естествознания. Выполнение заданий в виде рисунка на темы "Растения тундры", "Животные леса", а также работа с географическими картами дают положительные результаты, хорошие оценки и моральное удовлетворение от сделанной работы.

К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1-2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1-2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда - поиск решения.

В 3-4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.

Задачи геометрического характера, как правило, разбираются учеником легко, но построение фигур, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания.

Все эти наблюдения, конечно, касаются работы с больными, но практически обучаемыми детьми.

И, как заповедь для врача, хочется напомнить заповеди для учителя, который работает с детьми вообще и с больными в частности.

Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов - это способствует развитию самостоятельности.

Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Воспитание должно быть щадящим к детству - поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

И последнее. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации: Отв. ред. С В. Алехина. - М: МГППУ, 2012.

4.Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УШ видов №48 от 04.09.1997г.

5.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. матер.// Международная научно-практическая конференция// Отв. ред. Алехина С.В.: МГППУ, 2013.

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Назарова Наталья ВладимировнаНаписать 843 11.08.2017

Номер материала: ДБ-628336

  • Начальные классы
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    11.08.2017 180
    11.08.2017 196
    11.08.2017 143
    11.08.2017 138
    11.08.2017 182
    11.08.2017 203
    11.08.2017 3156

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


В первой части Софья Бакалеева разбиралась с тем, что такое физическая терапия, эрготерапия, Войта-терапия и Бобат-терапия.

Кондуктивная педагогика Петё

Возраст: с 2 лет

Во время Второй мировой войны он устроился врачом в дом Красного Креста, где были дети с разными формами церебрального паралича, недоношенные младенцы, сироты с функциональными расстройствами. 15 апреля 1945 года он организовал в разрушенном войной Будапеште Экспериментальный отдел лечения детей-инвалидов – лечебно-педагогическую организацию, которая начала ставить на ноги пациентов с ДЦП. В 1948 году по его идее и инициативе был создан Институт двигательной терапии, который он возглавил.

Независимо от поражения, наша нервная система имеет резервный потенциал, который может быть мобилизован в процессе обучения под непосредственным управлением. Поэтому метод получил название кондуктивного (от латинского konduktiv — наводящего, управляющего) обучения.

Кому подходит: Кондуктивная педагогика адресована в первую очередь детям и взрослым с церебральным параличом различных форм. Также применяется для улучшения состояния при болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, последствиях инсульта и черепно-мозговых травм. У пациентов со Spina Bifida, а также после травмы или операции на позвоночнике и спинном мозге, ставятся несколько иные цели для занятий, чем при ДЦП. Особое значение имеет обучение контролированию акта
мочеиспускания, формированию произвольного мочеиспускания (и дефекации).

Цель: ребенок с детским церебральным параличом, преодолев двигательную, речевую, психическую недостаточность, должен стать независимой, самостоятельной творческой, активной личностью и занять достойное место в обществе.

Задачи: повышение мотивации ребенка к движению и интеллектуальному развитию, укрепление веры самого ребенка и его родителей в возможности ребенка, развитие интереса к окружающему миру, формирование дружеских отношений с другими участниками, выработка самостоятельности и усидчивости, обучение самооценке и самоконтролю, улучшение крупной и мелкой моторики. Ребенка учат применять уже освоенные движения в повседневной жизни, учат достигать поставленную цель.


Суть метода: Кондуктивная педагогика представляет собой образовательную систему, которая комбинирует физическую терапию, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Подразумевает, с одной стороны, целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность, а с другой — воздействие на него привычной окружающей среды. Требует большой степени участия не только самого ребенка, но и его семьи и всех, кто вовлечен в его жизнь.

Способ: Занятия состоят из блоков разнообразных физических упражнений и педагогических заданий, проводимых в игровой форме.

Принципы: Кондуктолог составляет индивидуальные программы для каждого ребенка, четко формулирует цели для занятий (текущую и глобальную для всего курса), следит за правильностью выполнения упражнений. Все события, которые происходят во время занятий (прием пищи, питье, игры, туалет, переодевание) являются частью занятий, носят обучающий, познавательный и игровой характер и проходят вместе с кондуктологом.

Противопоказания: нет

Курс: Трехнедельные курсы, на протяжении которых дети занимаются по 3-6 часов в день по методу кондуктивного воспитания, являются стандартным протоколом, принятым как в Институте имени А.Петё, так и во многих европейских и американских центрах. Развитие (лечение) продолжается и по окончании курса — дома. Упражнения сохраняются не как упражнения, а как часть режима дня ребенка.

Традиционно (в Венгрии) дети имеют возможность заниматься по программе кондуктивной педагогики во время пребывания в детском саду или школе. Возможно, эта форма наиболее оптимальна для ребенка и его семьи, но пока остается самой сложной с точки зрения организации и привлечения специалистов (для России).

Метод Фельденкрайза


Возраст: любой

На чем основан: Эффективность работы по методу Фельденкрайза основана на нейропластичности (способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт). Однако само это явление было открыто позже, чем Фельденкрайз стал его использовать.

Он спрогнозировал пластичность мозга исходя из собственной работы с людьми, наблюдений за детьми, обучающимися движению, а также из анализа огромного количества научных источников. Совместная работа с доктором Полом Бах-и-Рита в конце 1970 годов научно доказала идею нейропластичности. Однако открытие нейропластичности не было оценено и не применялось в науке и реабилитации в 1970-1980 годов нигде, кроме метода Фельденкрайза и двух пилотных проектов по восстановлению от инсультов и травм головы. До 1990 годов исследования нейропластичности не представляли интереса для других ученых.

Кому подходит: К методу обращаются те, кто хочет улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, различных видах спорта, просто улучшить самочувствие. А также те, кто испытывают проблемы со здоровьем (боли в шее, спине, коленях, последствия перенесенных травм, операций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, последствия инсульта,
рассеянного склероза и др.) и люди с особыми потребностями (ДЦП, задержки развития различного характера, аутизм, последствия повреждений головного мозга и генетических нарушений).

Цель: общее улучшение функционирования человека и развитие его способностей.

Задачи: глубже узнать и научиться воспринимать собственное тело, достичь легкости и естественности движения, убрать лишние усилия при том или ином движении; в процессе исследования движения, его переосмысления, попыток совершать движения, ранее для него невозможные, человек может расширить представление о своих функциональных возможностях и о себе в целом.

Суть метода: Метод Фельденкрайза не является разновидностью лечебной физкультуры или массажной техникой, это, скорее, метод соматического обучения.

Формы работы: Сознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) — групповые занятия, в которых ведущий, не демонстрируя движений, направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Ими также можно заниматься индивидуально, слушая записи уроков и самостоятельно выполняя описываемые действия.

Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) — индивидуальные невербальные сеансы, в которых движение занимающегося направляется движением практика. Сеансы функциональной интеграции проводятся, как правило, на специальной кушетке (вариант массажного стола) с применением особых подушек, валиков и других материалов, которые
используются для поддержки положения тела и организации движения, а также как средство обратной связи для занимающегося.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: нет курсовых занятий.


Возраст: с 2 лет

Авторы: разработан в 1991 году группой российских физиологов и клиницистов на базе новейших для того времени достижений в области космической медицины.

Кому подходит: детям и взрослым с ДЦП (важное условие — пациент должен удерживать устойчивую вертикальную позу с опорой или без опоры)

Задачи: направленная коррекция позы и движений больного с помощью опорных и регулируемых элементов и воздействие на двигательный центр головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций; разрушение сложившихся патологических движений и становление новых рефлекторных связей, что должно по задумке оказывать соответствующее лечебное воздействие на структуры центральной нервной системы, контролирующие движения и речь.

Все тяги снабжены устройствами, регулирующими их натяжение, что позволяет создавать не только осевую нагрузку на туловище и ноги в пределах от 15 до 40 кг, но и осуществлять изменение позы пациента, включая создание исходных углов в наиболее крупных суставах, а также сгибание и разгибание туловища. Нагрузочный костюм действует как эластичный внешний каркас, не ограничивая амплитуду движения, а утяжеляя с лечебной целью их выполнение.

Принцип действия: Как ортопедический аппарат он способствует одномоментной коррекции позы туловища и нижних конечностей, выведению суставов в максимально возможное физиологическое положение, выполняя функции эластичного фиксирующего каркаса. Как нагрузочный костюм он помогает гасить патологические рефлексы и позволяет дать дозированную нагрузку на необходимые мышцы, усиливая влияние лечебных гимнастических упражнений.

Лечебный эффект распространяется не только на двигательные возможности туловища и конечностей, но и на артикуляционную мускулатуру при наличии различных форм дизартрий.

Противопоказания: деструктивные изменения в позвоночнике, вывихи тазобедренных суставов, грубые деформации позвоночника, эпилепсия в приступном периоде, выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы, соматические заболевания в стадии декомпенсации, лихорадочные состояния

Продолжительность курса: Курс лечения методом продолжается 3-4 недели (3-4 часа ежедневно) и в основном состоит в выполнении больным ряда движений, включающих ходьбу.

Проприоцептивная нейромышечная фасилитация (PNF)


Возраст: с 4 лет (от пациента требуется возможность осознавать и выполнять команды терапевта)

Авторы: Основы PNF были заложены в США при реабилитации раненых в годы Второй Мировой войны. Основоположниками метода являются доктор Герман Кабат и его помощница Маргарет Нотт, которые, исходя из собственных клинических наблюдений, вывели концепцию этой терапии.

В 1946 г. клинический опыт, подкрепленный теоретическими обоснованиями, стал основой метода PNF. В 1948 г. в городе Вальехо (США) открылся центр реабилитации, существующий и сейчас, который специализируется на концепции PNF.

Кому подходит: первоначально использовался как метод лечения больных полиомиелитом и рассеянным склерозом, со временем стало очевидно, что данный подход эффективен в лечении пациентов неврологического, травматологического, ортопедического профилей.

Цель: достижение оптимального уровня функциональных возможностей пациента.

Задачи: проприоцептивная нейромышечная фасилитация используется для улучшения гибкости, силы и диапазона движения поврежденных мышц, для лечения болей; данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно.

Суть метода: PNF — это концепция, использующая нераскрытый психофизический потенциал пациента. Терапевт всегда сфокусирован на мобилизации этих резервов для достижения наивысшего уровня функционирования. Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприоцепторы, реагирующие на растяжение или сжатие. PNF-терапевт воздействует на них и может стимулировать, инициировать и облегчить выполнение какого-либо движения (всего тела или конечности, вплоть до движения век и мимической мускулатуры), корректировать правильное направление, силу и объем движения. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются новые, правильные, статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.

Базовые принципы и процедуры:
— сопротивление (большинство техник PNF основывается на знании эффекта сопротивления; активное мышечное напряжение, вызванное сопротивлением, наиболее эффективное проприоцептивное проторение);

— иррадиация (используется для распространения ответной реакции на стимуляцию);

— мануальный контакт (применяется для увеличения силы и управления движениями с помощью правильного захвата);

— положение и механика тела (правильная механика тела и правильное позиционирование);

— звуковая стимуляция (использование слов и соответствующей силы голоса);

— визуальная стимуляция (пациент отслеживает и контролирует свое движение, терапевт и пациент получают обратную связь, поддерживая визуальный контакт друг с другом);

— тракция или аппроксимация (удлинение или компрессия конечностей или туловища);

— стрейч (растяжение) (стрейч-рефлекс возникает в мышцах, которые испытывают напряжение вследствие их растяжения или сокращения);

— синхронизация (последовательность движений);

— паттерны (многочисленные движения, компоненты нормального функционального движения).

Литература:

3. И.Ю. Шпикалова. Кондуктивное воспитание: эффективность и социальная значимость системы. Перспективы развития в России

Коллажи: Оксана Романова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.