Основные двигательные и психические нарушения при дцп

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Нарушение в развитии ребенка, страдающего детским церебраль­ным параличом, зависит от тяжести и локализации очага поражения головного мозга: стойкие двигательные расстройства и нарушение то­нуса мышц в конечностях, патологические установки позы, а также нарушение психоречевых функций. Характерными являются:

* двойное спастическое поражение рук и тяжелая форма олигофрении (умственное недоразвитие);

* спастический паралич ног с их перекрестом (болезнь Литтля);

* повышенный мышечный тонус с непроизвольными движениями и судорожными припадками;

* замедление роста и уменьшение длины конечностей;

* глубокие психические (чаще всего умственные) расстройства.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нару­шения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так жекак и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при гру­бых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и рече­вые расстройства.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формиро­вание всех двигательных функций: с трудом и опозданием формиру­ется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ве­дущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают небла­гоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным па­раличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно свя­занных со спецификой самого заболевания.

Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистопии). Мышечный тонус условно называют рефлек­сом на проприоцентию, ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регу­лирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной рабо­той различных звеньев нервной системы.

Часто при детском церебральном параличе наблюдается повыше­ние мышечного тонуса —спастичностъ.Мышцы в этом случае на­пряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при верти­кальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приве­дены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в ку­лак. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.

При ригидностимышцы напряжены, находятся в состоянии тета­нуса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотонии(низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и ту­ловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных дви­жений значительно больше нормального.

Дистопия— меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

При осложненных формах церебрального паралича может наблю­даться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тону­са. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

Ограничение или невозможность произвольных движений (паре­зы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие движении, обусловленное поражением двигатель­ных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамид­ных) путей, называется церебральным параличом, а ограничение объема движений — центральным парезом. Ограничение объема произволь­ных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ре­бенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги.

Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы.При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук.

Наличие насильственных движений. Для многих форм детского церебрального паралича характерны насильственные движения, кото­рые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы —непроизвольные насильственные движения, обус­ловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усили­ваться при попытках произвести движения, а также во время волнения.

Тремор —дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целе­направленного движения тремор усиливается, например, при прибли­жении пальцев к носу при закрытых глазах.

Нарушение равновесия и координации движений (атаксия).На­блюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок не может точно захватить предмет ц поместить его в заданное место. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной дея­тельности и при письме.

Нарушение ощущений движений (кинестезии).Развитие двига­тельных функций тесно связано с ощущениями движений. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная ре­гуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех ус­ловно-рефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. Нарушение ощу­щении движений еще бол ее обедняет двигательный опыт ребенка, спо­собствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

Наличие патологических рефлексов при церебральном параличе обусловлено тем, что поражения незрелого мозга изменяют последо­вательность этапов его созревания. При нормальном развитии тони­ческие рефлексы проявляются нередко в первые месяцы жизни. По­степенное их угасание создает благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно-рефлекторной деятельности ре­бенка. У детей с церебральным параличом проявление этих рефлек­сов в первые годы жизни могут усиливаться из месяца в месяц, в по­следующие годы оставаться стойкими. Развитие моторики при детском церебральном параличе чаще всего останавливается на топ стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Ребенку может быть 2 года, 5, 10 лет, а его двигательное развитие будет находиться на уровне 5-8-месячного здорового младенца.

Двигательные нарушения у детей с детским церебральным парали­чом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой сте­пени ребенок не овладевает навыками ходьбы и мапнпулятивпой дея­тельностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полно­стью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятель­ность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологиче­ские позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловки, замедленные. Снижена мышечная сила.

Таким образом, анализ литературных данных о факторах возникно­вения детского церебрального паралича показывает, что их достаточ­но много. Среди них можно выделить такие, как:

* инфекционные заболевания матери во время беременности (крас­нуха, опоясывающий лишай);

В качестве основных причин развития детского церебрального па­ралича во время родов можно указать те, которые фактически нужно отнести к осложнениям: недостаток кислорода при рождении, родовые травмы, преждевременные роды.

Причины возникновения детского церебрального паралича после рождения ребенка можно выделить такие, как острые инфекционные в период первых нескольких дней жизни, в том числе заболевания моз­га — менингит, энцефалит. А также травмы головы, кровоизлияния в мозг, резкое кислородное голодание, опухоли мозга. Недостаточ­ность имеет большой удельный вес в анамнезе больных с детским це­ребральным параличом.

Тем не менее до настоящего времени этиология этого заболевания до конца не изучена и нет ясности в вопросе, какие потаенные факто­ры и при каких условиях приводят к развитию детского церебрально­го паралича.

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические от­клонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и лока­лизацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с це­ребральными параличами резко задерживается, и на этом фоне выяв­ляются различные формы нарушения психики, и прежде всего позна­вательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым не­доразвитием психических функций. Для детей с церебральным пара­личом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения фор­мирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфе­ры и личности. Структура интеллектуального дефекта при ДЦП ха­рактеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире. Это обусловлено .несколькими причинами:

1) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверст­никами и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

2) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигатель­ных расстройств;

3) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в це­лом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное по­знание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным па­раличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

3. Выраженность психоорганических проявлений — замедлен­ность, истощаемость психических процессов, трудности переключе­ния на другие виды деятельности, недостаточность концентрации вни­мания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в от­сутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель­ности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом пред­ставляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением по­знавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, дви­гательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, за­стенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто со­четается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоци­ональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражи­тельностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением кри­тики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной рас­торможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружа­ющим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без­различия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура лично­сти. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсут­ствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внуша­емостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У де­тей и подростков легко формируются иждивенческие установки, не­способность и нежелание к самостоятельной практической деятель­ности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнуто­стью.

Основные нарушения при ДЦП

Ведущими являются двигательные нарушения (парезы и параличи), изменение мышечного тонуса, расстройство координации, наличие патологических синкинезий и синергии, непроизвольных движений (гиперкинезов), а также нарушение позы.

Для нормального двигательного развития необходимо:

  • функционирование рефлекторной дуги;
  • функционирование корковых двигательных и чувствительных зон (центров);
  • взаимодействие пирамидной и экстрапирамидной систем;
  • включение мышечных волокон в процесс сокращения, расслабления, растяжения и быстрого переключения при сохранении механизма реципрокных отношений (способность антагонистов Расслабляться при сокращении агонистов).

Двигательная функция складывается из произвольных и непроизвольных движений, поведенческих реакций, ориентировки относительно среды и частей тела, афферентной кинестетическойинформации.

Первые активные движения у плода появляются в середине беременности и воспринимаются как шевеление. С этого момента двигательная система начинает активно развиваться. У новорожденного движения скованны, хаотичны, имеются примитивные врожденные рефлекторные движения конечностей и туловища, сосание, глотание, ориентировочные реакции на свет и звук.

Эти движения осуществляются благодаря деятельности экстрапирамидной системы (стриопаллидарная), ядра которой расположены в глубине полушарий головного мозга. Она тесно связана с корой головного мозга, спинным мозгом, зрительными буграми, мозжечком, вестибулярным аппаратом, черной субстанцией, красными ядрами.

Экстрапирамидная система:

Симптомы поражения экстрапирамидной системы зависят от расположения очага поражения. При поражении паллидарного отдела отмечаются повышение тонуса по типу ригидности, снижение активности, инициативы, затруднения при переходе от покоя к движению. Мимика бедная, речь монотонная. Уменьшены содружественные движения (синергии). Тремор покоя в кистях, стопах. При поражении стриарного отдела имеются мышечная гипотония и разнообразные непроизвольные движения (гиперкинезы).

К экстрапирамидной системе относится и мозжечок. Он является органом равновесия туловища, координирует движение конечностей, обеспечивает физиологические синергии и участвует в поддержании мышечного тонуса.

Мозжечок получает информацию с периферии от мышечно-связочного аппарата, туловища, конечностей, головы, глазных яблок, вестибулярного аппарата и через спинной мозг передает информацию к мышцам, что обеспечивает сохранение равновесия туловища, синергию движений.

Благодаря связям мозжечка с корой головного мозга осуществляется тонкая координация движений конечностей. Взаимодействуя в границах экстрапирамидной системы, он влияет на состояние тонуса.

При поражении мозжечка и его связей возникают:

С 3-4-го месяца жизни ребенок начинает производить первые целенаправленные движения - тянется за игрушкой, захватывает ее одной, а затем и двумя руками, манипулирует предметами. За 1,5 года ребенок путем подражания, обучения, воспитания осваивает большинство основных произвольных движений. При многократных повторениях на основе кинестетического чувства вырабатываются точные координированные движения. Они превращаются в навыки, в сложные двигательные комплексы, на основе которых формируются многочисленные бытовые, спортивные, производственные и прочие действия.

Границы двигательного анализатора включают все корковые территории, связанные с освоением профессиональных и других действий, зоны рецепторных полей, имеющих отношение к зрительной, слуховой ориентации, кинестетические корковые поля.

Роль афферентной иннервации, которая дает информацию о состоянии мышечно-связочного аппарата в покое и при движении, крайне важна. Она позволяет формировать произвольные движения, схему тела и схему движения, благодаря чему все произвольные движения координируются и постоянно приспосабливаются к изменениям во внешней и внутренней среде организма.

От внутренних органов, мышц, суставов, вестибулярного, зрительного и слухового аппарата идет информация об отдельных частях тела, их взаиморасположении и положении тела в пространстве. Так формируется схема тела, его постуральная модель. Понятие схемы тела включает знание сторон тела (верх-низ, право-лево), количество, величину, форму частей тела (рука, кисть, пальцы), их взаиморасположение и т.д.

У новорожденного имеются примитивные тонические рефлексы, которые со второго месяца жизни начинают угасать, возникают установочные, выпрямительные рефлексы, что способствует формированию вертикальной позы. Ребенок начинает поднимать голову, удерживать ее в вертикальном положении, производить изолированные произвольные движения головой, туловищем, конечностями, садиться, манипулировать руками, формировать зрительно-пространственные отношения, вставать, ходить, бегать.

Становление движений дает мощный импульс к развитию психических функций, мотивации, формированию адекватных поведенческих реакций.

При ДЦП в результате поражения мозговых структур в период внутриутробного развития и в родах двигательное развитие задерживается, искажается, нарушается четкое чередование этапов развития и взаимодействия мозговых структур, что и ведет к нарушению функций (Добряков И.В., Щедрина Т.Г., 2004).

Хорошо известно, что для осуществления произвольных движений необходима сохранность корково-мышечного пути - двухнейронного пути, соединяющего кору больших полушарий мозга со скелетной (поперечно-полосатой) мускулатурой.

Тело первого (верхнего, или центрального) нейрона находится в коре прецентральной извилины, его аксон направляется для образования синапса со вторым (нижним, или периферическим) двигательным нейроном, находящимся в спинном мозге. Аксоны периферического мотонейрона идут уже непосредственно к мышце.

Паралич (парез) возникает при поражении как центрального, так и периферического нейронов корково-мышечного пути.

Спастический (центральный) паралич развивается при поражении верхнего (центрального) мотонейрона корково-мышечного пути, свидетельствуя о том, что очаг поражения находится либо в головном, либо в спинном мозге.

Основные характерные проявления центрального паралича (пареза) (Дуус П., 1995):

  • спастическое повышение мышечного тонуса (гипертония);
  • снижение мышечной силы в сочетании с утратой способности к тонким движениям;
  • повышение глубоких (проприоцептивных) рефлексов;
  • снижение или выпадение экстерорецептивных рефлексов (брюшных, кремастерного, подошвенного);
  • появление патологических рефлексов (Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др.);
  • отсутствие дегенеративной мышечной атрофии.

Диагностика ДЦП основана на твердом знании основных этапов психомоторного развития ребенка. Важно помнить, что патологическая постуральная активность, спастическая гипертония нередко отчетливо выявляются только к 3-4-месячному возрасту, а иногда и позже. Поэтому большое значение имеет наблюдение за детьми, особенно в случаях с неблагоприятным акушерским анамнезом, учет динамики врожденных безусловных рефлексов, последовательности становления реакций выпрямления и равновесия, характера изменения мышечного тонуса.

См также: Механизмы развития мышечной спастичности

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. - М., 2010. - Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. С. 229-233.


Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном

Скачать:

ВложениеРазмер
Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведуще 22.03 КБ
dtsp_pedsovet.pptx 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной

системы за функциями мышц. Обозначая данное заболевание следует иметь в виду нарушение осанки и двигательных функций приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировки и объясняющимся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или

недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

- различные хронические заболевания будущей матери;

- перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания,

- несовместимость матери и плода по резусфактору или групповой принадлежности;

- ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком

- иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением

мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.

1.Форма ДЦП – двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Оказываются тяжело нарушенными все важнейшие человеческие функции:двигательные, психические, речевые .Функции рук ,ног ,практически отсутствуют.В положение лежа ребенок имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы .При поддержке в вертикальном положении ,как правило ,наблюдается разгибательная поза при повисании головы.Все сухожильные рефлексы очень высокие ,тонус мышц в руках и ногах резко нарушен .Произвольная моторика совсем или почти не развита .Психическое развитие детей находится обычно на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени .Речь отсутствует или тяжелая дизартрия.Прогноз дальнейшего развития двигательной,речевой ,психических функций крайне неблагоприятен.

2. Более мягкая степень заболевания – спастическая диплегия – поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. Спастическая диплегия иногда

описывается как болезнь Литтля (в случаях, когда заболевание связанно с недоношенностью).У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторичная задержка психоречевого развития ,страдаю умственной отсталостью в легкой степени,наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии ,реже в форме моторной алалии. От степени тяжести двигательных нарушений различают тяжелую ,среднюю и легкую степени спастической диплегии.Прогностически спастическая диплегия -это благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств.

3. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные нарушения –гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки).При этой форме поражена одна сторона тела :левая при правостороннем поражении мозга ,и правая ,при левостороннем .При данной форме ДЦП обычно поражается тяжелее верхняя конечность .Правосторонний гемипарез встречается чаще ,чем левосторонний.При этой форме наблюдается легкая степень умственной отсталости ,задержка психического развития ,псевдобульбарная дизартрия,реже моторная алалия.Различают тяжелую,среднюю и легкую степени поражения.

4. У немногих детей с ДЦП осуществление произвольных движений затрудненно в

первую очередь за счет насильственных движений – гиперкинезов.Несмотря на тяжелый двигательный дефект уровень интеллектуального развития выше ,чем при других формах.У многих детей наблюдается снижение мимики .Интеллект развивается вполне удовлетворительно.

При гиперкинетической форме ДЦП могут наблюдаться гиперкинезы различного характера , они чаще всего полиморфны .

5. При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения определяются недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц,

недоразвитием выпрямительных рефлексов (ребенок ходит на широко расставленных ногах, пошатываясь, при попытке захвата предмета движения не точные, несоразмеренные, плохо координированные).Речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.У детей с данной формой ДЦП наблюдается эйфория,суетливость ,расторможенность.Эта форма прогностически тяжелая .

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с

недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы( манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление Апраксии- неумение выполнить целенаправленные практические движения. Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь.

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы.

Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы,

поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся

вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно

жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью,

болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают

изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но и

Подписи к слайдам:

Дети с детским церебральным параличом.

Причины: Антенатальные причины ДЦП у детей – это совокупность всех факторов, возникающих во время беременности и приводящих, впоследствии, к появлению ДЦП у ребенка. В первую очередь сюда относится внутриутробная гипоксия плода. Нервная система плода в процессе своего развития очень сильно чувствительна к недостатку кислорода. Если же его не хватает, то здесь образуются патологические очаги вместо нормальной ткани, которые и являются источником ДЦП. Причинами ДЦП во время беременности могут стать перенесенные инфекции, нарушение кровообращения в плаценте, повреждения нервной ткани плода, а также травмы, стрессы, тяжелые психологические переживания у беременной .

К интранатальным причинам ДЦП у детей относят родовые травмы, то есть травмы ребенка возникшие во время его прохождения по родовым путям. Этим травмам способствуют узкий таз, аномалии его строения, медленные или наоборот слишком стремительные роды, слабая родовая деятельность. Все это может привести к деформации костей черепа у ребенка и повреждению структур головного мозга. В редких случаях страдает позвоночник, а с ним и спинной мозг. Сюда можно отнести раннее отхождение околоплодных вод, неправильное предлежание плода.

Неонатальные причины ДЦП у детей – те причины, которые возникли уже после рождения ребенка. Наиболее частая из них – желтуха новорожденных или ядерная желтуха. Продукты распада гемоглобина очень токсичны и при попадании в головной мозг вызывают поражение определенных его структур, среди которых могут находиться и центры опорно-двигательного аппарата. В основе патологической желтухи новорожденных лежит несовместимость матери и ребенка по группе крови, резус-фактору или другим иммунным механизмам, а также поражение печени малыша (вирусный гепатит у матери). Доказано также, что к ДЦП приводит употребление алкоголя во время беременности, курение, прием наркотических и других сильнодействующих веществ, некоторых групп лекарств, антибиотиков.

ФОРМЫ ДЦП Двойная гемиплегия Атонически -астатическая форма Спастическая диплегия Гемипаретическая форма Гиперкинетическая форма

Атонически -астатическая форма

Степени тяжести: Лёгкая – физический дефект позволяет свободно передвигаться…. Средняя - дети нуждаются в частичной помощи… Тяжёлая - дети целиком зависят от окружающих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек.

По данным различных источников за последние несколько лет растет количество детей, родившихся с детским церебральным параличом.Наиболее распространенным дефектом речи при этом заболевании являет.

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

"Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при детском церебральном параличе (ДЦП)".

У детей с церебральным параличом выделяют следующие ос­новные формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолирован­но.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.