Основные этиологические факторы в разные возрастные этапы возникновения дцп

План:

1.Факторы вызывающие детский церебральный паралич.

2.Пренатальные факторы ДЦП.

3.Перинатальные факторы ДЦП.

4.Постнатальные факторы ДЦП.

5.Патогенез детского церебрального паралича.

6.Патологические тонические рефлексы.

Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, вызывающие ДЦП. Чаще встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития. На долю пренатального периода приходится от 37 до 60% повреждений, натального – 27-40%, а постнатального – 3-25%.

Пренатальные факторы: 1.состояние здоровья матери; 2.отклонения в ходе беременности; 3. факторы, нарушающие развитие плода.

Состояние здоровья матери может быть ослаблено соматическими, эндокринными, инфекционными заболеваниями (токсоплазмоз, краснуха); вредными привычками; осложнениями предыдущей беременности и др. Иммунная несовместимость матери и плода является причиной поражения нервной системы.

Отклонения в ходе беременности следующие: патология родов в предыдущей беременности, лечение тиреоидными гормонами во время беременности, кровотечения в поздние сроки, потребление эстрогенных гормонов, внутриматочные повреждения.

Нарушения развития плода приводят к малому весу, ненормальной позиции плода, малый вес плаценты, сокращённый срок беременности, выраженный дефект родов, аномалия конечностей, микроцефалия, генетические дефекты (13% случаев врождённой атаксии с нарушениями интеллекта обусловлены генетически).

Перинатальные факторы: 1. асфиксия в родах; 2. родовая травма. Механизм асфиксии изучен: кислородная недостаточность в родах ведёт к расширению сосудов и их тромбозу, возникает ишемия мозга и в итоге тяжёлые мозговые нарушения. Частота асфиксии от 3 до 20%, особенно у рождённых преждевременно.

Причинами родовых травм бывают механические повреждения при рождении, неправильное предлежание, скоротечные роды, длительные потуги, искусственные роды, патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности, преждевременные роды и др.

Постнатальные факторы: 1) травмы черепа и костей; 2) гематомы мозговые и оболочечные; 3) инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга; 4) интоксикации: лекарствами, антибиотиками, солями тяжёлых металлов и др.; 5) кислородная недостаточность при удушении или утоплении и др.; 6) при новообразованиях и других отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия и т.д.

Около 30% случаев ДЦП относят к группе с неизвестной причиной.

Патогенез ДЦП. Структурные изменения мозга у детей с ДЦП подразделяют на две группы: 1) неспецифические изменения самих клеток; 2) изменения, связанные с нарушением развития мозга, т.е. с дизонтогенезом.

Отмечается связь между тяжестью нарушения коры мозга и клиническими проявлениями двигательных расстройств. Методом компьютерной томографии в 68% случаев найдены патологические изменения мозга. Самые грубые нарушения в мозге отмечаются у детей с двойной гемиплегией, при гемипарезе и при атонической форме.

При нормальном развитии к 3-ём месяцам жизни позотонические рефлексы исчезают. Выявление их на 5-ом месяце и в последующем представляет симптомы риска проявления ДЦП. Центрами позотонических рефлексов являются спинальные и стволовые отделы мозга. Высшие двигательные центры при ДЦП не оказывают тормозящего действия на нижележащие отделы. Это проявляется в патологическом усилении позотонических рефлексов, задерживает созревание высших центров коры, регулирующих произвольные движения, речь и др. функции. Тонические рефлексы активизируются и сосуществуют с патологическим мышечным тонусом. Это препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой для развития произвольных двигательных навыков и умений. Патологически усиленные позотонические рефлексы являются одной из причин патологических поз, движений, контрактур и деформаций у детей с ДЦП. Важнейшее значение имеют следующие рефлексы.

Лабиринтный тонический рефлекс зависит от положения головы в пространстве в положении на спине и на животе. Этот рефлекс у детей с ДЦП проявляется в повышении тонуса мышц-разгибателей, когда ребёнок лежит на спине, и мышц сгибателей, когда он лежит на животе.

Симметричный шейный тонический рефлекс проявляется во влиянии движений головы в шейном отделе на тонус конечностей. Этот рефлекс проявляется при любом положении тела. Ребёнок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, не вызывая патологические синергии в конечностях. При усилении этого рефлекса в зону его влияния вовлекаются мышцы туловища: при сгибании головы сгибается и туловище, а при разгибании головы оно разгибается.

Асимметричный щейный тонический проявляется во влиянии поворота головы в сторону на мышечный тонус конечностей. Такой поворот усиливает тонус разгибателей на стороне, куда повёрнуто лицо, и тонус сгибателей на другой стороне. Рефлекс проявляется больше в руках. При выраженности рефлекса голова и глаза фиксируются на одну сторону, что приводит к ограничению поля зрения и вызывает трудности при чтении и написании. Могут сочетаться такие рефлексы, что утяжеляет дефект. Кроме того при ДЦП возникают синкинезии вследствие чрезмерной иррадиации возбуждения. Имитационные синкинезии проявляются при гемипарезах, когда ребёнок выполняет движения здоровой рукой вместо попытки действовать поражённой. Координационные синкинезии возникают, когда больной не может выполнять отдельные движения изолированно. Например, он не может разогнуть согнутые пальцы рук, но при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются.

У больных с ДЦП развитие моторики чаще всего останавливается на той стадии, где тонические рефлексы оказывают решающее влияние. Больному может быть 2, 5, 10 лет, а его двигательное развитие находится на уровне 2-5 месячного здорового ребёнка. Выраженность тонических рефлексов зависит от тяжести поражения мозга. В тяжёлых случаях их легко обнаружить, а в лёгких дети научаются их преодолевать.

Литература:

1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами.- М., 1989.

2.Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич/Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина.- Киев, 1988.

3.Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 368 с.


Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1,71 на 1000 детского населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
detskiy_tserebralnyy_paralich.doc 85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1,71 на 1000 детского населения.

Этиология и патогенез .

Основное значение в происхождении детского церебрального паралича до 60-х гг. 20 в. придавалось внутриутробной гипоксии, асфиксии в родах, механической родовой травме, кровоизлиянию в мозг. В дальнейшем стали учитываться интоксикации плода, нарушения питания матери, перенесенные ею заболевания. С 60—70-х гг. становится все более ясной роль внутриутробных нейроинфекций в происхождении церебральной патологии плода – листереллезного, колибациллярного, стафилококкового, стрептококкового, гриппозного и других энцефалитов и менингоэнцефалитов.
Морфологические данные свидетельствуют о том, что у детей, страдающих церебральным параличом, процесс, начавшийся внутриутробно, может продолжаться годами, например, вяло текущий хронический менингоэнцефалит инфекционного или нейроаллергического происхождения.
Ряд клинических и экспериментальных наблюдений дает основание полагать, что патологические аутоиммунные процессы также могут вызывать внутриутробные энцефалопатии. Установлено, что под влиянием хронической внутриутробной гипоксии нарушаются обменные процессы у плода, прежде всего окислительный обмен, внутриклеточный синтез белков, формирование сосудистой системы мозга; вследствие этого может происходить нарушение участия плода в кодовом акте и возникает асфиксия родах и родовая черепно-мозговая травма.
Зависимость определенной локализации двигательных расстройств от перечисленных этиологических факторов изучена недостаточно, однако установлено, что гиперкинетическая форма детского церебрального паралича чаще всего обусловлена билирубиновой энцефалопатией (в результате несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или по группе крови и пр.), а также кровоизлиянием в область хвостатого тела, возникающим в результате родовой травмы.

Наиболее характерные патоморфологические изменения при детском церебральном параличе — пороки развития мозга: микрогирия или агирия, дисплазия или аплазия небольших участков мозга, агенезия коры, истинная порэнцефалия, недоразвитие пирамидных путей, мозолистого тела, подкорковых ядер и т. д. Может наблюдаться диффузный, лобарный или лобулярный склероз плаща; извилины в этих случаях уплощены, истончены, борозды расширены. Церебральный склероз может быть следствием хронического или интерстициального воспаления или диффузного сосудистого поражения. Нередко в мозге детей, погибших в возрасте 5—6 лет, обнаруживаются свежие очаги некроза. Белое вещество мозга может быть уплотнено и уменьшено в объеме. Может иметь место разрастание глии. Оболочки мозга уплотнены, нередко сращены с корой. Подпаутинные пространства, особенно в передних отделах, увеличены, желудочки растянуты, могут обнаруживаться кисты.

В основе клинической картины детского церебрального паралича лежат двигательные расстройства, формирующиеся по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов, атаксии, а также различные нарушения речи и психики.
Сложный патогенез внутриутробного и родового поражения мозга влечет за собой и многообразие клинических проявлений.

Произвольная моторика резко задерживается в своем развитии. Нарастают и патологические синергии, определяя в совокупности с тоническими и патологически развивающимися установочными рефлексами формирование патологического двигательного стереотипа. Контрактуры, появляющиеся в этой стадии заболевания, так же, как и сколиоз, еще функциональные.
На основе имеющихся двигательно-кинестетических нарушений начинает формироваться патология оптико-пространственного гнозиса (зрительной ориентировки в пространстве), схемы тела, праксиса (последовательности действий в различных ситуациях), стереогноза (определение формы предмета на ощупь). Нарушение психического развития усугубляется формирующейся речевой патологией и слабостью контактов с окружающими. У детей с начальной резидуальной стадией заболевания нередко после 2 - 5 лет постепенно начинают развиваться двигательные, психические и речевые функции, причем тем более активно, чем раньше начато систематическое лечение.
Резидуально-хроническая стадия детского церебрального паралича течет значительно тяжелее — продолжают развиваться начавшиеся внутриутробно воспалительные, аллергические, атрофические и деструктивные процессы в мозге, прогрессирует неврологическая симптоматика.

Третья стадия заболевания , условно называемая конечной резидуальной стадией, характеризуется окончательным оформлением патологического двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформаций. Отчетливым становится характер психических и речевых расстройств. К речевым расстройствам относятся псевдобульбарные дизартрии или, в зависимости от формы заболевания, гиперкинетическая или мозжечковая дизартрия, протекающие на фоне общей задержки речевого развития. Психические нарушения развиваются по психоорганическому типу. Наряду с нарушением эмоционально-волевой сферы и астенизацией имеют место нарушения корковых функций — дизграфия, акалькулия и др., препятствующие обучению ребенка. В этой стадии заболевания дети в части случаев могут сохранять способность самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладеть письмом, теми или иными элементами самообслуживания, трудовыми процессами. В других случаях быстро нарастают множественные артрогенные контрактуры, тяжелые деформации, фиброзное перерождение мышц, суставов и связок; как правило, не развиваются речь и психика.
В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств выделяют различные формы детских церебральных параличей.

Спастическая диплегия - форма, при которой преимущественно поражаются ноги,- известна под названием синдрома Литтла. Тонические рефлексы обычно исчезают при этой форме к 2 - 4 годам. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5 - 2 лет. Имеют место патологические синергии, способствующие, как и тонические рефлексы, формированию порочных установок туловища и конечностей, контрактур и деформаций, что препятствует полноценному овладению моторикой.
У детей со спастической диплегией чаще всего имеет место вторичная задержка психического развития, которая, по данным М. Н. Никитиной (1972), при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6 - 8 годам может быть устранена; ребенок в этих случаях может обучаться в специальном интернате для детей с церебральными параличами или в массовой школе. 30—35% детей со спастической диплегией страдают олигофренией, чаще всего в степени нерезкой дебильности; их обучают по программе спецшкол для умственно отсталых детей. У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии, значительно реже моторная алалия.
Гемиплегическая или гемипаретическая форма

Диагноз и дифференциальный диагноз.

Лечение ДЦП. Возможные методы. Использование ЛФК (лечебной физкультуры) для лечения заболевания и адаптации больных.

Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:
-оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;
- улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
- предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют – развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;
- укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т.п.
С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции.

Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

- Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
-Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
-Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
-Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
-Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
-Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
-Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
-Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
-Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
-Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной".
Лечебная физическая культура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.
C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия.
Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы.
Используя запланированный комплекс упражнений, направленных на развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка с дефектом нервной системы.
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжитель ность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.
Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.
Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.
В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.
В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.
Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

Ранняя диагностика и прогноз ДЦП. Неврологические нарушения в раннем постнатальном периоде. Перинатальная энцефалопатия. Ранний резидуальный этап. Прогностические симптомы детского церебрального паралича. Лечебные мероприятия. Промежуточный резидуальный этап. Специфика развития рефлексов. Патологические изменения. Произвольная моторика. Патологические двигательные стереотипы. Поздний резидуальный этап. Организация контрактур. Развитие патологического двигательного стереотипа. Деформации на основе неврологических синдромов.

Тема I .2 Клинические формы ДЦП

Клинические формы ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП: нарушение мышечного тонуса, парезы и параличи, повышение сухожильных рефлексов, патологические позотонические рефлексы, синкинезии и насильственные движения, недоразвитие выпрямительных рефлексов и реакций равновесия. Сравнительная характеристика ДЦП и полиомиелита (патогенез, двигательные нарушения). Формы церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая, гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически - астатическая диплегия.

План лекций

Лекция 1

Тема I .1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП

Кол-во часов: 1

План:

Литература: [1, 2, 3, 10, 12, 19].

Информационное сопровождение:

Лекция 2

Тема I .2 Клинические формы ДЦП

Кол-во часов: 1

План:

1. Теоретические основы выделения классификаций детского церебрального паралича.

2. Двойная гемиплегия. Проявление. Характеристика.

3. Спастическая диплегия. Проявление. Характеристика.

4. Гемипаретическая форма. Проявление. Характеристика.

5. Гиперкинетическая форма. Проявление. Характеристика.

6. Атонически – астатическая форма. Проявление. Характеристика.

7. Смешанная форма. Проявление. Характеристика.

Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12].

Информационное сопровождение:

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Тема I .1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича. Ранняя диагностика и прогноз НОДА

Тема I .2 Клинические формы ДЦП.

Форма ДЦП Локализация поражения Проявление двигательных нарушений Прогноз течения заболевания

Литература: [1, 2, 3, 9, 10, 12]

Баллов

2. Контрольная работа по разделу

10 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Наименование оценочного средства


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой момент беременности, но особенно опасно действие повреждающих факторов в период до четырех месяцев внутриутробного развития, т. е. в то время, когда интенсивно закладываются все органы и системы. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

  • * Инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз).
  • * Сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери.
  • * Токсикозы беременности.
  • * Физические травмы, ушибы плода.
  • * Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови.

Гемолитическая болезнь (болезнь крови) новорожденных может возникнуть в тех случаях, когда у матери кровь резус-отрицательна, у отца - резус-положительна и плод унаследовал резус-принадлежность от отца. В основе гемолитической болезни лежит разрушение (гемолиз) эритроцитов плода под влиянием резус-антител матери. Заболевание плода развивается в среднем у одной из 25-30 резус-отрицательных женщин. С каждой последующей беременностью вероятность резус-конфликта повышается.

  • * Физические факторы (перегревание или переохлаждение; действие вибрации; облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах).
  • * Некоторые лекарственные препараты.
  • * Экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие плода, особенно его нервной системы, в условиях хронической гипоксии нарушается; может иметь место недоношенность, врожденная гипотрофия, функциональная незрелость, пониженная сопротивляемость к действию внешних факторов. У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, недостаточность защитных и адаптационных механизмов обуславливает большую возможность возникновения родовой травмы, которая, в свою очередь, усугубляет изменения, возникшие внутриутробно. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой - она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях - кровоизлияние в мозг. Причинами родовой травмы могут быть узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, преждевременное отхождение вод, слабость родовой деятельности, неправильное предлежание плода. Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности). У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП. У недоношенного плода есть большой риск возникновения асфиксии и родовой травмы. В настоящее время асфиксия и родовая травма часто рассматриваются как следствие действия уже имеющейся внутриутробной патологии. Причиной возникновения ДЦП может быть механическая родовая травма (применение щипцов, вакуум-экстрактора).

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы, как осложнение после прививок на первом году жизни.

Итак, ДЦП - это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает в результате действия различных экзо- и эндогенных вредностей на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов.

Причины и основные факторы риска развития ДЦП.

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП или Cerebral palsy (CP) –именно так это заболевание называется в зарубежной медицине, - пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

В клинических рекомендациях Министерства здравоохранения РФ детский церебральный паралич определяется как группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным не прогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребёнка. Cсылка на сайт здравоохранения.

В этом же источнике ДЦП определяется как полиэтиологичное заболевание, ведущей причиной развития которого является повреждение или аномалии развития головного мозга плода и новорожденного.

Патофизиологической основой формирования ДЦП считается поражение головного мозга в определённый период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса (преимущественно спастичности) при сохранении позотонических рефлексов и сопутствующем нарушении становления цепных установочных выпрямительных рефлексов. Вследствие этих нарушений происходит формирование мышечного тонуса, то есть мышечного напряжения (спастичность). Эти напряжения не нарушают позотоничнические рефлексы (врожденные безусловные рефлексы), но происходят нарушения в двигательной деятельность сгибателей и разгибателей.

Главное отличие ДЦП от других центральных параличей – время воздействия патологического фактора.

В медицинской литературе описано более 400 биологических и средовых факторов, влияющих на ход нормального развития плода, но полностью их роль в формировании ДЦП не изучена.

Часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов для формирования церебрального паралича, как в период беременности, так и в родах и далее в период первого года жизни.

Основные неблагоприятные факторы, влияющие на развитие ДЦП:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Преждевременная отслойка плаценты.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к ограничению подвижности плода во внутриутробном периоде, а также к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребенка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Аномалии развития головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложненные роды.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесенные инфекционные заболевания в период младенчества.

· Осложнение после прививок.

· Практически полное исчезновение культуры патронирования, выхаживания и выпестывания младенца ограничивает возможность здорового и полноценного рождения, развития и роста младенца.

· Очень редко врачи обращают внимание на психологический дискомфорт и стрессовое состояние роженицы и младенца.

Нигде ни в отечественной, ни в мировой практике не учитывается особенность реакции дыхательной и соединительнотканной систем организма человека на стресс и влияния этой реакции на развитие ДЦП.

Официальная медицина не придает значения дыхательной и соединительнотканной системам, как ключевым системам оперативной регуляции и адаптации живого организма к любой внутренней и внешней динамике (психоэмоциональные события, переживания, радостные события, болезни, травмы и пр.).

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические реакции человека всегда сопровождаются защитными реакциями соединительнотканной системы, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, развитию спазмов, спастики и соединительнотканной недостаточности, вплоть до развития ДЦП.

Одновременно этот процесс сопровождается нарушением работы вегетативной нервной системы, центральной нервной системы, специфическими биохимическими, органическими и физиологическими процессами.

Надежда Лоскутова - автор метода биофасциомодуляция, это единственный в мире метод телесно-ориентированной терапии эффективно и безболезненно освобождающий от спазмов и спастики любого происхождения.

Автор метода Надежда Леонидовна Лоскутова за свою 40-летнюю профессиональную практику убедилась в том, что причина развития церебрального паралича кроется не только в нарушениях работы головного мозга, а прежде всего в нарушении работы дыхательной системы и развитии соматических, психоэмоциональных, а также психосоматических напряжений в теле, как в период внутриутробного развития, так и в процессе родов и в младенчестве.

Метод БФМ направлен на комфортное, безболезненное освобождение от напряжений, спазмов и спастики детей и взрослых с диагнозом ДЦП.

Метод Н. Лоскутовой позволяет больным ДЦП восстановить работу дыхательной системы, вегетативной и центральной нервной системы, нервной трофики, способствует развитию нейронных связей и когнитивных способностей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.