Особенности самооценки при дцп

Ирина Карпизенкова
Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП

Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП.

Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при детском церебральном параличе оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Осознание детьми с церебральным параличом своей физической неполноценности негативно влияют на личностное развитие. Следствием этого является то, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у их здоровых сверстников обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности. Таким образом, задача родителей, да и специалистов состоит в том, чтобы создать условия для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Формирование адекватной самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП:

1. Для формирования адекватной самооценке родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку. Вербально и невербально родители должны сообщать ребенку, что верят в его силы и способности.

2. Родителям необходимо пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формируют уверенность ребенка в себе. Слова и фразы,поддерживающие ребенка: (Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо. У тебя все получится! Что ты думаешь по этому поводу? Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься. Я горжусь тобой! Я рад твоей помощи. Спасибо тебе. Хорошо, благодарю тебя. Я рад, что ты в этом участвовал. Все идет прекрасно! Здорово, замечательно. Я верю в тебя. Все мы люди и все мы совершаем ошибки.

3. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.

4. Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".

5. Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут - не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами. Вследствие этого у ребенка формируется адекватная самооценка.

6. Поведение и действия,поддерживающие ребенка: Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу. Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех. Таким образом, ребенок не замыкается, а это формирует адекватную самооценку в нужной ситуации.

7. Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

8. Отмечайте даже незначительные успехи своего ребенка.

9. Создавайте ситуации успеха.

11. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

12. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи без снижения самооценки.

Таким образом, особенности развития личности ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека. Помните, что ребёнок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть.

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагина М. В.

В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП. Выявляются различия и особенности формирования самооценки у детей с ДЦП.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вагина М. В.

Self-estimation of schoolchildren with infantile cerebral paralysis

The review of the literature on study of self-estimation among healthy children and those with infantile cerebral paralysis is submitted in the article. The research of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis is analysed. Distinctions and features of formation of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis are distinguished.

САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа представлена кафедрой специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор Л. М. Шипицына

В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП. Выявляются различия и особенности формирования самооценки у детей с ДЦП.

Ключевые слова: самооценка, детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения опорно-двигательного аппарата.

The review of the literature on study of self-estimation among healthy children and those with infantile cerebral paralysis is submitted in the article. The research of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis is analysed. Distinctions and features of formation of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis are distinguished.

Key words: self-estimation, infantile cerebral paralysis, disorders of the locomotor apparatus.

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к изучению психологии детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствуют публикации в специальной психолого-педагогической литературе и выступления ученых, педагогов, психологов на международных конференциях в России и за рубежом.

Опыт психолого-педагогических исследований детей с различного рода проблемами представлен в имеющейся литературе достаточно широко, но наименее изученными среди них является контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в частности с детским церебральным параличом [2]. Количество детей с такими нарушениями имеет тенденцию к возрастанию (2-3,5 на 1000 новорожденных), что обуславливает необходимость более детального изучения всех аспектов психического развития данного контингента детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации отклонений в психическом развитии.

50 40 30 20 10 0

По результатам исследований О. В. Воробьевой, И. И. Мамайчук [4] Г. В. Пятаковой [5] у подростков, страдающих ДЦП, выявлены и выделены такие личностные качества, как нестабильность нервно-психических процессов, высокий уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации. Наличие этих качеств обусловлено рядом патогенных факторов: церебрально-органической недостаточностью, частой госпитализацией, переживанием по поводу физической недостаточности.

Целью данного исследования было выявление особенностей самооценки учащихся с ДЦП старших классов. Были обследованы 47 учеников с ДЦП от 14 до 18 лет, обучающихся в различных школах и школах-интернатах Санкт-Петербурга. Для сравнения к эксперименту привлекался 21 ученик массовой школы Калининского района города Санкт-Петербурга.

Изучение тревожности позволяло определить качественную сторону взаимоотношений подростка с ДЦП в группе (рис. 1).

воспитатель, ХМАО-Югра г. Урай

Аннотация
В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к детям, имеющим нарушения психического и физического развития. Наименее изученными среди детей с ограниченными возможностями здоровья является контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и, в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП). Количество таких детей имеет тенденцию к возрастанию, что обуславливает необходимость более детального изучения психического развития этих детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации нарушений в их развитии. Особенно слабо изучены проблемы развития личности ребенка с ДЦП, его эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная и коммуникативная сферы.

В повседневной жизни они стремятся во всем быть первыми, занять лидирующее положение в коллективе. Отсутствие возможностей для реализации их желаний приводит к возникновению отрицательного отношения к школе и к коллективу сверстников, к снижению эмоционального тонуса деятельности вообще. Аффективные переживания усиливают цереброастенические проявления, что еще более увеличивает разрыв между реальными возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями; в результате возникает цепь неудач, которые приводят к возникновению новых конфликтов. Ребенок становится на путь отвержения неуспеха, обвиняя при этом в неудаче не себя, а окружающих. Ребенок делается застенчивым; у него возникает постоянное стремление как–то показать себя, своего рода, защитные реакции. У мальчиков это проявление случаев агрессивного или нарочито дурашливого поведения. Девочки начинают постепенно отказываться от решения тех задач, которые так или иначе грозят им неуспехом; они значительно снижают уровень своих притязаний, стремясь при этом, во что бы то ни стало, добиться успеха. Постепенно у них формируются и укрепляются черты неуверенности в своих силах, самооценка становится заниженной. Подобная динамика развития личности также неблагоприятно сказывается на их школьной и социальной адаптации.

Наблюдения показали, что в возникновении различных вариантов дисгармоничного развития личности детей с церебральным параличом ведущее значение имеют не биологические, а социальные факторы, включающие действие такого фактора, как воспитание, понимаемое в широком смысле. В частности, большое значение в формировании личности имеет то, как будет организована собственная деятельность детей и подростков, как будет проводиться работа по развитию адекватной самооценки и уровня притязаний ребенка, страдающего церебральным параличом. Бедность нравственного опыта детей с церебральным параличом задерживает формирование осознанности мотивов поведения, адекватной оценки последствий своих поступков, не способствует нравственному развитию школьников. Как показывает исследователь, рассмотренные выше данные показывают, какую огромную роль играет проведение воспитательных мероприятий в развитии гармоничной, высоконравственной личности детей с церебральным параличом [14].

Неустойчивость самооценки, наблюдающаяся у некоторых детей с проблемами в развитии, приводит к тому, что на них оказывает отрицательное влияние оценочная ситуация (ситуация опроса, контроля и т. д.). Этому посвящено специальное исследование. Б. И. Пинского [15]. Он исследовал самооценку учащихся с проблемами в развитии и учеников массовой школы. В результате оказалось, что во II и III классах самооценка учащихся с проблемами в развитии была намного выше, чем у учеников с нормальным уровнем развития. Далее (от IV до VI класса) это различие становилось все меньше. И лишь в VII—VIII классах снова намечались резкие различия в характере самооценки: уровень ее у старшеклассников с проблемами в развитии становился очень высоким. Возможно, что эти экспериментальные данные могут получить объяснение в свете теории Л.C. Выготского. У малышей высокая самооценка имеет аффективную обусловленность, с годами самооценка становится более адекватной. В старшем возрасте формируется псевдокомпенсаторная повышенная самооценка [10].

О заниженной самооценке говорил А. Адлер [1], который выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. Он объяснял, что чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности мотивирует ребенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и движение ввысь получает новый импульс [1, 16]. Соответственно, человек с дефектным органом часто старается компенсировать его слабость за счет интенсивной тренировки. Необходимость постоянно делать то, что не доставляет удовольствие, преодолевать себя способствует формированию сильной воли. Поэтому у таких людей волевой компонент, по мнению ученого, как правило, очень развит.

Ряд отечественных и зарубежных авторов подчеркивают значение формирования адекватной самооценки у больных с ДЦП как важного регулятора развития личности и волевой активности [1, 2, 3, 4, 6]. В исследованиях, проведенных Мамайчук И. И., Пятаковой Г. В. [11, 12], выделены такие личностные характеристики больных с ДЦП, как нестабильность нервно-психических процессов, высокий уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации. Эти факторы негативно влияют на и их дальнейшую социально-трудовую адаптацию.

Изучение особенностей самооценки у детей с различными физическими недостатками проводилось в рамках клинических и педагогических наблюдений. Н. М. Сараева, исследовала особенности волевой активности у детей, страдающих физическими недостатками. Автор указывает на характер самооценки и уровня притязаний данного контингента больных и их связь с уровнем развития воли. У большей части больных подростков с физическими недостатками уровень притязаний и самооценка неадекватны. Чаще больные дети проявляют завышенную самооценку и уровень притязаний, это особенно характерно для слабовольных детей.

Воробьевой О. В [9] было проведено исследование, испытуемыми были дети с врожденными и приобретенными ортопедическими заболеваниями, а также дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата вследствие ДЦП. Автор изучала особенности самооценки больных детей 10—14 лет, руководствуясь тем, что становление самосознания является одним из важнейших моментов в формировании личности ребенка, именно в этом возрасте самооценка выступает в качестве доминирующего мотива.

Анализ результатов исследования показал, что в количественном отношении у всех групп больных детей самооценка по эмоционально значимым шкалам является завышенной, неадекватной. Выявленные и описанные Воробьевой О. В. [9] особенности самооценки у детей с ортопедическими заболеваниями существенно влияют на внутреннюю регуляцию поведения и деятельность больных детей, отражают проблемы становления их личности и отрицательно сказываются на уровне социальной адаптации этих детей.

Таким образом, можно заключить, что физический недостаток означает изменение всей социальной позиции ребенка, его отношения к окружающему миру. Следствием развития в условиях депривации является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими, что в свою очередь ведет к нарушениям формирования мотивационной сферы и усвоения норм и правил взаимоотношений между людьми [5]. В результате происходит вторичная, обусловленная психологическими особенностями личности самоизоляция больного, его псевдоаутизация.

Решение ряда теоретических вопросов, прикладных задач и практика социальной адаптации детей с физическими недостатками требуют изучения психологических механизмов формирования особенностей личности и особенно самооценки, так как она напрямую влияет на развитие личности. Однако до настоящего времени проблема психологического изучения личности этого контингента детей остается малоразработанной, изучение самооценки детей с физическими недостатками и ДЦП приобретает все большую актуальность.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Адлер А. Наука жить. Пер. с англ. Е. О. Любченко. - Киев: Port-Royal, 1997.

2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровья, 1988.

3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. - М., 1980.

4. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л., 1970.

5. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.- Вопросы психологии, - 1976, №6.

6. Бронников И. Н. Особенности осознания поступков детьми от 2 до 5 лет. Автореф. канд. пед. наук (по психологии). - М., 1965.

7. Власова Т. А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М., Педагогика, 1985.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

9. Воробьева О. В. Особенности самооценки у детей с ортопедическими заболеваниями. В кн.: Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - Л.: Просвещение, 1987

10. Выготский Л. С. Собрание сочинений, т. 4-5, М., 2004.

11. Мамайчук И. И., Воробьева О. В. Психологическое изучение личностных особенностей детей с заболеваний опорно-двигательного аппарата. // В кн.: Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - JL, 1984.

12. Мамайчук И. И., Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральными параличами / Дефектология, 1990, №3.

13. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом [Текст] /Е.М. Мастюкова // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.

14. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата [Текст] / Под ред.Т.А. Власовой; Науч.–исслед ин.–т дефектологии Акад. Пед. Наук России.– М.: Педагогика, - 1985.

15. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М, 1962

16. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: "КСП+", 1997.

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Особенности развития личности ребенка с церебральным параличом. Личностное развитие ребенка с ДЦП определяется как генетическим фоном, так и особенностями эмоционально-волевой сферы. Однако наибольшее значение при этом имеют социальные условия, в которых растет ребенок.

По данным Э. С. Калижнюк, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой дети с ДЦП, особенно в школьном возрасте, тяготеют к фрустрированности, эмоционально-волевой неустойчивости, тревожности.

Характерным отклонением в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП является повышенная склонность к страхам. Эти страхи, нередко без определенного содержания, обычно сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами. В состояниях страха усиливаются ведущие симптомы ДЦП — спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей выражен страх передвижения, падения, высоты, одиночества. Могут быть навязчивые страхи болезни, смерти.

Отклонениям в развитии личности способствуют специфические условия, в которых вынужден находиться больной ребенок с первых лет жизни: частое пребывание в закрытых медицинских учреждениях, ограничение общения с окружающими, особенно со сверстниками, ограничение самостоятельности, постоянные разговоры окружающих о болезни и лечении и т. п. Это способствует развитию эгоцентризма, пассивности, сознания собственной исключительности и невнимательности к окружающим.

Такие дети не способны к адекватной оценке своих поступков и оведения окружающих, они испытывают затруднения при установлении контактов со сверстниками.

Нужно отметить, что необходимость управления личностным развитием ребенка с ДЦП в специальной педагогике скорее декларируется, нежели находит реальнее воплощение в программах и методах работа. Возможно, что оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии личности детей.

При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребенок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими аналогичные либо другие проблемы в развитии. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, контакты с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности.

Причины нарушения развития личности детей с церебральным параличом. При ДЦП нарушается формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, само-стоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наив-ности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности. Выдержанные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степени определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивнооборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте. Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания ребенка с ДЦП является гиперпротекция, которая негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, поскольку чем выше уровень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитательного процесса влияют на формирование таких личностных особенностей ребенка с ДЦП как снижение самостоятельности, сенситивность, рустрированность. В случае нарушения интеллекта при ДЦП особенности развития личности сочетаются с низким познавательным процессом, недостаточной критичностью. Отмечаются безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций. Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с церебральным параличом необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на ярко выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть более тонкие особенности проявления его характера, темперамен-та, влечений, мышления, направленность интересов, развитие деятельности и общения с окружающими. Психологу важно отметить не только отрицательные черты личности, а прежде всего положительные, на которые, можно будет опереться в психокоррекционной работе.

24. Нарушение коммуникативных функций у детей с ДЦП.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

На правах рукописи

Вагина Марина Викторовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Специальность 19.00.10 - коррекционная психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена на кафедре специальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Шипицына Людмила Михайловна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Мамайчук Ирина Ивановна, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат психологических наук, доцент, Михаленкова Ида Антоновна.

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Защита диссертации состоится 25 февраля 2009 года в часов на заседании совета Д 212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034 г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, факультет психологии, ауд. 227.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9.

Ученый секретарь диссертационного совета д. психол.н., проф. В. Д. Балин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Анализ сложного процесса саморегуляции поведения - одна из важнейших задач разных наук о ребенке. Подобно активности, саморегуляция может быть различной степени сложности. В качестве необходимого механизма саморегуляция включает в себя особый психологический аппарат - аппарат самооценки.

Теоретическими и экспериментальными исследованиями зависимости познавательной деятельности ребенка от такого важнейшего личностного компонента как самооценка на протяжении многих лет занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, 1935, 1955, Б. Г. Ананьев, 1948, Л. И. Божович, 1976, И. С. Кон, 1978, 1983, С. Я. Рубинштейн, 1970, Д. Б. Эльконин, 1960, С. Р. Пантилеев, 1988, 1991, Б. Д. Парыгин 1971, А. Р. Лурия, 1969, Ж. И. Шиф, 1972.

В самооценке представлены такие параметры психической деятельности личности, как ее притязания (Т. Дембо и L. Festinger, 1944) и стремление к развитию, как отношение субъекта к самому себе, своим обязанностям, возможностям, результатам деятельности, занимаемой социальной позиции и т.д. Самооценка органично включена в общий процесс самопознания, который самым непосредственным образом затрагивает интересы личности, ее мотивационную сферу.

Самооценка и связанные с ней оценочные способности формируются и развиваются в течение жизни. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей и, как следствие, отклонения в характере самооценки. Возрастными особенностями формирования самооценки занимались М. И. Лисина, 1977, 1983, А. И. Липкина, 1968, 1977, R. Zazzo, 1982, A. Gesell, 1947, А. Л. Венгер, 1968, И. И. Чеснокова, 1977, А. М. Прихожан, 1984, Е. А. Серебрякова, 1955, М. С. Неймарк, 1961, 1972.

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к детям, имеющим нарушения психического и физического развития. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с проблемами различного рода представлен достаточно обширно в исследовательских работах Б. В. Зейгарник, 1981, Е. И. Кириченко, 1971, М. В. Ипполитовой, 1993, Э. С. Калижнюк, 1982, 1987, К. А. Семеновой, 1972, 1979, Е. М. Мастюковой, 1985, 1992, И. И. Мамайчук, 1984, 2000, Л. М.Шипицыной, 1995, 2004 и др. Наименее изученными среди детей с ограниченными возможностями здоровья является контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и, в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП). Количество таких детей имеет тенденцию к возрастанию, что обуславливает необходимость более детального изучения психического развития этих детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации нарушений в их развитии. Особенно слабо изучены проблемы развития личности ребенка с ДЦП, его эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная и коммуникативная сферы.

Эти аспекты очень важны для социализации и интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Их успешность зависит от психофизического статуса ребенка, его активности и самостоятельности, умения прибегать к помощи окружающих людей в необходимых случаях, что, в свою очередь, определяется состоянием его самооценки и личностной тревожности.

Все вышесказанное определяет актуальность исследования, посвященного изучению проблемы формирования самооценки и влиянию на этот процесс личностной тревожности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования - выявление причин нарушения формирования самооценки учащихся с детским церебральным параличом в зависимости от возраста и формы заболевания.

1. Изучить особенности психофизического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в зависимости от этиопатогенетических факторов и социальных условий.

2. Изучить развитие разных уровней тревожности детей младшего и старшего школьного возраста с ДЦП.

3. Исследовать различные критерии развития самооценки детей младшего и старшего возраста с ДЦП.

4. Исследовать различия в структуре взаимосвязей личностных компонентов у младших и старших школьников ДЦП и здоровых учащихся.

5. Провести сравнительное исследование особенностей формирования тревожности и самооценки у учащихся с ДЦП в зависимости от возраста.

6. Определить зависимость уровня самооценки и тревожности от формы заболевания ДЦП у учащихся младших и старших классов.

7. Разработать методические рекомендации по коррекции самооценки детей и подростков с ДЦП.

Предметом исследования являются психологические свойства личности - самооценка и тревожность, а также особенности формирования их у детей и подростков с ДЦП.

Объект исследования - учащиеся специальной (коррекционной) школы VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при детском церебральном параличе оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Немаловажную роль играют и социальные факторы, которые опосредованы образом жизни ребенка, особенностями семейного и школьного воспитания. Осознание детьми с церебральным параличом своей физической неполноценности, часто неадекватное отношение к ним окружающих, негативно влияют на личностное развитие. Следствием этого является то, что у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у их здоровых сверстников обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности.

Положения, выносимые на защиту:

1. У учащихся с детским церебральным параличом нарушается развитие личности, что в зависимости от формы ДЦП выражается в неадекватности самооценки и повышенном уровне тревожности.

2. У детей и подростков с ДЦП по сравнению со здоровыми сверстниками, структура личностных компонентов отличается большей дисгармоничностью, обусловленной дизонтогенезом и влиянием социальных факторов.

3. У учащихся с ДЦП в младшем школьном возрасте доминирует пониженный уровень всех видов тревожности, а в старшем школьном возрасте, наоборот, отмечается тенденция повышения тревожности.

4. Существуют различия в особенностях самооценки и тревожности у учащихся с ДЦП всех возрастных групп в зависимости от формы заболевания, что связано, видимо, с различием патогенетических механизмов заболевания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Новизной работы является выявление у учащихся с ДЦП таких поведенческие проявления как нерешительность, расторможенность и агрессия, уровень которых у их здоровых сверстников значительно ниже. Эти поведенческие особенности влияют на развитие самооценки учащихся с ДЦП, которая с возрастом становится более адекватной, несмотря на повышение уровня тревожности. Впервые получены экспериментальные факты, свидетельствующие об отчетливых различиях самооценки ребенка в зависимости от формы ДЦП. Отмечено, что в младшем школьном возрасте наиболее адекватно оценивают себя учащиеся с ДЦП в форме спастической диплегии, а в старшем - учащиеся с гемипаретической формой ДЦП, что вероятно связано с неоднозначными возможностями компенсации мозговых структур мозга в процессе психолого-педагогической реабилитации.

В работе впервые показано влияние болезни на развитие самооценки у детей младшего и старшего школьного возраста с ДЦП. Установлен заниженный уровень тревожности в младшем школьном возрасте, и завышенный в старшем, что отражается на особенностях самооценки у учащихся с церебральным параличом.

Впервые получены экспериментальные факты, которые позволяют объяснить научно-методические особенности психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП в разном возрасте, и на этой основе избирательно подойти к составлению более эффективных программ психокоррекционного воздействия в процессе обучения и воспитания таких детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для психокоррекции нарушений личностного развития детей и подростков с ДЦП. Эти рекомендации используются для планирования и организации психокоррекционной работы и процесса сопровождения детей и подростков с церебральным параличом в центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красносельского района СПБ и специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №9 (IV вида) Калининского района Санкт-Петербурга. Апробированный психодиагностический комплекс применяется в работе педагогов-психологов специальных (коррекционных) учреждений VI вида Санкт-Петербурга. Материалы диссертации использованы в лекционных и практических курсах профессиональной подготовки специальных (коррекционных) психологов и педагогов в педагогических ВУЗах.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования отражены в 4 публикациях автора.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 208 страницах, содержит 25 рисунков, 9 таблиц, 7 приложений. Библиография насчитывает 239 наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет, гипотеза и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Анализируются работы отечественных психологов П. П. Блонского, 1997, М. Я. Басова, 2007, Л. С. Выготского, 2005, Д. Н. Узнадзе, 1961. Отмечается, что вопросы онтогенеза самооценки, её структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Л. И. Божович, 1976, И. С. Кона, 1983, М.И. Лисиной, 1980, 1983, А.И. Липкиной, 1984, 1986, Э. Эриксона, 1996, К. Роджерса, 1998 и других психологов.

Отмечается, что разработке методов диагностики самооценки, а также выявлению особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития субъекта занимались А. Р. Лурия, 1969, Б. В. Зейгарник, 1980, С. Я. Рубинштейн, 1970, Ж. И. Шиф, 1972 и др.

Описываются аспекты, составляющие целостную Я-концепцию, а именно процесс получения знаний о себе и процесс самоотношения. Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие психологи как У. Джемс, 1961, К. Роджерс, 1998, Дж. Мид, 1994, Э. Эриксон, 1996, Р. Бернс, 1986, В. В. Столин, 1983 и многие другие.

Рассматриваются возрастные особенности формирования самооценки. Анализируются подходы в отечественной и в зарубежной психологии к пониманию возраста, в котором у ребенка происходит формирование образа себя и отношения к себе (R. Zazzo , 1948, Н. Н. Авдеева, 1980, И. И. Раку, 1990, М. И. Лисина, 1977, 1980, С. Ю. Мещерякова, 1975, А. И. Силвестру, 1976, Ч. Х. Кули, 1994, М. Мид, 1988).

Представлена хронологическая последовательность формирования адекватной самооценки у ребенка (Л. С. Выготский, 1935, Е. А. Серебрякова, 1955, Б. Г. Ананьев, 1948-1960, И. Н. Бронникова, 1965, Р. Б. Стеркина, 1983, И. И. Чеснокова, 1977, В. А. Крутецкий, Р. Бернс, 1986, В. Ф. Сафин, 1990).

Подробно описывается определение ДЦП. Большинство авторов придерживаются определения, согласно которому детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых и послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Описываются экзогенные и эндогенные причины ДЦП (М. Б. Цукер, 1986, К. А. Семенова, 1968, 1979, Л. О. Бадалян, 1973, 1994) и причины возникновения заболевания (М. Н. Мусабекова, 1955, В. И. Бодяжина, 1963, Л. С. Персианинов, 1963, 1967, Д. С. Футер, 1965, М. Н. Никитина, 1979, К. А. Семенова, 1968, 1979, И. И. Мамайчук, 1972, 2000).

Рассматриваются формы детского церебрального паралича. Описано более 20 классификаций ДЦП. Наиболее распространенной в специальной психологии является классификация К. А.Семеновой, Е. М. Мастюковой и М. Я. Смуглина (1972) согласно которой выделяют 5 форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая, атонически-астатическая и гемипаретическая форма ДЦП.

В работах разных авторов выделяют три степени тяжести заболевания: легкая, средняя и тяжелая степень спастического паралича (К. А. Семенова, 1999, Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова, 1993).

Далее излагаются исследования, посвященные особенностям психического развития детей с ДЦП. Отмечается, что двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, что, в свою очередь, препятствует развитию познавательной деятельности (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985, Е. И. Кириченко, 1965, 1983, М. В. Ипполитова, 1989, Э. С. Калижнюк, 1982, 1987, Л. А. Данилова, 1969, И. И. Мамайчук, 1984, 2000, М. Б. Эйдинова, 1959).

Рассматриваются особенности патологического формирования личности ребенка с ДЦП (Э. С. Калижнюк, Ю. С. Шевченко , 1985, Е. И. Кириченко, 1983, И. И. Мамайчук, Г. В. Пятакова, 1990, Е. М. Мастюкова), трудности социальной адаптации, что влияет на поведенческие реакции ребенка и выражаются в застенчивости, неумении постоять за себя, стремлении незаметными, с выраженным чувством неполноценности (М. В. Ипполитова, 1985).

Отмечаются интеллектуальные нарушения при ДЦП (И. Ф. Марковская, 1993, Е. И. Кириченко, 1983 и М. Н. Никитина, 1979), а также специфическая задержка психического развития по типу психического инфантилизма (Т. А. Власова, 1985, М. С. Певзнер, 1973, Г. Е. Сухарева, 1974, С. С. Мнухин, 1968 и др.).

В исследованиях И. И. Мамайчук, Г. В. Пятаковой, (1984, 1990), Н. М. Сараевой, 1980, О. Л. Романовой (1982) выделены такие личностные характеристики детей с ДЦП как нестабильность нервно-психических процессов, высокий уровень реактивной и личностной тревожности, завышенная самооценка, неустойчивость к фрустрации.

Решение ряда теоретических вопросов, прикладных задач и практика социальной адаптации детей с физическими недостатками требуют изучения психологических механизмов формирования особенностей личности и особенно самооценки, так как она напрямую влияет на развитие личности. Однако до настоящего времени проблема психологического изучения личности этого контингента детей остается малоразработанной, изучение самооценки детей с физическими недостатками и ДЦП приобретает все большую актуальность.

Исследования состояло из четырех этапов: сбор биографических данных, диагностическое исследование, сравнительное исследование и разработка направлений коррекционной работы.

Младшую экспериментальную группу составили 23 учащихся 1-2 классов в возрасте 7 - 9 лет. В соответствии с данными медицинских карт были выделены четыре подгруппы в соответствии с основным диагнозом. У 61% детей из младшей экспериментальной группы был диагноз ДЦП в форме спастической диплегии, у 26% - гемипаретическая форма ДЦП, у 4% -гиперкинетическая форма и у 9% - атонически-астатическая форма ДЦП.

По этиологии в данной выборке были выявлены следующие группы: родовая травма являлась причиной ДЦП у 35% учеников, заболевания, перенесенные матерью во время беременности - у 48% детей, неизвестный фактор болезни - у 17% детей.

Анализ состава семей обследуемых детей младшей экспериментальной группы показал, что часть детей воспитывалась в семьях, некоторые в детском доме при школе-интернате. При этом полная семья была у 43% детей, неполная (семья с одним родителем) - у 43% детей, 4% учеников воспитывались бабушкой. Также в младшую группу вошли 9% учеников, которые воспитывались в группе детского дома.

Старшую экспериментальную группу составили 47 учащихся 8-11 классов в возрасте 14-18 лет. Из них двадцать 49% учеников с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, 19% учащихся с гиперкинетической формой ДЦП, 15% учеников с гемипаретической формой ДЦП. В четвертую подгруппу вошли 17% учащихся с атонически-астатической формой ДЦП.

По этиологии заболевания: родовая травма являлась причиной ДЦП у 26% детей, заболевания перенесенные матерью во время беременности - у 62% детей, неизвестный фактор болезни - у 13% детей. Полная семья была у 43% детей. 47% учеников воспитывались в неполной семье (семье с одним родителем). Бабушкой воспитывались 4% детей. Без попечения родителей были 6% детей.

Уровень интеллектуального развития детей младшей и старшей экспериментальной группы располагался в диапазоне нормы.

Контрольную группу составил 41 ребенок. Она также была разделена на две подгруппы в соответствии с возрастом. Старшая контрольная группа состояла из 21 ученика 8 - 9 классов 14 - 15 лет. Младшую контрольную группу составили 20 учеников 1 - 3 классов 7 - 9 лет.

Для определения статистической достоверности различий при сопоставлении двух распределений использовали критерий р* Фишера в сочетании с критерием Колмогорова-Смирнова. Также проводился факторный анализ с использованием пакета статистических программ STATISTIKA 6.0.

По результатам метода наблюдения установлен ряд поведенческих особенностей у детей с ДЦП, отличных от нормально развивающихся сверстников. Так учащиеся младшего школьного возраста с ДЦП проявили себя нерешительными (35%), избегающими совместной деятельности, а также старающимися скрыть свою неуверенность за демонстративным поведением (43%), нецеленаправленной расторможенностью (35%) и агрессией (43%).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.