Отчет по работе с детьми с дцп

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Отчет о реализации ИПРА ребенка-инвалида: Чистобаев Азар Каскарович 24.08.2014 года рождения

Подтип мероприятия: Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - инвалида.

Мероприятия: Диагностика, НОД, индивидуальные занятия.

Диагностика: 01.09.2017 – 12.09.2017 года.

НОД и индивидуальные занятия: в течение учебного года.

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Задачи:

-Организовать индивидуальную работу с ребенком-инвалидом в процессе образовательной деятельности;

- Уделить внимание таким направлениям, как физическое развитие, речевое развитие;

-Оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку ребенку и его родителям;

-Создание педагогических условий для ребенка-инвалида с учетом его психофизиологических и индивидуальных особенностей;

-Создание условий для прохождения успешной адаптации ребенка-инвалида к ДОО.

Особенности развития познавательной сферы:

У ребенка наблюдаются проблемы в освоении программы:

-Трудности в выполнении физических нагрузок (быстрая утомляемость в двигательном развитии);

Художественно-эстетическое развитие : художественно-творческие способности у ребенка развиты плохо. Не умеет держать правильно в руке карандаш, пользоваться кистью, не справляется рисованием прямых, наклонных, вертикальных, горизонтальных и волнистых линий одинаковой и разной толщины и длины. Слабые моторные навыки при лепке и выполнении аппликаций из готовых форм. На музыкальных занятиях участвует с удовольствием старается выполнять все задания и в играх, и в плясках, внимательно слушает произведения разного характера, подбирает соответствующие картинки к прослушанному. Так как плохо развита речь, Азар подпевает только некоторые слова.

Крупная моторика развита слабо, плохо ходит, координация нарушена, но, несмотря на это Азар с удовольствием принимает участие на физкультурных занятиях, выполняет ходьбу по-одному, общеразвивающие упражнения, принимает участие в играх, очень старается. При утомлении садится на стульчик отдыхать.

Ведущая рука – левая. С Азаром проводилась индивидуальная работа: вырезание, раскрашивание, рисование красками, лепка, пальчиковая гимнастика, выкладывание мозаики, нанизывание бусин на леску, конструирование.

В ДОУ созданы специальные педагогические условия для обучения ребенка-инвалида:

-Обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка;

-Создание спокойной обстановки;

-Налаживание контакта с ребенком и его родителями;

- В режиме дня предусмотрено ограничение нагрузки в выполнении упражнений во время проведения физкультурных занятий;

-Обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса.

При создании условий учитывались психофизические особенности развития ребенка-инвалида и его индивидуальные особенности. Азар много дней пропустил из-за своего заболевания: ДЦП правосторонний гемипарез. В период с 16 ноября 2017 г. по апрель 2018 г. проведена операция по коррекции ноги в г.Новосибирске, затем после операционная реабилитация. Также в течении года Азар находился на санаторно-курортном лечении в г.Саяногорске неоднократно, в г.Петрозаводске.

Результат выполнения мероприятия

Условия по организации обучения

Получение образования по адаптированной основной общеобразовательной программе

Разработана и реализуется Индивидуальная

образовательная программа развития ребенка с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

Специалисты и воспитатели

Регулярно отслеживается психолого-педагогический статус ребенка, динамика интеллектуального, психофизического и личностного развития в процессе обучения.

Специальные педагогические условия для получения образования

Анализ реализации программы

не в полном объёме

-выполняет утреннюю гимнастику со всеми;

- соблюдает правила игры;

- отзывается на просьбы: поделиться игрушками, убрать за собой;

-имеет представления о семье;

В течение учебного года 1 раз в неделю

Посещает кружки на базе ДОУ с удовольствием

Психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами ДОУ

Педагог – психолог, воспитатели, учитель-логопед

Диагностика с 1 сентября 2017 по 15 сентября 2017 года

По результатам психолого-педагогического обследования разработана Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития ребенка-инвалида, составлена Характеристика – представление.

Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку

Привлечение родителей к групповым и детсадовским мероприятиям с целью социализации ребенка-инвалида.

Консультация для педагогов по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку-инвалиду

Педагог-психолог, дополнительно по ИПРА учитель-логопед

Беседы и консультирование педагогов по результатам психолого-педагогического изучения уровня развития ребенка, и усвоения им программного материала.

Психологическая помощь ребенку

Психокоррекцион-ные развивающие занятия (подгрупповые и индивидуальные) с учетом ИПРА

В течение учебного года 1 раз в неделю

Ребенок систематически посещает комплексные психокоррекционные и развивающие занятия, направленные на:

-формирование способности ориентироваться в социальных отношениях;

-формирование вербальных и невербальных средств общения;

- развитие и коррекцию познавательной сферы;

- аффективно-эмоциональной и волевой сферы;

Данную программу усваивает на достаточном уровне.

Определение психологической комфортности ребенка в группе, ДОУ и семье

Наблюдение за ребенком в течение учебного года

Азар хорошо адаптирован к условиям ДОУ. Принимаем сверстниками. Эмоциональное состояние ровное.

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

Групповые или индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с узкими специалистами в соответствии с заключением районной ПМПК

В течение учебного года 1 раз в неделю

По результатам логопедического обследования на ребенка оформлена Речевая карта и индивидуальный маршрут речевого развития. Ребенок систематически посещает коррекционные занятия, направленные на:

-коррекцию и развитие произносительной стороны речи

-развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

-развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

-развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и активизации словаря;

совершенствование грамматического строя речи. Данную программу усваивает на достаточном уровне.

Результат выполнения мероприятий. Азар успешно прошел адаптацию к условиям ДОО; Двигательные способности и умения находятся в стадии формирования.

Социально-коммуникативное развитие

- Азар легко входит во взаимодействие со сверстниками в группе; расширилась среда общения, нормализовалось эмоциональное поведение ребенка;

- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;

- соблюдает в игре элементарные правила;

- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);

- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

- обладает сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Познавательное развитие

- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

- создает предметные конструкции из двух-трех деталей;

- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

- использует в игре предметы-заместители;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима);

- обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Речевое развитие

-испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

-стремится к расширению понимания речи;

-пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

-использует простейшие коммуникативные высказывания. Наблюдается незначительная положительная динамика речевого развития ребенка в соответствии с возрастом;

Художественно-эстетическое развитие

- раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

- проявляет интерес к стихам, песням, к танцам и сказкам, рассматриванию картинки;

- эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

- знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин) и их свойства;

- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;

- рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;

По результатам комплексного обследования (педагога-психолога, воспитателей, учителя-логопеда) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка-инвалида соответствует его возрасту.

Работа с родителями детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
otchyot_za_mezhatestatsionnyy_period_vospitatelya_iz_opyta_raboty_s_semyoy_rebyonka_invalida.docx 42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Нашей главной задачей было адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить их с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.), способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Много внимания уделяли работе с родителями. Мы хотели, чтобы они стали нашими активными помощниками в деле воспитания и обучения детей. Разработали план работы с родителями. Были поставлены цели и задачи:

- научить родителей стать первым и главным педагогом для ребёнка

- Помочь родителям понять состояние своего ребёнка, принять его таким, какой

он есть, и научиться помогать ему.

Результат диагностики детей показал, что у них

- слабая мелкая моторика;

- Низкий уровень развития культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

- у детей нет опыта поведения в среде сверстников;

- продуктивными видами деятельности практически не владеют.

Были поставлены задачи воспитания и обучения:

- укреплять и сохранять здоровье детей

- приучать детей к соблюдению режима дня

- формировать культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

- содействовать детям в объединении для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

Для решения этих задач были проведены такие мероприятия:

- практикум для родителей по методике М.Монтессори «Домашняя школа Монтессори

С детьми цикл игр - занятий:

На практических тренингах родители имели возможность поиграть в эти игры и затем использовать их дома.

Систематизировали практический материал, которым могли бы воспользоваться родители, занимаясь с детьми.

Вся воспитательно - образовательная работа строилась на принципах дифференцированного и индивидуального подхода во всех видах детской деятельности.

При организации всех режимных моментов учитывали состояние здоровья, индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Соблюдение ортопедического режима, использование здоровьесберегающих технологий, поддержание оптимальных гигиенических условий в группе, своевременное проведение физкультурных пауз, подбор таких методов и приёмов, которые вызывают у детей интерес и положительные эмоции – позволило снизить заболеваемость детей.

При планировании коррекционных занятий, выборе программы обучения с каждым ребёнком или группой детей учитывали возрастные особенности, характер и тяжесть поражения, компенсаторные возможности детей, особенности ситуации.

Вся педагогическая работа в группе строилась в тесном взаимодействии с другими специалистами нашего учреждения: логопедом, психологом, преподавателем по труду, преподавателем по игротерапии, воспитателем по татарскому языку, музыкальным руководителем, медицинскими работниками. Согласованная работа всех специалистов позволяет успешно адаптировать программы воспитания и обучения, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, разработать план индивидуальной реабилитации каждого ребёнка.

Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность работы. Цели и задачи, которые мы ставили, в первый год обучения были выполнены. Дети хорошо адаптировались к детскому саду, мелкая моторика, культурно - гигиенические навыки, продуктивные виды деятельности улучшились.

В следующем 2009 – 2010 уч. году мы поставили цель:

повысить уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Задачи: Развивать интегрированные качества, соблюдать и контролировать выполнение правил в подвижных играх, побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр, развивать ловкость, гибкость, выносливость, вестибулярный аппарат. Удовлетворять детскую любознательность; обогащать представления об объектах и явлениях природы; привить первые навыки активности и самостоятельности мышления; воспитывать инициативу и самостоятельность в речевом общении; развить связную речь; способствовать развитию умений оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

В этом учебном году были проведены следующие мероприятия.

В течение года вели наблюдение за детьми во время учебной деятельности и вне её. С теми детьми, которые не успевали по программе, проводились индивидуальная работа.

Совместно с родителями и детьми провели занятия и развлечения:

- в выставках детских работ, изготовленных вместе с родителями:

В старшей и подготовительной группе дошкольного возраста мы начали подготавливать детей к школьной деятельности. Поэтому наше внимание

и внимание родителей было приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.

Основной целью нашей работы являлось создание условий коррекции и реабилитации детей. Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

1. Формирование навыков учебной деятельности;

2. Развитие и коррекция познавательных процессов;

3. Воспитание навыков культуры поведения, самообслуживания и коммуникативности;

4. Укрепление здоровья, формирование привычки здорового образа жизни;

5. Развитие кругозора и социализации, обогащение игрового опыта.

Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования

В связи с этим воспитательно - образовательный процесс в группе опирался на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Планируя воспитательно - образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.

Анализ результатов деятельности показал, что в группе созданы достаточно удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей.

В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствовало раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также старались воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравилось играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения.

В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.

Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.

В группе также оформлены: физкультурный уголок, зона по изобразительной деятельности для самостоятельной деятельности и стендом для выставок продуктов детской деятельности; в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.

Плодотворной была работа с родителями – они помогали в оформлении групп, в приобретении дидактических и развивающих игр.

В течение года использовались такие формы взаимодействия как: групповые родительские собрания; анкетирование; посещение семьи ребёнка; консультации и беседы; совместное проведение занятий, досугов. Родители ездили с нами на музыкальный конкурс в Набережные Челны.

Создание комфортных условий для специально организованной и самостоятельной деятельности детей в группе и на участке позволили добиться неплохих результатов.

Сравнительный анализ уровня развития детей показал, что:

по развитию ЭМП у детей удалось достичь таких результатов. Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Устанавливать связи между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям. Считать до 10 и дальше. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Составлять, и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =). Определять временные отношения (день-ночь-месяц). Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), пользуются знаковыми обозначениями.

по ознакомлению с окружающим миром удалось достичь средних результатов.

Дети знают название некоторых видах деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, насекомые, характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в природе и соблюдении их; устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке.

В продуктивных видах деятельности проделана большая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений. В своих работах дети используют различные цветовые гаммы для создания выразительных образов и не замысловатых по содержанию сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, аппликации и ручного труда. Без особого затруднения делят пластилин на куски, рассчитывая количество деталей предполагаемой поделки и её размер, но не все дети - в силу своих особых возможностей здоровья.

В конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции одного и того же объекта, создают модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции взрослого.

Дети любят участвовать и организовывать игры с элементами спорта, подвижные игры.

Дети любят смотреть мультипликационные фильмы, любят, когда им читают сказки, называют, ту сказку, которую им хотелось бы прослушать в данный момент. Умеют различать жанры литературных произведений в ознакомлении с художественной литературой, называют любимые сказки и рассказы, знают 2-3 любимых стихотворения, 2 и более загадки, называют 2-3 авторов, выразительно читают стихотворения.

В сюжетно – ролевых играх дети стали проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры привносить какие-то свои интересные новшества, идеи. Объединяются в подгруппы из 3-5человек. Распределяют роли между собой и договариваются об обязанностях в игре. Правильно отбирают атрибуты к играм. В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

Вся логопедическая работа была основана на тесном сотрудничестве с воспитателями, родителями и другими специалистами ДОУ. Мы на коррекционном часе закрепляли знания, полученные детьми на занятиях логопеда, следили за речью детей во время игр и прогулок, вели работу по развитию связной речи и мелкой моторики пальцев рук.

Работа педагога в тесном контакте с родителями, педагогов друг с другом обеспечивала постоянное закрепление изучаемого материала, а это – главное условие успеха в работе с детьми и подготовке их к школе.

Слаженная работа педагогов и родителей принесла отрадные результаты. Воспитанники нашей группы приняли участие:

- в городских праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Учителя, Дню медика

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показал стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по таким направлениям.

Информационно – аналитическое направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, муз.руководитель, инструктор ЛФК, медицинские работники) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- совместные экскурсии в театр, поездка на музыкальный конкурс в г. Наб. Челны;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

Форма работы через родительские уголки является традиционной. В нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;

посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- празднование дней рождений;

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.