Оздоровительная деятельность ребенка с дцп

Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3—4 года) — 15 мин, со средней (4—5 лет) — 20 мин, со старшей (5 — 6 лет) — 25 мин, с подготовительной (6—7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.
В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.
Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специа-лизированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицинских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1—4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.
/. Тренировка удержания головы. В положении на спине
вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка — поворотов и присаживания. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия (рис. 5.1 и 5.2).

2. Тренировка поворотов туловища. Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. В положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координации. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия (рис. 5.3).

3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале необходимо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках необходимо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать рецинрокные движения конечностями (рис. 5.4 и 5.5).

4. Тренировка сидения.
Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята (рис. 5.6).

5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия (рис. 5.7).

6. Тренировка ходьбы. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно (рис. 5.8).
Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:
— нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
— нормализация дыхательной функции;
— формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
— коррекция сенсорных расстройств;
— коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
— тренировка мышечно-суставного чувства;
— профилактика и коррекция контрактур;
— активизация психических процессов и познавательной деятельности.
Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны как отечественными (Бортфельд С.А., 1971; Семенова К.А, 1976, 1999; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., 1988; Мастюкова Е.М., 1991; Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991; Шамарин ТТ., Белова Г.И., 1999; Гросс Н.А, 2000; и др.), так и зарубежными специалистами (Фелпс, 1940; Лидеман, 1963; К. и Б. Бобат, 1964, 1983; Тардье, 1984; Войт, 1986; и др.). Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции, воспитания и обучения детей с церебральным параличом освещены в трудах М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, 1985; Л.М. Шипициной, 1996; Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук, 2001; Нэнси Р. Финни, 2001; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; и др.

Нормализация дыхательной функции

Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. В связи с этим у детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выполнения упражнений, т. е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя — преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя — преобладает верхнегрудное дыхание. В занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоречевую гимнастику, и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.

Коррекция осанки

При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергии и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и ьифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса n разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике сколиоза.

Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей

П Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в су:тавах — азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной патологией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинается с самых простыхудвижений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабатывать все возможные движения в каждом суставе При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаблением и маховыми движениями. Можно также использсвать различные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллельные брусья для нижних конечностей).
Особенное внимание следует обратить на разработку ограниченных движений — разгибание и отведение в плечевое суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазобедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу.

Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук

Основная функция руки — манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, дифференцированную работу. Манипулятивная функция важна для самообслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для тренировки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму.

Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства могут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лонгеты, шины, аппараты). Их используют 3—4 раза в день, длительность пребывания в спецукладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспомогательные средства способствуют торможению патологической тонической активности, нормализации рецинрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с различными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной деятельности

В психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи.
Таким образом, ЛФК — важнейшая часть общей системы адаптивной физической культуры. Основными средствами являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и динамики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогрупповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК закрепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эффективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействия невролога, врача ЛФК, логопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это органическое поражение мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в процессе родов или новорожденности, и сопровождается речевыми, психическими и двигательными нарушениями.

Значимость физкультурно-оздоровительной деятельности для ребенка с ДЦП

Дети с ДЦП характеризуются своеобразием психического развития, которое обусловлено сочетанием раннего органического поражения головного мозга и разнообразными речевыми, сенсорными и двигательными дефектами.

Как показывает многолетний опыт отечественных и зарубежных ученых, чем раньше с детьми с ДЦП начата медико-психолого-педагогическая работа (реабилитация), тем выше ее эффективности и шансы получения ожидаемого результата.

Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать коррекционную работу с детьми с ДЦП, так как при таком подходе больше шансов скорректировать дефекты в речи, зрительно-пространственных функциях, личностном развитии, овладении навыками самообслуживания и получении навыков необходимых для успешной социализации ребенка в обществе.

  • Курсовая работа Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП 420 руб.
  • Реферат Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП 260 руб.
  • Контрольная работа Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП 210 руб.

Однако, основной направленностью коррекционной работы с детьми с ДЦП имеет физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, укрепление общего физического состояния организма ребенка с ДЦП.

Физкультурно-оздоровительная деятельность ребенка с ДЦП осуществляется на основании индивидуально разработанной программы, которая учитывает степень поражения ЦНС ребенка, тяжести физического дефекта, наличие у него двигательных умений и навыков.

Постановка цели и задач физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка с ДЦП осуществляется на основании индивидуальных особенностей ребенка, уровня его физических отклонений, а также физических возможностей. Для этого предварительно проводится общее исследование ребенка с ДЦП, в которое включают и изучение личности ребенка, анализ его мотивационно-потребностной сферы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные направления физкультурно-оздоровительной деятельности детей с ДЦП

Основу физкультурно-оздоровительной деятельности составляет двигательная реабилитация (лечебная двигательная физкультура).

Двигательная реабилитация – это занятия лечебной физкультурой (ЛФК), которые в зависимости от степени физических нарушений могут проводиться в малой группе или индивидуально, периодичность их составляет 3-5 раз в неделю, по 15-30 минут каждое занятие.

Занятия проводит специалист по ЛФК, который владеет всеми методами и принципами работы с детьми с ДЦП. Основным направлением ЛФК является последовательное формирование двигательных навыков у детей с ДЦП. Все двигательные навыки, получаемые в процессе ЛФК, в дальнейшем адаптируются к условиям повседневной жизни ребенка.

ЛФК ребенка с ДЦП осуществляется по следующим направлениям.

Тренировка удержания головы – это упражнения, которые направлены на укрепление мышц шеи, что позволяет ребенку с ДЦП приподнимать и поворачивать голову в сторону.

Освоение приподнимания и поворота головы в сторону в дальнейшем помогает ребенку с ДЦП овладеть такими двигательными навыками как присаживание и повороты корпусом.

Упражнение проводится как лежа на спине, так и на животе. В качестве основного инструмента используется большой мяч, раскачиваясь на котором ребенок выполняет упражнение.

Тренировка поворотов туловища – используются упражнения, которые стимулируют подъем головы, тормозят влияние тонических и шейных рефлексов, способствуют развитию координации движений и равновесия.

Упражнения выполняются лежа на специальном коврике, ребенок делает повороты со спины на живот или со спины на бок.

Тренировка ползания на четвереньках – направлено на тренировку поднятия и удержания головы, формирования навыка правильно удерживать статичную позу, удерживать равновесие.

Упражнение осуществляется в положении на четвереньках, ребенок поднимается, опираясь на раскрытые колени и кисти рук, переносит тяжесть тела с одной стороны на другую, ползает на четвереньках, перемещая центр тяжести или напротив, стараясь сохранить равновесие.

Тренировка сидения – формирует навык самостоятельного сидения, без помощи посторонней помощи, при этом удерживать голову.

Упражнение состоит в том, что ребенок с ДЦП учится самостоятельно сидеть, контролировать свое тело, сохранять равновесие и координацию. Поза во время сидения – спина прямая, голова приподнята, руки опущены вдоль туловища.

Тренировка стояния – направлена на формирование навыка стояния, основывается на полученных ранее навыках сидения и вставания на четвереньки.

Первоначально упражнение выполняется ребенком стоя на коленях, так ему легче сохранять равновесие. После того как мышцы туловища достаточно натренированы, ребенок может самостоятельно стоять и не испытывает страха падения, переходят к упражнению стоя в полный рост. Если ребенок не может избавиться от страха упасть или у него недостаточно сформированы мышцы спины, то дополнительно вводят упражнение – ходьба на коленях. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия.

Тренировка ходьбы – направлена на формирование умений ходить самостоятельно без помощи посторонних, пусть и с опорой на специальные предметы (трость).

Упражнение представляет собой формирование навыков ходьбы, а именно вертикальной установки туловищу и головы, перемещения на опорную ногу центра тяжести, правильно ставить стопы, сохранять нужную позу и равномерно опираться. Все эти умения формируются только в том случае, если у ребенка достаточно сформирован описанные выше навыки.

Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:

  • нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
  • нормализация дыхательной функции;
  • коррекция сенсорных расстройств и координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
  • активизация психических процессов и познавательной деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это воспитание и развитие детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального развития.

Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это специально организованное, развивающееся взаимодействие детей с ДЦП, педагогов и родителей, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

Целью здоровьесберегающих педагогических технологий применительно к ребенку с ДЦП является обеспечение высокого уровня здоровья и воспитание валеологической культуры.

Воспитывают у ребенка с ДЦП осознанное отношение к здоровью, умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье. С этой целью уделяют внимание формированию валеологической компетентности, позволяющей ребенку с ДЦП самостоятельно и эффективно решать доступные задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Виды здоровьесберегающих технологий бывают самые разнообразные. К ним относятся: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологическое просвещение родителей, здоровьесберегающие образовательные коррекционные технологии в домашних условиях и детской образовательной организации. Все указанные здоровьесберегающие педагогические технологии необходимы при проведении коррекционного образования детей с ДЦП.

Планируются адекватные и доступные физкультурные занятия всех типов и оптимизация двигательного режима. Организуется традиционная доступная двигательная деятельность детей с ДЦП: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение некоторых подвижных игр, прогулки и другие.

В последнее время стали активно применяться и инновационные технологии оздоровления и профилактики: кинезиотерапия, ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки и другие. Имеет значение для детей с ДЦП организация рационального питания.

Для эффективности коррекционно-педагогического воздействия необходима медико-профилактическая работа с детьми с ДЦП и их родителями.

Основным условием всех планируемых здоровьесберегающих педагогических мероприятий является соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического коррекционного процесса. Кроме того, в организациях, где проходит коррекционное педагогическое образование детей с ДЦП необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Работа по здоровьесбережению с детьми с ДЦП может включать разные направления. Одним из традиционных направлений можно считать интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности детей и взрослых.

Широко распространились и внедрились инновационные здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс. Значимы для детей с ДЦП стали разнообразные формы физкультурно – досуговой деятельности в виде мэйнстрименга при инклюзивном образовании (мэйнстриминг – совместные занятия и досуг детей с нормой и ОВЗ).

Реализация здоровьесберегающих педагогических направлений при ДЦП должны способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни у детей, педагогов и родителей.

В сочетании с комплексным медико-психолого-педагогическим методом ведения ребенка с ДЦП здоровьесберегающие педагогические технологии должны способствовать развитию и совершенствованию физических навыков, психического и речевого развития детей в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка с ДЦП.

В планировании коррекционной работы при ДЦП в образовательных и воспитательных целях и задачах здоровьесберегающие педагогические технологии имеют медико-социально-педагогическую значимость. Можно сформулировать принципы и условия организации здоровьесберегающей образовательной деятельности.

  1. Учет последовательности приемов в формировании культуры здорового образа жизни детей с ДЦП: Последовательная, непрерывная система обучения здоровью на различных этапах коррекционного обучения. Осуществление интегрированного подхода к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей с ДЦП.
  2. Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства для детей с ДЦП: Отсутствие перегрузок. Выполнение санитарно-гигиенических нормативов. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Воспитание у детей с ДЦП культуры здоровья, т.е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
  3. Учет психолого-педагогических факторов в работе с детьми с ДЦП: Психологический климат на занятиях. Наличие эмоциональных разрядок. Уважительный, толерантный стиль педагогического общения взрослых с детьми с ДЦП. При инклюзивной и/или интегрированной системе образования необходимы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия детей с ДЦП и детей, не имеющих ОВЗ. Введение дифференцированного характера оценивания компетенций детей с ДЦП. Обеспечение здоровьесберегающего подхода при реализации ИПР ребенка с ДЦП.
  4. Обеспечение разнообразной двигательной активности детей с ДЦП: Чередование коррекционных занятий с активно-двигательными видами деятельности: динамические паузы, физминутки, пальцевая гимнастика, ритмопластика, биоэнергопластика, ритмика, мимическая гимнастика и другие здоровьесберегающие педагогические технологии.
  5. Повышение педагогической коррекционной компетенции родителей детей с ДЦП в вопросах здоровьесбережения, образования, коррекции и воспитания ребенка с ООП – особыми образовательными потребностями.
  6. Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов:

Требования к экологическим условиям: наличие чистой воды, аэроклиматических установок, отсутствие патогенности воздушной среды, техногенных вредностей, отсутствие электромагнитных полей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей с ДЦП.

Для реализации программы здоровьесберегающего образования детей с ДЦП необходимы: Организация рационального двигательного режима детей. Непрерывное контролирование состояния здоровья детей с ДЦП. Организация рационального образоватеного процесса с учётом формы и степени ДЦП, возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Создание благоприятного психо-эмоционального климата для комфортного пребывания детей, формирование мотиваций и навыков здорового образа жизни.

В состав здоровьесберегающих технологий при ДЦП включаются приемы полимодальной сенсорной стимуляции. Многочисленные исследования доказали, что стимуляция отдельных органов чувств, способствует усилению активности мозга в целом, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

В настоящее время успешно применяются следующие здоровьесберегающие педагогические технологии:

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

Зрительная гимнастика; Гимнастика для глаз;

Психогимнастика; Психокоррекционные игры;

Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр;

Пальцевая гимнастика с мячом;

Развитие ориентации в пространстве;

Игры на пространственную активность;

Логопедический массаж, самомассаж, массаж карандашами;

Массаж рефлексогенных зон: Массаж кистей и стоп; Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (ухо);

Массаж волосистой части головы;

Массаж профессора Ауглина при ММД и ДЦП;

Краниопунктура или скальптерапия – массаж определенных зон головы;

Су-Джок терапия и другие методы нейростимуляции;

Тактильные и сенсорные дорожки, физиороллы, массажные мячи, батут, дорожки для ходьбы и бега;

Тренажер Гросса; Вертикализаторы; Ходунки;

Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры);

Бассейны (водный и сухой);

Хаготерапия, Холдинг-терапия и другие.

Литотерапия; Песочная терапия;

Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;

Музыкальная терапия, Пантомимика;

Имагопрофилактика и имагокоррекция;

Рисование: пластилином, природным материалом;

Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

Анималотерапия, канистерапия, иппотерапия;

Самообслуживание; Эрготерапия; Трудотерапия;

ИЛГ – искусственная локальная гипотермия.

Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.

Архипова Елена Филипповна доктор педагогических наук, профессор г. Москва


Методические рекомендации по работе с трудными детьми (аутичными, гиперактивными, агрессивными, тревожными). Подбор игр для познавательного и речевого развития, упражнения для развития мелкой моторики рук и ног.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ДЦП.

Установлено, что дети с отклонениями в развитии, живущие в интернатах, вследствие как умственной отсталости (у некоторых детей), так социальной изолированности, отличаются рядом особенностей от других детей. Наблюдается неадекватность поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и другими. Однако, ученик, выйдя из стен интерната, должен стать полноправным членом общества и мы обязаны готовить своих воспитанников к этому. Мы несем особую ответственность за формирование и закрепление у них жизненно необходимых знаний и умений.

Большую роль играют занятия, проводимые во внеурочное время. В процессе своей воспитательной работы мы решаем множество самых разнообразных задач и работа наша многогранна. Я считаю, что одной из самых важных для наших детей является коррекционно-оздоровительная работа.

Программа коррекционно-оздоровительного обучения и воспитания:

I. Эмоциональной сферы и социального развития :

  • Я
  • Я и другие

II. Двигательной сферы :

  • Общих движений
  • Мелкой моторики пальцев рук и ног

III. Познавательного развития :

  • Внимание, мышление, памяти, восприятия
  • Пространственной ориентации
  • Представления об окружающей действительности

IV. Речевого развития :

  • Понимание речи
  • Способов общения
  • Наличие и характера фразовой речи
  • Сформированность грамматического строя речи

У ребенка, имеющего какие-либо отклонения от нормы, не бывает нарушена одна лишь способность к обучению. Чаще всего проблема связанна со становлением личности. Фактически в этом и заключается различие в развитии между нормальными здоровыми, но не очень способными детьми, и детьми с теми или иными нарушениями.

Многие из наших детей имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от неё из-за неуверенности в собственных силах при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностная привязанность, эмоциональная возбудимость, частая смена настроений приводит к сложностям в общении со сверстниками. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ДЦП - поэтому очень важна своевременная коррекция эмоциональной сферы.

Во-первых, огромную роль играют взаимоотношения преподавателей и воспитанника. Этика их взаимоотношений должна быть доверительной, основываться на принципе творческого партнерства. Преподаватель должен быть искренним в разговоре на любую тему.

Главная цель – научить ребенка преодолевать собственную ущербность, формируя все – от умения вдеть больными руками нитку в иголку, до способности разрешать житейские конфликты и находить выходы из стрессовых ситуаций.

Очень важно понять духовный мир наших детей, хрупкость и ранимость их психики, вселить в них оптимизм и веру в собственные силы. Для изучения эмоциональной сферы проводила со своими воспитанниками разнообразные тесты: текстовые и в рисунках. Их результаты показывают отношения ребенка к своим близким, прочность семьи, их дружбу. После этого планировала индивидуальную работу с каждым ребенком и родителем.

Роль родителей велика в воспитании детей. Но часто они убежденны, что основная их миссия состоит в умении ограждать больного ребенка от трудностей. Методы воспитания в таких семьях сводятся к чрезмерной опеке, что в итоге превращает опекаемого в законченного эгоиста. Бывает и так, что с ребенком обращаются как с вещью, не имеющей мыслей и чувств, что превращает естественную зависимость от родителей в абсолютное подчинение. Малейшее проявление собственного Я, противоречащее родительскому мнению, вызывает особую нетерпимость. Как результат у больного ребенка изначально подавляется всякая способность к сопротивлению жизненным трудностям. Поэтому, чтобы добиваться результатов о коррекционно-эмоциональной сфере ребенка, нам нужно постоянно работать с родителями. Наша задача – изучить атмосферу в семьях детей и давать родителям конкретные советы о единых методах воспитания в семье и школе.

Дети с заболеваниями ДЦП порой бывают непредсказуемыми, поэтому очень важно научить их управлять своими эмоциями, для этого мы используем разнообразные упражнения психологического тренинга.

  1. Как играть с агрессивными детьми .

Цель : снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей. Что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Цель : снятие негативных настроений и восстановление сил.

Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

  1. Как играть с тревожными детьми.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с ходом игры. Посмотрит. Как в нее играют другие дети и лишь потом. Когда сам захочет, станет ее участником.
  2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.
  3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

Если уровень тревожности у ребенка очень высокий, то начать работу лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.

Работая с этой категорией детей, следует помнить, что состояние тревожности, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для этих детей просто необходимы.

Цель : снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

  1. Как играть с аутичными детьми.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе. А тем более не захочет вступать в групповую. А может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, подразумевается, что проводить их можно только исходя из реальных возможностей и необходимости.

Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры. Которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры можно использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Цель : включение аутичных детей в групповую работу.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

Цель : научить детей планировать свои действия по времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего – найти у кого тигр.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру. Поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

Не менее важным является коррекция двигательной сферы. Это ежедневное утренняя гимнастика, физминутки на самоподготовках, подвижные и спортивные игры на прогулках, индивидуальная работа с каждым ребенком и большая работа по развитию мелкой моторики рук и ног.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому ежедневно стараемся делать какие-либо упражнения:

  • Застегивать молнии, крючки;
  • Разминать пластилин;
  • Катать каждым пальцем по очереди мелкие камешки, бусинки;
  • Сжимать и разжимать кулачки;
  • Наматывать нитку на катушку;
  • Завязывать узлы, шнуровать и т.д.

Обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Дети очень любят выкладывать рисунки с помощью скрепок, цветных камешков, пуговиц.

Не меньше внимания уделяется и ногам. Известно, что восточная медицина с большим вниманием относится к ступне человека, утверждая, что именно там находятся важнейшие чувствительные точки организма, которые оказывают влияние как на физическое так и на психическое состояние организма. Можно утверждать, что мелкая моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга.

Для этого дети ходят босиком по коврику, на котором ими же нашиты разного размера пуговицы, по камешкам, делают разнообразные упражнения ступней и пальцев ног. Очень нравится детям рисовать, зажимая карандаш пальцами ног. Это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга.

Задания на координацию движений.

Упражнения с камушками (или пуговицами).

1. Взять в руку 5 камушков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камушек той же рукой.

2. Перекидывать (или перекладывать) по одному камушку сначала из одной руки в другую, затем обратно.

Упражнения на равновесие .

1. Пройти по одной линии (сначала с открытыми глазами, затем попробовать, закрыв один глаз, затем оба).

2. Стоя на одной ноге, что-нибудь делать руками (например, нарисовать в воздухе домик или взять книгу, открыть на определённой странице и прочитать).

Развитие моторики пальцев, сенсорики.

1. Опиши, что чувствуешь .

Дети, не глядя, только на ощупь, должны описать предмет (гладкий, мягкий, холодный, пушистый, твёрдый, шершавый и т.д.). Можно использовать бархат, камень, вату, лист бумаги, пластилин, лёд и т.д.

2 . Работа с конструктором, пластилином, тестом.

3 . Выкладывание рисунков горохом, рисом, фасолью, косточками фиников и хурмы и т.д.

4 . Счет палочек с закрытыми глазами, работая только руками.

Коррекция познавательного развития.

Этот раздел очень обширен, работа ведется постоянно в любой режимный момент дня. Вот показатели, которые характеризуют детей с ДЦП:

  • Ребенок не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки.
  • Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться предлагаемых для выполнения заданий инструкций, хотя понимает их.
  • Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
  • Часто теряет вещи, проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Для развития внимания и памяти проводим тесты, игры, которые печатаются в медико-педагогической литературе. Вот некоторые из них.

Задания на развитие внимания.

Сколько треугольников в ёлочке?

  1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунках? Сколько?

Дополнительно: придумать свой рисунок.

Надо осмотреть классную комнату и назвать, как можно больше имеющихся здесь предметов:

  • На какую-либо одну букву алфавита (можно называть не только предметы, но и их детали).
  • Можно называть только деревянные предметы (или металлические, стеклянные, бумажные и т.д.)
  • Называть предметы какого-либо одного цвета или формы.

3 . Прочитать детям текст: первый раз без задания; второй раз предупредив, чтобы ребята сосчитали, сколько раз употреблено в тексте то или иное слово (например, какое-то определённое слово или можно обобщить: рыбы или птицы и т.д.); третий раз текст читается для проверки.

Задания на развитие памяти.

Описать, не глядя, одноклассника, соседа по парте; или отгадать по описанию, кто это.

Первый игрок называет любое слово, второй – его слово + своё слово, третий называет слово первого + слово второго + своё и т.д.

4 . Повторить набор цифр , слов (можно запомнить на слух, можно зрительно)

Сосчитать различные предметы. Но считать только следующим образом: первый карандаш, первая ручка, второй карандаш, первая линейка, третий карандаш и т.д.

Задания на развитие логики, мышления.

Например, яблоко – груша – банан – конфета – апельсин.

Дополнительно: придумать самим цепочки слов.

Составить слова, используя буквы исходного слова. Например, ПОСУДА - суп, суд, оса, ад и т.д.

3. Какие буквы спрятались?

А И М Л Ь Ы Н Т Ю О

Например, что бывает летом? (солнце, ягоды, цветы, дождь и т.д.)

Что бывает в школе?

Что бывает на улице? и т.д.

6. Развитие наблюдательности.

- Кто в классе самый высокий? Низкий?

- Назвать всех, начиная с самого высокого и до самого низкого

- Закрыть глаза и описать одежду одного из детей (сказать у кого есть пуговицы, замки, шнурки и т.д.)

Задания на развитие воображения.

Обвести свою ладошку и закончить рисунок, дорисовав его по своему усмотрению.

2. Нарисовать человека , используя только геометрические фигуры. Дополнительно, на внимание можно дать задание сосчитать, сколько использовано кругов, квадратов и т.д.

3. Закончи рисунок . На листе бумаги нарисованы различные линии, надо закончить рисунок по своему усмотрению.

А вообще, для коррекции познавательного развития используем разнообразные формы и методы работы с детьми. Это наблюдения в природе, чтении книг, дидактические, сюжетно-ролевые игры, викторины, беседы. И, конечно, индивидуальная работа с каждым ребенком.

Коррекция речевого развития.

Работа ведется согласно рекомендациям логопеда. Заучиваем стихи, чистоговорки, скороговорки, считалки. Беседуем индивидуально с каждым из детей, стараясь развивать то, что для него более важно.

1. Работа со скороговорками

Наш Полкан попал в капкан.

Архип осип, Осип охрип.

Около кола колокола колоколят.

Проворонила ворона воронёнка.

2. Развитие дикции :

Фиур,фиур,фью,фью,фью, Чик-чирик,тью,тью,тью,тью, Пиу-пиу,тыр,тыр,тыр, Чиви-чиви,цвир,цвир,цвир, Чур-чур-чур, ку-ку, ку-ку,

3. Произнести какую-либо фразу с разной интонацией (радость, удивление, испуг и т.д.)

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомления глаз разработана целая система упражнений для глаз. Мы используем следующие:

Гимнастика для глаз для учащихся 1 – 3 класса.

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (5-6 раз)
  2. И.п. – сидя откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть (4 раза).
  3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки (затем влево). Вернуться в исходное положение (5-6 раз).
  4. И.п. – сидя. Посмотреть на классную доску 2-3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-29 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунды, опустить руку (5-6 раз).
  5. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить, выдох (4-5 раз).

Итак, чтобы добиться результатов в работе, надо любить свою профессию, любить детей, не быть равнодушными к ним, относиться к каждому ребенку с уважением и пониманием, соприкасаться с его чувствами и переживаниями.

Всё это окажет влияние на психический настрой и самочувствие детей, на их учебные успехи и поведение, на отношение к учебе, школе, друг к другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате.

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе.

Здоровье ребенка,его социально-педагогическая адаптация,нормальный рост и разввитие во многом определяется средой, в которой он живет.70% времени бодроствования школьника приходится на пребывание в шк.

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в .

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития.

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.