Парциальная программа для детей с овз дцп в доу по физической культуре

В мире нет ничего разрушительнее
Невыносимее, чем бездействие.
А. И. Герцен

В широком смысле слова Адаптация (от средневекового лат . adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

В настоящее время, благодаря многочисленным научным исследованиям в области лечебной физической культуры (ЛФК), мы располагаем более полным представлением о возможностях этого замечательного метода. Во всём мире ЛФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний.

Физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить его полноценную деятельность. И когда об этом забывают, то природа жестоко мстит за вмешательство в её законы.

Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникающие в них очаги возбуждения способствует угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг как бы блокируется, и нарушенные функции в результате постепенно нормализуются.

Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

Регулярные занятия физическими упражнениями в комплексе с занятиями по плаванию помогут не только избавиться от боли, но и способствовать нормализации, казалось бы, уже необратимых патологических процессов.

Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

Упражнения в воде оказывают психотерапевтическое воздействие: облегчённые и безболезненные движения улучшают самочувствие и оказывают закаливающий эффект. Выполняя разнообразные движения в воде можно переносить более низкую температуру воды.

Однако, проявляя настойчивость, нельзя впадать и в другую крайность-уверовав в могущество движения, отказываться от всех других рекомендаций врача. Не забывайте, физические упражнения-это всего лишь часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны, принцип “чем больше-тем лучше” в данном случае неприемлем.

Со временем комплексы, которые будут предложены можно добавить и усложнить. Сделать это вам помогут инструктора по физической культуре и плаванию.

Данную адаптированную образовательную программу можно использовать для составления индивидуальной образовательной программы для ребёнка-инвалида.

Цель: получение ребёнком комплексной помощи специалистов по физической культуре в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе.

1. Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.

2. Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.

4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.

Сроки реализации адаптированной образовательной программы по физической культуре.

Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.

При составлении адаптированной образовательной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.

Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Занятия проводятся на базе спортивного зала и бассейна МБДОУ детского сада “Брусничка”, три раза в неделю. Два занятия в спортивном зале, одно в бассейне.

- не более 15 минут-для детей второй младшей группы (3-4 года),

- не более 20 минут-для детей средней группы (4-5 лет),

- не более 25-30 минут-для детей старшей и подготовительной групп (5-7 лет).

Методы организации занятий: индивидуальный, индивидуальный подход в групповом режиме.

Формы организации занятий: является система определённых физических упражнений. Это лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по рекомендации врача и специалистов по физической культуре и плаванию, дозированная ходьба, физические упражнения в воде и плавание.

Каждое занятие строится по определённому плану и состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной.

Структура проведения занятий в спортивном зале.

Подготовительная часть предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% времени занятия.

В основной части занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия.

В заключительной части нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.

Структура проведения занятий в бассейне.

Подготовительная часть проводится на суше. Включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и подводящих упражнений.

Основная часть проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению двигательными навыками в воде, повторяется пройденное, игры на воде.

Заключительная часть-это произвольное плавание (свободное плавание).

Система мониторинга достижения детьми- инвалидами планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей.

Определение освоения основных видов движения для оценки развития ребёнка- инвалида и его функциональных возможностей. В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком -инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.

Вторая младшая группа (3-4 года).

- умеет ходить сохраняя заданное направление;

- умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, в соответствии с указаниями инструктора по ФК;

- сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;

- может ползать на четвереньках;

- может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; метать предметы правой, левой рукой;

- плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;

Средняя группа (4-5 лет).

- может метать предметы разными способами правой и левой рукой;

- отбивает мяч об пол;

- может ловить мяч;

- ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону;

- плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.

Старшая группа (5-6 лет).

- выполняет ходьбу и бег сохраняя правильную осанку, направление и темп;

- умеет лазить по гимнастической стенке;

- может прыгать на мягкое покрытие, прыгать в обозначенное место;

- умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель;

- плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.

Подготовительная группа (6-7 лет).

- старается выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

- бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель;

- плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.

Выполнение упражнений детьми оценивалось по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя.

3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- укрепить здоровье детей и развить правильное отношение к здоровому образу жизни;

- сформировать нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;

- сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.

(Учебный план для детей второй младшей группы 3-4 года.

Тематическое планирование для детей второй младшей группы.). Приложение

Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991

Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство- Пресс”, 2003.

Т. А. Протченко, Ю. А. Семенова “Обучение плаванию дошкольников и младших школьников”, М. “Айрис Пресс”, 2003.

Н. Ж. Булгакова “Плавание”, М. “Физкультура и спорт”, 1999.

Е. В. Харламов “Дыхательная гимнастика”, М.: Ростов на дону – 2004.

И. В. Дорошенко “Учись плавать”, М. “Советский спорт” - 1989 г.

Н. Г. Пищикова “Обучение плаванию детей дошкольного возраста”, М. – 2008.

Н. Ж. Булгакова “Игры у воды, на воде, под водой”, М.: “Физкультура и спорт” - 2000.

В. Велитченко “Как научиться плавать”, М.: “ТЕРРА-СПОРТ” - 2000.

С. А. Лифшиц, Н. А. Шаульская “Праздник Нептуна”, М.: “Творческий центр” - 2004.

В. В. Горбунов “Вода дарит здоровье”, М.: “Советский спорт” - 1990.

С. В. Яблонская, С. А. Циклис “Физкультура и плавание в детском саду”, М.: “Творческий центр” - 2008.

Л. В. Мартынова, Т. Н. Попкова “Игры и развлечения на воде”, М.: “Педагогическое общество России” - 2006.

И. В. Сидорова “Как научить ребенка плавать”, М.: “АЙРИС-ПРЕСС” - 2011.

В. Г. Алямовская “Как воспитывать здорового ребенка”, М. – 2007.

Ю. О. Короб “Учимся плавать”, Киев – 1990.

С. Б. Шарманова “Морское царство”, УралГАФК – 1996.

Т. А. Тарасова “Контроль физического состояния детей дошкольного возраста”, М. – 2006.

Л. П. Макаренко “Плавание”, М. – 1979.

Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич, коррекционная работа с дошкольниками -М.: “Книголюб”, 2008 г.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду 3-4 года. Конспекты занятий. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.


I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Больше интересных материалов:

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.


Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Физическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе занятия спортом, является важнейшим средством всестороннего развития личности, коррекции психических функций, укрепления здоровья, социальной адаптации, развития межличностных отношений, расширения физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых форм работы в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Данная программа направлена на организацию образовательно-коррекционной деятельности с детьми ОВЗ, повышение стабильности в обществе посредствам создания условий для успешности каждого ребенка, желающего заниматься физической культурой и спортом независимо от каких- либо условий, в том числе здоровья. Освоение данной программы предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений ребенка.

В настоящее время социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), является не только социально-медицинской проблемой, но и перерастает в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека: семьи, образовательных организаций, организаций дополнительного образования, физкультурно-спортивных организаций, медицинских учреждений.

Физическое воспитание обучающихся с ОВЗ, является важнейшим средством всестороннего развития личности, коррекции психических функций, укрепления здоровья, социальной адаптации, развития межличностных отношений, расширение физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых форм работы в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Педагоги

Зенкова Вера Петровна - преподаватель спортивных дисциплин.

  • Образование высшее. Закончила Омский государственный институт физической культуры по специальности: "Физическая культура и спорт".
  • В 2019 году прошла курсы повышения квалификации "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург" по дополнительной профессиональной программе " Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения.
  • Стаж работы 47 лет.

Достижения учащихся:

  • Кравченко Олег-чемпион НСО по легкой атлетике среди инвалидов по прыжка в длину, в беге на 100м. 2019 г.;
  • Михалев Александр-призер НСО по прыжкам в длину, плаванию. 2019 г.;
  • Ратанов Алексей-чемпион НСО по шашкам, призер НСО по настольному теннису среди инвалидов 2018, 2019 г.

Содержание программы

Основные разделы программы 1-3 учебного года:

  • Теория и методика физической культуры и спорта 30 ч.;
  • Общая физическая подготовка 201 ч.;
  • Плавание 72 ч.;
  • Легкая атлетика 132 ч.;
  • Гимнастика 96 ч.;
  • Подвижные игры (элементы спортивных игр) 147ч.;
  • Медицинское обследование 6 ч.;
  • Промежуточная и итоговая аттестация 6ч.;
  • Самостоятельная работа 36 ч.;
  • Соревновательная деятельность 30 ч.;

Всего за три года: 756 ч.

Цели программы

Цель: гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и самоопределения для дальнейших занятий физической культурой и спортом, в соответствии с индивидуальными способностями детей с ОВЗ.

Задачи программы:

  • формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • полноценное включение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта;
  • социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта средствами физической культуры и спорта;
  • укрепление здоровья;
  • развитие основных физических качеств;
  • воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности;
  • выполнение нормативов Всероссийского Физкультурно – Спортивного комплекса ГТО (готов к труду и обороне) в соответствии с возрастными ступенями.

Результат программы

В области теории и методики физической культуры и спорта будут знать :

  • историю развития видов спорта;
  • место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
  • необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
  • гигиенические знания, умения и навыки;
  • режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; основы спортивного питания;
  • требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
  • требования техники безопасности при занятиях физической культурой и спортом.

В области общей физической подготовки:

  • освоение комплексов физических упражнений;
  • развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующихся на них способностях и их гармоничное сочетание.
  • укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств.

В области освоения других видов спорта и подвижных игр:

  • умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с требованиями вида спорта и правилами подвижных игр;
  • умение развивать физические качества средствами других видов спорта и подвижных игр;
  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
  • навыки сохранения собственной физической формы.

В области промежуточная (итоговая) аттестация обучающихся:

  • динамика контрольных упражнений для оценки результатов общей и специальной физической подготовки.

Материально-техническая база

Мячи волейбольные, мячи баскетбольные, медицинболы, ракетки теннисные, мячи набивные, обручи, скамейки гимнастические, маты гимнастические.


Несколько слов по теории вопроса

Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:

Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.


Детям с ОВЗ нужны специальные условия организации учебного процесса

Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ могут заниматься в детских садах:

  • комбинированной направленности, то есть дети с ОВЗ обучаются в группах для обычных малышей;
  • компенсирующей (реабилитационной) направленности, то есть в ДОУ организованы специальные малочисленные группы для детей с выраженными трудностями в работе по учебно-воспитательной программе, например, для ребят с плохим зрением, слухом и т. д., а также группы для малышей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих респираторными заболеваниями.

Вид ОВЗ Количество детей в группах компенсирующей направленности
до трёх лет старше трёх лет
Дети с тяжёлыми нарушениями речи 6 10
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи 12
Глухие дети 6 6
Слабослышащие дети 6 8
Слепые дети 6 6
Слабовидящие дети, дети с амблиопией — понижением зрения из-за функционального расстройства зрительного анализатора, косоглазием 6 10
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6 8
Дети с задержкой психического развития 6 10
Дети с умственной отсталостью лёгкой степени 6 10
Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой 8
Дети с аутизмом 5
Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) 5 5
Дети с иными ОВЗ 10 15


Численность детей в группе определяется видом ОВЗ и возрастом малышей

Миссия организации занятий

Совместная с коллективами малышей с ОВЗ деятельность педагога заключается в:

  • обеспечении условий для устранения нарушений в умственном, речевом и эмоционально-волевом развитии (благодаря проведению занятий, работы с семьями особенных малышей);
  • создании благоприятных условий для проведения психологической адаптации к условиям товарищеского сотрудничества с обычными детьми в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса (например, организация совместной деятельности в мини-группах со здоровыми малышами);
  • воспитании у окружающих детей и взрослых осознание того, что ребята с ОВЗ не должны быть на обочине жизни (в том числе и благодаря привлечению малышей в организацию и участие в развлечениях).

Задачи работы конкретизируют эти цели и состоят в следующем:

  • стимуляция развития любознательности в виде базы познавательной деятельности малышей (для этого педагог должен найти подход к каждому малышу с ОВЗ, чтобы в итоге ребёнок мог проявлять познавательную активность, не замыкаясь на своих недостатках);
  • обеспечение условий для совершенствования визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия мира, а также мышления и памяти;
  • обучение сравнению, элементарному анализу, классифицированию и обобщению;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • отработка навыков коммуникации (малыши с нарушениями зрения учатся не только определять людей рядом и здороваться с ними, но и грамотно выстраивать приветственный диалог);
  • тренировка произвольности внимания (ребята учатся концентрироваться на задании);
  • введение приёмов для позитивной мотивации к дальнейшему обучению;
  • проведение бесед и тренингов для семей, в которых есть малышей с ОВЗ.


Детский сад призван помочь ребятам с ОВЗ социализироваться

Адаптированная программа для особенных детей по ФГОС

Взаимодействие с детьми, имеющими ОВЗ, требует адаптации учебно-воспитательной образовательной программы, ориентированной на здоровых малышей. Поэтому ФГОС предполагается создание в условиях конкретного ДОУ рабочей программы, адаптирующей основную под задачи работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, в программном документе каждый из разделов отражает нюансы организации взаимодействия с особенными ребятами, в частности:

  • суть работы психолога, организующего сотрудничество с мамами и папами малышей;
  • сопровождение работы родителей с детьми педагогического и психологического свойства;
  • описание деятельности учителя для пользы каждого малыша;
  • стратегия выстраивания самостоятельной деятельности малышей с ОВЗ.

Ознакомиться с примером составления адаптированной программы для детей с ОВЗ, соответствующей ФГОС, можно здесь.

Какие уроки организуются для детей с ОВЗ

Ответ на этот вопрос зависит от типа ДОУ, в котором занимается малыш. Если детский сад комбинированной направленности, то виды занятий будут такие же, как и для общеобразовательных групп:

Кроме того, дети вовлекаются в трудовую деятельность, выполняют режимные моменты, участвуют в досуговых мероприятиях.

Если же направление ДОУ компенсирующее, то здесь перечень уроков будет зависеть от характера нарушения развития.


В комбинированных ДОУ дети с ОВЗ посещают те же занятия, что и здоровые малыши


Методически грамотная работа педагогов ДОУ позволит детям избежать дезадаптации в школе

Методы и приёмы на занятиях с детьми с ОВЗ

Это интересно. В выборе игр для детей с ОВЗ педагог в большей степени руководствуется не возрастом воспитанников, а степенью проявления отклонений в здоровье.

Это интересно. Интересная картотека игр для детей 3–4 лет представлена в публикации А. Калягиной.


Игра составляет основу взаимодействия с детьми с ОВЗ

Кроме игр общей коррекционной направленности, в методической литературе представлены блоки игровых приёмов, нацеленные на малышей с конкретными отклонениями в здоровье:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.