Педагогическое образование детей с церебральным параличом

Целью коррекционной работы при нарушение опорно-двигательного аппарата является оказание медицинской, психолого-педагогической, логопедической и социальной помощи, а также обеспечение максимальной комфортной, полной и ранней социальной адаптации, общего обучения детей. И в первую очередь важно развить позитивное отношение к жизни, обществу, семьи, обучению и труду.

Пользой лечебно-педагогических мероприятий будет является своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в различных звеньях. Лечебно-педагогическая работа вносит комплексный характер, важное условие комплексного взаимодействие — это взаимосвязь всех специалистов различного профиля - невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, а также родителей. Необходима их полная согласованность позиции при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплекс восстановления нарушения опорно-двигательного аппарата входят: медикаментозные средства, массаж, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры [51].

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательным аппаратом [46, c.74-75]:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также выявление и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В настоящее время принято использовать в практике раннею диагностику ДЦП. Но несмотря на это когда в первые месяцы жизни у ребенка находят патологию, доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и логопедическая работа первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, психологи и логопеды начинают работать в нередких случаях с детьми только после 3 лет. Работа в данном случае как правило направлена на исправление уже сформировавшийся дефектов речи и психики ребенка.

Если раньше выявить у ребенка патологию речевого развития, а также оказать своевременную коррекционно-психолого-педагогическое воздействие в первые годы жизни малыша, тем самым можно излечить и искоренить такие нарушения как раннее речевые недостатки у детей с детским церебральным параличом в дошкольном возрасте. Необходимо оказать раннею коррекционно-логопедическую работу при нарушение опорно-двигательного аппарата в силу особенности детского мозга и его пластичности а также его индивидуальной способности к компенсированию нарушенных функций, в связи с эти, что оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психическо-речевого развития находится ребенок.

3. Работа в ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при нарушение опорно-двигательного аппарата в значительной степени оправдывается отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому исходя из коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности – является эмоциональное общение с родителем; в раннем возрасте (от года до 3 лет) – у детей преобладает предметная деятельность; а в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического и речевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – являются главными основными участниками педагогической, да и любой помощи в принципе, при нарушение опорно-двигательного аппарата, особенно, это важно, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать учебно-воспитательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества [50]. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности.

От родителей зависит многое, например, если родители будет отделять ребенка от окружающей среды, и рассматривать его как человека, который неспособен выполнять некоторые вещи самостоятельно, то и ребенок будет думать, что он полностью дееспособный; а если родители будут наоборот давать ребенку , хоть не много быть самостоятельным, и относиться к нему как простому ребенку, без каких-либо отклонений, то и ребенок будет думать иначе, и верить в свои силы, будет развиваться во всех сферах, в которых он найдет своё место.

Для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата в нашей стране имеется сеть специализированных учреждений: поликлиники; неврологические отделения и психоневрологические больницы; специализированные санатории; ясли-сады; школы-интернаты; реабилитационные центры. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями двигательного аппарата, поступающих в специальные коррекционные учреждения, также составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Но к большому сожалению, не у всех родителей есть доступ к различным сферам специализированных учреждений, например, отделенность от этих пунктов, а ездить с ребенком, у которого детский церебральный паралич, будет очень сложно, именно поэтому родители и местные органы власти, должны оказывать, осуществлять комфортное существование ребенка в домашних условиях.

В специализированных детских садах осуществляется: коррекционное обучение, воспитание; подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно- двигательного аппарата. Цель воспитания и общеобразовательной подготовки – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Развитие и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста осуществляется в специальных школах-интернатах 6 вида. Одновременно с обучением и воспитанием в образовательных учреждениях проводится лечебно-оздоровительная работа и восстановительная терапия [35, c.81]. Эта работа проводится врачом-ортопедом, методистом лечебной физкультуры, педагогом-дефектологом и логопедом.

В специализированных школах 6 вида принимаются дети, которые самостоятельно умеют передвигаться и не требуют специального ухода. Школы данного вида имеют в своей структуре подготовительный класс, куда принимаются дети 7-летнего возраста. Дети с ДЦП, по возможности, обучаются в отдельных классах. По мере восстановления здоровья, учащиеся (по заключению ПМПК) могут переводиться в массовую общеобразовательную школу [35, c.83].

В учреждениях общего образования могут обучаться только дети с нерезко выраженными (либо компенсированными) нарушениями опорно- двигательного аппарата. Помимо возможности самостоятельного передвижения, обязательным условием возможности обучения в массовой школе является сформированность навыков самообслуживания и наличие возможности овладения предметно-практической (включая письменную) деятельностью.

Содержание коррекционно-педагогической работы: целенаправленное развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений познавательной деятельности; коррекция высших корковых функций; воспитание нормативных форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса: выявление состояния интеллекта; подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Коррекционная работа с данной категорией детей не должна ограничиватся лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусматриваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Важную роль играет логопедическая работа по коррекции произношения и развитию связной речи. Проводится также многоплановая специальная лечебно-коррекционная работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, - занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр. [14, c.67].

Существует не мало недостатков в образование детей на дому с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата: во-первых, при сокращение общеобразовательной программы, и не всегда проводимые дома занятия, приводит к изоляции ребенка от общества, а также у него формируется отсутствие профориентации.

Специальными медико-психологическими исследованиями установлено, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, во много раз чаще имеют физическую ослабленность, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, аллергическим реакциям и др. Для них характерны различные проявления обще двигательной недостаточности, нарушения осанки, тонких дифференцированных движений рук, вестибулярные нарушения.

Особенно выражены эти нарушения у детей с ДЦП. Это определяет необходимость проведения комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий: ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения и др. Эти мероприятия являются одним из важнейших направлений коррекционной и лечебной работы в специальных школах и коррекционных группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ [49, c.80].

Не маловажное значение в коррекции нарушений имеют индивидуальные и возрастные особенности. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдается у всех детей с отклонениями в развитии, особенно впервые годы их жизни.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и ранее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими ЦП. В основе такой системы лежат ранее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются [40, c.21-22]:

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев;

- подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Важное место в коррекционно-педагогической работе отводится логопедической работе. Основными задачами являются: развитие и коррекция речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения. На настоящее время работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, и различные упражнения.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Выводы по первой главе

Мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат это система которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой. Так же мы выяснили что нарушение опорно- двигательного аппарата носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического либо периферического типа.

Нарушения функций опорно- двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарат двигательный дефект является ведущим (недоразвитие, задержка формирования или утрата двигательных функций) Всё это приводит к тому, что все двигательные функции формируются с задержкой и с нарушением - с опозданием идет формирование функций удержания головы, навыки ходьбы, стояния, манипулятивной деятельности.

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевания нервной системы детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

Все вышеназванные особенности развития и трудности в нарушении опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать при организации учебно- воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко.

Стоит сделать маленький под вывод, что работа с детьми у которых нарушение опорно-двигательного аппарата, очень сложна и кропотлива, стоит учитывать все сферы развития ребенка, в этом должны принимать большое активное участие все же родители. От родителей также требуется много терпения, и поддержки особенному ребенку, подчас это сложно, но ребенок не должен чувствовать себя отделенным. Коррекционная работа должна осуществляться во всех сферах, специалисты должны изначально договориться о той или ной методике лечения — это прежде всего один из главных пунктов реабилитации.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2371 ;

В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит раннее, еще в родильном доме или детской поликлинике, выявление среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С. -Петербурге и крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом) , которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также дети, чьи родители по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав) , а затем в интернаты (Минсоцзащиты) .

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) . Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1) дифференциальная диагностика;

2) развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;

3) подготовка к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) . В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7—9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет.

В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

§ изобразительная деятельность и конструирование,

§ развитие предметной и игровой деятельности,

§ развитие речи и ознакомление с окружающим,

§ формирование элементарных математических представлений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.

В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК) , в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные препараты, процедуры) , проводимые в детском саду, оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий. Весь лечебно-педагогический процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проживающие в крупных городах 60—70% детей с церебральным параличом обучаются в таких школах-интернатах, где ставится задачей не только сочетание учебно-воспитательного лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В этих учреждениях обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшее обучению в школе по массовой или адаптированной, удлиненной на два года программе или программе для умственно отсталых.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишёны в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские — швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты, Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии) . При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями Программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др. Люди с низким интеллектом занимаются клейкой коробок, штамповкой почтовых конвертов и т. п.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ГДЕ МОЖЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ ЛЮБАЯ СИСТЕМА СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ РАЗНОУРОВНЕВОГО ПОДХОДА К СОДЕРЖАНИЮ, МЕТОДАМ, ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К УРОВНЮ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,

ПЕРЕВОДУ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ПАРИТЕТНОЕ.

ВКЛЮЧАЮТ ДОСТАТОЧНО ОБШИРНУЮ ГРУППУ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ФОРМЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР. ИГРОВАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ СОЗДАЁТСЯ НА УРОКАХ ПРИ ПОМОЩИ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ КАК СРЕДСТВО ПОБУДЖЕНИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ. ОБУЧЕНИЕ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ, УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ. УЧЕНИК ОВЛАДЕВАЕТ НАВЫКАМ: ОБЩЕНИЯ, ГРАМОТНОСТИ, СПОСОБНОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ, КОМАНДЕ. ОБУЧЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ КАЖДОМУ УЧАЩЕМУСЯ ДОСТИГАТЬ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

ОСОБЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: -УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА ОСНОВЕ БЛОКА УРОКОВ; -ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. ОБЛАДАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И ЗАВЕРШЁННОСТЬЮ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ(ВОСПРИЯТИЕ, ПОНИМАНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ). УРОКИ СОСТОЯТ ИЗ МОДУЛЕЙ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ВВОДНОГО ПОВТОРЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО, ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Технология здоровьесберегающая.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Технология педагогического общения - основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта - технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания - рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

Технологии воспитания на основе системного подхода Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Целевые ориентации: Формирование личности – главная цель школы. Развитие социальной активности. Формирование ответственности, гражданского самосознания. Развитие творческих способностей детей. Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.



Технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания




Технологии воспитания на основе системного подхода

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.