Перспективно-тематическое планирование с детьми с дцп

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

Скачать:

ВложениеРазмер
perspektivnyy_plan_individualnoy_raboty_s_rebyonkom_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_dtsp.docx 36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

Шаталова Валентина Анатольевна

Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

Сжав руку ладонью противоположной руки массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе

-нормализация дыхательной функции

-развитие умения правильно дышать

-развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

-повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

-обогащение знаний о собственном теле

-развитие тактильной чувствительности

-регуляция мышечного тонуса

-тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением

Упражнение на моторику

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.

Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз в одну, затем в другую сторону.

Общий массаж ног

Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

-развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

-развитие крупной моторики

-формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

-повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

- обогащение знаний о собственном теле

-развитие тактильной чувствительности

Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребёнка достать из мешочка такую же.

-развитие мелкой и общей моторики

-закрепление пространственных представлений

-развитие крупной моторики

-формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

-развитие пространственных представлений

-развитие осязания (тактильного восприятия)

На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Конструирование из различного материала

-развитие пространственных представлений.

-развитие осязания (тактильного восприятия)

-развитие мелкой и общей моторики

-развитие тактильного восприятия

-совершенствование культурно-гигиенических навыков

-развитие общей и мелкой моторики

В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков: х-х-хо (как согревают руки), ф-ф-фу (как студят чай), чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), жук (жук).

Ребёнку предлагают на ощупь определить, из какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.

Складывание бумаги по чертежу

Изолированные движения головы, рук, ног, туловища

И.п.: лёжа, сидя, стоя.

- Движения головой в разных направлениях.

- Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз.

- Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.

- Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения.

- Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.

- Выделение пальцев рук.

- В исходных положениях лёжа на спине, на животе, на боку поочерёдное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими.

- Приседание на всей ступне, стоя у опоры.

- Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

- Простейшие сочетания изученных движений

-развитие диафрагмального дыхания с акцентом на выдох

-развитие осязания (тактильного восприятия)

-развитие мелкой моторики

- формирование пространственных представлений

-развитие общей моторики

-повышение двигательной активности

У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.

Работа с различными трафаретами

Ходьба под музыку

В и.п.: сидя (стоя у опоры)

- сгибание и разгибание пальцев ног;

- тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком;

- смыкание и размыкание стоп;

- прокатывание стопами каната;

- захватывание стопами мяча;

- захватывание ногами мешочка с песком;

- ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр.

-развитие мелкой моторики

-формирование умения ориентироваться на листе бумаги

- формируется равномерность длины шага

- формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности

- развитие общей моторики

- развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и называть дни недели, части суток, времена года и т.д.

Упражнение с малыми мячами

Метание мяча сбоку одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча на дальность. Попадание мяча в корзину.

Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.

Кружение на месте с переступанием.

Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать с предмета на предмет.

Необходимо сделать заготовку – деревянный крест с равными лучами. Взрослый привязывает нить к середине креста, и далее необходимо оплетать нитью лучи последовательно. Для красоты берутся недлинные нити разного цвета. Когда одна нить заканчивается, взрослый привязывает следующую нить другого цвета. В результате получается квадратный коврик, который так и остаётся на крестовине. Желательно подбирать нити разной фактуры и толщины с учётом развития мелкой моторики ребёнка, привлекать к выбору цвета нитей.

Двигательное развитие

(наименование учебного предмета)

Тема, цель, программное содержание

Дата проведения

Предполагаемая

Фактическая

Удержание головы в положении лежа на спине с помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на спине с помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на спине с помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на животе помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на животе помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на животе помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на правом боку помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на правом боку помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на правом боку помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на левом боку помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на левом боку помощью воспитателя

Удержание головы в положении лежа на левом боку помощью воспитателя

Выполнение движений головой вправо, влево в положении лежа.

Выполнение движений головой вправо, влево в положении лежа.

Выполнение движений головой вправо, влево в положении лежа.

Выполнение движений головой вправо, влево в положении лежа.

Выполнение движений головой вперед в положении лежа.

Выполнение движений головой вперед в положении лежа.

Выполнение движений головой вперед в положении лежа.

Выполнение движений головой вперед в положении лежа.

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Выполнение движений руками вперед (лежа на спине)

Выполнение движений руками вперед (лежа на спине)

Выполнение движений руками вперед (лежа на спине)

Выполнение движений руками вверх (лежа на спине)

Выполнение движений пальцами рук (сгибание фаланг пальцев). С помощью воспитателя.

Выполнение движений пальцами рук (сгибание фаланг пальцев) С помощью воспитателя.

Выполнение движений пальцами рук (сгибание фаланг пальцев) С помощью воспитателя.

Выполнение движений пальцами рук (разгибание фаланг пальцев) С помощью воспитателя.

Выполнение движений пальцами рук (разгибание фаланг пальцев) С помощью воспитателя.

Выполнение движений пальцами рук (разгибание фаланг пальцев) С помощью воспитателя.

Выполнение движений пальцами рук сгибание пальцев в кулак

Выполнение движений пальцами рук сгибание пальцев в кулак

Выполнение движений пальцами рук сгибание пальцев в кулак

Выполнение движений пальцами рук сгибание пальцев в кулак

Выполнение движений пальцами рук разгибание пальцев в кулак

Выполнение движений пальцами рук разгибание пальцев в кулак

Выполнение движений пальцами рук разгибание пальцев в кулак

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажного мяча.

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажного мяча.

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Изменение позы в положении лежа: поворот с живота на спину.

Изменение позы в положении лежа: поворот с живота на спину.

Изменение позы в положении лежа: поворот с живота на спину.

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Приподнимание туловища при помощи воспитателя (за две руки)

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажного мяча.

Спрячь шарик в ладошку

Спрячь шарик в ладошку

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажного мяча.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ручкина Татьяна АлександровнаНаписать 945 06.11.2017

Номер материала: ДБ-832001

  • Физическая культура
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    06.11.2017 161
    06.11.2017 323
    06.11.2017 1833
    06.11.2017 392
    06.11.2017 1307
    06.11.2017 187
    06.11.2017 896
    06.11.2017 338

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Календарно - тематическое планирование образовательного процесса в группе для детей с ДЦП составлено с учётом ФГОС.

Тема недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Программное содержание

ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

ПОЗНАНИЕ (ознакомление с окружающим миром)

ПОЗНАНИЕ (ФЭМП )

(Н.В Нищева стр 92-98)

Совершенствование навыков счёта в пределах пяти. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных. Совершенствование навыка сравнения предметов по размеру и цвету, по величине и высоте.

ПОЗНАНИЕ (Конструирование)

(интернет рессурс)

Учить составлять образы из частей, дополнять их деталями, сглаживать места соединения, воспитывать желание украсить свой участок.

( Т.С. Комарова, стр 14)

Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства, образные представления.

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом.

( Т.С. Комарова, стр 16)

Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине. Учить объединять свою работу с работами других детей.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Познакомить с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка.

Различные виды деятельности в процессе режимных моментах

Работа с родителями: Привлечение родителей к подготовке новогоднего утренника. Подготовить консультации о праздновании Нового года в семье.

Тема недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Программное содержание

ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

(О.А. Соломенникова, с. 35)

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях , их пользе для человека. Уточнение и активизация словаря по теме

ПОЗНАНИЕ (ФЭМП )

(Н.В Нищева стр 88-92)

Формирование навыков счёта в пределах пяти. Формирование представлений о времени. Активизация в речи наречий ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.

ПОЗНАНИЕ (Конструирование)

(интернет рессурс)

Учить самостоятельно выполнять готовую работу по образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца.

( Т.С. Комарова, стр 18)

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом.

( Т.С. Комарова, стр 17)

Учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать части цветка (срезая углы путём закругления или по косой), составлять из них красивое изображение.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учить внимательно слушать произведение, понимать содержание и умение правильно и последовательно отвечать на вопросы. Беседа по прочитанному.

Различные виды деятельности в процессе режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие (с/р игры; дидактические игры и упражнения):

Тема недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Программное содержание

НОЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ

Путешествие в прошлое кресла.

ПОЗНАНИЕ (ФЭМП )

(Н.В Нищева стр 61-69)

Совершенствование навыка счёта в пределах 5. Формирование умения сравнивать геометрические фигуры разного размера, раскладывая их в возрастающем или убывающем порядке.

ПОЗНАНИЕ (Конструирование)

(интернет рессурс)

Продолжать учить детей строить мебель из строительного материала. Объединять свои постройки общим замыслом. Учить дружно обыгрывать их, создавая сюжет. Развивать конструктивные способности.

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навык рисования красками.

( Т.С. Комарова, стр 13)

Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять приёмы лепки, усвоенные ранее.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Активизировать детское воображение; подготовить к литературно-словесному творчеству.

Различные виды деятельности в процессе режимных моментах

Тема недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Программное содержание

НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ

ПОЗНАНИЕ (ФЭМП )

(Н.В Нищева стр 69-75)

Формирование навыков счёта в пределах пяти. Обучение конструированию сюжетных композиций из геометрических фигур. Формирование временных представлений.

ПОЗНАНИЕ (Конструирование)

(интернет рессурсы)

Пластиковые бутылки.

Продолжать формировать умение выполнять поделки из бросового материала. Уметь воплощать свои задумки в реальность . Развивать воображение, фантазию.

( Т.С. Комарова, стр 21)

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навык рисования красками.

(лепка) -"Чайный сервиз для игрушек".

(И.А. Лыкова, с.108)

Учить детей лепить посуду конструктивным способом.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтение произведения К.Чуковского "Федорино горе". (В.В. Гербова – 2010, с. 52)

Учить внимательно слушать произведение, понимать содержание и умение правильно и последовательно отвечать на вопросы. Беседа по прочитанному.

Различные виды деятельности в процессе режимных моментах

Тема недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Программное содержание

ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

- уточнить представления о первых признаках зимы, зимних явления природы: изменение долготы дня, снегопад, метель;

- закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле;

- показать как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед;

- формировать представления о необходимости тепло одеваться, чтобы не заболеть

ПОЗНАНИЕ (ФЭМП )

(Н.В Нищева стр 76 -82)

ПОЗНАНИЕ (Конструирование) )

Учить составлять образы из частей, дополнять их деталями, сглаживать места соединения, воспитывать желание украсить свой участок.

( Т.С. Комарова, стр 14)

( Т.С. Комарова, стр 13)

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлинёнными вниз ветками. Закреплять умение рисовать красками.

Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы.; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтение и заучивание стихотворений о зиме. (В.В. Гербова – 2010, с. 43)

Различные виды деятельности в процессе режимных моментах

Чтение художественной литературы и фольклор: Тематические загадки;

Тема недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Программное содержание

ДЕКАБРЬ 2 НЕДЕЛЯ

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме .

ПОЗНАНИЕ (ФЭМП )

(Н.В Нищева стр 82-87)

Формирование навыков счёта в пределах пяти. Подготовка к пониманию смысла сравнения множеств с помощью взаимно однозначного соответствия.

ПОЗНАНИЕ (Конструирование)

(Л.В Куцакова стр 34)

Учить организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать, объединять постройки единым сюжетом.

( Т.С. Комарова, стр 17)

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками и кистью.

( Т.С. Комарова, стр 14)

Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипливать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Различные виды деятельности в процессе режимных моментах

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.