План работы с детьми инвалидами дцп в подготовительной группе

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

Скачать:

ВложениеРазмер
perspektivnyy_plan_individualnoy_raboty_s_rebyonkom_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_dtsp.docx 36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

Шаталова Валентина Анатольевна

Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

Сжав руку ладонью противоположной руки массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе

-нормализация дыхательной функции

-развитие умения правильно дышать

-развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

-повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

-обогащение знаний о собственном теле

-развитие тактильной чувствительности

-регуляция мышечного тонуса

-тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением

Упражнение на моторику

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.

Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз в одну, затем в другую сторону.

Общий массаж ног

Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

-развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

-развитие крупной моторики

-формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

-повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

- обогащение знаний о собственном теле

-развитие тактильной чувствительности

Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребёнка достать из мешочка такую же.

-развитие мелкой и общей моторики

-закрепление пространственных представлений

-развитие крупной моторики

-формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

-развитие пространственных представлений

-развитие осязания (тактильного восприятия)

На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Конструирование из различного материала

-развитие пространственных представлений.

-развитие осязания (тактильного восприятия)

-развитие мелкой и общей моторики

-развитие тактильного восприятия

-совершенствование культурно-гигиенических навыков

-развитие общей и мелкой моторики

В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков: х-х-хо (как согревают руки), ф-ф-фу (как студят чай), чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), жук (жук).

Ребёнку предлагают на ощупь определить, из какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.

Складывание бумаги по чертежу

Изолированные движения головы, рук, ног, туловища

И.п.: лёжа, сидя, стоя.

- Движения головой в разных направлениях.

- Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз.

- Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.

- Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения.

- Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.

- Выделение пальцев рук.

- В исходных положениях лёжа на спине, на животе, на боку поочерёдное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими.

- Приседание на всей ступне, стоя у опоры.

- Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

- Простейшие сочетания изученных движений

-развитие диафрагмального дыхания с акцентом на выдох

-развитие осязания (тактильного восприятия)

-развитие мелкой моторики

- формирование пространственных представлений

-развитие общей моторики

-повышение двигательной активности

У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.

Работа с различными трафаретами

Ходьба под музыку

В и.п.: сидя (стоя у опоры)

- сгибание и разгибание пальцев ног;

- тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком;

- смыкание и размыкание стоп;

- прокатывание стопами каната;

- захватывание стопами мяча;

- захватывание ногами мешочка с песком;

- ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр.

-развитие мелкой моторики

-формирование умения ориентироваться на листе бумаги

- формируется равномерность длины шага

- формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности

- развитие общей моторики

- развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и называть дни недели, части суток, времена года и т.д.

Упражнение с малыми мячами

Метание мяча сбоку одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча на дальность. Попадание мяча в корзину.

Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.

Кружение на месте с переступанием.

Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать с предмета на предмет.

Необходимо сделать заготовку – деревянный крест с равными лучами. Взрослый привязывает нить к середине креста, и далее необходимо оплетать нитью лучи последовательно. Для красоты берутся недлинные нити разного цвета. Когда одна нить заканчивается, взрослый привязывает следующую нить другого цвета. В результате получается квадратный коврик, который так и остаётся на крестовине. Желательно подбирать нити разной фактуры и толщины с учётом развития мелкой моторики ребёнка, привлекать к выбору цвета нитей.

на заседании Заведующий МБДОУ

от ___________ ____________

протокол № ___ приказ от __________

План работы педагога-психолога и учителя-логопеда

с ребёнком–инвалидом и его семьёй

в рамках консультационного центра

на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Семья, в которой есть дети с ограничениями жизнедеятельности, - особый объект внимания педагогов-психологов, учителей логопедов, воспитателей ДОУ.

Цель: Создание благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, психологическая поддержка ребенка и его семьи.

Способности к самообслуживанию: третья степень ограничения.

Способности к передвижению: третья степень ограничения.

Способности к ориентации: вторая степень ограничения.

Способности к общению: вторая степень ограничения.

Индивидуальная работа с родителями

(законными представителями)

консультации

ФИО родителя (законного представителя)

Массаж рук подручными средствами (мячиком с шероховатой поверхностью)

Дополнительные консультации по запросу родителей

(законных представителей)

консультации

ФИО родителя (законного представителя)

Тематический план коррекционно-развивающей работы

на 2018-2019 учебный год

Цель: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-инвалида.

Задачи: 1. Стимулировать сенсорную активность (зрительное, слуховое, кинетическое восприятие).

2. Способствовать развитию мыслительных процессов.

3. Создавать условия для развития зрительно-моторной координации.

4. Совершенствовать движения рук и действия с предметами.

5. Содействовать развитию эмоциональных реакций.

6. Способствовать развитию мелкой моторики и мышц лица, участвующих в речи.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Солнышко утром рано встаёт,

Лучики тянет – тепло нам даёт.

Утром солнышко встаёт выше-выше-выше.

Ночью солнышко зайдёт ниже-ниже-ниже.

Хорошо-хорошо с солнышком живётся.

И под солнышком нам всем весело поётся!

Сорока-белобока кашку варила,

Сорока-белобока деток кормила:

Этому дала, этому дала, этому дала,

Этому дала, а этому – не дала.

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька для котят, эта долька для утят,

Эта долька для ежа, эта долька для чижа,

Эта долька для бобра, а для волка – кожура.

Он сердит на нас! Беда! Разбегайся кто-куда!

Зажимаем в ладошках, катаем в ладошках и по ручкам. Проговариваем: апельсин круглый, шероховатый; яблоко круглое, гладкое.

Делаем в гладком песке вмятины при помощи пальчиков, превращая в апельсин.

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Ёжик маленький замёрз и в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело – ёжик развернулся!

Этот шарик не простой, весь колючий – вот такой.

Меж ладошками кладём, им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу, перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять. Нам пора и отдыхать!

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

На большом диване в ряд куклы разные сидят:

Два медведя, Буратино и весёлый Чипполино.

И котёнок, и слонёнок. 1-2-3-4-5-

Помогаем мы сегодня все игрушки сосчитать.

Украшаем платье пластилиновым горошком.

Прищепки в виде бахромы на платье.

Кукла Катя красавица. Где у неё глазки? Носик? Ротик? Ушки? Животик? Спинка? Ручки? Ножки? (А у тебя?)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Жили-были дед да баба на полянке у реки

(пальцы обеих рук сжимаем и разжимаем)

И любили очень-очень на сметане колобки.

(стучать кулачками друг о друга)

Хоть у бабы мало силы, бабка тесто замесила.

(имитация замешивания теста)

Ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках.

(трём ладошки друг о друга).

Вышел ровный, вышел гладкий, несолёный и несладкий,

(согнутые пальцы обеих рук соприкасаются подушками)

Очень круглый, очень вкусный.

(прижимаем Колобка к груди)

Даже есть его мне грустно!

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Вот он, мишка косолапый. Где у него глазки? Носик? Ротик? Ушки? Животик? Спинка? Ручки? Ножки? Хвостик?

Массаж рук шишками:

перекатывание шишек между ладонями;

сжимание и разжимание шишек;

круговые движения сосновой шишкой между ладонями;

легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки;

прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

В гости к пальчику большому

(поднимаем большие пальцы)

Подходили прямо к дому

(складываем ладошки треугольником)

Указательный и средний,

(упомянутые пальчики совмещаем с большими на обеих руках одновременно)

Безымянный шёл последним,

(поднимаем безымянные)

С ним мизинчик-малышок

(мизинцы поднимаем вверх, остальные сжаты в кулак)

Стал стучаться о порог.

(кулаки стучатся друг о друга)

Вместе все они друзья,

Друг без дружки им нельзя.

(сжимаем и разжимаем кисти обеих рук)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Наши ручки замерзают.

(кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем – ка немножко

(разжать кулачки, хлопать в ладони)

Да похлопаем в ладошки.

(хлопать в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть,

(прижать ладони друг к другу, тереть)

Сильно надо растереть.

(ладонь о ладонь)

Пальчики мы согреваем,

(греем руки круговыми движениями)

Их сжимаем – разжимаем!

(сжимаем и разжимаем кулачки.)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

На полянке теремок

(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

(поднимаем руки вверх и, опускаем вниз)

(разводят в стороны)

Мы развесили игрушки:

(хлопки ладошками)

Бусы, шарики, хлопушки.

(сжимаем и разжимаем пальчики)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

В руки мы флажок возьмём и по кругу повернём.

1-2-3-4 – мы по кругу повернём.

Маме свой флажок покажем. Вверх поднимем и помашем

Посмотри на свой флажок. Покружи его, дружок.

1-2-3-4 – покружи его дружок!

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Жили-были в домике маленькие гномики

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибаем пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки.

(Трём кулачками друг об друга)

Мики умница был, всем водичку носил.

(Загибаем пальчики, начиная с больших)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Мчится без оглядки, (Хлопаем в ладоши)

Лишь сверкают пятки. (Ударяем кулачками друг о друга)

Мчится, что есть духу, (Поглаживаем ладошки, захватывая каждый пальчик)

Хвост короче уха. (Ударяем кулачками друг о друга)

Живо угадай-ка: кто же это? (Хлопаем в ладоши)

Зайка серый к нам прискакал. Где у него глазки? Носик? Ротик? Ушки? Животик? Спинка? Ручки? Ножки? Хвостик?

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Массаж пальцев рук массажным мячиком.

(занятие с использова нием

Волшебного сундучка логопеда)

Репку мы сажали

(кулачки вместе, далее раскрываем пальчики на обеих руках)

Хороша и крепка! Вытянуть не можем,

(гладим каждый пальчик, потягивая вверх).

Тянем- потянем, тянем-потянем, УХ!

(разводим ладошки в сторону)

Массаж мышц лица.

Логопедический массаж органов артикуляции (логопедическими зондами).

Наталия Зайцева
Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП)

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП).

1.1 Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (ДЦП)

1.2. Цели и задачи реализации программы

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

1.4. Характеристика детей с ДЦП.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание адаптивной образовательной программы ДОУ для детей с ДЦП.

Итоги. Работа специалистов по адаптационной образовательной программе.

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.

Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образованияв Российской Федерации:

• Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

1.2 Задачи программы.

Цель : осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата).

1. Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.

2. Создание психологической основы развития разных видов деятельности.

3. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

4. Обеспечение необходимой двигательной активности ребёнка в соответствии с его диагнозом.

5. Первичная диагностика.

6. Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении.

7. Создание психологической основы развития разных видов деятельности.

8. Формирование первичных умений и навыков игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.

9. Обеспечение необходимой двигательной активности ребёнка в соответствии с его диагнозом.

10. Первичная диагностика.

1.3.Принципы построения работы:

1. Построение коррекционно-образовательной работы на основе тщательного изучения сохраненных и измененных функций организма.

2. Дифференцированный подход-учет возможностей ребенка и посрроение упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку

4. Системность - опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

5. Комплексное медико-педагогическое воздействие подразумеваетпроведение психологических и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие разрушенных функций организма. Медицинское воздействие подразумевает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж

6. Соблюдение охранительного режима. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению

9. Вариативность детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

10. Непрерывность- обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

1.4. Характеристика детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%, речи и др. У некоторых детеймогут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.

Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности.

Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т. п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70% среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода.Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношения к происхождению ДЦП.

соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус,

вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

физические травмы, ушибы плода;

осложнения предыдущей беременности;

физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение);

некоторые лекарственные препараты;

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода, воздух; содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).

Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы плода в этих условиях нарушается.

К факторам,нарушающим развитие плода также относят следующие: вес менее 1500 гр., микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей, генетические факторы.

К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Родовая травма, с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая механическая травма, с другой – она вызывает нарушение мозгового кровообращения и в тяжелых случаях кровоизлияние в мозг. Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%, неправильное предлежание плода (7%, узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, скоротечные роды (11%, длительные потуги, искусственные роды – кесарево сечение (8%, патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности (27%, преждевременное отхождение вод (18%).

Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией – патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания и сердечной деятельности.

Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии, колеблется по данным разных исследователей от 3 до 20%. Четкая связь прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных преждевременно.

На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:

— травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;

инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга,

интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др. ,

кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,

— осложнения после прививок,

— при новообразованияхи других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия.

Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет генетический фактор.

2. Содержательный раздел.

2.1Содержание адаптивной образовательной программы ДОУ для детей с ДЦП.

.Образовательная программа включает 3 блока:

Диагностический блок (комплексная расширенная диагностика актуального развития ребенка, сбор анамнеза, диагностика внутрисемейных отношений, заполнение индивидуальной карты развития ребенка) проводится всеми специалистами ОУ.

Мониторинг динамики развития ребенка проводится 2 раза в год- осенью и весной.

Цель: Выявить уровень развития психических функций, способности к усвоению нового. Оптимальный прогноз дальнейшего обучения в школе.

Задачи: Определить, какие функции развиваются успешно, какие отстают в развитии.

Результаты диагностики отображаются в педагогической документации-индивидуальных картах психического развития.

Направления познавательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями ОДА:

Развитие игровой деятельности

• Развитие речи, общения со сверстниками, формирования связной речи, пополнение активного и пассивного словаря

• Развитие мышления, памяти, внимания

• Развитие пространственных и временных представлений

• Развитие мелкой и крупной моторики, подготовка к письму

• Формирование элементарных математических представлений

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

• Развитие познавательной деятельности осуществляет учитель-дефектолог

• Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед

• Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением

• Инструктор ЛФК проводит занятия по физическому воспитанию

• Воспитатель формирует навыки самообслуживания в ходе режимных моментов, организует деятельность на занятиях, вне занятий, на прогулках.

2.2. Работа специалистов по Адаптационной образовательной программе.

Диагностическая: (сентябрь, январь, май)

• - по ознакомлению с окружающим миром;

• - по развитию элементарных математических представлений.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

• Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. занятия.

• Игровые занятия с использованием различного игрового оборудования.

• Оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

• Включение специалистов в коррекционный процесс.

Самостоятельная деятельность детей

• Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

• Интегрированная детская деятельность

• (включение ребенком полученного опыта в его практическую деятельность- предметную, продуктивную, игровую).

Диагностическая: (сентябрь, январь, май). Обследование познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы:

- Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

• - Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.

• -Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.

• -Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

• - Развивать произвольность поведения, саморегуляцию

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

• Развивающие игры, игры с песком.

• Элементы релаксационных упражнений.

• Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

• Самостоятельная деятельность детей

• Игры с правилами.

• Рассматривание иллюстраций, пиктограмм.

Индивидуальные и групповые игры-занятия:

• Элементы релаксационных упражнений.

• Основной задачей работы учителя - логопеда является обучение детей самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыкам речевого общения.

• В коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии, игровые формы обучения детей.

Система логопедической работы с детьми с нарушением ОДА включает: развитие и коррекцию слухового восприятия; развитие и коррекцию зрительного восприятия; развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

• Важное значение в логопедической работе имеет артикуляционная гимнастика. Она сочетается с биоэнергопластикой.

• Проводится работа по развитию моторики кистей и пальцев рук.Она включает:

1. пальчиковую гимнастику

• 2. работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;

3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Деятельность воспитателей: Воспитатели группы для детей с нарушениями ОДА, кроме образовательных задач, выполняют и коррекционо-развивающие задачи направленные на всестороннее развитие детей.

• Развитие предметной и игровой деятельности.

• Осуществляют работу в режимных моментах.

• Изобразительную деятельность и конструирование.

1. В настоящее время в России сложилась и функционирует система специальных дошкольных образовательных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этих группах создаются условия для оптимального развития для дошкольников с церебральным параличом.

2. Опыт работы показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношения опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно влияет на личностное развитие детей.

3. Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.

4. В качестве ведущей идеи современного специального образования выступает направленность образовательного процесса на последующую социальную адаптацию и интеграцию детей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.