Планирование логопедических занятий для детей с дцп


В прошлый раз мы говорили о методах коррекции церебрального паралича у детей. Одним из них являются регулярные логопедические занятия для детей с ДЦП, которые помогают улучшить речевые навыки. Они начинаются с 3-х лет, когда можно реально оценить степень нарушений, определить основные дефекты.


Почему возникают проблемы с речью при ДЦП

Логопедическая помощь детям с ДЦП – важная часть реабилитации заболевания. Но работа логопеда-дефектолога требует особенного подхода, который зависит от причины патологии. Она может быть врожденной или приобретенной:

• внутриутробные аномалии развития долей головного мозга, отвечающих за речь и мышление человека;
• гипоксия плода, при которой страдают нейроны и клетки мозгового вещества;
• родовые травмы с повреждением мозга при удушье.

Особенности коррекционно-логопедической работы при ДЦП напрямую зависят от формы болезни. Наиболее тяжелые нарушения встречаются при эмбриональных нарушениях.

Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве психолога, невропатолога и сурдолога. Каждый из врачей помогает подобрать эффективные препараты и методики.


Основные направления работы логопеда


Для построения правильного плана лечения необходима логопедическая характеристика на ребенка с ДЦП. Она включает в себя полную информацию о диагнозе и причинах. Чаще всего диагностируется дизартрия, связанная с патологиями подкорковых областей головного мозга. Проблема характеризуется следующими признаками:

• речь нечеткая и невнятная;
• обильное выделение слюны;
• проблемы с пережевыванием и глотанием еды;
• повышенный тонус языка.

Для определения всех проблем обязательно проводится логопедическое обследование при ДЦП. Кроме традиционного визуального осмотра и ряда тестов в тяжелых случаях предусмотрено МРТ мозга, энцефалограмма. Сурдолог проверяет особенности слуха.


Направления работы логопеда-дефектолога при ДЦП
Логопедические занятия для детей с ДЦП, которые относятся к категории неговорящих, включают в себя следующие направления:

• нормализация мышечного тонуса;
• развитие мелкой моторики;
• выработка способности концентрировать внимание и слух;
• восстановление зрительной фиксации в одной точке.

Хороший эффект дает логопедический массаж мышц лица при ДЦП. В зависимости от диагноза он может быть точечным, зондовым или рефлекторным, проводится с помощью пальцев или специального прибора.

Это стимулирует природную артикуляцию, расслабляет мышцы щеки подбородка, укрепляет ослабленные участки. Для улучшения моторики используется методика сенсорного обследования предметов рукой, которая пострадала от пареза.


В большинстве случаев на начальном этапе рекомендуется несколько курсов классического логопедического массажа для детей с ДЦП, подготавливающего мышцы речевого аппарата. На второй стадии включается активная или пассивная артикуляционная гимнастика, в которой задействованы губы, язык и щеки ребенка.

После нескольких месяцев изнурительных занятий малыш начинает осваивать простейшие движения: улыбается, высовывает язык, дует через губы, сложенные трубочкой.


Особенности логопедической работы при тяжелой форме ДЦП связаны с необходимостью налаживать контакт с маленьким пациентом. Без доверия практически невозможно заставить малыша выполнять простые упражнения, мотивировать его на новые успехи.

Большое значение имеет взаимодействие и помощь родителей. В домашних условиях они должны продолжать упражнения, выполнять все предписания врачей.


Программа коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (ДЦП, ОНР3) в условиях дошкольного логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_raboty_s_detmi_s_ovz.docx 74.76 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол №_______ от________ Приказ от______

коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ

Составитель: О.С. Мальцева,

5.Содержание логопедической работы на логопункте с детьми с ДЦП.

6. Календарно-тематическое планирование.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом , направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Приоритетным направлением в области образования является коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии. Число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени растет. Логопедическая помощь направлена на разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в речевом развитии Коррекционно-развивающая работа возможна при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов ДОУ и законных представителей ребёнка

При проектировании логопедической помощи учитываются индивидуальные особенности ребёнка: диагноз ребёнка, уровень двигательной активности, группа здоровья.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной апраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Логопедическая работа проводится поэтапно.

Первый этап - подготовительный. Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста - воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения в ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата , выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар-шарик, куб-кубик, большой-маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят и т.д. Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в обращении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляция изолированных движений пальцев.

При воспитании ребенка с ДЦП важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

В России первоначально логопедическую помощь детям с ДЦП стали оказывать в системе здравоохранения, в основном в специализированных НИИ и клиниках. В дальнейшем, по мере открытия специальных образовательных учреждений, стала развиваться и система оказания логопедической помощи в системе образования. В детских домах-интернатах системы социального обеспечения логопеды также обслуживают детей с ДЦП, однако существующее в этой системе штатное расписание крайне неудовлетворительно для организации эффективной логопедической помощи.

В настоящее время логопедическая служба существует во всех специализированных центрах, образовательных учреждениях, санаториях для детей с ДДП. Именно в этих учреждениях логопедическая работа ведется наиболее эффективно и разрабатываются новые методы работы.

Кроме того, логопедическая помощь ребенку с ДДП должна быть предоставлена в тех же учреждениях, где ее оказывают другим детям, — в кабинетах при поликлиниках, психоневрологических диспансерах, в домах-интернатах соцобеспечения, в логопедических группах детских садов, на школьных логопедических пунктах.

Дошкольники с ДЦП направляются в специальные до- школьные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этих учреждениях предусмотрены ставки логопедов в соответствии с общими нормативами, действующими в дошкольной образовательной системе.

Оборудование логопедического кабинета. Логопедический кабинет для работы с дошкольниками с ДЦП должен быть оснащен необходимой мебелью: шкафами, столами и стульями, настенным зеркалом для занятий. Желательно иметь кушетку.

Процесс логопедической работы предполагает использование различных методических материалов. Эти материалы могут быть структурированы по следующим разделам: организационный диагностический, коррекционный.

Так, в организационном разделе должна содержаться документация. Кроме того, целесообразно иметь картотеки библиографий нормативных документов, научной и методической литературы. Эти библиографии могут пригодиться для консультаций родителей и персонала, а также для подготовки к выступлениям на педагогических советах и родительских собраниях.

В диагностическом разделе должны быть материалы, необходимые для диагностики, Описание таких материалов дано в приложении 6.

Коррекционные материалы это разнообразная наглядность, игры, книги, пособия, структурированные по разделам коррекционной работы. В этом разделе целесообразно иметь картотеки с описанием упражнений, которые позволяют оптимизировать процесс ежедневной подготовки к занятиям. При планировании занятий логопед прилагает к плану карточки, не переписывая их содержание в конспект. Описание картотек дается в приложении 7.

Логопед является творческим специалистом, поэтому оборудование кабинета не может быть жестко регламентировано. При предъявлении профессиональных требований к специалисту в первую очередь должно оцениваться качество проводимой им работы с детьми, а не интерьер кабинета. В то же время необходимое качество работы, соблюдение дидактических принципов может достигаться только при наличии определенной материальной базы. Обеспечение материальных условий для организации логопедического процесса является задачей администрации учреждения.

Логопед должен стремиться к повышению эффективности работы, внедрению новых передовых технологий в сотрудничестве с руководством учреждения. Таким образом, уровень развития материальной базы является результатом совместной деятельности логопеда и администрации учреждения.

Логопедическая документация. Логопед дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должен вести следующую документацию:

1. Логопедические карты на каждого ребенка.

2. Перспективное планирование работы с каждым ребенком.

3. Списки подгрупп.

4. Расписание работы.

5. Журнал посещаемости.

6. Перспективное планирование работы в подгруппах.

7. Ежедневные планы индивидуальных и фронтальных занятий.

8. Отчет о результатах работы за учебный год.

Логопедические карты должны содержать все необходимые разделы обследования. Они могут быть более или менее развернутыми в зависимости от потребностей специалиста. Как правило, начинающие специалисты нуждаются в более развернутых картах.

Логопедические карты могут быть вариативны, так как логопед имеет право на собственный выбор методик обследования. Образец логопедической карты представлен в приложении 8.

Перспективное планирование индивидуальной работы может составляться на месяц, на квартал, на полугодие, на год. Логопед может самостоятельно определять, на какой срок целесообразно составлять перспективное планирование. Как правило, в начале работы с ребенком планирование составляется на более короткий срок, так как оптимальные темпы работы с ребенком легче прогнозировать по мере динамичного наблюдения за ним. Перспективное планирование работы в подгруппах, так же как и перспективное планирование индивидуальной работы, может составляться на разный срок. С учетом того, что в течение года состав подгрупп может меняться, нецелесообразно составлять подробное перспективное планирование сразу на весь учебный год.

Списки подгрупп отражают организационную структуру работы. В течение учебного года логопед может изменять состав подгрупп, фиксируя это в списках.

Расписание работы включает работу с подгруппами детей и индивидуальную и согласовывается с расписанием работы других специалистов учреждения. Расписание индивидуальной работы является примерным, так как оно варьируется в зависимости от посещаемости детей и их состояния.

В журнале посещаемости фиксируется количество фронтальных и индивидуальных занятий, проведенных с каждым ребенком.

Логопед проводит ежедневные фронтальные и индивидуальные занятия только при наличии планов занятий. Как правило, начинающие специалисты пишут более подробные планы-конспекты занятий, логопеды со стажем могут ограничиваться краткими планами.

Отчет о результатах работы за год должен включать результаты диагностики детей, краткое описание той работы, которая была запланирована на основании диагностики, оценку соответствия проведенной и запланированной работы, ее результаты с каждым ребенком и выводы.

Кроме указанной документации логопеды могут, на свое усмотрение, вести тетради связи с воспитателями, тетради домашних заданий и т. п.

Режим работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратта. Логопед работает с детьми 20 академических часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы устанавливается с учетом прибавления к академическим часам времени на перерывы между занятиями. Помимо непосредственной работы с детьми логопед участвует в проведении совещаний, педагогических советов, родительских собраний и т. п. Время, отводимое на методическую работу, подготовку к занятиям, работу со специальной литературой, оформлен не кабинета, не регламентируется.

Содержание работы логопеда определяется теми квалификационными требованиями, которые учитываются при аттестации специалистов. Теми квалификационные требования даны в приложении 9.

Логопед самостоятельно определяет количество фронтальных и индивидуальных занятий в неделю в зависимости от состава группы. Основное правило при этом: каждый ребенок должен получить не менее одного и не более двух логопедических занятий в день, из которых 1 - фронтальное и 1 — индивидуальное. С детьми, имеющими выраженные нарушения, а также с детьми, находящимися в периоде адаптации к условиям образовательного учреждения, возможно проведение только индивидуальных занятий. Продолжительность индивидуальных и фронтальных занятий определяется логопедом в зависимости от состава детей, ихвозможностей, но она не должна превышать гигиенические нормативы для возрастных групп.

В течение сентября логопед проводит только индивидуальное обследование детей.

Комплектование подгрупп для логопедических занятий осуществляется с учетом задач коррекционной работы с каждым ребенком. Дети могут быть определены в подгруппу только в том случае, если работа с ними преследует какие-то общие цели. Как правило, это дети с одинаковыми логопедическими диагнозами. При этом также необходимо учитывать психологическую совместимость детей, стимулирующее воздействие их друг на друга. Важно, чтобы дети ощущали взаимную поддержку ценность собственных достижений.

Наполняемость подгрупп, так же как и их количество, могут быть различными. Это определяется, прежде всего, контингентом детей. В то же время нужно учесть и необходимость согласования логопедической работы с другими службами учреждения. В течение коррекционного курса неоднократно может возникнуть потребность в изменении количества и состава подгрупп. Это следует проводить, обоснованно согласовывая свои действия с расписанием работы других специалистов работающих с данной группой детей.

Цель, задачи и методы логопедической работы при ДЦП. Целью логопедической работы при ДЦП является формирование, коррекция и развитие доступных ребенку речевых средств общения. Задачи работы:

ü Профилактика нарушений речи.

ü Диагностика расстройств речи и предрасположенности к ним.

ü Развитие неречевой и речевой коммуникации

ü Развитие сенсомоторной основы речи.

ü Формирование коррекция и развитие лингвистической системы.

ü Подготовка к овладению грамотой.

ü Создание благоприятных условий дня развития речевой коммуникации.

В логопедической работе используются традиционные педагогические методы, которые делятся на наглядные, Практические, словесные, а также деловые игры и технические средства обучения, К наглядным методам относится показ натуральных предметов и использование изображений предметов — артикуляционных профилей, муляжей, картинок, работа с фланелеграфом и т. п. Практические методы включают многочисленные упражнения: артикуляционные, повтор речевых образцов, упражнения с целью автоматизации навыков и т. п. Словесные методы — это объяснение, беседа. В деловых играх моделируются различные ситуации общения. Технические средства обучения — это проекторы, видео- и аудиомагнитофоны компьютер.

Кроме того, используются и методы лечебной гимнастики: массаж, пассивная и активная гимнастика, лечение положением, расслабление с помощью локальной гипотермии, вибрации и т. п.

Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с логопедическими диагнозам и детей, методиками работы по преодолению нарушений речи, возрастом детей и продолжительностью коррекционного курса. В зависимости от вышеперечисленных условий перспективное планирование проводится на месяц, квартал, полугодие, учебный год.

При планировании учитываются задачи логопедической работы, т. е. необходимость работы над развитием всей речевой функции, а также познавательной деятельности и личности ребенка. Вместе с тем необходимо определить основную линию, стержень работы в соответствии с логопедическим диагнозом. Так, при планировании работы по преодолению дизартрии стержнем является коррекция и развитие фонетико-фонематической системы. Поэтому нужно определить последовательность работы по ее развитию, а остальные разделы работы Присоединить к основному с учетом логики их взаимосвязи с фонетико-фонематической системой и логики их собственного развития.

При планировании фронтальной работы по преодолению общего недоразвития речи (алалии или задержки развития речи) в процессе коррекционного курса происходит смена приоритетов. На первых этапах работы главным является развитие лексической системы, далее — лексико-грамматической, затем — фонетико-фонематической и в конце курса — развитие связной речи. При этом на каждом занятии ведется работа над всеми компонентами языка, но в качестве основных задач последовательно выступает развитие тех или иных компонентов. Темп прохождения коррекционного курса может быть различным у разных групп детей. Соответственно и указанная смена приоритетов может проходить не в течение одного года, а в течение двух и более лет.

Параллельно проводятся индивидуальные занятия, где в качестве ведущих могут быть другие задачи в соответствии с индивидуальным профилем психического развития ребенка. Планирование индивидуальных занятий осуществляется с учетом тех же параметров, и планирование фронтальных занятий, а также с учетом содержания фронтальных занятий.

Содержание логопедических занятий определяется в соответствии с перспективным планированием. Оно отражается в плане-конспекте занятия. При подготовке плана-конспекта фронтального занятия необходимо, прежде всего, определить основную задачу занятия. Эта задача должна соответствовать основному направлению логопедической работы в данной подгруппе детей. Тема занятия формулируется в соответствии с его главной задачей.

далее необходимо определить задачи реализации других направлений работы, совмещая их с главной задачей. Те задачи, которые пишутся в плане-конспект, должны решаться на данном занятии специальными методами и приемами. Например, если определена задача развития зрительного восприятия, то на занятии должны применяться специальные приемы развития зрительного восприятия, а не просто опора на наглядность при реализации других задач. Если определена задача формирования навыков работы в коллективе, то должен иметь место специальный прием, например деловая игра, моделирующая ситуацию коллективного решения проблемы.

Современное логопедическое занятие решает целый комплекс задач, в котором можно выделить: задачи по развитию общения (определенных форм общения и их средств), задачи по развитию лингвистической системы речи, задачи по развитию познавательной деятельности (психических процессов), задачи по развитию личности (эмоционально волевой сферы, мотивации и т. п.). Как правило, на первом месте стоят задачи развития лингвистической системы речи, а решение остальных имеет прикладное значение.

Содержание занятия выстраивается относительно главной задачи, которая пишется на первом месте. В занятии выделяются: вводная часть, основная часть, направленная на изучение нового материала, и часть, в которой проводится закрепление материала. Желательно на закрепление отводить половину занятия, а в первой половине занятия большую часть времени тратить на усвоение нового. Для развития навыков целенаправленной деятельности во вводной части необходимо сообщить детям, чему они будут учиться на этом занятии, а в конце занятия подвести итог, сопоставив результат с заявленной задачей.

При планировании занятий для детей с дизартрией на первом месте должны стоять задачи развития фонетико-фонематической системы.

Не следует стремиться к тому, чтобы на занятии было выполнено много разных видов работы. Оптимальное количество — 5—7 видов, но каждый вид работы должен быть направлен на реализацию нескольких задач и при этом — основной задачи. Далее тот же материал используется и для решения других задач. Например, логопед предлагает детям рассмотреть и назвать картинки слева, кастрюля, сахарница, колбаса и т. п. Спрашивает детей, какой звук содержится в названиях картинок? Далее просит разложить картинки в соответствии с позицией звука [С] — в начале, середине или в конце слова. Таким образом, логопед использует этот материал для развития функций фонематического анализа. После этого он просит детей разложить картинки в 2 группы по назначению данных предметов и обозначить эти группы. При этом решается задача развития вербально-логического мышления. Далее логопед может спросить у детей, подходит ли такая посуда для этих продуктов и какую посуду следует использовать? Тем самым он актуализирует представления детей об окружающем.

После подготовки плана-конспекта нужно проверить его на соответствие дидактическим требованиям. Это прежде всего:

· соответствие темы этапу логопедической работы;

· взаимосвязь задач и соответствие их теме;

· отражение в задачах всех необходимых направлений работы;

· соответствие содержания занятия его задачам;

· логичность структуры занятия и соответствие методов и приемов задачам каждой структурной части занятия;

· разнообразие методов и приемов работы;

· отражение в сценарии занятия задач развития коммуникативной деятельности и личности детей;

· наличие необходимого оборудования для занятия, соответствие его гигиеническим требованиям.

Организационно-методические основы логопедической работы с дошкольниками с ДЦП постоянно совершенствуются по мере изменения общественных взглядов в гуманитарной области. Положительные демократические изменения в нашей стране предусматривают более высокий уровень доверия специалистам в области образования, уважительное отношение к профессиональной компетенции, повышение значения результатов логопедической работы. В то же время возрастает ответственность специалистов, работающих с детьми. Безусловно, содержание работы должно определять ее форму. В свою очередь содержание работы зависит от понимания сущности речевого нарушения и психологии ребенка. В связи с этим необходимо систематически работать над повышением собственного профессионального уровня.

Приложение

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 191 ;

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Нина Сергеевна, Шуляк Наталья Андреевна, Ларина Елена Анатольевна

Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич ( ДЦП ). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП . Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2( ), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ефремова Нина Сергеевна, Шуляк Наталья Андреевна, Ларина Елена Анатольевна

OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP

Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction of speech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account all features of child’s speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) of preschool education for children with disabilities. Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment. Results. Work’s results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists and for students of special (defectological) education to make proper and spot correction work. Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

DOI: 10.12731/2658-4034-2019-1-6-17 УДК 1174

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ, ИМЕЮЩИМ ДЦП

Ефремова Н.С., Шуляк Н.А., Ларина Е.А.

Цель. Статья посвящена актуальной теме дефектологического образования, а именно, коррекции речевого нарушения детей дошкольного возраста, имеющим детский церебральный паралич (ДЦП). Предметом выступает специфика коррекции речевой и психомоторной функции у детей имеющих ДЦП. Авторы ставят целью подготовку конспекта логопедического занятия, который учитывает все особенности речи и опорно-двигательного аппарата ребёнка, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и практические методы для проведения коррекционной работы.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что составленный конспект отвечает требованиям ФГОС по варианту обучения 6.2(), таким образом, его могут использовать логопеды в своей практике. Авторы делают предположение, что данная разработка будет полезна логопедам ДОУ и студентам специального (дефектологического) образования.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере коррекционной педагогики и специального дефектологического образования.

Ключевые слова: ДЦП; коррекция; развитие; конспект.

OUTLINE OF SPEECH THERAPY LESSON WITH PRESCHOOLER WITH CP

Efremova N.S., Shuliak N.A., Larina E.A.

Purpose. The article is devoted to the actual topic of defectological education, namely, the correction of speech disorders of children of preschool age with cerebral palsy (CP). The subject is the specific of the correction ofspeech and psychomotor function of children with CP. The authors aim to prepare an outline of speech therapy lesson that takes into account allfeatures of child's speech and musculoskeletal system, based on the federal state educational standard (FSES) ofpreschool education for children with disabilities.

Method or methodology of work conduction. The research is based on theoretical methods, namely, analysis and synthesis, as well as practical methods, that is, description and experiment.

Results. Work's results are consist in the fact that the complied outline meets the requirements of the FSES for training option 6.2, thus, it can be used by speech therapists in their practice. The authors make the assumption that this development will be useful for preschool educational institution speech therapists andfor students of special (defectological) education to make proper and spot correction work.

Area of the results applying. The research results can be applied in areas correctional pedagogy and special defectological education.

Keywords: cerebral palsy; correction; development; outline.

Данный конспект логопедического занятия подготовлен в рамках организации коррекционно-развивающего подхода для ребёнка 5 лет, имеющего ДЦП, который обучается по образовательному варианту

6.2 (обучающийся, с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку) [5].

Далее представлено логопедическое заключение, составленное послекомплексного обследования.

Объективно на данный момент времени при обследовании фонематической стороны речи выявился шипящий парасигматизм; ламбдацизм, ротацизм, дефект смягчения, дефект озвончения. Фонематический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдается нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза. Слоговая структура слова недостаточно сформирована, а именно наблюдается искажение структуры мало употребляемых, многосложных слов. Словарный запас меньше нормы, качественно неполноценен, преимущественно употребляет существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушение словообразования. Грамматический строй речи недоразвит. Типы употребляемых предложений (простые, чаще - односложные); отсутствуют сложные синтаксические конструкции; в речи

аграмматизмы. Фразовая речь искажена. Отмечаются сложности в понимании причинно-следственных связей. Темп речи нормальный. Голос модулированный. Дыхание диафрагмально-реберное, ритмичное, достаточное по глубине. Речь выразительная. Темпо-ритмическая сторона речи нарушена. Девочка с трудом запоминает стихи. Артикуляционная моторика развита слабо. При выполнении артикуляционных упражнений отмечается тонус мышц; невнятность речи. Мелкая моторика и пространственная ориентация сохранны. Общие моторные нарушения: ДЦП, гемиплегическая форма (правосторонний гемипарез) - поза Вернике-Манна (мышечный тонус патологически повышается в сгибателях верхних конечностей и разгибателях нижних. Это определяет типичную позу больного: рука приведена к туловищу, согнута в локте и кисти; нога разогнута в колене и при ходьбе описывает полукруг) [2].

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи II уровня. ДЦП, гемиплегическая форма, дизартрия (по заключению невролога).

Спастическая гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями преимущественно на одной стороне. Нога при спастической гемиплегии поражается меньше, чем рука. Мышечный тонус в руке выше, она согнута во всех суставах, приведена к туловищу, кисть у детей раннего возраста сжата в кулачок [1].

Дизартрия - это нарушение произносительной стороны вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

Представим конспект логопедического занятия с дошкольником, имеющего ДЦП.

ФИО Амира М. Возраст 5 лет

Тип занятия: индивидуальное занятие для ребёнка с ДЦП Вид занятия: лексико-грамматическое занятие Методы: словесный, наглядный, игровой.

1. Обобщить знания по теме зима;

2. Обогатить словарный запас. Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

2. Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие.

3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

4. Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух.

6. Развивать произвольное внимание.

7. Учить образовывать существительные родительного и винительного падежа.

1. Воспитывать активность и внимательность.

2. Следить за правильной осанкой. Здоровьесберегающие:

1. Обращать внимание на осанку.

2. Организовать смену видов деятельности.

№ Задачи Содержание Организация Результат

1. Вводная часть

Привлечь внимание ребёнка к теме занятия Объявление темы занятия Отгадывание загадки Удалось привлечь внимание ребёнка

2. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

1.1 Развивать артикуляционный аппарат Артикуляционная гимнастика по подражанию. Упражнения: окошко, улыбка, щёчки, дудочка, чистим зубки, чашечка, блинчик, иголочка (сосулька), горочка. Все упражнения выполняются в статике и динамике несколько раз. Ребенок повторяет за логопедом упражнения. Ребёнок всё повторил за логопедом

Обобщить знания по теме зима

Ребёнок отвечает на вопрос логопеда, какая, по его мнению, зима и чем ребята любят заниматься зимой. После ребёнку логопед показывает картинку с признаками зимы. Ребенок с помощью логопеда называет все признаки зимы.

Ребенок назвал все признаки зимы

Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопросы. Сколько картинок изображено, что на них изображено и какая картинка лишняя?

Ребёнок ответил на все вопросы, справился полностью с заданием

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные

Ребёнку предлагают сыграть в игру. Ребёнку объясняются правила игры. Логопед называет слово и кидает ребёнку мяч. Ребёнок ловит, и заданное слово называет ласково и кидает мяч обратно учителю. Речевой материал: снег - снежок; сосулька - сосулечка; мороз - морозец; дерево - деревце; ветер - ветерок; горка - горочка; лёд - ледок; холод -холодок; зима - зимушка; санки -саночки.

Ребёнок играет в игру и все правильно называет

Совершенствовать фонематический речевой и неречевой слух, развивать мелкую моторику

1. Логопед просит ребёнка, послушать сколько раз он простучит и выложить счётными палочками ритмический рисунок. Затем логопед напоминает ребёнку, что такое пауза и даёт новый ритмический рисунок.

2. Затем, логопед даёт новый ритм, но уже просит повторить (простучать) его за логопедом.

Счётные палочки, карандаш

Ребёнок выполняет ритмическую гимнастику

Образовывать родственные слова со словом «снег

«Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -С красной грудкой. (Снегири.)

Ребёнок внимательно слушает логопеда и выполняет задание

Ребёнок правильно заканчивает каждую строчку стихотворения

1. Arkhipova E.F. Korrektsionnaya rabota s det'mi s tserebral'nympara-lichom [Correctional work with children with cerebral palsy]. M.: 1999. 95 p.

2. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonina O.V. Detskie tserebral'nyepara-lichi [Cerebral palsy]. M., 2002. 139 p.

3. Belyakova L.I., Voloskova N.N. Logopediya. Dizartriya [Speech therapy. Dysarthria]. M.: Gumanitar, izd. Tsentr VLADOS, 2016. 287 p.

4. Verenich S.V. Nervnaya sistema v norme ipatologii [Nervous system in health and disease]. Mn.: BGPU, 2005. 76 p.

5. Federal'nyy Gosudarstvennyy obrazovatel'nyystandartnachal'nogo ob-shchego obrazovaniya obuchayushchikhsya, s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2015, №35847 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Moskva: 2015 [Federal State Educational Standard of Primary General Education of Students with Disabilities: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 3, 2015, No. 35847 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2015].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тихоокеанский государственный университет ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035, Российская Федерация nina. efremova15@yandex.ru

Тихоокеанский государственный университет

ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,

Ларина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Тихоокеанский государственный университет

ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680035,

DATA ABOUT THE AUTHORS Efremova Nina Sergeevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Shulyak Natalya Andreevna, Student of 4 Course, Direction of "Special Education"

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Larina Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Teacher-Speech Therapist of the Highest Qualification Category

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, Khabarovsk Krai, 680035,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.