Планирование по изо для дцп


Рисование с детьми с ДЦП это - сложная методика. Предлагаю некоторые наработки нашего центра в данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Изобразительная деятельность с детьми с диагнозом детский церебральный паралич 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность с детьми с диагнозом детский церебральный паралич.

Педагог дополнительного образования: Круговая Светлана Вадимовна.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

В своей работе с детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) нами соблюдается принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции для каждого ребенка. Прежде чем составить такой план работы, проводим диагностику (педагогическую и психологическую).

Полученные сведения фиксируем в комплексной диагностической карте психического и физического развития ребенка. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы - уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития - общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.

На основе этих данных составляем индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком, в котором отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на время реабилитации и работа в домашних условиях после реабилитации.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно - потребностного плана деятельности.

В начале, занятия по изо - деятельности проводятся индивидуально с каждым ребёнком (в рамках реабилитации), чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. После занятий родители также в индивидуальной форме получают консультации по вновь приобретённым навыкам и способам изображения, лепки, аппликации. Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.

Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.

Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.

Следующей задачей обучения изо - деятельности детей с ДЦП является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследование я проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В ходе обучения я решаю также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

В результате нескольких лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.

Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.

Не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. А пальцами ребенок обхватил уже большую кисть, и как рабочий – экскаваторщик зачерпывает ковшом грунт, так и ребенок зачерпнул из баночки краску и ищет площадку, куда “ высыпать ” краску: маленькая кисточка требует маленькой “площадки”, а большая кисть – большого листа бумаги.

Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море – значит, работаем над волнами, если небо - работаем над облаками.

На занятиях по изо – деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями

и штампами из картофеля, моркови, рисуют птичьим пером.

Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп - горох , фасоль , овес , рис. Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток, умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток .

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Большой коррекционной эффективности в процессе обучения мы добиваемся в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.

Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.

Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно – образующую сферу.

Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.

В проведении занятий мы придерживаемся поэтапного проведения – эмоциональный настрой (доброжелательная встреча ребёнка), пальчиковые игры и гимнастики по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки, образец обязательно должен присутствовать при работе, для того чтобы ребёнок мог предположить итог своей деятельности (при этом мы всегда исходим из пожеланий самого ребёнка).

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционно-развивающей работы нами отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

При оценке динамики продвижения ребенка мы не сравниваем его с другими детьми, а сравниваем с самим собой на предыдущем этапе развития. педагогической работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк.

СОДЕРЖАНИЕ ВведениеГлава 1. Влияние занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом1.1 Особенности развития детей с детским це.

Статья для воспитателей, работающих с детьми НОДА.

Статья раскрывает как подготовительный этап работы: изучение анамнеза, проведение обследования детей с д.ц.п, так и основные разделы работы с данной категорией детей.

СодержаниеΙ. Целевой раздел. 1.Пояснительная записка ………………………………………………………. 31.1.Цели и задачи программы …………………. 131.2.Особенности образовательног.

Коррекционная работа с детьми с ДЦП в условиях ДОУ.

Изобразительная деятельность

(наименование учебного предмета)

программное содержание.

Дата проведения

предполагаемая

фактическая

Знакомство с инструментами для рисования (мелки, краски, карандаши)

Знакомство с инструментами для рисования (мелки, краски, карандаши)

Разминание пластилина, теста, с помощью воспитателя.

Разминание пластилина, теста, с помощью воспитателя. Пальчиковая гимнастика.

Разминание пластилина на столе, с помощью воспитателя. Пальчиковая гимнастика.

Разминание пластилина на столе, с помощью воспитателя. Пальчиковая гимнастика.

Отрывание кусочка материала от целого куска, с помощью воспитателя

Отрывание кусочка материала от целого куска, с помощью воспитателя

Отрывание кусочка материала от целого куска, с помощью воспитателя

Катание колбаски на столе, с помощью воспитателя.

Рисование точек пальчиком, с помощью воспитателя

Катание колбаски на столе, с помощью воспитателя.

Рисование точек пальчиком, с помощью воспитателя

Катание шарика на столе, с помощью воспитателя

Учимся держать мелок. Пальчиковая гимнастика

Какой бывает дождик . Учить рисовать разные по длине и ширине вертикальные и наклонные линии

Расплющивание пластилина, теста на столе, между ладонями

Расплющивание пластилина, теста на столе, между ладонями

Расплющивание пластилина, теста на столе, между ладонями

Скручивание колбаски (лпешки, полоски), с помощью воспитателя

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ручкина Татьяна АлександровнаНаписать 405 06.11.2017

Номер материала: ДБ-832040

  • ИЗО, МХК
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    06.11.2017 164
    06.11.2017 220
    06.11.2017 1473
    06.11.2017 504
    06.11.2017 207
    06.11.2017 364
    06.11.2017 1682
    06.11.2017 292

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Введение

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно действуют на формирование игры, речи, а в целом – помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

В последнее время изобразительная деятельность все больше привлекает к себе внимание специалистов – исследователей особенностей развития дошкольников, как нормально развивающихся, так и имеющих проблемы в развитии.

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями развития описали такие авторы, как И.А. Грошенков, О.П. Гаврилушкина, С.А. Болдырева, Е.А. Екжанова, М.Ю. Pay, А.А. Венгер и другие.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. В связи с этим следует отметить, что ценность изучения особенностей изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья заключается не только в констатации факта нарушений, но и в определении возможности адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП) – от 2-х до 5-ти, а в ряде регионов – до 9-ти больных на 1000 человек детского населения. Среди больных ДЦП имеются дети с легкой степенью нарушений, средней и тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Детский церебральный паралич характеризуется комплексом основных нарушений: двигательными, речевыми и познавательными. (В систему основных нарушений при этом входят нарушения двигательной, психической и речевой сфер). Многообразие клинических проявлений, вызванных ранним поражением центральной нервной системы, обуславливает своеобразие познавательной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, неравномерностью развития отдельных психических функций.

В последние два десятилетия внимание к данной категории детей со стороны органов здравоохранения и органов образования значительно усилилось. Свидетельством этого является не только расширение системы специальных учреждений для детей с ДЦП как дошкольного, так и школьного возраста, но и создание новых методов обследования и коррекции на основе углубленного научно-практического изучения особенностей двигательного и психического развития.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ДЦП (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Архипова Е.Ф., Приходько О.Г., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и, в частности, графических навыков у детей с ДЦП. Вместе с тем специалисты подчеркивают, что овладение графическими навыками и умениями детьми дошкольного и младшего школьного возраста способствует не только успешному освоению изобразительной деятельности, но и другими видами деятельности и их интеллектуальному развитию (Сакулина Н.П., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Унковский А.А., Шорохов Е.В. и другие).

Существуют отдельные работы (Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В.), предлагающие некоторые приемы развития графических навыков у детей с ДЦП, однако какая-либо система, направленная на формирование изобразительной деятельности у этих детей до сегодняшнего дня отсутствует, хотя в этой области накоплен интересный эмпирический материал. Кроме того, у этой категории детей изобразительная деятельность рассматривалась лишь в связи с задачами коррекции моторного развития.

Данные по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ДЦП в доступной нам литературе практически отсутствуют. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью как школьными предметами.

В данной работе представлены результаты изучения и формирования изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. В основу экспериментальной работы были положены следующие концептуальные положения:

• Изобразительная деятельность является одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

• Дети, с церебральными параличами, имеют множественные нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в связи с заболеванием которые отчетливо проявляются в их изобразительной деятельности. При этом клинические особенности обуславливают специфичность нарушений. Занятия изобразительной деятельностью способствуют не только формированию этой деятельности, но и наиболее успешному овладению письмом в дальнейшем.

• В связи с многообразными проявлениями нарушений, зависящих от особенностей заболевания, необходим дифференцированный подход к обучению таких детей изобразительной деятельности.

• Для повышения эффективности коррекционных мероприятий необходимо разработать систему занятий, упражнений и специальных приемов при обучении изобразительной деятельности детей с нарушениями движений руки, что впоследствии положительно отразится и на их рисовании и на формировании школьных навыков.

Автор выражает сердечную благодарность за ценные советы и рекомендации в ходе написания монографии доктору психологических наук, профессору Левченко Ирине Юрьевне; за поддержку и возможность продолжать научную деятельность доктору педагогических наук профессору Приходько Оксане Георгиевне.

Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения и формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Искусство занимает особое место в жизни общества. Оно относится к эстетическим ценностям, среди которых продукты материального производства, красота человека, явления природы, предметы декоративно-прикладного творчества, а также совокупность художественных ценностей. Известно, что эстетические ценности определяются тем, что они имеют в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, различных явлений, людей, сохраняя их образы для нового общества.

Искусство обладает рядом специфических функций. Например, познавательной функцией, так как наглядно показывает человеку картину мира, способствует расширению социального опыта людей, их взаимоотношению с другими людьми, природой, приобщает к исторической практике общества, помогает общаться с природой и людьми различных стран, эпох и народов; просветительской функцией – так как широко используется в процессе образования; идеологической – поскольку активно влияет на сознание и чувства человека и его мировоззрение; воспитательной – потому, что выступает, как важное средство эстетического и нравственного воспитания и является мощным фактором в формировании гармоничной личности.

Искусство способствует самоосознанию человека, а именно – самоосознанию своих чувств, интересов, способностей, знаний, мировоззрения, своего места в жизни общества, способствует развитию воображения, творческой деятельности, умению создавать, использовать и воспринимать материальные и духовные ценности.

Изобразительное искусство предстает перед воспринимающими его людьми в виде огромного количества художественных произведений, созданных художниками различных стран, исторических эпох и народов. К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, архитектура. Они, в свою очередь, имеют различные жанры и направления. Все виды изобразительного искусства имеют как общие, так и специфические черты. К общим чертам относится, прежде всего, то, что изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно-воспринимаемых образах. Глубокое содержание художественных произведений выражено в его художественных образах. Главной чертой художественного образа является отражение жизни через типичное явление. Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различать, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Изобразительное искусство развивалось и совершенствовалось с развитием человеческого общества, активно участвуя в этом процессе. Его истоки выходят из глубин древней истории, первые известные нам произведения относятся к культуре первобытного общества.

Отличительными чертами видов изобразительного искусства являются изобразительные средства, к которым относятся цвет, пластика, линия. В воссоздании богатства и многообразия мира виды изобразительного искусства имеют различный удельный вес. Наиболее всеобъемлющей является живопись. Посредством основного средства живописи – цвета – можно передать глубину, пространство, форму, воздух, объем, душевное и физическое состояние изображаемых людей и т. д.

Весьма богатым по своему содержанию и высоким по своим художественным достоинствам являются произведения, относящиеся к графике. Основным художественным средством графических произведений является линия. Графика имеет свои жанры и направления. Специфичность графических произведений выражается в том, что, несмотря на относительную ограниченность художественных средств, художественные образы отличаются особой эстетикой и выразительностью и информативностью.

Многообразны формы, жанры, направления, назначения произведений, относящихся к скульптуре. Объемные изображения говорят языком пластики. Скульптура занимает особое место в изобразительном искусстве и в общественной жизни людей.

Архитектура синтезирует в себе практически все виды изобразительного искусства. Она имеет, и утилитарное назначение и воплощает в себе мировоззрение, эстетические, национальные особенности того общества, в котором она создавалась. Архитектура как никакой другой вид изобразительного искусства отражает его основную специфику – единство духовной и практической деятельности человека.

Итак, изобразительное искусство существует объективно, входит в общественное бытие, влияет на сознание людей, сохраняется в историческом развитии общества.

Изобразительная деятельность является проявлением способности к творчеству, что специфично только для человека.

Творчество художника – это деятельность, создающая новые оригинальные предметы, которые имеют общественное значение. Эта деятельность связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Воспринимая окружающее, художник перерабатывает воспринятое в своем сознании, отбирает существенное, характерное, типичное, обобщает и создает художественный образ.

Художественный образ представляет конкретное индивидуальное изображение. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира, а субъективной – отношение художника к изображаемому. В создании образа активно участвуют чувства художника, его эмоции. Совершенство создаваемых художественных произведений, их многогранность зависит от способностей художника, а именно – от уровня всех психических процессов, которые позволяют остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь, от богатства его опыта. Немаловажное значение имеет и трудолюбие. Творческий процесс у каждого художника индивидуален, но все же его можно разделить на основные этапы: возникновение идеи, замысла;

вынашивание замысла; реализация замысла и появление художественного образа.

Таким образом, художественное творчество взрослых людей представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, отражают его в своей деятельности. Они пытаются отразить этот мир в играх, рисовании, лепке, рассказах. Изобразительная деятельность представляет в этом отношении богатые возможности, поскольку носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок образы воображения воплощает с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями, оно заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок. Например, карандаш и краски интересуют потому, что они оставляют следы, а пластилин мягкий – его форму можно изменять и т. д. Этот период очень важен для дальнейшего развития деятельности. Ребенок знакомится с материалами, из которых потом будет создавать образы своих представлений. Постепенно, с помощью взрослого, ребенок начинает понимать, что оставленные карандашом или красками следы могут обозначать что-то. Это понимание лежит в основе начала изобразительности. У ребенка появляется замысел, цель и он стремится их осуществить.

Итак, первый этап творчества – замысел – у ребенка-дошкольника есть.

По сравнению с творчеством взрослого художника у ребенка отсутствует следующий этап – вынашивание замысла. Чем меньше ребенок, тем он скорее стремится реализовать свой замысел. Планирование работы совмещается с процессом выполнения, в результате этого часто возникают изменения содержания, в рисунок включаются детали, не относящиеся к образу. Становясь старше, дети проявляют некоторые элементы продумывания содержания и средств выполнения. Например, он может самостоятельно определить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или предложению взрослого, что в теме главное, с чего начать, как расположить изображение в листе и т. д.

Безусловно, одним из главных условий реализации задуманного является четкое представление о том, что хочет ребенок изобразить. Для этого необходим определенный уровень психофизического состояния ребенка, определенная степень зрелости его психических процессов, а именно – восприятия, моторики, речи, мышления, воображения.

Одной из главных задач взрослого (воспитателя) – научить ребенка видеть мир, т. е. развивать в нем наблюдательность, умение сознавать увиденное, точнее – развивать способность мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Безусловно, они еще весьма поверхностны. Детей привлекают яркие и динамичные детали, которые часто оказываются второстепенными. Конечно, это отражается на характере представлений ребенка о предмете и на его изображении.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка в большей мере развивается аналитико-синтетическое мышление, что имеет важное значение для процесса изображения. Несмотря на то, что в деятельности ребенка все большее значение начинает приобретать воображение, его образы – воображаемые; они еще неустойчивы, фрагментарны, и это сказывается на рисунках. В более старшем дошкольном возрасте воображение становится богаче, и дети начинают самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить больше новых образов.

Немаловажную роль в детском творчестве играют эмоции – и, прежде всего, потому, что концентрация внимания и чувств ребенка на создаваемом образе усиливает работу воображения.

К шести годам ребенок-дошкольник уже владеет и достаточным запасом изобразительных умений и навыков. Он способен сознательно их употреблять, т. е. выбирать необходимые приемы для изображения новых предметов. В старшем дошкольном возрасте отмечается наличие творческих начал в деятельности ребенка, которые проявляются в активности, самостоятельности, инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи различных изобразительных средств.

Итак, мы видим, что все этапы взрослого художественного творчества есть и в деятельности ребенка, только соотношение этих этапов несколько иное, чем у взрослого художника.

Так что же все-таки такое – изобразительная деятельность детей?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.