Пляжи для детей с дцп

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.


ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.


КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога - 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.


Недавно на этом пляже появилась уникальная коляска для плавания колясочников. Она отлично держится наплаву и необычна тем, что способна с легкостью ехать по любой поверхности – песку, гальке, грунту и даже по снегу.

На море

К шести утра в краснодарском микрорайоне Гидрострой собираются желающие отправиться на море: Галина Кобенкова с диагнозом ДЦП на костылях, Мальвина Гончар с диагнозом хондродисплазия на инвалидной коляске и Елена Постная – помощник в организации поездки, также страдающая ДЦП. С каждым из них, как и положено, едет сопровождающий.


Нынешняя поездка переносилась несколько раз из-за того, что водитель специализированной для инвалидов маршрутки сломал ногу. Возможно, поэтому желающих ехать оказалось очень мало.


Водитель по имени Денис нажимает кнопку на проводном пульте, и электрический подъемник опускается. Первой в транспорт заезжает Мальвина. После Мальвины на электроподъемник, перебирая костыли, заходит Галина. Через 5 секунд он легко поднимает ее прямо к сиденью.


Шесть пляжей на всю Россию

Через 3 часа мы прибываем на специально оборудованный для инвалидов пляж на Суджукской косе Новороссийска.


Помимо Новороссийска, подобные пляжи с плавучими колясками для инвалидов есть на побережье Сочи и Анапы, в Алуште, в Липецке и Калининграде. Единых норм для таких пляжей в России нет. Организаторы новороссийского пляжа набирались опыта в процессе работы.

Погода пока не радует – на берегу сильный ветер.


Держаться на плаву

Меры безопасности на пляже на высшем уровне. Здесь постоянно дежурит спасатель и медработник. В воде есть трос с поплавками для тех, кто не умеет плавать.

Общая площадь пляжа – 800 квадратных метров. Говорят, что единственный его недостаток – это то, что находится далеко от автобусных остановок, добраться можно только на машине.


Так и случилось. В два часа дня на берегу уже стало тихо, вышло солнце. Отдыхающие перебрались из-под навесов на гальку, а спасатели вынесли на берег коляску для купания инвалидов. Она выглядит довольно ярко – сидение голубого цвета, подлокотники и колеса желтого. Коляска небольшая, маневренная, весит 25 килограммов. Ее легко можно собрать и разобрать.


Виталий берет коляску за вытянутую ручку и потихоньку заходит в воду.


Через минуту Мальвина уже в воде и смеется от радости.

Следующей в коляску садится Галина.

Она с трудом передвигается на костылях, а плавать сама тем более не может.

Елена смотрит на Галину и говорит:

Виталий сожалеет, что из-за больничного водителя на две недели были приостановлены поездки.

Еще Виталий искренне надеется, что через время инвалидов, желающих искупаться в море, станет больше.

Не нужен нам берег турецкий… Да и пустят ли нас туда? Шоп-туры и матрасный отдых отменены, на смену приходит давно забытый палаточный туризм. С детьми, кошками и собаками. Пешком, на байдарках и велосипедах. Через горы и буреломы. Без отельного обслуживания, зато со своими плюсами — бюджетно и на любое количество дней. Все лишнее исключено: багаж-то тащишь на себе. Даже те, кто ни разу в жизни не ходил в поход, готовы отправиться дикарями на природу после трехмесячной изоляции.


Фото: Из личного архива

Студенческие песни шестидесятников актуальны и в наши дни. И правда, с советским туристом у нас сегодня много общего — границы закрыты, отпуск с семьей где-то проводить нужно, а денег на отели и апартаменты нет.

Турфирмы стоимость оплаченных путевок не возвращают, аргументируя тем, что услуга будет оказана, но, скорее всего, через год. Как ни странно, походы с рюкзаками за спиной и отдых, как бы раньше сказали, дикарями молодежь не пугают.

После пляжного отпуска язык не поворачивается назвать турпоходы отдыхом. Немногие из миллениалов способны развести костер без спичек и открыть консервы ножом, но достижения науки и техники помогают на диких тропах. Матрасы надуваются сами, палатки — легкие и непромокаемые, связь с внешним миром — спутниковая, навигация — по GPS, дышащая удобная обувь, термобелье, ветровки, снаряжение, продуманный до мелочей рюкзак, компактная посуда — бытовые и технические примочки значительно упрощают активный отдых. Неудивительно, что товары для активного отдыха и туризма расходятся как горячие пирожки, в июне спрос вырос на 71 процент. Особенно популярны палатки и тенты, снаряжение для водного туризма и рыбалки. Люди активно скупают спортивное снаряжение, походные рюкзаки, GPS-оборудование, фонари, спальники, термосумки.

Рюкзак — это по-нашему


Фото: Из семейного архива Павловых

Эксперты туриндустрии говорят: возможно, пандемия подстегнет оттепель на рынке внутреннего туризма. А представители геосервиса 2ГИС заявили: россияне стали вдвое чаще интересоваться поездками на отечественные базы отдыха, кемпинги, в санатории.

Спрос на все виды активного отдыха — пешие, водные, велосипедные, горные, экстремальные и просто посидеть с гитарой у костра. Молодые семьи и студенты выезжают на водоемы, отправляются в дневные пешие прогулки, сплавляются на байдарках и SUP-серфинге. Айтишники, бизнесмены, папы с сыновьями, веганы собираются компаниями, чтобы отдохнуть за городом дикарями в палатках или глэмпингах (современных палатках на природе с удобствами городской квартиры).

Минусы отечественного туризма известны: высокая стоимость перелетов, плохие дороги и отсутствие сервиса — убитая инфраструктура, гостиницы без Wi-Fi с коричневой водой из-под крана, отсутствие кемпингов или облагороженных стоянок. Поэтому хит сезона -—- короткие туристические выезды.

Те же, кому короткие маршруты уж совсем неинтересны, выбирают водный или велосипедный туризм. Добравшись на машине до лодочной станции, без особой подготовки можно отправиться в двух-трехдневный сплав.

Любители велопрогулок выезжают за город, интенсивность движения и маршрут выбирают исходя из физических возможностей группы.


Фото: Из личного архива

Но некоторые уже насиделись дома и рвутся уехать подальше. Единомышленники находят друг друга в социальных сетях и готовятся к выездам от Куршской косы до камчатских вулканов — у кого куда хватит средств и храбрости. Офисные работники, уставшие от дистанционного формата, объединяются для совместного трекинга. По горным маршрутам их водят бывалые туристы за 20–30 тысяч с носа без учета дороги до места сбора.

Сервисы по поиску авиабилетов подтверждают: россияне стали чаще ездить в Карелию и на Алтай, в два раза выросли продажи билетов в Петропавловск-Камчатский, в полтора раза — в Астрахань и Минеральные Воды.

Благомарафонец и коровы


Фото: Мария Окунева

Правда, у туризма XXI века есть и свои особенности. И они не только в технических примочках, помогающих сделать ночевку в лесу комфортнее. Модные веяния формируют новые маршруты и даже идеологию.


Разве по силам пятизвездочным комплексам предложить такую программу?!

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Почему важно плавать?

Вода для детей — привычная и родная среда. А плавать — это врожденная способность, обусловленная их внутриутробным развитием в жидкой среде (околоплодных водах).

Доказано, что почти у 96 % младенцев сохраняется плавательный рефлекс до 3 месяцев.

Так, группа ученых, погрузив около 30 новорожденных детей в воду, обнаружили удивительный факт - младенцы не тонули. Наоборот, они улыбались, когда их вытащили из воды. Было установлено, что малыши инстинктивно могли задержать дыхание при погружении в воду.

Именно этот врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и ныря­нию.

Более того, когда ученые попросили родителей подержать своих детей на поверхности воды животиками вниз, малыши могли удержаться на воде, перебирать ножками и ручками, имитируя плавательные движения. Данные этого эксперименты доказали, что новорожденные дети обладают инстинктивным умением нырять и плавать.

Эта врожденная способность плавать грудных младенцев была известна в древности. Многие племена и народности, в том числе и славянские, которые жили около воды, учили своих детей плаванию до того, как они впервые вставали на ноги. В Древнем Египте будущих воинов учили плавать в младенческом состоянии. Гиппократ рекомендовал купаться в родниковой воде как способ лечения болезней. А швейцарские монахи использовали термальные воды для лечения больных или инвалидов в своих общинах.


А если у ребенка - сложная родовая травма, поврежденна центральная нервная система, когда фактически теряется управление над своим телом?

Вот тут вода может стать основным ресурсом для развития, ведь память генетическая, что о том, что водная среда - это родная среда, мощная и устойчивая.

Так, ребенок с двигательными нарушениями может с трудом удерживать голову, возможно не стоит, с поддержкой сидит. Но как только попадает в воду, он начинает автоматически перебирать руками и ногами. И в этом случае вода становится пусковым моментом для восстановления и развития всей системы движений у ребенка.


После родовой травмы многие рефлекторные движения сильно ослабленные. Развитие и формирование навыков на суше может нести опасность получить травму. Вода благодаря своим физическим свойствам в разы снижает эту опасность.

Что же такое гидрореабилитация?

Гидрореабилитация - это комплекс упражнений в воде, которые помогают улучшить физические способности и функции человека. Данный вид реабилитации был одобрен медицинским сообществом как метод лечения давно.


Занятия в воде должны проводиться регулярно и последовательно под контролем специально обученных специалистов - аквареабилитологов. Оптимальный температурный режим для лечебного физкультурного комплекса в воде - 32-34 С. Ниже температура воды может усиливать спастичность мышц, выше 35 С - уменьшает двигательную активность ребенка.
Только теплая вода обеспечивает обезболивающий эффект, помогает снять спастичность в мышцах, стабилизирует процессы раздражения и торможения в центральной нервной системе.


Важна систематичность занятий. Это дает больший оздоровительный эффект, чем эпизодические походы в бассейн. Благодаря систематичным занятиям в бассейне простые рефлекторные движения постепенно формируются в более сложные. И процесс нового навыка в воде и перенесенный в последствии на сушу может быть эффективнее и безопаснее, нежели выработанный сразу на суше.


Дозированные физические нагрузки с правильным чередованием “нагрузка-отдых” - обязательный компонент при гидрореабилитации. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Когда все же появились даже минимальные признаки переутомления, нагрузку в последующем стоит уменьшить, а комплекс лечебных мероприятий должен быть пересмотрен.
Саму нагрузку на ребенка и сложность упражнений увеличивают постепенно с учетом возможностей самого ребенка.


Необходимо. чтобы была обеспечена профилактика травматизма и контроль аквареабилитолога, пока ребенок находится на занятиях в воде.

Аквареабилитация нужна в комплексном лечении при многих состояниях. Часто это дети с детским церебральным параличем, расстройством аутистического спектра, дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, с синдромом Дауна, в качестве постртравматической реабилитации.

1. Антигравитационные силы воды благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы. Состояние невесомости снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, позволяет детям с двигательными нарушениями двигаться менее болезненно, увереннее справляться с теми двигательными задачами, с которыми он не в состоянии справиться на суше.

2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.

3. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардио респираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

4. Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению. Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

Благодаря аквареабилитации у ребенка:


1. Формируются новые двигательные навыки, улучшение опорно-двигательной функции рук и ног;
2.Улучшается равновесия и координация движений;
3.Снимает болезненное напряжение в мышцах и суставах;
4.Улучшается кровообращения в сосудах и тканях организма за счет тренировки сердечно-сосудистой системы.

Как у каждого метода, при занятиях в воде нужно учитывать моменты, которые приведут к ухудшению общего состояния ребенка.


1. Не рекомендуется длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений (гидроцефалия);
2. Упражнения с длительным статическим напряжением эффектом не делают из-за возможного усиления спастики;
3. Убирают из основного комплекса упражнения, развивающие подвижность в суставах при артродезах суставов, при синдроме гипермобильности суставов;
4. При вывихе бедра и после его вправления нельзя упражнения с формированием приведения и наружной ротации бедра.


Таким образом, гидрореабилитация помогает вернуть ребенку с ДЦП способность к свободному движению, достичь более высокого уровня жизни и самообеспечения.


Читайте также:

Как развить математические способности у ребенка с помощью книг?

На портале Vikids вы можете:

Каждый хочет устроить ребенку праздник. А путешествие с ребенком на море или в яркую, красочную страну, это всегда праздник и незабываемые впечатления. Но когда возможности ребенка ограничены, появляется масса трудностей, которые необходимо преодолевать на пути к мечте. Итак, что же нужно, что бы путешествие доставило как можно больше радости, и как можно меньше проблем вам и вашему ребенку?

Выбираем страну

Если вы собираетесь больше времени проводить в отеле, Турция будет отличным выбором. Большинство турецких гостиниц и городов приспособлены для отдыха детей-инвалидов, так как в них есть пандусы, специально оборудованные туалеты, и многое другое, что необходимо для людей с ограниченными возможностями. К тому же, вы всегда можете подобрать тур согласно вашим возможностям и бюджету, ведь Турция это одно из самых развитых и одновременно самых доступных направлений для отдыха у моря. Чистые пляжи, приветливый персонал и уникальный местный колорит никого не оставят равнодушными.

Если же вы и ваш ребенок предпочитаете экскурсии и хотите больше гулять, тогда лучше отправляйтесь в Европу. Старинные замки, легендарные музеи и знаменитая европейская культура оставят самые приятные воспоминания.

Очень важно, что в европейских городах, повсеместно, для людей с ограниченными возможностями создана доступная среда. Для инвалидов-колясочников существуют специально оборудованные туалеты, в автобус можно заехать прямо на коляске, есть специализированные пляжи. К тому же, к инвалидам относятся, как к равным, никто не будет акцентировать внимание на вас, и вашем ребенке. Большинство развлекательных парков в Европе так же приспособлены для отдыха с ребенком-колясочником.

Во многих странах мира есть экскурсии для людей с нарушениями слуха и зрения. Например, в музее Ватикана работают специалисты, проводящие экскурсии с такими видами коммуникации как вербальная, тактильная, аудиальная. Есть экскурсоводы, владеющие языком жестов.

В музеях Таиланда существуют специальные программы для посетителей с нарушением зрения, где они могут трогать экспонаты.

Если для въезда в страну нужна виза, позаботиться о её приобретении нужно заранее. В сезон отпусков существует очередь на подачу документов, иногда она расписана на месяц вперед.

Подготовка к путешествию

Самое важное – это правильно подготовиться к отдыху, что бы во время путешествия не возникло осложнений и неприятностей. Нужно учесть несколько ключевых моментов при подготовке. Это, прежде всего, выбор отеля и метода передвижения.

Если вы путешествуете с ребенком в инвалидном кресле, то при выборе комнаты в отеле, отдавайте предпочтения номерам на первом этаже гостиницы. Когда номеров нет, уточните, работают ли в отеле подъемники на верхние этажи. Постарайтесь дозвониться до той гостиницы, в которой планируете отдых и убедиться, что она вам действительно подходит. Не стоит игнорировать и отзывы о выбранном отеле. Как только вы заселитесь в номер, его нужно обязательно изучить. Проверить, как работает сантехника, исправны ли электроприборы. Узнайте, приспособлены ли ванные комнаты для инвалидных колясок, есть ли дополнительное оборудование, такое как душ с возможностью использования инвалидного кресла.

Если вам предстоит воздушный перелет, обговорите с авиакомпанией, какие условия пребывания на борту самолета потребуются. О своих потребностях нужно предупредить компанию-авиаперевозчика не позднее сорока восьми часов до начала поездки. Если вы заказываете билет заранее, нужно сообщить о ваших пожеланиях при бронировании билета. Так же нужно узнать о затратах и о порядке возмещения стоимости перелета в случае, ели потребуется отменить поездку в последний момент.

Инвалидные коляски, и средства передвижения, вес которых более 60 кг, допускаются к перевозке, если оба аэропорта предоставляют устройства для их погрузки. Либо они должны разбираться на части, при этом вес каждой части не должен превышать 60 кг.

В аэропорт нужно приехать как минимум за два часа до начала регистрации. Если ваш ребенок летает впервые, постарайтесь развлекать его все время перелета, так как не исключена аэрофобия.

У каждой компании-авиаперевозчика свои правила транспортировки пассажиров, в том числе и пассажиров с ограниченными возможностями. Нужно уточнять их заранее.

Если вы выбрали поездку на поезде, так же нужно заблаговременно сообщить о наличии особых потребностей. Вы можете получить место в специальном вагоне для ребенка. Для этого нужно подать заявление либо на имя начальника станции либо начальнику железнодорожного вокзала, по телефону, или заполнить его в письменном виде. Заявление предоставляется в период от сорока пяти до пяти суток до отправления поезда. Если состав поезда не оснащен специальным вагоном, то пассажиры с ограниченными возможностями и инвалиды получают билет только на нижней полке в купе поезда. Если это необходимо, вам окажут дополнительную помощь, для этого нужно просто уведомить работников станции. При покупке железнодорожных билетов, на детей-инвалидов распространяются льготы.

Если во время поездки вы планируете арендовать автомобиль, свяжитесь с фирмами, которые этим занимаются. Уточните, есть ли в наличии машины, на которых можно транспортировать ребенка-инвалида.

Свяжитесь со своей страховой компанией и попросите консультацию по вашим правам в той стране, которую намерены посетить. Все важные документы необходимо отксерокопировать.

Проверьте наличие лекарств перед дорогой. Оставляйте все медикаменты в ручной клади. Позаботьтесь о том, что бы лечащий врач выдал документ, подтверждающий наличие заболевания у ребенка и в котором указан перечень всех необходимых медикаментов.

Для ребенка-инвалида жизнь часто ограничивается пределами дома, в ваших силах сделать её более разнообразной и интересной. При планировании путешествия отдавайте предпочтение, прежде всего, вкусам и запросам вашего ребенка, ведь самое главное, чтоб поездка понравилась ему. Обязательно стоит учесть, насколько выбранная страна готова принять ребенка-инвалида. Хорошо продумайте путешествие, что бы оно оставило только приятные впечатления.

ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Лечебное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации.

Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, их реципроктные движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса.

Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Во время лечебного плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. Гидрокинезотерапия (лечебная гимнастика в воде) эффективна для предупреждения и устранения контрактур и деформаций. В результате существенным образом облегчается совершение ребенком различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление.

Кроме того, следует учитывать, что лечебное плавание оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка. Анатомо-физиологические особенности детского организма позволяют ребенку освоить плавание еще в раннем возрасте. В воде ребенок намного более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время лечебной гимнастики в бассейне дети не проявляют раздражительности и негативизма, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК. Плавание увлекает ребенка, доставляет ему удовольствие.

В реабилитационной практике лечебное плавание является не только средством восстановления двигательных функций больного детским церебральным параличом, но и условием улучшения общего состояния организма ребенка. Водные процедуры способствуют улучшению аппетита, стимулируют обменные процессы, улучшают кровоснабжение органов и тканей, повышают резистентность детского организма к различным инфекциям. Таким образом, лечебное плавание способствует не только развитию двигательных возможностей ребенка с ДЦП, но и существенно улучшает его соматическое здоровье.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ (ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ В ВОДЕ) ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСОВ У МЛАДЕНЦЕВ С РОДОВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

Известно, что человек рождается с определенным набором физиологических рефлексов, степень зрелости которых зависит от уровня развития центральной нервной системы (ЦНС) и от его функционального состояния. Рефлексы составляют основу морфофункционального (физического) развития ЦНС, служат фундаментом для формирования более сложных сенсомоторных и ассоциативных координаций. Нейроонтогенез (раннее развитие до 1 года) происходит в соответствии с генетической программой структурного и функционального развития нервной системы. Полнота реализации этой программы зависит от адекватности и времени приложения внешних воздействий.

Исходя из этой периодизации, логично предположить, что занятия в водной среде в первое полугодие жизни младенца будут адекватно развивать ребенка, формировать оптимальные двигательные стереотипы, способствовать дозреванию всех уровней ЦНС, формированию ассоциативных и межполушарных связей.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - исследование влияния грудничкового плавания на развитие физиологических рефлексов и двигательной активности у младенцев с родовыми повреждениями шейного отдела позвоночника (ШОП).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Методом сплошной выборки из 40 младенцев сформировано 2 группы по 20 человек.
Первую (основную) группу составляли младенцы, имеющие функциональный блок шейного отдела позвоночника (ШОП), подтвержденный рентгенологическим исследованием.

Вторую группу (группа сравнения) составляли здоровые младенцы.

Еженедельно проводился контроль двигательной активности и состояния физиологических рефлексов в каждой группе.

Занятия в бассейне были направлены на формирование следующих физиологических рефлексов: задержки дыхания, хватательного, опоры, автоматической ходьбы, перекрестной координации, вестибулярных, симметричных и асимметричных шейно-тонических, шейно-вестибулярного и опто-вестибулярного взаимодействия.

Занятия проводились два раза в неделю по 30 минут. Каждое занятие включало разминку на суше и в воде, основную и заключительную части в воде. Занятия строили таким образом, чтобы вызвать у детей положительную эмоциональную реакцию, что важно для достижения мышечной релаксации в воде у больных детей и способствует формированию положительных мотиваций к занятиям физкультурой в дальнейшем.

Все здоровые дети занимались с удовольствием, за два месяца занятий у них сформировались двигательные стереотипы с опережением возрастной нормы. Дети были координированы, при ползании легко преодолевали препятствие, произвольно и по просьбе родителей меняли темп и направление движения, устойчиво сидели, могли совершать повороты, наклоны, двуручное манипулирование в положении сидя, 14 из 20 детей могли стоять у опоры.

Выполнение заданий в разном диапазоне темпа и сложности движений, возможность осмысленной коррекции направления движений свидетельствует о формировании у младенцев ассоциативных межполушарных корковых связей, что важно для развития ЦНС и служит базой для формирования оптимальных постуральных и моторных двигательных стереотипов.

Больные младенцы также занимались с удовольствием. Уже через две недели у них наблюдали выравнивание рефлексов опоры, плечевого пояса и содружественного движения головы с двух сторон. В ходе дальнейших занятий результат закрепился, и через два месяца больные дети в двигательном развитии соответствовали возрастной норме: могли самостоятельно сидеть, пытались ползти, перекладывали игрушки из руки в руку, симметрично удерживали голову и удерживали тело на воде в положении на груди и на спине.

Таким образом, грудничковое плавание и лечебная гимнастика в воде оказывает положительное влияние на развитие физиологических рефлексов как здоровых, так и больных младенцев. У здоровых детей опережающими темпами происходит формирование ассоциативных межполушарных корковых связей, что служит основой гармоничного развития. Грудничковое плавание способствует дозреванию физиологических рефлексов у больных младенцев и формирует симметрию постуральных и моторных стереотипов. Младенцы догоняют в развитии возрастную норму, то есть с помощью этого метода достигается коррекция имеющейся патологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.