Почему важна ранняя диагностика дцп

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Возникающие неврологические нарушения в раннем по-стнатальном периоде, характеризующиеся как перина­тальная энцефалопатия, или тяжелое поражение мозга, сразу после рождения требуют включение ребенка в активный процесс лечения, который проводится в стацио­наре или в поликлинике. Этот первый этап лечения в остром периоде (от рождения до 1 мес.) особенно значителен, так как при отсутствии должного лечения в этом периоде у больного формируются патологические позотонические установки и движения. Все медицинские мероприятия в этом периоде проводятся, как правило, в стационаре в отделении интен­сивной терапии или неврологическом отделении.

— ранний резидуальный (от 2 мес. до 12—18 мес);

— промежуточный резидуальный (с 12—18 мес. до 4—6 лет);

— поздний резидуальный (с 4—6 лет до 16 лет).

Ранний резидуальный этап характеризуется острыми нарушениями гемо- и ликвородинамики, возникающими в процессе родов. Это вызывает у ребенка значительные нару­шения регуляции мышечного тонуса по типу экстензорнои ригидности. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тонуса, но и наличие стойких позотонических (детских рефлексов), за­держка в развитии движений, наличие атипичных движе­ний. В большинстве случаев наблюдается задержка пси­хического и речевого развития. У некоторых больных с ДЦП

проявления задержки в развитии психических и речевых функций с возрастом сглаживаются, однако у подавляюще­го большинства детей с ДЦП задержка психического разви­тия носит стойкий характер и проявляется на последующих стадиях заболевания.

Своевременное начало, активное и непрерывное проведе­ние лечебных мероприятий на этом этапе имеют решающее значение в достижении положительного эффекта. Лечебные мероприятия проводят в специализированных центрах и стационарах.

Промежуточный резидуальный этап характеризуется наряду с задержкой и неправильным развитием рефлексов ^патологическим изменением тонуса, силы, локомоций. Этот этап является непродолжительным при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии и характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается и даже может нарастать. Установочные рефлексы не форми­руются или формируются лишь их элементы. Произвольная моторика резко задерживается в своем развитии. Кроме то­го, у ребенка нарастают патологические синергии, формиру­ются патологические двигательные стереотипы.

Поздний резидуальный этап условно называют ко­нечной стадией заболевания. Он характеризуется оконча­тельным развитием патологического двигательного стерео­типа, организацией контрактур и деформацией на основе нев­рологических синдромов, которые развиваются в течении первых стадий заболевания.

Внутри этого этапа К.А. Семенова (1979) выделяет две под-стадии: конечная стадия первой степени характеризуется патологическими двигательными стереотипами, позволяю­щим ребенку самостоятельно или с поддержкой передви­гаться, овладевать письмом, элементами самообслуживания. Речь ребенка может развиваться нормально или имеются негрубые речевые нарушения; конечная стадия второй сте­пени может наступить очень рано, в первые месяцы жизни ребенка. У ребенка быстро нарастают массивные, множест­венные артрогенные контрактуры, тяжелые деформации. Как правило, у детей наблюдается выраженное интеллекту­альное и речевое недоразвитие.

§ 4. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП

Установление раннего диагноза ДЦП очень важно для эф­фективности последующего его лечения. Такая диагностика достаточно сложна, чему, к сожалению, способствует и то, что такой диагностике не придают достаточного значения.

Обычно предположение о наличии ДЦП подтверждается во второй половине первого года жизни, когда нарушения движения становятся заметны. В то же время показано, что при обследовании детей в возрасте 1, 6, 8, 12 месяцев груп­пы высокого риска с использованием показателей сенсо-моторики по соответствующей шкале к 6 месяцам можно получить высокоинформативные данные о возможном ходе дальнейшего развития ДЦП. Анализ индивидуальных пока­зателей отклонений показал, что если к 8 месяцам имеется три и более измененных показателя развития, то возмож­ность развития ДЦП велика [Berns, O'Callagham, 1989].

Даже у детей с относительно легкими проявлениями двига­тельных нарушений отмечается в первые годы жизни задерж­ка психического и речевого развития. У части больных в даль­нейшем это состояние сглаживается, но у некоторых детей те или иные нарушения психического развития и речи остаются в разной степени выраженности. У большинства больных ДЦП имеются расстройства зрения, кинестезии, вестибулярной сис­темы, схемы тела, что влечет за собой патологию пространст­венных представлений, а отсюда нарушения чтения и письма, ограничение в выборе профессии.

У части детей с ДЦП отмечаются сильное снижение актив­ности, отсутствие мотивации к действию и общению с окружаю­щими, нарушение развития познавательной деятельности, эмо­ционально-волевые расстройства, имеются и определенные нарушения внимания: низкая активность, инертность, труд­ность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т. д.

В синдроме ДЦП большое значение имеют интеллектуаль­ные нарушения, которые характеризуются диссоциирован­ным развитием психических функций. Такие нарушения оказываются различными по характеру и степени при раз­личных формах ДЦП.

Повреждение еще незрелых мозговых структур сущест­венно влияет на дальнейшее развитие познавательных про­цессов и личности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нерв­ные клетки не способны к восстановлению, но необычайная функциональная пластичность нервной ткани ребенка спо­собствует развитию компенсаторных возможностей. Поэто­му своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в преодолении нарушений речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специа­листов, работающих с детьми с церебральным параличом, по­казал, что чем ранее начата медико-психолого-педагогиче­ская реабилитация этих детей, тем она более эффективна и лучше ее результаты.

Особые трудности представляет прогностическая оцен­ка психомоторного развития детей с ДЦП. Благоприятный

Глава II. Клинические особенности ДЦП

§ 4. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП

По данным К.А. Семеновой и И.М. Махмудовой (1979), 70,8% детей с гемипаретической формой ДЦП учатся в мас­совых школах и только 29,2% имеют сниженный интеллект. У 65% детей со спастической диплегией интеллект первично сохранен, и они способны к обучению по массовой програм­ме, у 38% отмечается умственная отсталость в легкой степе­ни, и только у 7% детей наблюдаются глубокие нарушения интеллекта [И.И. Мамайчук, 1992].

Особые трудности в процессе социальной адаптации ис­пытывают дети с гиперкинетической формой ДЦП. Несмот­ря на первично сохранный интеллект, они не могут посещать массовые школы и в дальнейшем работать из-за выраженных ограничений в движениях. Наиболее неблагоприятен соци­альный прогноз у детей с двойной гемиплегией и с атониче­ски-астатической формой ДЦП из-за грубого недоразвития интеллекта.

Для детей важно сочетание медицинских и психолого-пе­дагогических реабилитационных программ, поскольку мы имеем дело с развивающимся, формирующимся организмом, и чем разнообразнее будет воздействие, чем больше постра­давших систем будет включено в реабилитационный процесс, тем выше будет конечный результат.

5. Дайте клиническую характеристику основных форм
ДЦП.

6. Почему важна ранняя диагностика ДЦП?

7. Какие формы ДЦП наиболее прогностически неблаго­
приятны?

8. Составьте таблицу классификации ДЦП, где укажите
основные двигательные, психические и речевые нару­
шения, характерные для разных форм заболевания.

Контрольные вопросы и задания

2. Перечислите основные причины заболевания.

3. Поражение каких структур головного мозга приводит
к ДЦП?

4. Составьте таблицу основных этиологических факторов
ДЦП в разные возрастные этапы возникновения забо­
левания.

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

    19.11.2018
  • Особенные детки
  • ДЦП


Что такое ДЦП и что связано с этим термином


Если этим не заниматься, ребенок будет страдать не только от двигательных, но и от психических и умственных нарушений

Международный классификатор присваивает этому заболеванию код Г-80, который относится к неврологическому классу и делит ДЦП на подвиды:

  • код 80. 0 – повышенный тонус в ручках, тетраплегия;
  • 80.1 – повышенный тонус мышц ног, диплегия;
  • 80.2 – синдром спастики, гемиплегия;
  • 80.3 – гипер кинетическая симптоматика;
  • 80.4 – атонически — астатическая симптоматика;
  • 80.8 – смешанные признаки;
  • 80.9 – неуточненная симптоматика.

Известные науке причины ДЦП у детей

Главная причина проявления двигательных нарушений – отклонения в коре и подкорковой части головного мозга. Когда мозг поражен, наблюдаются и отклонения в развитии нервной системы. Все это в комплексе и называется термином ДЦП.

Почти сто лет врачи считали, что причины возникновения ДЦП кроются в недостатке кислорода для младенца при родах, причиной которого является обвитие пуповиной. Современные медики выделяют три фактора риска: патологическое течение беременности, тяжелые роды и травмы в послеродовый период.

Могут ли врачи поставить диагноз ДЦП еще до рождения ребенка

Современная медицина может поставить многие диагнозы задолго до рождения малыша на свет, но, к сожалению, ДЦП крайне редко можно обнаружить на стадии развития плода. Учитывая, что чаще всего причиной этого заболевания становятся родовые травмы, именно подготовка к родам является особо важным этапом.


Во время беременности есть факторы, которые влияют на возникновение патологий в мозге ребенка и очень важно своевременно заниматься лечением и профилактикой, но это не гарантирует, что не родится ребенок с ДЦП

Как определяется ДЦП у новорожденного

Определить заболевание у новорожденного малыша можно только проводя специальное исследование. Гораздо позже признаки станут очевидными, но в первые дни жизни их непросто распознать. Первым признаком является нехватка кислорода, которая вызывается патологиями в коре мозга. Главным определяющим фактором является нарушение координации движений. У ребенка запрокидывается головка, есть проблемы с тонусом в мышцах, ручки и ножки вялые или напротив, очень напряжены, присутствуют очевидные нарушения рефлексов.

Почему ДЦП у ребенка может появиться во время беременности

Почти половина малышей с ДЦП так или иначе не получили должного развития в материнской утробе. Если к имеющимся неблагополучным факторам присоединяются трудные роды – вероятность церебрального паралича возрастает многократно.

Какие проблемы во время вынашивания являются факторами риска:

  1. Хронические болезни роженицы. Планируя рождение малыша, женщина должна в первую очередь обратить внимание на собственное здоровье. Серьезной угрозой может стать сахарный диабет, заболевания щитовидки и сердца, гипертония, лишний вес и анемия. Но по отдельности эти болезни не могут спровоцировать нарушения в формировании мозга малыша. Чрезвычайно опасны различные вирусные и бактериальные инфекции во время вынашивания ребенка. Вирус герпеса, сифилиса, токсоплазмоза, туберкулеза, менингита и краснухи – все эти болезни могут вызвать серьезные патологии.
  2. Проблемы в течении беременности. Риск возникновения ДЦП связан с токсикозом и гестозом во время вынашивания. Эти нарушения могут привести к проблемам с доставкой кислорода к плоду, а это напрямую влияет на формирование его мозга.
  3. Дурные привычки во время вынашивания. Злоупотреблением никотином, алкоголем и неконтролируемый прием лекарств – все это факторы риска. Кроме того, будущая мать должна быть освобождена от тяжелого труда и возможных травм. Доказано, что около все эти причины увеличивают риски рождения детей с ДЦП на 10 процентов.
  4. Тазовое предлежание. Природой заложено рождение ребенка головкой вперед, но так бывает не всегда. У многих женщин малыш имеет тазовое предлежание, а это повышает риск возникновения ДЦП. В таком положении во время родов кости черепа младенца могут деформироваться. И зачастую дети в отклонениями в развитии, такими, как гидроцефалия, имеют именно тазовое предлежание.

Есть ли наследственная предрасположенность к ДЦП? Нельзя однозначно ответить отрицательно, потому что исследования в этой области продолжаются, но уже доказано, что причины возникновения ДЦП никак не могут быть связаны с его наличием у ближайших родственников. С другой стороны, хромосомные повреждения могут являться провоцирующим фактором, и именно это сейчас активно исследует наука.

Причины возникновения ДЦП во время родов

Травмы во время родов являются одной из наиболее распространенных причин ДЦП у детей. Что может произойти такое, чтобы ребенок получил повреждения мозга в момент рождения:

  1. Роды раньше срока. Недоношенные детки чаще доношенных имеют диагноз ДЦП. Проблема в том, что сосуды головного мозга у них еще несовершенны и слишком хрупки, а значит могут травмироваться при рождении.
  2. Удушье во время рождения. Младенец может получить асфиксию по разным причинам: проблемам с плацентой, пуповинного обвития, нарушений родовой деятельности.
  3. Травмы во время рождения. Если малыш рождается ножками вперед, то самые умелые действия врачей не гарантируют отсутствия растяжения шеи или деформации черепа. Опасность представляют и затяжные безводные роды.


Почему ДЦП может возникнуть после рождения

Крайне редко бывают зафиксированы случаи, когда внешне здоровый младенец заболевает детским церебральным параличом. Какие причины возникновения ДЦП в это время:

  1. Резус-конфликт и токсическое поражение мозга. В случае резус-конфликта у ребенка развивается желтуха и накопленный организмом билирубин может отравить мозг. Важно своевременно начать лечение, чтобы не допустить этого риска.
  2. Механическая травма может стать причиной возникновения ДЦП. Даже самый легкий удар по маленькой головке может привести к кровоизлиянию и нарушениям в развитии мозга.
  3. Отравление лекарствами или токсическими веществами. Ребенок может получить опасные для него вещества с молоком матери.

Никотин, алкоголь, сильнодействующие медикаменты – все это может спровоцировать заболевание

Мы перечислили все известные науке на сегодняшний день причины возникновения ДЦП, но напоминаем, что исследования продолжаются.

В заключении небольшой, но очень полезный видеоматериал, как можно выявить ДЦП у деток до года:


Детская инвалидность ежегодно увеличивается на 10%. Во всем мире заболевания нервной системы у детей являются одной из ведущих причин, приводящих к инвалидности. Дети с ДЦП составляют 24% в структуре детской неврологической инвалидности.

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Факторы, способствующие развитию ДЦП

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением внутричерепного давления, нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Двигательное развитие ребенка идет в определенной последовательности, при этом угасают врожденные рефлексы и формируются выпрямляющие рефлексы, ребенок учится держать равновесие. Именно нарушение своевременной последовательности развития является одним из самых ранних признаков ДЦП.

При оценке развития также нужно учесть, что темпы развития недоношенных детей на несколько месяцев отстают (в зависимости от степени недоношенности) от темпов развития доношенных.

Еще один ранний признак ДЦП — это нарушение тонуса мышц. Мышцы здорового новорожденного находятся в физиологическом гипертонусе (повышенный тонус), поэтому ручки и ножки у малыша всегда согнуты, а кулачки сжаты и их довольно трудно разогнуть и разжать. Это состояние сохраняется до 3 — 4 месяцев.

Если повышенный мышечный тонус сохраняется после 4 месяцев, это говорит о перинатальном поражении ЦНС (с 28 недели беременности до первой недели жизни) и угрозе развития ДЦП. Снижение мышечного тонуса у новорожденного также является признаком перинатального поражения ЦНС, однако у недоношенных детей она может считаться нормой первые несколько месяцев жизни.

Ранняя диагностика ДЦП возможна и должна проводиться для того, чтобы максимально раньше начать комплекс восстановительного лечения и предотвратить развитие тяжелых форм ДЦП, значительно уменьшить риск развития осложнений и инвалидизации.

Как проявляется детский церебральный паралич?

Клинические проявления ДЦП зависят от его формы.

Эта форма считается самой частой разновидностью ДЦП, она составляет 60 — 65 % среди всех случаев заболевания. Причем 70% детей страдающих спастической диплегией, родились недоношенными, а у более 70% имеется изменение в головном мозге в области желудочков (перивентрикулярные изменения).

Основные проявления спастической диплегии:

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда уровень билирубина в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная мышечная гипотония с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

Осложнения ДЦП

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных судорог, особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.
  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.